ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ АПК
Правкин Илья Михайлович
соискатель кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются условия, в которых в России происходит формирование корпоративных структур в агропромышленном комплексе, а именно: рыночные условия хозяйствования, всеобщая интеграция и концентрация производства, необходимость обеспечения рационального использования всех видов ресурсов, использования эффекта масштаба производства при укрупнении и специализации производства. Автором проанализированы организационные структуры аграрных корпораций, характеризующиеся особенностями функционирования в зависимости от формы интеграции: объединение нескольких хозяйствующих субъектов с целью создания замкнутого цикла, взаимодействие самостоятельных юридических лиц на договорных обязательствах сторон, создание ассоциаций фермерских хозяйств и др. Доказано, что система корпоративных отношений в России находится в процессе становления, поэтому требуются определенные усилия по совершенствованию корпоративного построения.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, корпоративные структуры, сельскохозяйственное предприятие, агрофирма.
CORPORATE STRUCTURES IN DEVELOPING THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Pravkin, Ilya M.
Candidate of the Department for State and Municipal Administration of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article discusses conditions in which shaping of corporate structures in the agro-industrial complex of Russia takes place, and namely: market conditions of business, total integration and concentration of production, necessity to provide the rational use of all resources, using the economy of scale while making enterprises larger and more specialized. The author analyzes organizational structures of agricultural corporations which can be characterized by specificities of functioning depending on the form of integration, such as amalgamation of several business entities with the aim of developing a closed cycle, cooperation of independent legal entities under contracts, setting-up associations of farms, etc. It was proven that the
system of corporate relations in Russia is passing its development stage, thus certain efforts must be applied to enhance the corporate structure.
Keywords: agro-industrial complex, corporate structures, agricultural enterprise, agro-firm.
Агропромышленный комплекс России обеспечивает продовольственную безопасность и в значительной степени влияет на уровень ее социально-экономического развития. Значимость его возрастает в связи с введением санкций западными странами и ответным эмбарго на ввоз из стран ЕС продовольственных ресурсов. В этих условиях необходимо научное обоснование приоритетов развития отечественного производительного рынка, масштабов и методов его государственного регулирования.
Процессы трансформации, происходящие в России в конце XX в., способствовали существенному преобразованию системы имущественных отношений, разгосударствлению, формированию ориентированной на развитие рыночных форм хозяйствования институциональной среды и обеспечили коммерциализацию сельскохозяйственного производства. Результатом процесса реформирования АПК России является появление интегрированных корпоративных структур. При этом процессы объединения обусловлены рыночными условиями хозяйствования, всеобщей интеграцией и концентрацией производства, которые происходят в мире практически повсеместно и являются в настоящее время совершенно необходимыми. Именно процессы концентрации и централизации производства и капитала рассматриваются как материальная основа формирования корпоративных образований [2].
Другими причинами объединения сельхозпредприятий в корпоративные структуры являются необходимость более рационального использования всех видов ресурсов, применение эффекта масштаба производства при укрупнении и специализации производства, что способствует повышению производительности труда, производству качественной аграрной про-
дукции, созданию оптимальных условий труда для самих работников и увеличению их социальной обеспеченности. Как показывает практика, именно на крупных сельхозпредприятиях внедряются новые, прогрессивные технологии, определяются приоритетные виды производства того или иного вида продукции с учетом рыночного спроса. Современные тенденции развития сельского хозяйства показывают, что на долю крупных сельхозпроизводителей (в том числе и аграрных корпораций) приходится наибольшая доля производства зерна, сахарной свеклы, яиц и другой продукции.
Как правило, первоначально объединяются предприятия в рамках одной технологической цепи: производство сельскохозяйственного сырья - переработка - реализация (логистические центры, оптовая и розничная торговля). Однако впоследствии возникают и корпоративные структуры, включающие отрасли промышленности не только агропромышленной направленности. В качестве таких структур могут выступать агропромышленно-фи-нансовые группы.
Практика свидетельствует, что агрофирмы, входящие в состав корпоративных объединений, неравнозначны по степени интеграции. Некоторые из них функционируют в замкнутом цикле (производство, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции), другие имеют только два цикла - производство и переработку, третьи - только один из них. Такая дифференциация предприятий сказывается и на показателях их работы. Они выше у тех хозяйствующих субъектов, которые имеют полный цикл доведения продукции до потребителя и снижаются при наличии двух или одного цикла.
