Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ'

КОРРУПЦИЯ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Явкин В.В.

Цель данной статьи определена необходимостью проведения анализа влияния коррупции как экономического явления на уровень развития предпринимательства. В качестве методов научного исследования использовались анализ и синтез, метод прогнозирования, метод систематизации, наблюдения и сравнения некоторых показателей, характеризующих коррупционные явления в регионе. В настоящее время для России проблема эффективного противодействия коррупционным проявлениям от регионального до федерального уровня входит в число важнейших национальных приоритетов и является одной из самых актуальных. На основе изучения зарубежного и отечественного опыта автором достигнуты следующие результаты: автор определяет два основных подхода к оценке данного влияния. С одной стороны, коррупция разрушает общественные институты и препятствует качественному и устойчивому экономическому росту; с другой стороны, коррупция выступает в качестве инструмента экономии трансакционных издержек, помогая бизнесу сокращать бюрократические барьеры. Автором также делается вывод о том, что с повышением уровня социальноэкономического развития страны уровень коррупции должен сокращаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS AN OBSTACLE TO THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION

The purpose of this article is determined by the need to analyze the impact of corruption as an economic phenomenon on the level of entrepreneurship development. As methods of scientific research, analysis and synthesis, forecasting method, method of systematization, observation and comparison of some indicators characterizing corruption phenomena in the region were used. Currently, for Russia, the problem of effectively countering corruption manifestations from the regional to the federal level is among the most important national priorities and is one of the most urgent ones. Based on the study of foreign and domestic experience, the author has achieved the following results: the author defines two main approaches to assessing this impact: on the one hand, corruption destroys public institutions and hinders high-quality and sustainable economic growth, on the other hand, corruption acts as a tool to save transaction costs, helping businesses to reduce bureaucratic barriers. The author also concludes that with an increase in the level of socio-economic development of the country, the level of corruption should decrease

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ»

УДК 332.1

doi:10.52210/2224669X_2022_1_180

КОРРУПЦИЯ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

В.В. Явкин

Аннотация. Цель данной статьи определена необходимостью проведения анализа влияния коррупции как экономического явления на уровень развития предпринимательства. В качестве методов научного исследования использовались анализ и синтез, метод прогнозирования, метод систематизации, наблюдения и сравнения некоторых показателей, характеризующих коррупционные явления в регионе. В настоящее время для России проблема эффективного противодействия коррупционным проявлениям от регионального до федерального уровня входит в число важнейших национальных приоритетов и является одной из самых актуальных. На основе изучения зарубежного и отечественного опыта автором достигнуты следующие результаты: автор определяет два основных подхода к оценке данного влияния. С одной стороны, коррупция разрушает общественные институты и препятствует качественному и устойчивому экономическому росту; с другой стороны, коррупция выступает в качестве инструмента экономии трансак-ционных издержек, помогая бизнесу сокращать бюрократические барьеры. Автором также делается вывод о том, что с повышением уровня социально-экономического развития страны уровень коррупции должен сокращаться.

Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, экономическая безопасность региона, предпринимательская деятельность, индикаторы коррупции, противодействие коррупции.

CORRUPTION AS AN OBSTACLE TO THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION

V.V. Yavkin

Abstract. The purpose of this article is determined by the need to analyze the impact of corruption as an economic phenomenon on the level of entrepreneurship development. As methods of scientific research, analysis and synthesis, forecasting method, method of systematization, observation and comparison of some indicators characterizing corruption phenomena in the region were used. Currently, for Russia, the problem of effectively countering corruption manifestations from the regional to the federal level is among the most important national priorities and is one of the most urgent ones. Based on the study of foreign and domestic experience, the author has achieved the following results: the author defines two main approaches to assessing this impact: on the one hand, corruption destroys public institutions and hinders high-quality and sustainable economic growth, on the other hand, corruption acts as a tool to save transaction costs,

helping businesses to reduce bureaucratic barriers. The author also concludes that with an increase in the level of socio-economic development of the country, the level of corruption should decrease.

Keywords: corruption, shadow economy, economic security of the region, entrepreneurial activity, indicators of corruption, anti-corruption.

Развитие экономики любой страны направлено на повышение общего уровня благосостояния граждан. Для определения развития необходимо использовать систему показателей, к элементам которой относятся: экономическая свобода, рейтинг благополучия общества, прогресс социальной сферы и многие другие. Одним из важнейших показателей развития экономики является показатель уровня коррупции.

Коррупция - негативное явление для любой страны, встающее на пути процветанию, устойчивому и безопасному развитию экономической системы.

