Научная статья на тему 'Корпоративные СМИ современной России: поиск стратегии развития'

Корпоративные СМИ современной России: поиск стратегии развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1677
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ / CORPORATE MEDIA / ПРЕССА / PRESS / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGY OF DEVELOPMENT / КРИЗИС / CRISIS / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / MODERN PROBLEMS / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РЕДАКЦИИ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THEORETICAL ISSUES OF JOURNALISM ACTIVITY / EDITORIAL OFFICE / PUBLISHING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковалёва Маргарита Михайловна, Чемякин Юрий Владимирович

В статье рассматриваются основные проблемы и тенденции развития отрасли российских корпоративных СМИ, анализируется состояние российской корпоративной прессы в период экономического кризиса. Кризис, несмотря на некоторые негативные моменты, в целом, способствовал качественному росту, повышению эффективности российских корпоративных СМИ. Авторы предлагают деление корпоративных изданий на СМИ сферы экономики и СМИ сферы культуры, рассматривают их особенности и функции, делают прогнозы дальнейшего развития российской корпоративной прессы, обосновывают конкретные меры по выработке стратегии её успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE MEDIA IN MODERN RUSSIA: SEARCHING THE STRATEGY OF DEVELOPMENT

This article examines pivotal problems and tendencies of the development of the Russian corporate media as well as the state of the latter in the period of the modern economic crisis. Despite a few negative trends, the crisis has facilitated to quality improvements and improving effectiveness of the Russian corporate media. The authors suggest dividing of corporate outlets for business-oriented and culturally-oriented and envisage their specifics and functions. Along with, they tend to forecasts the future of the Russian corporate press and propose the measures on the strategy of its successful development.

Текст научной работы на тему «Корпоративные СМИ современной России: поиск стратегии развития»

УДК 070.1 + 316.774:654.1 + 004.738.5:655.41

М. М. Ковалёва, Ю. В. Чемякин, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОИСК СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы и тенденции развития отрасли российских корпоративных СМИ, анализируется состояние российской корпоративной прессы в период экономического кризиса. Кризис, несмотря на некоторые негативные моменты, в целом, способствовал качественному росту, повышению эффективности российских корпоративных СМИ. Авторы предлагают деление корпоративных изданий на СМИ сферы экономики и СМИ сферы культуры, рассматривают их особенности и функции, делают прогнозы дальнейшего развития российской корпоративной прессы, обосновывают конкретные меры по выработке стратегии её успешного развития. Ключевые слова: корпоративные СМИ, пресса, стратегия развития, кризис, современные проблемы, организация работы редакции, издательское дело, коммуникации, теоретические вопросы журналистской деятельности.

Зачем и кому нужны корпоративные СМИ? Такая постановка вопроса, казалось бы, неуместна в условиях бурно развивавшегося в последнее десятилетие этого сегмента информационного пространства. В научной литературе и среди практиков высказывались даже мнения о том, что корпоративные СМИ, возможно, перехватят функции традиционной журналистики [1], что в моногородах СМИ градообразующих предприятий преобразуются в полноценные городские СМИ [2]... Казалось незыблемым представление о том, что так называемые имиджевые корпоративные СМИ имеют постоянную тенденцию к росту в связи с необходимостью продвижения компаний на рынки.

Однако любое общество развивается не линейно, переживает разные стадии, различные этапы: стабильное развитие, бурный рост или кризис. На том этапе развития, в котором оказались современные корпоративные медиа, обнаружились новые явления, новые тенденции, которые обусловливают необходимость поиска новых стратегий развития, выявления финансовых и профессиональных ресурсов. Любая стратегия - это смена устоявшихся тактических приёмов, действий, направленных на достижение цели. И в этих условиях вопрос, прозвучавший в начале статьи, безусловно, требует честного и убедительного ответа. Конечно, не потерял смысла прогноз, высказанный одним из авторов статьи почти десять лет назад о том, что в определённых условиях именно корпоративные СМИ могут стать локомотивом развития информационного пространства России, в связи с чем необходимо осмыслить новую проблему, условно обозначаемую как трансформация журналистики на рынке товаров и услуг [3]. С научной точки зрения осмысление этой проблемы представляется одной из самых актуальных задач, обсуждение которой будет способствовать развитию практики. Нельзя сказать, что в исследованиях корпоративной прессы последнего десятилетия заметны такого рода попытки. Из немногих кандидатских диссертаций по корпоративным СМИ, защищённых в нашей стране, значительная часть посвящена проблемам типологии изданий, функциональному анализу; поднимались также проблемы повышения эффективности и т. д. И редко когда работы были связаны с точным представлением о цели изданий (зачем они нужны?) или взаимоотношений издателей и журналистских коллективов и аудитории (кому нужны?). В настоящее время неизвестно даже количество российских корпоративных СМИ, а теория явно не успевает за меняющейся практикой.

