Научная статья на тему 'Коррупция и проблемы, порождающие ее'

Коррупция и проблемы, порождающие ее Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2334
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИЮ / ФАКТОРЫ / ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ КОРРУПЦИОННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВЕРХУШЕЧНАЯ КОРРУПЦИЯ / НИЗОВАЯ КОРРУПЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаренко Г. С.

В статье сделаны следующие выводы: уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы и условия, ее порождающие; решению этих проблем будет способствовать решительное противодействие коррупции по всем ее направлениям. Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. Автором дано предложение законодателю официально определить понятия «коррупция», «коррупционная преступность» и выделить эти преступления в отдельный раздел уголовного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция и проблемы, порождающие ее»

Г.С. Гончаренко

КОРРУПЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ ЕЕ

В процессе исследования коррупционной преступности как социального явления возникают закономерные вопросы: почему она существует? В чем причины, порождающие ее?

В отечественной философской науке под причинностью (от лат. - cause) принято понимать объективную связь между явлениями, одно из которых - причина - при определенных условиях порождает другое - следствие [1, с. 329; 5, с. 531]. Исходя из этого философского положения в российской криминологии утвердилось мнение, что под причинами как преступности в целом, так и коррупции, следует понимать те социальные явления, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие.

Говоря о коррупционной преступности как об общественно вредном явлении, необходимо также отметить, что коррупционные проявления влекут за собой целый ряд негативных последствий. К числу последних можно отнести вред, причиняемый социально-экономической сфере жизнедеятельности государства и общества (расширение области теневой экономики, уменьшение налоговых поступлений, обострение социальных проблем в обществе) [2, с. 37].

Коррупционная преступность, разрастаясь в обществе, влечет за собой целый ряд новых социальных проблем, обостряя уже существующие противоречия общественного развития. Она, прежде всего, подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», то есть подношений за любые действия чиновников; развращает служащих, которые платят большие деньги за устройство на «перспективную» работу, но не из-за высокой зарплаты, а из-за возможности получать теневые доходы; дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике; способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих коррупции и злоупотреблениям, и др.

Коррупция представляет собой чрезвычайно многоплановое явление, что находит свое отражение во многих сферах общественной жизни. Говоря о коррупции как источнике многих существующих проблем, необходимо отметить, что она, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия сейчас переживает не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев, поэтому не удивительно, что страна следует общим закономерностям развития, в том числе и негативным.

Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами - двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению.

К общим проблемам, порождающим коррупцию, принято относить те, которые свойственны не только России, но и большинству стран, находящихся на стадии модернизации, в первую очередь -переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике. Среди них надо отметить трудности преодоления наследства тоталитарного периода; экономический упадок и политическую нестабильность, неразвитость и несовершенство российского законодательства; неэффективность институтов органов власти; чрезвычайную слабость и неразвитость гражданского общества; все более заметный отрыв общества, его институтов от власти; отсутствие устоявшихся демократических и политических традиций.

Российская Федерация, являясь государством достаточно молодым, тем не менее обладает колоссальным историческим опытом, традициями, что неизбежно образует специфические черты в развитии России. К ним принято относить слабость судебной системы, низкий уровень развития правового сознания населения, привычную ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно «интересов государства» и «общественной собственности» (типичная российская проблема), традицию подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику и т. д.

Коррупция в обществе проявляется, прежде всего, в особом образе поведения людей, а ее суть заключается в социально-психологических особеннос-тях личности конкретного человека и общества

в целом. Мотивационная сфера в данном случае имеет преобладающее значение в выборе особого вида поведения людей: наиболее распространенный мотив - компенсация в виде коррупционного подкупа за «ответственную» должность, трудовое «перенапряжение», связанное с прохождением службы, с одной стороны, и несоответствующей низкой зарплатой - с другой. Важной особенностью социальнопсихологического климата в обществе, способствующей процветанию коррупции, является двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, то есть в законодательной и верхних эшелонах исполнительной власти, считается общественно неприемлемой. С другой стороны, коррупция в большей мере низовая, с которой сталкиваются мелкий бизнес и граждане страны как физические лица, является как бы естественной, а потому и приемлемой.

Общественная опасность коррупции проявля-ется в преступлениях коррупционного характера, которые в своей совокупности образуют коррупционную преступность. Коррупция, ее преступные проявления наиболее опасны в органах государственной власти. Коррумпированный служащий начинает служить не только, а порой и не столько государству либо иному субъекту, у которого он состоит на службе (общественной, коммерческой организации), но и тому, кто платит больше или дополнительно, порой в ущерб основной работе.

