Against HumanTraffickers" (Press Release, The Hague, July 18,2006).
17.Bureau of the Dutch National Rapporteur, Sixth Report of the Dutch National Rapporteur (The Hague:Bureau of the National Rapporteur, July 2013), р. 36.
18.Sarah Richards, Hope Betrayed: An Analysis of Women Victims of Trafficking and their Claims for Asylum (London: POPPY Project, February 2012), р. 9.
19.OSCE/ODIHR, National Referral Mechanisms: Joining Efforts to Protect the Rights of Trafficked Persons. A Practical Handbook (Warsaw: OSCE/ODIHR 2004), р. 15.
20.R. Surtees, P. Biroand R. Bruun, The Second Annual Report on Victims of Traffickingin South-Eastern Europe 2005 (Geneva: International Organization for Migration, 2005). [Електронний ресурс]. Режим доступу:
http://www.iom.int/jahia/webdav/site/myjahiasite/shared/ shared/mainsite/published_docs/studies_and_reports/ second_annual05.pdf.
21 .UNICEF/UNOHCHR/OSCE ODIHR, Trafficking In Human Beings In South Eastern Europe, 2005, pp.49, 52.
22.UN/IOM Working Group on Traffickingin Human Beings, HumanTraffickingin the Russian Federation: Inventory and Analysis of the Current Situation and Responses (UNICEF, ILO, CIDA , March 2006), p. 13.
23.OSCE, Combating Traffickingas Modern - Day Slavery: A Matter of Rights, Freedoms and Security. 2010 Annual Report of the Special Representative and Co-ordinator for Combating Trafficking in Human Beings (Vienna, 2010), p. 21.
24.Закон Республики Беларусь 7 января 2012 г. N 350-3 о противодействии торговле людьми. [Електронний ресурс].
Режим доступу: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=76513.
25.Министерство внутренних дел Республики Ба-ларусь. Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми (апрель 2015). [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://mvd.gov.by/main. aspx?guid=76673.
26.Report on the International conference "Development of National Referral Mechanism for Protection and Assistance of Victims of Human Trafficking". [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://iom.by/data/uploads/2013/02/NRM-Conference-Report-ENG.pdf.
27.ЗАКОН Nr. 241 от 20.10.2005 о предупреждении и пресечении торговли людьми, Monitorul Oficial Nr. 164-167 № : 812, 2005.
28.Постановление № 257 от 05.12.2008 об утверждении Стратегии Национальной системы перенаправления для предоставления защиты и помощи жертвам и потенциальным жертвам торговли людьми и Плана действий по реализации Стратегии Национальной системы перенаправления для предоставления защиты и помощи жертвам и потенциальным жертвам торговли людьми на 20092011 годы. [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// lex.justice.md/ru/330608/.
29.Министерство труда, социальной защиты и семьи Республики Молдова. НСП Национальная система перенаправления для помощи и защиты жертв и потенциальных жертв торговли людьми, [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.iom.md/attachments/110_Final%20 Brochure%20RU.pdf.
КОРРУПЦИЯ И СТРАНЫ ЕАЭС В БОРЬБЕ С НЕЙ
Тогузакова Д.
Магистрант Нархоз Университета Ищанова Г.Т.
Ассоциированный профессор Нархоз Университета Республика Казахстан
Toguzakova D., Undergraduate of 2 th courses, Narxoz University, Ichshanova G., Associated professor , Narxoz University, Republic of Kazakhstan
АННОТАЦИЯ
В статье коррупция рассматривается, как угроза национальной безопасности, явление, которое негативно влияет на экономическое взаимодействие стран ЕАЭС друг с другом, рассмотрены пути решения борьбы с коррупцией в странах ЕАЭС, принятые программы и их реализации.
ABSTRACT
In this article, corruption is seen as a threat to national security, a phenomenon that adversely affects the economic cooperation EAEU countries with each other, discussed solutions to combat corruption in EAEU countries adopted programs and their implementation.
Ключевые слова: антикоррупционная политика, антикоррупционные программы, индекс восприятия коррупции, коррупция, преступление, страны ЕАЭС.
Keywords: crime, corruption, country EAEU, the corruption perceptions index, anti-corruption policy, anti-corruption programs.