Безусловно, виды интеграции предприятий АПК влияют и на формы организа-
ционных структур аграрной корпорации, среди которых можно выделить:
- объединение нескольких хозяйствующих субъектов с целью создания замкнутого цикла. В данном случае корпоративная организация рассматривается как единственное юридическое лицо, а другие, теряя свой юридический статус, остаются самостоятельными только в хозяйственной деятельности;
- взаимодействие самостоятельных юридических лиц на договорных обязательствах сторон, при котором основной задачей производителя является обеспечение перерабатывающих предприятий необходимым сельскохозяйственным сырьем;
- ассоциации фермерских хозяйств, предполагающие партнерство участников в организации того или иного перерабатывающего производства, консолидируя часть своих финансовых и материальных ресурсов, но при этом сохраняя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.
Интегрированные корпоративные структуры в различных формах (концерны, холдинги, консорциумы, ФПГ и др.) с учетом мирового опыта можно считать своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран и мирового хозяйства в целом. Они способны обеспечить технологический процесс и экономический рост. Их создание связано с такими факторами, как получение синергетиче-ского эффекта и снижение трансакцион-ных издержек. Суть синергетического эффекта заключается в том, что при объединении хозяйствующих субъектов их суммарные показатели будут больше, чем сумма тех же показателей каждого члена объединения.
Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом и использовалось для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма [3]. К такому виду издержек относят затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов, на ведение пере-
говоров, заключение и юридическое обеспечение сделок и пр.
Вместе с тем, несмотря на преимущества корпоративных структур, их создание не может решить всех проблем аграрной сферы, здесь важна и государственная поддержка. Значительной проблемой является отсутствие четкой системы правового регулирования, учитывающего особенности развития агропромышленного комплекса, а также функционирования самих корпоративных структур.
Преимущества создания корпоративных структур очевидны на примере кондитерской промышленности. Так, на рынке шоколадных изделий на первом месте находится холдинг «Объединенные кондитеры» (рисунок), объединяющий 15 предприятий по всей России, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий. Среди фабрик холдинга такие крупные московские предприятия, как ОАО «Рот Фронт», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский». География производства и сбыта холдинга достаточно обширна - от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга.
Mars Russia; 15%
Другие; 34%
Объединенные кондитеры; 20%
Nestle; 11%
Kraft Foods; 11%
Ferrero; 9%
Рис. 1. Структура рынка шоколадных изделий по производителям в стоимостном выражении [4]
Ярким примером эффективно функционирующего холдинга кондитерской промышленности является ОАО «АККОНД», в который входят сельскохозяйственное предприятие, собственно кондитерское производство, транспортная компания и сеть фирменной торговли. Все этапы технологического процесса от оцен-
ки качества сырья до конечной стадии упаковки продукции контролируются сертифицированной лабораторией, работающей по международной системе менеджмента качества ISO - НАССР.
История холдинга начиналась с образования кондитерской фабрики «АККОНД» (ОАО «АККОНД») в 1943 г. (г. Чебоксары). Она функционировала как небольшое кустарное производство, выпускающее в год 120-140 тонн продукции. С 1999 г. в ОАО «АККОНД» началось внедрение системы управления качеством по международному стандарту ISO 9001:1994, на основании которой в дальнейшем проводился более планомерный и качественный выпуск кондитерских изделий. С 2006 г. под брендом «АККОНД» функционирует транспортная компания ЗАО «АККОНД-ТРАНС», располагающая на сегодняшний день автопарком из 200 единиц техники. С 2007 г. начинает свою работу хлебоконди-терский цех ОАО «АККОНД» в г. Канаш (Чувашская Республика), ассортимент которого к настоящему времени насчитывает 35 наименований, в том числе торты, пирожные и др.
С 2008 г. реализуется бизнес-проект, в рамках которого ЗАО «Фирма Акконд-агро» осуществляет производство экологически чистой молочной продукции по проекту Европейской комиссии «Развитие сельскохозяйственных районов Чувашской
* Составлено по: URL: http://www.akkond.ru/ default.aspx
Республики» с использованием кормов на основе европейских сбалансированных рецептов. «Акконд-агро» является единственным молочным хозяйством полного цикла, где непрерывно выполняются все этапы производства бренда «От Красули»: от заготовки экологически чистых кормов и содержания современной фермы до переработки натурального молока. В настоящее время это ведущее сельхозпредприятие республики вырабатывает до 20 тонн молока в сутки.
В 2015 г. ОАО «АККОНД» стало победителем экономического соревнования среди почти 50 предприятий промышленности и энергетики Чувашской Республики с численностью сотрудников свыше 1 500 человек.
