Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА III, IV ВИДОВ'

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА III, IV ВИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И СИСТЕМНОГО КОМПЕНСАТОРНОГО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алышева Светлана Валентиновна, Таранова Ольга Сергеевна, Тимофеева Татьяна Борисовна

Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» - развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. Главная задача - помочь незрячему ребенку адаптиро- ваться, приспособиться к социальной среде. Выявлена положительная динамика. Целесообразность проведения функци- ональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия очевидна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алышева Светлана Валентиновна, Таранова Ольга Сергеевна, Тимофеева Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА III, IV ВИДОВ»

занных с имиджем учреждений культуры и досуга, которые можно обозначить как перспективные. Прежде всего, это раскрытие особенностей имиджа учреждения социально-культурной сферы. Актуальной остается проблема уточнения определения имиджа учреждения культур-но-досуговой сферы, на которое можно опираться, как в процессе изучения, так и построения имиджа. Для того, чтобы такое определение стало возможным необходимо описание и анализ структуры имиджа учреждения, выявления важнейших структурных компонентов, а также функций и механизмов его формирования.

Отсутствие теоретических работ сегодня заметно тормозит разработку научно обоснованных методик, технологий формирования имиджа учреждения культурно-до-суговой сферы, основываясь на которые руководители и специалисты могли бы принимать участие в построении имиджа учреждения, средства социально-культурной деятельности и внутренние ресурсы учреждения. Среди важнейших практических задач, необходимо выделить разработку методики многомерного анализа и оценки реального имиджа учреждения культурно-досуговой сферы, включающую критерии, параметры воздействия и индикаторы, отражающие эффективность имиджа в аспекте целевых установок деятельности учреждения.

Исследования показывают, что учреждения культур-но-досуговой сферы остро нуждаются в комплексных качественных исследованиях, которые могут предложить интересные подходы к проблеме формирования имиджа, методы её решения, открывая дополнительные возможности для повышения эффективности и достижения успеха в деятельности. Ответом на их заинтересованность должна быть активизация междисциплинарных теоретико-экспериментальных исследований, разработка, апробация

и внедрение технологий, основанных на инновационном подходе и нацеленных на формирование привлекательного имиджа учреждений культурно-досуговой сферы.

Список литературы.

1. Бекетов, Н.В. Имидж: ретроспективный и культурологический анализ феномена / Н.В. Бекетов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №3. - С. 20-25.

2. Белобрагин В.Я. Региональная экономика: проблемы качества / В.Я. Белобрагин. - М.: АСМС, 2001. - 281 с.

3. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия : учеб. пособие / В.Г. Горчакова. - Москва : Академ. проект, 2007. - 400 с. С.251

4. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. -288 с. С.157 Электронный ресурс. Режим доступа: [http://mkrf.ru/report/ gosoklad/].

5. Иваненко Ю.А. Имидж организации как инструмент управления социальным поведением диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08 - с.185

6. Калмыков Н.Н. Состояние Российской культуры: тренды, проблемы, решения. - 22 с. С.4. Электронный ресурс. Режим доступа:[Ы1р://гапера.ги]

7. Климова Т.В. Имидж как технология социального управления : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08.- Новосибирск, 2002.- 243 с.:

8. Метляева Т.В. Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте: дис. канд. культурологии - Вл-к. 2009. - 210 с. С. 16.

9. Наука. Образование. Культура. Электронный ресурс. Режим доступа: http://russia-review.ru/o-proekte/ nauka-obrazovanie-i-kultura/

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА III, IV ВИДОВ

Алышева Светлана Валентиновна, Таранова Ольга Сергеевна, Тимофеева Татьяна Борисовна

учителя коррекционных дисциплин государственного коррекционного образовательного учреждения Ростовской области школы-интерната III, IV видов №33

г. Новочеркасска

Alysheba Svetlana V., Taranov O. S., Timofeeva, Tatiana Borisovna, the teacher of correction correctional disciplines of the state educational institution of the Rostov region, boarding school, III, IV types N 33 , Novocherkassk, Correction of disorders of visual functions in the school boarding-III, IV types

АННОТАЦИЯ

Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» - развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. Главная задача - помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Выявлена положительная динамика. Целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного вос-приятия очевидна.