Что касается теоретического осмысления накопленного корпоративными медиа опыта, то в отечественной науке о журналистике, на наш взгляд, есть необходимость определиться прежде всего, с понятием «корпоративное СМИ». Почему именно СМИ? Потому что, строго говоря, понятие «средство массовой информации» (СМИ) - это не обозначение вида профессиональной деятельности лиц, работающих в так называемом медийном пространстве. Как известно, понятие «медиа» не имеет точного определения, а в буквальном переводе звучит как посредник. Возражать против этой логики нет необходимости, но следует признаться, что оно является своего рода теоретическим камуфляжем при отсутствующем понятии. А вот использование термина «средство массовой информации» применительно к корпоративным печатным, аудиовизуальным и интернет-ресурсам представляется

более уместным. В данном случае слово «корпоративные» означает не более чем предметную область того, где эти средства функционируют. Поэтому определение «корпоративное СМИ», на наш взгляд, лучше отражает суть явления и может трактоваться как вид массово-информационной деятельности на рынке товаров и услуг, целью которого является обслуживание коммерческих интересов. Конечно, данное определение не универсально, и научному сообществу еще предстоит определить, соответствуют ли ему издания крупных музеев, театров, вузов... Эта проблема выходит за пределы данной публикации, однако она очень важна для определения дальнейших стратегий развития корпоративной прессы, формирования редакционного коллектива, системы финансирования и др.

Большинство корпоративных СМИ имеют непосредственное отношение к экономической сфере. Речь прежде всего идет об изданиях производственных предприятий, холдингов, банков, страховых компаний, сетей розничной торговли и т. д. Лидируют по количеству собственных корпоративных СМИ в России производственные, энергетические, фармацевтические, телекоммуникационные компании и банки [1]. Важнейшей социальной функцией принадлежащих им изданий является «обеспечение бизнес-коммуникаций» [4].

В настоящее время наблюдается и существенный рост сегмента корпоративных изданий в сфере культуры. К таковым мы относим СМИ образовательных учреждений (вузов, колледжей, лицеев и т. д.), издания театров, музеев и иных учреждений культуры, издания различных некоммерческих организаций. В частности, по данным исследования, проведенного С. В. Лебедевой, значительно выросло за последнее десятилетие число изданий средних учебных заведений. Согласно этим данным, в период с 2006 по 2010 г. в городе Екатеринбурге появилось пятьдесят новых школьных изданий, в 2011 г. - ещё девять [5]. Активно развиваются и СМИ высших учебных заведений [6].

Одной из главных функций принадлежащих им изданий является культурно-просветительская, заключающаяся в распространении определенных знаний, идей и ценностей.

Разумеется, деление на корпоративные СМИ сферы экономики и корпоративные издания сферы культуры носит в значительной мере условный характер. Как показывает исследование тех и других СМИ, их содержательные и функциональные особенности во многом сходны.

Среди учебных заведений, издающих свои СМИ, есть не только государственные или муниципальные, но и коммерческие. Основной же целью любой коммерческой компании является, согласно законодательству РФ, получение прибыли. Более того, оказанием коммерческих услуг занимаются и множество государственных, муниципальных вузов, колледжей, гимназий, театров, музеев... В современных рыночных условиях они также вынуждены активно заниматься зарабатыванием денег. Поэтому и их корпоративные СМИ наряду с культурно-просветительской функцией, выполняют и функцию обеспечения бизнес-коммуникаций. В данной сфере наблюдается своего рода броуновское движение между собственно корпоративными интересами и теми, которые ориентированы на просвещение, воспитание и т. д.

С другой стороны, во многих заводских или банковских изданиях (то есть, относящихся изначально к экономической сфере жизни общества), встречаются исторические, краеведческие публикации, рецензии на новые книги или иные материалы, касающиеся культуры и искусства. Иными словами, наряду с основной функцией обеспечения бизнес-коммуникаций эти издания выполняют и просветительскую функцию.