В мировой практике коррупция как явление встречалась еще во времена Древней Греции и Рима. В последнее время коррупция приобретает международный характер, на нее влияют такой фактор, как экономическая, культурная и политическая глобализация, формирующая связи и определяющая прозрачность границ и капиталов, материальных и человеческих ресурсов, влияющая определенным образом на криминализацию экономики.

В число важнейших национальных приоритетов России входят вопросы борьбы с коррупцией, а также вопросы эффективного противодействия коррупционным проявлениям.

«Эпидемия» коррупции, частично унаследованная от Советского Союза, частично приобретенная в 1990-е гг., не позволяет эффективно развиваться стране, подрывает нравственные устои общества.

Одни из первых упоминаний о коррупции в нашей стране встречаются в исторических источниках с начала XII в. в связи с такими эпитетами и категориями, как институт «кормления», лихоимство, мздоимство и т.п., но активно рассуждать о данной проблеме начинают ближе к 80-м г. XX в.

Некоторые вопросы, связанные с коррупцией, исследуются в зарубежной науке с 60-70-х гг. XX столетия. Понятие коррупции

в международной системе экономической терминологии связано со злоупотреблением властью, доверием, с использованием в личных целях полномочий и получением выгоды от занимаемой должности. Анализ коррупционных явлений связан как с законодательной стороной, так и с выражением мнения общества. Данный анализ может опираться как на официальные документальные источники, так и на позицию социума, его взгляд на подобного рода преступления.

Тема коррупции, освещаемая в зарубежных изданиях современности, свидетельствует о влиянии коррупции на различные сферы жизнедеятельности общества. Carmen Gonzalez-Velasco et al рассматривают коррупцию как барьер, сдерживающий инвестиции, особенно в высокотехнологичных секторах, также ограничивающий иностранные инвестиции в страну и сокращающий возможности инновационного развития страны, поэтому важно снизить уровень коррупции и таких явлений, как теневая экономика, чтобы стимулировать приток иностранного капитала и продвижение инноваций [12, с. 3-4].

По мнению M. Tomaszewski, коррупция - неискоренимое явление жизни общества как в экономической, так и политической жизни. Ежегодные статические данные, пресс-релизы по коррупции, отчеты правоохранительных органов, обязательно содержат данные по коррупционным событиям [16, с. 252-254].

При обращении к теме предпринимательства и экономического роста и влияниях на них коррупции в научной литературе встречаются диаметрально противоположные позиции. Этически оправданная теория, которую можно назвать теорией «песочных колес», настаивает на отрицательном влиянии коррупции на инновационную активность и экономический рост (коррупция образно представляется в виде песчинок, медленно, но неуклонно препятствующих движению). Еще одна теория - «теория смазки колес», находит позитивное влияние в коррупционном воздействии на инновационную активность компаний и экономический рост (сторонники этой теории отстаивают точку зрения о том, что коррупция сокращает транс-акционные издержки, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности), тем самым позиционируя себя как теорию, несовместимую с принципами социальной ответственности бизнеса.

Ряд исследователей (например, T. Wiseman) настаивает на взаимосвязи между коррупцией, теневой экономикой и уровнем развития предпринимательства. Отмечается, что коррупция, являющаяся

важнейшим фактором развития теневой экономики, имеет сильную и статистически значимую связь с развитием предпринимательства [18, с. 215-222].

Многие эксперты наряду с дефиницией «коррупция» рассматривают категорию «экономическая безопасность», что вполне объяснимо, учитывая их обратную взаимосвязь: чем выше уровень коррупции, тем ниже уровень экономической безопасности [5, с. 182-185; 1; 4]. Для обеспечения экономической безопасности, сопряженной с реализацией конкурентных преимуществ и получением положительного результата функционирования системы, необходимо поддержание конкурентоспособности данной системы на приемлемом уровне. Чтобы коррупционные явления не препятствовали достижению целей экономической безопасности, необходимы средства снижения коррумпируемости сфер жизни общества [17].

Одна из самых подверженных коррупционным рискам социальная группа - это группа госслужащих. Не последнюю роль играет общественное мнение о том, что абсолютно все государственные служащие коррумпированы, формируемое на основании различных источников, в том числе и желтой прессы. Но как известно, все имеющие быть факты, связанные с коррупционными действиями чиновников, наносят значительный ущерб национальной безопасности страны, препятствуя ее устойчивому экономическому развитию [2].

