Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
563
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ДИЗАРТРИЯ / МИНИМАЛЬНЫЕ ДИЗАРТРИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ / КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / КИНЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / КИНЕСТЕЗИЯ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕНСОМОТОРНАЯ ГИМНАСТИКА / СОГЛАСОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTOR SPHERE / PRESCHOOL LOGOPEDICS / PRESCHOOLERS / SPEECH DISORDERS / DISORDERS OF SPEECH / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / DYSARTHRIA / MINIMAL DYSARTHRIC DISORDERS / SPEECH DEFECTS / KINESTHETIC ORGANIZATION OF MOVEMENTS / KINETIC ORGANIZATION OF MOVEMENTS / KINESTHETICS / ORIENTATION ACTIVITY / KINDS OF ORIENTATION ACTIVITY / SENSORIMOTOR GYMNASTICS / COORDINATED ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баряева Людмила Борисовна, Лопатина Людмила Владимировна

В статье рассматриваются подходы и содержание коррекционно - педагогического воздействия на нарушения двигательной сферы у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с учетом уровневой организации движений, локализации микроорганического поражения головного мозга и клинической формы минимального дизартрического расстройства. Патология двигательного звена вызывает специфические нарушения двигательно - моторной организации деятельности. Неоднородность симптомов нарушений двигательной сферы у детей с данным видом речевого дизонтогенеза обусловлена действием различных механизмов, что необходимо учитывать при организации коррекционно - педагогического воздействия. Оно проводится на основе сложного взаимодействия кинестетической и кинетической основы движений. В качестве условий, направленных на достижение успешности формирования произвольных двигательных навыков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, предлагается использовать различные виды ориентировки. Обращается внимание на то, что необходимы такие виды, которые отображают собственно ориентировочную деятельность, направленную на исследование элементов ситуации и существующих между ними взаимоотношений, а также синпрактическую поисковую деятельность. Для этого предлагается использовать технологию коррекции нарушений двигательной сферы у детей с минимальными дизартрическими расстройствами средствами сенсомоторной гимнастики. Она включает систему занятий в полифункциональной интерактивной среде с использованием сенсорных тренажеров для развития общей и ручной моторики. Описываются упражнения, предлагаемые детям, для формирования кинетической основы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык. Также рассматриваются упражнения, способствующие формированию топологически организованных во времени и пространстве движений. Предлагается способ выбора упражнений для развития общих движений, основанный на учете возможности дифференциации отдельных движений, возникающих по мере общего моторного созревания. Представлены базовые направления, которые выделяются с учетом коррекции нарушений двигательной сферы детей с минимальной псевдобульбарной (в зависимости от преобладания паретического или спастического компонента), экстрапирамидной, корковой и смешанной формами минимальных дизартрических расстройств, определены типы упражнений и способы их реализации. В статье предлагается система упражнений, направленных на удержание заданной позы в покое, координацию движений различных мышечных групп в процессе реализации двигательного акта, развитие коркового контроля в управлении движениями. Обращается внимание на выполнение движений детьми с использованием разных типов контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баряева Людмила Борисовна, Лопатина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION OF MOTOR IMPAIRMENTS IN PRESHOOLERS WITH MINIMAL DYSARTHRIC DISORDERS

The article deals with the approaches and the content of rehabilitation - pedagogical intervention in cases of motor impairments in preschoolers with minimal dysarthric disorders taking into account the level - specific organization of movements, localization of the micro - organic brain damage and a clinical form of a minimal dysarthric disorder. Pathology of the motor regions brings about specific impairments of the organization of motor activity. Heterogeneity of the symptoms of motor impairments in children with this kind of speech dysontogenesis is caused by a number of mechanisms, which should be taken into account while organizing rehabilitation - pedagogical intervention. It is organized on the basis of comprehensive interaction between kinesthetic and kinetic bases of movements. Various kinds of orientation are suggested to be used as conditions aimed at successful formation of arbitrary motor skills in children with mild dysarthric disorders. The authors attract the readers’ attention to the fact that it is necessary to use such kinds of orientation that reflect the orientation activity targeted at investigation of the elements of the situation and the relationships between them, as well as the sinpractical search activity. To this end, the article suggests using the technology of rehabilitation of the motor sphere in children with minimal dysarthric disorders by means of sensorimotor gymnastics. It includes a system of lessons in a polyfunctional interactive environment using sensory trainers for development of gross and fine motor skills. The study describes the exercises for children for the formation of the kinetic basis of movements incorporating “basic” and “background” components and series of monotypic movements comprising one motor skill. The article also considers exercises facilitating the formation of movements typologically organized in time and space. The authors suggest a method of selecting exercises for development of gross motor skills taking into account the possibility of differentiation of separate movements forming in the course of general motor maturity.The study determines the basic areas which are singled out on the background of rehabilitation of motor disorders of children with minimal pseudobulbar (depending on the predominance of paretic or spastic component), extrapyramidal, cortical and mixed forms of minimal dysarthric disorders, and defines the types of exercises and the methods of their conduct. The article presents a system of exercises aimed at keeping body in a position without moving, coordination of movements of various muscle groups in the process of realization of the act of movement, and development of cortical control of movement production. The study pays attention to the performance of movements by children using various types of control.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ

