Научная статья на тему 'Корреляты академической успеваемости старших подростков: пилотажное исследование'

Корреляты академической успеваемости старших подростков: пилотажное исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшие подростки / академическая успеваемость / самоэффективность / отношение родителей / тест фрустрационных реакций Розенцвейга / older adolescents / academic performance / self-efficacy / parental attitudes / Rosenzweig's frustration reaction test

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малахова Варвара Романовна, Башкин Василий Васильевич

Статья посвящена изучению факторов академической успеваемости школьников – старших подростков. В пилотажном исследовании выявлены и описаны связи академической успеваемости со стилями отношений родителей, самоэффективностью и реакциями на ситуации фрустрации. В исследовании участвовали старшие подростки 15–17 лет в количестве 28 человек. Показаны отрицательные связи академической успеваемости с враждебностью и непоследовательностью родителей. Не обнаружена взаимосвязь академической успеваемости с самоэффективностью. Приводятся различия влияния позитивного интереса и автономности родительского отношения на подростков в разные периоды их жизни. Позитивное внимание и автономность родителей не оказывают непосредственное влияние на академическую успеваемость старших подростков, однако сохраняется эффект зафиксированного опыта, связанного с этими стилями отношения родителя. Показаны значимые различия враждебного и непоследовательного отношения родителей в группах подростков с разными показателями успеваемости. Старшие подростки с более высокой академической успеваемостью ощущают позитивный интерес и автономность со стороны родителей и более низкую враждебность. Авторами показано, что негативное воздействие враждебности на академическую успеваемость сохраняется в разные периоды подросткового возраста (14– 15 лет и 15–17 лет). Уступчивость и конформность поведения старших подростков (N = 16) способствуют достижению академических результатов в школьном обучении. Данное пилотажное исследование открывает перспективы и целесообразность дальнейшего изучения взаимосвязей академической успеваемости с родительским отношением и реакциями на ситуации фрустрации у подростков 15–17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малахова Варвара Романовна, Башкин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlates of academic performance in older adolescents: a pilot study

The article focuses on studying the factors of older adolescents academic performance in schooling. The pilot study identified and described connections between academic performance and parental relationship styles, self-efficacy, and reactions to situations of frustration. The study involved 28 older adolescents aged 15–17 years. Academic achievement has been shown to be negatively associated with parental hostility and inconsistency. No relationship was found between academic performance and self-efficacy. There have been presented the differences of the influence of positive interest and autonomy of parental attitudes on adolescents in different periods. Positive attention and parental autonomy do not have a direct impact on the academic performance of older adolescents, however, the effect of recorded experiences associated with these styles of parenting remains. Significant differences in the hostile and inconsistent attitude of parents in groups of adolescents with different academic performance indicators are shown. Older adolescents with higher academic achievement experience positive interest and autonomy from parents as well as lower hostility. The authors show that the negative impact of hostility on academic performance persists at different periods of adolescence (14–15 years and 15–17 years). The compliant and conforming behaviour of older adolescents (N = 16) contributes to academic achievement in schooling. The pilot study given presents the broad perspectives and determines feasibility of further research of the relationship between academic performance and parental attitudes as well as adolescents (aged 15–17 years) reactions to situations of frustration.

Текст научной работы на тему «Корреляты академической успеваемости старших подростков: пилотажное исследование»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 85-92 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 3. Р. 85-92

Научная статья УДК 37.06

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/085-092

Корреляты академической успеваемости старших подростков: пилотажное исследование

Малахова Варвара Романовна

Башкин Василий Васильевич

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. Статья посвящена изучению факторов академической успеваемости школьников - старших подростков. В пилотажном исследовании выявлены и описаны связи академической успеваемости со стилями отношений родителей, самоэффективностью и реакциями на ситуации фрустрации. В исследовании участвовали старшие подростки 15-17 лет в количестве 28 человек. Показаны отрицательные связи академической успеваемости с враждебностью и непоследовательностью родителей. Не обнаружена взаимосвязь академической успеваемости с самоэффективностью. Приводятся различия влияния позитивного интереса и автономности родительского отношения на подростков в разные периоды их жизни. Позитивное внимание и автономность родителей не оказывают непосредственное влияние на академическую успеваемость старших подростков, однако сохраняется эффект зафиксированного опыта, связанного с этими стилями отношения родителя. Показаны значимые различия враждебного и непоследовательного отношения родителей в группах подростков с разными показателями успеваемости. Старшие подростки с более высокой академической успеваемостью ощущают позитивный интерес и автономность со стороны родителей и более низкую враждебность. Авторами показано, что негативное воздействие враждебности на академическую успеваемость сохраняется в разные периоды подросткового возраста (1415 лет и 15-17 лет). Уступчивость и конформность поведения старших подростков (N = 16) способствуют достижению академических результатов в школьном обучении. Данное пилотажное исследование открывает перспективы и целесообразность дальнейшего изучения взаимосвязей академической успеваемости с родительским отношением и реакциями на ситуации фрустрации у подростков 15-17 лет.