В отечественном и зарубежном опыте присутствуют данные о процветании коррупции там, где отсутствуют четко прописанные «правила игры», нет регламентированных правил оказания услуг, проведения процедур. Следует отметить, что у многих служащих имеются значительные полномочия (надзорные, контрольные, разрешительные и др.). Как следствие, важно сформировать такой административно-правовой режим, который удалит саму возможность возникновения коррупции.

Задачей каждого государства является противодействие коррупции, что позволяет эффективно реализовывать публичные механизмы страны; проводить общественное переустройство; повышать степень эффективности государственного управления; формировать правопорядок и законность в обществе, а также правовую культуру личности. Эти меры являются необходимыми и эффективными для повышения уровня уважения государства у граждан России, а также повышают авторитет нашей страны на мировой арене.

Не следует забывать, что коррупционные явления встречаются не только в государственном секторе, но и в частном, особенно, -в крупных компаниях.

Каждый случай коррупции включает следующие элементы:

- агент, провоцирующий коррупционные отношения, и получающий доход;

- агент, вынужденно участвующий в коррупционных отношениях и несущий ущерб,

- объект коррупции, понимаемый как проблема, решение которой позволяет первому агенту получать вознаграждение (взятку),

- коррупционное удовлетворение (взятка),

- неблагоприятные условия, побуждающие агентов искать альтернативные решения проблемы, которая становится объектом коррупции.

Оставляя в стороне моральные и юридические проблемы, коррупцию можно сравнить с типичной рыночной сделкой, где покупатели (агенты коррупции) встречаются с продавцами (коррумпированными агентами), объект сделки - решение проблемы агентом, а цена - это взятка, точный характер которой является предметом переговоров между двумя сторонами. При таком подходе возникновение коррупции является признаком предпринимательства и инновационности. Коррупционер вместо того, чтобы действовать стандартным образом, ищет новые альтернативные решения проблемы, что является признаком предпринимательства. Можно даже рискнуть сказать, что такое действие является примером инновационного процесса, поскольку оно представляет собой новый способ решения проблемы. Второй участник коррупционного преступления также использует ситуацию в своих интересах, следовательно, демонстрирует предпринимательский дух.

Когда коррупция рассматривается как признак предпринимательства или даже новаторства, следует иметь в виду, что это также является признаком и причиной слабости институциональной среды компании [17].

Коррупция ведет к увеличению трансакционных издержек, связанных с заключенными соглашениями, и к снижению уровня доверия среди участников рынка [15, с. 95-98]. Более того, Норт, Ivanyna, Moumouras, Rangazas, Keig, Brouthers, Marshall и др. ука-

зали на тот факт, что коррупция вызывает сбои в деятельности государственных учреждений, что является серьезным препятствием в инвестиционной и инновационной деятельности и препятствует развитию предпринимательства с точки зрения более широких социальных групп [13, с. 521-526; 14, с. 90-97].

Коррупция в судебной системе вызывает недоверие общества к законам (формальным институтам) и, таким образом, радикально увеличивает риски, связанные с предпринимательской деятельностью. Следует также иметь в виду, что в конечном итоге мнение о коррупции в данной стране, вероятно, будет распространяться за рубежом, что приведет к постепенному снижению инвестиционной привлекательности страны. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению потока новых технологий и, как следствие, препятствует экономическому росту [11, с. 332-335].

Учитывая, что коррупция представляет собой скрываемое явление, точная оценка ее масштабов крайне затруднена. Большинство государств вырабатывают антикоррупционную стратегию, направляя ее на обеспечение системного подхода к противодействию коррупции в различных сферах деятельности. К элементам такой системы относится антикоррупционный мониторинг. Одним из наиболее известных инструментов мониторинга является Индекс восприятия коррупции, рассчитываемый Международным антикоррупционным движением Transparency International. Эта же организация рассчитывает Индекс взяткодателей. Кроме того, широко известен Индекс контроля коррупции, рассчитываемый Всемирным Банком.

Общим для данных индексов является то, что все они основаны на различных опросах населения и бизнеса и поэтому страдают определенной степенью субъективности, не показывая всю полноту данного рынка.

Существуют индикаторы оценки коррупции и на региональном уровне (уровне субъекта федерации). Так, Э.Л. Сидоренко рассчитывает полифакторный индекс коррупции, включающий оценку, во-первых, коррупционного потенциала региона РФ, во-вторых, коррупционных рисков региона [6]. Положительной стороной данного метода мониторинга коррупции является возможность выявления наиболее опасных аспектов проводимой антикоррупционной политики в регионе, а также прогнозные возможности данного метода.

Далее оценим уровень коррупции на национальном и региональном уровне в 2018 г.