УДК 3 76.3 7-053 "465.00/.07" DOI 10.26170/sp20-04-11

ББК Ч457.091 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03

Л. Б. Баряева L. B. Baryaeva

Москва, Россия Л. В. Лопатина

Санкт-Петербург, Россия

Moscow, Russia L. V. Lopatina

St. Petersburg, Russia

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

REHABILITATION OF MOTOR IMPAIRMENTS IN PRESHOOLERS WITH MINIMAL DYSARTHRIC DISORDERS

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и содержание коррек-ционно-педагогического воздействия на нарушения двигательной сферы у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с учетом уровневой организации движений, локализации микроорганического поражения головного мозга и клинической формы минимального дизартрического расстройства. Патология двигательного звена вызывает специфические нарушения двигательно-моторной организации деятельности. Неоднородность симптомов нарушений двигательной сферы у детей с данным видом речевого дизонтогенеза обусловлена действием различных механизмов, что необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогического воздействия. Оно проводится на основе сложного взаимодействия кинестетической и кинетической основы движений. В качестве условий, направленных на достижение успешно-

Abstract. The article deals with the approaches and the content of rehabilitation-pedagogical intervention in cases of motor impairments in preschoolers with minimal dysarthric disorders taking into account the level-specific organization of movements, localization of the micro-organic brain damage and a clinical form of a minimal dysarthric disorder. Pathology of the motor regions brings about specific impairments of the organization of motor activity. Heterogeneity of the symptoms of motor impairments in children with this kind of speech dysontogenesis is caused by a number of mechanisms, which should be taken into account while organizing rehabilitation-pedagogical intervention. It is organized on the basis of comprehensive interaction between kinesthetic and kinetic bases of movements. Various kinds of orientation are suggested to be used as conditions aimed at successful formation of arbitrary motor skills in children with mild dysarthric disorders. The authors attract the readers' attention to the fact

сти формирования произвольных двигательных навыков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, предлагается использовать различные виды ориентировки. Обращается внимание на то, что необходимы такие виды, которые отображают собственно ориентировочную деятельность, направленную на исследование элементов ситуации и существующих между ними взаимоотношений, а также синпрактическую поисковую деятельность. Для этого предлагается использовать технологию коррекции нарушений двигательной сферы у детей с минимальными дизартрическими расстройствами средствами сенсомоторной гимнастики. Она включает систему занятий в полифункциональной интерактивной среде с использованием сенсорных тренажеров для развития общей и ручной моторики. Описываются упражнения, предлагаемые детям, для формирования кинетической основы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык. Также рассматриваются упражнения, способствующие формированию топологически организованных во времени и пространстве движений. Предлагается способ выбора упражнений для развития общих движений, основанный на учете возможности дифференциации отдельных движений, возникающих по мере общего моторного созревания.

Представлены базовые направления, которые выделяются с учетом коррекции нарушений двигательной сферы детей с минимальной псевдо-бульбарной (в зависимости от преоб-

that it is necessary to use such kinds of orientation that reflect the orientation activity targeted at investigation of the elements of the situation and the relationships between them, as well as the sinpractical search activity. To this end, the article suggests using the technology of rehabilitation of the motor sphere in children with minimal dysarthric disorders by means of sensorimotor gymnastics. It includes a system of lessons in a polyfunctional interactive environment using sensory trainers for development of gross and fine motor skills. The study describes the exercises for children for the formation of the kinetic basis of movements incorporating "basic" and "background" components and series of monotypic movements comprising one motor skill. The article also considers exercises facilitating the formation of movements typologically organized in time and space. The authors suggest a method of selecting exercises for development of gross motor skills taking into account the possibility of differentiation of separate movements forming in the course of general motor maturity.

The study determines the basic areas which are singled out on the background of rehabilitation of motor disorders of children with minimal pseudobulbar (depending on the predominance of paretic or spastic component), extrapyramidal, cortical and mixed forms of minimal dysarthric disorders, and defines the types of exercises and the methods of their conduct. The article presents a system of exercises aimed at keeping body in a position without moving, coordination of movements of various muscle groups in the process of realization of the act of movement, and development of cortical control of movement production. The study pays

ладания паретического или спастического компонента), экстрапирамидной, корковой и смешанной формами минимальных дизартрических расстройств, определены типы упражнений и способы их реализации. В статье предлагается система упражнений, направленных на удержание заданной позы в покое, координацию движений различных мышечных групп в процессе реализации двигательного акта, развитие коркового контроля в управлении движениями. Обращается внимание на выполнение движений детьми с использованием разных типов контроля.

Ключевые слова: двигательная сфера; дошкольная логопедия; дошкольники; нарушения речи; речевые нарушения; дети с нарушениями речи; дизартрия; минимальные дизарт-рические расстройства; речевые дефекты; кинестетическая организация движений; кинетическая организация движений; кинестезия; ориентировочная деятельность; виды ориентировочной деятельности; сенсомотор-ная гимнастика; согласованная деятельность.