Коррупция как социальное явление существует практически во всех странах мира. Однако для транзитных стран с трансформирующейся социально-экономической системой, к которым относятся почти все страны ЕАЭС, она является настоящим бедствием. Коррупция в сочетании с непрофессионализмом чиновников является причи-
ной, как политических, так и социально-экономических кризисов. Коррупции способствуют политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законода-тель-ства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций. Отечественная специфика
добавляет к перечисленному, неразвитую политическую культуру граждан, слабость судебной системы, пренебрежение правом в угоду выгоде, безнаказанность при нарушении законодательства при решении политических и экономических вопросов.
Уровень коррупции в разных странах различен. Коррупция присутствует в различных странах, также и в странах ЕАЭС, искоренить ее невозможно. В то же время, пока коррупция не подменяет собой институты государства, не подрывает основы государственности, она не проникает во все сферы жизнедеятельности общества и не представляет серьезной опасности. Как только коррупция разрастается до масштабов государства в государстве, перерастая критическую массу, и начинает выполнять функции государственных институтов, она становится дисфункциональной для общества. Проникая в культуру общества, становясь традицией, коррупция тем самым снижает общую эффективность государственного управления и становится социальной проблемой.
Таким образом, изучение коррупции как социокультурной проблемы, воздействия ее на сферы жизнедеятельности общества и разработка эффективных мер антикоррупционной политики являются в настоящее время насущной необходимостью.
Можно сказать, что коррупция влияет на взаимоотношение с другими государствами, на экономику государства, национальную безопасность и жизнь граждан, то есть коррупция останавливает развитие. Стабильный и хороший рост страны, означает внесение в политику множество сил для осуществления противоглобальной политики. В основном в участии данного процесса на ряду с государством рассматривается и участие граждан. То есть для полного получения знания нашего поколения, правильного развития экономики, чтобы в сфере таможенного дело не имело никакого отношения, государство со своей стороны принимают противокоррупционные программы, мы их называем противокоррупционными стратегиями.
Так как у стран-участниц ЕАЭС очень тесные экономические связи и единые тарифы, и если коррупционные процессы совершаются в одной из стран союза, они имеют определенный резонанс и в других странах, соответственно есть необходимость бороться с коррупцией сообща.
В связи с тем, что коррупция является одним из наименее информативно обеспеченных объектов научного исследования, нормативные правовые акты могут служить в качестве одного из немногих официальных источников информации об этом явлении.
Если взглянуть на всем известный анализ индекс восприятия коррупции за прошедший 2015 год, то можно сделать вывод, что страны ЕАЭС практический стоят на месте в борьбе с коррупцией, а некоторые из них даже показывают отрицательные результаты.
Например, если взять Республику Казахстан, в Индексе Восприятия Коррупции 2015 года Казахстан набрал 28 баллов и продвинулся по рейтингу на 123 место со 126 в прошлом году. Индекс восприятия коррупции основывается на мнениях экспертов и руководителей бизнес-компаний, полученных в ходе опросов общественного мнения, а
также данных международных организаций. Расчет ИВК Казахстана осуществлялся по данным восьми международных исследований, эксперты которых в ходе опросов и анкетирования ответили на вопросы относительно их восприятия уровня коррупции в Казахстане в сферах экономики, права, демократических реформ [1].
Основными положительными моментами, отмеченными экспертами стали масштабные законодательные инициативы, предпринятые в области противодействия коррупции и обеспечения прозрачности и подотчетности деятельности государственной власти. В том числе, продолжающаяся работа в сфере совершенствования систем по оказанию государственных услуг населению. Следует также отметить, что проблематика, которая выявлена по итогам исследования 2015 года по Казахстану, остается в целом прежней и связана с необходимостью решать задачи в сфере усиления правоприменения, нивелированием рисков связанных с ростом теневой экономики, усилением демократических процедур в системе государственного управления. Нерешенность этих задач, как отмечают эксперты, будет способствовать росту коррупции.
Основными зонами риска, которые будут наиболее актуальны для Казахстана в 2016 году, по мнению опрошенных экспертов, являются:
1. Рост недоверия граждан правительству, вследствие чего усиление риска возникновения социальных конфликтов в обществе.
2. Продолжающийся мировой экономический кризис, который потребует от правительства более решительных стабилизационных мер, без которых возможен риск усиления темпов роста теневой экономики и утраты контроля государства над ситуацией (возрастающее влияние на решения государства частных корпораций).
3. Недостаточная эффективность государственного аппарата, способного принимать ответственные решения, брать на себя ответственность за выполнение поставленных перед ними задач, с учетом быстро меняющейся экономической ситуации.
