Научная статья на тему 'КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ'

КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
663
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарь Антон Геннадьевич

Статья посвящена исследованию общей характеристики и основных детерминантов коррупционной преступности. В статье рассматриваются основные особенности коррупционных проявлений, детерминирующие и сдерживающие коррупцию факторы. Автором обращено внимание на проблемные вопросы действующего законодательство в области противодействия коррупции и законодательства в области оперативно-розыскной деятельности профильных правоохранительных органов, отвечающих за противодействие коррупции. В рамках исследования проведён экспертный опрос методом анкетирования, по результатам которого автором приведены выводы и предложения, направленные на оптимизацию противодействия коррупции в целом. Актуальность данной работы проявляется в осмыслении коррупционных детерминантов, а также вынесения выводов, имеющих практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION CRIME: GENERAL CHARACTERISTICS AND MAIN DETERMINANTS

The article is devoted to the study of the general characteristics and the main determinants of corruption crime. The article discusses the main features, determining and deterring factors of corruption. The author draws attention to the problematic issues of the current legislation in the field of anti-corruption and legislation in the field of operational-search activities of relevant law enforcement agencies responsible for combating corruption. As part of the study an expert survey was conducted using a questionnaire method the results of which are presented by the author with conclusions and suggestions aimed at optimizing the anti-corruption response in general. The relevance of this work is manifested in the understanding of corruption determinants as well as making conclusions that have practical significance.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ»

6.14. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

Бондарь Антон Геннадьевич, старший лейтенант полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: СевероКавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: Lel4993@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию общей характеристики и основных детерминантов коррупционной преступности. В статье рассматриваются основные особенности коррупционных проявлений, детерминирующие и сдерживающие коррупцию факторы. Автором обращено внимание на проблемные вопросы действующего законодательство в области противодействия коррупции и законодательства в области оперативно-розыскной деятельности профильных правоохранительных органов, отвечающих за противодействие коррупции. В рамках исследования проведён экспертный опрос методом анкетирования, по результатам которого автором приведены выводы и предложения, направленные на оптимизацию противодействия коррупции в целом. Актуальность данной работы проявляется в осмыслении коррупционных детерминантов, а также вынесения выводов, имеющих практическую значимость.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, экспертный опрос, анкетирование, коррупционная преступность, пробелы законодательства.

CORRUPTION CRIME: GENERAL CHARACTERISTICS AND MAIN DETERMINANTS Bondar Anton Gennadievich, police senior lieutenant. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: Law Enforcement Organization chair. E-mail: Lel4993@mail.ru

Annotation: The article is devoted to the study of the general characteristics and the main determinants of corruption crime. The article discusses the main features, determining and deterring factors of corruption. The author draws attention to the problematic issues of the current legislation in the field of anti-corruption and legislation in the field of operational-search activities of relevant law enforcement agencies responsible for combating corruption. As part of the study an expert survey was conducted using a questionnaire method the results of which are presented by the author with conclusions and suggestions aimed at optimizing the anti-corruption response in general. The relevance of this work is manifested in the understanding of corruption determinants as well as making conclusions that have practical significance.

Keywords: corruption, anti-corruption, expert survey, questioning, corruption crime, legislation gaps.

«Нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил - и вы здоровы»

В.В. Путин 2008 год.

Пресс конференция по вопросам антикоррупционного законодательства.

Слово «коррупция» имеет латинские корни, первичное упоминание данного термина восходит к временам существования Римской Республики (509 до н.э. - 27

до н.э.), активно использовалось и упоминалось в последующем в Римской Империи (27 до н.э. - 476 н.э.). Термин коррупция (от лат. Соггитреге «растлевать», лат. Соггирйо «подкуп, порча, растление, продажность») в более общем, повседневном понимании означает, использование государственным служащим, имеющим корыстный интерес, своих должностных полномочий, служебного статуса и связей в целях личного обогащения, создания условий для обогащения третьих лиц. Коррупцией также принято считать подкуп должностных лиц как государственных, муниципальных, так коммерческих организаций, а равно организаций иных форм собственности и порядка учреждения.

