Научная статья на тему 'Коррекция совладающего поведения подростков методами групповой схемотерапии'

Коррекция совладающего поведения подростков методами групповой схемотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
819
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ / EARLY MALADAPTIVE SCHEMAS (EMS) / РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СХЕМ / SCHEMA MODES / ГРУППОВАЯ СХЕМОТЕРАПИЯ / GROUP SCHEME THERAPY / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галимзянова Мария Владимировна, Романова Елена Васильевна, Касьяник Павел Моисеевич, Луз Кристоф

Раскрываются основы групповой коррекционной работы с подростками на основе схемоориентированного подхода. В ряде исследований показана взаимосвязь совладающего поведения взрослых людей и ранних дезадаптивных схем, которые формируются в детстве при неадекватном удовлетворении потребностей ребенка воспитывающими его взрослыми. Исследования ранних дезадаптивных схем на материале российских выборок позволили установить многочисленные достоверные связи выраженности ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования с разнообразными характеристиками личности, включая копинг-стратегии, психологическую адаптацию, ранние детские воспоминания, а также со стилями воспитания в родительской семье. Более высокий уровень конкретных ранних дезадаптивных схем, сформированных в детстве, чаще всего соответствует более высокому развитию неэффективных копинг-стратегий. Условия развития в детстве и подростковом возрасте, пережитые психологические травмы, особенности социализации в подростковой среде существенно влияют на социальную адаптацию взрослого человека. Наличие выраженных дезадаптивных схем приводит к формированию дисфункциональных копинговых стратегий. Очевидно, что для более эффективной коррекции дисфункциональных стратегий целесообразно осуществлять эту работу на более ранних этапах. Таким важным с точки зрения преодоления кризисов развития является подростковый возраст. Подростки часто испытывают не только сильные чувства, но и большую эмоциональную нестабильность. Чтобы ограничить и переработать негативные мысли подростка и саморазрушительные эмоции нет лучшего способа, чем вовлечь его в группу сверстников, ведомую квалифицированным терапевтом. Описываются преимущества групповой психокоррекционной работы методами схемотерапии, а также основные этапы и некоторые методические требования к групповой схемотерапии подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галимзянова Мария Владимировна, Романова Елена Васильевна, Касьяник Павел Моисеевич, Луз Кристоф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the principles of group corrective work with adolescents based on the scheme-oriented approach. A number of studies have shown the relationship between the coping behavior of adults and early maladaptive schemas that are formed in childhood with inadequate satisfaction of the needs of the child by raising him adults. Studies of early maladaptive schemas based on Russian samples made it possible to establish numerous reliable links between the severity of early maladaptive schemas and schema modes with various personality characteristics, including coping strategies, psychological adaptation, early childhood memories, and parenting styles. A higher level of specific early maladaptive schemas, formed in childhood, most often corresponds to a higher development of inefficient coping strategies. The conditions of development in childhood and adolescence, the experience of psychological trauma, the features of socialization in the teenage environment significantly affect the social adaptation of an adult. The presence of pronounced maladaptive schemas leads to the formation of dysfunctional coping strategies. Obviously, for more effective correction of dysfunctional strategies, it is expedient to carry out this work at earlier stages. Such an important age from the point of view of overcoming development crises is adolescence. Teenagers often experience not only strong feelings, but also greater emotional instability. To limit and change negative thoughts and self-destructive emotions of a teenager there is no better way than to involve him in a peer group led by a qualified therapist. The article describes the advantages of group psycho correctional work using the methods of schema therapy, as well as the main stages and some methodological requirements for group schema therapy of adolescents. (The study was carried out with the financial support of the Russian Humanitarian Research Foundation in the framework of the research project No. 15-06-10825 “Early maladaptive schemas and subjective childhood experiences in connection with the coping behavior of adults”).

Текст научной работы на тему «Коррекция совладающего поведения подростков методами групповой схемотерапии»

УДК 159.922.8

КОРРЕКЦИЯ

СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ ГРУППОВОЙ СХЕМОТЕРАПИИ*

М. В. Галимзянова, Е. В. Романова, П. М. Касьяник, К. Луз

Для цитирования

Коррекция совладающего поведения подростков методами групповой схемотерапии / М. В. Галимзянова и др. // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 1 (42). - С. 12-22.

