КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
Андреева Любовь Александровна
канд. юрид. наук, доцент РГГУ, г. Великий Новгород
E-mail: andreeva56@mail. ru
CORRUPTION CRIME: CONCEPT AND ESSENCE
Andreeva Lybove
Candidate ofjuridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian
University, Veliky Novgorod
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблемам определения коррупционного преступления, его понятию и сущности, месту коррупционного преступления в системе противодействия преступности. В результате анализа норм Общей части Уголовного Кодекса Российской Федерации и проекта о внесении изменений в уголовное законодательство, состава преступления, рассмотрены последствия, возникающие из собственного определения «коррупционного преступления».
ABSTRACT
The article is devoted to problems of definition of a corruption crime, his concept and essence, a place of a corruption crime in system of counteraction of crime. As a result of the analysis of norms of the General part of the Criminal Code of the Russian Federation and the project about modification of the criminal legislation, crime structure, the consequences arising from own definition of «a corruption crime» are considered.
Ключевые слова: коррупция, преступление, уголовное законодательство, норма права.
Keywords: corruption, crime, criminal legislation, rule of law.
С принятием Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3] в законодательстве впервые появилось определение коррупции.
Традиционное понятие коррупции ограничивалось весьма узкой сферой общественных отношений, включающей деятельность должностных лиц, находящихся на государственной службе. В настоящее время, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273 (далее
— Закон о противодействии коррупции) [3], законодателем определено понятие «коррупция»: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний от имени или в интересах юридического лица.
По мнению автора, в законе «коррупция» определяется путем перечисления противоправных действий (бездействия), являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, указывается на сущностный признак коррупции — незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды указанному лицу другими лицами, тем самым определены коррупционные квалификационные признаки, а следовательно, сущностное определение коррупции в законе отсутствует. Некоторые авторы, однако, считают, что представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действий окажутся за пределами действия Уголовного кодекса РФ или иного закона, с чем, в части, не может согласиться автор.
Наукой сделан значительный шаг в изучении коррупции. Это стало возможным в силу того, что отечественная правовая мысль преодолела ту точку
зрения, согласно которой коррупция сводилась к взяточничеству. Одним из важных моментов, определяющих стратегию противодействия коррупции, является необходимость внесения определения коррупционности в УК РФ. В настоящее время законодатель внес на обсуждение Государственной Думы РФ проект федерального закона № 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» [4].
Проект закона № 292869-6 содержит определение коррупционного преступления, а именно в части 1 статьи 141 «Понятие коррупционного преступления» указывает, что коррупционным преступлением признается совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой - четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания общественно опасное деяние, предусмотренное частью второй и третьей настоящей статьи [4]. Таким образом, в Общей части Уголовного Кодекса РФ, наряду с определением преступления, предлагается внести «особое определение» коррупционного преступления.
Рассмотрим, в чем тождество и различия определения «преступления» и «коррупционного преступления», обратимся к определению «преступления» в соответствии со ст. 14 УК РФ. Согласно части 1 статьи 14 «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» [5].
Таким образом, ст. 14 УК РФ [5] и статья 141 Проекта дополнений и изменений в УК РФ [4] указывают, что преступление и коррупционное преступление являются общественно опасными деяниями, что вызывает опасения по определению квалификации конкретного преступления, так как при коллизии норм уголовного законодательства, возможно применение как первого
определения, так и второго, что значительно затруднит правоприменение и судебную практику.
Статья 141 Законопроекта [4] предлагается ввести в определение «коррупционного преступления» также указание о прямом умысле, из корыстных побуждений и специальным субъектом — лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ. Таким образом, законодатель подменяет понятие виновности наличием прямого умысла и корыстными побуждениями. Такая трактовка деяния существенно меняет квалификацию коррупционного преступления, в том числе ссылка на признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ, сводят коррупционное преступление к сущности части должностных преступлений. В этой отсылочной норме усматривается отсутствие потребности в определении коррупционного преступления и его назначения для Общей части УК РФ.
