Самсонова С. Н., Юдина Е. И.
Ассистент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина; студентка, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕСКАЗА РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения связной речи детей с ОНР посредством использования пересказа русских народных сказок. Нарушения связной речи создают серьёзные препятствия для успешного обучения в школе и требуют своевременной работы по их устранению.
Ключевые слова: речь, язык, русские народные сказки, игра.
Keywords: speech, language, Russian folk tales, game.
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребёнка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов,
нравственных и моральных установок.
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка.
Проблемой изучения связной речи занимались А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, В. П. Глухов, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др. [1, 34].
Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
С. Л. Рубинштейн считает, что «связность» - это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя.
Н. П. Ерастов, отмечает, что связная речь характеризуется наличием четырёх основных групп связей:
- логичеких - отнесённость речи к объективному миру и явлению;
- функционально - стилевых - отнесённость речи к партнёрам общения;
- психологических - отнесённость речи к сферам общения;
- грамматических - отнесённость речи к структуре языка [1, 21].
Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи - значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.
Речь считается связной, если для неё характерны:
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичность (последовательность изложения мысли);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
По мнению А. В. Текучева, под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка
единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.
Связная речь помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные
детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно - речевой опыт детей.
А. М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников [2, 43]. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи, у них отмечаются трудности программирования содержания высказываний и их языкового оформления. Для высказывания (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности
изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Наличие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображение) создаёт дополнительные затруднения в овладении чвязной речью.
Таким образом, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связных высказываний. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Целью обучения связной речи является формирование речевых умений:
- пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему), составить рассказ;
- логически последовательно раскрыть заданную тему;
- обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Одним из важнейших условий развития связной речи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР является использование в данном процессе пересказа художественных произведений в данном случае русских народных сказок.
В коррекционной работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР в процессе пересказа русских народных сказок, использовались методические рекомендации следующих авторов Т. А. Ткаченко, М. М. Кольцовой, Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной [3].
Коррекционно - логопедическая работа строилась в следующем порядке:
1) пересказ сказки по наглядному действию;
2) пересказ сказки с использованием фланелеграфа;
3) пересказ сказки по серии сюжетных картин;
4) пересказ сказки по сюжетной картине;
5) рассказ по сюжетной картине.
Использовались те произведения, которые не требуют контекстной, объёмной самостоятельной речи, а именно соответствующие возрасту и доступные для понимания детям. Это русские народные сказки («Теремок», «Зимовье зверей», «Морозко», «Заюшкина избушка»).
С целью большей эффективности коррекционного процесса создавалась адекватная предметная среда: отсутствовали посторонние раздражители, которые могли бы отвлекать внимание детей, но в тоже время присутствовала определённая наглядность, способствующая созданию эмоционального настроя во время пересказа (маски, фигурки героев сказок,
иллюстрации, игрушки). Дети во время занятий сидели в кружке на ковре, так как именно такая посадка способствует лучшему усвоению материала и даёт возможность логопеду видеть каждого ребёнка и детям друг друга.
Организуя работу по обучению пересказу, необходимо
придерживаться строгого плана:
1. Организационная часть (цель помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);
2. Чтение текста сказки (без установки на пересказ);
3. Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставили так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);
4. Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);
5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);
6. Упражнения на закрепление языкового материала;
7. Анализ детских рассказов.
При проведении занятий по обучению рассказыванию решались следующие задачи:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:
- усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);
- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения;
- обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР тренировались в разных видах пересказа (свободный, художественный с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным ритмом, темпом, интонированием, выборочный).
Таким образом, пересказ русских народных сказок является эффективным коррекционным средством в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Связные высказывания детей стали лаконичнее, точнее, усложнилась конструкция предложений, в речи появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи, в рассказах дошкольники стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Литература
1. Ефименков Л. Н. Формирование речи у дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 162 с.
2. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 560с.
3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.