Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС'

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ (ЭВ) / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ МЧС / КОРРЕКЦИЯ ЭВ / EMOTIONAL BURNOUT (EM) / EMOTIONAL BURNOUT OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES / CORRECTION OF EM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клепикова А. Е.

Статья просвещенна коррекции эмоционального выгорания сотрудников МЧС, эффективность программы проверена с помощью Т-критерия Вилкоксона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF EMOTIONAL BURNING OF EMERGENCY EMPLOYEES

The article is enlightened to correct the emotional burnout of EMERCOM employees, the effectiveness of the program was tested using the Wilcoxon T-test.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС»

УДК 159.9.072

Клепикова А. Е. студент

6 курс, Медико-Психолого-Фармацефтический факультет

КрасГМУ

Научный руководитель: Лисняк М.А., к.м.н.

доцент Россия, г. Красноярск

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС

Аннотация: Статья просвещенна коррекции эмоционального выгорания сотрудников МЧС, эффективность программы проверена с помощью Т-критерия Вилкоксона.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание (ЭВ), эмоциональное выгорание сотрудников МЧС, коррекция ЭВ.

Klepikova A.E. student

6 courses, Faculty of Medicine, Psychology and Pharmacy

KSMU

Scientific adviser: Lisnyak MA, Ph.D.

associate professor Russia, Krasnoyarsk

CORRECTION OF EMOTIONAL BURNING OF EMERGENCY

EMPLOYEES

Annotation: The article is enlightened to correct the emotional burnout of EMERCOM employees, the effectiveness of the program was tested using the Wilcoxon T-test.

Key words: emotional burnout (EM), emotional burnout of the Ministry of Emergencies, correction of EM.

Многочисленные научные работы были написаны по проблеме эмоционального выгорания, но все же синдром хронической усталости, является неизбежным «спутником» этой проблемы, и все это ведет к профессиональной деформации. Однако со временем эта проблема не только не потерялась, но и активно накапливается в жизни современных людей.

Актуальность изучения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС связано с тем, что их работа ведется в постоянной опасности. С чрезвычайными ситуациями сотрудники сталкиваются в ходе своей работы,

что отрицательно влияет на их физическое и психологическое здоровье. Следовательно, разработка профилактической программы улучшит их здоровье и качество жизни.

Цель: разработать и реализовать программу психологической коррекции выгорания сотрудников МЧС

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме.

5. Разработать коррекционную программу по коррекции эмоционального выгорания служащих в МЧС.

6. Оценить эффективность разработанной программы.

7. Сформулировать выводы.

Объект: эмоциональное выгорание

Предмет: возможности коррекции эмоционального выгорания сотрудников МЧС

Гипотеза: уровень эмоционального выгорания сотрудники МЧС уменьшится, если разработать и реализовать программу психологической коррекции.

Предмет: возможности коррекции эмоционального выгорания сотрудников МЧС

Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы по избранной теме. Методика изучения синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко. Опросник на «выгорание» МВ1 (К. Маслач и С. Джексон). Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Выборка исследования представлена группой испытуемых (мужчины) в возрасте от 19 до 45 лет, состоящей из 39 сотрудников.

База исследования ФГКУ «1 ОФПС по Республике Тыва» ПСЧ №7 по охране Каа-Хемского района в Республике Тыва.

Практическая значимость состоит в том, что полученные мной данные позволят в дальнейшем специалистам направит свое внимание на разработку и совершенствование методов работы с сотрудниками, у которых есть или формируется ЭВ.

Программа психологической коррекции может быть реализована в работе психологической службы с целью профилактики и коррекции эмоционального выгорания сотрудников пожарно-спасательных частей и просто сотрудников МЧС других отделений.

Деятельность пожарных сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и других патогенных факторов, вызывающих выраженный физиологический и психоэмоциональный стресс.

Ю.С. Шойгу в своей книге «Психология экстремальных ситуаций пожарных и спасателей» выделяет три группы факторов риска, обусловливающих профессиональное выгорание данных профессий:

1. Группа объективных факторов (условия труда, ответственность за жизнь и здоровье людей, постоянное включение в деятельность волевых

процессов, эмоционально насыщенные межличностные контакты, хроническая напряженная эмоциональная деятельность).

2. Группа социально-психологических факторов (социально -экономическая ситуация в регионе, имидж и социальная значимость профессии, дестабилизирующая организация деятельности, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности).

3. Группа субъективных факторов (состояние здоровья, склонность к эмоциональной сдержанности, нравственные дефекты и дезориентация личности, иррациональные убеждения, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, трудоголизм, количество изменений в жизни).

Как описано выше, эмоциональное выгорание представляет собой комплекс симптомов. Он включает в себя сочетание различных негативных показателей, которые отрицательно влияют на профессиональную деятельность сотрудников. Зачастую им не хватает собственных усилий для борьбы с негативным состоянием выгорания, что, в частности, приводит к потере их профессиональных навыков, что, в свою очередь, приводит к профессиональной деформации работника и влияет на эффективность его работы.

Цель: психологическая коррекция эмоционального выгорания служащих ПСЧ.

Задачи:

1. Осуществление взаимодействия между сотрудниками.

2. Познакомить служащих с феноменом эмоционального выгорания.

3. Обучение участников способом саморегуляции для повышения стрессоустойчивости.

4. Помощь в снижение общего мышечного напряжения.

5. Помощь управлением своим временем.

6. Обучение навыкам совладания со стрессом.

7. Знакомство с эмоциями, научиться их осознавать.

8. Нормализация эмоционального состояния служащих.

9. Обучение навыкам релаксации.

На основе проведенного первичного исследования разработан комплекс занятий направленных коррекцию выгорания служащих МЧС.

