Научная статья на тему 'Коррупционные факторы, способствующие торговле людьми'

Коррупционные факторы, способствующие торговле людьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
445
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / КОРРУПЦИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ванюшева Яна Владимировна

Цель: Исследование факторов, которые способствуют торговле людьми в современном мире. Методология: Использовались индуктивный и формально-юридический методы. Результаты: В статье выделены основные коррупционные факторы, способствующие торговле людьми: стремление скрыть незаконный источник прибыли; незаконное изготовление документов коррумпированными должностными лицами; экономика, зависящая от труда мигрантов; прибыль от участия должностных лиц государства в организации торговли людьми. Установлено, что коррупция порождена стремлением к эксплуатации труда жертв торговли людьми. Наиболее опасным коррупционным фактором признано участие должностных лиц государства в торговле людьми. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть коррупцию как фактор, сопутствующий торговле людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption factors contributing to human trafficking

Purpose: To study the factors that contribute to human trafficking in the modern world. Methodology: Inductive and formally legal methods were used. Results: The article identifies the main corruption factors that contribute to human trafficking: the desire to hide the illegal source of profit; illegal production of documents by corrupt officials; an economy that depends on the labor of migrants; profit from participation of state officials in the organization of trafficking in persons. It is established that corruption is generated by the desire to exploit the labor of victims of human trafficking. The most dangerous corruption factor is the participation of state officials in trafficking in human beings Novelty/originality/value: The paper has a high scientific value, since it is one of the first attempts to consider corruption as a factor related trafficking.

Текст научной работы на тему «Коррупционные факторы, способствующие торговле людьми»

Ванюшева Я.В.

коррупционные факторы, способствующие торговле людьми

цель: Исследование факторов, которые способствуют торговле людьми в современном мире.

Методология: Использовались индуктивный и формально-юридический методы.

Результаты: В статье выделены основные коррупционные факторы, способствующие торговле людьми: стремление скрыть незаконный источник прибыли; незаконное изготовление документов коррумпированными должностными лицами; экономика, зависящая от труда мигрантов; прибыль от участия должностных лиц государства в организации торговли людьми. Установлено, что коррупция порождена стремлением к эксплуатации труда жертв торговли людьми. Наиболее опасным коррупционным фактором признано участие должностных лиц государства в торговле людьми.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть коррупцию как фактор, сопутствующий торговле людьми.

Ключевые слова: торговля людьми, коррупция, должностные лица. Vanyusheva Y.V.

corruption factors contributing to human TRAFFICKING

purpose: To study the factors that contribute to human trafficking in the modern world.

Methodology: Inductive and formally legal methods were used.

Results: The article identifies the main corruption factors that contribute to human trafficking: the desire to hide the illegal source of profit; illegal production of documents by corrupt officials; an economy that depends on the labor of migrants; profit from participation of state officials in the organization of trafficking in persons. It is established that corruption is generated by the desire to exploit the labor of victims of human trafficking. The most dangerous corruption factor is the participation of state officials in trafficking in human beings

Novelty/originality/value: The paper has a high scientific value, since it is one of the first attempts to consider corruption as a factor related trafficking.

Keywords: human trafficking, corruption, officials.

Торговля людьми в современном мире - это не только преступление, но и комплексное социально-экономическое явление. Одним из факторов, способствующих торговле людьми, является коррупция.

Главный фактор, порождающий торговлю людьми, - стремление к получению прибыли за счет эксплуатации купленных людей в разных целях. Люди используются в качестве рабов, исполнителей секс-услуг, доноров человеческих органов, в последние годы - также боевиков в Сирии и Ираке. Еще одной формой эксплуатации является попрошайничество, когда люди выпрашивают деньги на улицах, а потом передают «заработанное» своим кураторам и получают процент. Специалисты отмечают новый вид эксплуатации -торговлю людьми с целью использования их для перевозки наркотических веществ [8].

