Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ'

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1154
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ИЗОТЕРАПИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / ART THERAPY / MINORS / REHABILITATION / TEENAGERS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Егорова Зоя Никитична

В статье раскрыта эффективность применения средств арт-терапии в работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF ANXIETY AT ADOLESCENTS BY ART-THERAPY

The article reveals the efficiency of art therapy use in working with minors in difficult situations. Actuality of the research problem based on the analysis of research literature considering the realities of the modern system of rehabilitation of children in difficult life situations in a rehabilitation center for minors.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

усовершенствованию качества образования. Таким образом, социально-педагогическое партнерство - это система взаимоотношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на совместное достижение общих интересов.

Будущие руководители-лидеры должны иметь представление о том, что все участники социально-педагогического партнерства могут быть не только справедливым, ответственными участники образовательного процесса. Современная общественно-политическая ситуация обуславливает определенный социальный заказ образовательных организаций, которые являются одним из институтов социализации подрастающего поколения. Одной из актуальных задач является вопрос о создании условий для приобретения учащимися жизненно важных знаний, навыков и раскрытие творческих интересов детей, природного творческого потенциала. В результате, ребенок дошкольного возраста приобретает определенный социальный опыт, что в свою очередь имеет важное значение в современном обществе.

Литература:

1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

2. Калшша, Л.М. Проблеми та реали державно-громадського управлшня осв^ою на сучасному етат розвитку демократичного суспшьства. Постметодика. 2012. №3. С. 2-10.

3. Никольская, О.Д. Социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / О.Д. Никольская // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург, 2006. Ч. 1. - С. 95-98.

Педагогика

УДК: 376.5

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры социальной педагогики Егорова Зоя Никитична

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. В статье раскрыта эффективность применения средств арт-терапии в работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Ключевые слова: арт-терапия, изо-терапия, несовершеннолетние, реабилитация, подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Annotation. The article reveals the efficiency of art therapy use in working with minors in difficult situations. Actuality of the research problem based on the analysis of research literature considering the realities of the modern system of rehabilitation of children in difficult life situations in a rehabilitation center for minors.

Keywords: art therapy, minors, rehabilitation, teenagers in difficult life situations.

Введение. Подростковый возраст является чрезвычайно уязвимым периодом развития, когда чувствительность психики к внешним воздействиям со стороны различных институтов социализации многократно усиливается, преломляясь внутренними процессами, меняющимися представлениями о себе, становлением целостной идентичности и поиском своего места в окружающем мире. По определению Б.Р. Манделя: «Подростковый возраст - это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретение новой социальной позиции» [6, С. 225]. Общие черты этого возраста - переменчивость настроения и эмоциональная нестабильность, в сочетании с неблагоприятными семейно-бытовыми отношениями, отсутствием контроля за их поведением в следствии чрезмерной занятости родителей или их безразличия к жизни подростков, ошибочным воспитанием, неблагополучными связами с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями и может привести к тяжелым последствиям, сказывающимся на ситуации в обществе. Разнообразие проблем, с которыми сталкивается социальный педагог в своей деятельности в работе с подростками, требует использования разнообразных методов и приемов работы. Одним из таких приемов работы - это терапия искусством или арт-терапия.

Изложение основного материла статьи. Проводя теоретический анализ, мы обратились к работам отечественных и зарубежных исследователей по обозначенной теме. Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что многие исследователи характеризуют подростковый период как один из самых критических возрастных периодов. Общие черты данного возраста - крайняя нестабильность настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, уязвимость, неадекватная реакция. Так же отмечают, что этот период богат конфликтами и осложнениями, в сочетании с неблагоприятными семейно-бытовыми отношениями, отсутствием контроля за их поведением неблагополучными связями с окружающими людьми эти особенности могут стать причинами эмоциональных нарушений. Если, все-таки, эти неблагоприятные моменты случились в жизни подростка ему может помочь социальный педагог, который своевременно корректирует его негативное эмоциональное состояние. Разнообразие проблем, с которыми сталкивается социальный педагог, работая с данной категорией несовершеннолетних, требует использования разнообразных методов и приемов работы [5], в том числе и психотерапевтических.