Сведения об авторе: Баряева Людмила Борисовна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра логопедии, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 129226, венный пр-д, 4.

E-mail: [email protected].

attention to the performance of movements by children using various types of control.

Keywords: motor sphere; preschool logopedics; preschoolers; speech disorders; disorders of speech; children with speech disorders; dysarthria; minimal dysarthric disorders; speech defects; kinesthetic organization of movements; kinetic organization of movements; kinesthetics; orientation activity; kinds of orientation activity; sensorimotor gymnastics; coordinated activities.

About the author: Baryaeva Lyudmila Borisovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Department of Logopedics, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйст-

Сведения об авторе: Лопатина Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра логопедии, Институт дефектологического

About the author: Lopatina Lyudmila Vladimirovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Department of Logopedics, Institute of Defectological

образования и реабилитации, Россий- Education and Rehabilitation, Herzen ский государственный педагогиче- State Pedagogical University of Russia, ский университет. Saint Petersburg, Russia.

Контактная информация: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26.

E-mail: [email protected].

В синдроме нарушений при минимальных дизартрических расстройствах, обусловленных микроорганическим поражением головного мозга, отмечаются разнообразные, качественно неоднородные нарушения двигательной сферы, вызывающие де-фицитарность психофизиологических механизмов овладения фонетическими средствами языка, посредством которых реализуются действия внешнего оформления высказывания в процессе его порождения [2]. Неоднородность симптомов нарушений двигательной сферы у детей с данным видом речевого дизон-тогенеза обусловлена действием различных механизмов, что необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогиче-ского воздействия.

В экспериментальное обучение были включены 135 детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: 85 детей составили экспериментальную группу, 50 — контрольную. Каких-либо достоверных различий между группами детей выявлено не было (во всех случаях p > 0,05).

© Баряева Л. Б., Лопатина Л. В., 2020 Специальное образование. 2020. № 4

Коррекция нарушений двигательной сферы у детей с минимальными дизартрическими расстройствами осуществлялась на фоне дифференцированного медикаментозного и физиотерапевтического воздействия (по назначениям невропатолога).

При коррекции нарушений двигательной сферы принималось во внимание следующее.

Сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений. Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух основных компонентов: «...его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков» [10, с. 173]. При осуществлении произвольного движения поступающие импульсы (зрительные, слуховые и т. д.) перекодируются в определенную систему кинестетических сигналов, обеспечивающую необходимые направления эфферентных сигналов к соответствующим мышечным группам и изменяю-

щую направление этих сигналов в зависимости от положения мы-шечно-суставного аппарата в пространстве. Вместе с тем любое произвольное движение представляет собой не единичный пространственно организованный акт, а определенную серию последовательных иннерваций, протекающих во времени и составляющих единую «кинестетическую мелодию» [10, с. 175]. Возникающая кинестетическая мелодия обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

Роль кинестезии в управлении движениями [8, 10, 12, 14 и др.]. Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения спланированного акта с реально воспроизведенным. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с запланированным действием. «Создание предшествующей действию „двигательной задачи" или „образа действия" и наличие обратной афферентации, направленной на его сличение с реально выполняемым эффектом, составляют два взаимно связанных важнейших условия осуществления произвольного двигательного акта» [10, с. 201].

Необходимо обратить внимание на то, что существуют два вида двигательных функций: поддержание позы и собственно движение. В пастурологии есть понятие оптимальной статики. Это такое пространственное взаимное положение элементов ске-летно-мышечной системы, при котором с минимальной затратой энергии мышц опорно-двигательный аппарат поддерживается в вертикальном положении. Оптимальная статика неразрывно связана с оптимальным движением, или двигательным стереотипом. Под ним в биомеханике человека понимают сложный двигательный акт, состоящий из суммы выработанных в процессе эволюции простых двигательных паттернов. Оптимальный двигательный стереотип имеет следующие визуальные критерии: совершение движения в конкретном направлении; плавность движения с сохранением постоянства скорости; наиболее короткая траектория и достаточный объем движения [8]. Именно параметры сложного двигательного акта учитывались нами при коррекции нарушений двигательной сферы у детей с минимальными дизартри-ческими расстройствами.

В качестве условий, способствующих более успешному формированию произвольных двигательных навыков, использовались различные виды ориентировки:

- собственно отображающая ориентировочная деятельность, направленная на исследование элементов ситуации и существующих между ними взаимоотношений. Эта деятельность осуществляется независимо от имеющейся практической задачи;

- синпрактическая поисковая деятельность, осуществляющая выделение компонентов ситуации, необходимых для выполнения данного конкретного практического действия [13].

Достижение максимально эффективного обучения сложным двигательным навыкам и умениям обеспечивалось сочетанием этих двух видов ориентировки.

Первый вид ориентировки обеспечивал усвоение общего принципа действия и подготавливал возможность переноса приобретенного умения на другие ситуации. Второй — уточнял ранее сложившиеся представления о требуемых движениях и способствовал их эффективному использованию в практических целях.

