Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
Таранина А.М.
Таранина А.М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
Таранина Аида Манвеловна / Taranina Aida Manvelovna - директор, Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23, г. Старый Оскол,
Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается актуальность создания комплексной системы коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специально организованная система коррекционного сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья создаст возможность успешного усвоения этими детьми образовательных стандартов и дальнейшей социальной адаптации. Ключевые слова: коррекция, коррекционное сопровождение.
Важным условием в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция.
Коррекция - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребёнка в целях достижения положительного результата в процессе коррекции учебно-воспитательной работы.
В концепции специального обучения и воспитания, в исследованиях ведущих дефектологов России коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.
Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребёнка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Нормативные документы, в которых прописаны основные идеи коррекции и интеграции:
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» N 273-Ф3 от 29.12.2012 года
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от
02.06.1999 года
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-Ф3 от 24.07.98 года (в ред. Федеральных законов от
20.07.2000 года N 103-Ф3, от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, от 21.12.2004 года N 170-ФЗ).
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении». (С изменениями и дополнениями от: 10 марта 2000 года, 23 декабря 2002 года, 1 февраля 2005 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года)
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Статья 79 закона об образовании в РФ [5].
Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль. Образование включает в себя 3 основные части: обучение, воспитание и развитие. Все три процесса выступают едино, органично связаны друг с другом. Выделять. Разграничивать их практически невозможно.
Вся система коррекционно-развивающего обучения, позволяет решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы коррекционное развитие как специально организуемый и направленный процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.
В процессе специального коррекционного обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляции, навыки социально-бытовой ориентировки.
Вся система коррекционной работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Эффективность коррекционной работы зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса и от применения специфических приёмов обучения и воспитания. При работе с детьми надо обязательно учитывать
структуру дефекта для эффективности коррекционно-педагогического воздействия. При правильной организации специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.
Коррекционная работа должна проводиться не на изолированных от учебных программ специальных уроках, а во всём процессе обучения и воспитания, путём использования специальных педагогических приёмов.
Общая коррекционная работа дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, которые характерны для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода.
Коррекционное сопровождение учебно-воспитательного процесса направлено на исправление дефектов личности ребёнка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т.е. развитием механизма компенсации, которая осуществляется на программном учебном материале.
Коррекционно-развивающая работа проводится на том учебном материале, который является содержанием какого-либо учебного предмета, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным.
Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно-педагогической работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.
Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С. Леднёвым. В схеме обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой.
Во-первых, исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе.
Во-вторых, коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников.
В-третьих, по объёму и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.
В-четвёртых, коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.
Среда выступает для коррекционно-педагогического процесса не конкретными элементами, а окружающей сферой, куда он входит как составная внутренняя часть. Социальная среда сказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени. Прежде всего, она обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.
В теории и практики обучения аномальных детей часто можно встретиться с мнением, когда коррекция определяется как способ компенсации дефекта.
Поскольку мы говорим о становлении личности в результате общего и специального образования, то коррекционно-педагогическая работа должна рассматриваться приоритетно к результату (компенсации), так как вся педагогическая сущность в количественном и качественном объёме заключена именно в ней. Коррекция - понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребёнка, является основой, органическим стержнем всей учебно-воспитательной работы в специальной школе и в системе специального образования.
На практике часто путают понятия коррекция и компенсация или же неверно их соотносят. Коррекция первична, а компенсация всегда вторична (исключая врождённые компенсационные механизмы), но это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут в широком смысле
рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даёт должной степени компенсации дефекта, и придётся возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка.
В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех детей (общая коррекция) и направленность на исправление дефектов, характерных для определённых групп учеников (индивидуальная коррекция).
Общая коррекционная работа со всеми обучающимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.
Индивидуальная коррекция проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.
Основные принципы и правила коррекционной работы
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
5. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
• игровые ситуации;
• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
• игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребенка учитывается «зона его ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспекте, но и в эмоциональном:
• создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающий демократический стиль общения, организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействие со сверстниками (работа над заданием по подгруппам);
• активизацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента деятельности на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, эффекта новизны и т.п. на всех этапах деятельности ребенка;
• формирование «адекватной реакции на неуспех».
• Формирование обобщенных приемов, которые используются на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания, тем самым, оказывая существенное влияние на умственное развитие учащихся.
• Формирование приема на наглядной основе, в одних случаях с использованием практических, «внешних» действий, в других - путем оперирования наглядными образами, т.е. осуществляется переход от «внешних» действий к умственным.
• Формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.
• Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования приема умственной деятельности.
• Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.
Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно - развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.
Литература
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников./ Э. М Александровская, Н.И Кокуркина, Н.В. Куренкова. 2002.
2. Коррекционно - развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. - Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. - 1983.
3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии - Москва, Просвещение, 1990.
4. Матер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - Москва, Педагогика, 1988.
5. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005.
6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Под ред. Л.М. Шипициной. М., 2003.
7. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой - Центр «Школьная книга», 2008.
8. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» N 273-Ф3 от 29.12.2012 года.
9. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от
02.06.1999 года.
10. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-Ф3 от 24.07.98 года (в ред. Федеральных законов от
20.07.2000 года N 103-Ф3, от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, от 21.12.2004 года N 170-ФЗ).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении». (С изменениями и дополнениями от: 10 марта 2000 года, 23 декабря 2002 года, 1 февраля 2005 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года).