Россия заняла 119 место (29 баллов), оказавшись в одном ряду с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне [1].
Среди причин, по которым Россия продолжает оставаться в последней трети «Индекса восприятия коррупции», основными являются следующие:
1. Коррупционные дела против высших должностных лиц либо возбуждаются не системно, либо не возбуждаются вообще. Отдельные громкие случаи лишь оттеняют общую весьма удручающую картину.
2. Слабость правовых норм, регулирующих ответственность за не декларирование доходов и имущества, а также конфликта интересов, позволяет нарушителям в подавляющем большинстве случаев отделываться минимальным наказанием, увольнением за утрату доверия.
3. Реализация ведомственных планов по противодействию коррупции имеет крайне формальный и непубличный характер.
4. Крупные национальные проекты, в том числе репетиционные и инфраструктурные, по-прежнему реализуются непрозрачно. Зачастую исполнители назначаются по неизвестным обществу принципам, а не выбираются в
ходе открытого публичного конкурса.
5. Международное антикоррупционное сотрудничество стагнирует.
Целью данной научной стать является изучение основных путей борьбы с коррупцией в странах ЕАЭС.
Современные возможности государств-участниц ЕАЭС (правовые, организационные, идеологические, материальные и др.) в противостоянии коррупции недостаточно эффективны, так как до настоящего времени снизить уровень коррупции в нашей стране не удалось. Представления о коррупции чаще всего в научных исследованиях связываются с отдельным, хотя и наиболее встречающимися ее формами - взяточничеством, подкупом. Это, с одной стороны, не раскрывает сути коррупции как явления, ее механизма негативного воздействия на государственные и социальные институты, а, с другой, сужает поле применения правовых средств, в борьбе с этим явлением. Отсутствие понимания сложности данной проблемы породило множество неверных подходов к ее решению, не принесших ощутимых результатов. В связи с этим есть необходимость рассмотреть коррупцию с другого ракурса.
Современная законодательная практика стран ЕАЭС свидетельствует о непрекращающихся усилиях найти оптимальную линию борьбы с коррупционной преступностью в своих государствах. Одна из особенностей состоит в том, что коррупция осознается правительствами этих стран как серьезная проблема национальной безопасности и рассматривается как внешняя и внутренняя угроза.
Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения, преследуют одни общие экономические цели, являясь участниками международной организацией региональной экономической интеграции как ЕАЭС.
Любой вид коррупции приносит вред экономике страны, поэтому повторюсь, для эффективной борьбы с коррупцией в каждой из этих стран, необходимо действовать вместе.
Коррупция представляет собой одно из наиболее опасных социальных явлений, поразивших большинство государств, образовавшихся после распада СССР, в том числе Россия, Киргизстан, Армения, Казахстан, Белоруссия -участники ЕАЭС. Поэтому необходимо отметить особый интерес к опыту противодействия коррупции в этих странах, поскольку у наших народов, живших достаточно продолжительное время в одном государстве, имеется общая история и в чем-то сходный менталитет. Как представляется, сравнительно-правовой анализ нормотворческой антикоррупционной деятельности постсоветских стран ближнего зарубежья, для совершенствования государственного законодательства не будет являться лишним, а поможет перенять положительный опыт и исключить негативные тенденции при дальнейшей разработке и реализации на практике комплекса мер, в том числе правового характера, в сфере противодействия коррупции в каждой их этих стран.
Казахстан в числе первых на постсоветском пространстве приступил к разработке антикоррупционного законодательства, в результате которого было дано законодательное определение самому понятию, а также определены
виды коррупционных правонарушений и ответственность за них. И, тем не менее, коррупция, как социальное явление продолжает существовать, являясь серьезной угрозой для успешного развития страны.
В настоящее время существует два известных и близких друг к другу подхода к анализу коррупциогенности законодательства:
1) юридический подход в виде антикоррупционной экспертизы, который был изначально оформлен в виде экспертной разработки (Центр стратегических разработки), а в настоящее время встроен в нормотворческий процесс;
2) социологический подход (Фонд ИНДЕМ). Если предметом анализа в рамках юридического подхода является наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах безотносительно степени их коррупцио-генности, то социологический подход больше внимания уделяет описанию возможных коррупционных практик и причин их возникновения [2].
Оба подхода ограничены в возможностях исследования экономических аспектов коррупции, выходящих за рамки определения размеров взятки, и не рассматривают: риски, трансакционные издержки и преимущества коррупции, выбор структур управления (механизмов координации) коррупционными трансакциями (коррупционные рынки, посредники, иерархии, сети), механизмы взаимодействия (в том числе сетевые) с институциональной средой.
