Научная статья на тему 'Корпоративный портал как инструмент в сфере управления персоналом'

Корпоративный портал как инструмент в сфере управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
769
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CORPORATE PORTAL / SEARCH / ADAPTATION / TRAINING / EVALUATION / STAFF INCENTIVES / INTERNAL COMMUNICATION / КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ / ПОИСК / АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА / ВНУТРЕННЯЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ансарова Ксения Олеговна

Статья посвящена анализу внутренних корпоративных порталов в организации, возможностям их применения в различных разделах сферы управления персоналом, а также статистике использования корпоративных порталов в компаниях. Автор характеризует основные возможности, которые можно реализовать, используя корпоративные порталы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate portal as a tool in the field of personnel management

The article is devoted to the analysis of internal corporate portals in the organization, the possibilities of their application in various sections of the field of personnel management, as well as statistics on the use of corporate portals in companies. The author characterizes the main opportunities that can be realized using corporate portals.

Текст научной работы на тему «Корпоративный портал как инструмент в сфере управления персоналом»

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ББК 65.291.6 УДК 005.35

К.О. Ансарова

Корпоративный портал как инструмент в сфере управления персоналом

Статья посвящена анализу внутренних корпоративных порталов в организации, возможностям их применения в различных разделах сферы управления персоналом, а также статистике использования корпоративных порталов в компаниях. Автор характеризует основные возможности, которые можно реализовать, используя корпоративные порталы.

Ключевые слова: корпоративный портал, поиск, адаптация, обучение, оценка, стимулирование персонала, внутренняя коммуникация.

Внастоящее время эффективная и результативная работа организации невозможна без постоянного полноценного обмена данными и информацией. В последние годы в сфере управления персоналом активно используются новые информационно-коммуникационные технологии. Одним из инструментов управления персоналом является корпоративный портал.

Корпоративный портал отдела управления персоналом организаций - это внутренняя домашняя страница подразделения, где сотрудники компании могут в открытом для нее доступе получить информацию, связанную с ее работниками, а также обо всей внутренней работе компании. Также в нем может находиться вся внутренняя информация о компании: о руководстве, внутренней системе безопасности, политике компании, системах управления, о событиях, таких, как дни рождения, тренинги для сотрудников, корпоративных планах, и так далее. Я считаю, что данные порталы очень эффективны для внутренней работы организаций, это наиболее быстрый, надежный, понятный и точный способ отслеживания и ведения некоторых процессов компании.

© Ансарова К.О., 2018

Ниже приведены характеристики внутрикорпоративных порталов.

1. Порталы доступны для обмена и получения информации 24 часа в день с минимальным контактом с подразделением управления персоналом компании.

2. Информация, находящаяся в нем, управляется и контролируется ИИ подразделением компании.

3. Эти порталы модульные и гибкие.

4. Такие порталы разрабатываются также подразделением управления персоналом компании.

Можно выделить следующие преимущества использования и введения внутрикорпоративных порталов в организациях:

1) повышение эффективности и производительности сотрудников:

- сотрудники компании всегда в курсе всех изменений, внедрений;

- существует возможность ведения и отслеживания каждой выполненной задачи каждого сотрудника и соответственно измерения эффективности его работы;

- при наличии проектов, в которых задействовано несколько сотрудников, появляется возможность ведения данного проекта в онлайн-режиме, вне зависимости от местонахождения того или иного сотрудника, вне зависимости от отдела, в котором он работает, входящего в заданную группу сотрудников;

- появляется возможность постоянно обучаться и проходить профессиональную подготовку;

2) они практичны, с первого дня введения готовы для использования отделом управления персоналом организации;

3) снижение документальной работы и, вследствие этого, увеличение организационной эффективности службы управления персоналом компании1:

- используя общую систему документооборота всей компании, каждый сотрудник может совместно с коллегами работать над одним из документов;

- повышение эффективности всех горизонтальных связей компании;

- отсутствие необходимости частых командировок для сотрудников, работающих в подразделениях, расположенных на различных территориях;

4) данные порталы дают возможность всему отделу управления персоналом управлять, контролировать и корректировать информацию, доносимую до сотрудников компании:

- снижается время на поиск той или иной информации;

- повышается уровень и скорость коммуникаций;

- ограничение использования Интернета.

