Научная статья на тему 'Корреляционный анализ результатов теста Леонгарда и опросника Русалова'

Корреляционный анализ результатов теста Леонгарда и опросника Русалова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
487
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нуриахметов А. К.

В докладе представлен корреляционный анализ результатов теста Леонгарда и опросника Русалова, проведённых в рамках психолингвистического исследования обучающихся одного из учреждений начального профессионального образования города Стерлитамака. Автором показана взаимосвязь между показателями различных подсистем одного уровня интегральной индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корреляционный анализ результатов теста Леонгарда и опросника Русалова»

3. Жуков Д.А. Биологические основы поведения. -СПб., 2004. - 455 с.

4. Корчагина С.Г. Психология одиночества. - М., 2008. - 228 с.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Ч. 2. - Наука, 1984. - 444 с.

6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2008. - 432 с.

7. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. - М.: Просвещение; Владос, 2001.

8. Немцова С.В. Развитие представлений об одиночестве в отечественной философии // Материалы научно-практической конференции «Научно-исследовательская деятельность как инновационный ресурс в образовании» (НОУ ВПО «СФГА», г. Москва, 18 марта 2009 г.). - М.: СФГА,

2009. - С. 85-88.

9. Немцова С.В. Переживание одиночества у лиц с ограниченными возможностями в современном обществе // Материалы международной научно-практической конференции «Высшее образование в изменяющемся обществе» (НОУ ВПО «СФГА», г. Москва, 22 декабря 2010 г.). - М.: СФГА,

2010. - С. 167-169.

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА ЛЕОНГАРДА И ОПРОСНИКА РУСАЛОВА

© Нуриахметов А.К.*

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак

В докладе представлен корреляционный анализ результатов теста Леонгарда и опросника Русалова, проведённых в рамках психолингвистического исследования обучающихся одного из учреждений начального профессионального образования города Стерлитамака. Автором показана взаимосвязь между показателями различных подсистем одного уровня интегральной индивидуальности.

Нами предпринята попытка проведения комплексного психолингвистического исследования обучающихся одного из учреждений начального профессионального образования города Стерлитамака. Исследование включало в себя серию психологических тестов, исследующих различные уровни интегральной индивидуальности (тест Кэттелла, тест Леонгарда, опросник Русалова, тест Стреляу, вопросник КОС), ряд психолингвистических методик (ассоциативный эксперимент, тест Эббингауза, пересказ текста,

* Аспирант кафедры Психологии.

анализ слов-паразитов), а также энцефалограмму. Эксперимент проводился в течение ноября-декабря 2010 года. Было исследовано 100 обучающихся мужского пола в возрасте от 15 до 19 лет.

С помощью программы SPSS ver. 17.0 был произведён корреляционный анализ результатов тестовых исследований. Ввиду специфического характера полученных переменных предпочтение было отдано ранговой корреляции по Кендалу.

В настоящем докладе представлены результаты корреляционного анализа показателей теста на выявление типа акцентуации характера К. Леон-гарда и опросника структуры темперамента В.М. Русалова.

Согласно теории интегральной индивидуальности, выделяются несколько иерархических уровней, характеризующихся набором индивидуальных свойств [2]. Одним из уровней является система индивидуальных психических свойств, включающая две подсистемы: психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности. Опросник Русалова позволяет определить психодинамические свойства личности [3], в то время как тест Леонгарда выявляет психические свойства личности [1].

Цель данной работы - выявление устойчивых взаимосвязей между показателями различных подсистем одного уровня интегральной индивидуальности. Для этого проанализируем корреляционную таблицу показателей психодинамических и психических свойств личности обучающихся учреждения начального профессионального образования.

Таблица 1

Корреляционная таблица результатов тестов Русалова и Леонгарда

Тест Леонгарда

Гип Застр Эмот Пед Трев Цикл Дем Возб Дист Экз

Эрг ,247" ,303** ,075 ,172* ,024 -,076 ,221** ,028 -,016 ,024

Сэрг ,140 ,107 ,034 -,011 -,119 ,002 ,060 -,021 -,297** -,026

Я и П ,207** ,067 ,031 ,003 ,007 -,049 ,236** ,038 -,119 -,050

е^ сЛ Сп -,018 -,032 -,039 ,033 ,173* ,129 ,100 ,247** ,016 ,088

£ S- Т ,299** ,058 ,116 ,020 -,171* -,036 ,125 -,101 -,146 -,055

Ст ,259** ,073 -,019 ,037 8 4* ,073 ,006 -,076 8 9* -,105

£ Эм -,006 ,209** ,155* ,296** ,251 ,058 ,117 -,005 ,126 ,115

Сэм -,081 ,148 ,194* ,155* ,312** 8 3* ,133 ,266** ,287** ,279**

К -,090 -,112 -,035 -,051 -,069 ,2 ОО -,007 -,324** -,085 -,134

Примечание: ** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

* Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

Как видно из таблицы, показатель гипертимности (Гип) по Леонгарду имеет корреляционную зависимость от уровня эргичности (Эрг) по Руса-лову. Также на гипертимность влияют такие показатели, как пластичность (П), темп (Т) и социальный темп (Ст). Коэффициент корреляции превысил показатель 0,2, что является признаком наличия слабой корреляции.