Торговля людьми запрещена как преступление в большинстве государств, однако наличие коррупции способствует тому, что люди, участвующие в данном преступлении, избегают уголовной ответственности. Путем взяток работодатели добиваются того, чтобы их деяния, связанные с нелегальной покупкой работников, фактически ста-

новящихся рабами, не были зафиксированы и не повлекли их привлечения к юридической ответственности. Коррупция способствует также эксплуатации рабочей силы лиц, ставших жертвами торговли людьми, что образует другой состав преступления - использование рабского труда. Должностные лица подкупаются с целью сокрытия рабочей силы от контролирующих государственных органов ввиду того, что у работодателей есть интерес в дешевом труде, экономии на уплате налогов, создании неучтенной продукции.

Другой разновидностью коррупционных преступлений, связанных с торговлей людьми, является система подкупа иностранными бизнесменами чиновников в целях получения определенных льгот, увеличения квот и т. п. [5].

К факторам, порождающим коррупцию при торговле людьми, относится потребность торговцев «живым товаром» в оформлении документов для перемещения продаваемых лиц через границы либо в незаконном пересечении границы без необходимых для этого документов (заграничного паспорта, визы). В том и в другом случае требуется участие подкупленных должностных лиц государства, работающих в дипломатических и

пограничных органах. Последние должны подлежать уголовной ответственности по ст. 322.1 УК РФ, согласно которой состав преступления образует организация незаконной миграции, то есть организация незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в России или незаконного транзитного проезда через территорию России. При этом незаконными признаются въезд или выезд, совершенные в нарушение требований, установленных ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Экономическим коррупциогенным фактором, сопутствующим торговле людьми, следует признать «мигрантозависимую» экономику, которая основана на бесправном труде приезжих рабочих. В связи с этим отмечается такого рода преступление, как прямой сговор работодателей или других лиц с правоохранительными органами, при котором в некоторых случаях дело доходило даже до возврата жертв, обратившихся в полицию, прошлым «хозяевам» [7]. В методическом пособии по вопросам борьбы с торговлей людьми, издаваемом Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, говорится, что жертвы торговли людьми сталкиваются с огромными препятствиями, включая бездействие правительства и попустительство должностных лиц в отношении торговли людьми либо их участие в этой торговле. Примером может быть случай, когда пограничник берет взятки за то, что не обращает внимания на нелегальных иммигрантов, тем самым давая им возможность пересечь государственную границу [6].

В наибольшей степени коррупция влияет на положение лиц, ставших жертвами торговли людьми, с целью скрыть эксплуатацию уже после того, как эта эксплуатация началась. Такие люди могут годами находиться в положении рабов, а коррумпированные чиновники не будут вызволять их из рабства.

Коррупция в сфере торговли людьми в одном государстве способна повлиять на привлечение виновных в этом преступлении лиц к уголовной ответственности в другом государстве. Она может породить и такое явление, что вернувшиеся на родину боятся полицейских и других должностных лиц, особенно если сталкивались, будучи жертвами торговли, с коррупцией или насилием с их стороны. Они могут также опасаться, что с ними не будут хорошо обращаться, потому что они выехали из своего государства или района нелегально. В результате данные лица из-за страха не со-

глашаются быть свидетелями в уголовных делах по торговле людьми.

Адвокаты жертв торговли людьми вносят свою лепту в борьбу с этим злом. В Кыргызстане сообщалось, что адвокаты критикуют правоохранительные органы своего государства за недостаток упреждающих расследований. Они указывают на то, что милиция не проводила расследований, если жертвы не обращались с конкретными, имеющими хорошую доказательную базу заявлениями. В стране принимаются меры по противодействию торговле людьми. Например, в начале 2017 г. было проведено трехдневное обучение для 24 судей и 23 прокуроров. Однако коррупция по-прежнему остается системной проблемой в Кыргызской Республике. НПО и международные организации сообщали о случаях получения взяток сотрудниками правоохранительных органов за закрытие дел, а иногда и за предупреждение подозреваемых о рейдах. Сообщается, что торговцы людьми также смогли избежать наказания, предложив жертвам вознаграждение за отзыв заявлений [9].

