Научная статья на тему 'Коррупция и ее негативные последствия в системе современных экономических отношений России'

Коррупция и ее негативные последствия в системе современных экономических отношений России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4329
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / NEGATIVE EFFECTS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC RELATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купрещенко Н.П.

Автором статьи исследуется понятие коррупции и ее негативные последствия в системе современных экономических отношений России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption and its negative effects in the current economic relations between Russia

The author of the article explores the concept of corruption and its negative consequences in the current economic relations between Russia

Текст научной работы на тему «Коррупция и ее негативные последствия в системе современных экономических отношений России»

Коррупция и ее негативные последствия

в системе современных экономических

отношений России

Н.П. Купрещенко

кандидат экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России

п 01 Z

во о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о

и ф

г S

Е о

X

о

т

S ф

ч:

п

к <

х

S X н

и ф

со

Для того чтобы изучить практическую сущность такого явления как коррупция, для начала необходимо раскрыть его как научный термин. С вопросом коррупции сталкиваются все страны, где есть государственный аппарат. Суть коррупции заключается в совершении действий, приводящих к нарушению равенства прав и свободы экономической деятельности, приводящих к неисполнению государством обязанности по поддержанию добросовестной конкуренции.

Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. "Коррупция - это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица"1.

В России же нет четкого понимания данного явления. Общественное мнение под этим термином понимает исключительно взяточничество. Хотя, например, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами"2.

Особую актуальность в этой связи представляет формулирование понятия коррупции, определение которого в национальном законодательстве является неоправданно вариативным. В Российской Федерации законодательное определение коррупции не сформулировано, хотя термин "коррупция" активно используется в нормативных актах3.

Коррупция многообразна в своих проявлениях. Во всяком случае, нельзя не обратить внимания на то, что национальное и международное право достаточно "равнодушно" взирают на многочисленные формы коррупционного поведения, тем не менее, осуждаемые общественной моралью или религиями. Коррупция первоначально "распадается" на две неравные части: собственно этические отклонения и правонарушения (преступления). Однако этим "дуализм" коррупции не исчерпывается. Нередко она выражается, с одной стороны, в использовании служащим своего статуса для получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой - в предоставлении последнему таких преимуществ. Традиционно считается, что в противоречивом единстве этих сторон с точки зрения большей общественной опасности доминирует продажность.

Таким образом, уже на уровне этимологии коррупции возникает серьезный водораздел в определении понятия данного явления - понимать ли под коррупцией подкуп, взяточничество (узкое определение), или разложение, негативные процессы в самом механизме государственного управления (широкое определение).

Чаще всего под коррупцией понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду: некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действу-

1 Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. №7.

членов Совета Европы в области М., 1984. С.264; Словарь русского языка в 4-х томах. Т.2. - М.,

2 См.: Ожегов С.Н. Словарь русского языка. 1986.С.108.

3 См., например: Указ Президента РФ от 24.11.2003 №»1384 "О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией" //Российская газета. 2003. 26 ноября (по данным справочно-правовой системы "Гарант" термин "коррупция" встречается более чем в 100 действующих нормативных актах федерального уровня).

ют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Если рассматривать коррупцию как системную проблему обеспечения национальной экономической безопасности России, то одним из главных и общепринятых тезисов является то, что она носит масштабный характер.

Коррупция воспринимается обыденным, и в существенной части - экспертным, сознанием исключительно как некоторые аморальные или преступные действия. Практически не осознается ни масштаб явления в целом, ни его негативные последствия. Во многом именно этим объясняется сравнительно спокойное отношение к этому явлению, которое у нас в стране приобрело угрожающие размеры.

Коррупция - страшное зло, так как не только вовлекает в преступление дающего и берущего, но и развращает их обоих и общество в целом. Фактически, если в социальных общественных отношениях действует парадигма "не подмажешь - не поедешь", то никакие другие законы не будут иметь своей полной силы, кроме пожалуй, закона "кто силен, тот и прав". Между тем в нашей стране коррупция не только не изживается, но согласно исследованиям некоторых международных организаций, еще усиливается.

