Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ВЕБИНАРОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ'

КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ВЕБИНАРОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / самооценка детей дошкольного возраста / адекватность самооценки / формирование самооценки / детско-родительские отношения / воспитание детей дошкольного возраста / педагогические условия / семейные отношения / воспитательный процесс / онлайн-вебинар / self-esteem / self-esteem of preschool children / the adequacy of self-esteem / the formation of self-esteem / child-parent relationships / education of preschool children / pedagogical conditions / family relations / educational process / online webinar

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафаралиева Разият Айнудиновна

В статье обращено внимание на необходимость развития педагогической компетентности родителей в отношении целенаправленного формирования и коррекции самооценки у ребенка в семье. Цель — проанализировать особенности организации онлайн-вебинаров для родителей в целях помощи им в процессе формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Предложен цикл информационно-просветительских педагогически направленных онлайн-вебинаров для родителей под общим названием «В моей семье гармония», цель которого заключается в формировании педагогической компетенции родителей, а его стержнем стал принцип взаимодействия, что отражено как в задачах и содержании онлайн-вебинаров, так и в стиле ведения группы, когда педагог выступает реальной моделью общения для участников. Разработанный цикл онлайн-вебинаров предусматривает различные направления и формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста группы риска неправильного формирования самооценки: информационные сообщения, дискуссии; выполнение домашних заданий по самостоятельной проработке теоретического и практического материала после каждого онлайн-вебинара. Содержание курса онлайн-вебинаров основывается на теоретической почве исследований влияния характера отношений родителей с ребенком на личностное формирование самооценки последнего, а также эмпирически выявленных закономерностях и связях исследуемых феноменов. В основу онлайн-вебинаров были положены принципы эмоциональной искренности и открытости, информированности и конфиденциальности; баланса комфорта и дискомфорта. В содержание курса были включены вопросы и упражнения, которые рассчитаны на самораскрытие родителей, осознание ими своих личностных качеств и уровня их самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INADEQUATE SELF-ASSESSMENT OF A CHILD: FEATURES OF ORGANIZING ONLINE WEBINARS FOR PARENTS

The research draws attention to the need to develop the pedagogical competence of parents in the purposeful formation and correction of self-esteem in a child in a family. The research aims to analyze the features of organizing online webinars for parents in the process of forming the self-esteem of a child of senior preschool age in a family setting. A cycle of information and educational pedagogically directed online webinars for parents under the general title “Harmony in my family” is proposed, the purpose of which is to form the pedagogical competence of parents. The principle of interaction has become its core, which is refl ected in the tasks and content of online webinars and in the style of leading a group when the teacher acts as a real model of communication for the participants. The developed cycle of online webinars provides for various areas and forms of activities with parents of children of senior preschool age at risk of self-esteem formation: information messages, discussions, and doing homework for independent study of theoretical and practical material after each online webinar. The content of the course of online webinars is based on the theoretical basis of research into the influence of the nature of the relationship between parents and the child on the personal formation of the child’s self-esteem, as well as empirically identified patterns and relationships of the studied phenomena. The online webinars were based on the principles of emotional sincerity and openness, awareness and confidentiality, and balance of comfort and discomfort. The content of the online course included questions and exercises designed for the selfdisclosure of parents, their awareness of personal qualities, and their level of self-esteem.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ВЕБИНАРОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 3 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ

Р. А. САФАРАЛИЕВА

КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ВЕБИНАРОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(МАДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик»; e-mail: roza.safaralieva@yandex.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-134-149

В статье обращено внимание на необходимость развития педагогической компетентности родителей в отношении целенаправленного формирования и коррекции самооценки у ребенка в семье.

Цель — проанализировать особенности организации онлайн-вебинаров для родителей в целях помощи им в процессе формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Предложен цикл информационно-просветительских педагогически направленных онлайн-вебинаров для родителей под общим названием «В моей семье гармония», цель которого заключается в формировании педагогической компетенции родителей, а его стержнем стал принцип взаимодействия, что отражено как в задачах и содержании онлайн-вебинаров, так и в стиле ведения группы, когда педагог выступает реальной моделью общения для участников.

Разработанный цикл онлайн-вебинаров предусматривает различные направления и формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста группы риска неправильного формирования самооценки: информационные сообщения, дискуссии; выполнение домашних заданий по самостоятельной проработке теоретического и практического материала после каждого онлайн-вебинара. Содержание курса онлайн-вебинаров основывается на теоретической почве исследований влияния характера отношений родителей с ребенком на личностное формирование самооценки последнего, а также эмпирически выявленных закономерностях и связях исследуемых феноменов.