Коррекционно-педагогическое воздействие по преодолению нарушений двигательной сферы у детей данной категории осуществлялось по следующим направлениям: формирование кинестетической и кинетической основ общих движений и движений кистей и пальцев рук.

Работа по их формированию осуществлялась параллельно и

предусматривала выработку согласованной деятельности различных уровней организации движений.

Основными задачами по формированию кинестетической основы движений являлись:

- организация двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;

- развитие статической координации движений;

- развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций общих движений и движений кистей и пальцев рук.

В процессе развития кинестетического анализа и синтеза общих движений, кинестетической афферентации частям тела, кистям и пальцам рук придавались различные позиции, которые ребенок должен был сначала воспроизвести при зрительном восприятии образца, а затем с закрытыми глазами, что приводило к усилению кинестетических ощущений.

При выполнении предложенных упражнений отрабатывался необходимый объем движений, точность, отчетливость их воспроизведения, возможность находить и удерживать заданное положение, что способствовало формированию оптико-пространственной организации движений.

Основными задачами по формированию кинетической основы движений выступали:

- объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип;

- превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки;

- развитие динамической координации в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений.

В процессе формирования кинетической основы движений использовались упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык. Производимые упражнения способствовали формированию топологически организованных во времени и пространстве движений [3; 7].

При отборе упражнений для развития общих движений учитывались:

- возможность дифференциации отдельных движений, возникающая по мере общего моторного созревания;

- цефалокаузальный принцип развития двигательных функций;

- последовательность их совершенствования в процессе развития.

В процессе выполнения двигательных упражнений:

- дифференцировались движения головы / верхней части туловища и плечевого пояса; движения кисти / движения всей руки; движения пальцев / движения всей кисти;

- осуществлялось развитие произвольных движений и их координации, начиная от головы к верхним, а затем к нижним конечностям, от проксимального в дистальном направлении (сначала движения в плечах, предплечьях, а затем движения кистей и пальцев рук).

Программирование произвольных движений осуществляется в основном высшими неврологическими уровнями, при этом высшие формы движения используют все механизмы низшего порядка, включая обычные движения, в которых различают количественную и качественную стороны. В отношении качества в движениях следует различать энергию, силу, точность направления и выполнения, ритмичность, координацию. В отношении количества — богатство, бедность, длительность [5].

Постепенно все большее количество компонентов программирования произвольного движения передается с высших, «ведущих» уровней на низшие, филогенетически более ранние — «фоновые». Механизм этой передачи представляет собой физиологическую основу автоматизации. Существенная роль в процессе

этой автоматизации принадлежит экстрапирамидной системе.

С учетом этого при коррекции нарушений двигательной сферы детей с псевдобульбарной (обусловленной двухсторонним поражением кортико-бульбарных путей от коры головного мозга к ядрам черепных ядров ствола), экстрапирамидной (обусловленной поражением ядер, расположенных в подкорковых образованиях) и смешанной формой минимальных дизартрических расстройств (с преобладанием их проявлений) основное внимание уделялось формированию количественных и качественных параметров, обусловленных деятельностью фоновых уровней и составляющих физиологическую основу автоматизации движений.

При этом у детей с преобладанием паретического компонента (пониженного мышечного тонуса) основное внимание уделялось формированию возможности длительного удержания заданной позы, доведения до конца двигательной программы при переключении от одного элемента этой программы к другому.

У детей с преобладанием спастического компонента (повышенного мышечного тонуса) отрабатывались умения произвольного расслабления мышцы, осуществления переключения движений.

Детей с минимальной экстрапирамидной и смешанной (с моз-

жечковым компонентом) дизарт-риями обучали удерживать заданную позу в покое, координировать движения различных мышечных групп в процессе реализации двигательного акта.

В работе по коррекции нарушений двигательной сферы детей с минимальной корковой дизартрией (обусловленной поражением двигательных зон коры головного мозга) преимущественное внимание уделялось развитию коркового контроля в управлении движениями, способствующего более эффективному построению программы двигательного акта.

В работе с детьми с минимальной корковой дизартрией, в неврологическом статусе которых отмечались проявления кинестетической диспраксии (обусловленной поражением постцентральных отделов коры головного мозга), преобладали упражнения, направленные на развитие праксиса позы, упражнения по нахождению заданной позы с обязательным привлечением внимания ребенка к возникающим у него ощущениям от занимаемого положения. С целью усиления кинестетических ощущений сначала все движения осуществлялись при зрительном контроле, затем без зрительного контроля и, наконец, с закрытыми глазами.

В тех случаях, когда у детей с минимальной корковой дизартрией в неврологическом статусе

отмечались проявления кинетической диспраксии (обусловленной поражением премоторных отделов коры головного мозга), основной становилась работа по развитию динамического пракси-са; в процессе выполнения упражнений фиксировалось внимание ребенка на ощущениях, возникающих у него при переключении движений.