Аннотация. Раскрываются основы групповой коррекционной работы с подростками на основе схемоориентиро-ванного подхода. В ряде исследований показана взаимосвязь совладающего поведения взрослых людей и ранних дезадаптивных схем, которые формируются в детстве при неадекватном удовлетворении потребностей ребенка воспитывающими его взрослыми. Исследования ранних дезадаптивных схем на материале российских выборок позволили установить многочисленные достоверные связи выраженности ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования с разнообразными характеристиками личности, включая копинг-стратегии, психологическую адаптацию, ранние детские воспоминания, а также со стиля-

© Галимзянова М. В., Романова Е. В., Касьяник П. М., Луз К., 2018

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 15-06-10825 «Ранние дезадаптивные схемы и субъективные переживания детства в связи с совладающим поведением взрослых».

ми воспитания в родительской семье. Более высокий уровень конкретных ранних дезадаптивных схем, сформированных в детстве, чаще всего соответствует более высокому развитию неэффективных копинг-стратегий. Условия развития в детстве и подростковом возрасте, пережитые психологические травмы, особенности социализации в подростковой среде существенно влияют на социальную адаптацию взрослого человека. Наличие выраженных дезадаптивных схем приводит к формированию дисфункциональных копинго-вых стратегий. Очевидно, что для более эффективной коррекции дисфункциональных стратегий целесообразно осуществлять эту работу на более ранних этапах. Таким важным с точки зрения преодоления кризисов развития является подростковый возраст. Подростки часто испытывают не только сильные чувства, но и большую эмоциональную нестабильность. Чтобы ограничить и переработать негативные мысли подростка и саморазрушительные эмоции нет лучшего способа, чем вовлечь его в группу сверстников, ведомую квалифицированным терапевтом. Описываются преимущества групповой психо-коррекционной работы методами схе-мотерапии, а также основные этапы и некоторые методические требования к групповой схемотерапии подростков.

Ключевые слова: ранние деза-даптивные схемы, режимы функционирования схем, групповая схемотера-пия, копинг-стратегии, подростковый возраст.

Подростковый возраст - один из важнейших этапов развития личности. Из-за быстрых физиологических изменений в организме и еще недостаточно развитой психологической и социальной зрелости подростки менее устойчивы к воздействию стрессовых факторов окружающей среды, а их психосоциальная адаптация легче нарушается в ситуациях даже небольших кризисов. В связи с этим возникает значимая проблема социальной дезадаптации подростка.

Условия развития в детстве и подростковом возрасте, пережитые психологические травмы, особенности социализации в подростковой среде существенно влияют на социальную адаптацию взрослого человека. Социальная дезадаптация проявляется в невозможности полноценно приспособиться к окружающим условиям, что сильно ухудшает качество жизни человека и может лежать в основе развития множества психологических и социальных проблем. В связи с этим изучение причин социальной дезадаптации и разработка способов эффективной помощи подросткам с целью профилактики и коррекции социальной дезадаптации являются одним из приоритетных направлений в психологии развития.

В качестве одного из перспективных направлений в современной психологии выступает изучение ранних дезадаптивных схем (РДС), формирование которых уходит корнями в опыт детства. По определению Дж. Янга,

РДС представляют собой очень устойчивые структуры, включающие в себя воспоминания, убеждения, эмоции и телесные ощущения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на восприятие событий, оценку себя и окружающего мира, а также организацию опыта и поведения человека. РДС являются дисфункциональными и нарушают нормальную социальную адаптацию человека [1, 2].