Автор отмечает, что из определений коррупции обоснованным представляется определение, указанное в материалах ООН: «злоупотребление властью с целью получения личной выгоды» [1]. Данное определение является наиболее емкой трактовкой понятия «коррупция», отражает ее суть, то есть злоупотребление для выгоды и, возможно может послужить основой квалифицирующего признака коррупционного преступления.
Формы коррупции разнообразны: от получения взяток за совершение как законных, так и незаконных действий (в том числе за вмешательство коррумпированных должностных лиц в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей), до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, продажи должностей и званий, коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов за вознаграждение и т. п. Наиболее
типичные проявления коррупции — подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение работников по признаку родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений). Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.
Давая определение коррупции, ее особенностей большинство юристов в России считают, что для правильного понимания ее сути важен учет целей участников заключаемой противозаконной сделки. В ее основе всегда лежит обоюдно извлекаемая сторонами выгода в самом широком понимании. Она, как правило, носит конкретный, материальный характер, или может быть нематериальной (например, помощь в избирательной компании) [2].
Вызывает сомнения и определение «специального субъекта» в понятии коррупционного преступления, так как отсылочная норма к лицу, подпадающему под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ, не охватывают всех коррупционных преступлений. Следовательно, часть коррупционных преступлений не подпадают под определение коррупционного преступления, а в некоторых случаях, не могут быть признаны уголовными преступлениями.
Например, автор предлагает внести в Общую часть УК РФ статью 34.1 «Ответственность за коррупционные преступления» из трех частей в следующей редакции: ответственность за коррупционные преступления определяется
характером и степенью фактического участия в совершении преступления злоупотребления властью с целью получения личной выгоды либо в пользу третьих лиц».
Автор полагает, что в соответствии со статьей 14 УК РФ любое лицо, совершившее преступление, должно быть под угрозой наказания, а наличие признака коррупционности и закрепление в Общей части УК РФ уголовной
ответственности за деяния, имеющего признаки коррупционности, решит задачи, поставленные перед уголовным законодательством в области борьбы с коррупцией. Следует дополнить Общую часть УК РФ статьей 70.1 «Назначение наказания за коррупционное преступление» из четырех статей: «При назначении наказания по коррупционному преступлению срок назначается отдельно. При назначении наказания по коррупционным преступлениям максимальный срок или размер наказания не применяется. Срок и размер наказания за коррупционное преступление исчисляется путем увеличения в два раза по всем видам наказаний. Назначение наказания по коррупционным преступлениям по совокупности приговоров (ст.ст. 70,71 УК РФ) не применять».
Таким образом, автор полагает, что определение коррупции должно носить законодательную юридическую конструкцию, которая не исключает правового определения квалифицирующего признака противодействия коррупционным преступлениям. В этом случае возможна выработка механизма конфискации имущества коррупционера.
Сомнительны предложения об определении понятия «специального субъекта», так как требуется уяснить различия понятий «должествование» и «публичного лица» и указать соответствующие дифиниции. На практике коррупционные преступные деяния совершаются не только чиновниками, а депутатами и иными выборными лицами (например, председателями коллегиальных органов), не связанными ни подчиненностью, ни прямым умыслом либо корыстью, но играющим существенную роль в коррупционной схеме.
Таким образом, введение в юридический оборот понятия «коррупционного преступления» не решит проблемы использования предлагаемых норм на практике, вместе с тем позволит при наличии пробелов в законодательстве: двух определений преступления, виновности, прямого умысла и корыстных побуждений, исключить уголовную ответственность коррупционеров. Важно не только стратегически определить сущность коррупционного преступления, а
урегулировать правовой механизм квалификации коррупционных преступлений и определение уголовной ответственности виновных.
Список литературы:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 01.07.13).
2. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понятии коррупции //
Современное право. 2010. №6 // КонсультантПлюс Версия Проф.
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 26.06.13).
3. О противодействии коррупции: федеральный закон [25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 № 329] // СЗ РФ — 2008. — № 52(ч. 1). — Ст. 6228; 2011.
— № 48. — Ст. 6730.
4. Проект федерального закона № 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» //КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 01.07.13).
5. Уголовный Кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 01.07.13).