Научная статья на тему 'Коррупционный риск как правовая категория, используемая в региональных и муниципальных нормативных правовых актах'

Коррупционный риск как правовая категория, используемая в региональных и муниципальных нормативных правовых актах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
615
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кабанов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупционный риск как правовая категория, используемая в региональных и муниципальных нормативных правовых актах»

П.А. Кабанов

Кабанов Павел Александрович - доктор юридических наук, доцент, директор НИИ противодействия коррупции Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), профессор кафедры криминологии

Нижегородская академия МВД России

Коррупционный риск как правовая категория, используемая в региональных и муниципальных нормативных правовых актах

Противодействие коррупции как одна из функций современного российского государства порождает множество нормативных правовых актов различных по своей природе и юридической силе. В результате увеличения объема правовых основ противодействия коррупции, в нормативные правовые акты проникают специальные термины, отражающие специфику антикоррупционной деятельности. Как показывают проводимые нами исследования, количество терминов, связанных с реализацией государственной политики противодействия коррупции, постоянно увеличивается, а интерпретация их содержания претерпевает изменение. В число таких часто используемых не только в антикоррупционной деятельности, но и правотворчестве юридических терминов входит словосочетание «коррупционный риск».

Термин «коррупционный риск» широко распространен в современных российских нормативных правовых актах как на федеральном1, так и на региональном2 и муниципальном3 уровнях. Данный термин довольно часто употребляется в научной4 и учебной5 литературе по вопросам противодействия коррупции. При этом даже в федеральных нормативных правовых актах коррупционные риски связывают с направ-

1 Об утверждении карты коррупционных рисков Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и мер по их минимизации: приказ Росздравнадзора от 22 декабря 2017 № 10601; Об утверждении карты коррупционных рисков и комплекса организационно-правовых мер по их минимизации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: приказ Ространснадзора от 29 декабря 2017 № ВБ-953фс; и др.

2 Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Государственном комитете Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, замещение которых связано с коррупционными рисками: Приказ Госстроя Республики Башкортостан от 7 ноября 2017 г. № 316 // URL: http://www.npa.bashkortostan.ru, (дата обращения: 13.12.2017); Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми, замещение которых связано с коррупционными рисками, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Коми обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: приказ Минфина Республики Коми от 15 февраля 2018 г. № 43 // URL: http://www.law.rkomi.ru, (дата обращения: 21.02.2018), и др.

3 Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы города Грозного с высоким риском коррупционных проявлений: решение Совета депутатов г. Грозного от 18 марта 2014 г. № 05 // Столица плюс. 2014. 28 марта; Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в администрации города Барнаула, замещение которых связано с коррупционными рисками: постановление Администрации города Барнаула от 29 декабря 2017 г. № 2651 // Вечерний Барнаул. 2018. 16 января; Об утверждении перечней должностей муниципальной службы, связанных с коррупционными рисками: муниципальный правовой акт Думы Партизанского муниципального района от 31 июля 2015 г. № 194-МПА // Золотая Долина. 2015. 4 августа; и др.

4 Астанин В.В. Анализ и оценка коррупциогенных рисков в законодательстве о земле и недрах. М., 2007; Коррупционные риски в механизме противодействия коррупции: значениие, оценка, устранение: сборник статей и методических материалов / отв. ред. В.Д. Перевалов, СД. Хазанов. Екатеринбург, 2015; Трунцевский Ю.В., Карпович О.Г. Оценка коррупционных рисков компании: монография. М., 2017; Клим А.М. Коррупционные риски: понятие, сущность, классификация // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2016. № 1 (39). С. 7-11; Лева-кин И.В., Шишова Ж.А. Коррупционные риски: понятие и основные подходы к их выявлению // Гражданин и право. 2009. № 11. С. 3-12; Абрамова М.В. К вопросу о сущности понятия «коррупционные риски» // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 4 (25). С. 69-73; Буслаев С. И., Прасолов В. И. Оценка коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 159-166. Богунова А.А. Понятие коррупционных рисков в деятельности военных организаций // Военное право. 2018. № 1 (47). С. 230-237; и др.

5 Яковлев И.Г. Оценка коррупционных рисков в ходе мониторинга деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти на основе информационных технологий: учебное пособие. М., 2008; Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих: учебное пособие. М., 2011.

лениями деятельности,1 исполнением определенных функций,2 занятием определенных должностей,3 а также с проведением антикоррупционной экспертизы.4

В связи с такими подходами в правотворческой и правоприменительной деятельности российскими специалистами активно исследуются коррупционные риски в различных сферах жизнедеятельности. Коррупционные риски ими усматриваются и оцениваются:

— в коммерческой (предпринимательской) деятельности;5

— при лицензировании;6

— при осуществлении государственных (муниципальных) закупок;7

— при прохождении государственной (муниципальной) службы;8

— при осуществлении уголовного9 и гражданского10 судопроизводства;

— в процессе осуществления образовательной деятельности;11

— при исполнении наказаний за совершение преступлений;12

1 О проведении мониторинга принятия мер по повышению эффективности противодействия коррупции при реализации территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации направлений деятельности, осуществление которых подвержено коррупционным рискам: распоряжение Правления Пенсионного Фонда РФ от 19 октября 2016 г. № 547р.

2 Об утверждении перечня коррупционно-опасных функций и перечня должностей ФКУ «Пробирная палата России», замещение которых связано с коррупционными рисками: приказ ФКУ «Пробирная палата России» от 04 октября 2016 г. № 277.

3 Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 (в ред. от 28.09.2017 № 448) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21, ст. 2542.

4 О внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной аэронавигационной службой государственной функции по осуществлению нормативно-правового регулирования в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, утвержденный Приказом Росаэронавигации от 27 сентября 2007 г. № 97: приказ Росаэронавигации от 06 декабря 2007 г. № 121 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 16.

