МИС-2002
Информационно-психологическая безопасность человека
самосознание себя как человека с присущими ему атрибутами. Иной подход ведет к экспансии в ноосфере других, нежели человек, существ.
Применение положений ТОСИС дает возможность создать образовательные и медицинские технологии более высокого уровня и эффективности, чем те, которые действуют сейчас.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новоороссийск: некоторые вопросы предпринимательства:
Руководство/А.О.Блинов и др.; под общ. Ред. П.Т. Тукабаева; Новороссийск, НФ СГИ. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000, с.56-139
2. Технологии реализации личности: Руководство/О.А.Блинов,
С.К.Дворников, А.С.Маламахов и др.;/Под общ. ред. П.Т. Тукабаева. -Новороссийск, НФСГИ. - Краснодар: Кн. изд-во, 2001, с. 10-90
УДК 004.3
КОРРЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ С.Д. Авдеев
НППИнтор, 346428, Новочеркасск, ул. Троицкая 36/166, т/ф (86352)27336,
e-mail: intor@novoch. ru
Современное состояние информационной среды, которая окружает человека, характеризуется чрезвычайно высокой плотностью информационных потоков. Количество информационных взаимодействий и их интенсивность возросли за последние десятилетия на несколько порядков [1].
Математическое моделирование процесса информационных взаимодействий показало [2], что при увеличении плотности информационных потоков возможно нарушение устойчивости процесса и переход системы в другое состояние, соответствующее ложному восприятию информации. Учитывая то обстоятельство, что в генерируемых потоках информации количество ложной информации достаточно велико, то опасность принятия ложных решений становится еще выше.
Информация такой же компонент материи как вещество и поле . Поэтому генерация ложных потоков информации приводит к сбоям не только в социальной и экономической сфере, но также реально отражается на состоянии здоровья людей. Информационные искажения, вызванные действием различных факторов, влияют непосредственно на
внутриклеточные взаимодействия, вызывая нарушения в работе организма. Их можно визуализировать, применяя различные методы диагностики, например, используя эффект Кирлиан [3].
С физической точки зрения действие информационных искажений можно представить как нарушение однородности физического вакуума и появление междоменных границ, которые препятствуют нормальным внутрисистемным взаимодействиям [4].
Учитывая относительную неустойчивость информационных искажений, в НПП Интор разработаны методы и устройства для их устранения с использованием явления информационного переноса. Эти устройства восстанавливают естественные информационные структуры, что можно увидеть, используя эффект Кирлиан [4]. На наш взгляд широкое применение таких устройств способно повысить информационную безопасность и улучшить здоровье людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Непомнящий А.В. Информационная безопасность и гуманизация образования. Известия вузов. Электромеханика. №1, 2002, с.70-78
2. Авдеев С.Д., Аванесян В.П. Некоторые особенности информационных взаимодействий. Информационные технологии, № 4, 2001, с. 2-7
3. Коротков К.К., Ланге Е.К. Использование прибора "GDV-Camera" для оценки влияния биокорректоров на людей. Созн. и физ. реальность, № 5, 1999
4. Дятлов В.Л. Поляризационная модель неоднородного физического вакуума. Новосибирск, 1998, 184 с.
УДК 159.95
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ АГЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ЛПР Н.В. Горбатюк
Таганрогский государственный радиотехнический институт, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности г. Таганрог, ул. Чехова, 2, тел. (8634)312-016
Системы хранения и обработки знаний человека и компьютерной техники базируются на двух подсистемах: образной и символьно-логической подсистемах. Для человека образное мышление является врожденным. Символьное мышление возникает в процессе обучения человека через взаимосвязь с символьной средой. Для компьютерной техники имеет место противоположная подчиненность подсистем. Первичной является символьная подсистема, а образная подсистема (изображения, графика и др.) является вторичной и базируется на символьных конструкциях и методах. Результатом такой противоположности является факт различной сложности выполнения операций хранения и обработки информации человеком и компьютерной техникой.
Результаты когнитивной психологии дают некоторое основание и направления решения проблемы слияния образного и символьного мышления. При этом одной из центральных является проблема совмещения механизмов обработки образов человеком и компьютерной техникой. Решение данной проблемы возможно средствами моделирования «совместной деятельности» человека и технического устройства. Процесс восприятия информации человеком основан на механизме формирования