Научная статья на тему 'Коррекция типа психосоциальной адаптации личности'

Коррекция типа психосоциальной адаптации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / КОРРЕКЦИЯ ТИПА ПСИХО-СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / PSYCHOSOCIAL ADAPTATION / PSYCHIC STATES / PSYCHOCORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Двойникова Е. Ю.

В статье приводятся результаты исследования влияния программы коррекции на фор-мирование типа психосоциальной адаптации у студентов специальности «Связи с об-щественностью»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRECTION OF A PERSON PSYCHOSOCIAL ADAPTATION TYPE

In the article an investigation results of the correction program influence on a formation of psychosocial adaptation of the PR students are presented.

Текст научной работы на тему «Коррекция типа психосоциальной адаптации личности»

КОРРЕКЦИЯ ТИПА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ Е.Ю. Двойникова1

Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: DEY10@rambler.ru

В статье приводятся результаты исследования влияния программы коррекции на формирование типа психосоциальной адаптации у студентов специальности «Связи с общественностью»

Ключевые слова: социальная адаптация, психические состояния, коррекция типа психосоциальной адаптации.

Современные исследования вопросов психосоциальной адаптации освещают ее социальную значимость, личностную необходимость, а также подчеркивают влияние успешности психосоциальной адаптации на психическое здоровье личности и ее устойчивость к психотравме [1]. Исследования психосоциальной адаптации раскрывали разные аспекты. Трудности процесса адаптации и условия их преодоления освещались в работах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, П.А. Просецкого и др. Проблема дидактической адаптации разрабатывалась Г.Н. Александровым, В.К. Елма-новой, Б.М. Петровым и др. Значение индивидуально-типологических особенностей личности в успешности процесса адаптации показано в работах М.Д. Дворяшина, К.О. Сантросян и др. Зависимость адаптации от особенностей протекания психических процессов рассматривалась в работах Л.Н. Борисова, Г.Г. Романович, Л.Н. Фоменко и др. Влияние адаптации на эффективность профессиональной подготовки студентов изучается в работах А.И. Лущинского, П.А. Просецкого, Б.М. Петрова, Л.Я. Рубина, В.А. Семиченко, В.В. Синявского и др. Роль профессиональной адаптации, формирующей профессиональные навыки, рассмотрена в работах П.Р. Атуто-ва, Ю.К. Васильева и В.А. Полякова. В исследованиях С.А. Дружилова пристальное внимание уделяется профессиональной адаптации и профессиональному развитию.

Также изучаются многие аспекты адаптационных механизмов, закономерности их влияния на восприятие информации окружающей социальной среды, типы, или разновидности (по А. Налчаджяну), психосоциальной адаптации. В работе А. Нал-чаджяна «Социально-психическая адаптация личности» понятие разновидности психической адаптации раскрывается как: «а) адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации; б) адаптация с сохранением ситуации». Оптимальной является первая из представленных, так как позволяет реконструировать реальную социальную ситуацию при сохранении целостности личности, которая в процессе взаимодействия обогащает свой социальный опыт, приобретая новые знания, навыки, социальную компетентность. Вторая разновидность оптимальной не является, так как личность претерпевает глубокие изменения, не способствующие ее развитию, актуализации, обогащению индивидуального опыта [2].

Качественные особенности психосоциальной адаптации имеют, на наш взгляд, определяющее значение в процессе формирования профессиональной компетентности студентов. Несмотря на необходимость оптимальной подготовки специалистов в процессе обучения, работ по исследованию влияния психосоциальной адаптации на формирование профессиональной компетентности студентов крайне мало. В таких

1 Двойникова Елена Юрьевна, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики.

исследованиях в основном освещаются вопросы внешнего проявления адаптации, такие как свободное владение знаниями, умение использовать личный опыт в новых профессиональных условиях, социальная активность. Но вопросы, связанные с качественными преобразованиями типов психосоциальной адаптации, все еще остаются малоисследованными. Кроме того, не разработаны методы диагностики типа адаптации, не создана программа ее коррекции. Таким образом, сформулированные выше проблемы являются актуальными.

Цель нашего исследования - реализовать программу коррекции психосоциальной адаптации личности, экспериментально изучить и провести анализ результатов ее воздействия. Программа разработана для студентов четвертого года обучения по специальности «Связи с общественностью». Содержит три последовательных этапа, каждый из которых является частью объективного анализа и преобразования личностного содержания участников эксперимента.

Гипотезами нашего исследования являются:

1. Тип психосоциальной адаптации характеризуется комплексом ведущих компонентов психического состояния личности, содержания Я-концепции, психологических установок.

2. Существуют способы коррекции типа психосоциальной адаптации.

