Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ ИМПУЛЬСИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА INTIME'

КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ ИМПУЛЬСИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА INTIME Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / КОРРЕКЦИЯ ИМПУЛЬСИВНОСТИ / МЕТОДИКА INTIME / НЕЙРОРИТМИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусев Александр Викторович

Обсуждаются вопросы корригирования моторной импульсивности у детей посредством различных методик. Даётся обоснование для использования тестов на ритмическую осведомлённость с помощью программно-методического обеспечения «Ритмо-БОС». Приводятся данные сравнительного анализа до и после применения курса InTime, а также отмечаются изменения в характеристиках поведения детей в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF MOTOR IMPULSIVITY IN CHILDREN USING THE INTIME METHOD

The issues of correcting motor impulsivity in children by means of various methods are discussed. The rationale is given for the use of tests for rhythmic awareness with the help of software and methodological support “Rhythmo-BOS”. Comparative analysis data are given before and after the application of the InTime course, and changes in the characteristics of children’s behavior in educational activities are noted.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ ИМПУЛЬСИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА INTIME»

В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 376

А. В. Гусев

коррекция моторной импульсивности у детей

посредством метода INTIME

Регуляция моторно-двигательной сферы детей всегда находится во внимании родных и близких, педагогов, врачей-педиатров и неврологов, особенно когда речь идёт о гиперактивности ребёнка, чрезмерной повышенной двигательной импульсивности. При этом не всегда возможно применение медикаментозных средств воздействия. Незрелость мозговых структур сказывается на общем поведенческом фоне ребёнка, его эмоциональности, включённости в игровые или учебные виды деятельности.

Поиск эффективных методов корригирования двигательной, эмоциональной, интеллектуальной сферы детей становится важным условием деятельности различных детских оздоровительных или медико-коррек-ционно-педагогических центров.

Данные методики должны соответствовать следующим требованиям:

а) быть безопасными для использования в работе с детьми;

б) не наносить вреда здоровью ребёнка;

в) отличаться методическим аспектом применения;

г) иметь сертификацию и рекомендацию ведущей ассоциации специалистов и пользователей.

Могут быть применены и другие требования и рекомендации, касающиеся подготовленности специалистов к их применению. Следует помнить, что любое применение методов коррекционной работы должно быть направлено на оказание помощи ребёнку в его гармоничном физическом и психическом развитии.

Наряду с тем, что медицинская практика широко применяет различные медикаментозные схемы лечения, например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей дошкольного и начального школьного возраста, многие врачи и педагоги склоняются к тому, чтобы использовать в коррек-ционной работе с детьми различные немедикаментозные методики, позволяющие регулировать активность ребёнка, его мотивацию и успешность деятельности. А поскольку старший дошкольный возраст и период обучения в начальной школе отражают уровень адаптивных способностей ребёнка, то и проблемы, обусловленные психологической готовностью к школьному обучению, лежат в плоскости зрелости его мозговых структур и социальной зрелости в целом.

Навыки активного внимания, его переключаемости важны в ситуациях игровой и учебной деятельности. Но само по себе внимание, как психический процесс, не существует обособленно. Оно характеризует состояние познавательной деятельности и формирующихся личностных установок в процессе овладения деятельностью. Поэтому педагогу очень важно, чтобы за коррекцией состояния внимания, стояли куда более ценные образования личности, связанные с её воспитанием - аккуратность, целеустремленность, постоянность, осмысленность, критичность и пр. В этом смысле используемые немедикаментозные методики воздействия на психическую сферу ребёнка косвенно опосредуют эффективность влияния корригирующих педагогических технологий.

В нашей работе мы столкнулись с учащимися начальных классов, у которых наблюдались явления школьной дезадаптации, трудности в обучении. Для них была свойственна быстрая утомляемость, отвлекае-мость, трудность в понимании смысла прочитанного текста, слабая пере-ключаемость внимания с одного вида деятельности на другой, импульсивность и т. д. Иными словами, у детей отмечались специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) Помимо консультаций врачей-специалистов, детям рекомендовались психолого-педагогическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций (ВПФ), позволяющая уточнить характер сформировавшихся школьных навыков, особенности ин-

теллектуальной и личностной сферы. По результатам нейропсихологи-ческой диагностики можно было судить о состоянии высших психических функций, в частности, насколько дефицитарным в своём развитии оказался третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (по А. Р. Лурия [1, с. 88]). Выполняя задания, дети демонстрировали импульсивность, торопливость, плохую переключае-мость между заданиями, либо их частями, что квалифицировалось в аспекте недостаточной сформиро-ванности соответствующих структур мозга.