Несовершеннолетних, которые самостоятельно не в состоянии решить возникающие у них под воздействием тех или иных обстоятельств проблемы принято называть «подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации» [2, с. 28]. Также к данной категории относят и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В большинстве своем именно эти категории детей становятся воспитанниками реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Реабилитация несовершеннолетних должна строится по программе, состоящей из взаимодополняющих модулей: экстренная социальная помощь, педагогическая поддержка, сопровождение в образовательной организации, специализированная помощь и консультирование. Также, еще одним направлением работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, можно определить такое направление как психотерапия.

На современном этапе идет активное развитие психотерапии, освоение её новых форм и методов. Терапия искусством или арт-терапия одно из таких направлений, основанное на искусстве и творческой деятельности. Это направление может послужить эффективным методом работы с подростками, так как методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими проблемами, поэтому метод арт-терапии может быть широко использован в коррекционных целях [5].

По мнению исследователя М.В. Киселевой, «арт-терапия является междисциплинарным явлением. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; они предполагают также использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния» [3, С. 18].

Мы согласны с мнением автора А.И. Копытина, что «методика арт-терапии может быть использована для решения большого количества проблем, среди которых: невротические расстройства, травмы, кризисные состояния, потери, внутриличностные конфликты, психосоматические расстройства, постстрессовые расстройства, развитие в человеке способности к креативности и формирование целостности личности» [4, С. 203].

В своей работе «Современная клиническая арт-терапия» А.И. Копытин подчеркивает, что «проблемы самопознания, осмысления человеком самого себя, собственных способностей, собственного потенциала, решая вопросы повышения собственной значимости, самовыражения, с которыми может столкнуться человек в процессе жизнедеятельности можно решить с помощью применения арт-терапии, которая в свою очередь может поспособствовать принятию правильного выбора, избранию дальнейшей верной модели поведения» [4, С. 203].

В первые, термин «арт-терапия» («терапия искусством») предложил Андриан Хилл. А. Хилл применял данный метод работая с пациентами туберкулезного санатория, свою методику работы он представил в книге «Искусство против болезней» (1945 г.). Занятия искусством, как форму психотерапии, также применяли в лечении пациентов центров психического здоровья в коррекционной работе. В дальнейшем арт-терапия получила более широкую концептуальную основу в работах К .Роджерса и А. Маслоу. На современном этапе, в отличии от первоначального своего назначения - терапия пациентов с выраженными эмоциональными нарушениями, возможности применения арт-терапии расширилось.

Анализ литературы позволил сделать следующие выводы: арт-терапия одна из эффективных форм работы по формированию у детей способности мыслить творчески, находить разнообразные способы выхода из сложившихся ситуаций, помогает легче пережить возникающие неприятные моменты.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Якутска, экспериментом охвачено 12 подростков в возрасте 10-15 лет.

Для определения уровня тревожности подростков мы применили методику «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан, которая «позволяет выявить уровень общей, самооценочной, школьной, межличностной, «магической» тревожности. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни» [1].

По итогам тестирования были получены следующие результаты по показателю «Общая тревожность»: 1 подросток с высоким уровнем тревожности, что составляет 8%, 2 подростка - с повышенной тревожностью (17%), 3 подростка со средним уровнем тревожности (25%) и 6 подростков с низким уровнем тревожности (50%).

По отдельным субшкалам: «Самооценочная тревожность» 33% респондентов показали низкий уровень тревожности и 67% респондентов высокий уровень тревожности; «Школьная тревожность» у 50% респондентов выявлен низкий уровень тревожности, у 33% - средний уровень, 17% - высокий уровень тревожности. «Межличностная тревожность»: 17% показали высокий уровень, 33% - повышенный, 25% средний уровень, 25% низкий уровень тревожности. «Магическая тревожность»: низкий уровень у 83% респондентов, 17% показали средний уровень тревожности. Результаты, полученные в ходе тестирования показали, что среди респондентов больше подростков с самооценочной и межличностной тревожностью.

