Научная статья на тему 'Корпоративный портал ВУЗа как платформа управления знаниями'

Корпоративный портал ВУЗа как платформа управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ПОРТАЛ ВУЗА / WEB 2.0 / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китова О.В., Колоскова Л.М., Лопухова Д.А., Митин А.С.

В современном обществе с постоянно увеличивающимися объемами передачи информации возникает необходимость в привлечении слушателей для ВУЗа. Одним из инструментов для удовлетворения этой потребности является корпоративный портал, который представляет собой единую систему управления знаниями и среду взаимодействия внутри организации. В статье представлено сравнение порталов ведущих российских ВУЗов по нескольким критериям, перечислены достоинства и недостатки порталов. Даны некоторые конкретные рекомендации по улучшению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китова О.В., Колоскова Л.М., Лопухова Д.А., Митин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративный портал ВУЗа как платформа управления знаниями»

КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ ВУЗА КАК ПЛАТФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

ENTERPRISE PORTAL AS A PLATFORM OF KNOWLEDGE MANAGEMENT

Китова O.B. - к.ф.-м.н., доцент, заведующая кафедрой когнитивной экономики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Колоскова JI.M. - студент 5 курса факультета информатики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Лопухова Д.А. - студент 5 курса факультета информатики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Митин A.C. - студент 5 курса факультета информатики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

К i to va O.V. - Cand. Sc. (Physics and Mathematics). Associate Professor, Head of the Department for Cognitive Economics of Plekhanov Russian University of Economics

Koloskova L.M. - student of Faculty of Information Science, Plekhanov Russian University of Economics

Lopukhova D.A. - student of Faculty of Information Science, Plekhanov Russian University of Economics

Mitin A.S. - student of Faculty of Information Science, Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация

В современном обществе с постоянно увеличивающимися объемами передачи информации возникает необходимость в привлечении слушателей для ВУЗа. Одним из инструментов для удовлетворения этой потребности является корпоративный портал, который представляет собой единую систему управления знаниями и среду взаимодействия внутри организации. В статье представлено сравнение порталов ведущих российских ВУЗов по нескольким критериям, перечислены достоинства и недостатки порталов. Даны некоторые конкретные рекомендации по улучшению.

Abstract

With the growing rate of information transfer in the modern society it is becoming necessary to attract students to university. One of the means to meet these needs is an enterprise portal which is presented as an integrated system of knowledge management and environment for interaction within the organization. The article compares the enterprise portals of the leading Russian universities on several criteria; the paper contains the advantages and disadvantages of stated portals. Some specific recommendations of improvement are given.

Ключевые слова:

1. Корпоративный портал

2. Управление знаниями

3. Портал ВУЗа

4. Web 2.0

5. Информационные ресурсы

Key words:

1. Enterprise portal

2. Knowledge management

3. Portal of an institute of higher education

4. Web 2.0

5. Information resources

В условиях повышения конкуренции и увеличения скорости изменений в сфере образовательных услуг возникает насущная необходимость в использовании дополнительных инструментов для привлечения потенциальных клиентов, слушателей и заказчиков, а также организации эффективного управления ВУЗом. Одной из платформ, позволяющих перевести образовательное учреждение на новый уровень развития, является корпоративный портал, представляющий собой единую среду взаимодействия внутри организации.

В качестве корпоративного портала ВУЗа следует рассматривать ресурс, реализованный через веб-интерфейс и предоставляющий доступ к информационным и аналитическим материалам

образовательного учреждения, системам управления документацией, групповой работой, сервисам почты и другим корпоративным данным и приложениям. Функционал отдельного портала зависит от потребностей ВУЗа и имеющихся ограничений бюджета. Наиболее перспективным и многообещающим направлением использования корпоративного портала является его ориентация на управление знаниями и информационными ресурсами организации. Следует отметить, что любое образовательное учреждение по своей сущности является обучающей системой. Менеджмент знаний, реализованный через корпоративный портал, позволяет использовать скрытый потенциал ВУЗа и создает предпосылки для перехода к самообучающейся организации, что положительным образом сказывается на эффективности процесса обучения студентов, подготовке преподавательских кадров, а также укреплении имиджа образовательного учреждения. Кроме того, роль управления знаниями в ВУЗе заключается в управлении потоками разнородной информации, обмене накопленным опытом, превращении неявного знания в формализованное.

Для построения портала знаний целесообразно выделить три отдельные составляющие единого информационного пространства ВУЗа с учетом разнородности целевой аудитории. Внутренние взаимодействия между сотрудниками организации могут быть реализованы через сети Интранет, доступ студентов и слушателей к внутренним ресурсам ВУЗа - через Эктранет-портал, тогда как Интернет-версия будет доступна всем остальным группам пользователей. Подобное разделение необходимо для производительного осуществления бизнес-процессов образовательного учреждения, а также в силу дифференциации задач управления знаниями в каяедой из подсетей.

Современные корпоративные порталы ВУЗов включают следующие сервисы:

• Средства интерактивного взаимодействия (рабочие и проектные зоны, социальные сети, профессиональные сообщества, \у11а-страницы, блоги);

• Сервисы дистанционного обучения;

• Новостные ленты (1188);

64

• Электронные библиотеки;

• WAP-порталы;

• Удаленный доступ к приложениям и базам данным;

• Интеграция со сторонними веб-сайтами и корпоративными порталами других ВУЗов.

