КАМЫШАНСКИЙ Дмитрий Юрьевич,
аспирант заочной аспирантуры ИМПЭ им. А.С. Гоибоедова
e-mail: [email protected]
12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
КОРРУПЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ТЕРРОРИЗМА
Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы основные научные подходы российских и зарубежных экспертов в вопросах взаимосвязи коррупции и терроризма, а также рассмотрено явление коррупции в качестве основного фактора терроризма.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, терроризм.
KAMYSHANSKY Dmitry Yurevich,
post-graduate of the correspondence postgraduate Griboedov IILE
CORRUPTION AS ONE OF THE MAJOR FACTOR IN TERRORISM
Annotation. The article reviewed and analyzed the main scientific approaches of Russian and foreign experts in the relationship of corruption and terrorism, and also considered the phenomenon of corruption as the main factor of terrorism.
Key words: corruption, corruption crimes, terrorism.
Коррупция и терроризм являются одними из наиболее острых проблем для любого современного государства. Основная опасность этих явлений заключается в том, что они негативно влияют как на процесс правового регулирования общественных отношений, так и на основы государственного устройства. Кроме того, преступления коррупционной направленности находятся в тесной взаимосвязи с другими общественно опасными деяниями, в том числе с преступлениями террористического характера, способствуют распространению преступности в целом [1; 2].
Ни одному государству не удалось решить проблему искоренения коррупции и терроризма полностью. Коррумпированность огромного числа государственных служащих, которая, например, может привести к осуществлению террористического акта, в большинстве стран в разное время заставила национальные власти реагировать на коррупционные проявления путем принятия различных уголовно-правовых мер [3]. Не являются исключением и государства - члены Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ).
На основании изученных научных подходов представителей научного сообщества государств - членов ОДКБ автором сделан вывод, что террористическая деятельность, обладая рядом общих признаков с организованной преступностью, невозможна без различных коррумпированных контактов в органах власти и управле-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
ния. Иными словами, существование и «функционирование» экстремистских и террористических формирований предполагает участие в преступной деятельности коррупционного элемента. Следовательно, терроризм и коррупция тесно взаимосвязаны. Угроза терроризма увеличивается там, где высок уровень коррупции. И наоборот, чем выше уровень коррупции в государстве или в том или ином регионе, тем благоприятнее почва для развития терроризма [4].
Таким образом, борьба с коррупцией должна стать одним из ключевых направлений политики государств - членов ОДКБ, поскольку эффективность такой борьбы отразится и на снижении уровня террористической угрозы для государства.
В результате установления указанных связей для террористических формирований открываются следующие возможности:
приобретение значимой информации; получение средств и орудий для осуществления террористических преступлений;
лоббирование личных интересов в системе изменения отдельных позиций законодательств;
приобретение возможности оставаться неуязвимыми для органов власти, деятельность которых направлена на борьбу с ними и др.
В свою очередь, для представителей власти и общественности основной целью коррупционного взаимодействия с террористическими формированиями является личное обогащение, выражающееся в получении выгоды в виде
денег, ценностей и иного имущества. К тому же интересы коррумпированных кругов и менеджмента от терроризма объединяются в таких сферах, как производство, сбыт и распространение наркотических веществ, нелегальная торговля оружием, людьми, легализация преступных доходов. Все это создает предпосылки для распространения терроризма и коррупции как внутри страны, так и во всем мире.
Одним из ярких примеров взаимосвязи явлений коррупции и терроризма является деятельность террористической организации «Аль-Каида», существование которой в определенное время обеспечивали высшие эшелоны власти Афганистана [5].
Чтобы выжить, террористические группы, с одной стороны, опираются на криминал, который обеспечивает их материальными средствами, а с другой - на коррупцию, обеспечивающую прикрытие и содействие незаконному бизнесу и самой экстремистской деятельности.
Анализ зарубежного опыта [6] позволяет сделать вывод о своеобразной корреляции между уровнем коррупции и активностью террористов. Такую взаимосвязь целесообразно разделить на четыре типа:
1) коррупция способствует организации террористических актов;
2) коррупция облегчает финансирование терроризма;
3) при осуществлении коррупционных преступлений и финансировании терроризма используются одни и те же методы сокрытия средств;
4) коррупция, как и в целом плохое управление государством, подрывают усилия по борьбе с терроризмом.
Следует отметить, что террористы могут пользоваться услугами коррумпированных чиновников практически в каждой области своей противоправной деятельности, но чаще всего это касается логистической поддержки, а также прибыльных видов нелегальной деятельности, таких как торговля наркотиками, оружием и людьми [7].