Застревание (Застр) коррелирует с уровнем эргичности (Эрг) с коэффициентом 0,303 и уровнем эмоциональности (Эм).

Показатель эмотивности (Эмот) по Леонгарду имеет очень слабую корреляционную взаимосвязь с показателями эмоциональности (Эм) и социальной эмоциональности (Сэм) по Русалову.

Педантичность (Пед) коррелирует с эргичностью (Эрг) и социальной эмоциональностью (Сэм). Также наблюдается корреляционная связь между показателем педантичности (Пед) и эмоциональности (Эм) с коэффициентом корреляции 0,296.

Имеется отрицательная корреляция уровня тревожности с такими психодинамическими свойствами личности, как темп (Т) и социальный темп (Ст). Положительная корреляция наблюдается с показателями социальной пластичности (Сп), эмоциональности (Эм) и социальной эмоциональности (Сэм). В последнем случае коэффициент корреляции составляет 0,312.

Циклотимность (Цикл) имеет положительную корреляционную взаимосвязь с показателем социальной эмоциональности (Сэм) и отрицательную взаимосвязь с контрольной шкалой (К) теста Русалова.

Демонстративность поведения (Дем) коррелирует с показателями эргичности (Эрг) и пластичности (П).

Уровень возбудимости по Леонгарду коррелирует с показателями социальной пластичности (Сп) и социальной эмоциональности (Сэм). Также наблюдается отрицательная корреляция с уровнем контроля (К), показатель -0,324.

Дистимность (Дист) имеет отрицательную корреляционную взаимосвязь с показателями социальной эргичности (Сэрг) и социального темпа (Ст) и положительную корреляционную взаимосвязь с показателем социальной эмоциональности (Сэм).

Показатели уровня экзальтированности (Экз) поведения коррелируют с показателем уровня социальной эмоциональности (Сэм).

В большинстве случаев коэффициент корреляции не превышает показатель 0,5, что говорит о наличии слабой корреляции. Однако нельзя отрицать, что отдельные показатели теста Леонгарда коррелируют с отдельными показателями опросника Русалова. Ранговый анализ показал, что между различными подсистемами системы индивидуальных психических свойств существует прямая взаимосвязь.

Список литературы:

1. Аминев Г.А. Опросник Леонгарда / Г.А. Аминев, В.П. Ростовский, В.П. Сафронов // Психология контрпропаганды: проблемы, методы, перспективы. - Уфа: БашГУ 1987. - Т. 2. - С. 37-42.

2. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

3. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: метод. пособие / В.М. Русалов. - М., 1990. - 383 с.

АСПЕКТ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

© Процукович Е.П.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В статье затрагивается проблема субъективного благополучия в зависимости от различных условий социализации: этнический аспект. Представлены результаты изучения когнитивной составляющей субъективного благополучия на примере представителей Бурунди, Китая, России, Палестины и Эфиопии.

Субъективное благополучие, описываемое в житейских терминах как душевное равновесие, счастье, является актуальным для психологии предметом изучения как в целях оказания психологической помощи, так и в сфере теоретических изысканий. Первоначально западный термин, субъективное благополучие как самостоятельная категория в отечественной психологии появился в конце 90-х ХХ в. - начале XXI в. Опираясь на точку зрения Р. Шамионова [1, 7], субъективное благополучие мы рассматриваем как интегральное, сложное социально-психологическое образование, характеризующееся ощущением удовлетворенности; включающее эмоциональный, когнитивный и конотативный компоненты; характеризующееся субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения (субъективное благополучие обычно включает глобальную оценку всех аспектов жизни личности в период от нескольких недель до десятков лет); формирующееся в процессе социально-психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности и складывающееся на основе установок и ценностей [5, 7].

Механизм субъективного благополучия лежит в сфере социализации. «Именно социализация создает ориентиры для квалификации благополучия по многим основаниям (направлениям) и ее интегральный показатель создается на их основе» [7]. В связи с этим культурные различия обуславливают различия и в критериях субъективного благополучия [1, 6, 7]. Так значимость экономического благосостояния в структуре благополучия, в целом, для индивидуалистских культур выше, чем для коллективистских [6]; а категория «счастье» для китайского этноса тождественна субъективному благополучию

* Старший преподаватель кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.