Научная статья на тему 'Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития'

Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1278
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ / МОНИТОРИНГ СООТВЕТСТВИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ЗАКУПКИ ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ / ENTITIES INVOLVED IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS / CORPORATION FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS / CONFORMITY ASSESSMENT / CONFORMITY MONITORING / LEGAL ENTITY / PROCUREMENT OF GOODS / WORKS / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Владимир Константинович

В статье в свете внесения изменений в законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства рассматриваются вопросы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, проблемы правового обеспечения оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также правовой статус и функции акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреев Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporation for the development of small and medium business as the development institute

The article considers the issues of the legal status of the entities involved in small and medium business, the issues of providing legal basis in supporting entities involved in small and medium business, and legal status and functions of the joint-stock company "Corporation for the Development of small and medium business".

Текст научной работы на тему «Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ

ПРАВО

В. К. Андреев*

Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития

Аннотация. В статье в свете внесения изменений в законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства рассматриваются вопросы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, проблемы правового обеспечения оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также правовой статус и функции акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства; Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства; оценка соответствия; мониторинг соответствия; юридическое лицо; закупки товаров, работ, услуг.

001: 10.17803/1994-1471.2016.63.2.119-128

Знаменательным этапом в развитии законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 (далее — Закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ). Им были внесены существенные изменения и дополнения, прежде всего в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-

ции»2 (далее — Закон о малых и средних предприятиях) и в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»3 (далее — Закон о закупках). В настоящей статье будут рассмотрены три группы положений, касающихся новелл в правовом положении субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки их и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, полномочия и права Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринима-

1 Российская газета. № 144. 03.07.2015.

2 Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

3 Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.

© Андреев В. К., 2016

Андреев Владимир Константинович, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный деятель наук РФ [ап^аш@таИ . ги]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

тельства как акционерного общества, координирующего развитие малого и среднего предпринимательства.

Понятие юридического лица как субъекта малого и среднего предпринимательства

Образование акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»4 и существенное изменение законодательных актов по вопросам малого и среднего предпринимательства потребовали изучения категорий субъектов малого и среднего предпринимательства и корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства как института развития.

Субъекты малого и среднего предпринимательства названы в Законе о малых и средних предприятиях хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), отнесенными в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям. В отличие от п. 3 ст. 23 ГК РФ, в котором указано, что к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, по Закону о малых и средних предприятиях индивидуальный предприниматель является самостоятельным субъектом в сфере малого и среднего предпринимательства. К индивидуальным предпринимателям по ГК РФ относятся также граждане, занимающиеся производственной и иной хозяйственной деятальностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (п. 5 ст. 23). Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образова-

ния юридического лица, на основе соглашения вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 50 и п. 1 ст. 65.1 ГК РФ такое крестьянское (фермерское) хозяйство признается коммерческой корпорацией. Однако она не может рассматриваться как субъект малого и среднего предпринимательства, поскольку является юридическим лицом.

Представляется не соответствующим назначению Закона о малых и средних предприятиях расширение понятия «хозяйствующий субъект» путем включения в него субъектов профессиональной деятельности, поскольку это понятие употребляется так называемым «третьим антимонопольным законом»5. Понятие «хозяйствующие субъекты» в Законе о малых и средних предприятиях употребляется в значении субъектов малого и среднего предпринимательства, которые раскрываются через категории, определяемые средней численностью работников и выручкой от реализации товаров (работ, услуг), т.е. признаками, не имеющими отношения к понятию юридического лица. Следует отметить увеличение в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарной доли участия иностранных юридических лиц либо суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, с 25 до 49 %. Более того, указанное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, образовательным организациям высшего образования; на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ

4 СЗ РФ. 08.06.2015. № 23. Ст. 3306.

5 См.: Малое и среднее предпринимательство. Правовое обеспечение / отв. ред. И. В. Ершова. М., 2014. С. 50-51 (автор — И. В. Ершова).

перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Однако хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, обладающие указанным выше соотношением капитала в уставном (складочном) капитале (паевом фонде), включаются в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50 % акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, вопреки предложениям ученых об увеличении доли малых и средних предприятий в уставном капитале юридических лиц — субъектов малого и среднего предпринимательства, законодатель пошел по пути увеличения в уставном капитале доли крупных, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, иностранных юридических лиц, а также бюджетных и автономных

учреждений, если они являются учредителями (участниками) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в зависимости от среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и выручки от реализации товаров (работ, услуг) подразделяются на категории: средние предприятия — от 101 до 250, малые — до 100, микропредприятия — до 15 человек. Норматив выручки для микропредприятий составляет до 120 млн рублей в год, для малого предприятия — до 800 млн рублей в год, для среднего — до 2 млрд рублей. В соответствии с антикризисным планом Правительство РФ выделит 17,5 млрд рублей в качестве софинансирования региональных и муниципальных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства6 .