5 Лиджи-Горяева С.Э., Оконов Б.А. Коррупционные риски в сфере коммерческой деятельности: мнение предпринимателей // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2012. Т. 1. № 1 (24). С. 63-73; Смирнова Т.В., Санатин В.П. Коррупционные риски: предпринимательство и власть // Поволжский торгово-экономический журнал. 2012. № 6 (28). С. 38-45.

6 Войтова Д.А., Максименя С.А. Коррупционные риски в сфере лицензирования // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2009. № 2. С. 122-131.

7 Порезанова Е.В. Коррупционные риски в системе государственных закупок в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15. № 4. С. 363-367; Козлов А.А., Минат

B.Н., Поляков М.В. Коррупционные риски и индикаторы коррупции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов // Экономика и право: теоретические и практические проблемы современности: материалы международной научно-практической конференции. Рязань, 2016. С. 116-120; Землин А.И. Коррупционные риски при осуществлении государственных закупок // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 3. С. 92-102.

8 Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих: учебное пособие. М., 2011; Липатов Э.Г. Коррупционные риски в организации государственной службы Российской Федерации // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество: сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 3-7; Кузина С.И., Керимов О.Ю., Максимов М.В., Лопатин Н.Н. Коррупционные риски в системе государственной и муниципальной службы (международный аспект) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 1 (92). С. 27-30; Соколова О.С. Оценка коррупционных рисков на государственной службе // Современное право. 2014. № 6. С. 32-37.

9 Афанасьев А.Ю. Коррупционные риски в уголовном процессе // Глобальные риски - локальные решения сборник материалов ежегодной международной междисциплинарной научно-практической конференции. / под общей ред. А.Е. Рейфе. СПб., 2015. С. 102-103. Афанасьев А.Ю. Коррупционные риски доказательственного права в уголовном процессе (досудебное производство): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2017.

10 Скобелев В.П. Коррупционные риски в цивилистическом процессе Республики Беларусь и их предупреждение // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сборник тезисов докладов и статей III международной научно-практической конференции / отв. ред. Р.А. Абрамов. М., 2016. С. 207-209.

11 Советова Н.П. Коррупционные риски в образовательном процессе // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 6 (6). С. 465-468; Воронцова И.П., Красноусов С.Д., Терешкова В.В., Хлонова Н.В. Методика разработки коррупциогенной карты рабочего места руководителя образовательной организации. Красноярск, 2015.

C. 36-128; Гарбер И.Е. Коррупционные риски в современном образовании // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. проф. Ю.Г. Голуба. Саратов, 2014. С. 45-52.

12 Мацкевич И.М., Аминов И.И. Коррупционные риски в уголовно-исполнительной системе как объект противодействия // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 7. № 12. С. 64-67; Аксенова А.В. О коррупционных рисках, возникающих при исполнении должностных обязанностей сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Вопросы безопасности. 2015. № 1. С. 98-109.

— в процессе правотворческой деятельности;1

— в сфере земельных отношений;2

— сфере недропользования;3

— в других сферах и направлениях деятельности.4

Отечественными специалистами предложено множество определений коррупционного риска, которые дают разностороннее представление об этом социальном явлении и его содержании.5 Однако вне научного интереса остаются вопросы исследования содержания правового термина «коррупционный риск», используемого в российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах. Для устранения этого очевидного научного пробела нами и проведено данное исследование.

Обратимся к российским региональным и муниципальным нормативным правовым актам, содержащим термин «коррупционный риск».

Целью исследования - установление содержания коррупционного риска как правовой категории, используемой в российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах.

Задачи исследования: а) поиск, обнаружение, фиксация, анализ и оценка российских региональных и муниципальных нормативных правовых актов содержащих термин «коррупционный риск»; б) раскрыть сущностное содержание термина «коррупционный риск», используемого в российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах; в) предложить собственную правовую категорию «коррупционный риск» для использования в региональном и муниципальном правотворчестве.

Методологической основой проведенного исследования послужил диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания (анализ, синтез, сравнение, интерпретация и др.)

Правовой и одновременно эмпирической базой проведенного исследования стали 276 региональных и муниципальных нормативных правовых актов, в которых используется термин «коррупционный риск».

Территориальные и хронологические рамки исследования. Проведенное нами исследование ограничивается исключительно только территорией Российской Федерации, а временные рамки охватывают период с начала XXI века по август 2018 года.

Проведенное нами исследование российских региональных и муниципальных нормативных правовых актов показало, что термин «коррупционный риск» широко используется в различных нормативных правовых актах, включая и региональное законодательство.

Обратившись к анализу российского регионального законодательства, мы обнаружили, что словосочетание «коррупционный риск» можно встретить не только в специальном отраслевом региональном антикоррупционном законодательстве,6 но и законодательстве, регулирующем прохождение государ-

1 Липатов Э.Г. Коррупционные риски правового регулирования: опыт позитивного анализа // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 26-31; Афанасьев А.Ю., Репин М.Е. Коррупционные риски регионального законодательства в сфере здравоохранения // Право и практика. 2017. № 4. С. 82-88.

2 Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере землепользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства // Российская юстиция. 2008. № 6. С. 44-49; Кичигин Н. В. Коррупционные риски в землепользовании // Экологическое право. 2015. № 5. С. 13-20; Салихова М.А., Гепферт В.В. Коррупционные риски в области земельных правоотношений // Антикоррупционная деятельность в России: опыт, проблемы, решения: сборник материалов научно-практической конференции / сост. А.В. Самойлов, М.А. Салихова. Курск, 2017. С. 63-69.

3 Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере недропользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства // Российская юстиция. 2008. № 9. С.24-30.

4 Александров Г.А., Кандауров М.А. Коррупционные риски в сфере организации и управления перевозками на уровне региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1. С. 130-137; Астанин В.В. Коррупционные риски в деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 2. С. 76-84; Сахаров И.Е. Коррупционные риски в реализации методов экономической защиты инновационных проектов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 24. С. 44-49; Ключиков И.А. Коррупционные риски материального стимулирования наставника // Военное право. 2018. № 1 (47). С. 246-250; Некрасова Т.А. Административно-правовые меры минимизации коррупционных рисков в деятельности ГИБДД в связи с выдачей регистрационных знаков автотранспортных средств // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 45-46.