Для подтверждения гипотез нами проводилась реализация программы коррекции психосоциальной адаптации личности среди студентов четвертого курса, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» в 2008/2009 и 2009/2010 учебных годах. На протяжении всего экспериментального периода осуществлялась диагностика комплекса ведущих компонентов психического состояния испытуемых.

Программа, содержащая три последовательных этапа коррекции типа психосоциальной адаптации, приведена в табл. 1.

Таблица 1

Этапы коррекции типа психосоциальной адаптации

№ этапа Содержание Средства

1 - диагностика психических состояний; - определение наличия внутреннего конфликта; - определение широты мышления; - определение личностных установок; - определение Я-концепции - методика диагностики психических состояний Г. Айзенка; - проективные методики определения внутренних противоречий; - тест определения широты мышления; - эксперимент, определяющий личностные установки; - проективная методика определения Я-концепции

2 - обогащение психологического опыта; - развитие способности к эмпатии; - развитие коммуникативного потенциала; - коррекция установок; - закрепление опыта - игра-тренинг коммуникации в конфликте; - психогимнастические упражнения, направленные на установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния; - тренинг развития способов приема и передачи информации; - анализ и преобразование личностных установок; - игры-тренинги рационального поведения и анализа ситуации

3 - идентификация; - определение изменений Я-концепции; - анализ результатов - проективная методика определения Я-концепции; - анализ изменений внутреннего содержания Я-концепции; - проективная методика определения новых личностных возможностей

В исследовании принимал участие 221 студент, в том числе: 101 человек - контрольная группа, 120 - экспериментальная группа. Эксперимент проводился в 2008/2009 и 2009/2010 учебных годах.

Перед началом реализации программы проводилось тестирование с целью определения уровня психосоциальной адаптации. В целом результаты показали средний и высокий уровни психосоциальной адаптации всех участников эксперимента. Однако, несмотря на данные показатели, не все испытуемые были успешны в учебной деятельности, в социальных отношениях, а также в решении квазипрофессиональ-ных задач. Значительная часть испытуемых демонстрировала отсутствие широты мышления, глубины анализа квазипрофессиональных задач, часто наблюдались включения защитных механизмов, присутствие проекции «на себя», «на другого», незрелые стратегии разрешения внутриличностных проблем.

Контрольная группа не участвовала в программе коррекции психосоциальной адаптации, в экспериментальной группе проводилась целенаправленная реализация программы.

Результаты входного тестирования студентов ФГО СамГТУ 2008/09 и 2009/10 учебных годов представлены в табл. 2 и на рис. 1.

Таблица 2

Результаты входного тестирования студентов ФГО СамГТУ 2008/09 и 2009/10 учебных годов

Тип группы Год № группы Общее кол-во человек ПСА 1 ПСА 2

Кол-во человек % Кол-во человек %

Контрольная 2008/09 4-1 18 5 27,8 13 72,2

4-2 15 4 26,7 11 73,3

4-3 21 5 23,8 16 76,2

Итого за 2008/09 54 14 25,9 40 74,1

2009/10 4-4 23 5 21,7 18 78,3

4-5 24 5 20,8 19 79,2

Итого за 2009/10 47 10 21,3 37 78,7

Всего 101 24 23,8 77 76,2

Экспериментальная 2008/09 4-4 19 4 21,1 15 78,9

4-5 24 6 25,0 18 75,0

4-6 19 5 26,3 14 73,7

Итого за 2008/09 62 15 24,2 47 75,8

2009/10 4-1 17 3 17,6 14 82,4

4-2 22 5 22,7 17 77,3

4-3 19 4 21,1 15 78,9

Итого за 2009/10 58 12 20,7 46 79,3

Всего 120 27 22,5 93 77,5

Уровень тревожности и ригидности, %

Сравнение результатов входного и итогового тестов контрольных групп ФГО (2008/9 - 2009/10)

Рис. 1

В ходе реализации программы нами проводились психологические тренинги, упражнения, направленные на понимание мотивов поведения оппонента, анализ собственных мотивов эмоциональных реакций, поведения, принимаемых решений. Также осваивались техники самостоятельной работы над внутриличностными противоречиями и проблемами. С целью обогащения эмоционального опыта проводились ролевые игры, направленные на развитие умения управлять эмоциональными реакциями, развитие гибкости, выразительности эмоций, культуры их проявлений. Анализировались результаты проективных методик, позволяющих наблюдать изменения внутреннего состояния участников эксперимента, преобразование психологических установок, соотношение содержательных компонентов Я-концепции.

У многих студентов наблюдалось влияние внутриличностных изменений на успехи в учебной и профессиональной деятельности. Появлялась глубина анализа ква-зипрофессиональных задач, конкретизировалась личная значимость в социальных связях, испытуемые проявляли активность в преобразовании проблемных ситуаций, осваивали прогрессивные коммуникативные стратегии, формировали мотивацию к личностному развитию.

