Научная статья на тему 'Коррупция как сложное социально-экономическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности России'

Коррупция как сложное социально-экономическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1261
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция как сложное социально-экономическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... ..........................

6. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. — М.: Дело, 2005.

7. Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лун-ского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции, 1994 г. Приложения А, В, Д, Е («Сахалин-2»).

8. Соглашение о разделе продукции «Сахалин-1», 1995 г. Приложения А, В, С, Д, Е.

9. Соглашение между Российской Федерацией в лице Администрации Ненецкого автономного округа и фран-

цузским акционерным обществом «Тоталь разведка разработка Россия» о разработке и добыче нефти на Харья-гинском месторождении на условиях раздела продукции 1995 г.

10. Аналитические и отчетные материалы отдела реализации проектов СРП Департамента нефтегазового комплекса Минпромэнерго России за 2003—2007 гг.

11. Финансовые и аудиторские отчеты за 2003—2006 гг. по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

КОРРУПЦИЯ КАК СЛОЖНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ УГРОЗУ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В последнее время коррупция стала одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкивается Россия. Важность противодействия коррупции неустанно подчеркивается в политических программах ведущих партий, выступлениях общественных деятелей, рекомендациях представителей делового сообщества и высказываниях государственных лиц. Как отмечают специалисты1, к началу XXI в., поделив сферы влияния и удовлетворив свои основные материальные потребности, участники коррупционного процесса стремятся к формированию личных богатств (приобретение дорогой недвижимости за рубежом, получение значительных долей в капиталах АО, ООО и др.). Для этого коррупционеры используют не столько экономические, сколько политические пути: конвертацию должности (статуса) государственного чиновника в капиталы, дорогую недвижимость и пр. Государственная политика прямо диктуется частными интересами находящихся у власти, вблизи власти и способных влиять на власть лиц. Дополнительные и теневые доходы составляют основную и необходимую часть дохода чиновников, коррупционное поведение стало нормой экономической и правовой культуры, исполнительная власть активно использует теневые формы мобилизации доходов2.

О распространении негативных явлений свидетельствует продолжающийся рост коррупционных преступлений, прежде всего взяточничества: так, если в 1991 г. таких преступлений было совершено 2534, то в 2000 г. - 7047, в 2001 г. - 7909, в 2002 г. - 7311, в 2003 г. - 7346, в 2004 г. - 8928, в 2005 г. - 9821, а за 2006 г. - 11,13. Таким образом, кол-

М.П. ГУРОВ, кандидат экономических наук

личество преступлений выросло более чем в 4 раза за 15 лет.

За годы проведения реформ Россия стала одним из мировых лидеров по уровню коррумпированности. Напомним, что в рейтинге индексов восприятия коррупции (он оценивает восприятие уровня коррупции населением по шкале: от 10 — коррупция практически отсутствует; до 0 — очень высокий уровень коррупции), публикуемым международной общественной некоммерческой организацией «Трансперэнси интернэшлн» (Transparency International)4, Россия находится в 2006 г. на 127 месте (индекс 2,5) среди 163 стран. У наименее коррумпированных стран — Финляндии, Исландии, Новой Зеландии — он составляет 9,6. Согласно данным «Барометра мировой коррупции — 2006. Данные по России» наши граждане считают (по шкале: 1 — не поражены, 5 — очень поражены) наиболее пораженными коррупцией: правоохранительные органы — 4; парламент, судебная система, бизнес — 3,9; политические партии 3,8; здравоохранение, образование — 3,7; налоговая служба, СМИ, армия — 3,5. Основная масса опрошенных (более 75%) считают, что в стране антикоррупционная деятельность власти неэффективна, а 13% вообще считают, что власть стимулирует коррупцию.

По данным исследований Фонда «ИНДЕМ» за период с 2001 по 2005 г. емкость коррупционного рынка в России возросла с 33,5 млрд. долл. до 16 млрд. 5, т. е. более чем в 9,5 раза. Следует согласиться с мнением многих известных ученых и специалистов, что управленческий потенциал общества переориентируется коррупцией с интересов развития страны на интересы ее разворовывания. В результате коррупция в нынеш-

нем российском масштабе практически исключает возможность успешного экономического развития.