Таким образом, в качестве первого шага выработки стратегии должно быть более или менее разделяемое большинством участников рынка корпоративных СМИ понимание различных функций и целей этих средств массовой информации. Необходимо прийти к общему мнению о самом смысле существования корпоративных СМИ.

Четкое представление об этих базовых понятиях, возможно, позволит определить их структуру и ответить на поставленные в начале данной публикации вопросы.

Проблемы, связанные с определением смысла и целей существования корпоративных СМИ, были подняты на состоявшейся в апреле 2015 года XII Международной конференции «Роль коммуникаций и корпоративных СМИ в стратегическом управлении компанией», организованной Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). В частности, предметом активного обсуждения стал вопрос, поставленный пиар-директором компании «Берингер Ин-гельхайм» Ольгой Исса: «Корпоративный журнал - чтобы что?». Подобного рода вопросом еще в 2013 году, на пике благополучного развития корпоративных СМИ, в беседе с одним из автором данной статьи, задавался московский исследователь и опытный специалист в сфере производства корпоративных СМИ Леонид Агафонов: «А стоит ли тот эффект, который производит издание, тех денег,

которые на него тратят?! Отказ от имеющихся перегибов рано или поздно наступит. Люди научатся считать... Внимание к этому вопросу, видимо, изменит рынок. Я бы сказал, отрезвит. Клиенты издательских домов и агентств не смогут всю жизнь тратить безумные деньги на корпоративные СМИ». Так и произошло. И на упомянутой конференции самыми обсуждаемыми были именно темы, связанные с этим: целесообразность затрачиваемых средств, оптимизация расходов на выпуск корпоративных изданий, измерение эффективности корпоративных СМИ.

В качестве одного из путей оптимизации затрат на выпуск корпоративных СМИ некоторые их владельцы выбрали перевод своего издания с аутсорсинга на In-house (иными словами, если ранее они заказывали производство своего издания какому-то агентству, то теперь стали производить корпоративное СМИ силами штатных сотрудников собственной компании). Некоторые, в том числе и из участников упомянутой XII Ежегодной международной конференции АКМР убеждены, что такой способ производства КМ оказывается дешевле и выгоднее.

Однако не менее распространена и иная точка зрения, которую наиболее активно отстаивают представители аутсорсинговых агентств. Так, по мнению управляющего партнера агентства «Социальные сети» Дениса Терехова, производство корпоративных СМИ на аутсорсинге не только, как правило, позволяет обеспечить лучшее качество изданий (так как в аутсорсинговых агентствах работают высококвалифицированные опытные журналисты, дизайнеры и другие специалисты сферы коммуникаций), но и нередко оказывается выгоднее, в том числе и в финансовом плане (потому что сторонники производства изданий In-house не учитывают плату за аренду помещений, трудозатраты и «социальный пакет» своих бухгалтеров, штатных PR-специалистов, необходимость оплачивать их отпуска, больничные и т. д.).

По нашему мнению, на решение вопроса «Аутсорсинг или In-house?» могут влиять следующие обстоятельства.

Первое - это исторические особенности создания корпоративных СМИ. Так, если на предприятиях, ныне входящих в российские корпорации (к примеру, УГМК, НЛМК или «Объединенные машиностроительные заводы») уже несколько десятилетий, с советских времен, существуют издающиеся силами штатных сотрудников заводские газеты, которые достаточно качественно выполняют свои функции, востребованы читателями, то кардинально перестраивать систему СМИ оказывается затруднительно и «болезненно», а в некоторых случаях, наверное, и не нужно. Если же компания или предприятие созданы относительно недавно, в XXI веке, то руководство уже чаще пользуется услугами аутсорсинговых агентств, «с нуля» создающих там печатные издания (или даже систему корпоративных СМИ).

Второй фактор касается специфики компаний. Не все компании одинаково легко могут отдать свои издания на аутсорсинг. Понятно, например, что закрытые компании, имеющие отношение к оборонно-промышленному комплексу, очень неохотно допускают к себе людей «со стороны». Соответственно, практически не отдают свои СМИ на аутсорсинг.

Третье - финансовые возможности учредителя. Они, конечно, тоже являются существенным фактором. Если компания может выделить лишь очень ограниченный бюджет на свое СМИ, то с большой долей вероятности она будет все же производить издание собственными силами, распределив обязанности по его производству между штатными сотрудниками (даже если такой выбор будет иметь издержки в виде не слишком высокого качества издания и дополнительной нагрузки на сотрудников, порой отвлекающей их от своих главных обязанностей).