Корпоративные порталы могут быть использованы для конкретных процессов сферы управления персонала: поиска персонала для компании, адаптации, внутренней коммуникации, обучения, оценки, стимулирования. Далее я опишу подробнее некоторые из них.

Корпоративный портал в помощь HR [Электронный ресурс] // Anrom Social Business. Корпоративные порталы и социальные сети. URL: https://annakravets.wordpress. com/2010/03/15/enterprise-portals-for-hr/ (дата обращения: 28.04.20i8).

Поиск персонала и карьера. Сейчас существует огромное количество способов поиска персонала: специализированные работные сайты, социальные сети, в которых как компании выкладывают свои активные вакансии, так и соискатели размещают свои резюме. Достаточно эффективным способом для поиска персонала может стать и корпоративный портал самой организации, например, сайт компании. Работодатель-компания может разместить открытые вакансии в общем доступе, а соискатель, в свою очередь, может порекомендовать как свою кандидатуру на данную позицию, так и порекомендовать специалиста. Также специалисты отдела кадров могут с легкостью и без отрыва от рабочего места, потратив всего несколько минут рабочего времени, управлять вакансиями компании, открывать новые вакансии, систематизировать их в определенном порядке, ликвидировать в случае закрытия вакансии. Соискатель может подписаться на обновления вакансий определенной компании и после этого получать уведомления на свой смартфон или электронную почту об интересующих его изменениях.

Если же сотрудник, уже работающий в данной организации, желает продвинуться по карьерной лестнице или же попробовать силы в новой для себя сфере внутри нее, у него будет возможность узнать, что ему для этого необходимо сделать. Например, какие тестирования ему необходимо пройти, какие тренинги посетить, какие собеседования пройти с руководителем того или иного подразделения или отдела компании.

Адаптация сотрудников организации. Как только наступает первый рабочий день для нового сотрудника, ему необходимо более подробно ознакомиться с историей компании, ее правилами, внутренними корпоративными кодексами, ее целями, коллегами, организационной структурой, своими обязанностями и правами.

Таким образом, существует достаточно оснований полагать, что использование корпоративного портала в организации -лучший способ провести полную адаптацию нового сотрудника. Портал представляет возможность размещения полной внутренней информации о работе компании, в том числе закрытой, которую невозможно найти на внешних открытых ресурсах. Конечно, пройдя все этапы собеседования, потенциальный новый сотрудник уже имеет минимальные представления о том, где и как он будет трудиться, но, ознакомившись с данной информацией, он будет гораздо более точно знать, что в компании поощряется, а за что его могут оштрафовать, какие существуют ступени карьерного роста, чего ему необходимо добиться, чтобы вырасти профессионально, и т. д. Также, поскольку корпоративный портал содержит всю необходимую информацию и о сотрудниках, об их хобби, достижениях, развитии, новому сотруднику будет намного проще влиться в незнакомый ему на первом этапе коллектив.

Внутренняя коммуникация. «Виртуальная» коммуникация нужна не только в крупной компании, занимающей определенные ниши рынка. Построение эффективной, быстрой коммуникации нужно даже для начинающих стартапов.

Наличие прямых каналов связи, вне зависимости от местонахождения компании, того или иного сотрудника - неотъемлемая часть современной организации, для которой важны скорость и эффективность принятия решений. Именно поэтому внутрикорпоративные страницы, социальные сети, площадки для коммуникации - лучший способ для оперативного решения актуальных задач. Они нужны тогда, когда необходимо получить ответ мгновенно, и нет времени на ожидание ответа на электронную почту. Также это касается удаленных сотрудников. Географическое расстояние между коллегами стирается, и вести переговоры можно «здесь и сейчас». Эту проблему решают внутренние чаты.

Обеспечиваемая порталом внутренняя коммуникация - это не только платформа для общения сотрудников, но и мотиватор для их участия в жизни компании. С помощью внутренних порталов, а именно предусмотренных в них систем коммуникации, повышается вовлеченность всего персонала компании в различные мероприятия: онлайн-тренинги, просмотр отчетов из головного, к примеру, зарубежного офиса, «мозговой штурм» онлайн, обеспечение на всех уровнях как вертикальной, так и горизонтальной коммуникации.