5 Помазуев А.Е. Коррупционные риски: понятие и значение для механизма противодействия коррупции // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 2 (34). С. 62-69; Окунева Т.А. Коррупционные риски: сущность и значение // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. № 1-1. С. 199-201; Казаченкова О. В. Конфликтный потенциал государственной службы как фактор возникновения коррупционных рисков // Административное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 36-42.

6 О противодействии коррупции в Ульяновской области: закон Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО (в ред. от 20.04.2018 № 36-ЗО) // Ульяновская правда. 2012. 24 июля; О противодействии коррупции в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 7 марта 2008 г. № 20-З (в ред. от 03.04.2018 №21-З) // Правовая среда.

2008. 20 марта; Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике: закон Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2009 г. № 1-РЗ (в ред. от 07.08.2017 № 36-РЗ) // День Республики.

2009. 21 марта. О противодействии коррупции в Ненецком автономном округе: закон Ненецкого автономного округа от 1 июля 2009 г. № 53-ОЗ (в ред. от 10.04.2018 № 376-ОЗ) // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2009. №14.

ственной1 и/или муниципальной2 службы. Этот термин также встречается в региональном законодательстве, закрепляющем процедурные вопросы предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц3 либо ином региональном законодательстве4. Иногда региональным законодателем используется близкий по содержанию правовой термин «коррупцио-генный риск», который по смыслу отождествляется с «коррупционным риском».5 Такое отождествление часто встречается в подзаконных региональных и муниципальных нормативных правовых актах6.

В отдельных региональных законодательных актах в контексте исследуемого нами феномена говорится о «риске коррупционного поведения»7 либо о «риске коррупционных действий»8, при этом законодатель отождествляет эти термины со словосочетанием «коррупционный риск». Значительно реже встречается другой термин «риск антикоррупции», под которым понимается деятельность отдельных должностных лиц органов публичной власти по сопротивлению реализации государственной политики противодействия коррупции9. В отдельных региональных подзаконных нормативных правовых актах термин «риск антикоррупции» заменяется другим близким по значению словосочетанием - «риск несоблюдения законодательства о противодействии коррупции»10.

1 О государственной гражданской службе Воронежской области: закон Воронежской области от 30 мая 2005 г. № 29-ОЗ (в ред. от 23.04.2018 № 42-ОЗ) // Коммуна. 2005. 31 мая; О государственной гражданской службе Самарской области: закон Самарской области от 6 апреля 2005 г. № 103-ГД (в ред. от 13.02.2017 № 18-ГД) // Волжская коммуна. 2005. 7 апреля; О государственной гражданской службе Амурской области: закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. № 261-ОЗ (в ред. от 22.12.2017 № 170-ОЗ) // Амурская правда. 2006. 20 декабря; О некоторых вопросах государственной гражданской службы Еврейской автономной области: закон Еврейской автономной области от 24 ноября 2004 г. № 363-ОЗ (в ред. от 21.02.2018 № 223-ОЗ) // Биробиджанер штерн. 2004. 23 декабря; Кодекс о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа от 24 декабря 1998 г. № 46-ОЗ (в ред. от 03.04.2018 № 17-ОЗ) // Ведомости. 1999. 19 февраля.

2 Кодекс о муниципальной службе Чукотского автономного округа от 7 августа 2007 г. № 74-ОЗ // Ведомости. 2007. 10 августа.

3 О представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области: закон Тамбовской области от 25 июля 2009 г. № 551-З (в ред. от 28.04.2018 № 235-З) // Тамбовская жизнь. 2009. 4 августа; О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Пермского края, должностей государственной гражданской службы Пермского края, гражданами, замещающими государственные должности Пермского края, и государственными гражданскими служащими Пермского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: закон Пермского края от 6 октября 2009 г. № 497-ПК (в ред. от 10.10.2017 № 130-ПК) // Собрание законодательства Пермского края. 2009. № 10. I часть.

4 О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года: закон Тамбовской области от 4 декабря 2013 г. № 347-З // Тамбовская жизнь. 2013. 13 декабря; О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года: областной закон Новгородской области от 9 июля 2012 г. № 100-ОЗ (в ред. от 04.04.2018 № 244-ОЗ) // Новгородские ведомости. 2012. 13 июля.

5 О противодействии коррупции в Чеченской Республике: закон Чеченской Республики от 21 мая 2009 г. № 36-РЗ (в ред. от 17.01.2016 № 2-РЗ) // Вести Республики. 2009. 10 июня.

6 Об утверждении государственной программы «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014-2020 годы»: постановление Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. № 583; Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2014-2020 годы": постановление Администрации г. Ижевска от 1 октября 2014 г. №1085 (в ред. от 04.05.2018 № 192/2) // Известия Удмуртской Республики. 2014. 14 октября; Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка»: постановление Правительства Воронежской обл. от 13 декабря 2013 г. № 1088 (в ред. от 28.04.2018 № 382) // Собрание законодательства Воронежской области. 2013. № 35, ст. 1113; Об утверждении перечня должностей муниципальных служащих, замещение которых связано с коррупциогенными рисками, Управления культуры города Пензы: приказ Управления культуры г. Пензы от 23 апреля 2013 г. № 34 // Муниципальные ведомости. Пенза. 2013. 17 мая.

7 О противодействии коррупции в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ (в ред. от 12.06.2014 №53-ЗРТ) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2006. №5, ст. 1464.

