Научная статья на тему 'Корреляционно-регрессионный анализ регулирования рынка труда'

Корреляционно-регрессионный анализ регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1463
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / ФАКТОРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хицкова Ю. В.

Изучение механизма регулирования рынка труда возможно на основе построения его модели. Основываясь на существовании нескольких типов регулирования рынка труда, автором предложена эконометрическая модель с учетом специфики региона. Рассмотрены факторы регулирования спроса и предложения на рынке труда при использовании социально-ориентированного и либерального типов механизма. На их основе разработана регрессионная модель регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlative-regressive analysis of regulation labor market

he mechanism of regulation of the labor market study is possible on the basis the construction of its model. The author justifier the econometric model with some types of regulation labor market and regions specific. The regulation factors of supply and demand on the labor market are considered by in social and liberal types of regulation. Regressive model of regulation is justified on its basis

Текст научной работы на тему «Корреляционно-регрессионный анализ регулирования рынка труда»

УДК 06.77.61

КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Ю.В. Хицкова

Изучение механизма регулирования рынка труда возможно на основе построения его модели. Основываясь на существовании нескольких типов регулирования рынка труда, автором предложена эконометрическая модель с учетом специфики региона. Рассмотрены факторы регулирования спроса и предложения на рынке труда при использовании социально-ориентированного и либерального типов механизма. На их основе разработана регрессионная модель регулирования

Ключевые слова: модель регулирования рынка труда, факторы регулирования, региональный рынок труда

Практический опыт свидетельствует, что единая политика регулирования национального и региональных рынков труда часто не приносит желаемого результата. Национальный российский рынок труда выступает как совокупность региональных рынков, поэтому важную роль играет механизм регулирование регионального рынка труда.

Нами выделено два различных подхода к регулированию регионального рынка труда. Первый -предполагает применение к региональным рынкам механизма и моделей регулирования, аналогичных механизму, исследуемому для рынка труда страны в целом [7]. Другой подход базируется на анализе состояния отдельных внутренних рынков труда, поскольку именно они определяют содержание процесса регулирования регионального рынка[1]. На наш взгляд, более целесообразным для исследования механизма регулирования регионального рынка труда является первый подход, поскольку в регулировании национального и региональных рынков труда много общего. На этих видах рынков действуют несколько субъектов (на внутреннем рынке основной субъект - работодатель), существуют схожие объекты регулирования, определяющие тип и политику регулирования (чего нет на внутреннем рынке труда). Только здесь используются формы и методы, которые невозможно применять на внутреннем рынке.

Механизм регулирования регионального рынка труда выступает в качестве механизма второго уровня относительно механизма регулирования национального рынка труда. Поскольку для исследования элементов более высокого порядка, необходимо познать действие его подэлементов, для решения социально-экономических проблем регулирования национального рынка труда важно сначала решить аналогичные проблемы на уровне региона.

Изучение любой системы и, в частности, социально-экономической системы рынка труда возможно на основе построения ее модели, отображающей ее свойства и позволяющей предсказывать ее поведение в определенных условиях. Учитывая существование нескольких типов механизма регу-

Хицкова Юлия Владимировна - ВГАСУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (4732) 74-15-34

лирования рынка труда, модель регулирования национального (в том числе и российского рынка труда) должна исходить из многовариантности их развития с учетом специфики региона.

Поскольку, механизм регулирования рынка труда не имеет своих физических аналогов, в связи, то метод физического моделирования здесь невозможно применить. Поэтому, в проводимом исследовании мы применяли более универсальное и часто используемое в экономической теории - математическое моделирование.

Практическими задачами моделирования механизма регулирования рынка труда являются:

- анализ факторов регулирования рынка труда и их влияния на процессы данного рынка;

- выявление типа регулирования и его соответствия существующей ситуации на рынке труда;

- выработка решений по использованию и изменению механизма регулирования рынка труда.

Поскольку механизм рыночного и механизм нерыночного регулирования направлены на достижение равновесия между спросом и предложением на услуги труда, его основной целью является поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики количественного и качественного соотношения между спросом и предложением услуг труда. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, так как это может привести к снижению занятости, увеличению уровня безработицы и к макроэкономической нестабильности.

Исходя из положения о том, что механизм регулирования рынка труда обладает качеством сложности, в процессе моделирования мы можем выделить его часть. В связи с тем, что основной задачей регулирования является достижение оптимального соотношения спроса и предложения на услуги труда и основными объектами механизма регулирования рынка труда являются спрос и предложение, нами выбрана разработка модели регулирования именно этих объектов.

