Научная статья на тему 'Корреляция рефлексии и межвременных переходов'

Корреляция рефлексии и межвременных переходов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАНТОВАЯ МАШИНА ВРЕМЕНИ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / МЕЖВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕХОДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гуц А.К.

Исследуются этические проблемы, связанные с работой квантовой машины времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корреляция рефлексии и межвременных переходов»

Математические структуры и моделирование 2018. №1(45). С. 37-42

УДК 530.12+524.8 DOI: 10.25513/2222-8772.2018.1.37-42

КОРРЕЛЯЦИЯ РЕФЛЕКСИИ И МЕЖВРЕМЕННЫХ

ПЕРЕХОДОВ

А.К. Гуц

д.ф.-м.н., профессор, зав. каф. кибернетики, e-mail: aguts@mail.ru Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия

Аннотация. Исследуются этические проблемы, связанные с работой квантовой машины времени.

Ключевые слова: квантовая машина времени, этические проблемы, межвременные переходы.

Введение

Как известно, серьёзный разговор о машине времени, переносящей людей из одной исторической эпохи в другую, из одного времени в другое, стал возможным благодаря открытию Гёделем замкнутых времениподобных кривых в общей теории относительности [1].

Проблемы, связанные с созданием машины времени, являются не только техническими, но и этическими. В статье мы покажем, что этические проблемы — это не только парадокс дедушки, но и те, что связаны с человеческой рефлексией1 как прошлых исторических эпох, так и будущих.

1. Межвременные переходы

между историческими эпохами

В рамках описания Реальности как пространства-времени М4 мы, в случае наличия глобального времени t, можем говорить о пространственных сечениях Mj3 пространства-времени, каждое из которых отвечает конкретному значению времени t = t. Каждое Mt3 — это то, что можно назвать исторической эпохой. У историков, правда, историческая эпоха — это непрерывное семейство {М33 : tn < t < tn+1}, в котором неизменными остаются общественные и производственные отношения. Но для нас будет сейчас достаточным метить историческую эпоху одним сечением Mt3.

Нас интересуют переходы между историческими эпохами, скажем, переход из Mt3o в Mt3. Такие переходы должны осуществляться с помощью специального технического устройства А, называемого машиной времени.

1Рефлексия в психологии — это обращение субъекта на самого себя, на своё сознание, на

продукты собственной активности или какое-либо переосмысление. Рефлексия в философии —

форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей

человеческой культуры и её основ.

Мы не будем обращаться к теории машины времени, основанной на классической физической теории, восходящей к общей теории относительности [1]. Воспользуемся теорией квантовой машины времени [2,3], основанной на квантовой геометродинамике Уилера-ДеВитта [4].

1.1. Квантовое описание пространства-времени

Пространство-время Реальности М4 в квантовой геометродинамике Уилера-ДеВитта появляется как интерференция когерентной квантовой суперпозиции, или волнового пакета:

где Фk[(3)ö] — частная волновая функция, являющаяся функционалом от 3-мерной римановой геометрии ^Q = (M3,haß) и удовлетворяющая функциональному уравнению Уилера-ДеВитта. Здесь М3 — это 3-многообразие, моделирующее реальное физическое пространство. На нём и рассматриваются всевозможные 3-геометрии .

Мы видим, что то, что считается Реальностью, существующей в форме четырёхмерного непрерывного континуума М4 и называемой пространством-временем, в действительности является квантовой сущностью, т. е. цепью интерференционных «горных пиков» по выражению Halbwelt [5] в суперпространстве Уилера. Вдоль этой цепи «горных пиков» вводится искусственно расстояние между ними, воспринимаемое людьми как физическое время t. Поэтому имеем семейство 3-геометрий (3)Q(t), или 3-метрик haß(x,t), удовлетворяющих уравнениям Эйнштейна [2,4].

Отметим, что наша историческая эпоха М.f = (M3,haß(x,t)) — это всего лишь «пик» c номером t в цепи интерференционных «горных пиков».

Как правило, не обсуждается смысл квантовой системы П, описываемой посредством волнового пакета (1), и её состояний Пк, k Е К, для которых находятся соответствуюшие волновые функции Фк[(3)Q\.

Очевидно, что П — это Внешний мир, Квантовая Реальность, а её состояния Пк — это формы её существования, которые в соответствии с принципами квантовой механики в процессе, именуемом в квантовой механике измерением, материализуются (локализуются).

1.2. Исторические эпохи и квантовая машина времени

Примем, что каждое состояние Пк квантовой реальности П — это 3-мерный мир, в котором практически ничего не меняется; он вневременен. В этом мире находится наблюдатель, способный осуществлять измерения реальности, точнее, её пространственной геометрии. Иначе говоря, Пк — это стационарное пространство-время М4 = Mf х R, в котором осуществляется «замороженное» историческое существование наблюдател(я/ей) в конкретном 3-пространстве

(1)

Mj3(k). Историки такое существование называют историческими эпохами. Гёте использовал термин «гештальт».