Среди представителей компаний, специалистов в сфере коммуникаций, достаточно распространено мнение, что внутренние издания (предназначенные для персонала), особенно крупных корпораций, не только дешевле, но и во всех смыслах выгоднее, логичнее производить In-house. Так как штатные сотрудники гораздо лучше знают компанию изнутри, знают работающих в ней людей и отношения между ними, могут оперативно отслеживать все изменения, организовывать обратную связь с читателями.

Но представители аутсорсинговых агентств отстаивают свою точку зрения, заключающуюся в том, что аутсорсинговые компании способны на одинаково высоком профессиональном уровне создавать как внешние издания (для клиентов и партнеров), так и внутренние СМИ (одним из доказательств чего могут служить частые победы таких изданий на Ежегодном всероссийском конкурсе «Лучшее корпоративное медиа» и др.).

Отметим, что в кризисные периоды многие компании делают основной упор именно на развитие внутренних коммуникаций и, соответственно, внутренних СМИ. В частности, среди заказчиков

«МедиаЛайна» (одной из крупнейших в России компаний по производству корпоративных изданий «на заказ») от внутренних изданий практически никто не отказывается даже в нынешние непростые времена. «Да, сокращают количество выходов в год, снижают тиражи или ищут какие-то новые форматы, а в основном, по сути, просят делать всё то же самое, что и раньше, только за меньшие деньги -объясняет ситуацию в беседе с одним из авторов статьи генеральный директор компании «Медиа-Лайн» Лариса Рудакова. - Заказчики скорее готовы сокращать бюджеты на внешний пиар, чем на внутренние издания».

Показательно, что ещё социологическое исследование 2010 г., проведённое сообществом специалистов по внутренним коммуникациям, свидетельствовало о доминирующем положении в системе корпоративной прессы и продолжающемся росте именно изданий для внутренней аудитории (которые составили 84 % от общей совокупности исследованных изданий) [1]. Таким образом, издания для персонала уже давно и традиционно лидируют в системе российских корпоративных СМИ.

Современные кризисные явления еще больше заставили обратить внимание на внутрикорпоративные СМИ, по сравнению с которыми рекламные и PR-издания для клиентов явно отступают на второй план. В период кризиса компании вынуждены сосредотачиваться именно на самых насущных, первостепенных делах, и свои сократившиеся бюджеты использовать для их реализации. И авторы данной статьи согласны с теми специалистами в сфере коммуникаций, по мнению которых начинать работать с внешней общественностью не слишком перспективно, пока не выстроены отношения компании с собственным персоналом, не сформирована лояльность сотрудников к компании. На первый план в непростые времена выходят функции консолидации, интеграции персонала, мобилизации сотрудников на решение поставленных задач.

На XII Ежегодной международной конференции АКМР многие участники высказывали мысль о том, что наблюдающиеся кризисные явления в российской экономике, наряду с опасностями и некоторыми негативными последствиями, несут в себе и благоприятные возможности, способствуют развитию рынка корпоративных медиа и корпоративных коммуникаций. Наиболее ёмко эту мысль выразил директор по связям с общественностью, руководитель Блока информационной политики компании «Интер РАО», член Правления АКМР Антон Назаров, заявивший: «Кризис - это прекрасный способ повысить эффективность своей работы в двух направлениях. Первое: интенсивное глубинное проникновение во все процессы, их оптимизация. Второе: сокращение бездарных, лишних, ненужных, балластовых кадров». Более мягко высказался исполнительный директор АКМР Джемир Дегтяренко: «Кризис полезен тем, что люди начинают работать не на сорок процентов, а хотя бы на семьдесят».