Кроме того, программа коррекции психосоциальной адаптации позволила испытуемым сформировать «внутренний локус» контроля, мотивацию к саморазвитию, самоактуализации. Все вышеперечисленные внутриличностные изменения являются необходимым условием для возможности развития личностного потенциала.

В ходе эксперимента мы наблюдали изменение количества участников, имеющих определенный тип психосоциальной адаптации. Результаты итогового тестирования студентов ФГО СамГТУ 2008/09 и 2009/10 учебных годов представлены в табл. 3 и на рис. 2.

Результаты итогового тестирования студентов ФГО СамГТУ 2008/09 и 2009/10 учебных годов

Тип группы Год № группы Общее кол-во человек ПСА 1 ПСА 2

Кол-во человек % Кол-во человек %

Контрольная 2008/09 4-1 18 5 27,8 13 72,2

4-2 15 4 26,7 11 73,3

4-3 21 5 23,8 16 76,2

Итого за 2008/09 54 14 25,9 40 74,1

2009/10 4-4 23 5 21,7 18 78,3

4-5 24 5 20,8 19 79,2

Итого за 2009/10 47 10 21,3 37 78,7

Всего 101 24 23,8 77 76,2

Экспериментальная 2008/09 4-4 19 10 52,6 9 47,4

4-5 24 14 58,3 10 41,7

4-6 19 11 57,9 8 42,1

Итого за 2008/09 62 35 56,5 27 43,5

2009/10 4-1 17 10 58,8 7 41,2

4-2 22 13 59,1 9 40,9

4-3 19 10 52,6 9 47,4

Итого за 2009/10 58 33 56,9 25 43,1

Всего 120 68 56,7 52 43,3

Уровень тревожности и ригидности, %

Сравнение результатов входного и итогового тестов экспериментальных групп ФГО (2008/9 - 2009/10)

Рис. 2

Сравнительный анализ результатов контрольного тестирования показывает отсутствие внутриличностных изменений у студентов контрольной группы в ходе процесса обучения. Количество студентов, адаптированных по типу 1: входные показатели -21,3%, итоговые показатели - 21,3%. Количество студентов, адаптированных по типу 2: входные показатели - 78,7%, итоговые показатели - 78,7%. У студентов, участвовавших в коррекционной программе, наблюдаются значительные внутриличностные изменения. Количество студентов, адаптированных по типу 1, к концу эксперимента увеличивается: входные показатели - 22,5%, итоговые показатели - 6,7%. Количество студентов, адаптированных по типу 2, уменьшается: входные показатели - 77,5%, итоговые показатели - 43,3% . Таким образом, изменение типа психосоциальной адаптации возможно при использовании программы ее коррекции.

Программа коррекции психосоциальной адаптации позволила снизить у испытуемых уровень тревожности, ригидности и фрустрации, преобразовать иррациональные установки в рациональные, что в свою очередь повлияло на возможность разрешения внутриличностных противоречий, развития широты мышления, глубины анализа квазипрофессиональных задач.

Анализ результатов проведенного экспериментального исследования позволил выявить качественные отличия групп в плане особенностей психических состояний, внутренних противоречий, характера личностных установок, иерархии доминирующих Я-структур, составляющих Я-концепции, мотивов выбора коммуникативных стратегий. Все эти показатели явились определяющими в установлении типа психосоциальной адаптации.

На основании результатов, полученных в ходе эксперимента по реализации программы коррекции типа психосоциальной адаптации, можно сделать выводы о том, что тип психосоциальной адаптации характеризуется комплексом ведущих компонентов психического состояния личности, содержания Я-концепции, психологических установок, а также о том, что существуют способы коррекции типа психосоциальной адаптации. Таким образом, приведенные выше гипотезы нашли экспериментальное подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Двойникова Е.Ю. Ложь как психологический феномен в психосоциальной адаптации в вузе / Материалы I Международного форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма» (Санкт-Петербург, 2006). - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. - С. 217-218.

2. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / Отв. ред. Э.А. Александрян: АН АрмССР. Ин-т философии и права. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.

3. Пахальян В.Э. Личностно ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий: учеб. пособие. - Ч. III. Практикум. -М.: ПЕР СЭ, 2003.

4. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001.

5. Тайный мир рисунка: пер. с англ. - СПб.: Европейский дом, 2000.

Поступила в редакцию - 18/03/2011 В окончательном варианте - 28/03/2011

UDC 159.9.07

THE CORRECTION OF A PERSON PSYCHOSOCIAL ADAPTATION TYPE

E. Yu. Dvoinikova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

E-mail: DEY10@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.