Научная статья на тему 'Корпоративные ценности и прибыль коммерческих банков:анализ взаимосвязи'

Корпоративные ценности и прибыль коммерческих банков:анализ взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / БАНК / РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Просвиркина Елена Юрьевна, Просвиркин Николай Юрьевич

В статье рассматриваются корпоративные ценности в российском банковском секторе и про-водится оценка их взаимосвязи с чистой прибылью банков. Проанализирована информация по пятидесяти крупным банкам России. Сбор данных основан на анализе сайтов банков, кодексов этики и корпоративного поведения, пресс-релизов и публичных выступлений руководства компаний. В ходе исследования выявлено, что наиболее часто декларируемыми корпоративными ценностями являются доверие, результативность и эффективность, общечеловеческие ценности и командный дух. Для оценки их влияния на чистую прибыль банков рассчитан индекс ценностей. Корреляционный анализ показал наличие слабой положительной связи между чистой прибылью и индексом ценностей. Таким образом, напрямую корпоративные ценности с прибылью практически не связаны, но они определяются выбранной стратегией развития, которая может стать конкурентным преимуществом банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks at corporate values in the Russian banking sector and evaluates the correla-tion between them and net profit of banks. To collect data necessary for the research, the authors checked official websites, codes of ethics, codes of corporate behaviour, press releases and public statements of senior executives of 50 largest banks in Russia. According to the research, confi-dence, high performance and efficiency, universal human values and team spirit appear to be the most frequently declared corporate values. To assess their influence on net profit of banks, corpo-rate value index was calculated. The correlation analysis demonstrated that there is a weak positive relationship between net profit and corporate value index. Thus, corporate values do not exert a direct influence on net profit, but are determined by the applied development strategy which can later turn into a bank’s competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Корпоративные ценности и прибыль коммерческих банков:анализ взаимосвязи»

Корпоративные ценности и прибыль коммерческих банков: анализ взаимосвязи

^ ПРОСВИРКИНА Елена Юрьевна

Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 101000, РФ, г. Москва, ул. Мясницкая, 20 E-mail: eprosvirkina@hse.ru

Аннотация

В статье рассматриваются корпоративные ценности в российском банковском секторе и проводится оценка их взаимосвязи с чистой прибылью банков. Проанализирована информация по пятидесяти крупным банкам России. Сбор данных основан на анализе сайтов банков, кодексов этики и корпоративного поведения, пресс-релизов и публичных выступлений руководства компаний. В ходе исследования выявлено, что наиболее часто декларируемыми корпоративными ценностями являются доверие, результативность и эффективность, общечеловеческие ценности и командный дух. Для оценки их влияния на чистую прибыль банков рассчитан индекс ценностей. Корреляционный анализ показал наличие слабой положительной связи между чистой прибылью и индексом ценностей. Таким образом, напрямую корпоративные ценности с прибылью практически не связаны, но они определяются выбранной стратегией развития, которая может стать конкурентным преимуществом банка.

^ ПРОСВИРКИН Николай Юрьевич

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королёва 443086, РФ, г. Самара, Московское шоссе, 34 E-mail: nik-prosvirkin@yandex.ru

Ключевые слова

КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ БАНК

РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

JEL classification

А10, G21, M14

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время компании по всему миру формулируют корпоративные ценности и публично их декларируют. Современные топ-менеджеры зарубежных бизнес-организаций заявляют о том, что вопросы этики, честности, порядочности и социально ответственного поведения становятся ключевыми в повестке дня управления компаниями [4; 8]. И таких компаний становится все больше [14]. Самыми популярными корпоративными ценностями в развитых странах считаются инновации, постоянное развитие, превосходство, качество, семья, удовлетворение потребностей клиентов [10].

В отечественной литературе вопросы корпоративных ценностей изучены в меньшей степени. Поскольку банковский сектор является одной из ключевых отраслей экономики государства, данная статья посвящена исследованию корпоративных ценностей и оценке их взаимосвязи с чистой прибылью банков на российском рынке.

Цель исследования - оценить взаимосвязь между корпоративными ценностями и чистой прибылью банков на российском рынке. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) рассмотреть теоретические подходы к изучению корпоративных ценностей;

2) проанализировать корпоративные ценности в российском банковском секторе;

3) провести количественную оценку корпоративных ценностей банков в России;

4) оценить взаимосвязь между корпоративными ценностями и чистой прибылью банков на российском рынке.

В статье представлен обзор теоретических исследований по заявленной тематике, описана методика исследования и результаты анализа данных.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОЦЕНКИ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Руководство компаний направляет свои усилия на совершенствование системы управления, основанной на ценностях [2; 5]. Интервью 395 руководителей крупных корпораций в 30 странах показало, что публичное декларирование ценностей компании положительно сказывается на репутации и отношениях с клиентами. Исследователи также обнаружили, что компании, демонстрирующие превосходные финансовые результаты, чаще строят свою систему управления на корпоративных ценностях, в то время как менее успешные компании уделяют им меньшее внимание. Руководители более результативных организаций считают, что корпоративные ценности, социальная и экологическая ответственность оказывают положительное влияние на финансовые показатели [15]. Управление, основанное на ценностях, позволяет строить отношения со всеми стейкхолде-рами на этических принципах, повышать доверие к организации и улучшать финансовые показатели [6; 7].