Ключевые слова: старшие подростки, академическая успеваемость, самоэффективность, отношение родителей, тест фрустрационных реакций Розенцвейга.

Для цитирования: Малахова В.Р., Башкин В.В. Корреляты академической успеваемости старших подростков: пилотажное исследование // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 85-92. DOI: https://doi.org/10.24866/-VVSU/2949-1258/2023-3/085-092.

Original article

Correlates of academic performance in older adolescents: a pilot study

Varvara R. Malakhova Vasily V. Bashkin

Vladivostok State University Vladivostok. Russia

© Малахова В.Р., 2023 © Башкин В.В., 2023

85

Abstract. The article focuses on studying the factors of older adolescents academic performance in schooling. The pilot study identified and described connections between academic performance and parental relationship styles, self-efficacy, and reactions to situations of frustration. The study involved 28 older adolescents aged 15-17 years. Academic achievement has been shown to be negatively associated with parental hostility and inconsistency. No relationship was found between academic performance and self-efficacy. There have been presented the differences of the influence of positive interest and autonomy of parental attitudes on adolescents in different periods. Positive attention and parental autonomy do not have a direct impact on the academic performance of older adolescents, however, the effect of recorded experiences associated with these styles of parenting remains. Significant differences in the hostile and inconsistent attitude of parents in groups of adolescents with different academic performance indicators are shown. Older adolescents with higher academic achievement experience positive interest and autonomy from parents as well as lower hostility. The authors show that the negative impact of hostility on academic performance persists at different periods of adolescence (14-15 years and 15-17 years). The compliant and conforming behaviour of older adolescents (N = 16) contributes to academic achievement in schooling. The pilot study given presents the broad perspectives and determines feasibility of further research of the relationship between academic performance and parental attitudes as well as adolescents (aged 15-17 years) reactions to situations of frustration.

Keywords: older adolescents, academic performance, self-efficacy, parental attitudes, Rosenzweig's frustration reaction test.

For citation: Malakhova V.R., Bashkin V.V. Correlates of academic performance in older adolescents: a pilot study // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 3. P. 85-92. DOI: https://doi.org/-10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/085-092.

Введение

Прогнозирование и повышение уровня академической успеваемости остаются значимыми темами исследований в образовании. Условия достижения академической успеваемости в разные периоды взросления школьника имеют свои особенности. У старших подростков растет интерес к межличностному общению и социально-полезной деятельности. Тем самым процесс обучения становится полем для развития качеств, которые реализуются в будущей жизни и профессии.

Основная часть

В.И. Моросанова и соавторы выявили связь академической успеваемости с осознанной саморегуляцией и интеллектом у детей 14-16 лет. Высокая саморегуляция и развитый интеллект обусловливают высокую успеваемость по ряду предметов [1].

Обобщая результаты обзора исследований, авторы указывают, что установлены связи академической успеваемости с жизненным благополучием, здоровьем, уровнем дохода, наследственностью, а также социальной средой, включающей академически успевающих друзей, помощников, которые создают среду для обмена навыками и знаниями [2].

В проведенном нами исследовании было показано, что у подростков 1314 лет академическая успеваемость связана с метакогнитивными качествами, а фактором академической успешности выступило самораскрытие способностей [3]. В.С. Чернявская самораскрытие способностей определяет как осознание собственных способностей и включение их в я-концепцию [4]. Связь академической успеваемости различалась в двух группах подростков с разными видами

86

самораскрытия способностей. В группе с диагностированным самораскрытием способностей академическая успеваемость взаимосвязана с экзистенциальной исполненностью, а в группе с невыявленным самораскрытием способностей обнаружена связь с директивностью обоих родителей [5]. Данное исследование показывает существенный вклад внутренних психических феноменов, качеств личности в результативность образования, помимо интеллектуальных качеств личности школьника.

Начиная с конца прошлого столетия ученые стали сдвигать фокус внимания с предикторов академической успеваемости интеллектуального характера к самооценочным и субъективным [6].