ABSTRACT

The aim of the course «Protection and development of residual vision and visual perception» - the development of visual perception in unity with the development of cognitive activity in General. The main task is to help blind children to adapt, to adapt to the social environment. Revealed a positive trend. The feasibility of functional stimulation of organs of sight based on the comprehensive correction of violations of visual functions and compensatory systemic development of visual perception is obvious.

Ключевые слова: коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия

Keywords: correction of violations of visual functions and compensatory systemic development of visual perception

Одно из важнейших направлений всей реабилитационной работы в специальных школах III, IV видов - коррекция нарушений зрительных функций, охрана зрения и системного компенсаторного развития зрительного восприятия на I и II ступенях обучения. Сформированность свойств зрительного восприятия как важнейшего вида перцепции обеспечит наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения слабовидящих и ча-стичновидящих к общественно-полезному труду, к жизни в обществе.

Главная задача - помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде.

Одним из аспектов решения данной задачи является коррекционная деятельность по охране и развитию остаточного зрения. Часы по данному виду коррекции предусмотрены учебным планом ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области для детей с остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04 и выше) с 1 по 4 классы по 2 часа в неделю, а в 5-6 классах - по одному часу в неделю. Данная возрастная группа обучающихся наиболее мобильна к восприятию и развитию остаточного зрения. Уровень умений школьников, приобретенный во время коррекционных занятий, показывает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения.

Нами разработана специальная авторская программа «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», получившая гриф Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Допущено».

Данная программа составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприятия А.И. Каплан и предусматривает введение в коррекционный курс новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии.

Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» - развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. В этом аспекте основные задачи курса состоят в следующем:

- стимулировать познавательные действия с целью формирования у обучающихся способов и приемов восприятия объектов, адекватных познавательной задаче;

- интеллектуализировать познавательные задания с целью обогащения их содержания, повышения уровня осознанности перцептивных действий, фиксации сенсорного опыта обучающихся;

- актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у обучающихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении новых учебных задач;

- развивать зрительную память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Занятия проводятся с детьми начальных классов и обучающимися 5-6 классов, обладающими остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04 и выше), которые по медицинским показаниям обучаются с помощью метода Брайля.

Главная цель этой работы — выяснить целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного вос-приятия. Реализация этой цели возможна только при условии междисциплинарного подхода к решению проблемы, включающего медико-биологические и социальные факторы. Лечебно-коррекционное воздействие на соматический дефект должно сочетаться с компенсацией отклонений в развитии психических процессов.

Дифференцированный подход к организации специального про-цесса развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения осуществляется в зависимости от тяжести зрительного де-фекта [5]. По степени снижения остроты зрения целесообразно выделить следующие группы детей:

- с остаточным зрением;

- слабовидящих (легкой, средней, тяжелой степени); -с остротой зрения до 0,2 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии;

- с остротой зрения от 0,2 до 0,4 с коррекцией на амбли-опичный глаз в период окклюзии;

- с остротой зрения выше 0,4 на амблиопичный глаз.

Актуальность ведения коррекционного курса «Охрана

и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» для детей с дефектами зрения очнвидна.

Основы развития остаточного зрения и зрительного восприятия составляют психофизиологические и педагогические методики, методы и приемы работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия и др.

К психологическим основам управления развитием остаточного зрения и зрительного восприятия школьников с нарушением зрения следует отнести, во -первых, ведущие положения психологии о сенсорном развитии ре-бенка и, во-вторых, экспериментальные данные, раскрывающие осо-бенности зрительного восприятия детей, имеющих зрительный де-фект [1].