Изучение РДС на материале российских выборок активно проводились в 2013-2017 гг. [3]. Эти исследования позволили установить многочисленные достоверные связи выраженности РДС и режимов их функционирования с разнообразными характеристиками личности, включая копинг-стратегии, психологическую адаптацию, ранние детские воспоминания, а также со стилями воспитания в родительской семье. Были обнаружены устойчивые корреляционные связи между определенными характеристиками ранних дезадаптивных схем, стилей совла-дающего поведения и копинг-страте-гий у взрослых людей. Более высокий уровень конкретных РДС, сформированных в детстве, чаще всего соответствует более высокому развитию неэффективных копинг-стратегий. В целом можно утверждать, что более высокая выраженность практически всех РДС способствует преобладанию эмоционально-ориентированного копинга в ущерб проблемно ориентированному копингу или поиску социальной поддержки. Подтвердилась гипотеза о том, что формирование и актуализация определенного профиля реагирования в стрессовых ситуациях или копинг-стиля связаны с особенностями ранних дезадаптивных схем, сформированных в детском возрас-

те. В детском и подростковом возрасте стрессовые ситуации наиболее отчетливо связаны с удовлетворением или неудовлетворением базовых потребностей, в данном случае эмоциональных: в принятии, самоуважении, успешности, свободе выражения эмоций, спонтанности и здоровых границах. Неудовлетворение этих потребностей приводит к формированию ранних дезадаптивных схем, которые, в свою очередь, способствуют появлению тех или иных копинг-стратегий, чаще всего неэффективных по отношению к преодолеваемой стрессовой ситуации. Очевидно, что если дезадаптивные схемы формируются в детском и подростковом возрасте, то их коррекцию более эффективно проводить на ранних этапах, пока эти схемы не укоренились прочно в структуре личности. Подростковый возраст имеет в этом отношении особое значение, так как именно в этот период окружающим подростка людям становятся заметны те или иные нарушения поведения.

Подростки часто испытывают не только сильные чувства, но и большую эмоциональную нестабильность. Эта нестабильность относится не только к самооценке, но и к межличностным отношениям в целом. По словам одного подростка-пациента, жизнь похожа на «эмоциональную стиральную машину, иногда крутит вправо, иногда влево, а между ними всегда включается спин-цикл». Кроме того, мы часто наблюдаем повышенную импульсивность, которая приводит к повторяющимся кризисам, усиливая негативные убеждения, которые могут ухудшить состояние беспомощности, вплоть до проявлений суицидальности. Когда мы работаем с подростком, мы знаем, что принятие сверстников становится намного бо-

лее важным и мощным, чем суждение родителей. Чтобы ограничить и переработать негативные мысли и саморазрушительные эмоции подростка нет лучшего способа, чем вовлечь его в группу сверстников, ведомую квалифицированным терапевтом.

На основе проведенных исследований [4, 5] и психокоррекционной практики на базе Психологического центра «Анима» в Санкт-Петербурге были разработаны основы и конкретные программы групповой схемотерапии для подростков. Преимущества групповой работы по сравнению с индивидуальной заключаются в следующем:

групповой опыт противодействует отчуждению, помогает в решении межличностных проблем, подросток не остается один на один со своими трудностями;

подростки обнаруживают, что их проблемы не уникальны и другие переживают сходные чувства;

группа отражает общество и семью в миниатюре, делает очевидными многие скрытые факторы;

группа предоставляет возможность проанализировать свое поведение в безопасных и комфортных условиях;

в группе подростки могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то другим; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание и эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя

самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе.

Основные понятия, применяемые в подростковой групповой схемотера-пии, включают помимо концепции РДС понятия «режимы функционирования РДС» и «замещающее родительство». В групповой схемотерапии взрослых, и особенно подростков, работа осуществляется в основном не с РДС, которые являются весьма ригидными и трудными для осознания и восприятия, а с режимами их функционирования. Активизация РДС релевантными событиями вызывает включение одного или нескольких дисфункциональных режимов, которые ведут к искажениям в мышлении, сильным эмоциональным реакциям и проблемному поведению. Режимы представляют собой интенсивные эмоциональные состояния, возникающие в определенный момент времени,когда происходит активизация РДС. Режимы функционирования РДС могут быть не только дисфункциональными, но и адаптивными. Существует 4 вида режимов функционирования РДС:

1. Детские режимы: уязвимый, сердитый, импульсивный,необузданный (недисциплинированный) и счастливый ребенок.

