Научная статья на тему 'Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе'

Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
377
70
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе»

2. Научиться общаться с поколением этих людей.

3. Разработать программу поддержки людям, проживающим в микрорайоне п. Рыбное, и селах, где живут наши ученики и способны оказывать помощь.

4. Научиться помнить и понимать «без вины виноватых» в неустроенности собственной жизни людей, не оскорбляя жалостью, поддерживать их.

Корчагинцы справились с этой задачей, нелегкой, но дающей зерно радости от сопричастия к горькому времени:

- поздравление узников фашизма 11 апреля традиционно, включая День Победы и память обо всех ветеранах ВОВ;

- подготовка компьютерного блока информации и личное вручение в день праздников;

- принятие участия в феврале 2007 года в IV Всероссийской конференции по добровольчеству в составе Дмитровской делегации, ориентированной на привлечение общественности к нуждам бывших узников фашизма;

Ребенок или предмет, любовь или контроль, развитие или единый государственный экзамен, сотрудничество или насилие, культура или безликость, серость? Выбирать что-то одно - это слишком просто, мы уже это проходили - и это граничит с нетерпимостью, Школа - не плоскость, а пространство для вопросов, на которые мы ищем ответы.

Когда-то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в душе хранятся серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть так, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.

Для меня, как учителя начальной школы, главным ориентиром в выстраивании системы работы являются те результаты, которые я вместе с выпускниками школы должна получить на выходе детей в подростковую школу. Именно они определяют и задачи, и выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, и технологии - все, что входит в понятие системы. Цели и задачи начальной школы определены программой,

- участие совета музея в ежегодных митингах у Вечного огня, на Поклонной горе у комплекса «Непокоренные», в с. Якоть;

- проведение горьких уроков истории, на которых идет честный и откровенный разговор между нынешним поколением и очевидцами фашистских зверств, детство которых украдено, растоптано, лишено святынь «мамы» и «Родины»;

- обеспечение стабильности и системности сотрудничества с поколением военного времени;

- функциональная и тактическая поддержка подшефных людей в решении бытовых, медицинских, хозяйственных проблем;

- освоение учащимися исторического содержания на основе посещения городов-героев, сел, музеев страны (Смоленск, Керчь, Витебск, Полоцк, Псков, Хатынь), а также лагерей смерти.

Социальная активность и ее развитие - это не только запрос времени, но и стратегический проект реализации деятельностной модели образовательного учреждения, осваиваемый педагогическим коллективом МОУ Рыбненская СОШ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варламова Л.А.,

МОУСОШ №2 г. Усть-Кут Иркутской обл.

по которой я работаю - это УМК «Школа-2100». Это и создание условий для качественного усвоения материала, и формирование коммуникативных способностей, и, безусловно, развитие творческих способностей. Они замечательные, удивительно гармоничные, но,,, Выполнение их возможно при таком же «идеальном», гармоничном развитии ребенка, поступающего в школу. Раз в четыре года 1 сентября я встречаю своих первоклассников на пороге школы. Какие они? Они разные - смешные, добрые, любопытные, непоседливые, удивительно непосредственные. Мои малыши могут многому научить взрослых: удивляться, смеяться, забывать о плохом. Но начались школьные будни,,. Кому-то легко справляться с любыми задачами, кому-то трудно даже правильно держать ручку.

Чтобы более подробно выявить проблемы каждого ученика и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, мыв сотрудничестве с психологом школы проводим первичную диагностику. Результаты получились неутешительные. Анализ результатов диагности-

Ш

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ки свидетельствует о том, что у учащихся 1-х классов есть проблемы, связанные с недостаточным уровнем личностного развития и дезадаптацией к школьному обучению.

Передо мной встал вопрос: Как помочь им? Как сделать так, чтобы детям было интересно учиться, а приобретенные знания были качественными? Рассуждая над этими вопросами, я пришла к выводу, что наиболее эффективная помощь школьникам - обеспечение необходимого уровня развития психических процессов. В результате мной была написана программа «Успех», рассчитанная на второе полугодие 1 класса. Данная программа рассматривается как комплексная программа психологического сопровождения первоклассников в учебно-воспитательном процессе, которая должна помочь учащимся в разностороннем развитии, раскрыть способности, создать необходимые условия для самореализации. На занятие отводится 7-10 минут на каждом уроке.