Циклический процесс моделирования механизма регулирования рынка труда можно разбить на пять основных этапов[3,6,8].

На первом этапе строится теоретическая модель регулирования спроса и предложения услуг труда, то есть ставится экономическая проблема и проводится ее качественный анализ.

На втором этапе разрабатывается эконометрическая модель, как совокупность математических знаний о конъюнктуре рынка труда.

Третий этап заключается в математическом анализе модели, и подготовки исходной статистической информации о состоянии рынка труда, необходимой для его регулирования.

На четвертом этапе осуществляется численное решение модели регулирования рынка труда в зависимости от типа механизма регулирования, практическая проверка полученных с помощью модели знаний об изучаемом объекте.

Пятый этап состоит в анализе численных результатов, здесь делаются выводы об эффективности регулирования спроса и предложения услуг труда, происходит применение практических результатов моделирования регионального рынка труда. Для постоянного мониторинга цикл многократно повторяется.

Проанализируем содержание этапов одного цикла экономико-математического моделирования в процессе разработки модели регулирования регионального рынка труда.

На первом этапе разрабатывается теоретическая модель регулирования регионального рынка труда, которая отображает некоторые свойства изучаемого рынка. Проблемой данного этапа является разработка модели регулирования конъюнктуры рынка труда, наиболее оптимально используя социально-ориентированное и либеральное регулирования. Необходимо изучение основных зависимостей, связывающих элементы структуры регулирования и, формулирование гипотез, объясняющих поведение и развитие спроса и предложения услуг труда.

Исследование механизма регулирования рынка труда позволило построить факторную модель регулирования спроса и предложения услуг труда. Данная модель позволит осуществлять комплексное воздействие на элементы рынка. Для этой цели многие экономисты используют метод факторного анализа [2,5,9,10]. Некоторые ученые используют данный метода применительно к региональному рынку труда[5,10], другие к национальному [2,9]. В данной статье используется факторный анализ применительно к региональному рынку труда.

В процессе регулирования рынка труда взаимодействуют природные, технологические, экономические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы. Одни факторы устаревают и их влияние на рынок труда уменьшается, или вообще пропадает, в то же время появляются новые факторы, вызванные к жизни изменяющимся условиям общественного воспроизводства.

В научной литературе по-разному классифицируются факторы рынка труда. [5,9,11].

Исходя из анализа классификаций факторов рынка труда нами выделены основные факторы его регулирования. В качестве критериев классифика-

ции принята возможность воздействия на эти факторы субъектами регулирования и одновременно влияние данных факторов на конъюнктуру рынка труда.

Структурообразующие факторы регулирования рынка труда включают группы, образующие предложение услуг труда:

- изменение численности нетрудоспособного населения, желающего работать: подростки и пенсионеры;

- изменение общего числа безработных (включая зарегистрированных в службе занятости);

- изменение численности молодежи, впервые вступившей на рынке труда.

- изменение количества занятых, ищущих новую работу.

Можно сказать, что сумма показателей структурообразующих факторов предложения услуг труда с учетом изменения во времени образуют его структуру. Таким образом, предложение услуг труда (8) будет равняться их сумме, а с учетом изменения данных факторов во времени, оно равно сумме определенных интегралов, где верхний предел интегрирования определяет подъинтегральную функцию в интересующий момент:

8(1) = | А(х)йс +1 и(т)йс +1 М(х)йс +11(х)йт, (1)

0 0 0 0

где 8(1) - функция определения предложения услуг труда, зависящая от времени;

А(1) - функция определения нетрудоспособного населения, желающего работать, зависящая от времени;

и(1) - функция определения общего числа безработных (включая зарегистрированных в службе занятости), зависящая от времени;

М(1) - функция определения численности молодежи, впервые вступившей на рынке труда, зависящая от времени;

1(1) - функция определения количества заня-

тых, ищущих новую работу, зависящая от времени.

Данные структурообразующие факторы мы относим к группе факторов, воздействующих на изменение числа людей, ищущих работу (см. 1).

К факторам, воздействующим на величину спроса на услуги труда и образующими его структуру мы отнесли - фактическую потребность работодателя в услугах труда, то есть свободные рабочие места (не только зарегистрированные).