8 О противодействии коррупции в Республике Алтай: закон Республики Алтай от 5 марта 2009 г. № 1-РЗ (в ред. от 07.03.2018 № 5-РЗ) // Сборник законодательства Республики Алтай. 2009. № 57 (63). С. 4; О противодействии коррупции в Республике Бурятия: закон Республики Бурятия от 16 марта 2009 г. № 701-IV (в ред. от 07.03.2018 № 2851-V) // Бурятия. 2009. 17 марта; О противодействии коррупции в Республике Ингушетия: закон Республики Ингушетия от 4 марта 2009 г. № 8-РЗ (в ред. от 19.06.2017 № 29-РЗ) // Ингушетия. 2009. 12 марта.

9 О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления: закон Псковской области от 17 июля 2008 г. № 784-оз (в ред. от 09.10.2017 №1800-ОЗ) // Псковская правда. 2008. 24 июля; О противодействии коррупции в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 4 июня 2007 г. № 205-З (в ред. от 07.12.2017 № 171-З) // Тамбовская жизнь. 2007. 8 июня.

10 Об утверждении Порядка организации в министерстве труда и социальной защиты населения Рязанской области внутреннего финансового контроля: приказ МТСЗН Рязанской области от 2 апреля 2018 г. № 146; Об утверждении Порядка осуществления Комитетом по конкурентной политике Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Комитета по конкурентной политике Московской области: распоряжение Комитета по конкурентной политике Московской области от 12 сентября 2017 г. № 28-0135/17 (в ред. от 13.03.2018 № 27-01-9/18); О Порядке осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета (их уполномоченными должностными лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита: постановление Правительства Республики Бурятия от 04.03.2014 № 82 (в ред. от 28.11.2017 № 559) // Бурятия. 2014. 7 марта.

В исследованных нами законодательных актах субъектов Российской Федерации, в которых упоминается словосочетание «коррупционный риск», не дается его легальное определение. Оно используется законодателями лишь в контексте деятельности отдельных категорий должностных лиц, занимающих должности с высокой степенью вероятности совершения ими коррупционных правонарушений либо выполняющими отдельные коррупционно-опасные функции в процессе своей профессиональной деятельности. Наличие «коррупционных рисков» в профессиональной деятельности позволяет представителю работодателя устанавливать для этой категории лиц дополнительные антикоррупционные требования (антикоррупционные обязанности, антикоррупционные запреты и антикоррупционные ограничения) и контролировать их соблюдение. Исключением из этого правила является закон Карачаево-Черкесской Республики «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике», в котором коррупционные риски связаны исключительно с правотворческой деятельностью. Основным средством, способным им противостоять, признается независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов1. Содержание самого понятия «коррупционный риск» в правотворческой деятельности в этом региональном законе не раскрывается.

Российское региональное законодательство закрепляет требования к органам публичной власти субъектов Российской Федерации выявлять наличие коррупционных рисков в своей деятельности2, проводить оценку3 (анализ,4 мониторинг5) коррупционных рисков и принимать меры по их устранению6, сни-жению7 или нейтрализации.

В целях реализации положений российского регионального антикоррупционного и иного законодательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица принимают собственные подзаконные нормативные правовые акты, направленные на выявление, анализ, оценку, мониторинг коррупционных рисков и выработке мер, способствующих их снижению, нейтрализации, минимизации, локализации, устранению и даже ликвидации.

Наиболее часто термин «коррупционный риск» используется в российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах, определяющих статус должности государственной (муниципальной) службы, которая связана с коррупционными (коррупциогенными8) рисками. При этом формируются специальные региональные ведомственные перечни (реестры) должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками9. На муниципальном уровне также формируются перечни или реестры долж-

1 Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике: закон Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2009 г. № 1-РЗ (в ред. от 07.08.2017 № 36-P3) // День Республики. 2009. 21 марта.

2 О противодействии коррупции в Ульяновской области: закон Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО (в ред. от 20.04.2018 № 36-30) // Ульяновская правда. 2012. 24 июля.

3 О регулировании отдельных вопросов в сфере противодействия коррупции: закон Кемеровской области от 2 ноября 2017 г. № 97-03 // Кузбасс. 2017. 14 ноября.

4 О противодействии коррупции в Ненецком автономном округе: закон Ненецкого автономного округа от 1 июля 2009 г. №53-03 // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2009. №14.

5 О противодействии коррупции в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 23 июля 2009 г. № 1798-КЗ // Кубанские новости. 2009. 6 августа.

6 О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года: закон Тамбовской области от 4 декабря 2013 г. № 347-3 // Тамбовская жизнь. 2013. 13 декабря; О профилактике коррупции в Чукотском автономном округе: закон Чукотского автономного округа от 16 апреля 2009 г. № 34-О3 (в ред. от 03.04.2018 № 15-О3) // Ведомости. 2009. 24 апреля.

7 О противодействии коррупции в Архангельской области: закон Архангельской области от 26 ноября 2008 г. № 626-31-О3 (в ред. от 02.04.2018 № 610-42-О3) // Волна. 2008. 9 декабря.

8 Об утверждении Перечня должностей государственных гражданских служащих министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, функциональные обязанности которых связаны с коррупциогенными рисками, на 2017 год: приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 28 февраля 2017 г. № 44 // URL: www.g-64.ru, (дата обращения: 01.03.2017); Об утверждении перечня должностей государственных гражданских служащих министерства экономического развития Саратовской области, функциональные обязанности которых связаны с коррупциогенными рисками, на 2018 год: приказ Минэкономразвития Саратовской области от 2 ноября 2017 г. №2311 // URL: www.g-64.ru, (дата обращения: 07.11.2017); О некоторых вопросах регулирования и оплаты труда в государственных учреждениях Тюменской области: постановление Правительства Тюменской области от 1 июля 2013 г. № 226-п (в ред. от 21.04.2017 № 156-п) // Тюменская область сегодня. 2013. 12 июля.