Отечественными психологами (Б. Г. Ананьев, Л. А. Вен-гер, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. П. Усова и др.) разработана теория сенсорной организации человека, в которой определено место сенсорного развития ребенка. Выделение ведущих идей этой теории в свете задач специального обучения детей с нарушением зрения по-зволяет использовать положения общей психологии для обоснования направленности, выбора содержания и методов и приемов коррекци-онно-педагогического процесса по охране зрения и развитию зрительного восприятия детей,

имеющих различные степень и характер зрительного дефекта [4].

Решая задачи охраны зрения и развития зрительного восприятия детей с наруше-нием зрения функционального характера, необходимо исходить, пре-жде всего, из положения психологии о том, что сенсорно-перцептив-ная организация ребенка - это единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития. Это единство обеспечивает целостность отражения объективной действительности. Поэтому процесс управления развитием зрительного восприятия у де-тей с нарушениями зрения нельзя рассматривать вне задач развития других анализаторных систем и вне задач целостного психофизи-че-ского развития ребенка [2].

К педагогическим основам развития остаточного зрения и зрительного восприятия де-тей с нарушениями зрения можно отнести ведущие положения педа-гогики, определяющие подходы к управлению развитием ребенка школьного возраста [3].

Психофизиологические методики излагаются в той последовательности, которая наиболее целесообразна для коррекции нарушений основных зрительных функций [4]. При описании каждой методики вначале излагаются простые, затем более сложные и в конце контрольные задания. Почти все методики могут быть реализованы и с помощью фотостимулятора, и с помощью персонального компьютера.

В соответствии с современными взглядами на диагностическую работу по оценке уровня готовности к школьному обучению и на своеобразие психического и личного

Таблица 1.

Мониторинг качества проведения коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения и зрительного

восприятия

развития ребенка с отклонениями в развитии, диагностическая работа в указанном направлении должна опираться на ряд важнейших принципов:

• гуманности;

• комплексного изучения;

• всестороннего и целостного изучения;

• динамического изучения;

• единства количественного и качественного анализа результатов.

Диагностическая работа в школе-интернате имеет следующую последовательность:

• стартовая диагностика;

• промежуточная диагностика;

• итоговая диагностика.

Мониторинг качества проведения коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия показал, что у воспитанников существенно улучшалась:

1. кон-стантность зрительного восприятия, причем, в большей степени у слабовидя-щих, чем у частичновидя-щих обучающихся (рис. 1).

2. наглядно-образное мышление: до занятий слабовидящие правильно опознавали 67,5% перевернутых изображений, а после курса занятий - 98,6 %, частичновидя-щие правильно опознавали соответственно 60% и 93,2% (рис 2,).

3. В течение трех лет занятий у всех постепенно раз-вива-лась и существенно улучшилась кратко-временная память (рис. 3).

4. Средний % показателей возрос (таблица 1):

Психофизические познавательные процессы Слабовидящие обучающиеся Частичновидящие обучающиеся

начало конец начало конец

Зрительное восприятие 67,5% 98,2% 60% 93,2%

Наглядно-образное мышление 48,6% 100% 45,4% 97,4%

Зрительная кратковременная память 49,1% 81.5% 18,2% 30,6%

Рис.1 Развитие константности зрительного восприятия у слабовидящих детей (а) в ходе коррекционных занятий

б

Рис.1 Развитие константности зрительного восприятия у частичновидящих детей (б) в ходе коррекционных заня-

тии

а

б

Рис.2 Развитие наглядно-образного мышления у слабовидящих детей (а) и частичновидящих детей (б) в ходе кор-рекционных занятий

а

Рис.3 Развитие зрительной кратковременной памяти у слабовидящих детей (а) и частичновидящих детей (б) в ходе коррекционных занятий

1этап II этап III этап Итог

Рис. 4 Уровень развития зрительного восприятия детей в ходе коррекционных занятий