Можно без преувеличения сказать: "Коррупция - это бедность". Данный тезис убедительно подтверждается международными исследованиями. Уровень коррупции индексируется известным "Индексом восприятия коррупции", ежегодно определяемым и публикуемым международной организацией Transparency International, которая готовит рейтинг восприятия коррупции, охватывающий 163 страны мира в 2006 г. В настоящий момент Transparency International имеет национальные отделения в 100 странах мира с секретариатом в Берлине, Германия.

В 2006 г. группой Transparency International был опубликован индекс восприятия коррупции (ИВК) за 2006 г. Этот индекс является достаточно объективным показателем, отражающим оценку уровня коррупции в разных странах бизнесменами и аналитиками как из этих стран, так и из-за рубежа. Полное отсутствие коррупции соответствует значению индекса 10. По мере роста коррумпированности значение показателя падает.

Данные ИВК 2006 г. свидетельствуют о том, что наименее развитые страны мира несут двойное бремя: бремя нищеты

и бремя коррупции. Поэтому Transparency International рекомендует государствам с низкими доходами направить более значительные ресурсы на противостояние коррупции и проявить большую политическую волю в проведении антикоррупционных мер, а также обеспечить больший доступ граждан к информации о бюджетах, доходах и расходах.

Россия занимает занимает в рейтинге 127-е место (год назад она была на 126-й позиции). В 2006 г. индекс прозрачности России понизился с 2,4 до 2,5 пункта, так что в настоящее время, по индексу восприятия коррупции, она находится в одной группе с такими странами как Филиппины, Непал и Гондурас.

Хуже ситуация лишь в Белоруссии, где соответствующие показатели снизились с 2,6 до 2,1 год назад4. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается, связывая это с огромным зазором между антикоррупционной риторикой на верхах и реальным положением бизнеса на местах. "Прозрачность деятельности госструктур в последние годы упала, а негосударственные организации и СМИ, которые занимаются борьбой с коррупцией, испытывают сложности в работе; некоторые из них в России были закрыты или объявлены вне закона"5. Таким образом, число таких организаций в России сократилось, уверяют составители индекса.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни общества.

В экономической сфере.

1. Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие - государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь - из-за нарушений в ходе приватизации. Последствия те же, что в п.2.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности - при распреде-

4 http://transparency.org.ru/

5 http://transparency.org.ru/

п 01 Z

во о о

N

U U О о.

d

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г S

S о

X

о а

т

S ф

ч:

п

к <

X S X н

и ф

со

П Ol

Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

лении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель.

6. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

В социальной сфере.

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

В политической сфере.

1. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок.

2. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает угроза разложения демократических институтов.

5. Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Из приведенного выше, возможно неполного перечня следует, что последствия коррупции гораздо шире и глубже, чем просто величина взяток - цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам - чиновникам или политикам. Более того, реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований. Потери от коррупции огромны и разнообразны. Для страны, находящейся в неустойчивом состоянии коррупция может стать фактором, определяющим судьбу страны.

По заключению Всемирного банка, наше государство относится к числу наиболее бюрократизированных. Такой вывод сделан на основе статистических показателей. Например, для организации своего бизнеса у нас в среднем по стране требуется пройти 12 процедур, затратить на оформление 29 дней и заплатить государству более 200 долларов. В высокоразвитой Швеции предусмотрено всего три процедуры, а не в самой продвинутой Новой Зеландии на все хватает трех дней. По количеству проблем, доставляемых государством мелким предпринимателям, на первом месте стоят правоохранительные органы. Более четверти всех жалоб приходится на эти структуры. Второе место уверенно занимает Роспотребнадзор, на третьем - пожарный контроль. Эта ситуация уже длительное время не меняется. Неимоверно растянута процедура введения административно-судебного производства. Это не позволяет малому бизнесу находить в суде защиту и оперативно восстанавливать свои нарушенные права.

Корпоративные споры внутри и между компаниями также нередко имеют коррупционную окраску. Конфликтующие стороны активно прибегают к использованию административного ресурса, подкупают должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Корпоративные конфликты - это сотни миллионов долларов потерь для экономики. Уже всем очевидно, что причины большинства корпоративных конфликтов кроются в засилье коррупции, в

слиянии нечистого на руку бизнеса и представителей власти. Об этом твердят уже не только в кулуарах бизнес-тусовок, в среде силовиков и бандитов, но и в самых верхних эшелонах власти. Ведь рейдеры наносят существенный вред и государству тоже.