Понятие «коррупция» определяется как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского языка — «развращенный, продажный». Corruption — «порча, разложение, растление». Словарь иностранных слов так определяет коррупцию: «1. Использование должностным лицом своего служебного положения в личных целях. 2. Продажность, взаимный сговор должностных лиц для корыстных действий»6. В Толковом словаре русского языка коррупция определяется так: «Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами»7.

Международные публичные нормативные документы понимают коррупцию по-разному, однако в них подчеркивается, что понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом.

Изучение дошедших до нас памятников истории и права показывает, что коррупция была присуща всем общественно-экономическим формациям и формам государственного устройства во все периоды их развития. Одно из первых упоминаний о коррупции в системе государственной службы нашло отражение в документах, обнаруженных в архивах Древнего Вавилона XXIV в. до н.э. В этот период царь Лагаша реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, уменьшения платежей за обряды8.

В Римской империи также был разработан механизм предупреждения и пресечения коррупции, введено в качестве наказуемого деяние, обозначаемое термином «коррупция», которое состояло в подкупе лица, облеченного публичной властью. Одним из первых в европейской философии объяснение коррупции попытался дать Платон. Философ считал, что корыстолюбие — это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Аристотель рассматривал коррупцию прежде всего как политическую категорию, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, «испорченную») форму монархии9.

Аналогичных взглядов придерживались Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо и другие мыслители прошлого. Так, Н. Макиавелли проводил аналогию между коррупцией и чахоткой, которую вначале трудно распознать, но потом легче лечить, а если она запущена, то легко распознать, но лечить трудно10. В последующее время акцент в определении коррупции переносится с социально-политического аспекта на криминологическую, уголовно-правовую сторону. Как отмечал Т. Гоббс, одно и то же противозаконное действие является большим социальным злом, если имеет место коррупция, т. е. преступление проистекает из-за того, что человек, полагаясь на свою силу,

богатство или друзей, надеется оказать сопротивление агентам закона11.

Россия также не избежала болезни под названием «коррупция», истоки произвола чиновников прослеживаются уже в X в., во времена Киевской Руси. В тот период в каждый крупный город великий князь назначал своего полномочного представителя — посадника (воеводу, наместника) без денежного вознаграждения. Как представитель князя в городе, посадник вершил суд, собирал дань и пошлины, руководил военными силами и т. д., а часть собранных с населения средств оставлял в свою пользу. Кроме того, посадник получал с населения «корм» (продукты питания и фураж). Данная система получила название «кормление». В законодательстве того времени не были определены границы кормления — количество кормлений в год определял сам кормящийся. Таким образом, нередко причинами народных волнений были действия потерявших чувство меры кормления представителей князя. Постепенно система кормления трансформировалась в лихоимство (подкуп за нарушение законодательства) и мздоимство (подкуп за ненарушение закона). К концу XV в. лихоимство и мздоимство уже образовали систему коррупции.

Первым законом, определившим наказание за взятку судей, явился «Судебник» 1497 г. Новое проявление взяточничества — вымогательство — стало известно с XVI в. С этого времени возникает практика взятки за лицензию, начатая боярином И. Милослав-ским. Глава земского приказа Л. Плющев превратил суд в инструмент беспредельного вымогательства; П. Траханиотов, глава Пушкарского приказа, месяцами не выплачивал жалованье стрельцам, оружейникам и иным подчиненным, присваивая их деньги. Доведенный до отчаянья народ 25 мая 1648 г. учинил в Москве бунт, требуя выдачи и казни П. Траханиотова и Л. Плющева, а также других преступников. В результате царь Алексей Михайлович был вынужден выдать народу преступников.