Формула (1) говорит, что эволюционирующая Реальность появляется как интерференция исторических эпох, как последовательность «горных пиков», в высоту каждого их которых вносит вклад каждая историческая эпоха. Исторические эпохи существуют одновременно. Важное понятие квантовой теории — наблюдатели. У нас наблюдатели находятся не вне этой суперпозиции, а внутри - внутри каждой исторической эпохи, для которых собственная историческая эпоха представляется истинной объективной реальностью. Находясь в эпохе Qko, наблюдатель X с помощью аппаратуры А (= машины времени) проводит наблюдение (измерение) геометрии эпохи Qfc/ (t(k') < t(k0)), и пакет (1) кол-лапсирует. В результате пространственно ограниченная часть 3-пространства эпохи (состояния) Qfc/ материализуется (локализуется) в эпохе üko:

J СкФк[<з£]dß(k) ^ Фк,[сз£] с пк0 (2)

К X

измерение

с вероятностью 12. Появляется «вход» в эпоху 0,к/. Симметрично, ограниченная часть пространства эпохи üko материализуется (локализуется) в 3-пространстве эпохи 0,к/. Иначе говоря, аппаратура А (машина времени) материализуется в прошлом.

В отличие от классической теории в квантовой теории «до момента взаимодействия квантового объекта с измерительным прибором, как правило, измеряемой величины просто не существует» (Белинский). Измерение материализует (локализует) то, что измеряет.

Определённого рода деятельность (измерения) наблюдателей эпохи üko относительно величин, типичных только для эпохи Qfc/, разрушит сцепленность последней с остальными эпохами и сцепит её с данной. Это измерение локализует частично каждую из двух эпох в другой. Возникает переход из одной эпохи в другую. Это есть не что иное, как квантовая машина времени [3].

2. Квантовая машины времени и рефлексия

В случае квантовой машины времени путешественник во времени - наблюдатель в терминах квантовой теории — пытается вернуться к событиям прошлого Реальности. Результат его измерения — это локализация (материализация) в эпохе наблюдателя X части пространства прошлой эпохи.

Следовательно, наш наблюдатель должен иметь образ прошлой эпохи, точнее, иметь о ней корректное представление, корректный образ прошлой эпохи. Иначе невозможно точно настроить аппаратуру А на переход в нужную историческую эпоху.

Однако, как показано в [1,6], принципиально невозможно иметь корректный образ прошлой эпохи. Но даже если корректный образ имелся бы, в силу вероятностного характера результата коллапса волнового пакета, трудно ожидать, что ожидания совпадут с тем, что обнаружится.

Рефлексирующие наблюдатели

Наш наблюдатель не есть просто измерительная аппаратура, он — аппаратура, наделённая осознанием. Человека отличает от аппаратуры наличие эмоций. Он является рефлексирующим субъектом. Попробуем описать действия и его эмоции в работе с квантовой машиной времени. Воспользуемся теорией рефлексирующих индивидов В.А. Лефевра [7].

Наш наблюдатель — это абстрактный индивид, у него есть внутренние образы своего взаимодействия с другими индивидами, которые способны оценивать себя, других и ситуации, в которые они вовлечены. Индивид обладает рекурсивной структурой: образы индивидов тоже могут иметь образы ситуации, себя и других и тоже способны проводить их оценку.

Будем для удобства отождествлять наблюдателя из эпохи Пк с самой эпохой. Тем самым наш наблюдатель олицетворяет общественное сознание, знание, умение свой исторической эпохи.

Начнём присваивать эпохам булевы значения 0 или 1.

Пишем 0,к = 0, если в этой эпохе наблюдатель не обладает аппаратурой, способной осуществлять коллапс волнового пакета (1), и Пк = 1 — если такая аппаратура имеется.

Таким образом, множество эпох {^к]кек — это булевы переменные на булевой алгебре с двумя фиксированными элеменами 0 и 1, и булевыми операциями а + Ь, а • Ь, а, аь = Ъ + а [7].

Рефлексирующий наблюдатель Лефевра

где А — это образ своей эпохи Пко у X, В — это образ эпохи Пк/ у X,

* — это образ их отношений у X (операция + или •), — это наблюдатель X из эпохи Пко, о котором говорилось в § 1.2. Основание степени в (3) называется корнем.

Поскольку наблюдатель X оперирует не с реальными эпохами, а с их образами А, В, и для него они сама реальность, то он создаёт их образы (модели):

Модель А корректна, если а = Qkо, т. е. корень а совпадает с корнем А, и некорректна, если а = Qkо.