Характерной особенностью коррупционных проявлений является появление некоего «конфликта», возникающего в ходе деятельности должностного лица, связанной с исполнением своих служебных полномочий в разрез с интересами службы и общества в целом, в угоду своим личным корыстным интересам. Соблазнительной чертой коррупционных проявлений в деятельности должностных лиц различных уровней, является наличие дискреционных полномочий, в рамках которых, лицо наделённое такой властью, может иметь возможность воздействия на распределение (перераспределение) различных благ имущественного и неимущественного характера. Основным сдерживающим фактором коррупционных проявлений является наличие риска быть разоблаченным, в следствии чего понести наказание. Стимулирующей формой коррупции является некая возможность получать материальные вознаграждения, либо иные блага различного характера за исполнение своих полномочий образом, определённым неким «нанимателем» и в его угоду. При этом там где присутствует наниматель, присутствует непосредственно и нанимаемое лицо, а также выгода состоявшаяся в материальном или ином выражении в пользу нанимаемого. Таким образом при условии, что нанимаемое лицо на момент коррупционного сговора является должностным лицом какой-либо организации и в последствии такого сговора «нанимается» для исполнения необходимой нанимателю услуги, путём злоупотребления служебными полномочиями и предательства государственных интересов, в целях получения личной выгоды или исполнения иного корыстного умысла, то такое лицо по сути является субъектом «двурушничества»1, а простыми словами «продавшимся наёмником». Правда в отличии от воина-наёмника, реализующего свои возможности на поле брани, наёмник-коррупционер паразитирует на интересах граждан, в области исполняемых полномочий, которые были доверены такому лицу государством и обществом в целом.

Абстрагировавшись от исторического аспекта происхождения морфологических единиц в области коррупционных проявлений, автор считает целесообразным уделить особое внимание на один из основополагающих, действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, а именно на Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции». Указанный закон впервые в достаточно обоснованной и полной форме закрепил основные понятие и правовые основы борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Так в соответствии с первой статьёй приведённого нормативно-правового акта, под коррупцией понимаются

1 https://ru.wiktionary.org/wiki/flBypymHH4ecTBO

различные попытки злоупотребления (превышения) своим служебным положением, деятельность по получению и даче взяток, совершение коммерческого подкупа, а также совершение прочих уголовно-наказуемых и преступных деяний, в целях получения личной выгоды или выгоду в отношении третьих лиц. В частности приведённый Федеральный закон основан на основополагающих принципах, таких как: законность, открытость, публичности и неотвратимости наказания за совершенные коррупционные действия. Вместе с тем, мы полагаем, что принципы законности, неотвратимости наказания являются незыблемыми и неоспоримыми, при этом следует заметить, что рассматривая принципы открытости и публичности, можно сделать вывод о том, что при активной и плодотворной работе профильных подразделений правоохранительных органов по противодействию коррупции, при выполнении отдельных проверочных мероприятий данные принципы не могут быть соблюдены в полном объеме, как того требует указанный нормативно-правовой акт. Связано это с тем, что значительная доля оперативно-розыскных мероприятий, которые исполняются в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», носят негласный характер, а их выполнение является строго обязательным и необходимым для формирования полной и всесторонне-закреплённой базе прямых и косвенных доказательств преступности деяний отдельных проверяемых лиц. Вместе с тем, автор полагает, что Федеральные законы не должны противоречить друг другу, тем более, что период между вступлением в законную силу вышеприведённых Федеральных законов составляет более 12 лет, а законодатель в свою очередь должен был иметь представление об институте оперативной работы правоохранительных органов Российской Федерации и особенностях исполняемых такими органами полномочий, в том числе их отдельными негласными (непубличными) мероприятиями. С учетом того, что деятельность различных правоохранительных органов (в том числе по линии противодействия коррупции), основана на Федеральном законе №273-Ф3, следует полагать, что при выполнении такими органами негласных (не публичных) мероприятий на законных основаниях Федерального закона №144-ФЗ, такие мероприятий являются действиями, нарушающими основополагающие принципы ФЗ №273-Ф3, а именно принципы открытости и публичности. Автор справедливо полагает, что в указанный нормативно-правовой акт «О противодействии коррупции» необходимо внести соответствующие дополнения, содержание которых не будет вызывать существенных противоречий в деятельности важнейших и жизненно-необходимых подразделений и управлений правоохранительных органов по вопросам противодействия коррупции. Таким образом опираясь на значимость исполняемых полномочий со стороны сотрудников правоохранительных органов, в особенности перед тяжелым и кропотливым трудом сотрудников оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел России, следует отметить, что ни один оперативник не должен чувствовать себя виноватым при совершении законных и обоснованных мероприятий в отношении представителей коррупционной преступности.

