Научная статья на тему 'Корректирующие действия в системе менеджмента безопасной эксплуатацией как средство целенаправленного преобразования структур'

Корректирующие действия в системе менеджмента безопасной эксплуатацией как средство целенаправленного преобразования структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов А. Н., Меньшиков В. И., Сарлаев В. Я.

Дано описание системы управления безопасной эксплуатацией судов компании с позиции событийной системы, в которой постоянно идет процесс упорядочения материальных и нематериальных структур. Показано, что любые корректирующие действия в такой системе следует классифицировать как структурные изменения, которые отображаются в процессе преобразования материальных и, в большей степени, нематериальных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корректирующие действия в системе менеджмента безопасной эксплуатацией как средство целенаправленного преобразования структур»

Корректирующие действия в системе менеджмента безопасной эксплуатацией как средство целенаправленного преобразования структур

1 2 2 А.Н. Анисимов , В.И. Меньшиков , В.Я. Сарлаев

1 Судоводительский факультет MA МГТУ, кафедра управления судном

и промышленного рыболовства

Судоводительский факультет MA МГТУ, кафедра судовождения

Аннотация. Дано описание системы управления безопасной эксплуатацией судов компании с позиции событийной системы, в которой постоянно идет процесс упорядочения материальных и нематериальных структур. Показано, что любые корректирующие действия в такой системе следует классифицировать как структурные изменения, которые отображаются в процессе преобразования материальных и, в большей степени, нематериальных структур.

Abstract. The paper describes the systems of safety exploitation management of the company ships from the position of the event-trigger system where the process of material and non-material structures' regulating has being constantly taken place. The authors have considered that any corrective actions in this system should be classified as structural modifications which are reflected in the process of reorganization of material and, to a greater extent, non-material structures.

1. Введение

Существующая, хотя и не очень длительная, практика функционирования систем менеджмента безопасной эксплуатацией судов (СМБ) в судоходных компаниях показывает, что планируемые в ней стратегические процессы, связанные с реструктуризацией СМБ, терпят неудачу скорее из-за ошибок на стадии внедрения концептуальных разработок, нежели при выполнении этих разработок. Неудачное внедрение проектов реструктуризации, которые, как правило, существенно меняют сложившуюся организационную структуру СМБ и компании в целом, очень удобно объяснять недовольством и даже тайным сопротивлением новому проекту, как со стороны отдельных лиц, так и даже групп лиц, которые не заинтересованы в планируемых структурных преобразованиях. Однако такое объяснение не только не помогает разрешению поведенческих и прочих проблем, связанных с внедрением реструктуризационных проектов, но и само является негативным феноменом, маскирующим истинные трудности в реализации инициатив, радикально меняющих структуру СМБ компании.

Используемые в оправдательных документах нечеткие формулировки типа "недовольство персонала", "косность персонала", "плохая обучаемость персонала", с помощью которых делаются попытки объяснить неудачи процесса реструктуризации, уже сами по себе являются тормозом при решении проблем управления изменениями. Такая личностная аргументация в объяснении причин провала проектов реструктуризации почти всегда выгодна для высшего управленческого звена компании (лиц, принимающих решения), так как упрощает до минимума сложность проблемы целенаправленного изменения структуры СМБ. Вместе с тем это упрощение крайне опасно для тех, кто лично занимается реализацией реструктуризации СМБ и потому подвержен рискам в случае неудачного исхода проекта. В крупных компаниях таким рискам подвергаются начальник и ему подчиненные сотрудники отдела СМБ, а в малых компаниях - назначенные топ-менеджеры по безопасности.

Под стратегическим процессом реструктуризации далее будем понимать вид деятельности персонала СМБ, главная цель которого заключается в создании предпосылок для долгосрочного соответствия уровня безопасности судов компании международным, региональным и национальным требованиям. Такое соответствие позволяет в перспективе обеспечить судоходной компании экспансию на международном рынке транспортных услуг.