Помимо вышеперечисленных сервисов на эффективность работы портала влияет своевременное обновление данных, разграничение доступа, обеспечение безопасности и целостности содержащейся информации.

Полнофункциональными порталами обладает большинство ведущих зарубежных ВУЗов, таких как MIT, Stanford University и др. Сервисы, представленные на них, полностью отвечают этапу развития Интернет и реализуют принципы Web 2.0 в рамках университетов. Более того, технологии, использующиеся в зарубежных корпоративных порталах, способствуют не только генерации знаний как среди студентов и преподавателей, но и делают данный процесс управляемым и измеряемым.

В РФ внедрение корпоративных порталов в образовательных учреждениях началось сравнительно недавно. Спектр

задействованных функций и сервисов, в том числе и по управлению знаниями, сильно отличается. В статье представлен анализ порталов следующих ВУЗов: РЭУ им. Г.В. Плеханова, ГУУ, экономического факультета МГУ им. Ломоносова, ГУ-ВШЭ. В качестве критериев использовались следующие: качество представленных материалов; частота обновления информации; персонализированный доступ к работе с ресурсами; средства совместной работы; наличие дополнительных сервисов, отвечающих концепции Web 2.0. Оценка по каждому параметру проводилась экспертным путем с использованием шкалы порядка [-2;2], которая позволяет оценить степень реализации сервиса на корпоративном портале.

В результате проведенного анализа (рис. 1) можно сделать вывод, что в порталах различных учебных заведений практически не используются современные технологии Web 2.0, или же они реализованы частично. Наиболее актуальной проблемой является отсутствие средств совместной работы и персонализированного доступа к ресурсам. Как правило, пользователям предлагается

65

обширная база материалов без возможностей ее редактирования и обсуждения.

ведущих экономических ВУЗов РФ

В целях сравнения корпоративных порталов государственных ВУЗов целесообразно рассмотреть портал коммерческого образовательного учреждения на примере Академии АйТи. Результаты проведенной оценки (рис. 2.) показывают, что негосударственные компании вкладывают больше средств в реализацию корпоративных порталов, так как данный подход является важным конкурентным преимуществом на рынке образовательных услуг. Однако следует отметить общую тенденцию в организации порталов учебных заведений, характерную как для государственных, так и для частных учреждений: недооценка потенциала средств интерактивного взаимодействия. Эффективное управление знаниями невозможно без учета фактора персональной вовлеченности в процесс использования, поддержания и создания знаний.

Портал РЭУ им. Г.В. Плеханова имеет ряд существенных недостатков по сравнению с аналогичными решениями ВУЗов-конкурентов. Система поиска выдает дублирующие друг друга результаты, некоторые разделы содержат устаревшую информацию.

Кроме того, портал РЭУ им. Г.В. Плеханова менее всего соответствует принципам управления знаниями. Именно поэтому одной из приоритетных задач ВУЗа должен стать проект по разработке и внедрению нового портала, в котором будет повышено как качество материала, так и форма его подачи, использованы современные сетевые технологии, инструменты для реализации концепции управления знаниями. Для привлечения студенческой аудитории необходимо внедрить аналог социальной сети с акцентом на профессиональную подготовку и развитие, а также предоставить разнообразные сервисы: связь с преподавателями, обновления в виде мобильный портал, форум и т.д. Заинтересованность студентов в изучаемых предметах и, следовательно, успеваемость можно повысить путем создания специального сервиса «Полка преподавателя», отражающего основные источники литературы, дополнительные материалы и последние изменения по конкретному курсу. Организация персонализированного доступа преподавателей и сотрудников к корпоративному порталу открывает новые возможности для эффективного взаимодействия и наращивания потенциала ВУЗа.

Корпоративный портал как инструмент управления знаниями в настоящее время является обоснованной необходимостью для любого крупного образовательного учреждения. Только применение новых подходов и современных технологий позволит в будущем удержать лидирующие позиции в сфере профессионального образования.

Академия АйТи

Качество

материалов

2 X

Средства совместной работы

Частота ►обновления

Персонализированный доступ

тельные

сервисы

Рис. 2. Анализ характеристик корпоративного портала Академии АйТи

Библиографический список

1. Абдикеев Н.М., Киселев А. Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н.М. Абдикеева. -М: ИНФРА-М, 2011. - 382 с.

2. www.academy.it.ru - официальный сайт Академии АйТи

3. www.econ.msu.ru - официальный сайт Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

4. www.guu.ru - официальный сайт Государственного университета управления

5. www.hse.ru - официальный сайт Государственного университета - Высшей школы экономики

6. www.rea.ru - официальный сайт Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Контактная информация: Китова О.В. тел.: +7 (903) 594-81-40, 01ga.Kitova@mail.ru Колоскова JIM. тел.: +7 (926) 546-20-83, riesgo@inbox.ru Лопухова Д.А. тел.: +7 (916) 386-31-36, silivren@inbox.ru Митин A.C. тел.: +7 (926) 235-17-14, mitin.a@bk.ru

Contact links:

Kitova O.V. tel.: +7 (903) 594-81-40, 01ga.Kitova@mail.ru Koloskova L.M. tel.: +7 (926) 546-20-83, riesgo@inbox.ru Lopukhova D.A. tel.: +7 (916) 386-31-36, silivren@inbox.ru Mitin A.S. tel.: +7 (926) 235-17-14, mitin.a@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.