КОРПОРАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ.
Бобоев Н.Д.
к.э.н., доцент кафедры Маркетинга, СамИЭС
Жумаева Д.Д.
Студентка направление Маркетинга, СамИЭС
Аннотация: Данная работа посвящена анализу современных тенденций сближения маркетинга и логистики в рамках корпоративного управления. Автор исследует процесс интеграции маркетинговых и логистических функций, выявляя ключевые факторы, стимулирующие такое слияние.
Ключевые слова: маркетинг и логистика, интеграция, цепочка поставок, клиентский опыт, устойчивое развитие, омниканальность, персонализация.
Введение. Современный бизнес характеризуется высокой степенью динамичности и конкуренции. В этих условиях маркетинг и логистика перестают быть изолированными функциями и все теснее интегрируются друг с другом. Тенденция к сближению этих двух областей обусловлена стремлением компаний повысить эффективность своей деятельности, улучшить качество обслуживания клиентов и снизить издержки.
История развития маркетинговых функций. Маркетинг, как систематизированная деятельность, имеет довольно богатую историю, тесно связанную с эволюцией общества и торговли. Давайте проследим основные этапы его развития:
Уже в Древнем Египте, Греции и Риме существовали рынки, где ремесленники и торговцы предлагали свои товары и услуги. Реклама в виде вывесок и устных рекомендаций была неотъемлемой частью торговли.
В средние века развитие ремесел и городов способствовало появлению гильдий и цехов, которые устанавливали стандарты качества продукции и регулировали торговлю.
Индустриальная революция: Массовое производство потребовало новых подходов к продвижению товаров. Появилась печатная реклама, а также первые агентства, занимающиеся рекламой.
Конец XIX века: В это время в США начали появляться первые маркетинговые агентства и отделы в компаниях.
Начало XX века: В университетах США были прочитаны первые курсы по маркетингу. Например, в 1902 году Эдвард Джонс в Мичиганском университете и Саймон Литман в Калифорнийском университете в Беркли читали лекции по этой теме.
Маркетинг — это «планирование», «внедрение», «контроль» над физическими потоками материалов и готовой продукции, начиная с пунктов происхождения и заканчивая пунктами назначения, в целях удовлетворения
запросов потребителей. Обеспечение конкурентоспособности предприятий возможно исключительно на основе эффективного удовлетворения потребностей клиентов.
Маркетинг — отслеживает и определяет возникший спрос, т. е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества.
Логистика — обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место и время с минимальными затратами. Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д.
Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряжённых систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением. Связи между маркетингом и логистикой настолько сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить сферы интересов двух ключевых областей бизнеса.
Нужно отметить принципиальное отличие маркетинга и логистики. Маркетинг преимущественно ориентирован на внешние для организации трансакции, логистика — на внутренние трансакции [1].
Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики - правила "7R":
1R (right product) - нужный товар;
2R (right quality) - необходимого качества;
3R (right quantity) - в необходимом количестве;
4R (right time) - в нужное время;
5R (right place) - в нужное место;
6R (right customer) - нужному потребителю;
7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат [2].
Сущность классического определения общих целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.
Современная трактовка понятия «логистика» с позиций бизнеса неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. Разброс мнений очень широк: от утилитарного представления о логистике как наборе некоторых функций, связанных с управлением материальным потоком (транспортировка, складирование, грузоперера-ботка, упаковка, выполнение таможенных формальностей, управление запасами и т. п.), до научной (философской) концепции как средства оптимизации любого экономического процесса в локальном или глобальном масштабе.
Основными проблемами взаимодействия маркетинговой и логистической деятельностей являются:
- упаковка товара;
- размеры запасов готовой продукции;
- сроки доставки продукции и размер поставляемой партии;
- качество оформления товаросопроводительных документов [3].
В настоящее время в практике экономической и производственной деятельности субъектов хозяйствования многие функции логистики тесно связаны с функциями маркетинга - логистические и маркетинговые решения по целому ряду проблем принимаются совместно.
Имеет место и некоторая последовательность в логистических и маркетинговых решениях. Так, прежде чем организовать процесс товародвижения, необходимо принять решение о производстве продукции или о ее закупке с последующей перепродажей, что входит в компетенцию маркетинга.
1. Проведение исследований - это маркетинговая функция, предусматривающая целый ряд аналитических операций:
во-первых, исследование рынка, например, при целевом маркетинге - это:
- сегментирование рынка (определение принципов сегментирования рынка, составление профилей полученных сегментов);
- выбор целевых сегментов рынка (оценка степени привлекательности полученных сегментов, выбор одного или нескольких сегментов);
- позиционирование товара на рынке (решение о позиционировании товара в каждом из целевых сегментов, разработка комплекса маркетинга для каждого целевого сегмента);
во - вторых, исследование товара на рынке, например, с позиции конкурентоспособности:
- унификация и стандартизация типосорторазмеров материалов и комплектующих изделий;
- соответствие товара спросу (определение положения товара на рынке, взаимозаменяемость узлов и агрегатов, эстетические и эргономические
параметры);
- ценовая характеристика (цена продажи и цена потребления);
- технические параметры изделий;
- условия эксплуатации и обслуживания; в-третьих, исследование потенциальных потребителей:
- организации-потребители (производители продукции, оптовая и розничная торговля, некоммерческие организации, государственные учреждения), приобретающие товары для производственно-хозяйственных нужд или для последующей перепродажи;
- конечные индивидуальные потребители, приобретающие товары для личного, семейного или домашнего пользования;
в-четвертых, исследование конкурентов: товары, выпускаемые конкурентами;
- оценка маркетинговой стратегии конкурентов - насыщение товарами
конкурентов определенных территориальных рынков, маркетинговые планы и целевые рынки конкурентов;
- образы конкурентов, отличительные преимущества конкурентов, степень удовлетворения потребителей уровнем обслуживания и качества, предоставляемых конкурентами.