Изучив уровень развития зрительного восприятия в ходе коррекционных занятий, наглядно-образного мышления и зрительной кратковременной памяти группы слабовидящих и частичновидящих обучающихся в течение трех лет коррекционной работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия (рис.1-4) рекомендуется дальнейшая работа учителя на коррекционных занятиях по охране зрения и развитию зрительного восприятия:

- по развитию зрительного восприятия со слабовидящими обучающимися Толиком З., Зоей И., Эльвирой Ш. и частичновидящими обучающимися Эльдаром А., Любой Б., Аленой Р.;

- по развитию наглядно-образного мышления у ча-стичновидящих обучающихся Эльдара А., Любы Б., Алены Р., Алисы Ш.;

- по развитию зрительной кратковременной памяти у слабовидящих обучающихся Вадима Н., Толи З., Пети П. и у частичновидящих обучающихся Любы Б., Алисы Ш., Эльдара А., Алены Р.;

- рекомендовать учителям общеобразовательных дисциплин на своих уроках планировать работу с по развитию зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной кратковременной памяти у обучающихся;

- с целью закрепления достигнутого уровня нормализации зри-тельных функций и развития операциональной стороны восприя-тия, необходимо обязательное использование психологического метода.

Говоря о результативности коррекционной работы, необходимо иметь в виду, что к положительным результатам сле-дует относить не только случаи полного восстановления зрительных функций, но и случаи стабилизации зрительных возможностей детей, автоматизации функций зрения. Педагогические мероприятия долж-ны ориентировать педагога на создание полисенсорной компенсатор-ной основы формирования у ребенка чувственного опыта и на развитие зрительного восприятия как одного из элементов полисенсорной основы познания ребенком

окружающего мира.

В процессе коррекционной работы со слабовидящими и частичновидящими детьми мы пронаблюдали улучшение в развитии константности зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной кратковременной памяти.

Исследования показали, что глубокие нарушения зрения приво-дят к отставанию развития образных форм познания и нарушениям вербализации чувственного опыта. Онтогенетическое становление охраны зрения и зрительного восприятия слабовидящих и частичновидя-щих обучающихся школы-интерната задержано, в разной степени нарушены его основные свойства. В ходе обучения с опорой на зрение развиваются свойства восприятия и его мыслительные компоненты, не достигая, однако, уровня возрастной нормы. У слабовидящих воспитанников школы-интерната, обучающихся с использованием метода Брайля, что исключает зрительную активность, становление восприятия задержано в большей степени. У частичновидящих воспитанников в период школьного обучения наблюдается постепенный регресс всех свойств восприятия и связанных с ним образных форм познания. Эти данные продемонстрировали необ-ходимость введения в учебно-воспитательный процесс школы-интерната для детей с нарушениями зрения системы специальных коррекционных занятий по охране зрения и развитию зрительного восприятия.

Коррекционная работа начинается сразу же при поступлении ребенка в школу-интернат, проводиться в начальных классах и закрепляться в 5-6 классах, обеспечивая преемственность и устраняя пробелы в охране зрения и развитии зритель-ного восприятия, связанные с неудовлетворительным дошкольным воспитанием. Разработанный специальный коррекционный курс охраны зрения и развития зрительного восприятия имеет серьезное экспериментально-теоретическое обоснование. Его сущность - системное формирование зрительных образов, обеспе-

чи-вающее в единстве развитие чувственного и речемыс-лительного отражения внешнего мира. Системное формирование зрительных образов осуществляется с помощью психофизиологического и пси-хологического методов.

Адекватные психофизиологические методики улучшают фун-кциональное состояние нейронных сетей за счет активизации их адап-тивных свойств. Адекватное афферентное воздействие формирует в анализаторном корковом центре специализированную микросеть нейронов, являющуюся нейрофизиологической основой опознания объектов. Повторная, ритмичная, адекватная стимуляция реально варьирующими изображениями улучшает состояние нейронных сетей зрительной системы.