Еще одним коррупционным фактором, сопутствующим торговле людьми, стало участие должностных лиц в незаконном усыновлении (удочерении), которое само по себе является отдельным преступлением, наказуемым по ст. 154 УК РФ. Вместе с тем действует такой международно-правовой акт, как Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятый резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года. Протокол о торговле людьми также охватывает торговлю в целях незаконного усыновления в случаях, «когда незаконное усыновление представляет собой практику, аналогичную рабству» [3]. Данное преступление порождено имеющимся в развитых странах спросом на усыновление детей из бедных развивающихся стран.

Процедура межгосударственного усыновления детей приобретает коррупционные формы, сопровождается служебными злоупотреблениями со стороны должностных лиц, которые по роду своих профессиональных или служебных обязанностей могут и должны участвовать в официальной процедуре усыновления (удочерения): руководители воспитательных, лечебных учреждений, организаций социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей; должностные лица органов опе-

eurasian

> 5 (30) 2017 <

advocacy

ки и попечительства; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; судьи, вынесшие решение об усыновлении (удочерении); государственные служащие, осуществляющие регистрацию усыновления (удочерения); работники детских домов и интернатов, медицинских учреждений, органов образования, аппарата администрации региона, работники муниципальных органов образования, которые готовят необходимые официальные документы для усыновления, иные физические лица (например, осуществляющие действия по усыновлению (удочерению) по поддельным документам) [1, 4].

Наиболее опасный для общества коррупционный фактор, способствующий торговле людьми, - участие должностных лиц государства, в том числе самых высокопоставленных, в организации торговли людьми с целью извлечения прибыли. В этом случае «государство может фактически оказаться в роли сообщника в ситуациях, когда структуры или официальные лица способствуют торговле людьми, попустительствуют или создают препятствия для совершенствования или принятия законодательства, а также ареста и судебного преследования торговцев. По мнению некоторых экспертов, существуют страны, в которых члены семей глав государства вовлечены в торговлю людьми в целях получения прибыли» [2]. В августе 2017 г. сообщалось, что в Молдове офицеры Национального центра по борьбе с коррупцией и прокуроры провели обыски в правительстве, Министерстве юстиции и Министерстве просвещения в рамках расследований по делу о коррупции и торговле людьми, в котором также фигурируют нотариусы и представители нескольких бюро переводов. Их подозревают в незаконной выдаче документов иностранцам и гражданам Молдовы. В то же время проблемой той же Молдовы является то, что уголовные дела в отношении официальных лиц, содействовавших данным преступлениям, очень редко заканчивались приговорами, вероятнее всего по причине коррупции и слабого развития сектора правосудия [10].

Таким образом, основные коррупционные факторы, способствующие торговле людьми, - это стремление скрыть незаконный источник прибыли; незаконное изготовление документов коррумпированными должностными лицами; экономика, зависящая от труда мигрантов; прибыль от участия должностных лиц государства в организации торговли людьми, которое является самым опасным коррупционным фактором в торговле людьми.

Пристатейный библиографический список

1. Абрамова С.Р. Методика расследования торговли несовершеннолетними, подмены ребенка и незаконного усыновления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

2. Анализ торговли людьми как бизнес-модели: путь к более эффективному предотвращению преступления. Вена: Бюро Специального представителя и координатора ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, 2011.

3. Борьба с торговлей людьми. Руководство для парламентариев. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2009.

4. Глушков А.И. Проблемы доказывания должностных преступлений по делам о незаконном усыновлении (удочерении) // Наука и школа. 2015. № 6. С. 18-21.

5. Козлов А.Е. Коррупция и торговля людьми // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского учёного Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 года). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014.

6. Набор пособий по вопросам борьбы с торговлей людьми. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2006.