Распространившаяся в России коррупция вынудила Петра Первого применять крайне репрессивные меры, вплоть до смертной казни. Петром были введены в действие законы «О воспрещении взяток и посулов», «О наказании за взятки и лихоимство», «О наказании хищников за взятки лишением имения и живота». Но даже эти суровые наказания не устрашили любителей казнокрадства. Наибольшего расцвета коррупция достигла в период правления Николая II. Из книг по российской истории мы хорошо помним, как во время Первой мировой войны продавались планы наступления российских войск, как за крупные взятки от промышленников формировались государственные заказы по линии военного ведомства и т. д.12 Такая ситуация явилась предпосылкой сначала Февральской революции, а затем и Октябрьской революции, так как коррумпированное Временное правительство ничего не могло противопоставить открытой антиправительственной пропаганде большевиков. Не смогла справиться с коррупцией и фашистская Германия13.

С приходом к власти большевиков, несмотря на то что 8 мая 1918 г. был принят Декрет о взяточничестве, который стал первым в Советской России правовым актом, предусматривающим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок), коррупция продолжала активно развиваться. Достаточно вспомнить «узбекские», «казахские», «молдавские», «одесские» и прочие дела, а также процессы, отражавшие лишь видимую часть явления коррупции в советский период.

В период реформирования российского общества с начала 90-х гг. и по настоящее время коррупция вышла на качественно новый уровень. Россия вошла в число мировых лидеров по уровню коррумпированности. Не избежали острых проблем с коррупцией и страны третьего мира, такие как Индонезия, Южная Корея, Филиппины, Парагвай, Гаити, многие другие из африканских стран14, где коррупция пронизывала все социально-экономические отношения, результатом чего явились массовые выступления армии и населения. Острой эта проблема остается и в развитых странах.

В современной научной литературе по вопросам предупреждения и пресечения коррупции существует множество дефиниций коррупции, которые отражают отдельные стороны этого сложного явления. Ее рассматривают в нескольких аспектах - социальном, политическом, экономическом, кримино-лого-правовом. Проблемам раскрытия сущности, содержания и путей преодоления коррупции посвящены исследования Г.А. Аванесова, Д.И. Аминова, В.Н. Бурлакова, С.В. Ванюшкина, Б.В. Волжен-кина, С.Д. Волкова, Я.И. Гилинского, А.И. Гурова, А.И. Долговой, В.М. Есипова, В.В. Колесникова,

A.А. Крылова, Ю.В. Латова, В.В. Лунеева, С.В. Максимова, О.С. Ильина, В.В. Радаева, Г.А. Сатарова,

B.К. Сенчагова, А.А. Смирнова, С.В. Степашина, Л.М. Тимофеева.

Нам представляется, что коррупция - скорее всего диалектически взаимосвязанное социально-экономическое и правовое явление, без понимания которого нельзя решить важные вопросы по ее правовому оформлению, предупреждению и пресечению. Коррупция представляет собой особую социальную структуру, совокупность устойчивых и универсальных норм, принципов неформального взаимодействия людей, под которыми понимается система устойчивых межличностных взаимодействий, заменяющая официально установленный порядок. При этом, как замечает А.В. Дахин, особенность структуры коррупции состоит в том, что эти отношения складываются и развиваются в сфере управления, функциональных отношений должностных лиц; они дублируют и замещают собой функциональные отношения должностных лиц, представляют альтернативу разрешенных законодательством действий этих лиц15.

Анализ научной литературы показывает, что при определении содержательной стороны коррупции при-

оритет отдается правовому аспекту. В юридической науке коррупция воспринимается преимущественно как «законное - незаконное». Правоведы видят и понимают коррупцию ровно настолько, насколько относимые к ней деяния регламентированы законом, а точность определений обусловлена степенью зрелости законодательства.

Политологи исследует коррупцию преимущественно в контексте вопроса о власти. Коррупция рассматривается в качестве способа реализации властных полномочий или борьбы за нее.

Экономисты считают, что истоки коррупции кроются в экономических и институциональных де-струкциях в развитии общественных отношений, а издержки ее существования накладываются на все общество. Предельно лаконичное определение основных причин коррупции экономисты выражают следующей формулой: Коррупция = Монополия + Произвол - Ответственность. Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (производить закупки оружия и т. д.) и от бесконтрольности деятельности чиновников, а также обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления16.

Социологи рассматривают коррупцию в контексте проблем существования неформальных сетей социального взаимодействия на основе тесных межличностных контактов и взаимных обязательств.