Если проанализировать многочисленные публикации по стратегическому менеджменту, который в принципе и должен обеспечить экспансию компании на рынке, то следует в первую очередь отметить, что большинство таких публикаций просто не дают четкого ответа, как укреплять стратегические позиции компании, а скорее грешат "белыми пятнами" (Палехов, 1998). Так, в этих публикациях невозможно из множества указаний относительно того, что следует делать со структурой СМБ, выбрать те действия, которые действительно способны обеспечивать успех управлению безопасной эксплуатацией судов компании в долгосрочном плане. Кроме того, в публикациях по стратегическому менеджменту можно

Анисимов А.Н. и др. Корректирующие действия в системе менеджмента.

достаточно часто встретить призывы к использованию нового подхода к проблеме, определенной как "организация". Однако, кроме замечаний о наличии нескольких "полей напряженности", или в нашем случае "полей рисков", которыми должна заниматься СМБ, в этих публикациях отсутствуют конкретные рекомендации, ведущие к "четкому" пониманию необходимости целенаправленных изменений организационной структуры (Палехов, 1998). Естественно, что такие рекомендации не позволяют плодотворно осуществлять реструктуризацию систем менеджмента безопасной эксплуатацией, поскольку они не опираются на конкретные представления о том, что же именно следует изменять или развивать в существующих структурах СМБ. Отмеченные трудности легко объяснимы, если принимать во внимание то, что, с одной стороны, СМБ можно рассматривать, как "живое суперсущество", а, с другой стороны, как - "коллектив иерархически подчиненных и договорено связанных индивидов и ресурсов". Поэтому прежде чем переходить к определению того, что необходимо предпринимать для укрепления стратегических позиций судоходной компании в будущем, следует сначала сформировать общее представление о системе управления безопасной эксплуатацией судов компании.

2. Представление СМБ с позиции теории событийных систем

В рамках теории менеджмента с системной ориентацией существующие СМБ компаний целесообразно рассматривать, как категорию неких социальных институтов с целевой ориентацией. В такой постановке систему менеджмента можно трактовать как некое единое целое, состоящее из сети разносторонне связанных между собой частей. Причем взаимовлияние частей в системе должно приводить к появлению новых феноменов, которые не могут быть продуктом только простого суммирования свойств отдельных частей.

Традиционно в таких социальных институтах с целевой ориентацией обычно выделяют два важных аспекта, на которые и обращают особое внимание. Первым аспектом является вопрос о том, что следует понимать под системным элементом в СМБ (в качестве основных системных элементов в "Руководствах по менеджменту безопасной эксплуатацией" обычно рассматриваются люди и структуры). Второй аспект связан с вопросом, какое влияние оказывает СМБ на протяжении своей системной жизни на свои же элементы. Однако существующая практика эксплуатации СМБ в судоходных компаниях и анализ этой практики позволяют несколько расширить число важных аспектов и отнести к ним, во-первых, аспект наблюдения, а, во-вторых, аспект времени (Палехов, 1998).

Так, если акцентировать внимание на социальных феноменах в СМБ, то в этом случае особое значение приобретает аспект наблюдения. Наблюдение и поведение можно рассматривать как две разные операционные области СМБ. Действительно, если персоналии в СМБ "общаются" друг с другом, то эти операционные области самым непосредственным образом связаны между собой. При таком подходе к социальным феноменам вопрос уже не в том, что такое СМБ как наблюдаемая система, а в том, как сама система менеджмента осуществляет наблюдение, как воспроизводится действительность и вырабатываются знания и как, наконец, взаимосвязаны поведение и наблюдение внутри самой системы менеджмента безопасной эксплуатацией.

Не менее важным при определении СМБ как понятия является временной аспект. Учет временного аспекта в деятельности системы менеджмента позволяет рассматривать СМБ как структурированный поток событий или коммуникаций. Такой подход при определении системы менеджмента особенно важен, если принимать во внимание инициативы по глобальному поддержанию компанией принятого уровня безопасной эксплуатации, организацию процессов, а также различные виды технического и организационного менеджмента, опирающегося на фактор времени. В тех случаях, когда понятие элемента СМБ объединяется с временным аспектом, структуры, люди уходят с первого плана, а их место в общей структуре системы менеджмента занимают события. При таком объединении систему менеджмента безопасной эксплуатацией судов компании уже можно рассматривать как ограниченный во времени поток общественных событий, или, другими словами, как систему коммуникаций и решений. В реальной СМБ коммуникации и решения связаны между собой отнюдь не случайными явлениями, именно эта детерминированная связанность между информацией и силовыми действиями в системе менеджмента определяет организованность в ней.