Модель В корректна, если 6 = 0,к/, и - некорректна, если Ь = Пк/.

Иначе говоря, модели своей эпохи — А и другой — В корректны, если образ образа правилен: наблюдатель правильно описывает и свою реальность, и другую реальность, образы которых сам же и создал.

X = (Пко )Л*В,

(3)

А = (Пко Г", В = (Пк ГЬ.

(4)

3. Корреляция между рефлексией и межвременными переходами

Итак, наш наблюдатель — это абстрактный индивид Лефевра

X = (Qk0 )("*> Г?, (5)

где а = a = Qko или а = Qko и b = Ъ = Пк/ или b = Пу.

Пусть а принимает значение 0 с частотой х, и b = 0 — с частотой у. Условимся частоту, с которой булева формула М принимает значение 0, обозначать

\\м ||.

Теорема 1. (Лефевр, [7, с. 395]).

Для наблюдателя-индивида (5): если модели А, В некорректны, то

р • в\\ = \И\\ + \ \В \\-\И + В\\ и \\А + В\ \ > 0. (6)

В остальных случаях,

р • в\\ = Р\\ + \\В\\. (7)

Формула (6) может рассматриваться как аналог формулы, говорящей о квантовой интерференции двух исторических эпох üko и Пк/:

\Ф(Пfco) + Ф(П/ )\2 =

= \Ф(П^)\2 + \Ф(П^)\2 + 2\Ф(П^)\\Ф(П^-)\ cos(0Q - в'), а формула (7) — аналог отсутствия интерференции.

Лефевр предлагает следующие интерпретации [7, с. 392]:

\\А\\ — это частота импульсов «чувства вины» у наблюдателя X перед наблюдателем из другой эпохи;

\\В\\ — это частота импульсов «чувства осуждения» наблюдателя другой эпохи, имеющееся у наблюдателя X;

\\А • В\\ — частота «импульсов страдания».

Наблюдатели — это сознающие люди с чувствами. Чувство вины у жителя эпохи üko перед жителями прошлых эпох? С чего бы это? Хотя можно вспомнить русского философа Николая Федорова, который писал о сыновьем долге по воскрешению предков. Вина за невыполняемый долг?

Осуждение? Если t(k') > t(k0) то, конечно, хотелось, чтобы они, люди из будущего, к нам прилетели с подарками. Не летят. Вот мы их за это и осуждаем. Труднее понять, за что можно осуждать людей прошлого, т. е. в случае t(k') < t(k0)? Впрочем, у историков масса претензий к деятелям прошлого...

Если наблюдатель в эпохе üko имеет некорректные образы своих образов собственной эпохи и той, куда он хотел бы попасть, то наблюдается интерференция «переживаний».

Если в обеих эпохах (во второй — по мысли наблюдателя первой эпохи) нет аппаратуры для коллапса пакета (1), то имеем интерференцию всех эпох, и наблюдатель пребывает в классической эволюционирующей Вселенной. При этом а = 0 и 6 = 0. Значит, А = В = 0, и обе модели некорректны (Лефевр, [7, с. 398]). Следовательно, имеет место интерференция переживаний.

Космологическая система коррелирует с этической

Построить корректный образ прошлой эпохи (или людей из прошлого) [6] или даже собственной крайне сложно. Поэтому у нас нет квантовой машины времени. Вот и страдаем :-).

Литература

1. Гуц А.К. Элементы теории времени. 2-е изд., доп. М. : Издательство ЛКИ, 2011. 376 с.

2. Гуц А.К. Временные эффекты коллапса волнового пакета в суперпространстве Уилера // Международный научный семинар «Нелинейные модели в механике, статистике, теории поля и космологии» GRACOS-16. Лекции школы и материалы семинара (5-7 ноября 2016 г., Казань). Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 273-280.

3. Гуц А.К. Не-гёделевская машина времени // Математические структуры и моделирование. 2016. № 3(39). C. 48-58.

4. Гуц А.К. Физика реальности. Омск : Изд-во КАН, 2012. 424 с.

5. Halliwell J.J. Introductiry lectures on quantum cosmology // Quantum cosmology and baby universes / Eds. Coleman S., Hartle B., Piian T., Weinberg S. World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd., 1991. P. 159-244.

6. Гуц А.К. Многовариантная история России. M. : АСТ / СПб. : Полигон, 2000. 381 с.

7. Лефевр В.А. Алгебра совести. М.: Когито-Центр, 2003. 412 с.

CORRELATION OF REFLECTION AND INTERTEMPORAL TRANSITIONS

A.K. Guts

Dr.Sc. (Phys.-Math.), Professor, e-mail: aguts@mail.ru Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Abstract. Ethical problems associated with the work of a quantum time machine are investigated.

Keywords: quantum time machine, ethical problems, intertemporal transitions.

Дата поступления в редакцию: 06.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.