Corporate Values

and Net Profit of Commercial Banks: The Correlation Analysis

■o a

H

a

m

a

Abstract

The article looks at corporate values in the Russian banking sector and evaluates the correlation between them and net profit of banks. To collect data necessary for the research, the authors checked official websites, codes of ethics, codes of corporate behaviour, press releases and public statements of senior executives of 50 largest banks in Russia. According to the research, confidence, high performance and efficiency, universal human values and team spirit appear to be the most frequently declared corporate values. To assess their influence on net profit of banks, corporate value index was calculated. The correlation analysis demonstrated that there is a weak positive relationship between net profit and corporate value index. Thus, corporate values do not exert a direct influence on net profit, but are determined by the applied development strategy which can later turn into a bank's competitive advantage.

^ Yelena Yu. PROSVIRKINA

Cand. Sc. (Econ.), Sr. Lecturer of HR Management Dept.

National Research University Higher School of Economics 101000, RF, Moscow, Myasnitskaya St., 20 E-mail: eprosvirkina@hse.ru

INTRODUCTION

Nowadays, more and more companies around the globe formulate their corporate values and make them public. Senior executives of foreign organizations argue that the issues of honesty, decency and ethically and socially responsible behaviour are becoming the main concerns on their companies' agendas [4; 8]. The number of such companies is constantly growing [14]. The most widespread corporate values in developed countries encompass innovation, sustainable development, supremacy, quality, family and customer satisfaction [10].

In Russia, the issues of corporate values have been studied to a lesser extent than in developed nations. Since the banking sector is among the core industries of the state economy, the present paper is devoted to exploring corporate values and assessing the degree to which they influence net profit of banks presented in the Russian market.

The purpose of the current study is to assess the relationship between corporate values and net profit of Russian banks. To accomplish the stated objective, the following tasks are to be performed:

1) to consider theoretical approaches to examining corporate values;

2) to analyze corporate values in the banking sector of the Russian Federation;

3) to carry out a quantitative assessment of corporate values of Russian banks;

4) to evaluate a correlation between corporate values and net profit of the banks presented in the Russian market.

The article reviews of a number of theoretical studies on the subject matter and describes the research methodology and findings of the data analysis.

THEORETICAL BASIS

FOR CORPORATE VALUES ASSESSMENT

The efforts of a company's senior executives are channelled into perfecting the management system based on values [2; 5]. According to the interview conducted in 30 countries with 395 heads of large corporations involved, corporate values, being publicly declared, exerted a positive effect on companies' reputation and customer relationship. Researchers have also found that companies demonstrating excellent financial results tend to establish their management system on the basis of corporate values, whereas less successful organizations underestimate their importance. Heads of more efficient organizations believe that corporate values, as well as social and environmental responsibility, lead to improvement in financial performance [15]. Management with emphasis on values allows using ethical principles as the basis for cultivating business relationships with all the stakeholders, strengthening confidence in the organization and delivering outstanding financial results [6; 7].

According to the researchers, the correlation between corporate values and financial performance can be of two types - direct and indirect [13]. For example, employees working for companies concentrated on maximization of profit are more prone to take risky decisions than

^ Nikolay Yu. PROSVIRKIN

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Management Dept.

Samara National Research University named after S.P. Korolyov 443086, RF, Samara, Moskovskoye Shosse, 34 E-mail: nik-prosvirkin@yandex.ru

Keywords

CORPORATE VALUES BANK

RUSSIAN BANKING SECTOR NET PROFIT

JEL classification

А10, G21, M14

Таблица 1 - Характеристика исследуемых банков

№ Характеристика банка Доля выборки, %

1 Возраст банка

0-6 лет 2

7-13 лет 6

14-20 лет 62

Более 21 года 30

2 Тип собственности

Государственный 20

Частный 80

3 Национальность капитала

Отечественный/российский 70

Иностранный/международный 30

4 Численность сотрудников

Менее 1 000 8

1001-5000 44

5001-10000 20

10001-20000 14

20 001-50 000 4

Более 50 000 10

5 Структура акционерного капитала

Высокая концентрация 72

Средняя концентрация 18

Высокая распыленность 10

6 Географическое присутствие / количество филиалов

Отсутствие филиальной сети 3

1-10 7,4

11-20 5,9

21-40 2,5

Более 40 81,3

7 Тип преобладающей стратегии

Универсальный 78

Корпоративный 14

Розничный 8

Как отмечают исследователи, корпоративные ценности могут быть взаимосвязаны с результатами деятельности компании напрямую или опосредованно [13]. Так, было обнаружено, что в компаниях, ценности которых ориентируются на прибыль, сотрудники чаще принимают рискованные решения, чем в тех компаниях, где в рамках декларирования корпоративных ценностей упор делается на этику и мораль (честность, доверие, поддержку и т.д.). Корпоративные ценности, ориентированные только на прибыль, могут приводить к негативным последствиям для организации, как это было, например, в случае с Enron, когда компания прекратила свое существование в результате неэтичных действий руководства [9].

Зачастую исследования, посвященные корпоративным ценностям, носят

описательный характер без количественных оценок. Однако, для оценки взаимосвязи между корпоративными ценностями и чистой прибылью банков необходимо представить корпоративные ценности в количественном виде. Самый простой способ - рассчитать частоту декларирования той или иной ценности. Другой подход, который используется в зарубежной практике, расчет индекса ценностей (CVindex) по следующей формуле:

CV index, = EП,

(1)

где I - банк, декларирующий корпоративную ценность } Е [0; л+1]; Е^ - количественный показатель, равный сумме повторений той или иной корпоративной ценности. Данный количественный показатель используется для анализа ценностей в различных странах [8. С. 531].