В основу онлайн-вебинаров были положены принципы эмоциональной искренности и открытости, информированности и конфиденциальности; баланса комфорта и дискомфорта. В содержание курса были включены вопросы и упражнения, которые рассчитаны на самораскрытие родителей, осознание ими своих личностных качеств и уровня их самооценки.

Ключевые слова: самооценка; самооценка детей дошкольного возраста; адекватность самооценки; формирование самооценки; детско-родительские отношения; воспитание детей дошкольного возраста; педагогические условия; семейные отношения; воспитательный процесс; онлайн-вебинар.

Введение

С целью соблюдения формата современной личностно-ориентиро-ванной образовательной парадигмы все большее значение приобретают вопросы формирования у подрастающего поколения адекватных субъективных личностных качеств, в частности адекватной самооценки. Прибегнув к изучению передового психолого-педагогического опыта по вопросам самооценки личности, мы выявили, что категория «самооценка» имеет на сегодня достаточно много определений и каждое из них трактует ее несколько по-своему.

На сегодняшний день многие ученые рассматривают категорию «самооценка» как систему представлений человека о себе. Как правило, она формируется еще в дошкольном возрасте на основании сравнения ребенком себя с окружающими людьми [1]. При этом существуют разные определения понятия «самооценка», разные мнения исследователей по вопросам определения ее видов, структурных компонентов и других вопросов, связанных с ее обоснованием. О сложности и неоднозначности данного термина свидетельствуют различия в его основополагающей категории, к которым принято относить: «личностное образование», «ядро индивидуальности личности», «элемент самосознания», «комплекс проявлений личности» [2].

Среди всех факторов, влияющих на воспитание ребенка от рождения до взрослой жизни, семья и педагоги играют ключевую роль. Однако, в связи с глубокими потрясениями, затрагивающими как семью, так и традиционную учебно-воспитательную среду, возрастает путаница в отношении их соответствующих обязанностей. И тем и другим часто не хватает опоры, особенно перед лицом таких проблем, как альтернативные модели, предлагаемые средствами массовой информации, или сложные

Категория «самооценка» как система представлений человека о себе

социальные явления, такие как социальная изоляция, маргинализация или насилие.

Дошкольный возраст является активным этапом осознания ребенком себя, своих потребностей, мотивов поведения, деятельности и общения. И если в раннем детстве наблюдается формирование зачатков самооценки ребенка, то уже у старшего дошкольника формируется отношение к себе и окружающему миру. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребенка в первые годы его жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. В связи с чем этот процесс требует профессионального руководства и внимательного отношения к ребенку [3].

Первые люди, с которыми сталкивается ребенок — его родители, братья и сестры, другие родственники. Затем наступает очередь педагогов детского сада и учителей. Именно семья, по мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, является естественным институтом формирования личности ребенка. Ведь в семье происходит усвоение первичных социальных правил и норм, становление системы ценностных установок, от родителей ребенок перенимает манеру поведения, учится жить в окружающем мире, строить общение, взаимодействовать с другими людьми [4; 5].

Методология и методы исследования

Цель исследования: формирование благоприятных условий для повышения самооценки ребенка в семье. Задачи исследования:

1. Уточнить педагогические условия для формирования самооценки ребенка.

2. Раскрыть роль детско-родительских отношений в формировании самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать разработанный курс онлайн-вебинаров, направленный на оптимизацию детско-родительских отношений, влияющих на адекватность самооценки ребенка.

В исследовании использованы теоретические методы (анализ научной литературы), эмпирические методы (лекции, диалоги, беседы, тренинг с помощью онлайн-вебинаров). Были проанализированы наиболее эффективные направления формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

На основе выявленных условий формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста разработан курс онлайн-вебинаров, направленный на оптимизацию детско-родительских отношений, влияющих

на адекватность самооценки ребенка. Методологическим основанием данной работы явилось поло- Курс онлайн-вебинаров, жение о воспитании как целостном педагогическом направленный

процессе, в котором совместные усилия педагога на оптимизацию и семьи — это активное целенаправленное взаимо- детско-родительских действие. В качестве методов исследования исполь- отношений, влияющих зованы теоретический анализ научной литературы, на адекватность эмпирические методы (диагностические беседы, самооценки ребенка тренинг).

Были проанализированы наиболее эффективные направления формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. На базе выявленной роли детско-родительских отношений в формировании самооценки ребенка старшего дошкольного возраста разработан курс онлайн-вебинаров, направленный на оптимизацию детско-родитель-ских отношений, влияющих на формирование адекватной самооценки ребенка.