2. Принятие решения о выпуске продукции. Это также чисто маркетинговая функция, когда принимается решение о производстве нового товара. При этом проводится тщательный анализ затрат, связанных с покупкой определенной части комплектующих изделий (или всей комплектации при «отверточной сборке») или с производством части комплектующих изделий (или всей комплектации при полном цикле производственного процесса). Результатом анализа является решение о покупке или производстве.
3. Определение источников материальных ресурсов связано с двумя направлениями. Первое направление заключается в поиске источников материальных ресурсов и сборе информации о потенциальных поставщиках -это маркетинговая функция. Второе направление включает в себя оценку потенциальных поставщиков и окончательный их выбор - это совместная маркетинговологистическая функция.
С позиции маркетинга оцениваются ценовые и качественные характеристики продукции поставщиков. С позиции логистики оцениваются издержки, связанные с доставкой продукции, в том числе общие транспортные расходы, расходы по складированию и хранению необходимых запасов материальных ресурсов (на складе поставщика, на распределительном региональном складе, на собственном складе). В результате принимается оптимальный вариант выбора поставщика.
4. Доставка материальных ресурсов на предприятие - чисто логистическая функция, связанная:
- с выбором модели перевозки продукции (унимодальная, интермодальная, мультимодальная, трансмодальная, амодальная);
- с выбором транспортных средств по грузоподъемности, необходимым
для расчета рациональной загрузки транспорта;
- с расчетом оптимальных маршрутов движения транспортных средств.
Все операции по погрузке-разгрузке продукции, ее складированию и
хранению являются логистическими.
5. Производственный процесс имеет два функциональных направления.
Первое направление - маркетинговое, когда принимается решение о
выпуске новой продукции и осуществляется поиск новейших современных технологий, высокопроизводительного, высокоточного и высокоэкономичного оборудования. Затем начинается этап технологической и конструкторской подготовки производства, на котором, в частности, рассчитываются нормы расхода
материальных ресурсов по деталям, узлам, агрегатам и изделию в целом.
Второе направление - логистическое:
- определяется потребность в материальных ресурсах исходя из запланированных объемов производства;
- составляется план материально-технического обеспечения предприятия;
- производится распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям предприятия;
- рассчитываются оптимальные варианты движения материальных ресурсов в производственном процессе и осуществляется контроль за этим движением;
- проводится корректировка потребности и распределения материальных
ресурсов в производстве при возможных конструкторско-технологических
изменениях.
6. Реализация продукции также имеет два функциональных направления.
Первое направление - маркетинговое:
- поиск новых рынков сбыта и сбор информации по этим рынкам;
- поиск каналов распределения (прямых или косвенных) и сбор информации по этим каналам [4].
Вопросам взаимодействия двух концепций управления предприятием, доказавшим свою эффективность в условиях свободного рынка - маркетинга и логистики - в последнее время уделяется повышенное внимание, о чем свидетельствует целый ряд публикаций. Вопросы взаимодействия маркетинга и логистики, и результаты их интеграции в деятельности предприятия в той или иной степени освещали в своих работах многие отечественные и зарубежные ученые, в том числе: Г. Багиев, Д. Новиков, А. Гарнов, Б. Аникин, Дж. Болт, П. Винкельманн, Ф. Котлер и др [5].
Функциональное единство модели, где есть взаимодействие между маркетингом и логистикой возникает при выполнении логистикой маркетинго-ориентированных функций:
1) анализ внешней рыночной среды и чёткие знания о своих возможностях (внутренняя среда маркетинговой логистики);
2) анализ потребителей по критериям требований и относительно
конкурентов по времени и качеству и средствам доставки, по цене, по
оперативности послепродажного обслуживания (время и качество, ремонта, возврата, гарантийного обслуживания);
3) планирование товара и товарного ряда, определение ассортиментной специализации производства;
4) планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по эффективному сбыту [6].
Заключение. Интеграция маркетинга и логистики - ключ к успеху современного бизнеса. Интеграция маркетинга и логистики становится все более актуальной тенденцией в современном бизнесе. Сочетание глубокого понимания потребностей клиентов (маркетинг) с эффективным управлением потоками товаров и услуг (логистика) позволяет компаниям достигать значительных конкурентных преимуществ.
Список использованной литературы:
1. Пузакова, А. А. Связи между маркетингом и логистикой / А. А. Пузакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33564/ (дата обращения: 12.10.2024).
2. «Актуальные вопросы и тенденции развития логистики» https: //blo g. iteam.ru/aktualnye-voprosy-i-tendentsii-razvitiya-logistiki
3. Шишло С. В., Усевич В. А., Сальников Д. А. Совершенствование взаимодействия комплексов маркетинга и логистики на промышленных предприятиях // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2013. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-vzaimodeystviya-kompleksov-marketinga-i-logistiki-na-promyshlennyh-predpriyatiyah (дата обращения: 12.10.2024).
4. Трифилова, А.А. Маркетинговая логистика [Текст]: учебное пособие/ А.А.Трифилова, А.Н.Воронков; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т - Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. - 83 с.
5. Алешина О.Г., Веремеенко О.С., Нечушкина Е.А. ЛОГИСТИКА И МАРКЕТИНГ: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 2-2. - С. 220-227; URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=315 (дата обращения: 12.10.2024).
6. Маркетинговая логистика: Учебное пособие/ Идрисов Ш.А - Махачкала: ФОРМАТ, 2017 г. - 286 с.