Следует заметить, что в настоящее время понятие «коррупционная преступность» законодательно не закреплено и у широкой общественности имеет двоякое

понимание. Одна категория лиц расценивает его как исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему коррупционных преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.2

В частности Гибадулинова Л.Р., Бабаева Ю.Г. отмечают, что «коррупция и коррупционная преступность соотносятся между собой как целое и её часть».3

По мнению автора у явления коррупционной преступности отсутствует однообразное толкование и значение, так как данный термин понимается и используются в различных интерпретациях по разному. Таким образом одни под коррупционной преступностью понимает определённую категорию преступлений, которая по своей природе имеет отношение к получению и даче взяток, превышению и злоупотреблению служебными полномочиями, а другие под коррупционной преступностью понимает и представляет различные виды субъектов, совершающих преступные деяния. Равно как мудрость формируется из знаний, опыта и компетенций, библиотека из книжного и электронного фондов, а коррупционная преступность формируется как из количества преступлений, отнесённых к коррупционным, так и из неоднородного состава субъектов их совершающих. Таким образом можно сделать вывод, что коррупционная преступность также состоит из лиц, преступивших закон, посягнувших на общественный порядок методами и средствами, которые носят коррупционный оттенок.

Для более точного определения субъектов, которые могут быть участниками коррупционной преступности, следует обратиться к некоторым нормативно-правовым и судебным актам, анализ которых позволит выделить характерные особенности таких субъектов и произвести условную классификацию представителей коррупционной преступности.

Таким образом следует обратиться к Указаниям Генпрокуратуры России от 13.12.2016 №797 МВД России №2 «О введение в действие перечней статей Уголовного Кодекса РФ, используемых для формирования статистической отчетности»4 (далее по тексту - Указания), согласно которым лица совершающие преступления коррупционной направленности имеют следующие характерные признаки и условия:

-наличие у субъектов (к которым относятся должностные лица государственных, коммерческих, некоммерческих и иных организаций) управленческих полномочий;

-связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

-обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- совершение преступления только с прямым умыслом.

Обратившись к Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2013 №24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/npecTynHOCTb

3 Коррупционная преступность // Гибадулинова Л.Р., Бабаева Ю.Г. Успехи в химии и химической технологии // ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. М. том 28, №7 с.22-24

4 Указание Генпрокуратуры России от 13.12.2016 №797 МВД России №2 «О введение в действие перечней статей Уголовного Кодекса РФ, используемых для формирования статистической отчетности» // СПС КонсультантПлюс

коррупционных преступлениях"5 необходимо отметить, что при разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее - должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"6. Следует обратить внимание на то, что к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в статьях 290, 291 и 2911 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

Обратившись к Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2009 №19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" необходимо отметить правила установления того, является ли субъект преступлений - должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Так, следует согласиться с мнением Магомадова Н.С., который отмечал, что характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета: 1) лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций, незаконно получивших преимущества по государственной должности, государственной или муниципальной службе, службе в коммерческих или иных организациях вопреки интересам публичной службы; 2) лиц,

5 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2013 №24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" // СПС КонсультантПлюс

6 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о

превышении должностных полномочий" // СПС КонсультантПлюс

предоставивших такие преимущества последним. Иначе говоря, первые — это взяточники, вторые — взяткодатели. Критерием для подобной дифференциации служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса.7

Проводя анализ вышеуказанных признаков и условий, следует сделать вывод, что субъектами коррупционной преступности являются:

должностные лица государственных, муниципальных, коммерческих и иных организаций, наделённые управленческими (организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями);

специальные субъекты, как лица исполняющие функции представителя власти, наделённые в том числе распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а равно лица имеющие право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

иностранные должностные лица (в том числе представители публичных международных организаций);

граждане, иностранные лица (в том числе должностные лица), должностные лица, специальные субъекты как участники преступления о даче взятки, посредничества во взяточничестве.

Вместе с тем, рассматривая вопрос о коррупционной преступности невозможно ограничится теоретическим осмыслением проблематики исследуемых вопросов, в связи с чем с целью получения актуальных эмпирических данных, автором было проведено исследование, проведённое в форме экспертного опроса (анкетирования) должностных лиц государственных, коммерческих организаций по вопросам: -основных детерминантов коррупции; -отношения населения к коррупционным проявлениям;

-уровню общественного доверия населения к вопросам противодействия коррупции.

Экспертный опрос проводился в период с ноября по декабрь 2018 года, в качестве экспертов были привлечены должностные лица государственных, муниципальных и коммерческих организаций различных форм собственности г.Нальчик, Кабардино-Балкарской Республики.