Феномен использования «государственной машины» организованной преступностью связан преимущественно с коррупцией. Посредством коррупции, по сути, происходит «приватизация» государственных полномочий.

Так, автору данной статьи в процессе общения приходилось неоднократно задавать вопрос государственным служащим различного уровня и различных ведомств: «Почему вы не исполняете своих обязанностей в соответствии с законом?». И практически всегда следовали ответ: «Есть инструкция, методические рекомендации» или: «Так делалось до меня». Следовательно, любая антикоррупционная программа в России должна быть сопряжена с коренным реформированием всей системы государственной службы.

Как и поиск адекватного определения коррупции, выявление ее причин происходит в самых разных направлениях. Большинство западных исследователей связывают коррупцию с чрезмерным вмешательством государства в жизнь общества. Чем больше государство вмешивается, чем больше оно издает законов и наращивает бюрократический аппарат, тем выше риск возникновения параллельных структур, рынков и процессов, выходящих за рамки правового поля. «Коррупция, - отмечает С. Роуз-Аккерман, - является почти неизбежным следствием всех государственных попыток контролировать рыночные силы... Следовательно, некоторый уровень коррупции присущ любой смешанной экономике (сочетающей рыночный и государственный механизмы регулирования), ее существование не является принадлежностью какой-либо определенной системы» [3, с. 75-76]. Коррупция порождается различными видами взаимодействий между государством и гражданами, сосуществующими в единой политической системе.

В то же время демократия и свободный рынок не являются панацеей от коррупции. Переход от авторитарного строя к демократическому вовсе не способствует снижению размеров «откупа». Скорее он ведет к пересмотру принятых в данной стране норм общественного поведения и морали. Если процесс демократизации не сопровождается принятием и жестким исполнением законов, регулирующих конфликт интересов, пределы финансового обогащения и подкупа, стремление людей к личному богатству могут полностью подорвать новые и еще хрупкие демократические институты. Либерализация экономики, не сопровождаемая аналогичными реформами государственных структур, вызывает у чиновников большой соблазн получить свою долю богатства у новых капиталистов [4, с. 24].

Другие исследователи видят в расширении рыночного регулирования причину утраты государством его статуса выразителя общих интересов, подрыва общественных ценностей под влиянием погони за прибылью, что порождает нелояльность по отношению к государству индивидов и организаций, теряющих всякую надежду на интеграцию или выживание в рыночном обществе. Именно в государственном регулировании политической, экономической и социальной сферы они видят гарантию порядка и справедливости. Как отмечает Ж. Картье-Брессон, только устранение неравенства и социальной нестабильности, соблюдение государством и его гражданами принципа взаимности прав и обязанностей могут обеспечить лояльность последних к государству и устранить коррупцию [4, с. 25].

Таким образом, во-первых, различные интерпретации причин коррупции противоречат друг другу, а во-вторых, ни одну из них нельзя считать безупречной. По нашему мнению, истина должна быть где-то посредине.

Анализ специальной криминологической литературы по проблеме преступности, в том числе и коррупционной, и отдельным формам ее проявления как отечественными, так и зарубежными специалистами, позволяет выделить некоторые группы причин и условий (факторов), детерминирующих коррупционную преступность как свое закономерное следствие. К таковым факторам по содержанию или сферам социальной жизни относятся: правовые, организационно-управленческие, воспитательные,

идеологические, социально-экономические и другие причины и условия.

К правовым факторам, детерминирующим коррупцию, многие отечественные специалисты относят ненадлежащее правовое регулирование некоторых сфер деятельности и недостатки в действующем законодательстве. В числе таковых наиболее часто выделяются:

1. Ненадлежащая регламентация служебных полномочий должностных лиц органов государственной власти и управления.

2. Недостаточная эффективность действующего уголовного законодательства об ответственности за конкретные формы проявления коррупции.

3. Ненадлежащее правовое регулирование финансирования предвыборных кампаний по избранию в органы государственной власти и местного самоуправления.

4. Отсутствие комплексной правовой базы, направленной на борьбу с коррупцией, в том числе и политической направленности.

5. Наличие законодательного закрепления иммунитета от уголовного преследования определенных субъектов политики как представителей государственной власти, так и претендентов на эти должности (кандидатов на пост Президента РФ, в депутаты Государственной думы и др.), поскольку любое освобождение от ответственности порождает нарушение существующих норм поведения и противно цели борьбы с коррупционной преступностью, выражающейся в неотвратимости применения уголовного закона за каждое преступление и к любому лицу, независимо от его политического статуса.

6. Несовершенство избирательного законодательства, не обеспечивающего реальной зависимости избираемых лиц от своих избирателей.