Углубление данной классификации факторов регулирования рынка труда проведена нами с учетом существования двух типов регулирования рынка труда: либерального и социаль-

но-ориентированного. Исходя из этих типов механизма регулирования рынка труда нами выделены первичные и вторичные факторы. В частности, факторы, используемые субъектами при регулировании спроса и предложения услуг труда независимо от типа регулирования рынка труда, мы считаем первичными. Факторы этой группы используются независимо от типа механизма регулирования. Факторы, оказывающие влияние на спрос и пред-

ложение на рынке труда в зависимости от либерального или социально-ориентированного типов выступают по нашему представлению как вторичные (см. табл. 1).

Для дальнейшего построения модели регулирования спроса и предложения услуг труда обозна-

чим предложение услуг труда при социальноориентированном типе регулирования, зависящее от множества первичных и вторичных факторов переменной - У!, предложение при либеральном регулировании обозначим - У2.

Таблица 1

Классификация факторов спроса и предложения на рынке труда в зависимости от типа механизма

регулирования

Первичные факторы, используемые при социально-ориентированном и либеральном типах регулирования Вторичные факторы

Факторы, используемые только при социально-ориентированном типе регулирования Факторы, используемые только при либеральном типе регулирования

Факторы регулирования предложения

Демографические факторы: изменение естественного и миграционного прирост населения Демографические факторы: изменение численности трудоспособного населения

— Факторы, воздействующие на число людей, ищущих работу: изменение числа безработных, официально зарегистрированных в государственной службе занятости Фактор, воздействующий на число людей, ищущих работу: изменение количества самозанятого населения

Факторы мотивации наемного работника: изменение оплаты труда, размера среднего пособия по безработице, психологические факторы Факторы мотивации наемного работника: Изменение уровня доходов населения и средней продолжительности безработицы

Факторы регулирования спроса

Факторы общей экономической ситуации: изменения производительности труда, инвестиционного климата, фазы экономического цикла. Факторы общей экономической ситуации: наличие капитала и его техническое строение, рост или сокращение производства —

— Факторы изменения потребности в рабочей силе: изменение количества зарегистрированных свободных рабочих мест Фактор изменения потребности в рабочей силе: развитие малого предпринимательства

Факторы мотивации работодателя: изменение уровня оплаты труда. Факторы мотивации работодателя: предложение рабочих мест с разным уровнем дохода —

Факторы, которые возможно изменить с целью регулирования предложения на рынке труда, но вместе с тем независимые обозначим через х.

Среди первичных факторов регулирования предложения нами выделены группы: демографических факторов; факторов, воздействующих на число людей, ищущих работу и факторы мотивации наемного работника:

1. Демографические факторы.

- изменение естественного прироста населения;

- изменение миграционного прироста населения (х^.

2. Факторы мотивации наемного работника.

- изменение оплаты труда (х2),

- изменение размера среднего пособия по безработице: фактор, оказывающий обратное влияние на предложение услуг труда (х3);

- психологические факторы: престижность рабочего места, атмосфера в коллективе.

Для социально-ориентированного типа регулирования рынка труда рассмотрим следующие вторичные факторы, определяющие предложение услуг труда, наряду с первичными.

1. Демографические факторы: изменение

численности трудоспособного населения (х4).

2. Факторы, воздействующие на изменение числа людей, ищущих работу: изменение числа

безработных, официально зарегистрированных в государственной службе занятости, что является частью предложения (х5).

3. Факторы мотивации наемного работника: изменение уровня доходов населения (х6) и средней продолжительности безработицы (х7).

Следовательно, У1 =а0 + а1 х1 + а2 х2 + а3 х3 + а4 х4 + а5 х5 + а6 х6 + а7 х7 (2), то есть с помощью изменения переменных х можно воздействовать на предложение на рынке труда социаль-

но-ориентированного типа.

На наш взгляд, факторами регулирования либерального типа (наряду с первичными) является изменение количества самозанятого населения, в том числе рост теневой самозанятости. Так, У2 = а0 + а: х1 + а2 х5 + а3 х7, (3).

Выявление факторов регулирования спроса на рынке труда также проведено с учетом существования двух типов регулирования (см. табл. 1). Спрос обозначим - 2Ь а независимые факторы - к.

К факторам, воздействующим на спрос независимо от типа регулирования (то есть к первичным) отнесены следующие:

1. Факторы общей экономической ситуации:

- изменение производительности труда (к!) - фактор, оказывающий обратное влияние на спрос услуг труда;

- изменение инвестиционного климата (к2) - если он благоприятен, растет производство, появляются новые рабочие места;

- изменение фазы экономического цикла, в которой находится экономика страны.