Применение психофизиологических методик связано с использо-ванием новых информационных технологий (специальные фото-стимуляторы, персональные компьютеры). Это позволяет разнообразить способы и формы предъявления визуального материала, в большой степени расширяет возможности получения информации поврежденной сенсорной системой, мобилизуя ее сохранные сенсорно-специфические механизмы. Экспериментальная апробация этих методик выявила существенное улучшение показателей опознания изображений слабови-дящи-ми и частичновидящими обучающимися школы-интерната. Психо-физиологические методики преимущественно способствуют коррекции и компенсации нарушений сенсорных процессов, т. е. определенному улучшению функциональной стороны зрительного восприятия.

Психофизиологическое и психологическое направления охраны зрения и развития зрительного восприятия реализуются в комплексной системе, так как они взаимосвязаны и изменения в одном направлении требуют изменений в других. Комплексная система охраны зрения и развития зрительного восприятия - это система взаимодействующих факторов, имеющих различную значимость, но в совокупности ис-пользующих все возможные резервы компенсации, находящиеся как в самой зрительной системе, так и в большой мере связанные с деятельностью других отделов мозга. Реализация системы охраны зрения и развития зрительного восприятия осуществляется тифлопедагогикой, но с обязательной конкретной помощью психофизио-логии, психологии и офтальмологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что данная тема актуальна т.к. основными методами и приемами управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения является обучение способам видения. В процессе специального обучения учитель использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из методов позволяет учителю решать те или иные коррекционные задачи.

В процессе систематической работы по коррекции зрения с обучающимися, воспитанниками мы выявили положительную динамику:

- значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения;

- свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением;

-прослеживается положительная динамика клиниче-

ских, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы (в среднем 3-5%).

Следовательно, целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия очевидна.

Учителя распространяет накопленный опыт по проведению коррекционных занятий среди коллег путем публикаций, организовывает и проводит семинары, выступает на педсоветах и конференциях. Тимофеевой Т.Б. разработана и апробирована авторская коррекционная программа для школ III, IV видов «Охрана и развитие остаточного зрения», которой присвоен гриф «Допущено министерством общего и профессионального образования Ростовской области» (приказ № 205 от 12.09.2005), программа опубликована в Сборнике авторских программ для специальных (коррекционных) школ III, IV видов в 2006 году; выступала с докладом «Использование новых информационных технологий на коррекционных занятиях по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области» на областной августовской конференции и V научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании в рамках международного конгресса конференций», материалы опубликованы в сборниках «Августовская конференция 2005-Ростов-Дон» и «Информационные технологии в образовании ИТО

- Р0СТ0В-2005» (часть II, стр. 174-176); статья «Некоторые особенности коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате III вида №33 г. Новочеркасска Ростовской области» опубликована в журнале «В помощь учителю» издательства института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Ростовской области, учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ III вида «Основы коррекционной работы по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия в школах III вида» учителя Тимофеевой Т.Б. вошло в сборник «Организация коррекционных занятий в специальной (кор-рекционной) школе-интернате III - IV вида», издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону» (из опыта работы педагогического коллектива ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области) http:// books.marketdigest.org/offer_4831266o.html, «Коррекцион-ные занятия по охране и развитию остаточного зрения

— обучение здоровьесбережению и способам видения детей - инвалидов по зрению» http://festival.1september.ru/ articles/504719/, «Охрана зрительного восприятия в школе-интернете III, IV видов» http://festival.1september.ru/ articles/626722/

Общаясь с незрячими и слабовидящими выпускниками, достигшими определенных успехов в жизни, всякий раз поражаешься богатству их внутренней жизни, стойкости личности, удивительной трудоспособности, а самое главное, уверенности в возможности инвалидов по зрению принимать активное участие в жизни общества. Все они очень ясно видят, что важнейшим фактором обучения и воспитания незрячих, их социализации и успешной тру-

довой деятельности во взрослой жизни является связь с обществом и помощь людей, живущих рядом с ними. А это значит, что усилия коллектива школы-интерната не пропадают даром.

