64 Вестник Томского государственного педагогического университета
Литература
1. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей/Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5. М: Просвещение, 1983
2. Государственный доклад здоровья Российской Федерации. М„ 1995
3. Граборов А.Н. Вспомогательная школа. М., 1925
4. Дефектологияхловарь-справочник/ Под ред.Б.П. Пузанова. М.: Новая школа,-80 с
5. Карабанова'ОА Игра в коррекции психического развития ребенка. М>: Российское педагогическое агентство,! 997.190 с.
6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
7. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новгород, 1994. М., 1995. 243с.
8. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик?// Педагогика. 1997. №.4. С. 113-118.
9. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.:Просвешение, 1990. 143 с.
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Т. В. Сорочинская
1. At present we can see children's increasing of speech upsetting caused organic defeat of central and nervous system.
2. Diagnosis, carrying out composite medical-pedagogical influence, prophylaxis of heavy speech upsetting is an actual problem of modern logopedics, neuralgia and psychiatry.
3. An urgency of problem is determined with a big frequency of these violations in structure nerve-mental children's diseases.
4. Children's suffering from closed dizartry, investigations have shown considerable violations of hand motorica, which mainly are in violation of precision, rapidity and co-ordinatin of motions.
To, что мы обращаемся к проблеме обучения детей с речевой патологией, свидетельствует о гуманистической переориентации нашего общества, признание ценности любой человеческой личности, ее право на развитие своих потенциальных возможностей, право на самореализацию и достойное место в обществе.
Поэтому мы по-новому рассматриваем проблемы, связанные с трудностями постижения языковой системы, речевым общением и овладением навыками письма и чтения, обусловленными психическими отклонениями от нормы, врожденными и приобретенными.
Важнейшая потребность таких детей - это потребность коррекционной и реабилитационной помощи специалиста - учителя-логопеда. По данным ЮНЕСКО в среднем 8 - 10% от общего количества детей и подростков независимо от страны, региона нуждаются в той или иной помощи и поддержке дефектолога.
В настоящее время у детей отмечается рост речевых расстройств, обусловленных органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Диагностика, проведение комплексного медико-педагогического воздействия, профилактика тяжелых речевых расстройств - актуальная проблема современной логопедии, неврологии и психиатрии.
Актуальность проблемы определяется большой частотой этих нарушений в структуре нервно-психических заболеваний у детей:
- речевые нарушения отрицательном образом сказываются на общении и развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте;
- позднее приводят к школьной и социальной дезадаптации, к трудностям, иногда непреодолимым в обучении.
Тяжелым речевым расстройством, обусловленным органическим поражением нервной системы, является дизартрия.
Как свидетельствуют данные литературы, в неврологическом плане дизартрия относится к нарушениям проводникового характера.
Нарушение проводимости подъязычного, яз ыкоглоточного и блуждающего нервов по отдельности приводит к дизартрии или даже к анартрии, т.е. к невозможности процесса артикулирования. Не ярко выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой формы дизартрии, которую можно рассматривать как степень проявления этого речевого дефекта (дизартрии).
Вестник Томского государственного педагогического университета 65
Общим признаком всех видов дизартрии является неразборчивая речь, нечеткое произношение звуков.
Это происходит потому, что ограничен в движениях основной орган артикуляции -язык. Движения становятся неловкими, при высовывании язык отклоняется в сторону. Затруднены движения других частей речевого аппарата: губы плохо выдвигаются вперед, не растягиваются в достаточной мере в «улыбку», маленький язычок в глубине рта провисает и не закрывает во время речи проход воздуха в нос. Это влечет за собой ринофонию. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодики, как принято называть это в логопедии - нарушениями просодики (O.A. Токарева, Р.И. Мартынова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская). При дизартрии-характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок произношения. Вместе с тем стертая форма дизартрии может осложняться фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием и другими речевыми расстройствами.
У детей с дизартриями наблюдаются изменения артикуляционной и мелкой ручной моторики, нарушения точности, быстроты, правильности выполнения движений, координированное™, последовательности выполнения серии движений.
До настоящего времени остаются нераскрытыми многие вопросы по изучению детей с дизартриями, в частности вопрос о взаимосвязи речевой моторики и движений пальцев руки.