Важным достижением предприятия стало признание его в 2010 г. лучшим экспортером Чувашии. Прямые поставки осуществляются в 10 стран мира. В том же году был открыт логистический центр, что позволило более гибко реагировать на покупательский спрос.
С 2010 г. «АККОНД» практически превратился в холдинг, объединяющий несколько вертикально интегрированных предприятий: кондитерское производство, сеть фирменных магазинов, транспортную компанию и сельскохозяйственное предприятие. Основные показатели деятельности «АККОНД» представлены в таблице.
Показатели деятельности ОАО «АККОНД»*
2013 к 2009, %
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013
Объем производства готовой продукции, т 38 305 44 912 47 753 50 894 54 776 143,0
Объем производства товарной продукции в действующих ценах - всего, млн руб. 3 058 3 978 4 842 5 588 6 733 220,2
Выручка от продажи товаров, продукции, услуг, млн руб. 3 093,8 3 931 4 853 5 604 6 796 219,7
Прибыль от продаж, млн руб. 767,2 880 1 147 1 557 1 669 217,5
Чистая прибыль, млн руб. 630,5 695 830 1 005 1 019 161,6
Стоимость чистых активов, млн руб. 2 197,6 2 867 3 674 4 658 5 653 120,7
Рентабельность активов, % 28,69 27 25 19,6 15,9 55,4
Рентабельность собственного капитала, % 28,69 25 23 21,5 18,0 62,7
Как видно из таблицы, объем производства готовой продукции увеличился на 43,0%, выручка от продаж - на 119,7%, чистая прибыль - на 61,6%.
Представленные данные свидетельствуют о том, что «АККОНД» сегодня является одним из динамично развивающихся предприятий России и Чувашской Республики. Ассортимент кондитерской фабрики насчитывает более 400 наименований. Продукция пользуется спросом во многих регионах России и странах ближнего зарубежья. С каждым годом география продаж
расширяется, и продукция завоевывает новые сегменты покупателей.
Следует отметить, что в АПК России система корпоративных отношений находится в процессе своего становления, поэтому от органов государственной власти и общественных институтов требуются определенные усилия по совершенствованию корпоративного построения, с тем чтобы заложить основы эффективного корпоративного развития, роль и значение которого весьма велики для развития не только аграрного сектора, но и общества в целом.
Список литературы
1. Зинчук Г. М. Состояние и проблемы развития продовольственного рынка // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5 (41). -С. 65-70.
2. Исабова Д. И. Аграрные корпорации и перспективы их развития / / Вопросы структуризации экономики. - 2009. - № 1. - С. 84-85.
3. Касатов А. Д. Проблемы развития интегрированных корпоративных структур в российской экономике // Экономическая теория. - 2010. - № 6. - С. 33-39.
4. Чем выложена дорога в рай? Обзор российского рынка шоколада [Электронный ресурс]. - URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1804 (дата обращения: 01.12.2014).
5. Шибаев С. Р. Влияние акционерных обществ на развитие социально-экономических отношений // Российское предпринимательство. - 2011. - № 1 (10). - С. 51-54.
References
1. Zinchuk G. M. Sostoyanie i problemy razvitiya prodovol'stvennogo rynka [The Condition and Challenges of the Foods Market]. Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], 2011, No. 5 (41), pp. 65-70. (In Russ.).
2. Isabova D. I. Agrarnye korporatsii i perspektivy ikh razvitiya [Agricultural Corporations and Prospects of their Development]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki [Issues of Economy Structurization], 2009, No. 1, pp. 84-85. (In Russ.).
3. Kasatov A. D. Problemy razvitiya integrirovannykh korporativnykh struktur v rossiyskoy ekonomike [Problems of Developing Corporate Structures in Russian Economy]. Ekonomicheskaya teoriya [Economic Theory], 2010, No. 6, pp. 33-39. (In Russ.).
4. Chem vylozhena doroga v ray? Obzor rossiyskogo rynka shokolada [How was the Road to Paradise Paved? The Review of the Russian Chocolate Market] [e-resource]. (In Russ.). Available at: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1804 (accessed 01.12.2014).
5. Shibaev S. R. Vliyanie aktsionernykh obshchestv na razvitie sotsial'no-ekonomicheskikh otnosheniy [The Impact of Stock Companies on the Development of Social and Economic Relations]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2011, No. 1 (10), pp. 51-54. (In Russ.).