Результаты исследования и их обсуждение

Глубокие изменения в современном обществе, а также процессы сомнительных изменений в системе образования, в последние десятилетия оказали огромное влияние на традиционную структуру семьи. Несомненно, что в настоящее время ни семья, ни образовательные учреждения сами по себе не способны передать молодым людям все знания, навыки и ценности, необходимые им для успешной интеграции в общество. В результате растет путаница в отношении соответствующих ролей, которые должны играть родители и педагоги. Они склонны обвинять друг друга в том, что делается не все, что необходимо для обучения детей. Никто не оспаривает тот факт, что у обеих сторон есть обязанности, но в изменяющихся социальных, экономических и культурных условиях меняется и распределение задач, и то, как каждый человек воспринимает эти обязанности. Соответствующее влияние родителей и школы также варьируется от одной страны к другой, в соответствии с различными культурами, традициями и религиями [6].

Владение психологом, педагогом, родителями знаниями об особенностях самооценки ребенка помогает им правильно организовать совместный педагогический процесс, вводить детей в различные виды деятельности, формировать учебную деятельность.

Специально организованное развитие ребенка, в противовес стихийному, происходит в результате преднамеренного воздействия педагога, психолога, родителей, других участников образовательно-воспитательного

процесса на ребенка с целью формирования у него адекватной самооценки. Создание благоприятных условий для формирования адекватной самооценки ребенка связано с соблюдением ряда направлений, среди которых современная психолого-педагогическая наука выделяет следующие:

- предъявлять требования, адекватные уровню саморазвития, саморегу-

ляции, самовоспитания и уже частично сформированной самооценки ребенка, то есть требования должны соответствовать индивидуальной программе развития ребенка;

- организовывать систематически совместную деятельность детей, кото-

рая предусматривает важность общего дела группы, а также каждого участника отдельно;

- организовать процесс оценки деятельности на основе рефлексивного

подхода, то есть дети должны научиться анализировать собственные достижения и делать соответствующие выводы;

- к процедуре оценивания необходимо привлекать всех участников обра-

зовательного процесса (учителей, детей, родителей);

- оказывать помощь детям в поиске различных дополнительных источни-

ков для дальнейшего развития [3].

Следует отметить, что немногие родители понимают важность адекватности как собственной самооценки, так и правильного отношения в диаде «родитель-ребенок» на формирование адекватной самооценки последнего. Это обусловлено, прежде всего, теми общественными изменениями, которые произошли в нашей стране в последние десятилетия.

Негативные общественные явления, в частности политическая и социальная нестабильность, неопределенность будущего и т.п., усилили социальную дезадаптацию людей. Значительной трансформации подверглись и общественные ценности. В частности, произошла девальвация семьи в общественном сознании. В тех условиях, когда иерархия общечеловеческих ценностей в общественном и индивидуальном сознании существенно меняется, процесс личностного развития ребенка испытывает непоправимые негативные отклонения. В то же время в меняющихся социально-экономических условиях наблюдается обострение асоциальных явлений, истоки которых берут свое начало в семье: жестокое обращение с детьми, социальное сиротство, детская преступность, наркомания, безнадзорность, насилие в семье и другие [7].

Создание благоприятных условий

для формирования адекватной самооценки ребенка

Влияние отношений в диаде «родитель — ребенок» на формирование адекватной самооценки ребенка

Современное положение семьи и социально-демографическое развитие свидетельствуют о следующих негативных тенденциях: увеличение количества разводов и неполных семей, уменьшение количества семей с двумя и более детьми, разрушение традиционной структуры семьи. Во многих случаях причиной таких негативных явлений и тенденций являются конфликтные дисгармоничные отношения между родителями, отсутствие у молодежи позитивной модели семейной жизни и семейных ценностей, четкого представления о семье как о социальной системе, что предполагает не только наличие чувств, отношений, но и выполнение определенных ролей, значительную меру ответственности [8].

Особое значение для развития семьи приобретают отношения супругов на этапе появления и воспитания детей, отношения, которые опосредуются необходимостью заботы о ребенке, осуществлением воспитательной функции. Родители стараются дисциплинировать детей для их же блага. Однако многие дисциплинарные и исправительные меры наносят непоправимый ущерб или негативно сказываются на самооценке ребенка. В таких условиях исследования вопроса формирования гармоничных отношений родителей как фактора личностного развития ребенка и формирования у него адекватной самооценки является более чем актуальной и важной задачей общества и государства, решение которой позволит создать надежные предпосылки для сохранения крепкой семьи, а также будет способствовать предотвращению отклонений в личностном развитии детей [9].