Ряд исследователей указывают на влияние субъективных оценок на результат деятельности [6-8]. Л.В. Бороздина отмечает, что «круг личностных факторов результативности учения заметно шире» [9, с. 31]. Академическая успеваемость является количественным показателем результативности образования.

В исследовании приняли участие старшие подростки 15-17 лет - 28 учащихся лыжной спортивной школы. Использованный в исследовании показатель академической успеваемости соответствует среднему баллу за четверть по всем предметам.

Используемые психодиагностические методики:

- шкала самоэффективности (Р. Шварцер и М. Ерусалем);

- опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР, Е. Шафер);

- тест фрустрационных реакций Розенцвейга.

Сбор данных осуществлялся дистанционно с помощью платформы test pad online.

Для анализа взаимосвязей между шкалами был использован корреляционный анализ по критерию Спирмена. Анализ различий между группами осуществлялся с помощью критерия Манна - Уитни.

Произведем анализ корреляционных связей в группе старших подростков 1517 лет, N = 28, по следующим шкалам: стили родительского отношения, самоэффективность и академическая успеваемость. Результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Эмпирические значения корреляционного анализа

Шкала Корреляционные связи

АУ СЭФ ПИМ ДМ ВМ АМ НМ ПИО ДО ВО АО НО

Возраст 0,194 -0,394 -0529* 0,055 0,201 -0374 0,167 -0,084 -0,245 -0,025 0,061 -0,09

АУ -0,01 -0,172 0,073 0,074 -0,293 -0,054 -0,02 -0304 -0,382* -0,023 -0,361

СЭФ 0,35 -023 -0385* 0,246 -0,477* 0,007 0,121 -0,051 0,13 0,009

Примечания: * - р < 0,05.

АУ - академическая успеваемость; СЭФ - самоэффективность; ПИМ / ПИО - позитивный интерес матери / отца; ДМ / ДО - директивность матери / отца; ВМ / ВО - враж-

87

дебность матери / отца; АМ / АО - автономность матери / отца; НМ / НО - непоследовательность матери / отца.

Обнаружены значимые отрицательные связи враждебности отца с академической успеваемостью (-0,382 при р < 0,05); самоэффективности с враждебностью матери (-0,385 при р < 0,05) и непоследовательностью матери (-0,477 при р < 0,05). В наших исследованиях подростков 14-15 лет мы описали два вида связей академической успеваемости: в группе с самораскрытием способностей с позитивным интересом матери (0,32 при р < 0,01) и враждебностью матери (-0,24 при р < 0,05), в противоположной группе с автономностью матери (-0,198 при р < 0,05) и директивностью матери (0,24) [5]. В исследуемой выборке мы не наблюдаем связи академической успеваемости с позитивным интересом матери. Отсутствие такой связи может быть связано с возрастными характеристиками выборки и особенностями спортивной деятельности подростков. Усиливающаяся сепарация и автономность старших подростков снижают влияние позитивного и понимающего отношения матери на них.

Выборка учащихся была ранжирована по показателю «академическая успеваемость». Выборка была поделена на две части: группа с высокой успеваемостью -средний показатель выше 4 баллов и группа с низкой успеваемостью - средний показатель ниже 3,9 балла. Группа 1 составила 12 человек, группа 2 - 16 человек.

Сумма стилей отношений обоих родителей показывает общий фон парен-тального отношения к ребенку. На данном этапе исследования было осуществлено суммирование и вычисление среднего значения по каждому стилю отношения двух родителей.

Для сравнения группы 2 и группы 1 между собой был использован критерий и Манна - Уитни. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Эмпирические значения критерия и Манна - Уитни

Шкала Среднее значение в группе 1 Среднее значение в группе 2 Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Возраст 16,100 13,667 68,5 0,54

АУ 4,425 3,970 120,0 0***

СЭФ 30,900 29,250 71,5 0,447

ПИср 10,000 10,292 56,5 0,817

Дср 7,200 7,333 60,5 0,974

Вср 3,650 4,583 50,0 0,506

Аср 7,450 8,667 52,5 0,62

Нср 5,300 7,750 30,0 0,046*

Примечания: * - р < 0,05; *** - р < 0,001.

АУ - академическая успеваемость; СЭФ - самоэффективность; ПИср - среднее значение по шкалам «позитивный интерес матери и отца»; Дср - среднее значение по шкалам «директивность матери и отца»; Вср - среднее значение по шкалам «враждебность

88

матери и отца»; Аср - среднее значение по шкалам «автономность матери и отца»; Нср -среднее значение по шкалам «непоследовательность матери и отца».