Группа организационно-управленческих факторов, детерминирующих коррупцию, включает в себя:

а) незначительное количество и формальность проведения конкурсов на замещение вакантных высших государственных должностей, наличие системы профессиональных служащих и политических назначенцев;

б) отсутствие эффективного финансового и иного контроля за деятельностью субъектов политики;

в) нестабильность государственной и муниципальной службы;

г) отсутствие специальных независимых служб, осуществляющих финансовый контроль при проведении выборов или конкурсов для занятия соответствующей должности в органах государственной или муниципальной власти;

д) неэффективность деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией (отсутствие в масштабах страны самостоятельного, максимально независимого, специального органа по противодействию коррупции, который бы наряду с другими функциями изучал причины и условия коррупции и вырабатывал конкретные меры по ее снижению);

е) отсутствие надлежащих форм социального контроля за сферой политических отношений и деятельностью представителей органов государственной власти и кандидатов на эти должности как со стороны государства, так и общества;

ж) отсутствие политической воли высших должностных лиц государства как по отношению к борьбе с коррупцией в масштабах страны, так и к отдельным случаям ее проявления.

К числу идеологических и воспитательных факторов, детерминирующих коррупцию, можно отнести:

- проведение так называемых кампаний по борьбе с коррупцией во всех ее формах и проявлениях, которые скорее приносят вред, чем положительный эффект, поскольку они преследуют чаще всего политические цели и являются одним из способов достижения их;

- несформированность политической культуры гражданского общества, что отражается в первую очередь на процессе выборов, когда часть избирателей отдает свои голоса за небольшие денежные суммы или материальные ценности, получая незначительную имущественную выгоду, а также выражается в восхвалении или, наоборот, в огульной критике субъектов политики без какой-либо серьезной предварительной проработки и анализа их предвыборных программ;

- отсутствие либо недостаточно хорошо налаженная работа в образовательной системе Российской Федерации по антикоррупционному воспитанию подрастающего поколения;

- недостаточная работа средств массовой информации по антикоррупционному воспитанию населения. К сожалению, СМИ довольно часто используют коррупционную тематику по заказу конкретных лиц для

достижения определенных целей, где наряду с конкретными фактами коррупционного поведения провозглашаются сведения дезинформационного характера, что в дальнейшем играет на руку коррупционерам и порождает недоверие населения к СМИ.

Социально-экономические условия коррупции. В экономической сфере в последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые непривычные сферы и формы активности, к чему очень трудно приспосабливались властные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции.

Первое - это приватизация государственной собственности, послужившая везде серьезным источником коррупции. В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. По данным правоохранительных органов, еще на начальных стадиях около 30 % всех постановлений по приватизации нарушали нормы действующего законодательства. Практиковалось включение чиновников в число акционеров. Согласно информации МВД РФ, каждое десятое должностное преступление из числа выявленных в период с 1994 г. по середину 1997 г. совершилось в сфере приватизации (5600).

Наиболее распространенные нарушения - присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества [6].

К этому придется добавить многочисленные случаи, не подпадающие под прямую уголовную ответственность: оценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц. Не случайно именно приватизация стала на предвыборном марафоне полем для политических схваток, в которых главное оружие - это компрометирующие материалы и обвинения в коррупции.

Второе - распределение бюджетных средств - еще одна благодатная сфера для коррупционеров. По свидетельству экспертов, взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределению бюджетных средств. Этому благоприятствует несовершенная налоговая система, предусматривающая, что деньги, собираемые в регионах, должны попасть в федеральный бюджет, а потом снова вернуться в регион в виде трансфертов, что, несомненно, порождает вертикальную коррупцию. Коррупцию подстегивают нереальные и нереализуемые бюджеты, которые позволяют чиновникам решать, кому сколько недодать, кому перевести деньги раньше, а кому - позже. По причине недофинансирования создаются и внебюджетные фонды различных ведомств, манипуляции которыми также сопровождаются коррупцией. Отсутствие должного контроля за расходованием бюджетных средств как на федеральном, так и на региональных уровнях, также в достаточной мере питает коррупцию.

Распределение бюджетных средств происходит и через государственные заказы и закупки. До недавнего времени здесь царили закрытость и бесконтрольность, порождавшие безудержную коррупцию.

Третье - предоставление эксклюзивных прав (льгот, в том числе - по экспорту и импорту, налогам, лицензированию и т.п.) - благодатнейшая почва для коррупции. При подготовке проекта Концепции административной реформы производилось анкетирование правительственных ведомств, и среди прочего анкета содержала вопрос о полномочиях, которых не хватает ведомству. Право выдачи лицензий было в числе наиболее распространенных пожеланий. Аналогичная ситуация складывается и практически во всех субъектах Федерации.