На сегодня накоплен значительный эмпирический материал по проблемам брачно-семейного и детско-родительского взаимодействия. Отечественные и зарубежные ученые подчеркивают важность исследования проблем и развития семьи как целостного системного феномена (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин и др.). Предлагается рассматривать семейное взаимодействие как развивающееся в трех подсистемах (система супружеских отношений, детско-родительских отношений и сиблингового взаимодействия). Главный акцент при этом, как правило, делается на дет-ско-родительских взаимоотношениях. Однако, несмотря на значительный опыт системного исследования феномена семьи, проблема непосредственного влияния характера отношений родителей на личностное развитие ребенка и формирование его самооценки не нашла достаточного освещения в научной литературе.

Формирование гармоничных отношений родителей как фактора личностного

развития ребенка и формирования у него адекватной самооценки

Недостаточно решенными пока остаются вопросы, связанные, в частности, с пониманием роли гармоничных отношений супругов для развития личности ребенка. Актуальным является вопрос практических форм и методов оказания поддержки семьям по формированию здоровой психолого-педагогической атмосферы, по проведению просветительской и коррекци-онной работы с родителями с целью гармонизации детско-родительских отношений и нормализации воспитательных функций родителей в ракурсе их влияния на формирование адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста.

Проблема взаимодействия дошкольного учебного заведения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой довольно обостренный характер. Сегодня в образовательных дошкольных учреждениях родителям оказывают доступную психолого-педагогическую поддержку в деле воспитания ребенка. Однако имеющиеся алгоритмы и технологии поддержки родителей не всегда адаптированы к современному миру, не в полной мере отвечают требованиям развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и поэтому не столь результативны, как ожидается. В связи с чем требуется адаптация существующих методов и направлений психолого-педагогического сопровождения воспитания детей дошкольного возраста в кругу семьи.

Одно из самых больших влияний ИКТ на общество является то, что они стали инструментом коммуникации в современном обществе. Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны использовать это направление для взаимодействия с родителями при рассмотрении вопросов коррекционных воздействий на процесс воспитания детей. Одним из таких направлений является проведение онлайн-вебинаров.

Онлайн-вебинар (англ. Web — сеть, паутина) — интерактивное учебное занятие, проходящее в компьютерной сети в режиме онлайн, в ходе которого слушатели выступают с докладами, задают вопросы, участвуют в обсуждении, дискутируют [10]. Такая форма работы наиболее востребована, поскольку проведение онлайн-вебинаров является современной технологией обучения и общения, не требует значительных затрат времени для участников и позволяет в значительной мере реализовать задачи информационно-просветительского направления, что особенно важно в период карантинных ограничений и дефицита личного времени.

Влияние, осуществляемое по отношению к родителям, предполагает расширение возможности положительного влияния на воспитательный процесс и приобретение ими важных навыков, которые родители в послед-

Проблема взаимодействия дошкольного учебного заведения с семьей

ствии непосредственно используют в рамках структурированного цикла воспитания [1].

Исходя из принципа системности, мы предположили, что повышение уровня осведомленности родителей относительно сферы их собственных отношений, углубление их представлений об имеющихся способах гармонизации детско-родитель-ских взаимоотношений отразятся на динамике личностного развития детей, в частности на уровне их самооценки. Именно поэтому в фокусе оказания психологической помощи и формирующего влияния на отношения родителей возникла необходимость разработки курса информационно-просветительских онлайн-вебинаров «В моей семье гармония» для родителей детей старшего дошкольного возраста с целью гармонизации их отношений и обеспечения положительного влияния на развитие самооценки ребенка [3].

В основу работы по гармонизации отношений детей и родителей были положены следующие принципы: эмоциональной искренности и открытости, информированности и конфиденциальности [12], которые были дополнены нами в соответствии с видением специфики данного исследования: добровольного участия родителей в онлайн-вебинарах и в процессе выполнения домашнего задания. Мы исходили из того, что для эффективных перемен родители должны быть внутренне заинтересованы в осознании и трансформации семейных взаимоотношений, организации самодиагностики. Для реализации этого принципа в содержание курса были включены вопросы и упражнения, которые были рассчитаны на самораскрытие родителей, осознание ими своих личностных качеств и качеств их детей [5].

