Научная статья на тему 'Корпорация как социальная организация'

Корпорация как социальная организация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1138
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Огородов Михаил Рудольфович

Мнения о роли бизнеса в обществе в настоящее время чрезвычайно разнообразны и даже порой полярны. Один из главных вопросов возможно ли осуществлять социально-ориентированную деятельность при помощи организаций, целью которых является получение прибыли? В статье рассматриваются перспективы и возможные последствия участия корпораций в социальных программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporation as a social organization

Opinions on the role of business in society now are extremely different and even at times totally contradictive. One of the most critical issues whether it is possible to carry out socially-guided activities by means of organizations focused on profit acquisition. In this article author considers prospects and possible consequences of participation in social programs.

Текст научной работы на тему «Корпорация как социальная организация»

КОРПОРАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

М. Р. Огородов

Кафедра социологии

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10, 117198, Москва, Россия

Мнения о роли бизнеса в обществе в настоящее время чрезвычайно разнообразны и даже порой полярны. Один из главных вопросов - возможно ли осуществлять социально-ориентированную деятельность при помощи организаций, целью которых является получение прибыли? В статье рассматриваются перспективы и возможные последствия участия корпораций в социальных программах.

Корпорация - открытое крупное объединение, действия которого можно наблюдать и оценивать, следовательно, ее как-то воспринимают другие участники рыночных отношений. Это восприятие определяет и степень доверия, симпатию, расположенность к корпорации, что влияет на ее имидж и репутацию.

В условиях рынка, когда существует множество альтернатив и предстоит делать выбор, доверие может стать существенным фактором, свидетельствующим в пользу той или иной альтернативы. В результате повышается роль социокультурных факторов в экономических отношениях. Происходит активный поиск факторов социокультурной среды, способных воспроизводить солидарность и моральную общность.

Н. Луман рассматривает доверие как продукт рационализации современного мира. Доверие основано не на чувстве, а на расчете, необходимом при взаимодействии с большим количеством незнакомых субъектов рыночного общества [7; с. 94-107].

П. Штомпка подчеркивал, что «доверие - ставка на то, как другие поведут себя в будущем» [9; с. 75]. В таком случае, доверие будет складываться из оценки действий корпорации, из понимания ее деятельности, следовательно, социальная ответственность бизнеса может во многом обусловить доверие к нему со стороны всех заинтересованных сторон.

В узком значении корпорация - это определенная экономическая организация, действующая в условиях рыночных отношений. «Экономическая корпорация - наименование акционерных обществ. Капитал корпорации образуется преимущественно путем продажи акций и облигаций. Владельцы акций являются пайщиками, а облигаций - кредиторами корпорации. Совладельцем объединенного имущества публичной (открытой не только для членов-учредителей) корпорации может стать каждый человек, купивший хотя бы одну акцию. Фактически же мелкие держатели акций не играют существенной роли в управлении корпорацией, поскольку реальная власть

принадлежит крупнейшим собственникам, располагающим контрольным пакетом акций» [3; с. 77].

Корпорации находятся не в вакууме, они существуют в определенном общественном пространстве, где происходит взаимовлияние общества и корпорации. Корпорацию можно рассматривать не просто как организацию, а как организацию социальную.

«Организация - устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда для достижения общих целей» [3; с. 100]. Объединяясь в организации, люди стремятся достичь цели, определенным образом распределив между собой функции.

Организация определяется как социальная, если в ней существует структура социальных отношений, которая воздействует на мотивацию, ценности и интересы работников.

Система предполагает взаимозависимость всех входящих в нее элементов и образование целостного единства. Социальная система включает социальные связи и взаимодействие людей на основе закрепленных за ними статусов, социальных норм и ценностей, принятых в организации. Функционирование корпорации как социальной системы проявляется во взаимозависимости членов корпорации от общей цели функционирования корпорации.

Структура организации показывает как упорядочены связи внутри этой организации и определяется системой разделения труда в организации. К основным компонентам структуры корпорации можно отнести:

- ключевых участников корпорации;

- структуру владения акциями;

- состав Совета директоров;

- законодательные рамки;

- требования к раскрытию информации;

- корпоративные действия, согласованные с акционерами;

- механизм взаимодействия между ключевыми участниками [2].

Корпорация - открытое объединение, которое затрагивает множество заинтересованных сторон, поэтому согласование интересов различных сторон становится приоритетной задачей функционирования корпорации, от решения которой, в конечном счете, зависит эффективность ее работы.

Корпорация - социальная организация, в которой переплетено множество интересов. Управление корпорацией необходимо осуществлять в контексте социального управления. Социальное управление - это воздействие на социальные процессы с определенной целью.

Социальное управление включает в себя воздействие посредством:

- социальных отношений (учет социальных потребностей и ценностей

участников корпорации);

- социальных институтов (определение норм и стандартов

взаимоотношений);

- социального контроля (требования к определенным правилам

взаимодействия, опирающимся на социальные нормы).

Управление посредством социальных отношений предполагает налаживание связей между людьми с помощью формирования общих интересов и условий жизнедеятельности. Управление посредством социальных институтов происходит через установление определенных норм и правил поведения в организации. Управление посредством социального контроля фактически

близко к самоуправлению и подходит для развитой организации, придерживающейся в своей деятельности принципа социальной ответственности. Только в контексте социального управления возможно согласование интересов всех участников деятельности корпорации.