Изучение корпоративных ценностей, кодексов этики и их влияния на организационные результаты в различных странах и секторах экономики подтвердило наличие корреляции между этими показателями [11; 12]. Можно предположить, что корреляция между декларируемыми ценностями и организационными результатами будет наблюдаться и на российском рынке.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевыми источниками информации стали официальные сайты банков, годовые отчеты, кодексы этики и кодексы корпоративного поведения. По данным Центрального банка Российской Федерации количество действующих банков в России на 1 января 2017 г. составило 623. В данном исследовании был использован традиционный подход к формированию выборки, при котором объем выборки устанавливается на уровне 5-10% от генеральной совокупности. Таким образом, количество обследуемых банков должно составлять 31-62. В результате сбор информации осуществлялся по 50 крупным банкам России [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом выборка формировалась случайным образом с применением метода стратификации (генеральная совокупность разделяется на страты по какой-либо существенной для анализа характеристике). В выборку исследования вошли различные типы банков: российские и международные, государственные и частные, московские и региональные, работающие в различных продуктовых и клиентских нишах. В исследовании были рассмотрены такие характеристики банков, как возраст банка, тип собственности, национальность капитала, численность сотрудников, структура акционерного капитала, географическое присутствие (количество филиалов) и тип преобладающей стратегии. Если большинство характеристик являются очевидными, то структура акционерного капитала и тип преобладающей стратегии требуют пояснения.

Уровень концентрации капитала - показатель, характеризующий распределение долей акций у акционеров. Если один из них обладает более 50% акций (72% выборки), то степень концентрации считается высокой; если у банка много акционеров и доля каждого меньше 10% (10% от общего числа), то уровень низкий. В тех случаях, когда несколько крупных акционеров делят в равных пропорциях пакет акций между

Table 1 - Characteristics of the banks under study

№ Bank's characteristic % of sample

1 Age of bank

0-6 years 2

7-13 years 6

14-20 years 62

21 years and above 3О

2 Form of ownership

Public 2О

Private 8О

3 Capital nationality

Domestic/Russian 7О

Foreign/international 3О

4 Number of employees

Less than 1 000 8

1001-5000 44

5001-10000 2О

10001-20000 14

20 001-50 000 4

More than 50 000 1О

5 Equity capital structure

High concentration 72

Average concentration 18

Considerable dispersion 1О

6 Geographical presence/number of branches

No branch network 3

1-1О 7,4

11-2О 5,9

21-4О 2,5

More than 4О 81,3

7 Type of the prevailing strategy

Universal 78

Corporate 14

Retail 8

those hired by companies with a strong corporate culture that includes ethics and morality (honesty, confidence, support, etc.). Corporate values focused solely on the amount of profit might cause unfortunate circumstances for the organization, as was the case with Enron Corporation, when the company ceased to exist as a result of unethical management actions [9].

Scientific studies on corporate values are frequently of a descriptive character with no quantitative assessments involved. Nevertheless, in order to evaluate the relationship between corporate values and net profit of banks, corporate values are necessary to be expressed in quantitative terms. The easiest way to do this is to calculate the frequency of declaring a particular value. Another approach which is widely

exercised outside Russia is to compute the corporate value index (CV-index) in accordance with the following formula:

(1)

CV Index i = En,

where i is a bank stating a corporate value j E [0; n+1]; Ej is a quantitative indicator equal to the sum of occurrences of a particular corporate value. The given quantitative indicator is applied when analysing values in various countries [8. P. 531].

The studying of corporate values, codes of ethics and their influence on organisational results in different countries and economic sectors confirmed that there exists a correlation between these parameters [11; 12]. We can assume that the correlation between the declared values and organisational results will be observed in the Russian market as well.

RESEARCH METHODOLOGY

The key sources of the data presented in the current article encompass the official websites of the banks, their annual reports, codes of ethics and codes of corporate conduct. According to the Central Bank of the Russian Federation, there were 623 banks operating in the territory of Russia as of January 1, 2017. In the present research, the authors used the traditional approach to sampling, in which the sample size is set at 5-10% of the population. Thus, the current research should be focused on studying 31-62 banks. Consequently, the data were collected from 50 largest Russian financial institutions [1].

At that, a random sample was formed using the method of stratified random sampling (the population is divided into smaller groups known as strata according to any characteristic/attribute that is significant for the analysis). The sampling of the research was comprised of distinct types of banks - domestic (Russian) and international, public and private, located in Moscow and in the country's regions, and operating in various product and customer niches. The study deals with the characteristics of the banks, such as bank age, forms of ownership, capital nationality, the number of employees, equity capital structure, geographical presence (number of branches) and the type of the prevailing strategy. Most of the aforementioned characteristics are obvious, but equity capital structure and the type of the prevailing strategy require clarification.

The level of capital concentration is an indicator that characterizes the distribution of equity shares among shareholders. If one of them holds more than 50% of the shares (72% of the sampling), then the degree of concentration is high; if the number of shareholders is substantial and each of them owns less than 10% of the shares (10% of the total number), then the concentration level is low. In those cases when several big joint shareholders hold equal proportion of shares (18% of banks), the concentration level is average.

As for the types of the prevailing business strategy, there are three of them: the banks employing the retail strategy serve only individuals (8% of banks); the banks following the corporate strategy work only with legal entities (14%); and the majority of banks (78%) adopting the universal strategy serve both individual consumers and large corporations.

The detailed characteristics and percentages of the sampling are presented in Table 1.