При работе с подростками внимание на возрасте не акцентируется. Как правило, мы не используем слово «ребенок» для обозначения перечисленных режимов, говоря об уязвимой (ранимой, чувствительной, грустной и т. д.), сердитой, импульсивной, недисциплинированной и счастливой частях, давая каждому из режимов название вместе с подростками. Подростки придумывают для режимов такие названия, которые будут им понятны, и могут оптимально передать суть каждого из режимов и то,

как они ощущают и представляют его (например: «грустная Оля», «непоседа», «одинокий малыш», «веселый», «радостное солнышко» и др.).

2. Дезадаптивные копинговые режимы: отстраненный защитник, избегающий, отстраненный самоутешитель, послушный капитулянт, высокомерный самовозвеличиватель, агрессивный задира.

Для работы обычно выбираются те дезадаптивные копинговые режимы, которые присутствуют в конкретной группе, мешают групповому процессу, препятствуют достижению целей или представляют угрозу для психологической безопасности участников.

3. Дисфункциональные родительские (критикующие) режимы: наказывающий, требовательный и обвиняющий критик.

Эти режимы представляют собой интернализованные негативные или критические послания, которые транслировались человеку в детстве его родителями и ближайшим окружением и в дальнейшем превратились в своеобразный внутренний голос, особенно часто звучащий в трудных и проблемных ситуациях и влияющий на интерпретацию ситуации, эмоциональное состояние и поведение человека.

В подростковой схемотерапии для обозначения этих режимов никогда не используется слово «родитель». Оно заменяется на понятие «критик», что позволяет избежать конфликта лояльности к семейным ценностям. Большинство подростков живут в семьях с одним или обоими родителями, актуальные взаимоотношения с которыми продолжают быть значимыми и влияют на них, даже несмотря на травматический характер этих отношений. В связи с этим мы называем эти режимы

«внутренний критик» и «требовательный критик», что хорошо понятно подросткам и помогает решить проблему лояльности.

Режим здорового взрослого представляет собой функциональный, адаптивный режим, который позволяет брать на себя ответственность, принимать решения, ставить и достигать цели, заботиться о себе и других. В подростковой схемотерапии мы не используем термин «взрослый», так как очевидно, что подростки еще не являются взрослыми и по определению не могут обладать всеми качествами взрослого человека. Мы заменяем название этого режима на «мудрый», «умный» или «способный».

Замещающее родительство является краеугольным камнем успешного лечения в схемотерапии. Терапевты - посредники между взрослым и подростковым миром. Они становятся людьми, которым доверяет подросток. Будучи хорошим родителем для детских режимов, в частности для режима «уязвимого подростка», терапевты находят способы принять чувства и потребности разных режимов. При этом терапевтические вмешательства должны соответствовать не только уровню развития подростка, но и конкретному режиму, в котором он в данный момент находится.

Задача терапевта - помочь подросткам найти способы удовлетворения своих базовых психологических потребностей вне группы, установить здоровые отношения со своими родителями, учителями, сверстниками и другими людьми. Терапевты делают то, что сделал бы любящий и заботливый родитель подростка, отвечая потребностям этого подростка в пределах профессиональных границ. В удов-

летворении основных эмоциональных потребностей главная цель - помочь подросткам развить свой мудрый (умный) режим. Терапевты занимают разные позиции по отношению к разным режимам и используют разные интервенции в зависимости от режима, в котором находятся участники группы. Например, проявляют тепло, заботу и сочувствие к режиму «уязвимого подростка», дают ему безопасность и поддержку; очень тверды, устойчивы и последовательны во взаимодействии с режимом «внутреннего критика», умеют ставить и удерживать здоровые границы при взаимодействии с дисфункциональными копинговыми режимами и очень уважительно, с доверием и интересом относятся к мудрому (умному) режиму.

Групповая работа существенно расширяет возможности удовлетворения потребностей подростков, поскольку они встречаются как с терапевтами, так и с членами группы. Группа представляет семью с двумя «родителями» (ко-те-рапевтами) и 6-7 сиблингами. Это помогает подросткам научиться эффективно общаться с родителями, учителями, другими членами взрослого мира и сверстниками, что позволяет решить одну из основополагающих задач развития в подростковом возрасте.