Кризис усилил конкуренцию на рынке аутсорсинговых агентств, специализирующихся на корпоративных СМИ. Следствием этого стала возросшая требовательность заказчиков к качеству продуктов и услуг агентств. Так, по словам гендиректора «МедиаЛайна» Ларисы Рудаковой, если два года назад на столичном рынке настоящую активность проявляли и реально конкурировали друг с другом три крупных агентства («ЛюдиРеор1е», «А2» и «МедиаЛайн»), то с прошлого года очень активизировались многие маленькие компании, дизайнерские бюро и даже типографии, которые тоже стали участвовать в тендерах, предлагать свои услуги по производству корпоративных медиа, а также крупные издательские дома, такие, как «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», имеющие подразделения, занимающиеся выпуском корпоративных изданий на заказ. «В этих условиях у нас повышаются требования к самим себе, - отмечает Лариса Рудакова. - Потому что мы, сохраняя лидерские позиции, должны работать всё так же чётко, как часы, а с другой стороны, демонстрировать не менее креатива, свежего взгляда и возможности идти навстречу пожеланиям клиента, чем маленькие компании, предлагать какие-то уникальные продукты». Изменившаяся ситуация на рынке обусловила и структурные преобразования в агентствах. Так, в ИД «МедиаЛайн» появилось особое направление «MediaLine Digital», отвечающее за создание различных электронных ресурсов: сайтов, электронных журналов, новостных и мобильных приложений для смартфонов, IPad и т. д. Спрос на такого рода продукцию сейчас немалый.

Также активно развивается в настоящее время корпоративное радиовещание. Более того, некоторые представители компаний, например, менеджер отдела внутренних коммуникаций Группы МТС Кукин Роман именно радио считают наиболее эффективным и перспективным инструментом внутренних коммуникаций. Некоторые компании (МТС, «ВымпелКом») осуществляют корпоративное радиовещание с помощью подрядчиков, на аутсорсинге. А некоторые (например, компания «Связной»). - In-house. По словам креативного директора компании «Связной» Леонида Шепелева, радио

«Связного» вещает в трёх тысячах торговых точках по всей России, и его слушают в месяц около трёхсот тысяч человек. При этом директор по корпоративным коммуникациям компании «Связной» Елена Ноготкова считает: «в нашем случае радио - это уже прошлое. Мы сейчас двигаемся в сторону собственного телевидения. Для меня лично будущее - это все-таки мобильные приложения, когда ваш бренд, ваша компания постоянно присутствует в телефонах ваших сотрудников. Вы можете там общаться, узнавать новости, и это онлайн, постоянно. В принципе, печатные СМИ можно уже выбрасывать».

Однако далеко не все коллеги согласны с такой радикальной точкой зрения на печатные издания. К тому же, специфика многих российских компаний, предприятий и условий труда их работников такова, что именно печатное издание является наиболее удобным и эффективным способом донесения корпоративной информации до персонала. Например, по словам начальника отдела внутренних коммуникаций и корпоративных СМИ компании «Северсталь» Ольги Шалаевой, несмотря на наличие в её компании корпоративного телевидения и иных средств коммуникаций, наиболее эффективными медиа можно признать именно печатные издания. Как отметил руководитель одного из крупнейших агентств по выпуску корпоративных СМИ «ЛюдиРеор1е» Владимир Змеющенко, несмотря на бурное развитие электронных корпоративных СМИ, ни одна из крупных компаний-заказчиков не собирается в обозримом будущем отказываться от печатных изданий, и ни одна большая компания не думает о том, чтобы оставлять какой-то один источник информации; наоборот, думают о том, как правильно разделить аудитории, чтобы каждой из них дать тот источник, который для неё наиболее комфортен.

Таким образом, есть все основания полагать, что в обозримом будущем наряду с бурным ростом самых разных электронных (прежде всего, мобильных) корпоративных информационных ресурсов, продолжится и развитие печатной прессы корпораций, предназначенной как для сотрудников, так и для внешней общественности. Что касается аутсорсинга в сфере корпоративных СМИ, есть предпосылки для его дальнейшего развития в России. Процент корпоративных СМИ, выходящих на полном и частичном аутсорсинге, очевидно, будет повышаться (хотя в ближайшие годы вряд ли достигнет уровня наиболее развитых стран Запада). Структура данного рынка в России, судя по всему, будет все больше напоминать структуру развитых рынков корпоративных медиа западноевропейских стран, где двадцать процентов крупнейших агентств производят около восьмидесяти процентов всех корпоративных СМИ. Наверняка будет наблюдаться и дальнейший рост разнообразия услуг, оказываемых аутсорсинговыми агентствами. В частности, в тех важных сферах, которые на данный момент развиты слабо. Речь идет о привлечении коммерческой рекламы в корпоративные СМИ, о разных способах их продвижения, активных формах взаимодействия с аудиторией. Усилившаяся в связи с экономическим кризисом конкуренция, борьба за заказчиков будут вынуждать аутсорсеров предлагать более качественную продукцию по более разумным ценам.