Программа реализуется в групповой форме, так как опыт показал, что она является наиболее эффективной и экономичной.

На занятиях по этой программе происходит развитие познавательной сферы, в зависимости от цели конкретного занятия. Упражнения включают в себя несколько блоков: внимание, память, мышление, мелкую моторику.

В конце учебного года было проведено повторное обследование с целью выявления результатов коррекционно-развивающей работы учителя.

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая программа «Успех» действительно дала успешные результаты. Кроме этого, снизилась утомляемость учащихся, повысилась работоспособность, интерес к процессу обучения остался стабильным.

Если в 1 классе ребенок сохраняет много детских качеств, то уже во 2-м классе начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него -значимая деятельность, а трудности в обучении влекут за собой не только проблемы учебного, но и коммуникативного характера. И опять я возвращаюсь к своему вопросу: Как помочь ребенку стать не только хорошим учеником, но и преданным другом, радеющим за свой коллектив, любящим и умеющим общаться и дружить. Следовательно, на втором году обучения у меня возникла необходимость продолжить коррекционную работу с использованием тренировочных упражнений, воздействующих на различные стороны психики. Для этого я написала программу «Успех-2», которая является продолжением программы «Успех», которой был присвоен статус авторской педагогической разработки комбинаторного типа.

Вся коррекционная работа выстраивается на следующих принципах:

- Каждый ребенок может научиться всему, когда в него верят взрослые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижение положительного результата возможно только путем от успеха к успеху»: ребенок на

каждом уроке и занятии имеет возможность чувствовать успех.

- Доброжелательная атмосфера на уроках: развитие ребенка возможно только на положительном эмоциональном фоне.

- Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

- «Качественный» подход: средства, с помощью которых достигаются высокие результаты, оптимальны, т.е. требуют минимальной затраты времени и сил учащихся.

Игры и задания, интересные по своему содержанию, отсутствие напряженности создают положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.

По форме организации все игры и задания можно разделить на групповые, в парах, фронтальные и индивидуальные.

Работа в группах позволяет уделять внимание формированию социально-психологической зрелости, развивать навыки общения и совместной деятельности.

По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную части.

Для оценки эффективности занятий психологического развития можно использовать следующие показатели:

1. Уровень участия учителя в выполнении заданий учащимся: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников, следовательно, выше развивающий эффект занятий.

2. Особенности поведения учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий.

3. Результаты выполнения контрольных заданий.

Новизна данной программы заключается в том, что

она глубоко психологична по смыслу, разработана не школьным психологом, а учителем начальных классов и является фундаментом для оптимального усвоения программного материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончании данного курса я увидела, что мои дети отличаются широтой восприятия, способностью к классификации, обладают продолжительным периодом концентрации внимания, живым воображением, коммуникативными качествами. Я пришла к выводу, что следует продолжить работу не только по формированию у учащихся учебных навыков, но и развитию творческих, социальных, академических и др. способностей. Для этого мы продиагностировали детей и увидели, что в классе образовались следующие группы детей:

Первая группа - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности (комплекс факторов выявляется в ходе сопоставления результатов специального тестирования на интеллект, креативность, мотивационные характеристики)- 21 %.

Вторая группа - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Юные музыканты, математики, спортсмены, артисты- 57%.

К третьей группе можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе -71%. И, наконец, четвертая группа - это дети, достигшие минимально необходимого уровня, т.е. образовательного стандарта- 28%.

Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности. Для современной школы актуально не только и не столько дать определенный багаж знаний (всего знать все равно нельзя), но, что более важно, подготовить учеников использовать умения, навыки приобретения знаний, коммуникативные в том числе, для собственного становления.

Поэтому я решила систематизировать всю работу с данными группами детей в проекте, который может помочь детям самореализоваться и развивать не только специфическое дарование, но и всю личность, ее эмоции, интеллект, художественные и социальные способности. Когда мы развиваем детей только интеллектуально, оставляя их душевно неграмотными, они не только не смогут прийти к диалогу с собой, но им будет трудно общаться с другими. Мною была сформулирована тема методической работы: «Развитие творческих и академических способностей учащихся в системе начального образования».