Для подростковой групповой схе-мотерапии существуют показания и противопоказания. Она является эффективной при работе с широким спектром подростковых проблем, но есть определенные дисфункции, которые могут особенно выиграть от групповой динамики: беспокойство и страхи, депрессии, школьная неуспешность, низкий самоконтроль, психологические травмы, психосоматические проблемы, низкая самооценка, расстрой-

ства пищевого поведения (не в острой фазе, при стабильном диапазоне веса), обсессивно-компульсивное расстройство, самодеструктивное поведение, трудности во взаимоотношениях, межличностные проблемы, конфликты с членами семьи,сверстниками,учителями, отсутствие целей и мотивации. К показаниям включения в группу можно также отнести антисоциальное поведение и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). При этом важно учитывать, что подростки с антисоциальным поведением или СДВГ могут быть включены в психотерапевтическую группу, только если они находятся в меньшинстве в группе и уже прошли индивидуальную схемоте-рапию перед группой. Более предпочтительно, если они проходят ее одновременно с группой,чтобы терапевты могли обеспечить безопасность для ее членов и давать необходимую поддержку и помощь [6].

К критериям невключения в группу относятся: злоупотребление психоактивными веществами и наркомания (если группа специально не посвящена этой теме, не проводится в специализированном учреждении и все члены группы не имеют одинаковую проблему), психозы, острые расстройства, органические поражения головного мозга, антисоциальное расстройство личности, первазивные нарушения развития, суицидальные тенденции (когда требуется индивидуальное внимание), низкий уровень интеллекта, близкие родственники в одной группе.

Оптимальный размер схемотера-певтической группы - 8-10 участников при наличии двух ко-терапевтов или одного терапевта и одного помощника.

В больших группах стеснительные, закрытые и интровертированные под-

ростки могут не получить достаточно внимания. В маленьких группах возрастает психологическая нагрузка на каждого подростка. Для некоторых подростков трудно не только делиться чувствами, но даже просто говорить перед другими людьми, особенно находясь в центре внимания. Меньшие группы сокращают возможности групповой динамики, а также уменьшают количество обратной связи и вариативность моделей поведения, необходимых для социального научения.

Рекомендуемая разница в возрасте между участниками группы не должна превышать 2 лет. Причем чем младше подростки, тем меньше должна быть разница в возрасте между ними в одной группе. В психологическом центре «Анима» в Санкт-Петербурге проводятся схемотерапевтические группы с подростками всех возрастов от 11 до 17 лет.

Предпочтительная продолжительность групповых занятий один раз в неделю от 2,5 до 4 часов в течение 3-4 месяцев. Такая продолжительность занятий позволяет большинству проблемных моделей поведения и дисфункциональных режимов становиться заметными после первого часа, когда снижается защита. Во время занятий подросткам предлагается принять участие в разнообразных видах активности: игры, дискуссии, упражнения, творческие работы. В связи с этим групповые встречи становятся интенсивными и очень динамичными.

Примеры объединения подростков в группы в зависимости от возраста:

9-12 лет - группа раннего подросткового возраста. В 9 лет у многих подростков уже происходят изменения. Родители и учителя замечают первые признаки подросткового поведения.

Изменения, которые имеют место у подростков в этом возрасте, действительно очень существенны, и групповая работа им совершенно необходима. Оптимальная продолжительность сессий - 2,5 часа с 30-минутным перерывом;

12-15 лет - группа среднего подросткового возраста. Происходит смена ведущей деятельности с учебной на межличностное общение, поэтому взаимодействие со сверстниками становится чрезвычайно важным, а групповое взаимодействие - незаменимым. Этот период совпадает с развитием самоанализа и рефлексии, поэтому групповые сеансы могут длиться дольше -3 часа с 30-минутным перерывом;

15-17 лет (2 или 3 последних школьных года) - группа старшего подросткового возраста - 4 часа с 40-минутным перерывом.

Каждый курс длится с сентября по декабрь и с февраля по май с месячным перерывом зимой и трехмесячным перерывом летом. Такой формат позволяет сосредоточиться на одной теме за цикл, так как каждый трехмесячный курс схемотерапии имеет одну из основных тем: чувства, разрешение конфликтов, общение, самопознание, уверенность и др. Это помогает терапевтам иметь заранее подготовленную психообразовательную часть и модифицированные схемотерапевтические интервенции согласно теме занятий, а подросткам -ощущение новизны каждый раз, когда они принимают участие в деятельности группы. У подростков есть возможность посещать все группы, начиная с первого цикла до последнего, или выбирать группы, которые им интереснее.