Решающим фактором сохранения организованности в СМБ является способность последней к объединению с другими локальными событиями. В принципе система менеджмента должна выбирать локальные события таким образом, чтобы и в будущем сохранить способность к подобному выбору. Если же свойства СМБ теряют способность к объединению с другими локальными событиями, то происходит разрыв потока событий и разрушение свойства организованности. Например, невыполнение компанией взятых на себя обязательств, которые были продекларированы в политике компании, неадекватное обращение с персоналом или нарушение группы интересов в СМБ способно привести к разрушению связей между субсистеми, и даже гибели системы в целом (Международный Кодекс..., 1993).

3. Общие принципы формирования событийного потока

Представленные выше теоретические рассуждения можно проиллюстрировать на практическом примере синтеза СМБ компании из двух независимых субсистем: системы менеджмента технической безопасностью и охраной окружающей среды и системы менеджмента безопасностью мореплавания. Такие синтезированные СМБ достаточно часто используются как в "малых", так и "средних" судоходных компаниях. Естественно, организационному синтезу системы менеджмента должны предшествовать переговоры топ-менеджеров (назначенных лиц), которые в перспективе совместно будут управлять безопасной эксплуатацией судов компании (Международный Кодекс..., 1993). В ходе переговоров постепенно развивается и конкретизируется организационная идея системы, направленная на то, чтобы планируемая управленческая деятельность с помощью рационального распределения труда и необходимых ресурсов могла бы осуществляться по возможности без трений и с необходимым результатом, заявленным в политике компании. Подобные переговоры являются в известной степени прелюдией к созданию самой событийной системы менеджмента безопасной эксплуатацией судов компании.

Результатом предварительных переговоров топ-менеджеров должен являться бизнес-проект. На основании утвержденного судовладельцем бизнес-проекта топ-менеджеры набирают штатный персонал СМБ и приобретают необходимые технические средства, а также технологии. Все запланированные мероприятия в бизнес-проекте следует рассматривать как поток событий, который и составляет управленческий событийный поток. Дополнительно к формированию управленческого событийного потока топ-менеджеры должны разработать, во-первых, регламентацию управленческой деятельности, а, во-вторых, детальную политику и цели компании в области безопасной эксплуатации судов. Регламентированная управленческая деятельность и конкретные цели являются в данном случае как бы "движущей силой" управленческого событийного потока (Международный Кодекс..., 1993).

В процессе реализации основных установок бизнес-проекта осуществляется начальная материализация организационной идеи. Тем самым управленческий событийный поток обретает в известном смысле некоторый "материальный фундамент", открывающий перед системой менеджмента безопасной эксплуатации, с одной стороны, определенные возможности, а, с другой - выполняющий ограничительную функцию, обеспечивая управленческую деятельность лишь в строго определенной форме.

Элементы организованности, разработанные в бизнес-проекте, нельзя считать достаточными до тех пор, пока в самой системе менеджмента не будет определена обратная связь, т.е. не решена задача наблюдения за событийным потоком. Строго говоря, событие лишь тогда приобретает информационную ценность и реально становится событием, когда оно воспринимается и перерабатывается в процессе коммуникации. В этом смысле топ-менеджеры СМБ должны непрерывно зондировать событийный поток и интерпретировать воспринимаемые события в строгом соответствии с требованиями организационной идеи, договорного регулирования взятых на себя обязательств и связанных с ними ожиданий.

Наблюдательная работа топ-менеджеров СМБ компании может служить основой для процесса управления поведением этих специалистов. Обоснованность тезиса об управлении поведением топ-менеджеров вытекает из наличия так называемого эффекта рефлексивного управления или, другими словами, эффекта мониторинга действий. Суть такого мониторинга заключается в том, что топ-менеджер реагирует на "событийные помехи" и у него появляется потребность в дискурсивном сознании, которое и служит базой для осознанной рефлексии. Рефлексивное управление безопасной эксплуатацией судов, как правило, осуществляется топ-менеджером рутинно, с помощью как теоретически осознанных, так и практически закрепленных навыков.