■o a

H

a m a

ценности были сгруппированы в следующие категории: репутация; инициативность и креативность; корпоративная социальная ответственность; уважение к традициям; стремление к совершенству / развитие; командный дух; законность; партнерство со стейкхолдерами; приверженность компании; результативность и эффективность; общечеловеческие ценности; профессионализм; цивилизованное ведение бизнеса; открытость; клиентоориентированность. Все остальные декларируемые ценности, не вошедшие в какую-либо из перечисленных категорий, были отнесены к группе «другие ценности». Формулировки декларируемых ценностей в каждой из категорий представлены ниже:

1) репутация («безупречная репутация», «доброе имя», «защищать репутацию банка и банковской сферы обслуживания»);

2) инициативность и креативность («будь открыт новым идеям», «яркость: мы ищем и находим нестандартные решения», «изобретательность», «новый подход»);

3) корпоративная социальная ответственность («гражданская позиция и социальная ответственность», «благотворительность и волонтерство», «участие в развитии национальной экономики», «ответственность перед обществом», «охрана здоровья работников»);

4) уважение к традициям («консерватизм», «консервативный стиль ведения бизнеса», «приверженность профессиональным банковским традициям», «опыт: мы строим будущее, помня уроки прошлого»);

5) стремление к совершенству («стремление к совершенству», «постоянно совершенствуй и улучшай свою работу», «развитие», «возможности и стимулы для саморазвития», «самообучение и развитие», «непрерывное развитие»);

6) командный дух («командная работа», «работай в команде», «взаимопомощь», «единая команда - общая цель», «коллектив - главная ценность», «команда»).

7) законность («соблюдать законы», «правила», «нормативные акты», «соблюдать конфиденциальность и правила коммерческой, банковской, налоговой и иной установленной законом или договором тайны», «законность»);

8) партнерство со стейкхолдерами («активное участие в работе профессионального сообщества», «содействие федеральным органам власти в совершенствовании банковского законода-

тельства», «сотрудничество», «долгосрочные партнерские отношения»);

9) приверженность компании («трудолюбие», «преданность делу», «самоотдача», «чувство гордости за компанию»);

10) результативность и эффективность («результативность», «эффективность», «ориентированность на результат», «достижение цели», «прибыльность», «забота о благосостоянии клиентов и акционеров»);

11) общечеловеческие ценности («порядочность», «человечность», «уважение ценности и достоинства личности», «семья», «справедливость», «счастье», «отзывчивость», «свобода»);

12) профессионализм («профессионализм», «компетентность»);

13) цивилизованное ведение бизнеса («приверженность современным мировым стандартам корпоративного управления», «высокие стандарты ведения бизнеса», «цивилизованное ведение бизнеса», «борись с бюрократией»);

14) открытость («прозрачность», «открытость и публичность», «действовать в открытой манере», «информационная открытость»);

15) клиентоориентированность («удовлетворение потребностей клиентов», «цени клиента», «надежные отношения с клиентом», «предвосхищение их желаний», «равнение на клиента», «клиент главная ценность банка»);

16) другие ценности («надежность», «оперативность», «универсальность», «безопасность», «лидерство», «здоровый образ жизни (тело, дух и разум)», «самосознание», «смелость»).

Выделенные формулировки ценностей демонстрируют тот факт, что в большинстве своем они направлены на взаимодействие с внешней средой (законность, партнерство со стейкхолдерами, клиентоориентированность, репутация и т.д.) и только в некоторых случаях на управление внутренними процессами (внимание к сотрудникам, чувство гордости за компанию, коллектив, взаимопомощь).

Доля банков, декларирующих ту или иную корпоративную ценность, представлена на рис. 1.

Таким образом, ключевыми и наиболее часто декларируемыми корпоративными ценностями в российском банковском секторе являются клиен-тоориентированность, командный дух, результативность и эффективность, профессионализм и корпоративная социальная ответственность (КСО). Данный факт - одно из подтверждений зна-

собой (18% банков), уровень концентрации капитала средний.

Относительно типа преобладающей стратегии бизнеса: работает только с физическими лицами (8% банков) - розничный; только с юридическими лицами (14%) - корпоративный; большинство банков (78%) работает и с физическими, и с юридическими лицами - универсальный тип.

Подробная характеристика и процентные соотношения выборки представлены в табл. 1.

Все публично декларируемые ценности были сгруппированы в категории, после чего был рассчитан индекс ценностей.

Полученные результаты и информация об организационных характеристиках банков были внесены в программу SPSS. В дополнение к этому для каждого банка были добавлены данные по чистой прибыли за 2013, 2014 и 2015 гг. При этом в исследовании учитывается усредненный показатель чистой прибыли (NP) банков за три года, т.е. рассчитывается среднее арифметическое по следующей формуле:

Л/Р _ 2013 2014 2015 (2)

2013-2015 з •

Для оценки взаимосвязи между корпоративными ценностями и чистой прибылью банков был проведен корреляционный анализ. Корреляционный анализ позволяет оценить степень связи между двумя переменными, которая количественно выражается величиной коэффициента корреляции. Лучше всего линейное соотношение переменных описывается путем вычисления коэффициента корреляции Пирсона (г), который рассчитывается по следующей формуле:

£ (Х( - X )(у - У) г = I '=1 , (3)

п _ п _ к '

£(X, - X)2£(у - У)2

'=1 ]=1

где X, У - пара переменных, X, У - средние значения этих переменных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Из 50 банков, по которым была собрана информация, большая часть (86%) публично декларируют ценности. Различные банки декларируют многочисленные корпоративные ценности. Однако, несмотря на видимое разнообразие, зачастую под разными формулировками понимаются одни и те же ценности. Таким образом, с целью упрощения анализа все сформулированные

All the publicly declared corporate values were organized into categories, and then CV-index was calculated.