К этой же категории следует отнести такие коррупциогенные рычаги, как отсрочки налоговых платежей, предоставление налоговых освобождений, льгот заемщикам бюджетных средств, государственных гарантий, продление кредитных договоров и т. д.

Четвертым социально-экономическим условием является банковская сфера, которая в России начала преобразовываться одной из первых - на рубеже 80-90-х гг. Фактически происходила ненормативная приватизация существенной части государственного банковского сектора. Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения колоссальных прибылей. Естественно, что и здесь коррупция пустила глубокие корни. По данным правоохранительных органов, банковская сфера является одной из самих криминализированных. Этому способствует и ныне действующее законодательство о банках и банковской деятельности, где предусмотрено предоставление сведений по счетам и вкладам юридических и физических лиц органам предварительного следствия только с санкции прокурора и только по делам, находящимся в их производстве. Но для того, чтобы возбудить уголовное дело, необходимо сначала собрать материал, содержащий признаки того или иного состава преступления. Наличие этого обстоятельства, с одной стороны, а с другой, - отсутствие в этом же законе норм, предусматривающих обязанность кредитных учреждений сообщать в правоохранительные или налоговые органы сведений о

«сомнительных» операциях на счетах своих клиентов и других прогрессивных норм, и привело к тому, что от деятельности нечистоплотных банкиров пострадали как государство, лишившееся огромных сумм бюджетных денег, так и миллионы граждан, потерявших свои сбережения и вместе с ними доверие к банковской системе и государству в целом. В США, например, каждый, кто хочет внести в банк свыше 10 тыс. долларов, обязан предоставить доказательства того, что эти деньги заработаны законным путем. Американские банки обязаны предоставлять федеральным органам «отчеты о подозрительной активности» на заведенных в них счетах, особенно, если на счетах происходит очень быстрое движение крупных сумм [6].

Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило цивилизовать формы получения взяток и от традиционных конвертов (а затем - чемоданчиков) с наличностью помогло перейти к льготным кредитам, процентам по вкладам, завышенным в десятки, а то и сотни раз и другим, более утонченным, формам благодарности.

Пятым условием можно назвать зачастую сращивание правоохранительных органов и экономической преступности, которое существенно препятствует борьбе с коррупцией.

Создаются так называемые «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на развале уголовных дел; за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере; немало фактов поступления работников правоохранительных органов на службу в коммерческие структуры «по совместительству» в виде так называемых «крыш», а также создания различных фирм под патронажем стражей порядка. Нередки случаи, когда близкие родственники чиновников высокого ранга из налоговых или таможенных органов вдруг, независимо от квалификации, оказываются на весьма денежных должностях в коммерческих структурах, особенно в кредитно-финансовой, топливноэнергетической и других прибыльных сферах. Не менее удачливые в этом плане и родственники высокопоставленных служащих из других органов власти [8].

В последнее время коррупция очень прочно укоренилась в органах прокуратуры и в судебной системе. В этих условиях адвокаты делают взятки эффективным инструментом защиты своих клиентов. Недаром в средствах массовой информации появляются публикации, содержащие «прейскурант» взяток, в том числе в органах прокуратуры и в судебной системе.

Противозаконный лоббизм в законодательных органах можно обозначить как шестое условие, которое труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию, прежде всего, из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности. Именно поэтому из общего числа должностных лиц, привлеченных к ответственности за деяния, которые можно квалифицировать как коррупцию (этого термина нет в Уголовном кодексе), законодатели составляют не более 3 %. И, наконец, условия для низовой коррупции. Этот подраздел характерен тем, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы (при прописке, при оформлении различных правоустанавливающих документов на недвижимость, при получении различных разрешений, лицензий и т. д.), она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов, инструкций.

Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Низовая коррупция в России существует во всех сферах, в которых рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращения к государству, или, наоборот, государство считает необходимым тревожить гражданина. Надо отметить, что наиболее подвержены низовой коррупции следующие сферы:

а) жилищно-коммунальная, самая коррумпированная, согласно социологическим опросам российских граждан. По мнению 72 % опрошенных россиян, сегодня установился почти легальный тариф на взятку: граждане, обращающиеся в государственные или муниципальные учреждения этой сферы, знают или при необходимости узнают «кому и сколько нужно давать» [9, с. 7; 7]. Казалось бы, появление рынка жилья должно привести к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако укорененность ее здесь очень глубока;

б) правоохранительная деятельность и, прежде всего, органы внутренних дел;

в) налоговых и таможенных сборов, где имеется обширное поле деятельности для низовой коррупции. Опросы многострадальных российских «челноков» показали, что среди них практически нет тех, кто хоть раз не давал взятки таможенникам;

г) порядка призыва на военную службу. Не секрет, что более половины молодых людей, особенно из состоятельных семей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток.