Если бурное развитие российской корпоративной прессы в первом десятилетии XXI века носило в значительной мере экстенсивный, количественный характер, то сейчас наступает время преимущественно интенсивного, качественного роста. Именно в этом направлении - в повышении результативности деятельности - кроются значительные возможности дальнейшего развития российских корпоративных СМИ. Всё больше учредителей будут добиваться высокой эффективности своих изданий и тщательно отслеживать её при одновременной оптимизации расходов, стремлении хотя бы часть их покрыть за счет привлечения коммерческой рекламы и т. п. Есть все предпосылки для дальнейшего совершенствования методов измерения эффективности корпоративных СМИ, а также для коммерческого развития данного направления. Вероятно, услуги по измерению и оценке результативности корпоративных изданий будут предлагать существующие крупные исследовательские центры; можно даже спрогнозировать появление независимых агентств, специализирующихся на измерении эффективности корпоративных медиа. Возможно, подобные структуры будут созданы и при АКМР. Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России уже сейчас во многом выполняет роль консолидирующего, исследовательского центра и «драйвера развития» российских корпоративных медиа. Усложнение и дальнейшее развитие отрасли повысит значение подобных объединяющих центров развития. Они необходимы для дальнейшего успешного роста рынка корпоративных СМИ в России. АКМР или иная организация, претендующая на данную роль, должна будет в полной мере отвечать на вызовы нового времени, проводить мероприятия и создавать структуры, способствующие повышению квалификации сотрудников изданий, улучшению качества и повышению эффективности корпоративных СМИ, стимулирующие научные исследования в сфере корпоративных медиа и т. д. При этом если такая организация претендует на роль действительно

общенационального консолидирующего центра, «генерального штаба развития» отрасли, участие в её семинарах, тренингах, конференциях, профессиональных конкурсах и иных мероприятиях должно быть финансово доступно для представителей большинства российских корпоративных СМИ, а не только крупнейших российских и международных компаний. В настоящее время учредители многих российских корпоративных СМИ просто не имеют финансовой возможности для участия их сотрудников в подобных

- зачастую весьма дорогостоящих - мероприятиях. Кроме прочего, назрела необходимость выпуска периодического издания (как вариант, выпуска электронного журнала или создания специального сайта), посвященного проблемам и основным тенденциям развития корпоративных СМИ, трансляции передового (в том числе, зарубежного) опыта в данной сфере. До настоящего времени эти функции частично выполняли рубрики и отдельные тематические выпуски таких журналов, как «Новости СМИ», «PR в России», «Пресс-служба», посвященные корпоративной прессе альманахи и сборники статей, выпускавшиеся издательским домом «Имидж-Медиа», факультетами журналистики УрГУ и СПбГУ. Значительная часть содержащейся там информации была актуальной, полезной для практиков и исследователей, однако периодического издания, регулярно, всесторонне освещающего проблемы корпоративных СМИ, не было. В настоящее время развитие и усложнение рынка диктует необходимость создания подобного специализированного издания, которое, очевидно, должно быть востребовано редакциями российских корпоративных СМИ, стремящимися выпускать действительно качественные современные издания.

Есть основания полагать, что будут развиваться и некоторые другие важные тенденции, наметившиеся в настоящее время. В частности, активное заимствование корпоративными СМИ не только методов подачи информации, но и форматов «большой прессы», стремление корпоративных изданий быть похожими (как по содержанию, так и по оформлению) на деловые, городские общественно-политические, специализированные или массовые (в зависимости от целей и специфики аудитории) издания [7]. Последствия такой «мимикрии» корпоративных медиа - как для компаний, так и для общества в целом - требуют изучения. Но очевидно, что «лобовая пропаганда» корпоративных интересов работает всё меньше и меньше. Более эффективным на современном этапе представляется ненавязчивое, «подспудное», а в некоторых случаях и завуалированное продвижение ценностей и интересов корпораций, «обернутое» в интересную, привлекательную, практически полезную и социально-значимую «обёртку». Всё больше учредителей российских корпоративных СМИ это понимают. Развитие корпоративных медиа в данном направлении, судя по всему, будет сопровождаться уменьшением доли чисто корпоративной информации в изданиях и повышением доли актуальной для читателей информации о развитии рынка или конкретной отрасли в целом, о передовом российском и зарубежном опыте, о социальных проблемах, которые так или иначе связаны с данной отраслью, и путях решения этих проблем. И возможность высказаться о поводу актуальных проблем будет предоставляться не только представителям компании-учредителя издания, но и экспертам «со стороны», в том числе и придерживающимся иной точки зрения (как это уже делается в журнале компании ИнтерРАО ЕЭС «Энергия без границ» и других передовых российских корпоративных изданиях). Таким образом, повышение эффективности российских корпоративных СМИ, очевидно, будет связано с повышением их социальной значимости и выполнением ими части тех функций, которые до настоящего времени выполняла «большая пресса».