Для развития движений кистей и пальцев рук также предлагались игры с мозаикой, рисование, лепка, конструирование, шнурование, расстегивание и застегивание пуговиц различного диаметра, обведение и штриховка трафаретов, нанизывание бусин, вырезание. Конструктивный, природный (песок, плоды, камешки, ракушки и др.) и рукотворный (строительные деревянные конструкторы, конструктор «Lego-duplo», крупная мозаика, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки, пазлы, мягкий модульный материал и др.) — это материал, который мы активно использовали для развития движений кистей и пальцев рук и совершенствования межанализаторного взаимодействия зрительного, слухового и тактильного анализаторов у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. В ходе конструктивных игр у детей формировали кинетическую основу движений пальцев рук.

Наряду с этим активно использовалась лепка. Обратим внимание на то, что для объединения, обобщения последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип мы предлагали детям лепку с использованием приемов защипывания краев (блюдце, миска, печенье), оттягивания (морковка, птичка из целого куска, лимон, огурец, банан) [1].

Наряду с этим использовались различные игровые упражнения с перчаточными куклами, куклами бибабо, пальчиковыми куклами. Кроме традиционных театральных кукол, мы использовали специально сконструированные горизонтальные куклы — куклы-гольфы. Надевались они на руки до локтя таким образом, чтобы носок гольфа был надет на четыре пальца — от указательного до мизинца, а большой палец держал пятку. Для обогащения игрового образа на резинке прикреплялись пуговицы или коробочки от «киндер-сюрпризов». Резинка надевалась на ту часть руки, которая была просунута в носок гольфа. Разыгрывание сюжетов с использованием этих «игрушек» разного цвета и фактуры позволяло моделировать ситуации с ползанием «змеек», плаванием «рыбок» и т. п. Если гольфы-куклы надевались на обе руки ребенка, то он мог, например, изображать ползание змей по

поверхности синхронно, а мог производить и движения руками в противоположные стороны. При этом всегда разыгрывался игровой сюжет, который детям помогал придумать или задавал изначально учитель-логопед (воспитатели); также этот сюжет сочиняли сами дети, ориентируясь на цвет (лягушки прыгают — зеленые гольфы, рыбки плавают — полосатые гольфы, змейки ползают — пятнистые гольфы и т п.). Таким образом происходило превращение отдельных двигательных навыков в плавные, скачкообразные и т. п., ориентированные на движения тех или иных персонажей. Логику движения задавали персонажи — рыбки, змейки и т. п. Также велась работа по развитию серийно организованных двигательных навыков по направлениям сторон — в одну сторону, в разные стороны, друг над другом, друг к другу и т. п. Многократное и последовательное проигрывание сюжетов с использованием кукол-гольфов позволяло развивать динамическую координацию в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений рук. Необходимо отметить, что эти игрушки-самоделки легко и быстро обрабатывались — стирались после каждого занятия.

Детям предлагались игры и игровые упражнения на развитие движений кистей рук: прокатыва-

ние шаров, собирание их по цвету и количеству, заданному взрослым, перекладывание из одной руки в другую, сжимание и разжимание, поглаживание ладонями шариков в сухом бассейне, доставание их со дна бассейна и т. п. [1].

Работа по развитию движений кистей и пальцев рук имела большое значение не только для активизации движений артикуляторных органов, но и способствовала подготовке руки ребенка дошкольного возраста к овладению графомотор-ными навыками, необходимыми для процесса письма.

Проводя игровые занятия по развитию движений кистей и пальцев рук, мы обращали внимание на принцип параллельной коррекции средств языка и пространственных представлений, представленный в исследованиях [15].

Необходимо отметить, что коррекция нарушений двигательной сферы не ограничивалась только специальными упражнениями, проводимыми на логопедических занятиях. Она проводилась и на занятиях по логопедической ритмике (совместно с музыкальным руководителем, инструктором по лечебной физкультуре, воспитателями).

В процессе коррекции нарушений двигательной сферы у детей с минимальными дизартриче-скими расстройствами осуществлялся дифференцированный подход в работе с детьми в зависи-

мости от локализации микроорганического поражения головного мозга и клинической формы минимального дизартрического расстройства.

Таким образом, определяя содержание работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях, мы исходили из программных требований раздела «Физическое воспитание». Это предполагало обучение детей с минимальными дизартрическими расстройствами точному выполнению двигательной программы и развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации [1].

Для целей экспериментального обучения была создана специальная полифункциональная игровая среда, где проводилась сен-сомоторная гимнастика с детьми с минимальными дизартрически-ми расстройствами. Элементы сенсомоторной гимнастики активно использовались учителями-логопедами, а также они интегрировались в работе учителя-логопеда и воспитателей, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Для этого использовались сенсорные тренажеры: «Сенсорная дорожка», дорожка «Гофр» со следочками, «Лента-гусеница», «Сухой бассейн» и др.