Базовую основу современных научных представлений по этой проблеме составляют положения И.П. Павлова, Берштейна, Бехтерева, М.И. Кольцовой.
Особенно значимыми являются:
1. Анатомическая близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мыщц пальцев рук.
2. Далее, корковой проекции двигательной и чувствительной системы более чем 1/3 площади занимает проекция кисти руки.
3. Мелкие мыщцы каждой фаланги пальцев рук имеют отдельное представительство в коре больших полушарий.
Данные факты свидетельствуют о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обусловливает необходимость работы над артикуляцией и одновременно развитием функциональных возможностей пальцев рук.
Можно предположить, что движения пальцев руки будут стимулировать созревание ЦНС, а одними из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка.
Таким образом, стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы будет способствовать функциональному и анатомическому дозреванию ее корковых отделов.
Подход к двигательно-кинестатической импульсации как фактору мощной стимуляции развития мозга, а также как фактору подкрепления при образовании динамических временных связей, представляющих физиологический фундамент второй сигнальной системы в понимании И.П. Павлова, Е.И. Бойко, Т.Н. Ушакова, оказался перспективным в обосновании теоретического подхода к предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей.
Возможности компенсации и развития речевой деятельности при стертой форме дизартрии зависят от времени начала логопедических мероприятий. Рано начатые логопедические занятия активизируют деятельность различных мозговых систем и способствуют коррекции тех или иных речевых нарушений.
Своевременная, целенаправленная комплексная работа по коррекции речевого развития дошкольников со стертой формой дизартрии является необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
К рождению ребенка строение обоих полушарий совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все большее количество импульсов. То полушарие, которое получает большее количество импульсов становится ведущим (по данным М.М. Кольцовой).
66 Вестник Томского государственного педагогического университета
У детей, страдающих стертой формой дизартрии, исследования показали значительные нарушения ручной моторики, которые проявляются главным образом в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Это сочеталось с аналогичными нарушениями в речевой моторике.
Основной целью коррекционной логопедической работы с детьми, страдающими стертой формой дизартрии, является улучшение артикуляционной моторики, а следовательно, произносительной стороны речи.
При организации логопедической работы с детьми, страдающими стертой формой дизартрии необходимо учитывать следующие характерные для них нарушения (по данным Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой):
1. Нарушение речевого дыхания:
- чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха,
- форсированное начало фазы выдоха,
- сокращение длительности речевого выдоха,
- неравномерность выдоха на протяжении фразы,
- судорожность вдоха и выдоха,
- спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха,
- расстройства координации между дыханием и артикуляцией и фонацией.
2. Изменения голоса:
- слабость, немелодичность,
- глухость, хриплость,,монотонность,
- сдавленность, тусклость, напряженность, прерывистость,
- назализованное гь,
- слабость выраженности голосовых модуляций.
3. Нарушение артикуляционной и ручной моторики:
- недостаточность произвольных артикуляционных движений,
- скованность, неловкость, ограниченность движений,
- слабость кинестетических ощущений,
- уменьшение объема и силы движений,
- нескоординированность движений,
- несоразмерность, неточность движений,
- чрезмерная двигательная амплитуда.
4. Нарушение подвижности артикуляционных мышц:
- нарушение подвижности губ,
- ограниченность подвижности мышц языка,
- недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта,
- ограниченность подвижности мышц мягкого неба,
- нарушение движений нижней челюсти:1
5. Нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре:
- спастичность артикуляционных мышц,
- гипертонус в мускулатуре языка и губ,
- гипотонус в артикуляционной мускулатуре,
- меняюшийся мышечный тонус - дистония.
6. Нарушения мышечного тонуса пальцев рук, лица, шеи:
- спастичность мышц пальцев рук, лица, шеи,
- повышение тонуса,
- понижение тонуса.
7. Нарушение мелодических нарушений речи:
- монотонность,
- замедленный или убыстренный темп произнесения,
- эмоциональная невыразительность.
С учетом данных изменений логопедическая работа должна включать занятия над речевым дыханием, общей и артикуляционной моторикой, голосом и интонацией (Е.М. Мас-тюкова, М.В. Ипполитова, Л.А. Данилова, Т.С. Кузьмина, И.И. Перельмутер).