2. Факторы мотивации работодателя:

- изменение уровня оплаты труда: фактор, оказывающий обратное влияние на спрос на услуги труда (кэ = 1/х5);

В качестве вторичных факторов, оказывающих влияние на спрос в условиях социальноориентированного типа регулирования можно выделить следующие.

1. Факторы общей экономической ситуации:

- наличие капитала и его техническое строение: фактор, оказывающий обратное воздействие на спрос (к4);

- рост или сокращение производства (к5).

2. Фактор изменения потребности в рабочей силе: изменение количества зарегистрированных вакансий, что является частью спроса (к6).

3. Фактор мотивации работодателя: предложение рабочих мест с разным уровнем дохода, разность доходов стимулирует спрос в одних отраслях или предприятиях и снижает в других (к7).

Следовательно, 2^ Ь0 + Ъ1 к! + Ь2 к2 + Ь3 к3 + Ь4 к4 + Ь5 к5 + Ь6 к6 + Ь7 к7. (4)

Вторичным фактором либерального регулирования спроса на услуги труда (22), выступают факторы, характеризующие изменение потребности в рабочей силе: к примеру, развитие малого предпринимательства (к8), которое сопровождается возникновением рабочих мест и т. д. Так, 22= Ь0 + Ь1 к1 + Ь2 к2 + Ь6 к6 + Ь8к8, (5), то есть с помощью изменения

переменных к можно воздействовать на предложение на рынке труда либерального типа.

Используя многофакторную модель (2), выявлена зависимость предложения услуг труда от изменения ряда вторичных факторов социальноориентированного регулирования предложения услуг труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный многофакторный корреляционно-регрессионный анализ позволил определить форму связи предложения услуг труда с факторными признаками, выявить тесноту этой связи и устанавливать степень влияния отдельных факторов.

Направление связи между Yj и x17, которое определил знак коэффициентов регрессии aj> >7, прямая.

Поскольку, уравнение (2) является уравнением регрессии, коэффициенты регрессии aj,_,7, одновременно выступают характеристиками параметр модели регулирования социально-ориентированного предложения услуг труда. Параметры модели Эо, aj, a2, a3, a4, a5, Эб, a7 находятся путем решения системы нормальных уравнений.

Модель либерального регулирования предложения услуг труда (3) отражает зависимость предложения от изменения тех факторов, на которые воздействуют субъекты в условиях либерального типа регулирования рынка труда (см. табл. 1). Расчет числовых значений факторов проведен с учетом, что Y2 рассчитывается по (j).

Результат процесса регулирования рынка труда при применении регрессионных моделей представляется как функция влияющих на него факторов.

Для определения тесноты связи факторов регулирования между собой для каждого из них с предложением услуг труда при социальноориентированном типе регулирования предварительно вычислены парные коэффициенты корреляции.

На этапе построения модели регулирования регионального рынка труда осуществлено это численное решение модели с помощью табличного процессора Excel [4].

Расчеты позволяют сделать вывод о том, что факторы социально-ориентированного регулирования предложения услуг труда не слишком сильно зависят друг от друга (коэффициент корреляции меньше 0,95 во всех случаях.

Анализ коэффициентов корреляции позволил выделить наиболее значимые для исследуемого периода факторы социально-ориентированного регулирования и расположить их в порядке убывания значимости: изменение средней продолжительности безработицы, изменение количества трудоспособного населения, уровня доходов населения, численности зарегистрированных безработных, средней оплаты труда, среднего пособия по безработице, изменение миграционного прироста населения (см. табл. 2).

Для выявления степени зависимости предложения услуг труда от анализируемых факторов рассчитан коэффициент множественной корреляции

^хл х3х4х5хбх7, который составил 0,9781. Таким образом, степень тесноты связи предложения услуг труда от выделенных факторов очень высока.

Совокупный коэффициент детерминации

кЛх1х2.х3х4х5х6х7 равен 0,956679. Это означает, что для социально-ориентированного типа регулирования рынка труда с помощью изменения выделенных нами первичных и вторичных факторов можно на

96% изменить предложение услуг труда. Значит, совместное влияние первичных и вторичных факторов социально-ориентированного регулирования рынка труда объясняет почти 96% изменения предложения услуг труда за последние пять лет. Следовательно, субъекты регулирования рынка труда преимущественно воздействовали на факторы социальноориентированного регулирования.