Стержнем онлайн-вебинаров «В моей семье гармония», разработанных нами для ДОО г. Корсаков, стал принцип взаимодействия, что было отражено как в заданиях и содержании онлайн-вебинаров, так и в стиле ведения группы, когда педагог выступал реальной моделью общения для участников. И главное — направленность на использование результатов тренинга — в жизни реализовалась благодаря тому, что в содержании курса онлайн-вебинаров были представлены прежде всего реальные ситуации супружеского и детско-родительского взаимодействия.

Разработанный нами курс онлайн-вебинаров базируется на структурно-динамической модели личностного развития ребенка дошкольного возраста в семье с гармоничными и дисгармоничными отношениями и описывает основные направления связей между этими двумя исследуемыми феноменами.

Разработка и апробация курса информационно-просветительских онлайн-вебинаров «В моей семье гармония» для родителей детей старшего дошкольного возраста

В нашем исследовании приняли участие 45 человек, из них 24 матери и 21 отец (из 20 полных семей и 5 семей с одним из родителей).

Основная цель использования курса онлайн-вебинаров «В моей семье гармония» заключается в гармонизации отношений родителей между собой и с детьми, что в свою очередь будет способствовать личностному развитию детей, в том числе формированию у них адекватной самооценки. Цель данного курса онлайн-вебинаров конкретизируется в таких задачах:

1) приобретение родителями знаний в области педагогики, семейного общения и взаимодействия, гармоничных отношений как основы для создания благоприятных условий развития личности ребенка;

2) достижение сбалансированности отношений родителей в континууме автономность-зависимость, адекватного и наиболее полного раскрытия себя и других как субъектов педагогического взаимодействия;

3) осознание и коррекция представлений родителей (особенно стерео-типизированных) о семейных ролях, содействие гибкости семейных ролей;

4) отработка механизмов наладки достаточной степени эмпатической наполненности отношений супругов и диады родитель-ребенок;

5) осознание родителями собственных ценностных ориентаций, развитие согласованных семейных ценностей;

6) повышение информированности родителей относительно вопросов воспитания ребенка, повышение их согласованности в воспитательных подходах.

В рамках курса онлайн-вебинаров были предусмотрены встречи с родителями детей группы риска в течение семи недель в вечернее время по пятницам с 20:00 до 21:30. После того как занятие проведено, всем участникам рассылается аудиозапись. Кроме того, у всех участников существует доступ к аудиозаписи занятия, если кто-то по каким-то причинам пропустил онлайн-вебинар.

Информационно-просветительский курс авторских онлайн-вебинаров включает две основные составляющие:

1) информационно-просветительскую работу с родителями детей старшего дошкольного возраста группы риска по формированию самооценки;

2) домашние задания для самостоятельной проработки теоретического и практического материала после каждого онлайн-вебинара.

Так, информационно-просветительская составляющая курса онлайн-вебинаров основана на освещении вопросов, которые достаточно остро встают перед родителями в процессе развития семьи и взросления ребенка: факторы гармоничных отношений, проявления и профилактика дисгармоничных отношений, предотвращение семейных конфликтов и возможности управления ими, этапы возрастного развития ребенка, учет потребностей

и особенностей ребенка в процессе воспитания, стили воспитания и тому подобное. Эти и другие сложные вопросы освещались в родительской аудитории на научной основе, однако в доступной форме, порой с элементами игры, с творческими заданиями [13].

Информационно-просветительская работа в рамках курса онлайн-вебинаров проводилась не в лекционном формате, а в формате беседы, обсуждения, дискуссии, с применением визуального и видео-презентационного теоретического материала, с использованием экспресс-тестов и мини-практик для родительских пар в реальном времени. Все это позволило существенно повысить уровень эмоциональной включенности, заинтересованности и активности участников. Преимущество предложенного формата информационно-просветительской работы видим также в том, что проводимые соответствующими государственными службами, социальными учреждениями сходные мероприятия, направленные на укрепление института семьи, по большей части являются плановыми и формальными, такими, которые не предусматривают, кроме усвоения информации, выработки умений и навыков ее использования в жизни.

Родители во время таких встреч преимущественно пассивны, не включены в совместную работу и относятся к этим мероприятиям по большей части равнодушно или отрицательно, особенно те, чьи дети имеют проблемы личностного развития. В отличие от этого, уровень открытости и откровенности отцов и матерей во время онлайн-вебинаров может быть достаточно высоким, ведь курс не предусматривает непосредственного контакта, каждая пара находится в удобном для нее месте, общение происходит через наушники, микрофон и персональные компьютеры, по желанию родительских пар предусмотрено использование не настоящих имен, а так называемых «ников», то есть обеспечивается частичная анонимность [14].