Главное мы видим в том, чтобы помочь слепому или слабовидящему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Мы стараемся создать атмосферу эмоционального благополучия инвалидов по зрению, придать уверенность в своих силах. Организационно-правовые, научно-методические, педагогические и психологические основы для этого есть.

Литература

1. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психологический журнал, 1988,т.9, №2. с. 97-107.

2. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Системный подход к решению проблемы развития

зрительного восприятия. // Дефектология- 1988, №6. с.10-17.

3. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. О коррекционном курсе развития зрительного восприятия в школах для слепых детей // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. - М., 1990.б (учебно-методическое пособие).

4. Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. - М.: Школа-Пресс, 2001. - («Лечебная педагогика и психология - приложение к журналу «Дефектология»», вып.6)

5. Тюменцева М. А. Программа по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия. 2015. http://mart-school.ru/programma-po-ohrane-i-razvitiyu-ostatochnogo-zreniya-i-zritelnogo-vospriyatiya

СУТН1СТЬ НАУКОВО-ДОСЛ1ДНИЦЬКО1 КУЛЬТУРИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ

МУЗИКИ

Тушева В.В.,

Харшвський нацюнальний педагогiчний утверситет 1мет Г.С.Сковороди, кандидат педагогiчних наук, доцент

ESSENCE of RESEARCH CULTURE of FUTURE TEACHER MUSICAL ART

Tusheva V.V., Kharkiv national pedagogical university to the name of G.S.Srovoroda, candidate of pedagogical sciences, associate professor

СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Тушева В.В., Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды, кандидат педагогических наук, доцент

АНОТАЦ1Я

Стаття присвячена розкриттю науково-до^дницько'г культури майбутнього вчителя музики в контекстi осо-бисткного, дiяльнiсного та аксюлогЫного пiдходiв, ят дозволяють цтсно, системно, /рунтуючись на мiждисциплiнар-них стратегiях, виявити особливостi функцюнування iрозвитку даного особисткного феномену.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена раскрытию научно-исследовательской культури будущего учителя музыки в контексте личностного, деятельностного и аксиологического подходов, которые позволяют целостно, системно, основываясь на междисциплинарных стратегиях, выявить особенности функционирования и развития данного личностного феномена.

ABSTRACT

The article is sanctified to opening of features of research culture of future music master in the context of personality, activity and values of approaches that allow integrally, system, being base on interdisciplinary strategies, to educe the features of functioning and development of this personality phenomenon.

Ключовi слова: науково-дослiдницька культура майбутнього вчителя музики, музично-педагогiчна культура, дiяль-шсний, особисткний. аксiологiчний тдходи, теоретичне мислення, художнш свтогляд.

Ключевые слова: научно-исследовательская культура будущего учителя музыки, музыкально-педагогическая культура, деятельностный, личностный, аксиологический подходы, теоретическое мышление, художественное мировоззрение.

Keywords: research culture of future music master, pedagogical culture, to activity, personality, values approaches, theoretical thinking, artistic world view.

Постановка проблеми. З посиленням вимог до дослвд-ницько!' спрямованосп фахiвцiв з вищою освиою, зокрема вчителiв музики, !х науковий потенщал розглядаеться як найвища планка i квалiфiкацiйна характеристика вчите-ля-дослвдника-музиканта. Ц вимоги актуалiзують необ-хвдшсть реалiзацii яюсно ново!' теоретично!' тдготовки висококвалiфiкованих майбутшх вчш^в, здатних до ш-новацшно-дослвдницького пошуку, багатовекторного, си-

стемного, прогностичного аналiзу сутноста педагопчних i мистецьких явищ, володшня науковими i художшми методами, дослщницькими технолопями i стратепями.

Науково-дослвдницька культура майбутшх вчителiв музики стае важливим феноменом у контекста сучасних уявлень про культуру в умовах фундаменталiзацii нав-чання, варiативностi та полжультурноста освггшх систем, штенсивного зростання обсяпв науково-педагогiчноi та

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.