В результате официальная антикоррупционная экспертиза, по сути, сводится к формальному дополнению правовой экспертизы, не имеющей явных антикоррупционных последствий.
На сегодняшний день казахстанские эксперты планируют разработку антикоррупционной конвенции для Евразийского экономического союза в целом, прорабатывается вопрос о разработке и заключении такой антикоррупционной конвенции в рамках ЕАЭС, которая подходила бы к каждой стране участнице ЕАЭС. При этом эксперты опираются на опыт конвенции, принимаемые крупными интеграционными объединениями, как Евросоюз.
11 ноября 2014 года в Казахстане на расширенном заседании Политического совета партии «Нур Отан» под председательством Главы государства была принята Программа противодействия коррупции на 2015-2025 годы. Цель Программы - вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции. Программа построена на пяти базовых принципах:
1) принцип системности;
2) принцип равенства всех перед законом и судом;
3) принцип прозрачности, открытости и подотчетности государства обществу;
4) принцип партнерства государства и общества;
5) принцип консолидации общества в формировании нетерпимости к коррупции.
Реализация Программы будет осуществляться в два этапа:
1. Первый этап: 2015 - 2020 годы;
2. Второй этап: 2021 - 2025 годы.
Главной задачей Программы является формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и правового сознания, консолидация государства и общества в борьбе с этим социальным злом [3].
Вместе с тем в Кыргызстане создан Антикоррупционный деловой совет при Национальном агентстве Кыргызской Республики по предупреждению коррупции, которое является исполнительным органом государственной власти, не входящим в состав Правительства Кыргызской Республики, проводящим единую государственную политику в области предупреждения коррупции и уполномоченным на осуществление деятельности по выявлению, устранению и предупреждению возникновения условий, способствующих появлению коррупции. Задачами которого являются: определение приоритетных направлений деятельности Национального агентства Кыргызской Республики по предупреждению коррупции в соответствии с единой государственной политикой в области борьбы с коррупцией; осуществление государственно-общественного контроля над деятельностью Агентства; мониторинг соблюдения гарантий независимости Агентства, установленных Положением об Агентстве; мониторинг кадровой политики Агентства; предоставление консультаций комиссару Агентства по разным аспектам проблемы коррупции [4].
Белорусским властям удалось снизить уровень коррупции, реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях. Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в Белоруссии, является Закон Республики Беларусь № 165-З «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г.
Так же, Республика Беларусь ратифицировала множество международных документов. Среди них следующие международные документы: Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (БТ8 № 173) от 27.01.1999 (подписана Республикой Беларусь в г. Страсбурге 23.01.2001, Конвенция Организации Объединенных Наций ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 (подписана Республикой Беларусь 14.12.2000 в г. Палермо (Италия), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года, Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4.11. 1999 года.
В Республике Беларусь создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления. В Белоруссии сформировалась действенная система организации борьбы с коррупцией, включающая в себя разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения; разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции; создание и
обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией; образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров; обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией; использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции [5].
Коррупция в современной России является одной из серьёзных проблем страны. Хоть уровень коррупции и снизился кардинально за последнее десятилетие, но всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, также и экономическое взаимодействие России со странами-партнерами по ЕАЭС.
В качестве стратегии борьбы с коррупцией была выбрана прозрачность, а также усиление контроля за доходами и расходами госслужащих. В июле 2005 года Путин подписал знаменитый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Согласно этому закону вся информация о госзакупках должна была размещаться в интернете, чтобы лица с активной гражданской позицией и отодвинутые от кормушки предприниматели могли бы легко выводить на чистую воду коррупционеров. Закон заработал в полную силу к началу десятых годов. После ряда громких скандалов с разоблачением коррупционных закупок чиновники осознали, что теперь за их тратами следят гораздо пристальнее, чем раньше [6].
Благодаря путинскому закону 94-ФЗ стала возможна деятельность ряда общественных организаций по контролю за закупками, включая, например, хорошо распиарен-ный несистемной оппозицией проект «РосПил».