Занятия с сенсорными тренажерами в рамках сенсомоторной гимнастики были ориентированы:

- на развитие и коррекцию нарушения сенсорно-перцептивных и моторных компонентов деятельности детей (зрительно-моторную координацию, мышечную выносливость, способность перемещаться в пространстве на основе выбора объекта для движения по заданному признаку);

- развитие способности детей к точному управлению движениями в пространстве: в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскости (чувство пространства);

- формирование способности детей к реагированию на изменение положения тела во время перемещения в сухом бассейне, по сенсорным дорожкам и коврикам и др.;

- развитие тактильных, зрительных ощущений и представлений, памяти, внимания детей;

- обучение детей сохранению заданного темпа во время передвижения по коврикам, плавания в сухом бассейне (частота движений за единицу времени);

- создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тела, позвоночника и восстановления правильного положения тела ребенка исходя из его индивидуально-типологических особенностей;

- обучение детей правильному динамическому и статическому дыханию, стимулирующему функционирование сердечно-сосудистой системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование способности детей к словесной регуляции движений (выполнение действий по словесной инструкции и умение рассказать о выполненном задании с использованием вербальных и невербальных средств общения);

- развитие игровой деятельности детей: движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение в сухой бассейн и перемещение в нем в соответствии со сценарием (волшебная дорожка в лес, тропинка в лесу, мостик, безопасная полоса для движения по болоту, купание в озере и т. п.);

- стимулирование положительного эмоционального настроя детей.

Для этого предлагались практические упражнения на сенсорной тропе, на дорожке «Гофр» со следочками, на напольной дорожке «Гусеница», на коврике «Топ-топ», на коврике со следочками и другие сенсомоторные тренажеры.

Например, в сухом бассейне с детьми проводились игровые упражнения на фиксацию тела при закреплении позы. Игровые занятия были также направлены на развитие оптимального типа физиологического дыхания. При этом тело ребенка фиксируется в сухом бассейне в положении лежа. Грудь ребенка забрасывается шариками, для того чтобы при вдохе и выдохе он мог наблю-

дать, как они поднимаются и опускаются на груди, то есть контролировать правильность дыхания.

Интересным и эффективным сенсомоторным тренажером являлся в нашей работе тренажер «Сенсорная дорожка». Он позволял совершенствовать координационные способности детей. Занятия с использованием сенсорной дорожки способствовали развитию внимания детей, поскольку движение по чередующимся «блинчикам» с различными наполнителями и жестким коврикам требовало от них зрительной и моторной сосредоточенности и обеспечивало вариативную аф-ферентацию к мышечным группам (в зависимости от наполнения «блинчика» сенсорной дорожки). Это, в свою очередь, помогало развивать координацию на основе зрительных и двигательных стимулов, так как моторная неловкость у детей с минимальными дизартрическими расстройствами зачастую формируется из-за рассогласованности зрительных и двигательных ориентировок. Постепенное и всестороннее освоение детьми в ходе экспериментального обучения движений на основе наглядных ориентиров («блинчиков» и жестких ковриков) формировало зрительные ориентиры на основе тактильных ощущений. Для совершенствования согласованно-

сти движений в сочетании с реакцией на зрительную ориентировку детям предлагались упражнения, направленные на развитие этих параметров.

В этом процессе важное место занимает формирование топологических, проективных представлений детей, представлений о системе координат. При воспитании пространственно-ориентировочных навыков выделяются следующие моменты: определение точки стояния; локализация окружающих предметов относительно человека, ориентирующегося в пространстве; определение пространственного расположения. Эта работа требует решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения; сохранения направления движения; достижения цели.

Для того чтобы ребенок научился ориентироваться в пространстве, ему предлагалось в ходе занятий сенсомоторной гимнастикой описывать отношения между предметами, между предметами и собой и, конечно, между другими детьми, взрослым и предметами [6]. Обращаем внимание на то, что выделяются пространственные отношения, связанные с изменением точки стояния (точка отсчета), что меняет и отношения между объектами.

Таким образом, сенсорная дорожка использовалась для развития ориентировки в пространстве

на основе использования определенной системы отсчета. «Блинчики» и жесткие коврики сенсорной дорожки располагались взрослыми, а впоследствии и детьми, в разных вариантах на ковровом покрытии комнаты (в виде извилистой линии, в виде круга и т. п.). Ориентировка велась с детьми на сенсорной дорожке на основе так называемой чувственной системы отсчета — по сторонам собственного тела. Перемещение по сенсорной дорожке способствовало развитию плавности движений при постоянной скорости, ее повышении или снижении в зависимости от заданного в инструкции темпа, а также тренировала способность детей с минимальными дизартрическими расстройствами к точным движениям в конкретном направлении.

Учитывая последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе, мы предлагали детям упражнения, направленные на уточнение, фиксацию пространственных представлений и ориентировок.

Совместная образовательная деятельность взрослых с детьми строилась на основе:

- постоянного увеличения количества вариантов пространственных отношений между элементами сенсорной дорожки, т. е. блинчиками, расположенными по прямой или извилистой линии, по кругу;

- перехода от ориентировки по жестко заданному расположению элементов сенсорной дорожки к расположению их по словесной инструкции взрослого (кого-то из детей), а также к ориентировке на соответствующие движения по другим дорожкам, например, по напольной дорожке «Гусеница», коврику «Гофр» со следочками и др.;

- перехода от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики (чередование движений двумя ногами, затем одной левой, далее двумя ногами и т. п.).