Таким образом, изучением коррупции занимаются специалисты различных отраслей, однако в целях эффективной антикоррупционной деятельности следует использовать комплексный подход в анализе понятия и форм проявления коррупции в нашей стране. Коррупцию как сложное социально-экономическое и правовое явление, имеющее собственную природу, обладающее специфической динамикой, структурой, а также масштабом, необходимо исследовать с междисциплинарных позиций. Соответственно, предупреждение и пресечение коррупции предполагает комплекс разносторонних экономических, социальных, правовых и организационных мер, рассчитанных на длительную перспективу. Снизить уровень и масштаб коррупции в нашей стране в рамках одной кампании и за короткий промежуток времени невозможно. По прогнозам специалистов, для того чтобы уровень коррупции в России снизился до уровня, к примеру, Португалии, необходима систематическая работа в течении 40 лет, а до уровня Швеции - 100 лет. Согласно статистике Всемирного банка, эффективные антикоррупционные кампании занимали у правительств ряда стран не менее 15 лет.

Рассматривая феномен коррупции, нельзя не отметить, что это явление следует рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Коррупция в узком смысле - явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. В коррупцию всегда

вовлечены две стороны: тот, кто покупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом. Наряду с коррупцией в узком смысле существует взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства17. Однако коррупция не сводится только к взяточничеству. Она имеет множество различных форм проявления: устройство на «теплые» места чиновников, их родственников и знакомых, оплата обучения в России и за рубежом их детей, финансовая поддержка в период избирательных кампаний и т. п.18.

Рассматривая коррупцию в широком смысле, следует отметить, что это социально-экономическое явление, которое обладает рядом качественных признаков, позволяющих выделить ее из совокупности иных явлений.

В научной литературе выделяют следующие ключевые признаки коррупции:

1) отклоняемость поведения коррумпированной элиты по отношению к интересам большинства членов общества;

2) использование коррумпированной элитой разнообразных методов принуждения для достижения властного экономического господства;

3) неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;

4) нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству, а также способов их приобретения.

Коррупция как социально-экономическое явление представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном приобретении и (или) использовании ею материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу. Сущность коррупции состоит в том, что она на основе неформальных отношений искажает общественные социально-экономические, политические и правовые отношения, разрушает нормальный порядок вещей в обществе, в результате чего происходит дискредитация власти в глазах общества и создается реальная угроза безопасности общества и государства. Один из крупнейших специалистов в области исследования проблем коррупции, А.И. Гуров, рассматривает ее как одну из основных составляющих организованной преступности и выделяет основные формы коррупции. Первая, получившая в средствах массовой информации название политической коррупции, — когда чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за сложившихся клановых отношений, в которых главенствующим является принцип: «рука руку моет», из-за родственных связей, кумовства

и т. д. Такая форма коррупции наиболее ярко проявляется на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций.

Вторая форма коррупции связана с чисто криминальной деятельностью и основана на подкупах должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги, причем обе стороны преследуют корыстные цели и как бы стремятся друг к другу.

Третья форма установления незаконных отношений предполагает целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц с целью создания особо благоприятных условий для решения определенных вопросов. Эта форма связана с организованной преступностью, и помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц19.

Говоря о политической коррупции, западные исследователи отмечают, что это девиантное политическое поведение, выражающееся в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения. По выводам, сделанным отечественными специалистами, в основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества. В распоряжении правящей элиты находятся основные виды государственных ресурсов: символические (государственный гимн, флаг, герб и иные знаки), властно-распорядительные и материальные (бюджетные средства, контроль над экономикой и природными ресурсами, кредитно-денежная, налоговая и таможенная политика и др.). Эти ресурсы, исходя из групповых целей политической элиты, могут быть обменены на ресурсы другого рода — политическую поддержку или материальные блага, да и не все типы такой коррупции могут быть определены как правонарушения.

В политической коррупции выделяют следующие формы проявления:

1) политический патронаж и клиентелизм — опека политиками избранных нижестоящих структур, создание для них наиболее благоприятных условий в обмен на личную преданность и политическую поддержку;

2) покупка голосов — осуществляется в ходе избирательных кампаний, применяется в отношении фиксированных групп избирателей;

3) общественная кормушка — деньги, выделяемые из бюджета местным властям, для общественных нужд в целях завоевания симпатий избирателей и т. д.