Следовательно, говоря о юридическом лице как субъекте малого или среднего предпринимательства, необходимо иметь в виду, что это не какая-то новая организационно-правовая форма юридического лица, не перечисленная в ст. 50 ГК РФ, а особая структура юридического лица, построенная с учетом фиксированного размера уставного капитала различных юридических лиц, установленного ч. 1 ст. 4 Закона о малых и средних предприятиях, т.е. точно определенная комбинация уставного капитала различных юридических лиц.

В свое время мною предлагалось включить в ГК РФ в качестве организационно-правовой формы малое предприятие7. Поскольку в ГК РФ нет такой организационно-правовой формы юридического лица, субъекты малого и среднего предпринимательства выведены за пределы непосредственного действия ГК РФ, а появилась категория субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц8. В связи с этим мною была выдвинута и обоснована теория сложно-составного, интегрированного субъекта предпринимательского права, в котором исследуются элементы юридического лица9. Субъекты

6 См.: Комсомольская правда. 2015. 17 июня. С. 2.

7 См.: Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / отв. ред. М. А. Супотаев, В. К. Андреев. М., 2004. С. 37-38.

малого и среднего предпринимательства сами по себе выступают как правосубъектная категория, отличная от простого юридического лица. В Законе от 29.06.2015 № 156-ФЗ представлены варианты таких сложно-составных, интегрированных юридических лиц — субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изменения и дополнения, внесенные в Закон о малых и средних предприятиях, позволяют утверждать, что юридическое лицо как категория субъекта малого и среднего предпринимательства представляет собой хозяйственное общество, отвечающее критериям ч. 1 ст. 4 упомянутого Закона, т.е. сложно-составное, интегрированное образование. Главным признаком такой структуры является нахождение в собственности Российской Федерации не менее 50% акций либо иное построение хозяйственного общества, которое позволяло бы прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо иным образом определять назначение единоличного исполнительного органа или состава более половины коллегиального исполнительного органа или избрания более половины состава совета директоров (наблюдательного совета).

Преобладающее участие Российской Федерации в таких хозяйственных обществах, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, достигается за счет ее доли не более 25% в уставном капитале, участия в качестве учредителей (участников) бюджетных и автономных научных и образовательных организаций, участия юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, получающие государственную поддержку инновационной деятельности, участия юридических лиц, получивших статус участника проекта инновационного центра «Сколково».

Такое построение юридических лиц — субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет поставить их под контроль и координацию их деятельности со стороны корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, которая как институт развития

организует и проводит мероприятия по поддержке развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

После принятия Закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ основными понятиями, используемыми в Законе о малых и средних предприятиях, остались субъекты малого и среднего предпринимательства и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Последняя определяется как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с государственными и муниципальными программами по развитию малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, Корпорация), осуществляемая в соответствии с Законом о малых и средних предприятиях, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — это часть государственной социально-экономической политики, совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малых и средних предприятиях. Среди принципов государственной политики отмечу обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными и муниципальными программами (подпрограммами). Этот принцип государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства кон-

8 См.: Андреев В. К. Предпринимательское законодательство России. Научные очерки. М., 2008. С. 181.

9 См.: Указ. соч. С. 148,176.

кретизируется применительно к их поддержке (пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона о малых и средних предприятиях).

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивается за счет инфраструктуры поддержки, которая представляет собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных и муниципальных программ, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и для оказания им поддержки. Употребляемое в Законе о малых и средних предприятиях слово «система» не несет в себе правовой нагрузки, а означает лишь совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, перечень названий которых указан в п. 2 ст. 15 Закона о малых и средних предприятиях.

Коммерческие и некоммерческие организации, включенные в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, равно как и субъекты малого и среднего предпринимательства, обнаруживают себя, обращаясь за поддержкой, условия и порядок оказания которой устанавливаются нормативными актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными актами, государственными и муниципальными программами.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при реализации соответственно государственных и муниципальных программ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само-

управления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки.

Следует отметить, что все виды поддержки в равной степени оказываются как субъектами малого и среднего предпринимательства, так и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, оказание им имущественной поддержки осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами. Это имущество должно использоваться строго по целевому назначению и не может быть продано. Запрещены также переуступка прав пользования имуществом, переданным субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. Исключение составляют возмездное отчуждение такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов и в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»10. Органы государственной власти и местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру их поддержки, предоставлен-

10 Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3615.

ным им государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением установленных законом запретов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления ежегодно до 1 ноября текущего года обновляют перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением вышеуказанных имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры их поддержки, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Срок, на который заключается договор в отношении имущества, включенного в такие перечни, должен составлять не менее 5 лет. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать 3 года.

Законом о малых и средних предприятиях особо выделяются порядок и условия предоставления в аренду, в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности.