В исследовании приняли участие 35 экспертов, в возрасте от 27 до 60 лет, из них 89% мужского пола. Большая часть экспертов имеет высшее образование 94%, 6% опрошенных имеет среднее специальное образование. Среди лиц, участвующих в анкетировании 88% непосредственно сталкивались с коррупционными ситуациями.

Результаты ответов на вопрос об основных детерминантах коррупционной преступности показали, что самой распространённой причиной коррупции является круговая порука чиновников (42% случаев), 28% опрошенных полагают, что детерминанты коррупции кроются в низком уровне заработной платы должностных лиц.

Больше половины анкетируемых (52% случаев) уверены, что уровень коррупции за последние 5 лет повысился, при этом 71% участников опроса показали, что коррупции не подвержена только безработная ка-

7 Магомедов Н. С. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 565567

тегория граждан. На вопрос о самых распространенных сферах общественных отношений, респонденты ответили, что наиболее коррумпированной сферой является топливно-энергетический комплекс (в 42% случаев), 35% опрошенных полагают, что коррупцией подвержены всех сферы общественных отношений.

По вопросам касающимся исследования состояния общественного доверия и политике противодействия коррупции, подавляющее число респондентов (в 71% случаев) отметили, что за помощью в обеспечении прав и защите законных интересов обратились бы в правоохранительные органы.

Таким образом, результаты проведенного экспертного опроса конкретизируют проблемы коррупции и могут служить основной для анализа проблем её преодоления.

Проведённое исследование в рамках данной научной работы, позволяет сделать вывод о необходимости проведения работы на законодательном и правоприменительных уровнях по следующим направлениям:

Вовлечения граждан в процессы увеличения правовой грамотности населения, посредством организации и проведения конференций, семинаров, круглых столов и диспутов по вопросам противодействия коррупции и выработке активной гражданской позиции у широкой категории общественности;

Усиления контроля над деятельностью должностных лиц государственных и муниципальных организаций в рамках гражданского контроля со стороны общественных организаций;

Целесообразности пересмотра и приведения к актуальным показателям уровня заработной платы отдельных категорий должностных лиц государственных органов;

Необходимости усиления государственного и общественного контроля над организациями в сфере топливно-энергетического комплекса;

Совершенствования нормативно-правовой базы антикоррупционной политики государства.

Приведённый перечень мероприятий по укреплению политики противодействия коррупционным проявлениям не может являться исчерпывающим и ограничиваться только лишь приведёнными мероприятиями. Престиж государства в мероприятиях по борьбе с коррупционной преступностью, напрямую зависит от степени общественного доверия граждан, который основан на прозрачной работе аппарата чиновников, различных уровней во имя народа и его светлого будущего.

Список литературы:

1. https://ru.w¡kt¡onary.org/w¡k¡/Двypyшничecтвo

2. https://ru.wTkTpedTa.0rg/wTkT/npecTynH0cTb

3. Коррупционная преступность // Гибадулинова Л.Р., Бабаева Ю.Г. Успехи в химии и химической технологии

// ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. М. том 28, №7 с.22-24

4. Указание Генпрокуратуры России от 13.12.2016 №797 МВД России №2 «О введение в действие перечней статей Уголовного Кодекса РФ, используемых для формирования статистической отчетности» // СПС Ко н сул ьта нтПл юс

5. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2013 №24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" // СПС КонсультантПлюс

6. Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // СПС КонсультантПлюс

7. Магомадов Н.С. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности // Молодой ученый. — 2015.№7.С.565-567.

Рецензия

На научную статью, подготовленную преподавателем кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, старшего лейтенанта полиции Бондарь А.Г. по теме: «Коррупционная преступность: общая характеристика и основные детерминанты».

В представленной на рецензирование статье автор исследует вопросы, посвященные общей характеристике и основным детерминантам коррупционной преступности.

В статье отмечается, что наиболее эффективное противодействие этому социально-опасному явлению достигается в ходе комплексного понимания проблематики коррупционных проявлений.

Совершенно справедливо рассматриваются не только социальные, но и экономические предпосылки возникновения коррупции.

В рецензируемой статье автором рассматривает проблемные особенности действующего законодательства в области противодействия коррупции.

В ходе исследования проведено эмпирическое исследование в форме экспертного опроса, в ходе которого проведён анализ, сделаны актуальные выводы и рекомендации по совершенствованию работы в сфере противодействия коррупции и основных её детерминантам.

Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент:

Заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО «КБГУ им.Х.М. Бербекова», кандидат юридических наук P.M. Жиров

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 75,82%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.