По данным МВД, в 2018 г. ущерб от коррупционных преступлений составил 65,7 млрд руб., что на 66 % больше, чем в 2017 г. (39,6 млрд). За 2018 г. Генпрокуратура проверила примерно 19 тыс. исполнителей оборонного заказа, федеральных органов власти (среди них - МЧС и Роспатент) и госкорпораций, в том числе «Росатом» и «Уралвагонзавод» [7; 8].

Мордовия занимает лидирующие места по раскрытию преступлений коррупционной направленности. Только за 2016-2017 гг. пресечено 644 таких преступления, к уголовной ответственности привлечено более 300 должностных лиц, 82 руководителя муниципальных администраций. По оценкам МВД России, на протяжении четырех лет Управление ЭБиПК МВД по Республике Мордовия регулярно занимает лидирующие места среди 84 регионов: с 2015 по 2017 гг. Управление занимало с 1-го по 12-е места, за 9 месяцев 2018 г. - 4-е место. При этом с начала года выявлено 200 коррупционных преступлений.

За 2018 г. сотрудниками органов внутренних дел пресечено 47 фактов взяточничества, из которых 8 совершенных в крупном и особо крупном размере. Средняя сумма взятки по Мордовии составила 166 тыс. руб., а сумма самой крупной взятки равнялась 1 млн 60 тыс. руб.

Коррупционные преступления присутствуют в той или иной степени практически во всех сферах экономики и государственных структурах. В лидерах - сфера государственной власти, что связано со злоупотреблениями должностным положением чиновников различного уровня. В этой сфере пресечено 64 коррупционных преступления (это 40 % от всех выявленных коррупционных преступлений). Возбуждены уголовные дела в отношении 32 руководителей муниципальных администраций, 8 из которых на момент совершения преступления являлись депутатами.

Следующее направление - использование должностного положения руководителями организаций, входящих в структуру государственных предприятий. В этой сфере выявлено 34 преступления (26 % от всех преступлений коррупционной направленности), привлечено к уголовной ответственности 14 руководителей. Выявлены

преступления, которые совершили председатель некоммерческого товарищества «Зеленый друг», директора Центров занятости населения Большеигнатовского и Чамзинского районов, должностные лица районных почтовых отделений связи и др.

Сфера земельных и имущественных отношений также вызывает интерес у недобросовестных чиновников, использующих служебное положение для так называемого решения земельных и жилищных вопросов, связанных с незаконным отчуждением муниципальной собственности. В этой области выявлено 11 преступлений, виновные привлечены к уголовной ответственности. Как пример, осужден директор ФГБУ Национальный парк «Смольный» Геннадий Маскаев, который совершил отчуждение зданий, сооружений и земель лесного фонда, относящихся к категории национальных парков. Кроме того, выявлено 10 преступлений в сфере лесного комплекса, из них 6 совершены представителями территориальных лесничеств.

В сфере ЖКХ в этом году выявлено 19 преступлений. Среди привлеченных к уголовной ответственности - председатели ТСЖ, директора управляющих компаний, руководитель администрации одного из муниципальных районов, курирующий вопросы жилищно-коммунальной сферы. Расследовано уголовное дело в отношении руководителя ГУК «Центральная». Благодаря тому, что были приняты меры при расследовании уголовных дел, возбужденных в 2018 г. в отношении руководителей ГУК «Юго-Западная», «Октябрьская», «Пролетарская», в бюджет поступило более 50 млн руб. неуплаченных налогов.

В сфере здравоохранения выявлены факты получения взяток за выдачу фиктивных справок и больничных листов, хищения коммерческим директором ГУП РМ «Медтехника». В сфере образования к уголовной ответственности привлекались руководители и преподавательский состав как высших учебных заведений, так и учреждений среднего и дошкольного образования. Основные преступления - получение взяток, служебный подлог, хищения.

В результате принятых мер, направленных на противодействие коррупции, в 2018 г. правоохранительными органами выявлено 281 преступление данной категории (в 2017 г. - 203 преступление, +38,4 %) из них 256 (2017 г. - 183; +39,9 %) - органами внутренних дел.

В 2018 г. сотрудниками органов внутренних дел пресечено 50 фактов взяточничества (в 2017 г. - 24; +108,3 %), из которых

9 (2017 г. - 4) совершенных в крупном и особо крупном размере. Средняя сумма взятки по выявленным преступлениям увеличилась почти в 2 раза и составила 166 тыс. руб. (2017 г. - 87,5 тыс. руб.).