7. Рязанцев С. Россия в глобальной экономике. Трудовая эксплуатация в «мигрантозависимой» экономике // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 1. С. 6-22.

8. Как не стать жертвой торговли людьми? [Электронный ресурс]. URL: https:// https://kompromat1.info/ artides/56850-kak_ne_statj_zhertvoj_torgovli_ljudjmi.

9. Отчет по торговле людьми за 2017 год. Кыргызская Республика: категория 2 [Электронный ресурс]. URL: https://kg.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/ 190/2017/07/KYRGYZ-REPUBLIC-2017-TIP-REP0RT_rus. pdf.

10. Обыски в правительстве прошли в рамках расследований по делу о коррупции и торговле людьми [Электронный ресурс]. URL: http://baltionline.md/ obyski-v-pravitelstve-proshli-v-ramkah-rassledovanij-po-delu-o-korruptsii-i-torgovle-lyudmi.

References (transliterated)

1. Abramova S.R. Metodika rassledovanija torgovli nesovershennoletnimi, podmeny rebenka i nezakonnogo usynovlenija: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2009.

2. Analiz torgovli ljud'mi kak biznes-modeli: put' k bolee jeffektivnomu predotvrashheniju prestuplenija. Vena: Bjuro Special'nogo predstavitelja i koordinatora OBSE po bor'be s torgovlej ljud'mi, 2011.

3. Bor'ba s torgovlej ljud'mi. Rukovodstvo dlja parlamen-tariev. N'ju-Jork: Organizadja Ob#edinennyh Nacij, 2009.

4. Glushkov A.I. Problemy dokazyvanija dolzhnost-nyh prestuplenij po delam o nezakonnom usynovlenii (udocherenii) // Nauka i shkola. 2015. № 6. S. 18-21.

5. Kozlov A.E. Korrupcija i torgovlja ljud'mi // Vzaimodejstvie organov gosudarstvennoj vlasti pri rassle-dovanii prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti: prob-lemy i puti ih reshenija: materialy Mezhdunarodnoj nauch-

no-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju so dnja rozhdenija vydajushhegosja rossijskogo uchjonogo Nikolaja Sergeevicha Alekseeva (Moskva, 23 oktjabrja 2014 goda). M.: Akademija Sledstvennogo komiteta Ros-sijskoj Federacii, 2014.

6. Nabor posobij po voprosam bor'by s torgovlej ljud'mi. N'ju-Jork: Organizarija Ob#edinennyh Nacij, 2006.

7. Rjazancev S. Rossija v global'noj jekonomike. Tru-dovaja jekspluatacija v «migrantozavisimoj» jekonomike // Mezhdunarodnye processy. 2015. T. 13. № 1. S. 6-22.

8. Kak ne stat' zhertvoj torgovli ljud'mi? [Jelek-tronnyj resurs]. URL: https:// https://kompromat1.info/ articles/56850-kak_ne_statj_zhertvoj_torgovli_ljudjmi.

9. Otchet po torgovle ljud'mi za 2017 god. Kyrgyzskaja Respublika: kategorija 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// kg.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/190/2017/07/ KYRGYZ-REPUBLIC-2017-TIP-REP0RT_rus.pdf.

10. Obyski v pravitel'stve proshli v ramkah rassledo-vanij po delu o korrupcii i torgovle ljud'mi [Jelektronnyj resurs]. URL: http://baltionline.md/obyski-v-pravitelstve-proshli-v-ramkah-rassledovanij-po-delu-o-korruptsii-i-torgovle-lyudmi.

АГ

«Новая адвокатская газета» - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет

закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.

Основными направлениями издания являются:

- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;

- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;

- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;

- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;

- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;

- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;

- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;

- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.

Адрес редакции: 119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43 Тел.: (495) 787-28-35 Тел./факс: (495) 787-28-36 E-mail: advgazeta@mail.ru, press@advpalata.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.