Библиографический список

1. Корпоративная пресса. Руководство к действию. - М. : ИД «МедиаЛайн», 2011. - 244 а

2. Мурзин, Д. А. Корпоративная пресса: современные типологические концепции : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д. А. Мурзин. - М., 2007.

3. Ковалева, М. М. Основные этапы развития и методы исследования корпоративной прессы // Корпоративная пресса России: современный опыт и тенденции развития : сборник статей и интервью / сост. Ю. В. Чемякин ; под науч. ред. М. М. Ковалевой. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. - С. 17-22.

4. Мурзин, Д. А. Феномен корпоративной прессы. - М. : Издательский дом «Хроникёр», 2005. - 192 с.

5. Лебедева, С. В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Лебедева - Екатеринбург, 2014.

6. Сидорова, Т. И., Чемякин Ю. В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа // www.mediascope.

- Выпуск № 3. - 2011 г. - 0421100082\0073

7. Чемякин, Ю. В. Российские корпоративные медиа: современные тенденции и перспективы развития // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. № 4 (119), 2013. - С. 95-103.

M. M. Kovaleva, Yu. V. Chemyakin, Ural Federal University named after B. N. Yeltsin, the first president of Russia, Ekaterinburg

CORPORATE MEDIA IN MODERN RUSSIA: SEARCHING THE STRATEGY OF DEVELOPMENT

This article examines pivotal problems and tendencies of the development of the Russian corporate media as well as the state of the latter in the period of the modern economic crisis. Despite a few negative trends, the crisis has facilitated to quality improvements and improving effectiveness of the Russian corporate media. The authors suggest dividing of corporate outlets for business-oriented and culturally-oriented and envisage their specifics and functions. Along with, they tend to forecasts the future of the Russian corporate press and propose the measures on the strategy of its successful development.

Keywords: corporate media, the press, strategy of development, crisis, modern problems, editorial office, publishing industry, communications, theoretical issues of journalism activity.

References

1. Korporativnaya pressa: rukovodstvo k deistviyu [The corporate press: the guide to action]. Moskva: Publ. House "MediaLine", 2011. 244 p.

2. Murzin, D.A. Korporativnaya pressa: sovremennie tipologicheskie kontseptsii [The corporate press: modern typological concepts]. Thesis for the degree of Candidate of philology. Moskva, 2007. 176 p.

3. Kovaleva, M.M. Osnovniye etapi razvitiya i metodi issledovaniya korporativnoi pressi [Main stages of the development and methods of researching the corporate press], pp. 17-22 (in) M.M. Kovaleva (ed.) The Corporate press of Russia: contemporary experience and the tendencies of development. Articles and interviews. Ekaterinburg. Izdatelstvo Uralskogo universiteta, 2006.

4. Murzin, D.A. Fenomen korporativnoi pressi [The phenomenon of the corporate press]. Moskva: Izdatel'skiy dom "Khronikyor", 2005. 192 p.

5. Lebedeva, S.V. Shkol'naya pressa kaak faktor razvitiya mediaobrazovaniya v sovremennoi Rossii [The school press as a factor of development of media education in modern Russia]. Thesis for the degree of Candidate of philology. Ekaterinburg, 2014. 176 p.

6. Sidorova, T.I & Chemyakin, Yu.V. Vuzovskie SMI v sisteme korporativnikh media [University media within the system of the corporate media], www.mediascope. Vol. 3, 2011 - 0421100082\0073.

7. Chemyakin, Yu.V. The Russian corporate media: modern tendencies and the outlines of development / Izvestya Ural'skogo federal'nogo universiteta, Ser 1. Problemi obrazovaniya, nauki i kuTturi. N 4(19), 2013, pp. 95-103.

© М. М. Ковалёва, Ю. В. Чемякин, 2015

Авторы статьи - Маргарита Михайловна Ковалёва, доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, e-mail: mmkovaleva@yandex. ru

Юрий Владимирович Чемякин, кандидат политических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Г. Г. Щепилова, доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

В. А. Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.