Научная статья на тему 'Коррупция как проявление системного кризиса российской государственности'

Коррупция как проявление системного кризиса российской государственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / CORRUPTION / SYSTEM CRISIS / FI NANCING / STATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пащенко Ф. Ф.

В статье коррупция рассматривается как системное явление, пронизывающее все сферы государственного управления России. Приводятся многочисленные примеры коррупционных злоупотреблений и сговоров, которые, несмотря на очевидность, властью не оцениваются и не пресекаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as a sign of Russian governance system crisis

In this article corruption is considered as a system phenomenon, which takes place in all spheres of Russian governance system. Th ere are given many examples of corruption abuses and collusions, which are not suppressed by authorities even considering their obviousness

Текст научной работы на тему «Коррупция как проявление системного кризиса российской государственности»

Коррупция как проявление системного кризиса российской государственности

Ф.Ф. Пащенко

На протяжении последних 20 лет многие лица из высшего руководства муссируют тезис о том, что коррупция в России имеет исторические корни, ссылаясь на Карамзина и других не менее известных писателей. Эта тенденция получила мощное подкрепление в новой истории России, когда в 1992 г. Ельцин, а за ним Попов и др. чиновники заявили, что коррупция — это нормальное явление нашей жизни.

Однако именно последние 20 лет привели к такому невероятному расцвету коррупции, что в 2009 году высшие лица нашего государства вынуждены были признать, что у нас покупаются даже посты губернаторов и министров. Неслучайно, по оценке компании «Транспаренси Интернейшнл», Россия занимает в последние годы 143-145-е места в антикоррупционном рейтинге наряду с наиболее коррупционными африканскими странами.

Анализируя сегодня 1990-е годы, невольно приходишь к выводу о целенаправленном и продуманном создании государства, все сферы жизни которого пронизаны коррупцией. Даже церковь не была забыта: достаточно вспомнить деятельность «ельцинской группы» в этом направлении: так, религиозным конфессиям было дано право беспошлинно ввозить и вывозить ряд товаров, в том числе табак и алкоголь. В скандале оказался замешан и нынешний патриарх, которого называли «табачным митрополитом». Это была безнравственная политика. Но системный подход насаждения коррупции требовал охватить ее связями все слои общества, чтобы при удобном случае сказать, что у всех рыльце в пуху.

Вспомним еще деятельность младореформаторов по ваучеризации и приватизации государственной собственности, деятельность правительства Черномырдина по приватизации а, вернее, раздаче наиболее рентабельной собственности, особенно в нефтегазовой сфере, или кличку премьер-министра М. Касьянова — «Миша 2%», или залоговые аукционы и «продуманные» действия по реформированию здравоохранения, ЖКХ, образования и другие высоконравственные и высокопорядочные действия властных структур1. Прошло более 10 лет, однако ни правовой, ни экономической оценки реформ так и не сделано. О каком движении в сторону правового государства и развитии экономики может идти речь?

1 Полторанин М.Н. Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса. М.: Эксмо. Алгоритм. 2011. 512 с.

При этом у коррупционеров-чиновников и «новых русских» произошел перелом в понятиях. По их мнению, все, что они получили коррупционным и мошенническим путем, — это они заработали. А поскольку заработали, то они избранные, они элита, а все остальные — сброд-лузеры, с которыми можно не церемониться. Все хорошо помнят высказывания Г. Коха, А. Чубайса, М. Прохорова, П. Авена и др. на эту тему. Именно они называют коррупцию двигателем бизнеса и прогресса. Поэтому неудивительно, что сегодня коррупция уже не воспринимается как отклонение от нормы, она стала системообразующим элементом. При этом ВВП России за период реформ упал почти в 2 раза, а теневая экономика, по оценкам ряда фондов, составляет от 30 до 50 % ВВП 2.

По данным генпрокуратуры, в 2009 году было более 260 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, в 2010 г. таких нарушений было 240 тыс. При этом осуждено всего 720 должностных лиц из госвласти и органов местного самоуправления и около 1300 человек из правоохранительных органов. В 2010 г. среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности за коррупцию, 34% — представители правоохранительных органов. При этом руководитель ФСБ отмечает, что «большие рыбины» уходят от ответственности. Возможно, для этого и происходит смена вывески «милиция» на «полицию».

В 2010 г. Счетная палата выявила финансовых нарушений на 580 млрд руб., из них 2 млрд руб. — нецелевое расходование бюджетных средств. Однако только по 81 случаю возбуждены уголовные дела.