9 Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы в Департаменте образования Ивановской области, замещение которых связано с коррупционными рисками: приказ Департамента образования Ивановской области от 18 сентября 2017 г. № 1330-о // Собрание законодательства Ивановской области. 2017. № 41(860); Об определении перечня должностей государственной гражданской службы Иркутской области в управлении делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, замещение которых связано с коррупционными рисками: приказ Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 28 апреля 2014 г. № 16-уд // Областная. 2014. 5 мая; Об утверждении перечня должностей Управления по лицензированию Мурманской области, замещение которых связано с повышенными коррупционными рисками: приказ Управления по лицензированию Мурманской области от 17 ноября 2014 г. № 58-О // URL: http://www.gov-murman.ru, (дата обращения: 29.12.2014); Об утверждении перечня должностей в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, замещение которых связано с коррупционными рисками: приказ министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 13 ноября 2017 г. № 23од // URL: http://www.pravda-nn.ru, (дата обращения: 30.11.2017).

ностей, замещение которых связано с коррупционными рисками1 (должности, подверженные риску коррупции2), а сами эти должности именуются термином «коррупциогенные должности»3 либо иным, но близким по содержанию словосочетанием «коррупционно опасные должности».4 Более того, в отдельных случаях эти должности именуются юридически неопределенным термином «коррупционные должности».5 Все названные нами словосочетания используются как равнозначные как в региональных6, так и муниципальных7

1 Об утверждении перечня должностей муниципальной службы, замещение которых и назначение на которые связано с коррупционными рисками: постановление администрации Советского городского округа Калининградской области от 9 февраля 2015 г. № 111//Вестник. 2015. 11 марта; О перечне должностей муниципальной службы администрации муниципального образования Кандалакшский район, замещение которых связано с коррупционными рисками: постановление Администрации Мурманской области Кандалакшский район от 9 сентября 2010 г. № 1466 // Нива. 2010. 17 сентября. С. 27; Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Арском муниципальном районе Республики Татарстан, подверженных коррупционным рискам, при назначении на которые граждане, а также при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: Решение Арского районного Совета Республики Татарстан от 24 апреля 2018 г. № 175. 11К1_: http://pravo.tatarstan.ru, (дата обращения: 07.05.2018).

2 Об утверждении перечней должностей муниципальной службы администрации Кемеровского муниципального района, в наибольшей степени подверженных риску коррупции: постановление администрации Кемеровского муниципального района от 14 ноября 2011 г. № 1953-п (в ред. от 27.04.2015 № 1255-п) // Заря. 2011. 16 декабря.

3 О Примерном порядке формирования реестра наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления и наиболее коррупциогенных должностей муниципальной службы в Ямало-Ненецком автономном округе: постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июня 2009 г. № 275-А (в ред. от 27.01.2011 № 4-П) // Красный Север. 2009. 11 июня; Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей): постановление администрации Промышленновского района от 12 октября 2009 г. № 1468-п; Об утверждении Перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей), администрации Макарьевского муниципального района Костромской области: постановление Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 3 июня 2013 г. № 247 (в ред. от 28.12.2016 № 209) // Информационный бюллетень Макарьевского муниципального района. 2013. 28 июня.

4 Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы администрации муниципального образования Соль-Илецкий район, замещение которых связано с коррупционными рисками (коррупционно опасные должности): постановление Администрации муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области от 29 июня 2011 г. № 1569-п; Об утверждении Реестра наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления и Реестра наиболее коррупционно опасных должностей муниципальной службы Лескенского муниципального района: постановление Местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 07 октября 2010 г. № 482 // Лескенская газета. 2010. 16 октября; О перечне коррупционно-опасных должностей в Администрации города Омска: постановление Администрации города Омска от 26 апреля 2018 г. № 435-п (в ред. от 25.05.2018 № 522-п) // Третья столица. 2018. 3 мая.

5 О мониторинге коррупционных рисков в Краснодарском крае: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 февраля 2013 г. № 140 (в ред. от 18.05.2017 № 336) // Кубанские новости. 2013. 21 февраля;

06 утверждении перечня коррупционных должностей, а также перечня коррупционных действий и проявлений в деятельности государственных гражданских служащих Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай: приказ Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 12 ноября 2009 г. № 1837; Об утверждении Перечня коррупционно опасных функций в сфере деятельности органов местного самоуправления города Райчихинска и Перечня наиболее коррупционных должностей муниципальной службы в г. Райчихинске: постановление Администрации города Райчихинска от 20.03.2017 №170 // Вести Райчихинска. 2017. 14 апреля.

6 Об утверждении перечня коррупциогенных должностей государственной гражданской службы Забайкальского края в исполнительных органах государственной власти Забайкальского края: распоряжение Правительства Забайкальского края от 11 августа 2009 г. № 516-Р// Азия-Экспресс. 2009. 17 августа (утратил силу в связи с изданием Распоряжения Правительства Забайкальского края от 06.04.2010 № 135-Р); Об утверждении Перечня коррупциогенных должностей государственной гражданской службы в Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея: приказ Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея от 16.01.2017 № 7 // Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 20.08.2017; Об утверждении перечня наиболее коррупциогенных должностей в Министерстве природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики: приказ Минприроды Кабардино-Балкарской Республики от 04.04.2012 № 36/ОД; Об утверждении перечня коррупциогенных должностей: приказ Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 22.06.2010 № 50; Об утверждении Перечня коррупционно опасных должностей: приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 30.08.2012 № 01-04/32.

7 Об утверждении Перечня коррупциогенных должностей муниципальной службы и лиц, их замещающих, администрации муниципального образования город Новороссийск, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов: постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.04.2017 № 3167 // Официальный Новороссийск. 2017. 19 апреля; Об утверждении Реестра наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления Тавдинского городского округа и Реестра наиболее коррупциогенных должностей муниципальной службы Тавдинского городского округа: решение Думы Тавдинского городского округа от 24 сентября 2009 г. № 23/10 (в ред. от 19.10.2017 №2/5) // Тавдинская правда. 2009. 15 октября. Об утверждении перечня наиболее коррупционно опасных сфер деятельности и наиболее коррупциогенных должностей муниципальной службы в Администрации города Ноябрьска: постановление Администрации г. Ноябрьска от 1 октября 2013 г. № П-1288 // Северная вахта. 2013. 4 октября; О перечне коррупционно-опасных должностей в Администрации города Омска: постановление Администрации города Омска от 26 апреля 2018 г. № 435-п // Третья столица. 2018. 3 мая.