Активное обсуждение родителями разных точек зрения во время групповых дискуссий, бесед, полемик и многочисленных «мозговых штурмов» способствует тому, что матери и отцы через примеры индивидуального и коллективного опыта более глубоко и конкретизировано осознают критерии гармоничности супружеских отношений, оценивают по этим критериям собственные отношения и их влияние на развитие личности своих детей, более четко осознавая свои личные и семейные ресурсы и дефициты [7].

Участники онлайн-вебинара узнают, как формируется отношение к себе, от чего зависит самооценка ребенка, какой она бывает, как ее измерить, как меняется самооценка в разном возрасте, какими средствами можно повысить самооценку у ребенка и у себя. При этом они получают практические методики по формированию адекватного отношения к себе,

Информационно-просветительская работа в рамках курса онлайн-вебинаров

набор игр и упражнений для развития положительной самооценки у ребенка, техники управления эмоциями, ресурсы для воплощения в жизнь эффективной стратегии воспитания. Родители учатся: применять на практике полученные знания, использовать практические методы для воспитания своего ребенка, оценивать собственный стиль воспитания и корректировать его при необходимости, оценивать результаты, к которым приводят их воспитательные действия [15].

Таким образом, несмотря на то, что участие в курсе онлайн-вебинаров добровольное, такая форма проведения является, как мы считаем, оптимальной для просвещения взрослых в вопросах гармонизации собственных отношений и отношений с ребенком, ведь этот формат стимулирует познавательную активность и желание родителей задуматься над собственными отношениями с точки зрения их влияния на развитие личности ребенка, в том числе на формирование его самооценки. Еще в большей степени эти направления удается реализовать с помощью проработки родителями после каждого онлайн-вебинара домашних заданий теоретического и практического характера. Для этого каждой семейной паре рекомендуется в течение семи недель выполнять специальные упражнения, практики и другие формы работы, используя при этом теоретический материал, полученный во время онлайн-вебинара, вести тетрадь практических занятий онлайн-вебинаров. В начале следующей встречи осуществляется подведение итогов и групповое обсуждение особенностей недельной работы: сложностей или успехов родительских пар.

Кроме этого, учитывая то, что характер отношений между родителями и детьми выступает фактором личностного развития ребенка через формирование у него базовых образований, которые являются основными критериями личностного развития ребенка: Я-концепции, ценностных ориентаций, самооценки и т.п., параллельно анализируются вопросы личностного развития ребенка, в частности особенности старшего дошкольного возраста и кризис, осложнения личностного развития и тому подобное.

Заключение

Использование онлайн-вебинара как формы интерактивного взаимодействия педагога с родителями для гармонизации их отношений с детьми обосновано минимизацией имеющихся барьеров во время раскрытия темы отношений родителей, что происходит при условии сопоставимой анонимности во время взаимодействия через онлайн-вебинары. Следует отметить, что предложенный цикл информационно-просветительских онлайн-ве-бинаров «В моей семье гармония» является комплексным, целостным и действенными, ведь отдельные онлайн-вебинары, составляющие его

содержание, охватывают многие сложные вопросы, касающиеся развития и совершенствования всех компонентов (критериев) гармоничных отношений супругов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Учитывая наличие связей между отдельными критериями гармоничности отношений родителей и детей, согласно которым самые сильные связи существуют между удовлетворенностью родителей своими отношениями как субъективным интегральным показателем их гармоничности, согласованностью воспитательных подходов и эмпатической наполненностью отношений родителей и детей, серия онлайн-вебинаров для родителей «В моей семье гармония» разработана с учетом акцентирования внимания отца и матери именно на совместной работе и самоусовершенствовании отношений в вышеупомянутых сферах.

Отдельные серии онлайн-вебинаров посвящены освещению таких факторов гармоничности отношений родителей как личностная автономия, гибкость семейных ролей и ценностно-ориентационное единство супругов. При этом разработанные занятия имеют не только информационно-просветительскую направленность, но и за счет применения активных методов обучения: дискуссий, проблемных и творческих задач, работы с метафорами, — могут иметь значительное педагогическое воздействие.

Результатом проведения курса онлайн-вебинаров для родителей «В моей семье гармония» могут стать позитивные изменения в способах взаимодействия и отношениях родителей и детей в направлении их гармонизации, что напрямую влияет на формирование адекватной самооценки ребенка. Цикл онлайн-вебинаров способствует улучшению отношений между родителями и их положительному влиянию на развитие личности ребенка. Могут быть достигнуты позитивные изменения или зафиксированы тенденции к изменениям в двух основных плоскостях: гармонизация отношений родителей и развитие личности их детей, что является выраженным информационно-просветительским и педагогическим эффектом.