The obtained findings and the data on banks' organizational characteristics were input in SPSS Statistics software package. The details of the banks' net profit for 2013, 2014 and 2015 were also entered into the program. At that, the study uses the average net profit (NP) of the banks for three years, i.e. the arithmetic mean is defined as:

NPir

,NP2013 + NP2014 + NP2015

3 '

(2)

Correlation analysis was carried out to evaluate the relationship between corporate values and net profit of the banks. Correlation analysis is useful for assessing the strength of a relationship between two variables. This information is reflected by a correlation coefficient that is produced during the statistical process. The most widely applied type of correlation coefficient is the Pearson r that best describes the linear relationship between two variables. The Pearson r is calculated using the following formula:

r =

X (X, - X)(Y - Y)

i=i

X (X, - X)2 X (Y - Y)2

i=i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3)

where X, Y are the tested variables; the average values of these two variables are denoted by X, Y.

RESULTS OF THE STUDY

Eighty six percent of 50 banks analysed in the current research publicly state their corporate values. Various banks prefer to declare different sets of values. However, despite the apparent diversity, in many cases the same principles just carry other names. Thus, in order to simplify the analysis, all the identified values were clustered into the following groups: reputation; initiative and creativity; corporate social responsibility; respect for traditions; perfectionism/development; team spirit; compliance with the law; partnership with stakeholders; loyalty of employees; good performance and efficiency; universal human values; professionalism; high standards of doing business; openness and customer orientation. All other corporate culture standards not included in any of the aforementioned groups were categorized as "other values".

Alternative names and precise meanings of each category are provided below.

1) reputation ("impeccable reputation", "a good name", "to protect reputation of a bank and the entire banking industry");

2) initiative and creativity ("to be open to new ideas", "brightness: we seek and find innovative solutions", "inventiveness", "brand-new approach");

3) corporate social responsibility ("civ-ic-mindedness and social responsibility", "charity and volunteering", "participation in the national economy development", "social accountability", "health care for employees");

4) respect for traditions ("conservatism", "conservative manner of doing business", "sticking to professional banking traditions", "experience: we create the future keeping the lessons of the past in mind");

5) perfectionism/development ("pursuit of excellence", "continuous improvement and enhancement of your work", "progress", "opportunities and incentives for self-development", "self-study and development", "persistent development");

6) team spirit ("teamwork", "work in a team", "mutual help", "a close-knit team -a common objective", "the team is the main value", "team").

7) compliance with the law ("to obey the laws", "rules", "regulatory framework", "to observe confidentiality and rules of commercial, banking, tax and other secrets stipulated by the law or contract", "legality");

8) partnership with stakeholders ("active participation in the work of the professional community", "cooperation with federal authorities in improving the banking legislation", "collaboration", "long-term partnership");

9) loyalty of employees ("diligence", "dedication", "commitment", "pride in the company");

10) good performance and efficiency ("gains in performance", "efficiency", "orientation towards results", "goal achievement", "profitability", "concern for the welfare of clients and shareholders");

11) universal human values ("decency", "humanity", "respect for value and dignity of the individual", "family", "justice", "happiness", "responsiveness", "freedom");

12) professionalism («expertise», «competency»);

13) high standards of doing business ("adherence to modern world standards of corporate governance", "modern standards of business", "civilized business", "to fight bureaucracy");

14) openness ("transparency", "openness and publicity", "freedom of actions", "information disclosure");

15) customer orientation ("customer satisfaction", "to value customers", "strong customer relationships", "anticipation of

customer needs", "fulfilling customer aspirations", "customer is a bank's primary value");

16) other values ("reliability", "prompt response", "versatility", "security", "leadership", "healthy lifestyle (body, spirit and mind)", "self-awareness", "courage").

The abovementioned values and their alternative wording underline the fact that most of them imply interaction with the external environment (compliance with the law, partnership with stakeholders, customer orientation, reputation, etc.), and only in some cases they are concentrated on internal processes (attention to employees, pride in the company, staff members and mutual help).

The share of banks which declare one or another corporate value is presented in Fig.1.

Hence, five core and most frequently declared corporate values in the Russian banking sector embrace customer orientation, team spirit, high performance and efficiency, professionalism and corporate social responsibility (CSR). This fact once again proves the importance of CSR for the banking industry. A number of Russian scientists have also confirmed in their studies that CSR is a serious managerial issue for Russian businesses [1; 3].

The authors looked through official websites and published documents, such as codes of ethics, press releases and public statements in order to estimate the frequency of occurrence of each value. The banks with the highest CV-index are shown in Fig. 2.

The data illustrate that the highest value of CV-index is not attributed to banks'as-set ranking. Accordingly, there is hardly any interdependence of the value of assets and CV-index.

The most frequently stated corporate values in the Russian banking industry have already been noted earlier [7]. The calculation of CV-index for each value allowed identifying the most common and significant corporate values for the Russian banking industry. The generalized data of the calculated index are given in Fig. 3.

The analysis of the calculated values of CV-index reveals that the most widespread corporate standards in the banking field in Russia are confidence, high performance and efficiency, universal human values and team spirit. If we compare values of CV-index in the financial sphere in Russia and, say, in Canada, we can notice clear differences. In Canada, dominating principles incorporate accountability, courage, suprem-

■o a

H

a

m

a

Цивилизованное ведение бизнеса Приверженность компании Репутация Уважение к традициям Законность Партнерство со стейкхолдерами Стремление к совершенству/развитие Другие ценности Инициативность и креативность Открытость Общечеловеческие ценности Корпоративная социальная ответственность Профессионализм Результативность и эффективность Командный дух Клиентоориентированность

I 13 | 13 13

0

10

15

20

25

30

35

40

Рис. 1. Доля банков, декларирующих различные корпоративные ценности

ОАО «ОТП Банк» ОАО ГПБ ЗАО ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО «Райффайзенбанк» ОАО «Альфа-Банк» ЗАО КБ «Ситибанк» ООО «ХКФ Банк» ЗАО «Банк Русский Стандарт» ОАО Банк «Возрождение» ОАО«АКБАРС»БАНК ЗАО ВТБ 24 ОАО «СМП Банк» ОАО АКБ «Росбанк» ОАО «Сбербанк России» ОАО «Банк ВТБ» ЗАО АКБ «Новикомбанк» ЗАО АКБ «Абсолют Банк» ЗАО «ЮниКредит Банк»

13 13 16

17

18 19

23

24

25

43

95

119

131

145 1 146

15 30 45 60 □ Индекс ценностей

75

90 105 120 135 150

Рис. 2. Банки с наибольшим значением индекса ценностей

35

38

%

0

чимости КСО для банковской отрасли. Исследования других российских ученых также подтвердили, что КСО является важным управленческим вопросом для российских бизнес-организаций [1; 3].