Основные задачи групповой схемо-терапии подростков:

1. Создать защищенную доброжелательную атмосферу («групповую се-

мью»), в которой можно было бы безопасно делиться эмоциями и строить отношения.

2. Определить режимы, изучить их истоки, проявления и воздействие на повседневную жизнь, а также роль в актуальных проблемах, с которыми сталкиваются подростки.

3. Ослабить или обойти режим отстраненного защитника и другие дисфункциональные копинговые режимы, создав теплую атмосферу и поддерживая связь.

4. Прислушаться к режиму сердитого ребенка, обучая его выражать свои потребности и эмоции приемлемым способом.

5. Получить доступ к уязвимому ребенку, валидизируя его чувства, исследуя его потребности, предоставляя защиту и комфорт.

6. Ослабить и победить критикующие и копинговые режимы.

7. Научить режимы импульсивного и недисциплинированного ребенка эффективным механизмам достижения целей.

8. Поддержать и развить мудрый режим.

9. Высвободить и развить режим счастливого подростка - помочь в выражении собственной креативности, научить получать удовольствие от своего развития, образования, отношений и жизни в целом.

10. Помочь подросткам перенести результаты терапии в повседневную жизнь.

Фазы групповой схемотерапии с подростками:

1. Бондинг и эмоциональная регуляция.

Как и в групповой схемотерапии взрослых [7], первый этап групповой работы с подростками направлен на

формирование связи между участниками группы и развитие сплоченности. Особое внимание уделяется безопасности, развитию чувства принадлежности, удовлетворению базовых психологических потребностей. Здесь речь идет не о социально-психологическом тренинге, а о полноценной терапевтической группе: суть начального этапа заключается в создании «групповой семьи», что позволит в дальнейшем достичь максимальной степени открытости и искренности взаимоотношений участников и ведущих. А это, в свою очередь, будет способствовать глубинной проработке проблем и личностным изменениям, происходящим постепенно в доброжелательной и поддерживающей среде.

На начальной стадии работы одной из важных целей также является развитие эмоциональной компетентности, что, в свою очередь, помогает подросткам сформировать базовые навыки эмоциональной саморегуляции. Эти навыки, как правило, еще недостаточно развиты в подростковом возрасте. Эмоциональная компетентность и эмоциональная саморегуляция помогают подросткам в осознании их чувств, триггеров, учат обращаться за поддержкой и оказывать помощь самим себе и другим. Это укрепляет связь между членами группы и повышает безопасность в группе.

Компонентами этого этапа являются: принятие групповых правил, определение личных целей и знакомство с тем, чего можно ожидать от группы. На данном этапе подготавливается почва для работы с режимами функционирования РДС, используется большое количество экспериенциальных упражнений, направленных на установление и поддержание связи, например «Пау-

тинка» или визуализация «Волшебный шар безопасности» [7]. Участники также получают своеобразные «переходные объекты», которые символизируют связь между ними, индивидуальные или групповые достижения и т. д. Это позволяет участникам часто обращаться к групповому опыту между сессиями. Примером таких объектов могут служить браслеты ресурсов, маленькие игрушки, групповая игрушка (подростки по очереди берут с собой игрушку домой и заботятся о ней), наклейки, кусочки флиса (символизирующие связь с другими участниками) и т. д.

Развитие эмоциональной компетентности достигается путем различных ролевых игр и упражнений, направленных на изучение эмоций, рефлексию своего эмоционального состояния, выражение чувств: ассоциирование чувств с цветами, погодой; выражение чувств при помощи мимики, интонации, движений; создание групповых рассказов о чувствах; создание айсберга чувств и т. д. Основным психолого-образовательным компонентом на этом первом этапе является теория о потребностях и чувствах. Теоретический материал, направленный на изучение режимов функционирования РДС, представлен на втором этапе групповой работы.

2. Работа с режимами функционирования РДС, их осознание и изменение.