Так, в августе 2018 г. Ленинский районный суд вынес приговор в виде лишения свободы на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима и штрафа в размере 400 тыс. руб. заместителю руководителя ГКУ «Управление капитального строительства Республики Мордовия» и 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима ведущему специалисту этой организации, которые в рамках реализации инвестиционной программы Республики Мордовия, выступая заказчиками по закупке машин для заливки и уборки льда, определили условия поставки для участников аукциона, способствующие ограничению их количества и обеспечению победы аффилированной компании с завышением стоимости государственного контракта на сумму не менее 6 млн руб. С целью скрыть преступление использовалась многоуровневая система взаиморасчетов, в том числе через «фирмы-однодневки». В 2018 г. сотрудниками органов внутренних дел выявлено 28 фактов мелкого взяточничества (в 2017 г. - 21; +33,3 %) [3].

Коррупция носит транснациональный характер, и усилий отдельных государств для борьбы с ней недостаточно. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции назвал коррупцию «коварной чумой», эпидемии которой подвержены современные общества.

Правовое регулирование механизма предупреждения коррупционных правонарушений осуществляется на основе комплекса нормативных правовых актов, в который включаются как международные акты, так и национальное законодательство [10]. Значительное внимание проблеме коррупции уделяет Организация Объединённых Наций. В рамках ООН принято большое количество документов о противодействии коррупции. В числе универсальных унифицированных актов выделим Конвенцию против транснациональной организованной преступности 2000 г. и Конвенцию ООН против коррупции 2003 г., которую Россия ратифицировала в 2006 г. Положения Конвенции ООН против коррупции 2003 г. были положены в основу российской Национальной стратегии противодействия коррупции.

Библиографический список

1. Алтухов А.В. Распространение коррупции - вызов экономической безопасности государства // Проблемы экономики и юридической практики. 2011. № 2.

2. Джафаров Н.К. Проблемы коррупции в органах государственной власти России и некоторые предложения по их преодолению // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.

3. Информация о состоянии правопорядка на территории Республики Мордовия и основных результатах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел за январь-декабрь 2018 года. URL: https://13.мвд.рф/slujba/результаты-деятельности/item/15603267 (дата обращения: 23.02.2022).

4. Касаткина Е.М. Коррупция в системе национальной безопасности // Закон и право. 2019. № 3.

5. Лемешонок О.Б. Влияние коррупционных факторов на экономику России // Вестник Института экономики РАН. 2019. № 4.

6. Сидоренко Э.Л. Полифакторный индекс коррупции в регионах РФ: методика оценки // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3.

7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года: ежегодный доклад / ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД РФ. М., 2019.

8. ТкачевД.А., Цибарт Е.Э. Преступления коррупционной направленности в статистике современной России // Символ науки. 2019. № 3.

9. Трофимов М.Н. Обзор коррупционных правонарушений // Colloquium-joumal. 2019. № 2-6 (26).

10. Фещенко П.Н. Системный подход к противодействию коррупции // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 2 (99).

11. Chang J.-J., Lu H.-Ch., Tsai H.-F. Corruption, Growth, and Increasing Returns to Production Specialization // International Journal of Economic Theory. 2015. № 11 (3). P. 329-345.

12. González-Velasco C., Gonzalez FernándezM., Fanjul-Suárez J.-L. Corruption, the shadow economy and innovation in Spanish regions // Panoeco-nomicus. 2018. № 1. P. 3-15.

13. Ivanyna M., Moumouras A., Rangazas P. The Culture of Corruption, Tax Evasion, and Economic Growth // Economic Inquiry. 2016. Vol. 54 (1). P. 520-542.

14. Keig D.L., Brouthers L.E., Marshall V.B. Formal and Informal Corruption Environments and Multinational Enterprise Social Irresponsibility // Journal of Management Studies. 2015. Vol. 52 (1). P. 89-116.

15. Pillay S., Kluvers R. An Institutional Theory Perspective on Corruption: The Case of a Developing Democracy // Financial Accountability & Management. 2014. Vol. 30 (1). P. 95-119.

16. Tomaszewski M. Corruption - A Dark Side of Entrepreneurship. Corruption and Innovations // Prague Economic Papers. 2018. № 27 (3). P. 251-269.

17. UgurM. Corruption's Direct Effects on per Capita Income Growth: A Meta-Analysis // Journal of Economic Surveys. 2014. Vol. 28 (3). P. 472-490.

18. Wiseman T. Entrepreneurship, corruption, and the size of US underground economies // Journal of Entrepreneurship and Public Policy. 2015. Vol. 4 (3). P. 313-330.

В.В. Явкин

аспирант

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук

(НИИГН) при правительстве Республики Мордовия, г. Саранск

Е-mail: slavec_96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.