нормативных правовых актах. Более того, в отдельных российских регионах разработаны показатели (критерии) оценки коррупциогенности различных должностей в зависимости от отраслевой (ведомственной) принадлежности и объему полномочий1. Однако в региональных и муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих перечни и реестры коррупциогенных должностей, не раскрывается значение термина «коррупционный риск», а лишь подразумевается, что исполнение служебных (должностных) обязанностей связано с высокой степенью вероятности совершения коррупционного правонарушения чиновниками, занимающими коррупциогенные должности.

В российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах довольно часто упоминаются словосочетания «функции, при реализации которых высоки коррупционные риски». При этом органы публичной власти самостоятельно формируют перечни (реестры) таких функций,2 иногда эти функции именуются «коррупционно опасными функциями»3. Проведенный нами анализ региональных и муниципальных нормативных актов показал, что под функциями с высоким коррупционным риском понимаются функции органа публичной власти, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции либо функции, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что термин «коррупционный риск» используется в российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах при обозначении и оценке сфер, которые наиболее подвержены коррупционным рискам (земельные и имущественные отношения, предпринимательская деятельность, сфера закупок товаров и услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.)4. При этом и здесь правовая категория «коррупционный риск» ис-

1 Об оценке коррупциогенности должностей государственной гражданской службы области: приказ Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области от 31 декабря 2013 г. № 173 (в ред. от 07.12.2016 № 293) // Красный Север. 2014. 21 января.

2 Об утверждении Перечня государственных функций (услуг) Министерства здравоохранения Республики Коми, при исполнении (предоставлении) которых могут возникать коррупционные риски: приказ Минздрава Республики Коми от 13 сентября 2016 г. № 1901 -р // URL: http://www.law.rkomi.ru, (дата обращения: 27.10.2016); Об утверждении перечня коррупционно опасных функций и должностей министерства здравоохранения Оренбургской области, замещение которых связано с коррупционными рисками: распоряжение Министерства здравоохранения Оренбургской области от 30 января 2017 г. № 193; Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации муниципального района: постановление Администрации муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области от 19 сентября 2016 г. № 262 // Информационный бюллетень муниципального образования - Старожиловский муниципальный район. 2016. № 25/202. Сентябрь; Об утверждении Перечня функций структурных подразделений министерства социальной защиты Сахалинской области, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции, и Перечня сфер деятельности министерства социальной защиты Сахалинской области, наиболее подверженных коррупционным рискам: приказ Министерства социальной защиты Сахалинской области от 25 апреля 2014 г. № 32-н // Губернские ведомости. 2014. 14 мая; Об утверждении перечня функций, при реализации которых возможно возникновение коррупционных рисков в Управлении записи актов гражданского состояния Свердловской области: приказ Управления 3АГС Свердловской области от 3 октября 2016 г. № 94; Об утверждении реестров муниципальных функций и должностей муниципальной службы Артемовского городского округа с повышенными коррупционными рисками: постановление Администрации Артемовского городского округа от 25 апреля 2013 г. № 5 90-ПА // Артемовский рабочий. 2013. 17 мая; Об утверждении Перечня должностей Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, замещение которых связано с коррупционными рисками, возникающими при реализации функций по государственному контролю (надзору), и Перечня коррупционно опасных функций и мер по устранению коррупционных рисков (карта коррупционных рисков) в Главном управлении потребительского рынка и лицензирования Севастополя, возникающих при реализации функций по государственному контролю (надзору): приказ Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 27 декабря 2017 г. № 103-П.

3 О коррупционно опасных функциях, выполняемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга: распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 6 марта 2013 г. № 15-рп // URL: http://www.gov.spb.ru, (дата обращения: 07.03.2013); Об утверждении перечня коррупционно-опасных функций в сфере деятельности администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»: постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 16 июня 2015 г. № 6/994 // Информационный вестник Совета и администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский". 2015. № 6; Об утверждении Перечня коррупционно опасных функций в сфере деятельности органов местного самоуправления города Райчихинска и Перечня наиболее коррупционных должностей муниципальной службы в г. Райчи-хинске: постановление Администрации города Райчихинска от 20 марта 2017 г. № 170 // Вести Райчихинска. 2017. 14 апреля; Об утверждении Перечня коррупционно опасных функций в сфере деятельности администрации Рыбинского муниципального района: постановление администрации Рыбинского муниципального района от 9 июня 2015 г. № 1095 // Новая жизнь. 2015. 11 июня.

4 Об утверждении перечня наиболее коррупционно опасных сфер деятельности местной администрации Эльбрусско-го муниципального района и перечня должностей муниципальной службы в местной администрации Эльбрусского муниципального района, наиболее подверженных коррупционным рискам: постановление Местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2014 г. № 77; О Перечне

пользуется без раскрытия её содержания. Вместе с тем, следует отметить, что существуют различные региональные и муниципальные подзаконные нормативные правовые акты, в которых дается собственное определение коррупционному риску. Приведем лишь некоторые из наиболее распространенных определений коррупционного риска.

Например, Правительство Московской области своим постановлением устанавливает, что под коррупционным риском понимается возможность (выделено нами - П.К.) получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав для должностных лиц, осуществляющих соответствующие бюджетные процедуры (операции) (в частности, операции в сфере закупок, операции с активами и обязательствами), либо третьих лиц, состоящих с ними в близком родстве или свойстве1.

