Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-379-386
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Наиля Светличная
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта
svetnailya @ gmail.com
АННОТАЦИЯ
В статье представлены особенности сенсомоторного развития детей с нарушениями интеллектуального развития. Представлено содержание организационных, педагогических и психологических средств и методов коррекционно-педагогического воздействия программы адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
Ключевые слова: дети с нарушениями интеллектуального развития, сенсомоторное развитие, коррекционно-педагогическое воздействие.
CORRECTIVE-PEDAGOGICAL INFLUENCE ON SENSOMOTOR DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DEVELOPMENT DISORDERS
ABSTRACT
The article presents features of sensorimotor development of children with intellectual development disorders. Content of organizational, pedagogical and psychological means and methods of corrective-pedagogical influence of the program of adaptive physical education of children with intellectual development disorders is presented.
Keywords: children with intellectual development disorders, sensomotor development, corrective-pedagogical influence.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека в целом, на всей протяжённости его развития -онтогенеза, включает в себя элементы физического, психического и социального благополучия. В каждый период онтогенеза показатель индивидуального здоровья слагается из неповторимого своеобразия сочетаний
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-379-386
перечисленных составляющих. Однако, дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают трудности и оказываются неуспешными. В то же время, известно, что ощущение успеха является дополнительным активизирующим фактором, дает силы для продления активности.
Характерной особенностью развития детей с нарушениями интеллектуального развития является совокупность интеллектуальной, сенсорной, двигательной депривации на различных этапах развития ребенка, что тормозит ход естественного психофизического развития. В исследованиях также показано негативное влияние депривации на сенсомоторное развитие, эмоциональность, поведение и социализацию детей, а также на формирование двигательных умений [4]. У детей с нарушениями интеллектуального развития создается целый комплекс неблагоприятных условий, крайне негативно, влияющих на их двигательную активность и успешность освоения двигательных действий. Наряду с первичными имеют место, так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от степени и характера ведущего нарушения. Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии ребенка играет недостаточность или отсутствие ранних коррекционно-педагогических, профилактических и лечебных мероприятий.
Занятия адаптивной физической культурой с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития, должны способствовать профилактике различных заболеваний и восстановлению ослабленных функций организма. В связи с этим, большее значение приобретает проблема поиска новых методик организации занятий по адаптивному физическому воспитанию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [3].
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Литературные данные, наблюдения и специальные исследования авторов показывают, что нарушения интеллектуального развития отрицательно воздействуют на сенсомоторную сферу и резко снижают двигательную активность детей.
Результаты исследований последних лет позволили по-новому оценить коррекционно-развивающие возможности адаптивного физического воспитания в развитии ребенка. Ввиду своего основополагающего значения, естественности, доступности и универсальности для детей, этот вид воспитания должен занимать ведущее место в общем комплексе медико-психолого-
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-379-386
педагогических воздействий. Все это обусловливает необходимость создания на основе системно-комплексного подхода современной коррекционно -педагогической технологии, призванной воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием [2, 5, 7].
В процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития предполагается совокупность организационных, педагогических и психологических условий, которые в сочетании с программой индивидуализированного физического воспитания образуют коррекционно-развивающую среду обучения. Своеобразие организации обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями развития выражается в специфике их взаимодействия с окружающими.
Коррекционная направленность организационных условий предусматривает создание благоприятной среды для формирования у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, в том числе путем удовлетворения потребностей ребенка в двигательной активности, создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья занимающихся, формирование у них социальных навыков самообслуживания [6].
Педагогические условия, необходимые для обеспечения процесса адаптивного физического воспитания имеют свою специфику, связанную, в частности, с необходимостью обеспечить соответствие физической и функциональной подготовленности занимающихся их возможностям и образовательным потребностям. Наличие этой специфики не может не сказаться на содержании педагогических условий, необходимых для процесса физического воспитания детей с нарушениями в развитии.
Исходным положением педагогической работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития является принцип единства диагностики и коррекции развития. Развитие и коррекция двигательной сферы, возможна только при учете результатов диагностики и анализа ситуации развития ребенка. Диагностический материал является основой определения содержания и объема педагогического воздействия на ребенка. Однако следует отметить, что все средства и методы обучения предусматривают их адаптацию к возможностям каждого ребенка с опорой на активное использование сохранных свойств и способностей. В связи с этим, отдается предпочтение таким методам обучения двигательным действиям, которые способствуют наиболее адекватному восприятию, переработке и усвоению учебной информации [1].
