Научная статья на тему 'Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой'

Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1197
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОРРЕЛЯТ КОГНИТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ / АГРЕГАТИВНЫЙ МОДУЛЬ ПРОФИЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ С КРЕАТИВНОЙ ДОМИНАНТОЙ / ЛОКАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / ЭКСПЕРТИЗА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА / НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАНАЛ СВЯЗИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА / COGNITIVE TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT / CREATIVE APPROACH / CORRELATE OF COGNITIVE TECHNOLOGY / AGGREGATIVE MODULE OF PROFILE-QUALIFICATION TRAINING WITH CREATIVE DOMINANT / EXAMINATION OF CREATIVE PROJECT / SCIENTIFIC-INFORMATION CHANNEL OF RELATIONSHIP / CREATIVE DOMINANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна, Фазылзянова Гузалия Ильгизовна, Балалов Виталий Викторович, Татенашвили Ната Осикоевна

Авторы предлагают внедрить формуляр коррелятов иерархического соподчинения между когнитивными блоками развивающих заданий и креативным подходом к разработке проектного предложения. Введение новых понятий в терминологический оборот научно-образовательной структуры с творческой доминантой формирует вектор развивающих методик когнитивной образовательной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна, Фазылзянова Гузалия Ильгизовна, Балалов Виталий Викторович, Татенашвили Ната Осикоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATES OF COGNITIVE TECHNOLOGY IN SCIENCE-EDUCATION STRUCTURE WITH CREATIVE DOMINANT

The authors suggest implementation of the form of hierarchical correlates of subordination between the cognitive blocks of development-oriented tasks and creative approach to the design of the project proposal. Introduction of new concepts in the terminology of science and education structure with creative dominant forms the vector of the development-oriented methods of cognitive educational technology.

Текст научной работы на тему «Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой»

сх Ф

о

Ф о

С.К. Ткалич, Г.И. Фазылзянова, В.В. Балалов, Н.О. Татенашвили

Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой

Авторы предлагают внедрить формуляр коррелятов иерархического соподчинения между когнитивными блоками развивающих заданий и креативным подходом к разработке проектного предложения. Введение новых понятий в терминологический оборот научно-образовательной структуры с творческой доминантой формирует вектор развивающих методик когнитивной образовательной технологии.

Ключевые слова: когнитивная технология развития, креативный подход, коррелят когнитивной технологии, агрегативный модуль профильно-квалификационной подготовки с креативной доминантой, локальный профильно-терминологический словарь, экспертиза творческого проекта, научно-информационный канал связи, творческая доминанта.

Креативный вектор обучения, как долгожданный ветер перемен, к затронул все ключевые и вспомогательные параметры профессионально- | о квалификационной подготовки студентов-дизайнеров. В потоке | § многообразия творческих экспериментов даже аксиоматичная с ЕЕ незыблемость фундаментальных основ временами теряет устойчивый контур.

Когнитивный подход помогает реализовать в учебном процессе навык оперирования объемами разнородной информации декларативного и процедурного характера, сосредоточенной в базах данных (электронных ресурсах), необходимых для «настройки» учебно-познавательного процесса на индивидуальный когнитивный профиль учащегося, его актуальные и перспективные академические достижения [1-3]. В работе С.Н. Дегтярёва читаем: «В качестве нового элемента технологии описывается применение тест-карт на этапе входного контроля знаний и их возможности в формировании индивидуальной познавательной траектории ученика» [3]. Автор поддерживает вариант частичного замещения обучающей деятельности учителя компьютерной программой, которая в качестве интеллектуальной системы обеспечивает управление учебно-познавательной деятельностью учащегося с использованием информационных баз данных (электронных ресурсов).

Оценивая современную ситуацию скоростной динамики и прогнозируя возможные зоны риска в образовательном процессе творческой кафедры, мы обращаемся к понятию «коррелят когнитивной технологии». Введение данной дефиниции в профессионально-научную лексику выпускающей кафедры помогает сосредоточить внимание профессорско-преподавательского состава на формирующих аспектах личности в программах модульного обучения [4].