Например, исполнители теракта в Мумбаи 1993 г. сумели пронести взрывные устройства исключительно благодаря коррумпированности восьми таможенников и полицейских. Все они позже были осуждены на длительные сроки. За взятку госслужащие выдают фальшивые паспорта, которые через теневых посредников попадают в руки организаторов очередного нападения. Как правило, речь идет не о прямых контактах госслужащих и террористов - услуги предоставляются через криминальных посредников, но важно помнить, что сами коррупцио-
неры, участвующие в подобных предприятиях, прекрасно отдают себе отчет, кто может стать конечным получателем фальшивых документов.
Кроме того, коррумпированные чиновники оказывают содействие ведению нелегального бизнеса, доходы от которого идут на поддержку террористической деятельности. В этой связи обычно вспоминают торговлю людьми, оружием и наркотиками. С появлением террористической организации «Исламское Государство» (далее -ИГИЛ) продажа нефти обозначена как один из важнейших источников финансирования группировки. Однако несправедливо игнорировать и другие. Так, незаконная торговля ресурсами дикой природы занимает четвертое место в мире как источник дохода транснациональной преступности, а целый ряд террористических организаций Африки активно вовлечены в этот вид преступной деятельности.
При этом исламисты сталкиваются со слабым противодействием со стороны властей региона, среди которых распространено взяточничество. В ряде случаев сами сотрудники национальных парков становятся соучастниками, помогая отлавливать диких животных. Противоправное содействие оказывается и чиновниками, занимающими более высокие должности. Известно, что некоторые представители местных органов власти и военнослужащие активно помогают вести контрабанду ресурсами дикой природы. В частности, товары отправляются с фальшивыми отгрузочными документами, скрывающими африканское происхождение товара и истинное содержимое контейнеров, а благодаря подкупу чиновников такой груз не проходит должную проверку [8].
Немаловажным фактом является то, что коррумпированные государственные институты не только менее эффективны в борьбе с терроризмом, но и уязвимы перед террористическими группами, которые могут использовать их в своих целях [9].
В данном случае речь идет, прежде всего, об армии, полиции и судебной системе. Во многих странах благодаря подкупу сотрудников правоохранительных органов различного уровня появляется возможность воспрепятствовать расследованию уголовных дел или избежать досудебного содержания под стражей, чем имеют шанс воспользоваться радикалы.
Упущения в системе безопасности также могут стать следствием коррупции. Так, в феврале 2017 г. в пакистанском городе Сехван-Ша-риф на территории комплекса мавзолея был совершен теракт, унесший жизни 70 человек, за который впоследствии взяла на себя ответствен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
ность ИГИЛ. После произошедшего средства массовой информации опубликовали статью, в которой указано, что часть камер видеонаблюдения на территории комплекса были неисправными. Как отмечает автор, на установление таких устройств были потрачены миллионы рупий, в частности, недавно правительство без проведения тендера заключило контракт стоимостью в 140 млн рупий на ремонт и обслуживание камер видеонаблюдения. Учитывая это, есть основания предполагать, что могли иметь место злоупотребления при выполнении договора, раз неработающая техника была обнаружена в таком месте массового скопления людей, как мавзолей Каландара. А ведь во всем мире камеры видеонаблюдения считаются наиболее эффективным инструментом для выявления террористов и ведения расследования атак [10].
Коррупция в органах государственной власти может способствовать активизации террористической деятельности, в том числе и косвенно, так как именно она активно используется в пропаганде радикалов. Дело в том, что факты коррупции в государственных институтах придают убедительность аргументам исламских радикалов, которые намеренно негативно отзываются о существующих общественных порядках, а также обещают справедливость при наступлении Халифата.
В докладе международной неправительственной организации Transparency International (далее - TI)1 на тему «Коррупция и рост вооруженного экстремизма» [11] подробно описывается, как именно террористические организации используют тематику коррупции в своей пропаганде. Радикальные группировки пользуются общественным недовольством злоупотреблениями в органах власти для вербовки сторонников и радикализации населения.
Стоит отметить, что идеологи ИГИЛ более детально проработали тему коррупции. В связи с этим TI выделила четыре основных, так называемых «антикоррупционных сюжета» в пропаганде этой террористической организации. К указанным «сюжетам» относятся:
1) коррупция в правительстве. На своих онлайн-ресурсах ИГИЛ неоднократно ссылается на факты хищения средств региональными пра-
1 Исследования в отношении коррупции проводятся различными независимыми и представительными организациями. Одна из таких организаций -международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. Одним из направлений деятельности данной организации является ежегодное составление индекса восприятия коррупции.