Сегодня борьба с коррупцией активизировалась, но происходит это не столько потому, что власть наконец прислушалась к обществу. Рост коррупции в России начал беспокоить и мировое, и прежде всего европейское сообщество. Европа обеспокоена экспортом коррупции и российской мафии. Среди 26 условий, которые ЕС поставило перед Россией, одним из основных пунктов является борьба с коррупцией.

Однако сложность в том, что речь идет не только о чиновниках-взяточни-ках и теневой экономике. Произошло сращивание капитала и власти. Так, только за счет толлинговых схем фирмы «Русал» за 2006-2007 гг. бюджет недополучил 11,5 млрд руб. Доля бюджетных ассигнований этой фирме в кризисные 20082009 гг. составила миллиарды долларов (в 2008 г. — 4,5 млрд долл.). Причем эти деньги были выделены на сохранение зарубежных активов «Русала», т.е. российские активы работают на преодоление кризиса в западных странах, а не в России. Понятно, что это тоже коррупция. С этой коррупцией тоже нужно бороться.

Другой пример. У нас в 2008-2009 гг. было выдано более 500 млрд долл. на развитие и поддержку банков, корпораций и т.д. Через год Счетная палата проверила, как расходовались эти средства, и выяснилось, что до российских предприятий и организаций кредитные средства поддержки так и не дошли. В результате — спад производства, банкротства предприятий и сокращение рабочих

2 Римский В.Л. Возможности противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления России// Коррупционное и квалификационное «поражение» государственного управления в России. Материалы научного семинара. Вып. 8(38). М.: Научный эксперт. 2011. С. 5-27; Пономарева Е.Г. Проект будущего для России: пространство приемлемого / Проект будущего для России. Пространство вероятного и приемлемого. Материалы научного семинара. Вып. 7. М.: Научный эксперт. 2011. С. 4-39.

мест. Никто за это не ответил. Где эти средства, кто их использовал? Правительство даже не удосужилось провести проверку расходования этих средств. Это тоже коррупция. Для сравнения: ЕС ведет мониторинг всех средств, выделенных в странах ЕС на борьбу с кризисом и открытие рабочих мест, вплоть до пенса.

Ряд банков и госкорпораций, которым были выданы средства на поддержку малого и среднего бизнеса, просто прокрутили эти деньги (рубль - доллар -рубль). А потом, как «Роснано», вернули их государству, сказав, что малый бизнес не востребовал эти средства. Проценты, под которые выделяли эти средства, были непосильны малому бизнесу. При этом топ-менеджеры «Роснано» и других госкорпораций получили миллионные зарплаты.

В то же время за материнским капиталом ведется четкий мониторинг — куда истратил, на что истратил, почему именно так? Важно, чтобы с точки зрения получения благ и их использования, одинаковые права для всех слоев общества были восстановлены.

Теперь проекты типа Сколково. Это «хороший» бизнес-проект. Он принесет его организаторам огромные дивиденды, правда, с непонятными конечными результатами для общества. Если сравнить финансирование имеющихся в нашей стране инновационных центров ругаемой всеми РАН, то это совершенно несопоставимые объемы финансирования. На Сколково выделяется 360 млрд руб. на 3 года плюс льготы по налогам и прочим сборам, на РАН — 40 млрд руб. на год без таких льгот (на 2011 г. выделено 36,6 млрд руб.3). Учитывая, что в РАН входят очень крупные научные и инновационные центры, имеющие много фундаментальных и прикладных достижений, то, думаю, что эффект от сопоставимого финансирования для РАН был бы более значительным для нашего общества. Не помешали бы эти средства и для финансирования имеющихся тех-нопарковых структур и наукоградов.

Несколько слов об эффективности финансирования инновационных проектов. В 2008-2009 гг. на инновационное развитие, на инновационные проекты государство выделило более 1 трлн руб., это примерно 38 млрд долл. Для сравнения, США израсходовали всего 19 млрд. долл. на инновации за этот период. Тем не менее в США реализовано 3000 новых инновационных проектов, а в России только 50. Эффект от использования бюджетных средств в России был в 112 раз меньше4. Заканчивается 2010 г., однако ни правительство, ни контрольное управление президента это никак не прокомментировали.