Студент-выпускник должен продемонстрировать степень освоения навыков, демонстрирующих его компетентность: владение декларативными знаниями, процедурными знаниями на уровне воспроизведения и на уровне применения (операции, действия, методы). Вербальный показатель подготовленности выпускника должен быть насыщен специальными терминами. Отсутствие таковых или критически малый их набор делает устное выступление примитивным и не убеждает ни в новизне, ни в оригинальности проектного предложения на публичной защите.

Сегодня востребован новый русскоязычный научный контент, укрепляющий вербальные и визуальные маркеры профильно-квалификационной подготовки. Адаптация понятия агрегация к обучающим модульным методикам творческой кафедры позволяет

0 к сформировать более сложный конструкт: агрегативный модуль профильно-квалификационной подготовки с креативной доминантой (авторский |§§ термин). В нашей интерпретации агрегативный модуль - это комплекс

X О о.

к 5о специализированного научного контента для дизайнеров-графиков в виде концепций, определений, терминов, совокупно формирующих матрицу с образовательной стратегии творческой кафедры Института искусств и креативных технологий. Многие студенты-бакалавры (будущие педагоги) пробуют свои силы в разработке авторских методик и даже электронных пособий. Дизайнеры-графики создают серии социального плаката, авторский стиль иллюстративного оформления детской книги, знаковую символику для модернизации визуальной импрессии бренда. Каждый проект при условии грамотно сформулированной авторской новизны и оригинальности является, по сути, методической капсулой накопительного фонда профильно-квалификационного агрегативного модуля.

Следующим коррелятом когнитивной технологии мы выдвигаем локальный профильно-терминологический словарь, помогающий студентам сформулировать новизну в границах конкретной научной школы, концепции педагога-экспериментатора, научной стратегии творческой кафедры.

Если представить результат исследовательских достижений в дипломных проектах выпускников в виде схемы-инфографики, то мы должны увидеть полиморфную структуру результатов, представленных в научном инструментарии выпускных квалификационных работ. Инфографика как карта научно-исследовательской результативности зафиксирует мониторинг, отражающий ежегодную экспертизу дипломных проектов. Можно прогнозировать наращивание научного и образовательного контента с помощью локальных агрегативных модулей.

Следующий коррелят когнитивной технологии с креативной доминантой в структуре Института искусств и креативных технологий -это локальная информационная библиотека (модератор «Школа научного дизайна»). Навигация будет включать: опубликованные научные статьи профессорско-преподавательского состава, опубликованные научные статьи студентов и магистрантов, ежегодный блок «научный инструментарий выпускной квалификационной работы», словарь терминов (локальный профильно-терминологический словарь).

Таким образом, мы предлагаем использовать формуляр коррелятов когнитивной технологии на творческой кафедре с креативной доминантой:

1) агрегативный модуль профильно-квалификационной подготовки (АМПКП) с креативной доминантой;

2) локальный профильно-терминологический словарь (ЛПТС); к

3) мониторинг «Карта научно-исследовательской результативности» | о (карта НИР) в виде схемной инфографики; | §

4) локальная информационная библиотека для доступа студентов и с ЕЕ магистрантов.

Учитывая модернизацию образовательной структуры творческой кафедры в целом, усложнение требований к результативности показателей выпускной квалификационной работы, мы полагаем, что в практику повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на творческой кафедре целесообразно ввести формуляр коррелятов как тренинг иерархического соподчинения между когнитивными блоками развивающих заданий и креативным подходом к разработке проектного предложения.

Актуально проводить консультации с научными руководителями выпускных квалификационных работ. Проверка работ в качестве рецензента позволяет сделать вывод, что в определенной степени в научном инструментарии отражается результат самостоятельного поиска информации в словарях и справочной литературе, в Интернете (Википедия). Однако навык трансформировать информацию в тезисы для цитирования в параграфах выпускной квалификационной работы, показывать схему логической взаимосвязи общетеоретических, эмпирических и специальных методов, важных для обоснования новизны исследовательского маршрута, необходимо формировать с первого курса.