Оценка количества повторений каждой ценности осуществлялась на основе подробного изучения официального сайта и опубликованных документов, включая кодексы, пресс-релизы и публичные выступления. Банки с наибольшим значением индекса ценностей представлены на рис. 2.

Из данных видно, что наибольшее значение показателя ценностей не связано с рейтингом банка по активам. Таким образом, скорее всего, не существует зависимости между величиной активов и индексом ценностей.

Ранее уже были отмечены ценности, которые чаще всего декларируются в

российском банковском секторе [7]. Расчет индекса каждой ценности позволил выявить наиболее часто встречающиеся и значимые ценности для российского банковского сектора. Обобщенные данные рассчитанного индекса представлены на рис. 3.

Анализируя расчетные значения индекса, можно сделать вывод, что наиболее часто повторяющимися ценностями в российской банковской среде являются: доверие, результативность и эффективность, общечеловеческие ценности и командный дух. Если сравнить значение индекса ценностей в финансовой сфере с другими странами, например Канадой, то обнаружатся отличия. Наиболее часто повторяющимися ценностями в Канаде являются подотчетность, смелость, превосходство и законность [8]. Это различие показывает ориентацию российского банковского сектора на до-

стижение эффективности и результативности, которая зачастую измеряется в количественном значении финансовых показателей, в то время как на зрелых финансовых рынках большее значение приобретают законность, подотчетность и высокое качество предоставления услуг, что и выражается в публичном декларировании ценностей.

Можно предположить, что банки, чаще декларирующие свои ценности и повторяющие их в разнообразных официальных документах и пресс-релизах, строят систему управления на основе ценностей. Другие банки, напротив, единожды упомянув ценности, скорее всего, делают это как «дань моде», не придавая серьезного значения управлению, основанному на ценностях. Тем не менее данное предположение требует дальнейшего изучения и проведения углубленных интервью с топ-менеджментом.

High standards of doing business Loyalty of employees Reputation Respect for traditions Compliance with the law Partnership with stakeholders Perfectionism/development Other values Initiative and creativity Openness Universal human values Corporate social responsibility Professionalism High performance and efficiency Team spirit Customer orientation

■o a

H

a

m

a

0

10

15

20

25

30

35

40

Fig. 1. The share of banks declaring various corporate values

20

35

38

%

OAO OTP Bank AO Gazprombank ZAO ING BANK (EURASIA) ZAO Raiffeisen Bank AO Alfa-Bank AO Citibank

OOO Home Credit and Finance Bank AO Russian Standard Bank PAO Vozrozhdenie Bank AO AK BARS Bank PAO VTB 24 AO SMP Bank PAO AKB Rosbank PAO Sberbank of Russia PAO VTB Bank AO Novikombank PAO Absolut Bank AO UniCredit Bank

0 15 30 45 60 75 90 105 120 135 150 ■ CV-index

Fig. 2. Banks with the highest CV-index

acy and compliance with the law [8]. This dissimilarity discovers the Russian banking sector's inclination towards achieving efficiency and impressive performance, which is often expressed in enhancing financial indicators. At the same time, such values as compliance with the law, accountability and high quality of services provided are becoming increasingly important in mature financial markets, and this is reflected in public value statement.

We assume that banks, which constantly declare their corporate values and broadcast them in various official documents and press releases, are building their management system on the basis of values. Other banks, on the contrary, once published their values, did not treat it as a serious practice and just wanted to keep up with the latest trends. However, this assumption requires further research and in-depth interviews with top management.

Prior to the study, we put forward a hypothesis that there exists a positive correlation between net profit of banks and corporate social values, i.e. the higher CV-index, the better financial performance indicators of banks. The findings of the correlation analysis demonstrated that there was a statistically significant relationship between net profit and CV-index. The results of the statistical analysis in SPSS Statistics are provided in Table 2.

Net profit correlates with CV-index only if a correlation is significant at the 0.01 level. As we can see from Table 2, the Pearson correlation coefficient is 0,514 with significance equal to 0,000. Thus, we observe only a weak statistically significant correlation between the two variables. The obtained results confirm that corporate values influence net profit not in a direct, but in an indirect way. Corporate values make up corporate culture and represent an important

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tool for interacting with banks' internal environment. This, in turn, can transform into a considerable competitive advantage in the external environment.

CONCLUSION

The study of 50 banks operating in the Russian market reported that there is a remarkable variety of corporate values stated by banks. There also exists a plethora of alternative terms which convey the same meaning. For this reason, all publicly declared values were grouped into 16 basic categories. Despite the variety of wording, there is a common understanding of the essence of values (principles of doing business and uniting employees). The analysis revealed that in most cases Russian banks publish in their value statements such principles as customer orientation, team spirit, good performance and efficiency, professionalism and social responsibility.