Прежде всего, используемые методы и формы работы были разделены на урочные и внеурочные. Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение в нашем классе получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это уроки-путешествия, уроки-исследования, конференции т.д. В нашем коллективе созданы исследовательские группы, творческие мастерские. Задания на таких занятиях всегда творческие, включающие исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; проводим много практических работ, работ со словарями, со справочной литературой. Прежде делается акцент на формирование умения учиться, Регулярно предоставляется возможность детям выступать в роли учителя. Исключается давление учителя, на занятии - свободное общение. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие.

На своих занятиях использую межпредметные связи, сведения из истории и этнографии, музыки и живописи. Каждый урок как маленькое художественное произведение.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития способностей учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Подходит к концу второй год работы по апробации данной программы. Сейчас, наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашем классе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей и всё им не в тягость, а очень интересно.

Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности. И, главное, я вознаграждена тем, что иногда слышу нежный звон серебряных колокольчиков...

План занятий по психологическому развитию во 2 классе

№ задания развиваемые псих-е процессы игры, задания, упражнения всего часов

1 мелкая моторика концентрация внимания, мышление зрительная память рисование узоров и фигур по клеточкам «Лабиринты» «Заметь и запомни» 1

2 мелкая моторика произвольное запоминание зрительная память снятие напряжения лепка из пластилина «Путанка» «Заметь, запомни, нарисуй» «Это я, узнай меня» 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 произвольное внимание память, мышление мелкая моторика найди отличия «Лакомство для друга» пальчиковые игры 1

4 мышление произвольное внимание воображение загадки «Путаница» «Незаконченные фигуры» 1

5 слуховое внимание зрительное восприятие мышление «Самолет летит по небу» «Живая картинка» «Сходство и различие», «Живая картинка» 1

6 зрительная память мышление скорость реакции рассмотри таблицу и запомни подбери родовые понятия игра «Лови, кого назвали» 1

7 фонетико - фонематическое восприятие зрительная память мелкая моторика найди ошибку игра «Повтори за мной» дорисуй картинку 1

8 зрительная память мышление внимание игра «Точки» разгадай ребусы, слушай хлопки 1

9 мышление слуховая память мелкая моторика найди рисунок запомни и повтори нанизывание пуговиц, бусин на нитку 1

10 мышление память навыки общения псдбери родовое понятие игра «Ассоциации» игра «Путаница» 1

11 Игра-конкурс «Магазин головоломок» 1

12 объем внимания мышление вербальная память прослушай и ответь установи закономерность игра «Слова» 1

13 мелкая моторика зрительная память работа с конструктором игра «Зрительный зал» 1

14 понятийное мышление память навыки общения объедини в группу игра «Каскад слов» «Рисование самого себя» 1

15 мелкая моторика слуховая память, наблюдательность пальчиковые игры игра «Запоминаем, рисуя» записать как можно больше предметов 1

16 Интеллектуально-познавательная игра «В городе лекарственных растений» 1

17 объем внимания, речь зрительная память разгадать код и расшифровать слова нарисуй по памяти 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 логика мелкая моторика вербальная память решение логических задач резание ножницами прослушай и расскажи 1

19 внимание, наблкзда-телыюсть, мышление зрительный анализ «Угадай, кого не стало» узнай по признаку догадайся и назови 1

20 навыки общения память образное мышление «Изображение своего настроения» рассмотри и запомни игра «Аналогии» 1

21 зрительное восприятие, мелкая моторика воображение игра «Путаница» пальчиковые игры «Волшебные кляксы» 1

22 память внимание посмотри и вспомни игра «Художник» 1

23 Сюжетная игра «Теремок Смекалка» 1

24 наглядно-образное мышление, зрительная память игра «Найди путь» рассмотри и заполни таблицу 1

25 мелкая моторика навыки общения вербальная память штриховка игра «Попугай» игра «Кто так?» 1

26 произвольность внимания, память игра «Четыре стихии» игра «Я положил в мешок...» 1

27 мелкая моторика развитие пространственного восприятия и мышления лепка «Разрезные картинки» 1

28 мелкая моторика и воображение зрительно- пространственная память оригами выложи фигуры из спичек 1

29 зрительное восприятие зрительная память «Дружная семья» 1

30 зрительная память и внимание зрительно- про странственно е восприятие навыки общения «Помоги Максиму» «Что изменилось?» игра «Бип» 1

31 игра-тренинг 1

32 Итоговый мониторинг 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТО- ГО 32