К вышеперечисленному можно добавить еще целый ряд ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой вероятностью соприкосновения с коррупцией: сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами; выдача лицензий либо разрешений на занятие различными видами деятельности; выдача разрешений на строительство и наделение земельными участками; предоставление в аренду помещений, зданий, сооружений; осуществление контроля со стороны уполномоченных государственных органов и служб (пожарные, санэпидемстанции, торговые инспекции и т.п.), от которых зачастую страдает мелкий бизнес в России, и др.

Социально-психологические условия коррупции. Происходящая криминализация общества губительно влияет на психику людей, деформирует их правовое сознание. Оно характеризуется сложным переплетением двух взаимоисключающих тенденций - позитивного и негативного отношения к праву. Существование таких тенденций в сознании одних и тех же субъектов свидетельствует о дезинтеграции ценностной структуры различных групп населения. Все более нарастает правовой нигилизм - негативное отношение к праву, неверие в его возможность служить эффективным регулятором общественных отношений.

Сознание многих людей деформировано, двойственно, противоречиво, поскольку пытается сочетать несовместимые стереотипы и установки. Накопление негативных эмоций, разносторонних раздражителей и стимулов достигает запредельного напряжения, угрожает постоянным нервным срывом. Отсюда следует заметная невротизация населения.

Существующие в обществе стереотипы двойной морали. Важная особенность социальнопсихологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. Население охотно поддерживает публичные обвинения в коррупции, меры государственного воздействия на нее, но для решения собственных проблем соглашается принимать «правила игры», предложенные или навязанные коррупционерами, т.е. коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается. К сожалению, этому способствует, в той или иной мере, и несовершенство законодательства.

Социальный феномен коррупции - уже установленный факт, явление, давно изучаемое как учеными-криминологами, так и специалистами уголовного права. Однако, несмотря на всю значимость необходимого усиления эффективности борьбы государственных правоохранительных органов с коррупционными преступлениями (в том числе с преступлениями, связанными со взяткой и коммерческим подкупом), законодатель не выделил в отдельную группу коррупционные преступления. Обособление данного вида преступности подчеркнуло бы большую его общественную опасность и могло способствовать повышению эффективности правоохранительной деятельности. Следует отметить и такую проблему, как неоднозначный подход к определению понятийно-категориального аппарата, обозначающего рассматриваемый вид преступности, что порождает многочисленные двусмысленности. Выходом могли бы стать официальное определение понятий «коррупция», «коррупционная преступность» и «коррупционные преступления», закрепленных в Законе «О борьбе с коррупцией», а также выделение этих преступлений в отдельный раздел уголовного закона. При этом особое внимание необходимо уделить коррупционному подкупу как «сердцевине» коррупционной преступности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы и условия, ее порождающие; во-вторых, решению этих проблем будет способствовать решительное противодействие коррупции по всем ее направлениям.

Как мы уже отмечали, к причинам, порождающим коррупцию, относятся проблемы не только российские, но и большинства других стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь -переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной. Различные интерпретации причин коррупции противоречат друг другу, и ни одну из них нельзя считать безупречной. Поэтому истина должна быть где-то посредине.

Только изучив должным образом причины и условия, порождающие коррупцию, можно выработать конкретные меры по ее ограничению и снижению.

Литература

1. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. 3-е изд. М.: Политиздат, 1975.

2. Волков А.С. Коррупция: криминологический и правовой аспект // Коррупция как глобальная проблема современности: Доклады и сообщения. М., 2001.

3. Роуз-Аккерман С. Демократия и «великая» коррупция // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16.

4. Жилина И.Ю. Феномен коррупции: общие подходы к изучению // Экономические и социальные проблемы России: Проблемно-тематический сборник ИНИОН РАН.

5. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983.

6. Сатаров Г. А. и др. Россия и коррупция: Кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февраля.

7. Гамаюнов И. Откуда и куда текут реки «черного нала»... // Понедельник. 1998. № 23.

8. Севрюков Д. В. Мыть ли руки перед едой? Едва ли дождутся коррупционеры в России операции «Чистые руки» // Труд. 2001. 13 февраля.

9. Сивкова В. Какие взятки берут у народа // Аргументы и факты. 1998. № 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.