Для динамических упражнений, представляющих собой выполнение целенаправленных двигательных заданий с установкой на конкретный результат, включающих движения по сенсорной дорожке с предметами в руках, использовались мешочки с песком (горохом), массажные мячи, массажные кольца, пластмассовые кегли, пластмассовые и деревянные кубики, мягкие игрушки и т. п.

С детьми с минимальными дизартрическими расстройствами активно использовались игры и упражнения с сенсорными мячами: прокатывание одной и двумя руками по полу, под дугу (ширина 50—60 см), друг к другу на расстояние 1,5 м, между предметами,

расположенными в ряд, по кругу, из разных исходных позиций одной и двумя руками по сигналу (фиксируется время начала и окончания сигнала); метание мяча (диаметром 20—25 см) двумя руками из-за головы через веревку, протянутую на уровне груди ребенка с расстояния 100 см; метание мяча (диаметр 20—25 см) в вертикальную цель (расстояние 100 см), например, в вертикально стоящий модуль «Труба», игровую трубу «Перекати поле»; метание мяча в горизонтальную цель (расстояние 1,5 м), например, в подушку и др. Проведение таких игровых занятий осуществлялось инструктором по физической культуре и воспитателями, а учитель-логопед, включаясь в деятельность с детьми, обращал внимание специалистов на осуществление дифференцированного подхода в работе с каждым ребенком в зависимости от локализации микроорганического поражения головного мозга и клинической формы минимального дизартрического расстройства.

Проведенное экспериментальное обучение позволило констатировать положительную динамику в состоянии двигательной сферы детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Анализ результатов работы по преодолению нарушений двигательной сферы у детей с данным видом речевого дизонтоге-

неза свидетельствует о том, что под воздействием специальных упражнений, отобранных с учетом условий организации движений и качественного своеобразия двигательной сферы детей с различными клиническими формами дизартрических расстройств, произошли существенные сдвиги в состоянии общей моторики и движений кистей и пальцев рук.

По результатам коррекцион-но-педагогического воздействия в экспериментальной группе детей отмечено значительное повышение качества динамической организации движений (в большей степени в процессе выполнения последовательно организованных движений) и отчетливости движений. Улучшение результатов выполнения заданий при исследовании этих показателей является статистически значимым (р > 0,001). Аналогичная картина наблюдалась и по результатам статической координации и скорости движений (р > > 0,05). Наименьшая положительная динамика, где не отмечалось изменений на достоверном уровне значимости, была зафиксирована в выполнении одновременно организованных движений.

В контрольной группе детей, где развитие общей и тонкой моторики осуществлялось только на традиционных занятиях по физической культуре, также отмечались некоторые положительные

изменения, однако ни одно из них не продемонстрировало статистически значимого уровня (р > 0,05). Каких-либо изменений в характере выполнения одновременно организованных движений у детей данной группы не наблюдалось. Несмотря на возросшие двигательные возможности, у этих детей сохранились трудности согласования двигательного акта с внешним пространством, проявляющиеся в расстройствах своевременности, точности, координации выполняемых движений, четкости и плавной серийной их организации.

Таким образом, результаты коррекционно-педагогического воздействия по коррекции нарушений двигательной сферы детей с минимальными дизартрическими расстройствам с учетом механизма их возникновения, характера соотношения нарушений функционирования смысловой и технической стороны двигательного акта подтверждают обоснованность и адекватность избранных методов коррекции.

Литература

1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи с методическими рекомендациями / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гав-рилушкина [и др.]; под ред. Т. В. Волосовец, Л. В. Лопатиной. — Москва : Просвещение, 2019. — 325 с. — Текст : непосредственный.

2. Баряева, Л. Б. Нарушение двигательной сферы у дошкольников с минималь-

ными дизартрическими расстройствами / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. — Текст : непосредственный // Адаптивная физическая культура. — 2018. —№ 4 (76). — С. 18—20.

3. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. — Москва : Наука, 1990. — 494 с. — Текст : непосредственный.

4. Волков, М. В. Детская ортопедия / М. В. Волков, В. Д. Дедова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Медицина, 1980. — 312 с. — Текст : непосредственный.

5. Гуревич, М. О. Психомоторика : в 2 т. / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. — Москва : Государственное медицинское издательство, 1930. — 176 с. — Текст : непосредственный.

6. Детская сенсорная дорожка : пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. А. Алексеева, А. Л. Баева, Л. Б. Баряева [и др.] ; под ред. Л. Б. Баряевой. — Санкт-Петербург : ЦДК профессора Л. Баряевой, 2019. — 58 с. — Текст : непосредственный.

7. Дудьев, В. П. Психомоторика : словарь-справочник / В. П. Дудьев. — Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. — 366 с. — Текст : непосредственный.

8. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. — Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 430 с. — Текст : непосредственный.

9. Красовская, О. А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте / О. А. Кра-совская. — Текст : непосредственный // Проблемы медицинской психологии. — Москва : Педагогика, 1980. — С. 78—88.

10. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — Москва : Академический проект, 2000. — 512 с. — Текст : непосредственный.

11. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 84 с. — Текст : непосредственный.