1) Осознание режимов мы начинаем с представления адаптированной модели режимов функционирования РДС в группе и помогаем подросткам научиться определять свои режимы, осознавать их происхождение и воздействие на повседневную жизнь и текущие проблемы. Представление модели режимов в группах подростков является непростой задачей. Под-

ростки обычно не сидят и не прислушиваются к лекциям, поэтому вся теория представляется в интерактивной форме: группа участвует в игре, демонстрациях, обсуждает мультфильмы и эпизоды из фильмов, демонстрирующих определенные режимы. В групповой работе могут использоваться те же демонстрации и метафоры, что и в индивидуальной подростковой схемотерапии (например, овечка Долли, волшебные очки и другие способы для иллюстрации режимов [8]).

Для иллюстрации модели режимов также используется метафора матрешки. Демонстрация проводится при помощи 10-элементной матрешки, на каждом элементе которой нарисован ребенок в каждом из 10 режимов функционирования РДС: мудрый, счастливый, сердитый, уязвимый, критик, требовательный, отстраненный, импульсивный и т. д. Каждая матрешка представляет собой один режим. Далее подросткам предлагается сделать дизайн собственных матрешек-режимов на листе бумаги (A3), выбрав для каждого режима контур определенного размера, придумать, как выглядит каждый из режимов, и нарисовать их. Режим, который появляется чаще всего, можно нарисовать на самой большой матрешке. Режим, появляющийся реже всего, предлагается нарисовать на самой маленькой матрешке. Терапевты также делают дизайн собственных матрешек-режимов.

Еще один способ познакомиться поближе с теорией режимов - создать собственные очки, символизирующие собственные режимы, используя рисунки контуров очков, сделанных пунктирными линиями. Подростки придумывают для каждого режима свою форму очков, цвет, дизайн и дают им

названия. Потом очки можно вырезать и устроить театрализованное представление, показывая как каждые из очков могут менять поведение человека, исходя из того, как он воспринимает окружающий мир.

Теория режимов и различные нюансы, связанные с их функционированием, более понятны для подростков, когда они представлены в форме сказки или истории. Сказки и рассказы создаются терапевтами заранее, а потом рассказываются в группе в очень экспрессивной и эмоциональной манере. Истории затем обсуждаются в малых группах или в общем кругу. Подростки делают рисунки на основе историй и играют в ролевые игры с использованием персонажей/режимов. Истории могут сочиняться и участниками в группе совместно с терапевтами. Терапевты, как правило, рассказывают начало истории, а подростки представляют себе продолжение и создают конец истории. Одна и та же история может использоваться в качестве сквозного элемента для каждой групповой встречи: на каждой из сессий рассказывается одна часть истории, связанная с темой группы и обсуждаемыми режимами.

Теория режимов становится более понятной и лучше усваивается, когда подростки участвуют в творческих занятиях, которые помогают им выражать свой внутренний мир: например, создание коллажей режимов. Творческие мероприятия также дают возможность удовлетворить потребность подростка в спонтанности и игре.

2) Для изменения режимов в индивидуальной и групповой схемотерапии были разработаны специфические интервенции. Как правило, в групповой схемотерапии взрослых работа по изменению режимов начинается с пре-

одоления дезадаптивных копинговых режимов, в первую очередь режима отстраненного защитника, который препятствует установлению контакта с режимом уязвимого подростка [7]. Поскольку у подростков схемы и режимы все еще находятся в процессе развития, то дезадаптивные копинговые режимы не обязательно будут препятствовать работе с детскими режимами. В связи с этим мы предлагаем начинать работу по изменению режимов с режима сердитого ребенка. Цель этой работы - отреагировать накопленное напряжение, услышать и осознать потребности, которые стоят за гневом, и научиться более здоровым и веселым способам выражения гнева. Когда эта цель достигнута, это приводит нас непосредственно к режиму уязвимого подростка, позволяя получить доступ к чувствам и потребностям, на страже интересов которого стоял режим сердитого подростка.