Таблица 1 - Тематический план программы психологической

коррекции

№ Цель занятия Содержание

1 Знакомство с участниками группы. Вводная часть и общие правила работы в группе. Установление контакта, создание благоприятной атмосферы. ¡.Приветствие 2. Принятие правил групповой работы 3.Имя-качество 4.Снежный ком 5.Счет до десяти 6.Мнение, подведение итогов. 7.Рефлексия

2 Рассказать о СЭВ. ¡.Приветствие 2.Мини-лекция: Понятие, факторы развития, симптомы 3.Рефлексия

3 Релаксационные упражнения (техника напряжения и расслабления) ¡.Приветствие без слов 2. Броуновское движение 3.Мышечная релаксация 4. Расскажи о своем состоянии 5. Рефлексия

4 Снятие эмоционального напряжения. Попробовать концертировать внимание или рассредоточивать его. ¡.Приветсвие 1. Расскажи о своем состоянии 2. Список эмоций 3. Концентрация на счете 4.Маяк 5. Рефлексия

5 Научиться правильно, распределять свое время ¡.Расскажи о своем состоянии 2.Ценность времени 3.Свободное время З.Обещание самому себе 4.Мнение 5. Ритуал прощания

6 Снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги дискомфорта ¡.Приветвие. Расскажи о своем состоянии 2.Релаксационное дыхание 3.Аутогенные тренировки 4. Рефлексия

7 Дыхательные тренировки. ¡.Приветсвие 2. Контролируемое глубокое дыхание для насыщения организма кислородом 3. Улучшение осанки 4. Полное использование объема легких. Глубокое дыхание для хорошего сна 5.Рефлексия 6. Ритуал прощания

8 Работа с внутренними ресурсами. Снижение напряжения. Обсуждение приобретенных навыков и опыта. ¡.Приветвие 2.На риск 4.Место 5. Пожелание по кругу 6. Мне сегодня 7. Подведение итогов всех занятий. Что узнали? Чему научились? Будите ли использовать в жизни?

Из отсроченной диагностики можно увидеть снижение показателей эмоционального выгорания сотрудников проходящих психокоррекцию.

Сравнение уровня ЭВ

300

250

е; е; 200

а

ю

>5 150

и

э

ю 100

и

50

Первичное Повторное

IIIIIIIII

3 12 13 10 23 24 28 34 36 Код сотрудника

Рисунок 6 - Сравнение результатов первичного и повторного исследования после проведения программы психологической коррекции, по методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко

Оценивая результаты Рисунок 6, полученные после отсроченной диагностики, видно, что у сотрудников проходящих коррекцию, уменьшились показатели уровня ЭВ, и только у 10% показатель остался неизменным. Но хочется отметить, что изменился не только уровень ЭВ, но фазы, из сформированных, перешли к формирующимся.

Фаза "Напряжение"

100

i

01 J

о о.

80 60 40 20

Первичное

Повторное

не сформирована

0

формируется

45

88

сформировалась

55

12

Рисунок 7 - Сравнение первичной и повторной диагностики по методики В.В. Бойко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В фазе «Напряжение» Рисунок 7, можно заметить, что у сотрудников ПСЧ снизились результаты, и после программы у 88% группы, фаза перешла в формирующуюся, и только у 12% фаза осталась сформирована.

Проведя отсрочено диагностику по методике МВ1 в адаптации Н.Е. Водопьяновой видно, что до проведения программы коррекции у 89% группы, была высокая степень эмоционального выгорания, а теперь 67% выборки имеют средние значения ЭВ Рисунок 8.

0

0

0

"МВ1" в адаптации Н.Е.Водопьяновой

100 90 80 70 £ 60 §■ 50 & 40 с 30 20 10 0

Первичное Повторное

Очень Низкий Средний Высокий Крайне низкий высокий

Рисунок 8 - сравнение психического выгорания до и после коррекции по методики «МВ1» в адаптации Н.Е.Водопьяновой

Сравнение проводилось по Т-критерий Вилкоксона.

Ось значимости:

Тэмп-1

Заключение

Разбор источников дал следующую информацию, в иностранной психологии и в психологии нашей страны нет единого определения эмоционального выгорания. Много противоречий к чему относится ЭВ к процессу или состоянию человека. Так же можно заметить, большое количество моделей ЭВ, есть предположение Пайнса и Аронсона, что ЭВ это - однофакторная модель, именно здесь можно увидеть, что ЭВ это состояние, Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма определяют, как двухмерную конструкцию (эмоциональное истощение (ЭИ) + деперсанализация). К. Маслач и С. Джексон пишут о трехмерной модели (ЭИ + деперссанализация + редукция личных достижений). Следовательно, нет четкого определения, и модели, которая едина, но все же большинство авторов придерживаются именно трехмерной конструкции.

В данной работе был рассмотрено эмоциональное выгорание служащих в сфере МЧС, а точнее ПСО в Каа-хемском районе по Республике Тыва.

1. Психологическая коррекция сотрудников поспособствовала глубинному пониманию собственной личности, а также разрешению

трудности дыхания в стрессовых ситуациях, снятию напряжения, как эмоционального, так и мышечного и так же распределению собственного времени.

2. Количественный и качественный анализ эмпирических данных с применением критерия Т-критерий Вилкоксона позволил прийти к заключению о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Полученные результаты попадают в зону значимости.

Таким образом, продуктивность программы психокоррекции была определена результатами, полученными после проделанной работы благодаря разработанным упражнениям и положительному сотрудничеству участников в контакте с психологом.

Использованные источники:

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. 105 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб: Питер, 2005. 258 с.

3. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных под ред. Ю. С.Шойгу / Ю. С. Шойгу, М. В. Филиппова (Павлова), И. Н. Елисеева и др. — М. Смысл, 2007 Москва, 2007. — 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.