Проекты упомянутых перечней, проекты изменений, вносимых в них, до их утверждения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления подлежат предоставлению в Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства для последующего их мониторинга. Корпорация проводит монито-

ринг осуществления государственными органами и органами местного самоуправления этого вида поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и составляет отчет о результатах проведения мониторингов, включаемый в ежегодный отчет Корпорации об исполнении программы деятельности.

Ежегодно получатели поддержки — субъекты малого и среднего предпринимательства и организации, образующие структуру их поддержки, —представляют в Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства информацию о результатах использования полученной поддержки.

Функции и правовой статус Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о малых и средних предприятиях в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства после изменения наименования акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий"» и внесения изменений в его устав. Сто процентов акций АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» находятся в федеральной собственности до осуществления дополнительного выпуска акций и их размещения по закрытой подписке (пп. 1.2 ст. 7 Закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ). Доля обыкновенных акций Корпорации, находящихся в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 % плюс 1 голосующая акция от общего количества обыкновенных акций Корпорации (п. 12 ст. 25.1 Закона о малых и средних предприятиях).

Деятельность Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства является одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства наряду с деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и деятельностью организаций, образующих инфраструк-

туру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Корпорация, созданная как непубличное акционерное общество, призвана участвовать в реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, она участвует в определении принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, в формировании единой информационной системы в целях реализации государственной политики, в поддержке государственных программ субъектов Российской Федерации, в подготовке ежегодного доклада о состоянии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает информационное, маркетинговое, финансовое и юридическое сопровождение инвестиционных проектов, которые реализуются субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 25.1 Закона о малых и средних предприятиях).

Среди других определенно установленных 14 функций Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства остановлюсь на функциях, связанных с проведением оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупок, проектов таких планов, вносимых в такие планы изменений, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства (пп. 2—7 п. 4 ст. 25.1 Закона о малых и средних предприятиях), что повлекло за собой многочисленные дополнения в Закон о закупках.

Планы закупки товаров, работ, услуг заказчиков, планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определенных в устанавливаемом Правительством РФ порядке, должны содержать разделы о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Планы закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенные Правительством РФ, должны содержать перечень инно-

вационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, определяемом Правительством РФ (пп. 3.1-3.3 ст. 4 Закона о закупках).

Оценке соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке с использованием единой информационной системы, подлежат вышеуказанные проекты планов, а также проекты вносимых в такие планы изменений до их утверждения. В отличие от оценки соответствия, мониторингу соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, подлежат уже утвержденные планы закупки, изменения, внесенные в такие планы, а также годовой отчет о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства. Оценка соответствия и мониторинг соответствия осуществляются Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями.

Предметом оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ и услуг являются соблюдение установленного Правительством РФ годового объема закупки, который планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, а также соответствие раздела плана закупки товаров, работ, услуг, предусматривающего осуществление закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, проекта такого плана, утвержденного заказчиком, перечню товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае отсутствия такого перечня выдается уведомление о несоответствии.

По результатам оценки соответствия или мониторинга соответствия выдается заключение о соответствии (положительное заключение) или уведомление о несоответствии (уведомление) утвержденных планов закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной про-

дукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годового отчета о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В случае устранения заказчиком несоответствия, указанного в уведомлении, такому заказчику выдается положительное заключение.

В случае неустранения заказчиком несоответствия, указанного в уведомлении, такому заказчику выдается заключение о несоответствии (отрицательное заключение) в отношении утвержденных плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, годового отчета о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства).

Уведомления и заключения подлежат размещению заказчиками в единой информационной системе в течение 5 дней со дня их выдачи.

После выдачи Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства отрицательного заключения в случае проведения оценки соответствия заказчик вправе утвердить планы закупок, проекты которых представлялись для оценки соответствия. При этом реализация утвержденных плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств приостанавливается по решению антимонопольного органа в планируемом годовом объеме закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, по перечню товаров, работ, услуг, выбираемых заказчиком.

В случае проведения мониторинга соответствия реализация утвержденных планов закупки после выдачи Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства отрицательного заключения приостанавливается по решению антимонопольного органа в планируемом годовом объеме закупки, участниками которой согласно утвержденным планам являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, по перечню товаров, работ, услуг, выбираемых заказчиком.

После выдачи Корпорацией отрицательного заключения в отношении проектов изменений, вносимых в планы закупки, проекты изменений не подлежат утверждению и размещению в единой информационной системе, а утвержденные изменения, внесенные в такие планы, считаются не размещенными в единой информационной системе до даты выдачи положительного решения.