Известно, что более 50% промышленных предприятий, утвержденных правительством Москвы под перебазирование, скуплены и захвачены рейдерами. Понятно, что интересы рейдеров и собственников предприятий, а также экономики города и страны прямо противоположны. И что самое опасное - от насильственных захватов не застрахованы и режимные предприятия, что можно считать опасной угрозой национальной безопасности и экономическому благосостоянию России.

Часто причиной возникновения корпоративных конфликтов являются волюнтаристские действия органов власти. Коррупцию в госорганах, по мнению автора работы, следует считать доминирующей причиной недружественных поглощений и силовых захватов.

Естественно задаться вопросом - можно ли исчислить потери от коррупции. Если говорить об экономических потерях, то такие попытки предпринимаются. Для этого потери целесообразно разбить на две категории: прямые и косвенные. К прямым потерям относится недобор доходной части бюджета страны в результате неэффективности, порождаемой коррупцией. Вот простой пример. В последнее время Федеральная таможенная служба РФ пытается увеличить эффективность своей работы. Это привело к тому, что, по их собственным докладам, таможенные платежи приросли ежемесячно на пол миллиарда (!) долларов, т.е. в год - на шесть миллиардов. Это притом, что о полной эффективности говорить, конечно, рановато. Например, перестали ввозить в страну микрочипы под видом "керамической плитки с металлизированным узором", но по прежнему в огромном количестве ввозят "обрезки пластмассовых труб".

В итоге, по некоторым оценкам, прямые потери бюджета от коррупции в год не меньше, чем доходная часть консолидированного бюджета страны. С косвенными потерями гораздо сложнее. Предпринимаются попытки оценки отдельных видов косвенных потерь. Обычно это делается с помощью регрессионных моделей, которые строятся по результатам межстранновых исследований, и в которых одна из переменных - уровень коррупции в стране, а вторая - некоторый показатель эффективности экономики.

Один из последних примеров - исследование Pricewaterhouse-Coopers на основе "Индекса непрозрачности" ("The Opacity Index"). Это исследование показало, в частности, что уровень коррупции в России по сравнению с уровнем "эталонных" стран (с очень низким уровнем коррупции) приводит для потенциальных инвесторов к дополнительным расходам, эквивалентным дополнительному налогообложению в размере 43% от возможного годового дохода.

Следовательно, коррупция - это не просто один из видов преступности, это свидетельство тяжелого заболевания всей системы, которое может быть чревато для нее летальным исходом.

"За последние три года коррупция в России не только выросла, но и качественно изменилась: бизнесмены стали меньше тратить на обычные взятки, зато больше - на откаты за получение госконтрактов. Такой вывод содержит опубликованный в ноябре 2005 г. доклад ЕБРР и ВБ.

По данным экспертов ЕБРР и ВБ, средняя частота взяток в России выросла с 38,72% до 39,30%. Какие именно российские чиновники стали жить лучше, в докладе не говорится. Но есть общие данные по СНГ: чаще всего взятки получают налоговые инспекторы (их назвал 21% респондентов, признавшихся в даче взяток), судьи и сотрудники правоохранительных органов (16,2%), пожарные и строительные инспектора (13,9%), чиновники, распределяющие госконтракты (13,4%), и таможенники (12,5%). 4,1% взяткодателей признались, что пытались влиять на законотворческую деятельность".

Как считают авторы доклада, рост коррупции в России происходит главным образом за счет одного вида взяток - так называемых откатов (в докладе - kickbacks) при получении государственных заказов. Доля откатов в общей стоимости госконтрактов выросла с 1,51% до 1,99%. При этом, доля остальных взяток в годовых продажах российских компаний даже снизилась - с 1,43 до 1,07%.

О росте коррупции в России говорит и исследование фонда "Индем" (в 2005 г.). Здесь содержатся не только проценты, но и абсолютные цифры: годовой объем взяток, раздаваемых российскими бизнесменами, оценен в $316 млрд, средняя российская компания платит по $135 800 в год.