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-379-386
В процессе занятий физическими упражнениями ребенок получает дополнительную информацию, способствующую развитию сенсомоторных эталонов, увеличению интереса к занятиям.
К основным способам включения ребенка в активную деятельность на начальном этапе относятся совместная деятельность педагога с родителями или близкими, выполнение задания по инструкции, по подсказке педагога, а затем, по мере освоения действия - самостоятельно. Активно используются сопряженная речь, методы фасилитации, рекреационной направленности адаптивного физического воспитания.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил нам рассмотреть процесс адаптивного физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями развития с позиций системно-комплексного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучению и воспитанию детей с различными формами дизонтогенеза. В рамках данного подхода он должен стать не только средством укрепления здоровья, но и средством коррекции психофизических функций и социальной адаптации детей. При этом образовательный процесс по адаптивному физическому воспитанию должен быть организован с использованием коррекционно-педагогической технологии, которую мы определили как совокупность общепедагогических, специфических и коррекционных принципов, методов, средств и форм организации, направленных на коррекцию двигательной сферы ребенка и обеспечивающих гарантированность прогнозируемого результата.
Коррекционная направленность педагогического воздействия предусматривает повышение двигательной активности, обучение и развитие двигательных умений и навыков пространственной ориентировки, общей и мелкой моторики, коррекцию имеющихся нарушений в психофизическом развитии и функциональном состоянии организма, а также облегчение трудностей обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. Структурно-функциональная схема коррекционно -педагогического воздействия на сенсомоторную сферу детей с нарушениями интеллектуального развития представлена в виде пяти блоков (см. рис. 1).
I. Целевой блок определяет направленность изучаемого процесса и ожидаемые результаты. Целью процесса коррекционно -педагогического
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-379-386
воздействия является достижение детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии уровня развития сенсомоторной сферы, приближенной к норме
II. Диагностический блок представлен в виде педагогического мониторинга, который предполагает сбор, обработку и анализ исследуемых показателей, а также анализ и корректировку коррекционно-педагогической деятельности. Содержание систематизированных мониторинговых обследований позволяет своевременно оценивать характер изменений физического развития, физической и функциональной подготовленности детей, осуществлять прогноз и коррекцию. На основе мониторинговых обследований составляется база данных сенсомоторного развития и психофизического здоровья каждого ребенка.
-[ I. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК I-
•Достижение детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии уровня развития сенсомоторной сферы, приближенной к норме
II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК I
1 изической и
• Педагогический мониторинг физического развития, ф функциональной подготовленности
III. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
• Методико-педагогическое обеспечение
• Психокоррекционное обеспечение •Активное участие родителей
-[ IV. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
•Учебно-тренировочные занятия
• Физкультурно-оздоровительная работа
• Мероприятия коррекционной направленности •Лечебно-профилактические мероприятия
V. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК I
1 детей с
•Уровень достигнутого развития сенсомоторной сферь нарушениями интеллектуального развития
Рис.1. Структурно-функциональная схема коррекционно-педагогического воздействия на сенсомоторную сферу детей с нарушениями интеллектуального развития
III. Управленческий блок отражает иерархию взаимоотношений между участниками коррекционно-педагогического процесса, выполняет функцию контроля и анализа педагогической деятельности.
Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 383 www.ares.uz
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-379-386
IV. Содержательный блок представлен в виде комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии, направленной на профилактику вторичных нарушений, преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии. Нами разработана программа, предполагающая коррекцию ряда двигательных нарушений в развитии детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Программой предусмотрены следующие разделы: учебно-тренировочные занятия, физкультурно-оздоровительная работа, мероприятия коррекционной и лечебно-профилактической направленности.
V. Результативный блок позволяет соотнести полученные результаты с заданной целью и сделать выводы о степени эффективности апробированной коррекционно-педагогической технологии. В случае недостижения прогнозируемых результатов проводится корректирование поставленной цели, планирования деятельности и используемых средств, методов и методик коррекционно-педагогического воздействия.