Обучение. Проведение обучения на корпоративных порталах дает большие преимущества. Как и с помощью чего можно предоставлять дополнительное бизнес- (и не только) образование? Во-первых, это размещение в отдельном разделе онлайн-курсов, тестов, видео-уроков, статей, презентаций, лекций. Сотрудники организации могут самостоятельно изучать новые материалы.

Во-вторых, это напоминания, анонсы как очных, так и онлайн-тренингов и семинаров, проводимых в организации.

В-третьих, это расписание тренингов и тестирования для новых сотрудников. Проходя тот или иной этап стажировки, испытательного срока, введения в свою должность, «ученик» самостоятельно отслеживает свои результаты, оценивает себя как сотрудника организации.

Оценка и стимулирование. Говоря о корпоративном портале, содержащем также платформу для развития персонала, вне зависимости от должности, надо отметить отдельные специализированные способы получения какого-либо вознаграждения каждого сотрудника за вклад в развитие компании. Некоторые компании создают программы для оценки результативности сотрудников, и сотрудник имеет возможность вырасти благодаря результатам еженедельной/ежемесячной/ежегодной оценки персонала. Начинающие стажеры благодаря еженедельным отчетам и регулярной демонстрации результатов своей работы имеют возможность показать себя как заинтересованного специалиста в самом начале карьеры в подобной компании, получить возможность трудоустройства. Сотрудник будет иметь возможность продвинуться по карьерной лестнице, получить дополнительное денежное вознаграждение в соответствии с результатами своей работы. Благодаря таким правилам стимулирования труда каждый член команды точно будет знать, что ему необходимо делать и кто уже добился определенных успехов2.

Ривелти. Интранет [Электронный ресурс] // Rivelty.ru. URL: http://rivelty. ru/services/intranet/ (дата обращения: 28.04.2018).

2

Аналитическое агентство «Ривелти. Интранет» представило данные единственного в России исследования опыта использования интранета. В 2017 г. в исследовании приняли участие представители 61 компании, в которых есть интранет. По мнению Елены Богдановой, руководителя направления интранет-проектирова-ния, «в компаниях, где считают финансовую экономию от внедрения, статистически более высокая посещаемость интранета. Можно предположить: там, где интранет создается для решения задач бизнеса, проводят экономическое обоснование и расчет его ожидаемой эффективности. Если интранет решает бизнес-задачи компании и работа сотрудников завязана на инструменты в интра-нете, то посещаемость определено будет выше»3. Согласно собранной аналитической информации, наиболее популярные задачи, которые решает интранет в компаниях, это:

- информирование о жизни компании (89%);

- поиск документов (75%);

- поиск сотрудников (73%);

- опросы, анкетирование сотрудников (68%);

- информирование о социальном пакете (63%);

- поиск информации для решения бизнес-задач (справочники, базы знаний) (61%);

- автоматизация бизнес-процессов (48%);

- коммуникации с руководством компании, трансляция корпоративного видео (45%);

- нематериальная мотивация сотрудников (конкурсы, гейми-фикация) (43%).

На данный момент существуют как собственные порталы каждой конкретной организации, так и порталы для скачивания всеми желающими в открытом Интернете. На российском рынке наиболее популярны следующие скачиваемые платформы: Битрикс 24, корпоративный портал Microsoft SharePoint, LOQUI Business, Пряники, Facebook Workplace, созданный на базе всемирной социальной сети Facebook, и так далее.

По мнению редакции газеты «Аргументы и факты», корпоративный портал - это ориентированный на создание благоприятного социального и психологического микроклимата в организации, помогающий в повышении лояльности персонала к компании, адаптации новых сотрудников, а также решающий массу других важных задач инструмент4. Подводя итоги вышесказанного, можно утверждать, что в контексте рассмотрения всемирного повсеместного использования Интернета этот ресурс - следующий шаг в эволюции рациональных, быстрых, эффективных интернет-технологий5.

Там же.

Корпоративный портал: какой интранет выбрать и почему [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. URL: http://www.aif. ru/bo ostbo ok/korp orativnyi-portal.html (дата обращения: 28.04.2018). Solinthone Ph., Shipilov V.A., Syryamkin V.I. The web portal development // Инноватика-2017: сб. материалов XIII Междунар. шк.-конф. студентов, аспирантов и мол. ученых, 20-22 апр. 2017 г., г. Томск. Томск: STT, 2017. P. 347.

3

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.