4. Общие принципы построения устойчивых процедур деятельности персонала СМБ

В предыдущем разделе были рассмотрены все достаточно важные аспекты, которые, играя решающую роль в реструктуризации системы менеджмента, в конечном итоге способствуют процессу рутинизации в деятельности персонала СМБ. Если топ-менеджеры и персонал системы менеджмента достаточно долго и слаженно работали, то отдельные персоналии в своем общении все больше и больше ориентируются на повторяемость событий и их предсказуемость. Поэтому предъявление элементов организационной структуры системы менеджмента аудиторам внешних или внутренних проверок не должны превращаться в чрезвычайные и неординарные события. В любых обстоятельствах процедура освидетельствования системы менеджмента должна протекать без трений и выполняться в минимально короткий срок. Отдельные сюрпризы желательны лишь в тех случаях, когда они несут позитивное начало или обладают стимулирующим характером, а трения и помехи могут возникать лишь тогда, когда желания непосредственных участников освидетельствования или групп интересов оказываются несовместимыми. Поэтому формирование организационных рутин (устойчивых процедур деятельности персонала) и, самое главное, их внедрение можно сопоставить с процессом притирки индивидуальных привычек и взаимных ожиданий. Преимущества от применения устойчивых процедур деятельности

Анисимов А.Н. и др. Корректирующие действия в системе менеджмента...

выражаются в выигрыше темпа деятельности и в высвобождении познавательных, а также коммуникативных способностей персонала СМБ при решении любых инновационных задач. Кроме того, известная доля рутины необходима персоналу системы менеджмента для формирования предпосылок к самоутверждению и самовыражению (Международный Кодекс..., 1993).

Однако рутинизация деятельности персонала СМБ, вышедшая за разумные пределы, может привнести в систему менеджмента, кроме отмеченных выше преимуществ, и достаточно серьезные недостатки. Так, если ожидания исполняются как бы сами собой, а привлекаемые модели деятельности персонала СМБ (стереотипы производственного поведения) становятся для них привычными, то такие модели приобретают свойство "грубости". Свойство "грубости" моделей деятельности персонала СМБ может выражаться в том, что циркулирующий в СМБ упорядоченный поток событий получает некую достаточно существенную самостоятельность, в результате чего он будет подчиняться и управляться только за счет некоторой внутрисистемной логики. В практическом менеджменте подобное производственное поведение персонала административных вертикалей иногда называют фактором "экономии сознания". Действительно, никакой мыслящий организм не может позволить себе осознанно относиться к тем явлениям, которые он может воспринимать и на бессознательном уровне. Это и есть тот самый серьезный недостаток, к которому может привести чрезмерная рутинизация деятельности персонала системы менеджмента безопасной эксплуатацией судов компании. Однако негативное влияние рутинизации возникает тогда и только тогда, когда стереотипы восприятия событий будут переноситься на процесс их интерпретации. Именно поэтому при разработке управленческих процедур для персонала СМБ следует все предпочтительные модели интерпретации рассматривать только как выражение определенных стереотипов интерпретации и не более того.

5. Специфический порядок реальности при менеджменте безопасной эксплуатацией

В системе менеджмента безопасной эксплуатации при пространственно-временных ограничениях, которые вытекают из выбранной администрацией компании формы управления, не все сотрудники СМБ в одинаковой мере контактируют друг с другом. Так, в ходе создания и становления системы менеджмента, ее развития как на базе материальных структур, так и на базе организационных рутин несложно наблюдать характерные для рабочего коллектива СМБ обособления отдельных сотрудников по частоте контактов. Другими словами, в системе менеджмента безопасной эксплуатации судов могут возникать общности из персонала СМБ, объединенные по признакам восприятия и интерпретации событий. Эти общности отличаются друг от друга стереотипами производственного поведения, языком, знаниями и компетенцией. Такие общности, достаточно четко выделяющиеся из всего персонала системы менеджмента, целесообразно называть рабочими общностями.