Выделяют также вероятные зоны политической коррупции как на уровне различных систем, так и на более конкретном институциональном уровне. Как показывает исторический и зарубежный опыт, в тоталитарных системах коррупция преимущественно сосредоточивается в органах исполнительной власти, поскольку законодательная и судебная власти подчи-

нены исполнительной. При демократических режимах коррупция рассредоточивается, она проявляется в институтах всех трех ветвей государственной власти. Определение вероятности политической коррупции в институтах государственной власти предполагает исследование и сопоставление основных факторов политической коррупции - заработка государственного чиновника, его возможностей в принятии решений, угроз пресечения коррупции. При этом вероятность коррупции зависит от баланса этих факторов.

Благоприятной средой для распространения политической коррупции является российская практика лоббирования каких-либо нормативно-правовых документов, выгодных для того или иного бизнеса. Как отмечают специалисты, например В.В. Лунеев20, в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества и злоупотреблений, которые содержатся в Уголовном кодексе России. Она приобретет более изощренные формы: коррупционный лоббизм, коррупционный фаворитизм, коррупционный протекционизм, неформальный корпоративизм и т. д.

Обращаясь к формам проявления коррупции среди чиновников, следует назвать следующие:

1) многие виды прямого или завуалированного совмещения должностей на государственной службе и в коммерческих организациях;

2) оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг коммерческим организациям за вознаграждение;

3) предоставление тех или иных льгот, выгод и преференций коммерческим организациям;

4) использование личного, либо ведомственного влияния и неформальных связей в корыстных целях;

5) использование информации, официально не опубликованной, но ставшей известной государственному служащему;

6) использование служебного положения в целях личного трудоустройства в негосударственной сфере после оставления государственной службы;

7) использование бывшими государственными служащими знания деятельности своего ведомства изнутри, установившихся там неформальных связей для получения преимуществ своей новой организации;

8) учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых должностные лица работают, участие в руководстве этими структурами;

9) обеспечение последним привилегированного положения, использование служебного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности;

10) неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, заказов, предназначенных для общегосударственных нужд, и т. д.

Таким образом, определяя место и роль коррупции в обществе, следует отметить.

Во-первых, коррупция есть форма девиантного поведения государственных служащих, форма преступ-

ного деяния в виде злоупотребления должностными обязанностями в корыстных личных или групповых целях на основе неформальных экономических отношений.

Во-вторых, коррупция - это социальный феномен сращивания административного ресурса государства и финансовой власти капитала путем деформации правового поля их взаимного функционирования, т. е. сращивания прав на собственность и исключительного права на власть, формирующих единую сеть неформальной олигархии - узкого слоя собственников экономического и государственного ресурса.

В-третьих, коррупция - социальный феномен дисфункций государства на основе снятия правовых и нравственных ограничений в общественных отношениях в целях максимизации корпоративной или личной выгоды.

Коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве потенциальной угрозы безопасности государства, поскольку затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой личности. Коррупция оказывает влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства, влияет на государственно-правовые механизмы, дестабилизирует и тормозит социально-экономическое развитие, формирует определенные морально-нравственные установки и ориентиры в обществе и т. д. При этом коррупция несет отрицательные последствия во все сферы жизни общества. Ее последствия могут быть политическими, макроэкономическими, микроэкономическими, социальными, духовными, экологическими. Поэтому при выработке методов предупреждения и пресечения коррупции в нашем обществе необходимо учитывать социально-экономическую и правовую природу этого явления.

Предупреждение и преодоление коррупции должно включать меры общесоциального характера: политические, экономические, идеологические, правовые и иные мероприятия, направленные на улучшение соответствующих сфер социальной жизни общества, а также меры специального криминологического предупреждения в рамках проводимой правовой политики, направленные на устранение причин и условий совершения коррупционных правонарушений, осуществляемые в рамках закона специальными государственными органами21.