Цивилизованное ведение бизнеса Приверженность компании Инициативность и креативность Законность Репутация

Стремление к совершенству/развитие Уважение к традициям Корпоративная социальная ответственность Другие ценности Профессионализм Клиентоориентированность Партнерство со стейкхолдерами Открытость Командный дух Общечеловеческие ценности Результативность и эффективность

] 10 |11 П 12

15 ] 16

36

47 47

] 66

79

129%

0 15 30 45 60 75 90 105 120 135

Рис. 3. Рассчитанные значения CV index для различных ценностей

Таблица 2 - Статистически значимая корреляция между усредненной чистой прибылью

за три года и индексом ценностей

Индекс ценностей

Усредненная Корреляция Пирсона 0,514*

чистая прибыль Значимость коэффициента 0,000

за три года корреляции (2-сторонняя)

Объем выборки (количество 50

исследованных банков)

Объем выборки 50

' Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

Перед проведением исследования была выдвинута гипотеза о наличии положительной корреляции между чистой прибылью банков и корпоративными социальными ценностями. Предполагалось, что чем выше индекс ценностей, тем лучше финансовые результаты деятельности банков. Результаты корреляционного анализа показали, что существует статистически значимая зависимость между чистой прибылью и индексом ценностей. Значения корреляции Пирсона и значимости коэффициента корреляции, рассчитанные в программе SPSS, представлены в табл. 2.

Зависимость между чистой прибылью и индексом ценностей существует только в том случае, если корреляция значима на уровне 0,01. Результаты анализа показывают, что значение корреляции Пирсона равняется 0,514 при значимости 0,000. Таким образом, можно говорить о наличии лишь слабой статистически значимой корреляции между выбранными показателями. Полученные результаты подтверждают, что влияние корпоративных ценностей на чистую прибыль оказывается не прямым, а опос-

редованным. Корпоративные ценности формируют корпоративную культуру и являются важным инструментом работы с внутренней средой банка. Это, в свою очередь, может стать серьезным конкурентным преимуществом во внешней среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование по 50 банкам на российском рынке показало разнообразие корпоративных ценностей, заявляемых банками. Существует множество разнообразных формулировок, однако зачастую они имеют одно и то же смысловое содержание. По этой причине публично декларируемые ценности сгруппированы в 16 основных категорий. Несмотря на разнообразие формулировок, можно отметить, что существует единое понимание сути ценностей (принципы ведения бизнеса и объединения сотрудников). Анализ показал, что наиболее часто декларируемыми ценностями в российском банковском секторе являются клиентоориентированность, командный дух, результативность и эффективность, профессионализм и социальная ответственность.

В исследовании также было выявлено, что существует лишь слабая статистически значимая корреляция между корпоративными ценностями и прибылью коммерческих банков. Полученные результаты могут быть связаны с тем, что в исследовании были рассмотрены только публично декларируемые ценности и не были изучены более глубинные ценности банков, которые и отражаются в общепринятых моделях и нормах поведения сотрудников. В рамках публично декларируемых ценностей коммерческие банки в России ориентируются на достижение эффективности и результативности, однако, как показывает исследование, это не влияет на их прибыль. Вероятно, это объясняется тем, что система управления и реализация повседневной работы в российских коммерческих банках пока еще не строятся на декларируемых ценностях.

В заключение необходимо отметить, что в крупных иностранных банках, в отличие от отечественных, наибольшую популярность среди публично декларируемых ценностей имеют законность, подотчетность и высокое качество предоставления услуг. На взгляд авторов, можно сделать предположение, что по мере развития российской финансовой системы будет наблюдаться смещение приоритетов и ценностей в отечественных банках. Скорее всего, они будут строить систему управления на основе ценностей по подобию банков, функционирующих на зрелых иностранных финансовых рынках.

41

75

High standards of doing business Loyalty of empoloyees Initiative and creativity Compliance with the law Reputation Perfectionism/development Respect for traditions Corporate socal responsibility Other values Professionalism Customer orientation Partnership with stakeholders Openness Team spirit Universal human values High performance and efficiency

] 10 111 I 12 ■ 15 1 16

36

47 47

1 66

I 79

■0 a

H

a

m

a

129%

0

15

30 45 60 75 90 105 120 135

Fig. 3. Calculated values of CV-index for various corporate principles

5

7

41

75

Table 2 - Statistically significant correlation between the average net profit for three years and CV-index

CV-index

Average net profit Pearson Correlation 0,514*

for three years Significance of the correlation coef- 0,000

ficient (2-tailed)

Sample size (the number of banks 50

under study)

Sample size 50

* Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).

The research also found that there is only a weak statistically significant correlation between corporate values and net profit of commercial banks. This might be due to the fact that the study dealt with publicly declared values solely and did not investigate banks' profound principles which underlie the generally accepted models and norms of employees' behaviour. When declaring their values, commercial banks in Russia are focused on achieving efficiency and high performance, but, according to the research, this does not exert any impact on their profits. Probably, the reason behind this is that the manage-

ment system and implementation of routine duties in Russia's commercial banks are not yet built on the value statement.

In conclusion, it is worth noting that, in contrast to the Russian market, international mature financial markets are concentrated on corporate standards, such as compliance with the law, accountability and high quality services. In the authors' view, the evolution of the domestic financial system will cause shifts in priorities and values of Russian banks, which will utilize their corporate principles as the basis for the management system.

Источники

1. Благов Ю.Е., Бухвалов А.В. Корпоративная социальная ответственность: долгосрочный анализ // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 4. С. 55-56.

2. Благов Ю.Е., Кабалина В.И., Петрова-Савченко А.А., Соболев И.С. Создание ценности для бизнеса и общества: анализ корпоративной социальной деятельности российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 2. С. 67-98.

3. Бурк Л., Логздон Дж.М. Как окупается корпоративная социальная ответственность // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 4. С. 57-68.