Выявлено значимое различие по шкале «непоследовательность родителей» между группами подростков с различной успеваемостью. Непоследовательность родителей в группе подростков со средним показателем успеваемости выше 4 значимо ниже, чем в группе с более низкой успеваемостью. Несдержанные родителями обещания и договоренности могут дестабилизировать учебную деятельность учащихся.

Для сравнения группы 1 и 2 между собой был использован критерий и Манна - Уитни. Данные представлены в табл. 3.

Таблица 3

Эмпирические значения критерия и Манна - Уитни

Шкала Среднее значение в группе 1 Среднее значение в группе 2 Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Возраст 16,100 13,667 68,5 0,54

АУ 4,425 3,970 120,0 0***

СЭФ 30,900 29,250 71,5 0,447

ПИсумм 26,600 14,083 109,0 0,001***

Дсумм 13,100 14,833 49,5 0,488

Всумм 4,700 11,333 27,0 0,028*

Асумм 20,600 12,583 92,5 0,032*

Нсумм 13,500 13,083 63,5 0,816

Примечание: * - р < 0,05; *** - р < 0,001.

При сравнении суммированных показателей стилей отношения родителей выявлены значимые различия в позитивном интересе, враждебности, автономности родителей. Группа более академически успевающих школьников-подростков ощущает больше позитивного отношения родителей, меньше враждебности и более выраженную автономию со стороны матери и отца. В данный период жизни старших подростков позитивный интерес родителей и автономность не оказывают воздействия на их успеваемость, однако эти стили, по нашим ранним исследованиям, оказывают воздействие в более раннем периоде (14-15 лет) [5]. Мы приходим к выводу о некотором ретровлиянии данных стилей, которые уходят с первого плана в восприятии подростка 15-17 лет, но уже легли в основу результативности учения. Однако враждебность, даже менее выраженная, остается фактором снижения успеваемости.

Выборка учащихся 15-17 лет с высокой успеваемостью, где средний балл выше 4, составила 10 человек. Для анализа взаимосвязи между суммами шкал стилей отношений родителей был использован корреляционный анализ. Использовался коэффициент корреляции Спирмена. Данные представлены в табл. 4.

89

Таблица 4

Эмпирические значения корреляционного анализа

Шкала АУ СЭФ ПИсумм Дсумм Всумм Асумм Нсумм

Возраст -0,364 -0,433 0,512 0,149 0,159 0,447 0,631

АУ 0,129 0,031 -0,024 -0,644* -0,055 -0,594

Примечание: * - p < 0,05.

Корреляционный анализ подтверждает отрицательную связь академической успеваемости с враждебностью родителей. Построим график зависимости академической успеваемости и враждебности родителей (рис. 1).

График зависимости академической успеваемости и враждебного стиля воспитания родителей

30

т (п » Я ч -г П 2 П ч -г « « "1 « Т ч-- « ч--

гг

Рис. 1. График зависимости академической успеваемости и враждебного отношения

родителей

На графике показано, что враждебность оказывает хаотичное влияние на академическую успеваемость до достижения среднего значения 4,16; в четырех случаях враждебность связана с полученным академическим результатом. Начиная с показателя успеваемости, равного 4,2 и выше, уровень воспринимаемого враждебного отношения снижается и достигает показателя 0.

Рассмотрим связь академической успеваемости с реакциями на ситуации фрустрации на примере выборки подростков 15-17 лет, N =16. Данные представлены в табл. 5.

Таблица 5

Эмпирические значения корреляционного анализа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала E' E e I' I i M' M m

АУ 0,124 0,661 0,373 -0,274 -0,361 -0,073 -0,127 -0,026 0,712*

Примечание: * - p < 0,05.

90

Выявлена связь академической успеваемости с количественным выражением достаточно редкой реакцией на фрустрирующую ситуацию, которая характеризуется как надежда на благополучное разрешение проблемы со временем, уступчивость и конформность. Это означает, что высокая успеваемость подростка соотносится с частотой фиксации наиболее спокойной реакции на фрустрацию. Вероятно, такая реакция может объясняться сходной моделью родительского поведения.