Антикоррупционная политика может включать следующие основные направления: коррекцию законодательства, сбалансированную систему сдержек и противовесов между ветвями и основными институтами власти, изменение принципов и организации прохождения государственной службы, создание условий для эффективного контроля над распределением и расходованием бюджетных средств, укрепление судебной власти, совершенствование правоохранительной системы.

По мнению западных специалистов, коррупции способствуют слабые стороны внутри системы, к

которым они относят отсутствие контроля за действиями подчиненных, слишком большую свободу действий, труднопонимаемые указания и законы и т. д. Одновременно коррупция зависит и от слабых сторон отдельных личностей, к которым они относят спекулятивное мышление, завышенные требования, личные проблемы и т. д.

Особое место в борьбе с коррупцией занимает подбор, обучение и повышение квалификации сотрудников. К сожалению, во многих силовых структурах сложилась ситуация, когда на смену профессионалам пришли молодые люди, воспитывавшиеся в период становления дикого капитализма, которые столкнулись с коррумпированностью еще в учебных заведениях. Коррумпированности среди молодых специалистов способствует и их нищенская заработная плата и плохие бытовые условия. Следует пересмотреть порядок обучения и воспитания сотрудников, разработку мер по выработке у них антикоррупционной устойчивости. Особые правила и процедуры должны быть разработаны в отношении различных подарков государственным служащим и спонсорской помощи.

Серьезные меры должны быть приняты в отношении ограничения вмешательства в деятельность сотрудников вышестоящих должностных лиц. К примеру, 85% следователей считают, что основной способ противодействия расследованию — это вмешательство должностных лиц органов внутренних дел, прокуратуры, исполнительной власти. Организованные преступные формирования, имея коррумпированные связи с должностными лицами высших и региональных властно-управленческих органов, используют открытые формы влияния на законодательную, исполнительную или судебную власть, средства массовой информации22. Именно благодаря коррумпированности чиновников происходит легализация преступных накоплений в легальную экономику, политические институты, средства массовой информации.

Все эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к правоохранительным органам по реализации антикоррупционных мер и превращению нашей страны в цивилизованное государство, обеспечивающее благополучие всех его граждан.

1 Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI в. / под общ. ред. А. Гурова. - М.: Изд-во ВНИИ МВД РФ, 2000; Криминология — XX век / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. — СПб.: «Юридический центр «Пресс», 2000.

2 Кузьминов Я. Коррупционное поведение в России стало нормой экономической и правовой культуры (взгляд из России) // Чистые руки. 2000. №4.

3 Преступность и правонарушения 2004. Статистический сборник МВД РФ / Статистика / Анализ состояния преступности (1991—2006 гг.). — М., 2005. Интернет-сайт: www.mvdinform.ru; Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / под ред. А.И. Долговой. — М., Российская криминологическая ассоциация, 2004.

4 Интернет-сайт Transparency International.

5 Новая газета. 2005. №55.

6 Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. — М.: Центрополиграф, 2005. С. 320.

7 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. - М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. С. 298.

8 Большая советская энциклопедия. Т. 27. — М., 1997.

9 Политическая коррупция. Руководство (справочник) / под ред. В.Т. Левайна. — Нью-Брусвик, Оксфорд, 1988.

10 Machiavelli N. Opere. — Milano, 1954.

11 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. — М., 1936.

12 Бурлаков А.Д. Коррупция как угроза национальной экономической безопасности: управление процессами вытеснения и нейтрализации. Дис... канд. экон. наук. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ. 2005.

13 Коррупция в фашисткой Германии // Проблемы уголовной политики. Кн. 3. — М., 1937.

14 Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Казиахмедова. — М.: Норма, 2006.

15 Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. — Н. Новгород, 2001.

16 Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Указ. соч.

17 Кузьминов Я.И.Тезисы о коррупции. — М.: ТЕИС, 2000.

18 Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: учебник. — М.: Дело, 2005.

19 Гуров А.И. Организованная преступность — не миф, а реальность. — М., 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы (Тезисы доклада) // Государство и право. 2000. № 4.

21 Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. — СПб.: «Юридический центр «Пресс», 2005.

22 Корж В.П. Коррумпированные связи организованных преступных образований: криминалистический анализ // Государство и право. 2002. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.