Таким образом, изучив и проанализировав личные дела воспитанников, а также полученные результаты для нейтрализации выявленных тревожностей и улучшения эмоционального состояния воспитанников реабилитационного центра нами была разработана программа коррекционной работы с использованием методов арт-терапии, а именно изотерапии и музыкотерапии в условиях реабилитационного центра.

Данная программа ориентирована на коррекцию эмоционального состояния подростков - воспитанников реабилитационного центра, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих трудности в межличностных отношениях, эмоциональной сфере, поведении. В работе с такими детьми используются различные методы и приемы, оказывающие положительное психологическое воздействие. Арт-терапия является наиболее удачной формой работы потому что позволяют наиболее полно раскрыть не только творческие возможности воспитанников, но и отвлечь от негативных переживаний.

Занятия проводили 2 раза в неделю, в течение трех месяцев. Продолжительность занятий от 20-30 минут до 1 часа. Программа состояла из 12 занятий с использованием тренингов, подвижных игр для разминки и арт-терапевтических направлений, а именно изотерапии, музыкотерапии и видеотерапии. Данная программа может быть применена как один из этапов социально-педагогической, коррекционной работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

По итогам работы мы провели контрольный срез с целью определения эффективности разработанной программы, подтверждения выдвинутого нами предположения, что использование арт-терапевтических

направлений таких как изотерапия, музыкотерапия, а также видеотерапия положительно скажутся на эмоциональном состоянии воспитанников: снимут напряжение, переключат от негативных переживаний, создадут доброжелательную атмосферу в группе среди воспитанников и взрослых, поспособствуют развитию творческих способностей, а также быстрой адаптации к новым условиям проживания и успешной реабилитации. В диаграмме 1 представлены результаты по показателю «Общая тревожность», подтверждающие эффективность проведенной работы.

Диаграмма 1. Уровень общей тревожности

Результаты проведённой работы подтвердили возможность и эффективность применения методов арт-терапии в социально-педагогической работе и реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. По результатам итогового тестирования наблюдалась положительная динамика: снижение уровня тревожности по всем шкалам. Однако, результаты одного респондента показали повышение уровня тревожности. Более подробное изучение и анализ проведенной работы с подростком показал, что данное изменение связано с ухудшением его эмоционального состояния, вызванного решением о направлении его в детский дом.

Выводы. Изучив и проанализировав полученные результаты, нами были сформулированы следующий вывод: разработанная нами программа подтвердила свою эффективность в коррекции эмоционального состояния несовершеннолетних, а именно у большинства воспитанников уровень личностной тревожности снизился; эмоциональное состояние воспитанников показало положительную динамику; во взаимоотношениях со сверстниками также наблюдалась положительная динамика; во взаимоотношениях со взрослыми (педагогами центра), отмечается большая открытость, доверие. На наш взгляд, наиболее универсальным методом арт-терапии является метод изотерапии, так как способность к рисованию есть абсолютно у всех. Занятия изотерапией улучшает не только познавательную деятельность (восприятие, воображение, мышление, внимание), но и совершенствуют эмоционально-волевую сферу, а именно: способность видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили наше предположение о том, что эффективность социально-педагогической работы с подростками повысится при использовании методов и приемов арт-терапии.

Материалы исследования были представлены и обсуждались на XVI Всероссийской научно-практической конференции «Инновации и традиции педагогической науки-2016», Всероссийской научно-практической конференции «Социальная педагогика: интеграция теории и практики» (2016 г.).

Литература:

1. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Сост. и ред. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 171 с.

2. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф. Дивицына. - Ростов на Дону, 2014. - 189 с.

3. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Кисилева. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.

4. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2015 - 526 с.