4. Кабалина В.И., Решетникова К.В. Ценности российских менеджеров и корпоративные ценности // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 2. С. 37-66.

5. Кабалина В.И., Чеглакова Л.М. Корпоративные ценности в управлении российскими компаниями // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 3. С. 3-28.

6. Просвиркина Е.Ю. Оценка эффективности декларирования корпоративных ценностей в российском банковском секторе // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 88-93.

7. Просвиркина Е.Ю., Просвиркин Н.Ю. Корпоративные ценности в банковском секторе: российская и зарубежная практика // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 91-98.

8. Donker H., Poff D., Zahir S. Corporate Values, Codes of Ethics, and Firm Performance: A Look at the Canadian Context // Journal of Business Ethics. 2008. Vol. 82. № 3. P. 527-537.

9. Ghosh D. Corporate Values, Workplace Decisions and Ethical Standards of Employees // Journal of Managerial Issues. 2008. Vol. 20(1). P. 68-87.

10. Klenke K. Corporate Values as Multi-level, Multi-domain Antecedents of Leader Behaviors // International Journal of Manpower. 2005. Vol. 26. № 1. P. 50-66

11. Loe T., Ferrell L., Mansfield P. A Review of Empirical Studies Assessing Ethical Decision Making in Business // Journal of Business Ethics. 2000. Vol. 25. P. 185-204.

12. Pava M., Krausz J. The Association Between Corporate Social Responsibility and Financial Performance: The Paradox of Social Cost // Journal of Business Ethics. 1996. Vol. 15. № 3. P. 321-357.

13. Posner B.Z., Kouzes J.M., Schmidt W.H. Shared Values Make a Difference: An Empirical Test of Corporate Culture // Human Resource Management. 1985. Vol. 24(3). P. 293-309.

14. Thomsen S. Corporate Values and Corporate Governance // Corporate Governance: The International Journal of Business in Society. 2004. Vol. 4. № 4. P. 29-46.

15. Van Lee R., Fabish L., McGaw N. The Value of Corporate Values // Strategy and Business. 2005. Vol. 39. P. 1-15.

References

1. Blagov Yu.Ye., Bukhvalov A.V. Korporativnaia sotsialnaia otvetstven-nost: dolgosrochnyi analiz [Corporate social responsibility: a long-run analysis]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta - Russian Journal of Management, 2010, vol. 8, no. 4, pp. 55-56.

2. Blagov Yu.Ye., Kabalina V.l., Petrova-Savchenko A.A., Sobolev I.S. Sozdanie tsennosti dlia biznesa i obshchestva: analiz korporativnoi sot-sialnoi deiatelnosti rossiiskikh kompanii [Creating value for business and society: an analysis of corporate social activity of Russian companies]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta - Russian Journal of Management, 2015, vol. 13, no. 2, pp. 67-98.

3. Burk L., Logzdon Dzh. M. Kak okupaetsia korporativnaia sotsialnaia otvetstvennost [How corporate social responsibility pays off]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta - Russian Journal of Management, 2010, vol. 8, no. 4, pp. 57-68.

4. Kabalina V.l., Reshetnikova K.V. Tsennosti rossiiskikh menedzherov i korporativnye tsennosti [Values of Russian managers and corporate values]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta - Russian Journal of Management, 2014, vol. 12, no. 2, pp. 37-66.

5. Kabalina V.l., Cheglakova L.M. Korporativnye tsennosti v upravlenii rossiiskimi kompaniiami [Corporate values in management of Russian companies]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta - Russian Journal of Management, 2013, vol. 11, no. 3, pp. 3-28.

6. Prosvirkina Ye.Yu. Otsenka effektivnosti deklarirovaniia korpora-tivnykh tsennostei v rossiiskom bankovskom sektore [Evaluation of effectiveness of publicly declarative corporate values in the Russian banking industry]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and Abroad, 2013, no. 1, pp. 88-93.

7. Prosvirkina Ye.Yu., Prosvirkin N.Yu. Korporativnye tsennosti v bank-ovskom sektore: rossiiskaia i zarubezhnaia praktika [Corporate values in the banking sector: Russian and international practice]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and Abroad, 2016, no. 3, pp. 91-98.

8. Donker H., Poff D., Zahir S. Corporate Values, Codes of Ethics, and Firm Performance: A Look at the Canadian Context. Journal of Business Ethics, 2008, vol. 82, no. 3, pp. 527-537.

9. Ghosh D. Corporate Values, Workplace Decisions and Ethical Standards of Employees. Journal of Managerial Issues, 2008, vol. 20(1), pp. 68-87.

10. Klenke K. Corporate Values as Multi-level, Multi-domain Antecedents of Leader Behaviors. International Journal of Manpower, 2005, vol. 26, no. 1, pp. 50-66.

11. Loe T., Ferrell L., Mansfield P. A Review of Empirical Studies Assessing Ethical Decision Making in Business. Journal of Business Ethics, 2000, vol. 25, pp. 185-204.

12. Pava M., Krausz J. The Association Between Corporate Social Responsibility and Financial Performance: The Paradox of Social Cost. Journal of Business Ethics, 1996, vol. 15, pp. 321-357.

13. Posner B.Z., Kouzes J.M., Schmidt W.H. Shared Values Make a Difference: An Empirical Test of Corporate Culture. Human Resource Management, 1985, vol. 24(3), pp. 293-309.

14. Thomsen S. Corporate Values and Corporate Governance. Corporate Governance. The International Journal of Business in Society, 2004, vol. 4, no. 4, pp. 29-46.

15. Van Lee R., Fabish L., McGaw N. The Value of Corporate Values. Strategy and Business, 2005, vol. 39, pp. 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.