12. Павлов, И. П. Физиологические механизмы произвольных движений / И. П. Пав-

лов. — Текст : непосредственный // Полное собрание сочинений. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. — Кн. 2. — С. 315—319.

13. Поддьяков, Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Поддьяков Николай Николаевич. — Москва, 1960. — 23 с. — Текст : непосредственный.

14. Сечкина, О. К. Особенности формирования психомоторных свойств ребенка на ранних этапах онтогенеза / О. К. Сеч-кина. — Текст : непосредственный // Педагогика и психология. Серия «Филология и искусствоведение». — 2008. — № 2. — С. 183—187. — Текст : непосредственный.

15. Филатова, И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи / И. А. Филатова. — Москва : Национальный книжный центр, 2013. — 41 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Adaptirovannaya osnovnaya obrazova-tel'naya programma doshkol'nogo obrazova-niya detey s tyazhelymi narusheniyami rechi s metodicheskimi rekomendatsiyami / L. B. Ba-ryaeva, T. V. Volosovets, O. P. Gavrilushkina [i dr.]; pod red. T. V. Volosovets, L. V. Lo-patinoy. — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — 325 s. — Tekst : neposredstvennyy.

2. Baryaeva, L. B. Narushenie dvigatel'noy sfery u doshkol'nikov s minimal'nymi dizar-tricheskimi rasstroystvami / L. B. Baryaeva, L. V. Lopatina. — Tekst : neposredstven-nyy // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. — 2018. —№ 4 (76). — S. 18—20.

3. Bernshteyn, N. A. Fiziologiya dvizheniy i aktivnost' / N. A. Bernshteyn. — Moskva : Nauka, 1990. — 494 s. — Tekst neposred-stvennyy.

4. Volkov, M. V. Detskaya ortopediya / M. V. Volkov, V. D. Dedova. — 2-e izd., pe-rerab. i dop. — Moskva : Meditsina, 1980. — 312 s. — Tekst : neposredstvennyy.

5. Gurevich, M. O. Psikhomotorika : v 2 t./ M. O. Gurevich, N. I. Ozeretskiy. — Moskva : Gosudarstvennoe meditsinskoe izdatel'stvo, 1930. — 176 s. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Detskaya sensornaya dorozhka : posobie dlya pedagogov, psikhologov i roditeley / T. A. Alekseeva, A. L. Baeva, L. B. Baryaeva [i dr.] ; pod red. L. B. Baryaevoy. — Sankt-Peterburg : TsDK professora L. Baryaevoy, 2019. — 58 s. — Tekst : neposredstvennyy.

7. Dud'ev, V. P. Psikhomotorika : slovar'-spravochnik / V. P. Dud'ev. — Moskva : Gu-manitarnyy izdatel'skiy tsentr «VLADOS», 2008. — 366 s. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Zaporozhets, A. V. Razvitie proiz-vol'nykh dvizheniy / A. V. Zaporozhets. — Moskva : Izd-vo APN RSFSR, 1960. — 430 s. — Tekst : neposredstvennyy.

9. Krasovskaya, O. A. O narusheniyakh zritel'no-pertseptivnykh funktsiy pri ochago-vykh porazheniyakh mozga v detskom voz-raste / O. A. Krasovskaya. — Tekst : nepos-redstvennyy // Problemy meditsinskoy psi-khologii. — Moskva : Pedagogika, 1980. — S. 78—88.

10. Luriya, A. R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal'nykh porazheniyakh mozga / A. R. Luriya. — Moskva : Akademicheskiy proekt, 2000. — 512 s. — Tekst : neposredstvennyy.

11. Luriya, A. R. Rech' i razvitie psikhiche-skikh protsessov u rebenka. — Moskva :

Izd-vo APN RSFSR, 1956. — 84 s. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Pavlov, I. P. Fiziologicheskie mekhaniz-my proizvol'nykh dvizheniy / I. P. Pavlov. — Tekst : neposredstvennyy // Polnoe sobranie sochineniy. — Moskva ; Leningrad : Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1952. — Kn. 2. — S. 315—319.

13. Podd'yakov, N. N. Osobennosti orienti-rovochnoy deyatel'nosti u doshkol'nikov pri formirovanii i avtomatizatsii prakticheskikh deystviy : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Podd'yakov Nikolay Nikolaevich. — Moskva, 1960. — 23 s. — Tekst : neposreds-tvennyy.

14. Sechkina, O. K. Osobennosti formirova-niya psikhomotornykh svoystv rebenka na rannikh etapakh ontogeneza / O. K. Sech-kina. — Tekst : neposredstvennyy // Pedago-gika i psikhologiya. Seriya «Filologiya i is-kusstvovedenie». — 2008. — ]№ 2. — S. 183—187. — Tekst : neposredstvennyy.

15. Filatova, I. A. Razvitie prostranstven-nykh predstavleniy u doshkol'nikov s naru-sheniyami rechi / I. A. Filatova. — Moskva : Natsional'nyy knizhnyy tsentr, 2013. — 41 s. — Tekst : neposredstvennyy.

156

СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2020. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.