При использовании коррекционно-педагогической технологии в течение нескольких лет обучения мы смогли получить значительные изменения морфологических показателей физического развития детей с нарушениями в интеллектуальном развитии, а именно, увеличение показателей окружности грудной клетки составило 7,3±1,1 см (p<0,05), что свидетельствует об увеличении экскурсии грудной клетки и повышении аэробных функций детей экспериментальной группы. На наш взгляд, этому способствовали циклические упражнения: ежедневная ходьба и оздоровительный бег, подвижные игры, ритмическая и оздоровительная гимнастика. Это также отразилось на показателях выносливости, которые улучшились на 35,3% (p<0,05) по сравнению с исходным уровнем.
Внедрение дополнительных мероприятий коррекционной и лечебно-профилактической направленности (пальчиковые игры, комбинированные и нестандартные упражнения, игры на внимание, пространственную ориентацию и др.) способствовало оптимизации двигательной активности детей, увеличив ее на 21,8%, что близко к показателям возрастной нормы, которая составляет 13000-15600 локомоций в день.
Регуляция двигательной активности способствует не только улучшению функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которое проявилось улучшением функциональных показателей 22,7% (p<0,05), но и становлению
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-379-386
системы контроля целенаправленного моторного поведения.
Использование упражнений с жонглированием предметами, ритмических и кинезиологических упражнений позволило повысить показатели ловкости у детей на 27,9% (p<0,05) в сравнении с исходными данными. Показатели статической координации у детей улучшились на 53,6% (p<0,05).
На занятиях с детьми с нарушениями интеллектуального развития важно подобрать такой вид деятельности, в котором ребенок сможет достичь привлекательного результата за счет имеющихся у него возможностей, часто очень ограниченных.
Важное место в адаптивном физическом воспитании занимают коррекционные подвижные, сюжетные игры и игровые задания. Позитивное влияние оказывают игры в воде (плескание в воде, ловля в воде игрушек, погружение мяча в воду, броски и ловля мяча в воде и др.).
Подчеркивая успешность ребенка, фиксируя его внимание на собственных достижениях, педагог создает позитивный эмоциональный настрой, стимулирующий двигательную активность, и реализует таким образом «принцип оптимистической перспективы».
Каждый из перечисленных методов обучения по-своему важен. Однако приоритетное положение отводится таким методам обучения, которые наилучшим образом обеспечивают повышение двигательной активности, развитие жизненно необходимых умений и навыков, используемых в повседневной жизнедеятельности этих детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коррекционная направленность психологических условий обозначена нами как создание благоприятного психологического климата в процессе занятий физическими упражнениями, коммуникативных условий для взаимодействия со сверстниками, доверительных отношений между педагогом и занимающимся, создание предумышленных ситуаций успеха, поощрение и психологическая поддержка детей с нарушениями в развитии. Использование разнообразных способов и форм общения, доступных для каждого ребенка, проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях, создание для детей ситуации успеха, не проявляя при этом излишнего сентиментального сочувствия, является условием, необходимым в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-379-386
REFERENCES
1. Башта, Л. (2018). Двигательная рекреация. Оздоровительная тренировка. СибГУФК.
2. Бобомуродов, Н. (2020). Features of development of physical qualities in the process of sports training of students. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(09), 4225-4229.
3. Евсеев, С. (2016). Теория и организация адаптивной физической культуры. Спорт.
4. Миржамолов, М. (2020) Куриш имконияти чекланган болаларда жисмоний сифатларни ривожлантириш услубияти. Фан - спортга, 2, 46-49.
5. Mirjamolov, M., Odilov, R., Valiyeva, N., & Baxtiyorov, D. (2021). Ko'rish qobilyatida nuqsoni bo'lgan talabalarda harakat koordinatsiyasini rivojlantirish uslubiyati. Academic research in educational sciences, 2(12), 375-382.
6. Рипа, М. (2021). Кинезотерапия. Культура двигательной активности. Кнорус.
7. Юнусов, С. (2021). Физическое воспитание школьников в инклюзивном образовании. SCIENTIFIC PROGRESS. Scientific Journal ISSN, 2181-1601.