В ведомственных нормативных правовых актах Ставропольского края (министерства энергетики, промышленности и связи; министерства культуры) закреплено, что коррупционные риски - это условия и обстоятельства (выделено нами - П.К.), предоставляющие возможность (выделено нами - П.К.) для действий (бездействия) лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в министерстве, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий2.

В ведомственном нормативном правовом акте Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики установлено, что под коррупционным риском понимается возможность (выделено нами. - П.К.) злоупотребления должностными обязанностями в целях получения, как для субъектов внутреннего финансового контроля, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав3 .

Ведомственным нормативным правовым актом департамента управления делами Губернатора Самарской области установлено, что под коррупционным риском понимается возможность (выделено нами. - П.К.) злоупотребления должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, осуществляющих соответствующие внутренние бюджетные процедуры (операции) (в частности, операции в сфере закупок, операции с активами и обязательствами), так и для третьих лиц, выгоды в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления Терского муниципального района и Перечне должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками: постановление Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 2015 г. № 33-п // Терек-1. 2015. 7 марта; Об утверждении программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании городского округа «Сыктывкар» (2016-2020 годы): решение Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 10 декабря 2015 г. № 03/2015-59 (в ред. от 07.12.2017 № 25/2017-363) // Панорама столицы. 2015. 16 декабря; Об утверждении перечня коррупционно опасных функций (сфер деятельности) Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции: приказ Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района от 24 марта 2017 г. № 5-од // URL: http://pravo.e-dag.ru, (дата обращения: 04.04.2017); Об утверждении Реестра наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления и организаций города, оказывающих муниципальные услуги населению, юридическим лицам, также перечня должностей муниципальной службы и организаций города, оказывающих муниципальные услуги населению, юридическим лицам, замещение которых связано с повышенным коррупционным риском в органах местного самоуправления и организациях города муниципального образования город Набережные Челны: постановление Мэра г. Набережные Челны от 29 ноября 2011 г. № 764; Об утверждении перечней наиболее коррупционно опасных сфер деятельности администрации городского округа Тейково, муниципальных учреждений и предприятий и коррупционно опасных должностей муниципальной службы и других должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками: постановление администрации городского округа Тейково от 21 апреля 2011 г. № 250 // Вестник органов местного самоуправления городского округа Тейково. 2011. 5 мая; Об утверждении примерного перечня наиболее коррупционно опасных сфер деятельности государственных учреждений ветеринарии Свердловской области: приказ Департамента ветеринарии Свердловской области от 14 апреля 2016 г. № 111 // URL: http://www.pravo.gov66.ru, (дата обращения: 22.04.2016).

1 Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области: постановление Правительства Московской области от 26 марта 2014 г. № 192/8 (в ред. от 23.05.2018 № 323/18) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2014. 30 апреля.

2 Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций в министерстве энергетики, промышленности и связи Ставропольского края: приказ минпрома Ставропольского края от 31 марта 2015 г. № 70-о/д; Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций в министерстве культуры Ставропольского края: приказ министерства культуры Ставропольского края от 21 июля 2017 г. № 347.

3 Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в

Министерстве физической культуры и спорта Чувашской Республики: приказ Минспорта Чувашской Республики от

5 апреля 2018 г. № 161 // Вести Чувашии. 2018. 5 мая.

виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.1

В приказе Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области указывается на то, что коррупционные риски - это заложенные в контрактной системе вероятные возможности (выделено нами. - П.К.) для действий (бездействия) должностных лиц, направленных на злоупотребление служебным положением, получением выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, а также обстоятельства, провоцирующие (выделено нами. - П.К.) должностных лиц на незаконное извлечение материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных обязанностей2.

В ведомственном нормативном правовом акте Министерства социальной защиты Сахалинской области дается следующее определение коррупционного риска при исполнении должностных обязанностей государственными гражданскими служащими - это те из них, при реализации которых наиболее вероятно (выделено нами. - П.К.) возникновение коррупции3. Близкие по содержанию правовые понятия коррупционного риска приводятся и в других региональных4 и муниципальных нормативных правовых актах5.

По сути определение коррупционного риска в указанных российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах сводится к тому, что коррупционный риск - это лишь потенциальная возможность проявления коррупции при осуществлении чиновниками своих профессиональных функций, а степень вероятности такого риска обусловлена объемом полномочий этого лица либо иными обстоятельствами, провоцирующими его коррупционное поведение. К большому сожалению, в действующих региональных нормативных правовых актах, как правило, нет отсылок на связь между коррупционными рисками и коррупциогенными факторами, которыми они обусловлены.

Как показало проведенное нами исследование, лишь в отдельных региональных и муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих (или регулировавших в прошлом и утратившим силу) вопросы организации и осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, упоминается о том, что коррупционные риски напрямую связаны

1 Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области: приказ департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области от 21 мая 2018 г. № 55п // URL: http://www.pravo.samregion.ru, (дата обращения: 22.05.2018).

2 Об утверждении Методики определения коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области: приказ министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 12 сентября 2014 г. № 153-мп // Областная. 2014. 26 сентября.

3 Об утверждении методики проведения мониторинга исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих министерства социальной защиты Сахалинской области, подверженных риску коррупционных проявлений, и устранения таких рисков: приказ Министерства социальной защиты Сахалинской области от 14 июля 2014 г.№ 55-н (в ред. от 03.06.2015 № 77-н) // Губернские ведомости. 2014. 19 июля.

4 Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области: приказ министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 16 июня 2017 г. № 150 // Волжская коммуна. 2017. 12 июля.