Для оценки потерь от верхушечной коррупции целесообразно рассмотреть известные примеры, когда подобные потери удалось установить.

Во-первых, было подсчитано, что в Италии после проведения операции "Чистые

п 01 Z

во о о

N

U U О о.

d

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г S

S о

X

о а

т

S ф

ч:

п

к <

X S X н

и ф

со

П ei Z

eo о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч

п

а <

а s х

н

и ф

со

руки , направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.

Во-вторых, можно сослаться на результаты недавних исследований ученых Гарвардского университета, которые цитируются П. Беннетом. Подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%6.

В другом докладе оцениваются потери от коррупции, возникающие от того, что коммерческие сделки осуществляются не на основе цен и лучшего качества товаров, а на основе взяток, "подарков", вымогательства. "По приблизительным оценкам коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15%.

Общие дополнительные издержки в 15% эквивалентны сумме налогов со среднего рабочего с ежегодным доходом, т.е. составляют 3450 долларов в год. Если эти средства использовать для развития производства, то количество рабочих мест возросло бы примерно на 10%, что приблизительно составляет 12 миллионов рабочих мест.

В-третьих, стоит упомянуть дело одного британского чиновника Министерства обороны, осужденного на 4 года за взятки, которые по минимальной оценке составляли 2,25 миллиона долларов. Эксперты британского филиала Transparency International установили, что ущерб, нанесенный действиями чиновника, за которые он получал взятки, составил 200 миллионов долларов, т.е. почти стократно превосходил суммарный размер взяток. Легко убедиться на многих отечественных примерах в том, что соотношение между размером взяток и нанесенным от коррупционных решений ущербом бывает и более существенным. Например, в Москве в 2005 г. было предъявлено обвинение высокопоставленному чиновнику Федеральной налоговой службы РФ и сотруднику Центробанка РФ. Следствие установило, что они вымогали взятку в размере трех с половиной миллионов долларов. За это они обещали одному крупному банку уладить проблемы с налоговой службой. Проблемы оценивались примерно на 40-50 миллионов долларов. Как сообщили в Генеральной прокуратуре РФ, под следствие попали заместитель начальника управления кредитных организаций Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ Олег Алексеев и ведущий юрисконсульт юридического управления Мо-

сковского главного территориального управления Центрального банка России Алексей Мишин. Как рассказали в Генпрокуратуре, 28-летнего Алексеева задержали накануне сотрудники ФСБ в гостинице "Балчуг Кем-пински Москва", при себе он имел миллион долларов7. Следователи подозревают, что эти деньги он вместе с 26-летним Мишиным требовал от председателя совета директоров одного из московских банков за помощь в освобождении от требований налоговых органов. Подозреваемого сообщника оперативники ФСБ задержали в четыре часа утра в квартире на Рублевском шоссе. По данному факту было возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

В-четвертых, следует обратить внимание на наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции - государственные заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как правило, самый значительный) проводились чаще всего. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30% всех бюджетных затрат по этим статьям. (Если использовать подобный коэффициент, то антикоррупционные меры в состоянии избавить нас от потерь только в военной сфере в размере почти 8 триллионов неденоминированных рублей.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере нередко достигают 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Франкфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 миллиардов марок, в частности, путем завышения на 30% реальной себестоимости работ.

К приведенным примерам можно добавить оценки наших правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности - нефть, газ, редкие металлы - тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то

6 http://flb.ru/info/35204.html

7 Российская газета. 2005. 19 октября.

легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.

Следует обратить внимание на низовую коррупцию. По подсчетам экспертов общественной организации "Технологии - XXI век" мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, что приведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей "крышам".) Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом, на начальном этапе (регистрация предприятия и т.п.) расходы существенно выше. "Вход в бизнес" требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.

Если добавить к этому слабо изученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций (пример - предоставление коммерческими банками кредитов за взятки), которая также снижает эффективность экономики.

Таким образом, при самых оптимистических оценках суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 20 до 30 миллиардов долларов в год. В результате стране и обществу наносится гигантский невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.