Повышение эффективности системы менеджмента безопасной эксплуатацией судов зависит от того, каким образом существующие рабочие общности будут объединены в единый специфический порядок реальности. Такой порядок можно определить через некоторую совокупность наблюдений, которой персонал СМБ оперирует и, на которую специалисты из рабочих общностей постоянно ссылаются, оправдывая те или иные свои действия. Именно с помощью этих рутинизированных коммуникативных ссылок на существующие свои и чужие внутриорганизационные ключевые операции необходимый системный порядок реальности СМБ может быть сформирован и даже репродуцирован в достаточно отдаленное будущее. Естественно, что этот порядок будет иметь характер не материальной структуры, а представляться лишь в форме некоторой системы описательных образов. Типичным примером порядка, представленного в форме системы описательных образов, является перечень выделенных рисков. Любой элемент из этого перечня может быть использован в качестве продолжения фразы: "у нас это делается так, чтобы не было как в случае..." и далее следует описание ситуации, которая привела к нарушению требований по безопасности эксплуатации и соответствующей угрозе жизни людей, судну, грузу и окружающей среде.

Внутрисистемный поток событий в СМБ можно всегда разбить на несколько субсистем со своими специфическими процессами и порядками реальности, например, субсистему, связанную с управлением эксплуатационной безопасностью, и субсистему, связанную с управлением безопасностью мореплавания. Если далее для описания внутрисистемного потока событий использовать аналогию с естественным языком, то порядки реальности субсистем можно рассматривать как диалекты этого языка. Например, персонал СМБ, который занимается вопросами управления безопасной технической эксплуатацией, как правило, говорит на другом диалекте, чем представители персонала, обеспечивающие процесс управления безопасностью мореплавания. Естественно, что такие структурные особенности СМБ должны обязательно учитываться при формировании общесистемных рутин.

В отдельно взятых рутинных общностях СМБ стереотипы восприятия, интерпретации и поведения специалистов могут существенным образом различаться. Эти различия, если их не учитывать,

например, в "Руководстве по менеджменту безопасной эксплуатацией", способны формировать конфликты на границах субсистем и создавать проблемы в точках пересечения интересов. Однако в отдельных диалектах всегда идентифицируема суть целого. Поэтому, выявив суть целого, можно синтезировать порядок реальности для всей системы менеджмента, учитывая существующие в СМБ "субпорядки реальности".

Если порядок реальности в системе менеджмента может быть построен на принципе синтеза "субпорядков реальности", то появляется право на вывод о том, что нематериальными структурами нельзя распоряжаться чисто технократически, и тем более из одного общего центра. Действительно, нематериальные структуры меняются только в результате коммуникативной, коллективной рефлексии или в результате коллективного наблюдения собственных рутин. Поэтому внутрисистемные изменения (реструктуризация системы менеджмента) не могут быть реализованы элитной группой в стиле решений типа "мы полагаем, что необходимо делать то-то и то-то". Инициаторы реструктуризации могут лишь создать условия, которые позволили бы всему персоналу СМБ влиться в новую рутину. В то же время первоочередная задача конкретных специалистов заключается в том, чтобы критически определить и выполнить ту часть изменений, которая приходится на его собственный участок деятельности.

6. Заключение

Систему менеджмента безопасной эксплуатации судов компании в общем случае целесообразно определять как совокупность структурно связанных событийных систем. Такая совокупность систем подлежит обязательной упорядоченности, реализуемой с помощью материальных и нематериальных структур. Именно материальные и нематериальные структуры, с одной стороны, формируют поток текущих событий относительно состояния безопасной эксплуатации судов компании, а с другой -ограничивают этот поток.

При формировании потока текущих событий всегда в центре внимания персонала СМБ будут находиться технические состояния судов и состояния подготовки экипажей. Эти качественные характеристики могут быть использованы в качестве критериев дифференциации, с помощью которых персонал системы менеджмента в своих рутинных общностях зондирует на базе рутинных методов поток текущих событий с целью выявления потенциальных рисков.

Ограничивающие текущий поток событий материальные структуры являются независимой от персонала СМБ вневременной материализацией. Поэтому любые изменения (реструктурирование СМБ) в системе менеджмента безопасной эксплуатацией следует относить к классу структурных изменений, которые проявляются и будут проявляться через преобразования в меньшей степени материальных и в большей степени - нематериальных структур, причем основой для таких преобразований служить перечень выделенных потенциальных рисков.

Литература

Палехов C.B. Российская интерпретация международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ). Диссертация в форме научного доклада, представленная на соискание степени. М., 84 е., 1998.

Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (ISM Code): Резолюция ИМО А.741 (18). СПб, ЦНИИМФ, 9 е., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.