Если взять Армению, то на 2015 год Армения занимает 95 место по коррумпированности среди 165 стран мира по Индексу восприятия коррупции [1]. В 2004 г. была утверждена Антикоррупционная стратегия и меры ее реализации. В разработанном документе было высказано предложение о необходимости создания структуры по контролю за исполнением антикоррупционной политики. Представляется, что с принятием широко разрекламированной Антикоррупционной стратегии Республики Армения сам факт образования специализированного органа по борьбе с коррупцией, во-первых, станет проявлением действительного желания властей противодействовать коррупции, во-вторых, вызовет интерес и надежду народа на возможность установления законности в стране, и в-третьих, наличие учреждения с полномочиями по координации реализации антикоррупционной программы всеми структурами, имеющими антикоррупционную направленность, создает необходимые условия для целенаправленных и эффективных действий по противодействию еще большего распространения коррупции. При этом следует учесть, что статус и функции государственной организации, тем более регламентированной соответствующим законом, предопределят ее миссию по непосредственной деятель-
ности в борьбе с коррупцией, отражающейся в производстве конкретного «продукта», т. е. предупреждению и раскрытию конкретных фактов коррупции, следовательно, и в ответственности перед государством и народом за результаты своей деятельности.
Анализ действующих антикоррупционных стратегий государств-участниц ЕАЭС показывает, что полностью искоренить коррупцию не удается ни одному государству, но снизить ее порог вполне возможно.
Подводя итог исследованию коррупции как системной угрозы экономической безопасности, целесообразно сформулировать ряд обобщающих выводов и основные направления предупреждения коррупции.
В целях решения стратегических задач системного и постоянного противодействия коррупции и осуществления комплекса правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции государствам - членам ЕАЭС целесообразно разработать общенациональную государственную программу противодействия коррупции, которая должна предусматривать осуществление следующих мероприятий: - разработку и принятие концепции антикоррупционной политики, ее закрепление в законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике»; - приведение национального законодательства в соответствие с международными антикоррупционными нормами; - проведение экспертизы коррупциогенности действующих нормативных правовых актов, разработку поправок к нормативным правовым актам и их проектам по результатам экспертизы на коррупциогенность; - проведение криминологической экспертизы принимаемых законов на предмет коррупциогенности этих законопроектов при активном участии специалистов различных отраслей права; - создание специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности с повышенным риском коррупции (финансово-кредитной, налоговой, социальной сферах, сфере приватизации государственной и муниципальной собственности и т. д.).
С этой целью необходимо законодательно закрепить проведение независимой научной и общественной экспертизы законопроектов, результаты которой учитывать затем в работе над законопроектами; - легальное определение терминов «коррупция», «коррупционные правонарушения» и «коррупционные преступления» на уровне национального законодательства; - законодательное установление перечня должностей по государственной и муниципальной службе, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, имеющих наказание за коррупционные правонарушения и преступления; - создание методической основы оценки коррупциогенности должностей государственной службы и коррупциогенности органов исполнительной власти и проведение такой оценки. Необходимо в законодательном порядке урегулировать права и
обязанности чиновников всех уровней, а также процедур проверки достоверности деклараций о доходах государственных служащих; - учреждение органов государственной власти по противодействию коррупции; - разработку ведомственных антикоррупционных программ с целью создания особых механизмов регулирования в отношении органов исполнительной власти, функций и должностей с высокой степенью коррупциогенности.
Таким образом, коррупция - это международное явление. Последствия коррупционных процессов оказывают влияние на общемировое развитие. Коррупционные деяния, криминализация которых предписывается международными конвенциями, относятся к преступлениям международного характера и входят в структуру международной преступности. Особую опасность представляют транснациональные формы коррупции (подкуп иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций). Это обусловливает необходимость и важность международного антикоррупционного сотрудничества.
Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией представляет собой систему отношений между государствами в лице их органов, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями в сфере противодействия коррупции, включающую согласованные политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприменительную, организационно-правовую, информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе с ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положениями национального законодательства.
Ссылки:
1. http://gtmarket.ru/
2. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2003: С. 87-88.
3. Досье на проект Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года
4. Приказ Национального агентства Кыргызской Республики по предупреждению коррупции от 28 января 2009 года № 12-ОД «Об образовании Антикоррупционного делового совета при Национальном агентстве Кыргызской Республики по предупреждению коррупции» // ИС Параграф.www.zakon. kg
5. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 года № 165-З «О борьбе с коррупцией» // ИС Параграф.www. гакоп. кг
6. Агеева О. В. Борьба с коррупцией как основа безопасности государства Текст. / О. В. Агеева // Следователь, 2009: С.111-112.