В Нейрологопедическом центре «Успех» (г. Мытищи, Московская область) реализуются программы помощи детям в корригировании особенностей их психического развития, подготовки детей к школьному обучению; осуществляется консультативная помощь родителям в воспитании и обучений детей в условиях семьи. Особое внимание уделяется аппаратным методикам нейропсихо-логической диагностики и коррекции психо-речевого развития детей. Как дополнение к базовой нейропси-хологической диагностике активно применяется аппаратная диагностика с применением тестов на ритмическую осведомленность, а также батареи компьютерных психологических тестов, пастуральные тесты на стабилоплатформе и т. д.

Способность ребёнка повторять ритмические паттерны и синхронизироваться с задающим ритмом несёт для исследователя-практика вы-

сокую диагностическую ценность, так как здесь прослеживается прямая и обратная корреляция. Школьники со СРРШН в своём большинстве не способны выполнить тест М. Стем-бак согласно возрастным нормативам [2]. Обратной корреляцией послужит тот факт, что тренировки на оборудовании, обучающем синхронизации с задающим ритмом помогают достигнуть улучшения в целевых областях [3].

Тестирование на ритмическую осведомлённость проводится с применением комплекса биологической обратной связи «Реакор», с предустановленным ПМО «Ритмо-БОС». Данное программное обеспечение включает в себя оцифрованный тест М. Стембак [4], позволяющий проверить не только ритмическую организацию ребёнка, но и количественно оценить характер воспроизведения ритмических паттернов.

Во время проведения теста М. Стембак ребёнку, согласно возрастной норме, поочерёдно предъявляются ритмические паттерны типа * ** * или *** *, а он после появления команды на экране воспроизводит услышанное путём ударов стержнем по специальной теппинг-площадке с

датчиками, которая и осуществляет съём характеристик воспроизведения.

По результатам тестирования программа автоматически строит графики, наглядно отображающие, в какую сторону в большей степени имеет уклон характер воспроизведения (ускорение или торможение) или смещения отсутствуют (рис.1).

Характер воспроизведения по гипотезе является своего рода отражением ускоряемости или тормозимо-сти нервных процессов у ребёнка. Если ребёнок начинает воспроизводить предъявляемый ему ритмический паттерн раньше, чем закончилось предъявление, или характер воспроизведения тороплив, то уместно сделать вывод о некоторой импульсивности, не способности дожидаться команды «старт», что значительно усложняет процесс обучения в общеобразовательной школе. Такие дети выкрикивают с места, не дожидаясь своей очереди, при выполнении заданий не проверяют решение, а в счётных операциях допускают глупые ошибки. Про таких детей говорят «сначала сделает, потом подумает». На графике это отображается в области ВО (выраженное опережение), закрашивается си-

реневым цветом и имеет отклонение от эталона более 100 мс в сторону опережения. Обратный процесс ВЗ (выраженное запаздывание) нас интересует в меньшей степени, так как замедление может вызваться элементарным осторожным воспроизведением, перестраховкой ребёнка, что снижает диагностическую ценность.

Для исследования была взята контрольная группа из 15 человек: 6 детей, которым исполнилось 7 лет, 6 детей 8-ми лет и 3 детей по 9 лет. Из 15 человек 12 мальчики и 3 девочки. Все 15 детей на нейропсихологиче-ской диагностике показали признаки импульсивности. Трое из них крайне неудовлетворительно справились с тестом Hearts and Flowers из батареи тестов МГУ Данный тест является полноценным аналогом теста Dots, описанного в статье «Развитие функций программирования и контроля у детей 7-9 лет [5]. Четверым поставлен диагноз СДВГ. У семерых СДВГ стоит под вопросом и его проявления несут в себе вторичные проявления

лёгких неврологических нарушении. На большинство из испытуемых жалуются преподаватели за то, что те срывают уроки, не могут вовремя замолчать, перебивают одноклассников. Родители замечают несдержанность, торопливый темп речи (у пятерых), во время выполнения домашних заданий проявляют отвлека-емость и низкую продолжительность продуктивной деятельности.

Всем испытуемым был проведён тест М. Стембак на ПМО «Ритмо-БОС» для оценки способности к перцепции ритма. Следующий тест был назначен на последний день курса занятий. Основным маркерным фактором была принята величина области ВО, согласно автоматически формируемым заключениям. Индексы ВО в % представлены на графике (рис. 2).

Показатели индекса ВО у испытуемых оказались в диапазоне от 20 до 42 %. То есть минимум 20% ударов по теппинг-площадке имели отклонения от эталона в сторону опережения более 100 мс.

Респонденты

Рис. 2. Индекс ВО до курса

В рамках нейропсихологической диагностики всем был назначен курс по методу InTime. Кто-то из испытуемых проходил его до курса нейроп-сихологической коррекции, кто-то -после. Метод InTime - это методика, разработанная компанией Advanced Brain Technologies (США), основанная на прослушивании специальной модифицированной музыки и комплексе двигательных упражнений. Основными факторами воздействия музыкального материала на мозг являются дифференцированные частотные диапазоны, темп и ритм.