Основная задача социального управления сводится к согласованию и координации целей организации и целей ее отдельных членов. С помощью социального управления можно более эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации [1; с. 6].

На сегодняшний день можно выделить спектр мнений о роли бизнеса в обществе (см. табл. 1). На одной стороне полюса находятся те, кто утверждают, что бизнес несет ответственность только за получение прибыли при условии соблюдения законов (точка зрения чистой максимизации прибыли или экономическая составляющая КСО). В центре находятся те, кто считают, что менеджмент корпораций должен быть более чувствительным к социальным последствиям принимаемых ими решений, особенно в отношении потенциального ущерба акционерам (социально осведомленная точка зрения или этическая составляющая КСО). На другом конце полюса те, кто хотели бы видеть корпорации активно участвующими в программах по предотвращению различных социальных «болезней», это такие программы, как предоставление равных возможностей найма, улучшение окружающей среды, продвижение идеи справедливости, даже если их решение осуществляется за счет денег акционеров (точка зрения служения обществу или филантропическая составляющая КСО).

То есть на одном конце полюса мы наблюдаем базовый интерес к экономическим ценностям, таким как производительность и эффективность, на фоне уклонения от социального вовлечения. На другом конце полюса основным интересом выступает социальное благополучие, достигаемое даже за счет прибыли [8; с. 87-204].

Таблица 1

Спектр мнений о роли бизнеса в обществе [6; с. 595-639]_________

Позиция чистой максимизации прибыли. Экономическая составляющая КСО: в бизнесе более низкие стандарты этики, чем в обществе, поэтому социальная ответственность ограничивается только соблюдением законов.

Позиция условной максимизации прибыли. Экономическая составляющая КСО: бизнес должен максимизировать благосостояние акционеров, следовать законам и соблюдать этические принципы.

Социально осведомленная точка зрения. Этическая составляющая КСО: бизнес должен быть чувствителен к потенциальному ущербу, который его действия могут причинить кругу связанных с ним организаций и людей.

Точка зрения служения обществу. Филантропическая составляющая КСО: бизнес должен использовать свои огромные ресурсы для общественного блага.

Другим распространенным способом рассмотрения роли бизнеса или того, что собой представляет корпорация, является спектр, где на одном конце полюса находится теория прав собственности, в которой корпорация рассматривается как частная собственность, принадлежащая ее акционерам, а на другом конце полюса - теория социального института, в которой компания рассматривается как общественный институт, санкционированный государством для создания некоторого социального блага [5].

Отметим еще одну относительно недавно появившуюся точку зрения, которая сейчас доминирует в мышлении теоретиков финансовой экономики и общественного права - отношенческая теория компании, согласно которой активы компании формируются различными ресурсными группами, сверх тех, которые предоставляют акционеры, в их число входят сотрудники, клиенты, поставщики и др., поэтому компания возникает из прав собственности и прав, вытекающих из договорных отношений с каждым из лиц, формирующих корпорацию, а не только акционеров.

«Социальная ответственность - один из основных критериев и важное условие эффективности проводимой органами государственной власти (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), предпринимателями (работодателями), неправительственными организациями и другими субъектами социальной политики, от которой в большей степени зависит устойчивое политическое и экономическое развитие общества» [4; с. 458]. Рассмотрение корпорации как социальной организации позволяет учитывать социальное пространство, в котором находится организация. Это пространство влияет на то, как будет действовать организация, какие будут выдвигаться приоритеты и нормы взаимодействия с окружающей средой, будет ли организация следовать принципам корпоративной ответственности.

Корпорация - элемент общества, главная цель которого - получение прибыли. Без прибыли никакие социальные программы осуществлены быть не могут. Однако участие организации в социальных программах вызывает к ней доверие, в результате складывается положительный образ организации, что может приводить к большей прибыли.

Литература

1. Афонин Ю.А., Жабин А.П., Панкратов А. С. Социальный менеджмент. - М., 2004.

2. Королева Н.А. Философский анализ корпорации как субъекта социальной деятельности. Дис. к. филос. н. - Краснодар, 2004.

3. Социальное управление: Словарь. - М., 1994.

4. Социологическая энциклопедия. - Т.2. - М., 2003.

5. Boatright J.R. Ethics and the Conduct of Business. Upper Saddle River. - NJ: Prentice-Hall. - 1999.

6. Lantos G.P. The boundaries of strategic corporate social responsibility // The Journal of Consumer Marketing. - 2001. - №18.

7. Luhmann N. Familiarity, confidence, trust: Problems and Alternatives // Trust-Making and Breaking Cooperative Relation. - Oxford, 1988.

8. Miller F.D. and Ahrens J. The social responsibility of corporations. A Philosophical Reader. - Prentice-Hall, 1993.

9. Sztompka P. Trust: A Sociological Theory. - Cambridge: CUP, 1999.

CORPORATION AS A SOCIAL ORGANIZATION M.R. Ogorodov

The Department of Sociology

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia

Opinions on the role of business in society now are extremely different and even at times totally contradictive. One of the most critical issues - whether it is possible to carry out socially-guided activities by means of organizations focused on profit acquisition. In this article author considers prospects and possible consequences of participation in social programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.