Дальнейшие направления научно-исследовательской работы рассматриваем в подтверждении эффективности разработанного цикла он-лайн-вебинаров: в изучении взаимосвязи и механизмов взаимовлияния гармоничных отношений родителей и других факторов формирования самооценки, а также анализа педагогических возможностей содействия семье в вопросах формирования адекватной самооценки дошкольников. Необходима дальнейшая разработка и внедрение философских, просветительских, педагогических и психологических технологий развития гармоничных семейных отношений, содействие личностному развитию ребенка в деятельности дошкольных, внешкольных учебных заведений системы образования и других учреждений и организаций, цель которых — сохранение и укрепление института семьи в нашей стране.

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс. — 2016. — 422 с.

2. Буравова О. О. Влияние детско-родительских отношений на формирование адекватной самооценки детей // Семья в современном мире: Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург. — 28-31 марта 2019 года. — Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Реноме». — 2019. — С. 49-53.

3. Шейхова М. С., Литвинов Н. Ю. Адекватная самооценка как фактор социальной адаптации личности // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 02 февраля 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна). — 2020. — С. 74-77.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности в детском возрасте. — М.: МПСИ. — 2014. — 349 с.

5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М.: Фо-лиум. — 2016. — 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. — М.: Издательство Московского университета. — 1982. — С. 160-165.

7. Толкова Н.М. Сетевое взаимодействие дошкольной организации с родителями воспитанников // Проблемы современного педагогического образования. — № 59-4. — 2018. — С. 281-284.

8. Красова А. В. Использование психологической игры в разрешении детско-родительских отношений с детьми дошкольного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — № . 19. — 2022. — С. 183-186.

9. Беляева С. О. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Актуальные проблемы дошкольного образования, Челябинск, 30 апреля 2021 года. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера». — 2021. — С. 62-65.

10. Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы. — Ростов Н/Д.: Феникс. — 2015. — 125 с.

11. Лактюхина Е. Г. Умные вещи века: новые технологии в детско-роди-тельских отношениях // Logos et Praxis. — 2019. — Т. 18. — № 4. — С. 59-64.

12. Пигуль Г. И. Детско-родительские сообщества как условие качественного сотрудничества родителей и педагогов образовательной организации // Воспитание в современном мире: новые контексты — новые решения:

Материалы V Международной научно-практической конференции, Хабаровск, 29-30 октября 2019 года. — Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет. — 2019. — С. 214-220.

13. Демакова Е.Ю. Теоретические подходы к изучению проблемы детско-родительских отношений // Студенческая наука и XXI век. — 2020. — Т. 17. — № 1-2 (19). — С. 306-308.

14. Яшуткин В. А. Стили супружеских отношений и семейного воспитания в системе родительских и детско-родительских отношений // Педагогика и психология родительства и семейного воспитания / Под общей редакцией С. В. Бобрышова. — Москва: Знание-М. — 2020. — С. 75-90.

15. Защиринская О. В. Концептуальные представления о структуре общения // Вестник. Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2013. — № 4. — С. 89-98.

Сведения об авторах

Сафаралиева Разият Айнудиновна — педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области, г. Корсаков, Россия; ORCID ID: 0009-0006-8346-8849. E-mail: roza.safar-alieva@yandex.ru

©Р.А.Сафаралиева,2023 |(сс)]ТДД^Д

Inadequate Self-Assessment of a child: Features of organizing online Webinars for parents

R. A. SAFARALIEVA

The research draws attention to the need to develop the pedagogical competence of parents in the purposeful formation and correction of self-esteem in a child in a family.

The research aims to analyze the features of organizing online webinars for parents in the process of forming the self-esteem of a child of senior preschool age in a family setting.

A cycle of information and educational pedagogically directed online webinars for parents under the general title "Harmony in my family" is proposed, the purpose of which is to form the pedagogical competence of parents. The principle of interaction has become its core, which is reflected in the tasks and content of online webinars and

in the style of leading a group when the teacher acts as a real model of communication for the participants.

The developed cycle of online webinars provides for various areas and forms of activities with parents of children of senior preschool age at risk of self-esteem formation: information messages, discussions, and doing homework for independent study of theoretical and practical material after each online webinar. The content of the course of online webinars is based on the theoretical basis of research into the influence of the nature of the relationship between parents and the child on the personal formation of the child's self-esteem, as well as empirically identified patterns and relationships of the studied phenomena.