5 Об утверждении Порядков осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в администрации городского округа Кашира: постановление администрации городского округа Кашира Московской области от 24 ноября 2017 г. № 4241-па // Вести Каширского района. 2017. 4 декабря; Об условиях установления Перечня должностей муниципальной службы в аппарате Совета депутатов Северодвинска, назначение на которые и замещение которых влечет представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: решение Совета депутатов Северодвинска от 26 марта 2015 г. № 22 // Бюллетень нормативно-правовых актов «Вполне официально». 2015. 1 апреля. № 32-33; Об утверждении Методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в органах местного самоуправления района: постановление Администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области от 26 марта 2012 г. № 108 // URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=2015236 (дата обращения: 22.05.2018); Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита: постановление администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской обл. от 17 февраля 2017 г. № 939 (в ред. от 23.10.2017 № 6407) // Волжский муниципальный вестник. 2017. 28 февраля. Об утверждении Методики определения коррупционных рисков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков: постановление Администрации г. Шахты Ростовской области от 06.08.2013 № 5009 // URL: http://www.rusouth.info/296843 (дата обращения: 22.05.2018); Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа "Город Чита" внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита: постановление администрации городского округа «Город Чита» от 24.05.2017 № 148 // URL: http://www.admin.chita.ru, 26.05.2017 (дата обращения: 22.05.2018); Об утверждении порядков осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Иркутска, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Иркутска, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Иркутска внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита: постановление администрации г. Иркутска от 27 февраля 2017 г. № 031-06-145/7 (в ред. от 08.06.2017 № 031-06-579/7) // Иркутск официальный. 2017. 7 марта.

с причинами коррупционного поведения1. В большинстве исследованных нами объектах о связях между причинами коррупционного поведения и коррупционными рисками не упоминается.

В связи с этим выглядит предпочтительным определение коррупционных рисков, предложенное ставропольскими специалистами в приведенных ранее ведомственных нормативных правовых актах. Коррупционные риски в разработанных ими документах рассматриваются как условия и обстоятельства, предоставляющие возможность незаконного извлечения выгоды при выполнении чиновниками своих должностных полномочий, а по сути, условия и обстоятельства (причины, факторы, явления, процессы), предоставляющие возможности чиновникам для коррупционного поведения. Следовательно, чем больше в деятельности органов публичной власти причин и условий, способствующих коррупционному поведению (коррупционных рисков), тем выше вероятность такого поведения. С учетом этого обстоятельства можно предположить, что коррупционный риск - потенциальная возможность проявления коррупции при осуществлении чиновниками своих профессиональных функций, обусловленная наличием причин и условий (факторов и детерминант), способствующих коррупционному поведению или коррупционным отношениям. Такой подход не противоречит сложившимся в современной юридической науке определениям коррупционного риска2, а лишь подчеркивает связь между положениями российских региональных и муниципальных нормативных правовых актов и теоретическими положениями современного правоведения.

Проведенное нами мониторинговое сравнительно-правовое исследование правовой категории «коррупционный риск», на материалах российской региональной и муниципальной правотворческой практики позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, термин «коррупционный риск» нашел свое широкое распространение в российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах, в том числе и региональном отраслевом законодательстве, регулирующем не только вопросы противодействия коррупции, но и вопросы организации и прохождения государственной и муниципальной службы, а также ином отраслевом законодательстве. Однако невзирая на широкую распространенность, легальное его определение - явление крайне редкое и противоречивое.

Во-вторых, правовая категория «коррупционный риск», используемая в региональных и муниципальных нормативных правовых актах, обладает юридико-лингвистической неопределенностью - различные региональные и муниципальные правотворческие органы вкладывают в него содержание различную смысловую нагрузку. Более того, в региональных и муниципальных нормативных правовых актах данная правовая дефиниция используется при формулировке таких терминов, как: «коррупциогенная должность», «коррупционная должность», «коррупционно опасная функция», «коррупциогенная функция», «коррупциогенная сфера», «коррупциогенный фактор» и некоторых других, в результате и эти смежные с ними и производные от них правовые категории приобретают статус юридически неопределенных.

В-третьих, для устранения юридико-лингвистической неопределенности правовой дефиниции «коррупционный риск» в российских региональных и муниципальных нормативных правовых актах и связанных с ней и производных от неё правовых категорий необходимо разработать и предложить универсальное правовое определение этому явлению, отражающего его сущность. На наш взгляд, признаками такой универсальности обладает предлагаемое нами определение правовой категории «коррупционный риск», как потенциальная возможность проявления коррупции при осуществлении чиновниками своих профессиональных функций, обусловленная наличием причин и условий, способствующих коррупционному поведению или коррупционным отношениям.

1 О проведении в Сахалинской областной Думе антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов и их проектов: постановление Сахалинской областной Думы от 7 мая 2009 г. № 2/8/236-5 (в ред. от 22.04.2010 № 5/7/137-5). URL: http://docs.cntd.ru/document/895211582 (дата обращения: 26.05.2017); Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Камчатского края, на коррупциогенность: распоряжение Правительства Камчатского края от 8 августа 2008 г. № 401-РП. URL: http://docs.cntd.ru/document/819061636 (дата обращения: 26.05.2017); (Утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства Камчатского края от 18.06.2009 № 293-РП).

2 Мельник Н.И. Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия коррупции: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Киев, 2002. С. 21; Кабанов П.А., Мулюков Ш.М., Газимзянов Р.Р. Коррупция и борьба с ней: краткий терминологический словарь / под общ. ред. Р.Ф. Муратова, Н.Х. Сафиуллина. Казань, 2004. С. 21; Бикмухаметов А.Э., Газимзянов Р.Р., Кабанов П.А и др. Коррупция и антикоррупционная политика: словарь-справочник / Под общ. ред. П.А. Кабанова. М.: МедиаПресс, 2008. С. 38; Астанин В.В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: монография. М., 2009. С. 124; Пуляева Е.В. Коррупционные риски в деятельности федеральных органов исполнительной власти // Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2012. С. 61; Все о коррупции и противодействии ей: терминологический словарь / под общ. ред. И.И. Бикеева, П.А. Кабанова. Казань, 2014. С. 181; Глоссарий юридических терминов по антикоррупционной тематике: словарь-справочник // сост. Н.А. Власенко, [и др.]. М., 2016. С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.