5. Лысых, Н.В., Баркова, Е.А. Арт-терапия в работе социального педагога // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 176-177; URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33057 (дата обращения: 02.11.2019).

6. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 352 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию сущности таких категорий, как «проектирование», «педагогическое проектирование», «проектирование образовательного процесса». В работе рассмотрены подходы современных отечественных педагогов относительно определения сущности указанных категорий. На основе анализа мнений ученых в исследовании сформулированы дефиниции указанных педагогической категорий.

Ключевые слова: проектирование, педагогическое проектирование, сущность, теоретический аспект, педагогическая наука, научные подходы, проектирование учебно-воспитательного процесса.

Annotation. The article is devoted to the substantiation of the essence of such categories as" design"," pedagogical design","design of the educational process". The paper considers the approaches of modern domestic teachers regarding the definition of the essence of these categories. Based on the analysis of the opinions of scientists in the study, the definitions of these pedagogical categories are formulated.

Keywords: design, pedagogical design, essence, theoretical aspect, pedagogical science, scientific approaches, design of educational process.

Введение. Проблема проектирования в образовательной среде в последние годы привлекает все большее внимание исследователей и практиков.

Проектирование в отечественной педагогической науке рассматривается в двух основных аспектах:

- социально-педагогическом;

- дидактическом.

Анализ тенденций развития педагогической науки на современном этапе обосновывает потребность реализации детального анализа и творческого переосмысления достижений ученых в области педагогического проектирования с целью оптимального использования образовательных инноваций в системе образования.

Несмотря на наличие фундаментальных научных разработок ученых, посвященных проблемам проектирования, на сегодня все еще остается неохваченным ряд вопросов, связанных с теоретическими и методическими аспектами внедрения педагогического проектирования образовательного процесса.

В нынешнее время назревает необходимость создания целостной модели проектирования образовательного процесса, отражающей современные подходы и инновационные тенденции в развитии образования. Решение указанных проблем требует детального изучения категорий проектирования, педагогического проектирования и проектирования образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к изучению теоретических аспектов педагогического проектирования, обозначим изученность исследуемой проблеме в отечественной педагогической науке на современном этапе.

Анализ теоретических источников позволил выявить, что в современной отечественной педагогике освещены только общие вопросы теории педагогического проектирования. В частности в работах В.П. Беспалько, В.Ф. Взятышева, К.Л. Ильина, Л.Д. Махмутовой, В.А. Сластенина и др.

Методические аспекты процедуры проектирования образовательного процесса представлены в трудах А.В. Барановой (проектирование учебно-методических комплексов в общетехнической подготовке студентов); С.А. Нечаева (проектирование дидактической информационной среды и методика его использование в высшем профессиональном образовании); Ю.Г. Татура (системное проектирование высшего образования) и др.

Как известно, категория «проектирование» пришла в педагогику из технической сферы знания. В этой связи для изучения сущности и природы понятия целесообразно обратится к справочной литературе в рамках указанной сферы. Так, в словаре «Научно-технический прогресс» термин «проектирование» определяется как «тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, сформировалась в рамках деятельности по изготовлению новых изделий, машин и механизмов» [9, с. 219].

По нашему мнению, понятие «проектирование» гораздо шире, чем представлено в указанном определении, в частности в контексте педагогической литературы его семантический спектр весьма объемнее.

Мы разделяем подход Г.Е. Муравьевой, которая понимает проектирование как социокультурный феномен. Исследовательница выделила основные аспекты, формирующие многогранное представление о категории проектирования. В соответствии с ее видением проблемы, проектирование - это:

- деятельность по превращению природных явлений в искусственные предметы и процессы, которые удовлетворяют человеческие потребности;

- процесс создания представления об объекте, которого еще не существует;

- выбор способа действий, подготовительные действия;

- компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять разнообразные виды необходимой деятельности;

- отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию [8, с. 14].

На основе обобщения и осмысления указанных аспектов, Г.Е. Муравьева сформулировала следующее определение проектирования: «деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений» [8, с. 14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.