The online webinars were based on the principles of emotional sincerity and openness, awareness and confidentiality, and balance of comfort and discomfort. The content of the online course included questions and exercises designed for the self-disclosure of parents, their awareness of personal qualities, and their level of self-esteem.

Keywords: self-esteem; self-esteem of preschool children; the adequacy of self-esteem; the formation of self-esteem; child-parent relationships; education of preschool children; pedagogical conditions; family relations; educational process; online webinar

References

1. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. — M.: Progress. — 2016. — 422 s.

2. Buravova O. O. Vliyanie detsko-roditel'skikh otnoshenii na formirovanie adekvatnoi samootsenki detei // Sem'ya v sovremennom mire: Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, Sankt-Peterburg. — 28-31 marta 2019 goda. — Sankt-Peterburg: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «Renome». — 2019. — S. 49-53.

3. Sheikhova M. S., LitvinovN. Yu. Adekvatnaya samootsenka kak faktor sotsial'noi adaptatsii lichnosti // Nauka, obshchestvo, kul'tura: problemy i perspektivy vzaimodeistviya v sovremennom mire: sbornik statei III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Petrozavodsk, 02 fevralya 2020 goda. Petrozavodsk: Mezhdunarodnyi tsentr nauchnogo partnerstva «Novaya Nauka» (IP Ivanovskaya Irina Igorevna). — 2020. — S. 74-77.

4. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti v detskom vozraste. — M.: MPSI. — 2014. — 349 s.

5. Eidemiller E. G. Metody semeinoi diagnostiki i psikhoterapii. — M.: Folium. — 2016. — 48 s.

6. Vygotskii L. S. Razvitie lichnosti i mirovozzreniya rebenka. — M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. — 1982. — S. 160-165.

7. Tolkova N. M. Setevoe vzaimodeistvie doshkol'noi organizatsii s rodi-telyami vospitannikov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - № 59-4. - 2018. - S. 281-284.

8. Krasova A. V. Ispol'zovanie psikhologicheskoi igry v razreshenii detsko-roditel'skikh otnoshenii s det'mi doshkol'nogo vozrasta // Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Nauka i sotsium». — № . 19. — 2022. — S. 183-186.

9. Belyaeva S. O. Vliyanie detsko-roditel'skikh otnoshenii na samootsenku doshkol'nikov // Aktual'nye problemy doshkol'nogo obrazovaniya, Chelyabinsk, 30 aprelya 2021 goda. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ZAO "Biblioteka A. Millera". — 2021. — S. 62-65.

10. Rudenko A. M. Osnovy psikhologi i pedagogiki: obshchie voprosy. — Rostov N/D.: Feniks. — 2015. — 125 s.

11. Laktyukhina E. G. Umnye veshchi veka: novye tekhnologii v detsko-roditel'skikh otnosheniyakh // Logos et Praxis. — 2019. — T. 18. — № 4. — S. 59-64.

12. Pigul' G. I. Detsko-roditel'skie soobshchestva kak uslovie kachestvennogo sotrudnichestva roditelei i pedagogov obrazovatel'noi organizatsii // Vospitanie v sovremennom mire: novye konteksty — novye resheniya: Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Khabarovsk, 29-30 oktyabrya 2019 goda. — Khabarovsk: Dal'nevostochnyi gosudarstvennyi meditsinskii universitet. — 2019. — S. 214-220.

13. Demakova E. Yu. Teoreticheskie podkhody k izucheniyu problemy detsko-roditel'skikh otnoshenii // Studencheskaya nauka i XXI vek. — 2020. — T. 17. — № 1-2 (19). — S. 306-308.

14. Yashutkin V. A. Stili supruzheskikh otnoshenii i semeinogo vospitaniya v sisteme roditel'skikh i detsko-roditel'skikh otnoshenii // Pedagogika i psikhologiya roditel'stva i semeinogo vospitaniya / Pod obshchei redaktsiei S. V. Bobryshova. — Moskva: Znanie-M. — 2020. — S. 75-90.

15. Zashchirinskaya O. V. Kontseptual'nye predstavleniya o strukture obshcheniya // Vestnik. Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. — 2013. — № 4. — S. 89-98.

About the Author

Safaralieva RaziyatA. — teacher-psychologist of the Municipal Autonomous preschool Educational Institution "Kindergarten No. 30 "Korablik" of a general developing type with priority implementation of activities in the artistic and aesthetic direction of the development of children of the Korsakov city district of the Sakhalin Region, Korsakov, Russia; ORCID ID: 0009-0006-8346-8849. E-mail: roza.safaralieva@yandex.ru ©R.A.Safaralieva,,2023 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.