вительствами, кумовства и подкупа чиновников;
2) группировка позиционирует себя как идеалистическую альтернативу, лишенную указанных выше пороков;
3) ИГИЛ эксплуатирует чувство дискриминации, испытываемое суннитами в отдельных регионах, и постоянно приводит факты того, как местные власти нарушают права этой религиозной группы;
4) западные страны и их союзники изображаются пропагандой «Исламского Государства» как пособники коррупционеров в странах третьего мира и в целом как сила, содействующая моральной деградации власти.
Доказанные или очевидные факты коррупции в государственных органах удобны для манипуляции в целях пропаганды и, будучи встроенными в идеологические концепции радикалов, придают им убедительность.
Можно сделать вывод, что коррупция способствует террористической деятельности практически на каждом ее этапе, к которым целесообразно отнести подготовку террористического акта, финансирование, снижение эффективности мер по борьбе с терроризмом или долгосрочное поддержание функционирования радикальных группировок и запрещенных организаций. Учитывая этот факт, а также опасность современного международного терроризма, необходимо наращивать усилия по противодействию коррупции как в отдельных сферах, так и на общегосударственном уровне.
Список литературы:
[1] Камышанский Д.Ю. Анализ уголовно-правовой характеристики преступлений коррупционной направленности в государствах -членах ОДКБ // Образование и право. - 2016. -№ 10.
[2] Потоцкий Н.К. Об оптимизации антикоррупционного образования / / Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. - 2018. - № 1.
[3] Камышанский Д.Ю. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией (На примере Республики Польша) // Образование и право. - 2018. - № 9.
[4] Григорьев А.А. Взаимосвязь терроризма с организованной преступностью и коррупцией [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2009/03/19/ (дата обращения: 22.03.2019).
[5] Грачев С.И., Гасымов А.А. Особенности современного терроризма и проблемные аспекты в системе антитерроризма // Власть. - 2012. -№ 7.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
[6] Научные труды экспертов государств -членов ОДКБ, Канады, Франции, Китая и Польши.
[7] Нафикова Г.А. Коррупция и методы борьбы с ней / Г.А. Нафикова, P.P. Яруллин // Инновационная наука. - 2016. - № 8-1.
[8] Сорокопудов А.Л. Различные подходы к исследованию терроризма как явления современной политической действительности // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 21.
[9] Григорьев А.А. Взаимосвязь терроризма с организованной преступностью и коррупцией [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: //vestnik.uapa.ru/ru-ru/ issue/2009/03/19/ (дата обращения: 22.03.2019).
[10] Сорокопудов А.Л. Различные подходы к исследованию терроризма как явления современной политической действительности // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 21.
[11] Transparency International: коррупция ведет к росту терроризма [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://sputniknews.ru/ economy/20170221/1021739384/terrorizm-korrupcija.html (дата обращения: 22.03.2019).
Spisok literatury:
[1] Kamyshanskij D.Yu. Analiz ugolovno-pravovoj harakteristiki prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v gosudarstvah - chlenah ODKB / / Obrazovanie i pravo. - 2016. - № 10.
[2] Potockij N.K. Ob optimizacii antikorrupcionnogo obrazovaniya // Ugolovnoe sydoppoizvodstvo: ppoblemy teopii i ppaktiki. -2018. - № 1.
[3] Kamyshanskij D.Yu. Zarubezhnyj opyt bor'by s korrupciej (Na primere Respubliki Pol'sha) // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 9.
[4] Grigor'ev A.A. Vzaimosvyaz' terrorizma s organizovannoj prestupnost'yu i korrupciej [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2009/03/19/ (data obrashcheniya: 22.03.2019).
[5] Grachev S.I., Gasymov A.A. Osobennosti sovremennogo terrorizma i problemnye aspekty v sisteme antiterrorizma // Vlast'. - 2012. - № 7.
[6] Nauchnye trudy ekspertov gosudarstv -chlenov ODKB, Kanady, Francii, Kitaya i Pol'shi.
[7] Nafikova G.A. Korrupciya i metody bor'by s nej / G.A. Nafikova, R.R. Yarullin // Innovacionnaya nauka. - 2016. - № 8-1.
[8] Sorokopudov A.L. Razlichnye podhody k issledovaniyu terrorizma kak yavleniya sovremennoj politicheskoj dejstvitel'nosti // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. -2018. - № 21.
[9] Grigor'ev A.A. Vzaimosvyaz' terrorizma s organizovannoj prestupnost'yu i korrupciej [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2009/03/19/ (data obrashcheniya: 22.03.2019).
[10] Sorokopudov A.L. Razlichnye podhody k issledovaniyu terrorizma kak yavleniya sovremennoj politicheskoj dejstvitel'nosti // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. -2018. - № 21.
[11] Transparency International: korrupciya vedet k rostu terrorizma [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://sputniknews.ru/ economy/20170221/1021739384/terrorizm-korrupcija.html (data obrashcheniya: 22.03.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019