В двигательную часть метода были включены упражнения из Ней-роритмики1. Работа была направлена на тренировку тормозных процессов и чувства времени в пределах 20-50 ударов в минуту. Особый упор делался на диапазон 20 ударов в минуту. Синхронизация с задаваемым темпом происходила как посред-

1 Авторская методика, разработанная на базе Нейрологопедического центра «Успех» (г Мытищи, Московская область).

ством шаговых упражнений, так и путём отбивания ритма хлопками, по барабанам, клавесами и кастаньетами. Основной задачей было развить способность у испытуемых к ожиданию и предвосхищению. Все испытуемые встретили значительные затруднения на темпе 20-25 уд./мин, у некоторых проявлялись признаки утомления именно в этих диапазонах. Дети просили вернуться на более быстрый темп, начинали путаться в заданиях. Занятия проводились в спокойном размеренном темпе, за проявления торопливости, спешку, ранние старты назначались штрафные баллы.

В конце 16-дневного курса 1пТте, усиленного упражнениями из нейро-ритмики, с предусмотренными 1-2 выходными в неделю, было проведено повторное тестирование по методу М. Стембак. Сравнение графиков до и после курса представлено на рис. 3.

В 2 случаях индекс ВО достиг 0 отметки. В 26% случаев разница между показателями «до» и «после»

Рис. 3. Сравнение графиков до и после курса занятий

Таблица 1

Динамика показателя индекса ВО у испытуемых

№ п/п 1 Имя ученика Даня Возраст, лет 8 Индек До курса 24 ВО,% После курса 16 Разница,% 8

2 Тая 9 24 13 11

3 Лена 7 40 16 24

4 Никита 9 27 19 8

5 Ваня 7 32 12 20

6 Айхан 7 24 12 12

7 Дамир 8 30 3 27

8 Гриша 7 30 27 3

9 Тёма 7 26 0 26

10 Маша 9 29 18 11

11 Артём 8 42 26 16

12 Максим 8 23 13 10

13 Миша 8 20 6 14

14 Лёша 7 30 0 30

15 Серёжа 8 35 7 28

составила 0-10%, в 40% случаев -11-20%, в 34 % случаев разница достигла от 21 до 30% (таблица 1).

В течение месяца после окончания курса был проведен опрос родителей на предмет появления изменений в успеваемости детей. Большая часть указала на увеличение времени продуктивной деятельности ребёнка при выполнении домашнего задания. Часть родителей заметила, что ребёнок стал дольше слушать, не переби-

вая. Также наблюдались улучшения в чтении, письме, слуховом внимании.

Применение комплексной методики 1пТте, усиленной упражнениями из нейроритмики, на примере 15 испытуемых, объединённых схожей проблемой, показало значительный результат в коррекции импульсивности, обучении таймированию, тренировке регуляторных функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с.

2. Ефимова В. Л., Николаев И. В. Аппаратная регистрация и анализ нарушений перцепции ритма у школьников с трудностями в обучении // Биомеди-

цинская радиоэлектроника. 2017. № 10. С. 48-52.

3. Ritter M, Colson K, Park J. Reading Intervention Using Interactiva Metronome in Children With Language and Reading Impairment: A Preliminary Investigation. Communication Disorders Quarterly February 1, 2013. 34. Р. 106-119.

4. Stambak M. Le problème du rythme dans le développement de l'enfant et

dans les dyslexies d'évolution. Enfance. L'apprentissage de la lecture et ses troubles. 1951. V. 4. № 5. P. 480-502.

5. Ахутина Т. В., Корнеев А. А., Матвеева Е. Ю. Развитие функций программирования и контроля у детей 7-9 лет // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 1. С. 42-63.

REFERENCES

1. Luria A. R. Fundamentals of neuropsychology. Study guide for students. higher. studies. Moscow: Publishing Center "Academy", 2003. 384 p. (In Russ).

2. EfimovaV. L., Nikolaev I. V. Hardware registration and analysis of rhythm perception disorders in schoolchildren with learning difficulties. Radio Engineering Publishing House Publ., 2017 No. 10. pp. 48-52. (In Russ).

3. Ritter M, Colson K, Park J. Reading Intervention Using Interactiva Metronome in Children With Language and Reading Impairment: A Preliminary Investigation.

Communication Disorders Quarterly February 1, 2013. 34. Р. 106 - 119.

4. Stambak M. Le problème du rythme dans le développement de l'enfant et dans les dyslexies d'évolution. Enfance. L'apprentissage de la lecture et ses troubles. 1951. V. 4. № 5. P. 480-502.

5. Akhutina T. V., Korneev A. A., Matveeva E. Yu. Development of programming and control functions in children 7-9 years old. Bulletin of the Moscow University Publ. Series 14. Psychology. 2016. № 1. P. 42-63. (In Russ).

Поступила в редакцию 14.04.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.