Таблица 2

Зависимость предложения услуг труда от факторов социально-ориентированного регулирования и зависимость

факторов друг от друга

Показате- ли Миграци- онный прирост населения X! Численность тру-доспособ-ного населения Х2 Численность заре-гистриро-ванных безработных Х3 Средняя продолжи- тельность безработи- цы Х4 Средняя оплата труда Х5 Доходы населения Х6 Среднее пособие по безработице (обратная вел.) Х7

8 (У1) -0,424 0,875 -0,715 0,906 0,69 0,847 -0,613

X! -0,518 0,890 -0,737 -0,899 -0,739 0,923

Х2 -0,707 0,923 0,792 0,932 -0,693

Х3 -0,913 -0,973 -0,911 0,942

Х4 0,928 0,934 -0,875

Х5 0,95 -0,938

Х6 -0,901

Для расчета предложения услуг труда при социально-ориентированном регулировании предложение принято нами за реальную величину. Далее, подставляя в систему регрессионных уравнений предложения услуг труда в случае использования социально-ориентированного типа регулирования, принятых за неизвестную, значения факторов регулирования мы получили значения параметров а.

Аналогичный расчет проведен нами для либерального типа регулирования рынка труда. Таким образом, уравнение (2) приняло следующий вид:

У1 = 316,508 - 2,976х1 - 0,199х2 - 8,217х3 + 6,454х4 -

0,089х5 + 0,194х6 + 37,084х7

Составив систему уравнений, где У1 является неизвестным и, подставляя значения переменных х и параметров а, получили значение предложения услуг труда при социально-ориентированном типе механизма регулирования рынка труда (см. рис.).

Сравнительный анализ предложения услуг труда при возможном социально-ориентированном и либеральном регулировании с реальным предложением, позволил сделать следующие выводы. С 2004 по 2009 г.г. на региональном рынке труда Воронежской области государство (оно являлось практически единственным субъектом регулирования)

использовало в регулировании рынка труда преимущественно социально-ориентированный тип.

Предложение услуг труда при социальноориентированном типе механизма регулирования рынка труда

При разработке модели регулирования рынка труда важно выделить приоритетные для данного времени направления регулирования и учесть обострившиеся на рынке труда проблемы. Исходя из этого, следует сделать выбор объектов регулирования и с помощью метода факторного анализа выделить факторы их регулирования.

Литература

1. Агафонов А. А. Проблемы и пути совершенствования механизма осуществления политики хозяйствования в регионах. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2007. -№ 6. - С. 62-64

2. См.: Ахрименко В. Ю Создание методики оценки влияния факторов финансово-хозяйственной деятельности на оплату труда работников// Сб. науч. тр. - 2005. -№ 4. - С.27-31;

3. См.: Данилов Н. Н. Регулирование равновесия на рынке тр уда. Формальный аспект // Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики. - 2002. - С.41-42

4. Карлберг, Конрад. Бизнес-анализ с помощью Excel.: Пер. с англ-К.: Диалектика, 2000, 670 с.

5. Киян Л.П. Маркетинг рынка труда. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995-96 с.

6. Колемаев В. А., Калинина В. Н. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник/ Под ред. В.А. Колемаева. - М.: ИНФРА, 2006.- 345 с.

7. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. - 2006. - № 4. -С. 47.

8. Растригин Л. А. Системы экстремального управления. - М.: Наука, 1974. -С.2, С.6, С.27.

9. Рынок труда: Учебник/ Под ред. Проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. - М. Экзамен, 2005. - 448 с.

10. Томилов В. В., Семеркова Л. Н. Маркетинг рабочей силы. - М., 1998, 102 с.

11. Федотов Д. Г. Влияние политики заработной платы на экономическую активность // Сб. науч. тр. - 2007. -№ 4. - С.44-48.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

CORRELATIVE-REGRESSIVE ANALYSIS OF REGULATION LABOR MARKET

Ju.V. Xitskova

The mechanism of regulation of the labor market study is possible on the basis the construction of its model. The author justifier the econometric model with some types of regulation labor market and regions specific. The regulation factors of supply and demand on the labor market are considered by in social and liberal types of regulation. Regressive model of regulation is justified on its basis

Key words: model of regulation of the labor market, the factors of regulation, region labor market

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.