Полагаю, что оценка соответствия и мониторинг соответствия, организуемые и проводимые Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, равно как и рассмотренная выше имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, другие функции Корпорации, обозначенные в п. 4 ст. 25.1 Закона о малых и средних предприятиях, представляют собой действия управленческого характера. Они состоят в координации оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, участии в реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации. Организационно-правовая форма Корпорации как акционерного общества, дополняемая внешними управленческими функциями Корпорации, позволяет рассматривать ее как институт развития малого и среднего предпринимательства. Корпорация как институт развития не только юридическое лицо, но и орган, осуществляющий управленческие функции по поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Не случайно, что правовой статус и виды деятельности Корпорации определяются уставом, утвержденным Правительством РФ, Законом о малых и средних предприятиях, другими специальными законами, в частности Законом о закупках, и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами, что позволяет утверждать о существовании специального законодательства о малом и среднем предп ринимательстве.

По этим соображениям нормы главы 4 ГК РФ о юридических лицах применяются к Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства с учетом действия Закона о малых и средних предприятиях. В частности, Корпорация может быть реорганизована или ликвидирована на основании федерального закона, определяющего цели, порядок и сроки реорганизации или ликвидации Корпорации и судьбу имущества, находящегося в ее собственности.

Будучи акционерным обществом, Корпорация, как уже отмечалось, обладает полномочиями, которые характерны для органов государственной власти и органов местного самоуправления. В случае выдачи отрицательного заключения при проведении оценки соответствия или мониторинга соответствия приостанавливаются по решению антимонопольного органа в планируемом годовом объеме закупки, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Тем самым Корпорация принимает меры к обязыванию заказчиков в получении товаров, работ, услуг, выполняемых в соответствии с планируемым годовым объемом, от субъектов малого и среднего предпринимательства.

Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства при предоставлении услуг субъектам малого и среднего предпринимательства вправе запрашивать документы и информацию, в том числе в электронной форме, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Об особом статусе Корпорации свидетельствует то обстоятельство, что ее совет директоров формируется Правительством РФ, а председатель совета директоров, члены совета директоров назначаются на должность на неопределенный срок и освобождаются от должности Правительством РФ. Генеральный директор Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства назначается на должность на неопределенный срок и освобождается от должности Правительством РФ и является членом совета директоров Корпорации по должности. Внешний государственный аудит (контроль) в отношении деятельности Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства осуществляется Счетной палатой РФ.

Ежегодный отчет Корпорации об исполнении ежегодной программы деятельности утверждается ее советом директоров не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом, и направляется Президенту РФ, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ до 1 августа года, следующего за отчетным годом.

Корпорация в порядке, предусмотренном советом директоров, вправе создавать филиалы и открывать представительства, создавать консультативные органы, коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, а также участвовать в некоммерческих организациях, которые создаются (созданы) на территории Российской Федерации и за рубежом.

Корпорации для решения задач и осуществления функций может предоставляться государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в форме государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам Корпорации, ее дочерних обществ.

Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства заключает с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» договор доверительного управления, в соответствии с которым она осуществляет доверительное управление в отношении 100 % акций акционерного общества «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», которыми Внешэкономбанк впоследствии осуществляет оплату дополнительного размещения по закрытой подписке акций Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Правительством РФ. Корпорация как коммерческая организация в порядке, установленном советом директоров, привлекает займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках, выдает поручительства, независимые поручительства и независимые гарантии юридическим лицам.

Таким образом, Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, являясь институтом развития, сочетает в себе как функции органа управления по развитию малого и среднего предпринимательства, так и права юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, прямо направленную на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Институт развития — это социально-экономический и правовой инструмент по реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Малое и среднее предпринимательство. Правовое обеспечение / отв. ред. И. В. Ершова. — М., 2014.

2. Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / отв. ред. М. А. Супо-таев, В. К. Андреев. — М., 2004.

3 . Андреев В. К. Предпринимательское законодательство России. Научные очерки. — М., 2008.

Материал поступил в редакцию 3 декабря 2015 г.

CORPORATION FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AS THE DEVELOPMENT INSTITUTE

ANDREYEV Vladimir Konstantinovich — Doctor of Law, Professor of the Department of Business and Corporate Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honored Worker of Science of the Russian Federation [andlaw@mail . ru]

123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Review. The article considers the issues of the legal status of the entities involved in small and medium business, the issues of providing legal basis in supporting entities involved in small and medium business, and legal status and functions of the joint-stock company "Corporation for the Development of small and medium business".

Keywords. Entities involved in small and medium business, Corporation for the development of Small and Medium Business, conformity assessment, conformity monitoring, legal entity, procurement of goods, works, services.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Maloe i srednee predprinimatel'stvo. Pravovoe obespechenie / otv. red. I. V. Ershova. — M., 2014.

2. Malyj biznes na ehtape obnovleniya zakonodatel'stva o predprinimatel'stve / otv. red. M. A. Supotaev, V. K. Andreev. — M., 2004.

3 . Andreev V. K. Predprinimatel'skoe zakonodatel'stvo Rossii. Nauchnye ocherki. — M., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.