Интервенции, используемые в работе с режимом сердитого ребенка: различные упражнения и игры с воздушными шарами: вдувание и выдувание гнева, битва на шариках, «звучание» и «разговор» шарами и др. Экс-териоризация гнева происходит путем создания собственной «злючки», придумывание и анализ ее истории, проявлений и участие в «злючем концерте». Упражнения позволяют выразить гнев, ругаясь абстрактными понятиями, например, названиями овощей и фруктов, или участвуя в командных и парных играх - «перетягивание каната», «войнушка», «снежки» и т. п. Осознать связь гнева с неудовлетворенными потребностями уязвимого режима можно при помощи упражнения «Ёжик», в котором каждая из колючек символизирует гнев, возникавший у того или

иного участника в ответ на неудовлетворенные потребности.

Интервенции, используемые для работы с режимом уязвимого подростка, включают в себя различные визуализации, создание и использование переходных объектов, установление связи при помощи флисовых полосок, создание коробки для уязвимого подростка, «портрет» уязвимого подростка и создание группового списка потребностей, упражнения «дорога любви», «улитка» и т. д.

Интервенции для работы с внутренним критиком включают в себя создание «портрета» критика на ткани или на бумаге и заполнение его негативными посланиями, услышанными от окружающих, а затем символическое «избавление» от критика, ролевые игры с критиком.

Если на этапе изменения режимов у кого-то из участников группы возникает в памяти травматический эпизод, можно использовать технику группового рескриптинга воспоминаний. Однако в целом при работе с подростками мы отдаем предпочтение ролевой игре и отработке новых поведенческих паттернов, учитывая то, что в отличие от взрослых у подростков те проблемы и трудности, с которыми взрослым приходится работать ретроспективно, происходят в настоящее время. В связи с этим участники анализируют проблемы и практикуют новое поведение, чтобы иметь возможность решать текущие проблемы и трудности, которые возникают у них как внутри, так и вне группы.

3) Для развития здоровой автономии у подростков (как и в групповой схемотерапии взрослых)[9] третий этап направлен на укрепление мудрого (здорового) режима. Одной из ос-

новных целей на этом этапе является помощь подросткам в том, чтобы внедрять новые знания и навыки в повседневную жизнь, пребывая в мудром режиме большую часть времени.

Реализация программ групповой схемотерапии с подростками существенно помогает им в решении психологических проблем и адаптации к жизненной ситуации. В результате работы в группе у подростков значительно снижается тревожность и повышается стрессоустойчивость, улучшается саморегуляция. Разрешаются многие поведенческие проблемы, являвшиеся препятствием к эффективной социальной адаптации, повышается самооценка и улучшаются их межличностные отношения. Многие родители сообщают о существенном улучшении самочувствия (в случае обращения по поводу психосоматических проблем) и школьной успеваемости, а также снижении выраженности симптомов, с которыми подростки были направлены на групповые занятия. Таким образом, подростковая групповая схемотерапия - эффективный метод коррекции социальной дезадаптации и средство повышения жизненного благополучия подростков и их семей.

Библиографический список

1. Young J. E., Klosko J. S., Weishaar M. (2003). Schema Therapy: A Practitioner's Guide. Guilford Publications: New York.

2. Концептуальные основы групповой и индивидуальной схемотерапии

/ П. М. Касьяник и др. // Российский психотерапевтический журнал. 2013. № 1. С. 23-26.

3. Мироненко Т. А. Обзор отечественных исследований ранних деза-даптивных схем // Молодой ученый. 2017. № 1. С. 409-411.

4.Взаимосвязьстилей воспитания и ранних дезадаптивных схем / Е. Н. Богданов [и др.] // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3(40). С. 83-93.

5. Галимзянова М. В., Касьяник П. М., Романова Е. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2016. № 3. С. 109-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gardner R. (1999) Individual and Group Therapy and Work with Parents in Adolescent Psychotherapy Northvale, New Jersey, London: Jason Aronson Inc.

7. Farrell J., Shaw I. (2012) Group Schema Therapy for borderline personality disorder: A step-by-step treatment manual with patient workbook. Oxford: Wiley Blackwell.

8. Loose C., Graaf P., Zarbock G. (2013) Schematherapie mit Kindern und Jugendlichen. Weinheim: Beltz.

9. Farrell J., Reiss N., Shaw I. (2014) The Schema Therapy Clinician's Guide: A Complete Resource for Building and Delivering Individual, Group and Integrated Schema Mode Treatment Programs. Oxford: Wiley Blackwell.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.