Традиционный словарный запас научного инструментария, употребляемый студентами для обоснования новизны и оригинальности дипломного проектного предложения на публичной защите, требует дополнительных смысловых и понятийных формулировок. Мониторинг (кафедра дизайна, 2013-2015 гг.) показывает, что многие студенты пытаются обосновать авторский подход, оперируя традиционным базисным дизайнерским методом комбинаторики. Несомненной является его важность для понимания специфики деятельности профессионала-дизайнера. Однако динамика усложнения современных продуктов графического дизайна является отражением интеграции гуманитарного знания, проектно-экологической культуры дизайна и информационных технологий. Например, компьютерное моделирование трехмерной символики требует знания терминов, помогающих вербально обосновать новизну и оригинальность проектного предложения, синтезирующего освоенные гуманитарные, специальные знания и приемы трехмерного моделирования в генеративном дизайне.

0 к Активизация поисков сбалансированного подхода к социально-экономической и научной значимости творческих проектов бакалавров и |§§ магистров гуманитарно-художественного вуза имеет свои преимущества и к 5о негативные моменты [5]. Преимущество в том, что атмосфера творческой кафедры активна. Парадоксально, но данное преимущество творческой с атмосферы порождает противоречивые тенденции. Иногда наблюдается «ситуация недопонимания» между студентом и аттестационной комиссией при оценке выпускной квалификационной работы. Мнение и позиция педагогов, имеющих профессиональную подготовку гуманитарного, художественного или технического вузов, в период защиты курсовых и дипломных проектов могут не совпадать. Поиск компромисса - это достаточно сложный период публичных защит проектных предложений выпускников творческой кафедры.

Студенты кафедры дизайна знают, что кроме инструментально-творческого показателя, необходимо позиционировать и освоенный минимум научной подготовленности. Внедрение научного показателя относится к новейшей практике обучения компетентного дизайнера. Поэтому возникают ситуации, когда «обтекаемость», расплывчатость формулировок научного инструментария и отсутствие конкретности может повлиять на оценку проекта.

Формирование мотивации к самостоятельному исследованию и реализации его результатов в проектном предложении предполагает информационно-художественную открытость. Несомненной поддержкой являются консультации, научно-информационный канал связи, которые по сегодняшним нормативам смешанного обучения проводятся в формате РТБ и дистанционного общения (ДОТ). Многие студенты стремятся к самовыражению (индивидуальной персонификации). Сомнения творческой личности подчас представлены многократными вопросами. И это требует оперативной реакции в виде развернутой консультации или индивидуальной рекомендации по теме проекта.

Интеграция когнитивных и креативных обучающих модулей в условиях творческой кафедры ставит новые задачи. Важно разработать коррелирующий механизм (формуляр коррелятов), нацеленный на повышение рейтинга выпускающей кафедры и создание условий для индивидуального развития творческой личности. Введение новых понятий в терминологический оборот научно-образовательной структуры с творческой доминантой формирует вектор развивающих методик когнитивной образовательной технологии.

Библиографический список

1. Бершадский М.Е. Когнитивная образовательная технология // Когнитивные образовательные технологии XXI века. Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского. URL: http://bershadskiy.ru/index/kognitivnaja_obrazovatelnaja_ tekhnologija/0-27 (дата обращения: 12.01.2015).

2. Гераськина И.Ю., Гераськин А.С. Когнитивная педагогическая технология: основные понятия и структура // Порталус. Всероссийская база полнотекстовых научных публикаций. URL: http://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme. php?archive=&id=1293278219&start_from=&subaction=showfull&ucat=1 (дата обращения: 12.01.2015).

3. Дегтярёв С.Н. Онтологический подход к развитию креативности как основа когнитивной образовательной технологии // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 9. С. 114-117.

4. Когнитивный вызов и информационные технологии / Малинецкий Г.Г. и др. // Вестник РАН. 2011. Т. 81. № 8. С. 707-716.

5. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Файзрахманова Г.К. Социально-культурная деятельность и когнитивная психология: точки пересечения и взаимодействия // Новое слово в науке: перспективы развития. Материалы 2-й международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2014. С. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.