Зафиксированы различия возможного влияния родительского отношения на успеваемость подростков 14-15 лет и 15-17 лет, когда детско-родительские связи ослабевают в результате сепарации. В результате пилотажного исследования выявлены связи академической успеваемости с враждебностью, непоследовательностью родителей, уступчивостью и конформностью в поведении в отношении учебной деятельности у старших подростков 15-17 лет. Представляются интересными результаты в сравнении с более младшей выборкой подростков (14-15 лет), у которых позитивный интерес и автономность родителей оказывают непосредственное влияние на академическую успеваемость. Те же стили отношения родителей в восприятии старших подростков перестают быть ведущими факторами успеваемости, однако сохраняется их ретроспективное влияние. Проведенное пилотажное исследование открывает перспективы изучения данных факторов академической успеваемости на более многочисленной выборке.

Список источников

1. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков / В.И. Моросанова, Е.И. Щебланова, И.Н. Бондаренко, В. А. Сидиков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-psihometricheskogo-intellekta-osoznannoy-samoregulyatsii-uchebnoy-deyatelnosti-i-akademicheskoy-uspevaemosti-odarennyh (дата обращения: 06.08.2023).

2. Докука С.В. Социальное окружение и академическая успеваемость: обзор исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 3. С. 175-191. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.8429

3. Аминов Н.А., Малахова В.Р., Чернявская В.С. Механизм самораскрытия способностей у подростков как фактор академической успешности // Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 96-119. DOI 10.17223/17267080/82/6. EDN ZNXSDK.

4. Чернявская В.С. Онтологическая модель предметной области самораскрытия способностей личности // Психология способностей: от самораскрытия к профессиональной реализации: материалы Всероссийской научной конференции, Владивосток, 1112 апреля 2018 года. Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2018. С. 116-126. EDN ZMTJBO.

5. Малахова В.Р. Самораскрытие способностей подростка как фактор академической успешности: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: дис. ... канд. пси-хол. наук / Малахова В.Р. Ярославль, 2022. 228 с. EDN BWFPXI.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва, 1986.

7. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностр. психология. 1996. № 7. С. 24-40.

8. Bandura A. Self-efficacy: Toward an unifying theory of behavioral change // Psychol. Rev. 1977. № 2. P. 191-215.

91

9. Бороздина Л. В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 3. С. 30-38.

References

1. The relationship of psychometric intelligence, conscious self-regulation of educational activities and academic performance of gifted adolescents / V.I. Morosanova, E.I. Shchebla-nova, I.N. Bondarenko, V.A. Sidikov. Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology. 2013; (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-psihometricheskogo-intellekta-osoznannoy-samoregulyatsii-uchebnoy-deyatelnosti-i-akademicheskoy-uspevaemosti-odarennyh (date of access: 08/06/2023).

2. Dokuka S.V. Social environment and academic performance: a review of studies using stochastic actor-based modeling. Journal of Sociology. 2021; 27 (3): 175-191. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.8429

3. Aminov N.A., Malakhova V.R., Chernyavskaya V.S. The mechanism of self-disclosure of abilities in adolescents as a factor in academic success. Siberian Journal of Psychology. 2021; (82): 96-119. DOI 10.17223/17267080/82/6. EDN ZNXSDK.

4. Chernyavskaya V.S. Ontological model of the subject area of self-disclosure of personality abilities. Psychology of abilities: from self-disclosure to professional realization: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference, Vladivostok, April 11-12, 2018. Vladivostok: Vladivostok State University of Economics and Service; 2018. P. 116-126. EDN ZMTJBO.

5. Malakhova V.R. Self-disclosure of a teenager's abilities as a factor of academic success: specialty 19.00.07 "Pedagogical psychology": dis. ... cand. of psychol. sciences / Malakhova V.R. Yaroslavl; 2022. 228 p. EDN BWFPXI.

6. Burns R. Development of self-concept and education. Moscow; 1986.

7. Schwarzer R., Yerusalem M., Romek V. Russian version of the scale of general self-efficacy by R. Schwarzer and M. Yerusalem. Inostr. psychology. 1996; (7): 24-40.

8. Bandura A. Self-efficacy: Toward an unifying theory of behavioral change. Psychol. Rev. 1977; (2): 191-215.

9. Lidiya V. Borozdina Self-assessment and psychometric intelligence in predicting the effectiveness of educational activities. Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology. 2012; (3): 30-38.

Информация об авторах:

Малахова Варвара Романовна, канд. психол. наук, доцент кафедры философии и юридической психологии ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: vareffka@mail.ru. ORCID: http s://orcid/org/ 0000-0002-1663-6340

Башкин Василий Васильевич, магистрант ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: vasiliy.bashkin@pepsico.com. ORCID: https://orcid/org/ 0009-0000-2742-168Х

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/085-092

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

01.09.2023 18.09.2023 20.09.2023

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.