Хотелось бы отметить, что сегодня много говорят о коррупции, но почему-то почти не говорят о ее причинах. Одна из главных — несменяемость власти. Вспомним, в 1990-х гг. Италия была коррупционной страной с криминалом, о котором говорил весь мир, тем не менее за 6-7 лет они избавились от такого имиджа. За счет чего? Нужно, чтобы оппозиция и правящая партия были готовы как к диалогу, так и к смене власти, происходящей без нарушения естественного хода событий.

3 Газета «Научное сообщество». № 1(113). 2011. С. 6-14.

4 Сулакшин С.С. Все сложнее, чем взятка // Коррупционное и квалификационное «поражение» государственного управления в России. Материалы научного семинара. Вып. 8 (38). М.: Научный эксперт. 2011. С. 52-55.

Другие причины коррупции следующие:

1. Большая часть представителей власти и большого бизнеса не является элитой России, она больше озабочена своими собственными делами, а не проблемами государства и общества. У сегодняшней «элиты» нет ни государственного подхода, ни патриотизма, ни гражданской ответственности. Фактически это псевдоэлита временщиков.

2. За все 20 лет реформ ни один реформатор, ни один чиновник не ответил за свои неправильные решения или коррупционные действия. Воровство государственной собственности и фондов, основанное на связях с властными структурами, привело к образованию коррупционной связки капитала и власти. Страна в результате этих действий теряет свою культуру, науку, образование, здравоохранение, вооруженные силы, технологии и другие достижения, которые в свое время выдвинули Россию на передовые позиции в мире. Эта безответственность привела к проникновению коррупции не только в органы местной и региональной власти, но и в администрацию президента и в правительственные круги.

3. В стране нет денег на инновации, однако крупный бизнес выводит свои прибыли за рубеж. Покупает самые большие яхты, нефтеперерабатывающие заводы, сети бензозаправочных станций и т.п. в других странах. Российские деньги работают на наших конкурентов.

4. Непродуманность национальной политики, нивелирование роли русского народа как стержня Российского государства, экономическое отставание периферии приводят к росту коррупции, националистических настроений и центробежных устремлений отдельных регионов к выходу из России. Вливание денег в южные регионы приводит к росту коррупции в целом по стране.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

Наиболее эффективные меры борьбы с коррупцией — это функциональное разделение государственного аппарата и коммерческого сектора экономики, усиление контроля над деятельностью чиновничества со стороны общества и демократических институтов, совершенствование законодательной базы. По проводимым опросам населения, за конфискацию имущества самих коррупционеров и членов их семьи высказываются 36-40% опрошенных; за сокращение госаппарата — 26-30%. Разделение властей по территориальному уровню и связанный с этим перенос большей части полномочий исполнительной власти на уровень местного самоуправления приводит к эффективному уменьшению размеров органов власти. Последнее повышает информационную прозрачность действий власти и уменьшает коррупцию. Тем не менее федеративное устройство государства, обеспечивающее максимальную децентрализацию, часто приводит к регулированию различных аспектов одной и той же деятельности чиновниками разных инстанций и, следовательно, к большей коррупции по сравнению с унитарными государствами. Необходимо обеспечить прозрачность действий государственных и бизнес-структур для общества. Закулисное перераспределение государственной собственности вызывает неприятие общества.

Нельзя попустительствовать коррупции, потому что коррупция — это не просто отмывание денег, не просто увод из бюджета огромных сумм, которые идут на социальные нужды, на повышение уровня жизни населения, но это и криминализация общества, и изменение его нравственного состояния85. Если народ смирится с этим, то это будет падение нашего общества, падение России как государства.

Сегодня очевидно, что нельзя обойтись без жестких заградительных мер. В том числе контроля не только доходов, но и расходов чиновников и членов их семей, введение в законодательство статьи о конфискации имущества у коррупционеров и их близких родственников с дальнейшим запретом работы в госструктурах. Необходимо ввести ограничение на право чиновников иметь недвижимость, другую собственность и т.п. за границей. При этом обычные граждане такое право могут и должны иметь. Эти непопулярные меры, но, возможно, они предотвратят проникновение во властные структуры людей с коррупционными целями. Экономико-правовое управление должно быть организовано так, чтобы не было места для ручного управления социально-экономическими процессами. Необходимо принятие общих правил, ценностей, авторитетов и правовых устоев общества и соблюдение их всеми гражданами, невзирая на их должности и заслуги. Простые граждане и власть должны понимать, что коррупция приводит не только к криминализации общества, но и к катастрофическим социально-экономическим потрясениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.