Научная статья на тему 'Корпоративные проекты как технологии формирования имиджа образовательных учреждений'

Корпоративные проекты как технологии формирования имиджа образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-МЕРОПРИЯТИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ ПРОЕКТ / CORPORATE PROJECT / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ПРОЕКТА / STAGES OF IMPLEMENTATION OF THE ENTERPRISE PROJECT / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION / СТРАТЕГИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / THE POSITIONING STRATEGY OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION / PR EVENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Ольга Юрьевна, Борисова О.М.

На современном этапе развития рыночных отношений и в условиях серьёзной конкурентной борьбы для формирования и поддержания имиджа компаниям, в том числе вузам, необходимо использовать различные креативные PR-технологии, одними из которых являются PR-мероприятия. Объектом исследования в рамках статьи выступают корпоративные PR-мероприятия, которые представляют собой большой блок различных акций и внутрикорпоративных событий, нацеленных на внутреннюю аудиторию учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE PROJECTS AS A TECHNOLOGY OF FORMING THE IMAGE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

At the present stage of development of market relations and in conditions of severe competition, to build and maintain the image of companies, including universities, it is necessary to use different creative PR-technologies, one of which is PR-events. The object of the research in this article are corporate PR activities, which represent a large block of various promotions and corporate events, aimed at a domestic audience of educational institutions of higher and secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Корпоративные проекты как технологии формирования имиджа образовательных учреждений»

УДК 334.02

О. Ю. Ибрагимова, Омский экономический институт О. М. Борисова,

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

На современном этапе развития рыночных отношений и в условиях серьёзной конкурентной борьбы для формирования и поддержания имиджа компаниям, в том числе вузам, необходимо использовать различные креативные PR-технологии, одними из которых являются PR-мероприятия. Объектом исследования в рамках статьи выступают корпоративные PR-мероприятия, которые представляют собой большой блок различных акций и внутрикорпоративных событий, нацеленных на внутреннюю аудиторию учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: РЯ-мероприятия, корпоративный проект, этапы реализации корпоративного проекта, формирование имиджа учебного заведения, стратегия позиционирования образовательного учреждения.

Наряду с такими актуальными технологиями, как реклама и продвижение товаров и услуг, в последнее время в маркетинговой деятельности компаний всё большую популярность приобретают РЯ-мероприятия, нацеленные на управление репутацией организации, создание миссии и философии, формирование корпоративной культуры. При этом, как отмечают специалисты по связям с общественностью, на практике наблюдается ситуация, когда внутренний РЯ ограничивается проведением праздничных вечеринок, а не выстраиванием коммуникаций внутри компании.

Главными же целями корпоративных мероприятий в области связей с общественностью являются создание духа единой и сплочённой команды профессионалов, объединенных корпоративной идеей; укрепление кадрового состава, поиск и выявление талантливых сотрудников; предотвращение утечки кадров и нейтрализация конфликтных ситуаций в коллективе; развитие у сотрудников чувства корпоративной гордости за учебное заведение; дальнейшее развитие корпоративной культуры; повышение качественных и количественных показателей работы персонала за счёт создания и использования дополнительных (нематериальных) возможностей для стимулирования сотрудников.

В научной литературе проблемы НЯ-брендинга, технологии повышения имиджа фирм как работодателей, методики оценки эффективности РЯ-мероприятий рассматриваются в том числе в концепции маркетинга персонала [10]. Привлекательность PR-мероприятий в сфере корпоративного управления организацией обусловлена тремя важнейшими факторами: достоверностью, возможностью неожиданного контакта - «врасплох» и усилением впечатления [6, с. 74].

Одними из наиболее эффективных корпоративных PR-мероприятий для учебного заведения являются корпоративные проекты, которые объединяют в себе все факторы и элементы маркетинговых коммуникаций, направленные на его участников, как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг.

Понятие «проект» в настоящее время активно используется не только инженерами, но и экономистами, финансистами, учёными, предпринимателями и др. Использование проектных подходов позволяет руководителям организаций осуществлять новые идеи, достигать поставленные цели и получать эффективные результаты своей деятельности.

Термин «проект» представляет собой разовую работу, имеющую конкретную начальную и конечную точки, чётко определённые цели, рамки и (обычно) бюджет, временное усилие, предпринятое для того, чтобы создать уникальный продукт или услугу [9].

Структура проекта представляет собой совокупность отдельных лиц (участников проекта), привлечённых к участию в разработке и реализации проекта и ответственных перед руководителем проекта за их надлежащее выполнение, а также иерархию, в которой для каждого её члена чётко определен вышестоящий руководитель. Участники проекта при этом группируются по направлениям:

производство, конструкторские разработки, бухгалтерия, сбыт, маркетинг и др. Можно выделить ряд признаков классификации проектов, представленных в таблице.

Признаки классификации проектов

Признак классификации Виды проектов

По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект Технические, социальные, экономические, смешанные

По доминирующей в проекте деятельности Исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные

По характеру возникновения Инициативные, заказные

По размерам самого проекта, количеству участников и влиянию на окружающий мир Международные, межгосударственные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, индивидуальные

Из представленных в таблице видов проектов акцент в статье делается на корпоративные проекты. Обусловлено это тем, что с учётом корпоративной культуры (миссиа, стратегии, принципы деятельности учебного заведения и его маркетинговая политика) в настоящее время отдельные корпоративные мероприятия проводятся, однако автором предлагается использовать интегрированные маркетинговые коммуникации в рамках реализации конкретных корпоративных проектов для усиления их действия, эффективности проведения и привлечения различных целевых групп потребителей образовательных услуг.

Термин «корпоративный проект» (от латинского согрогайо - «объединение», «сообщество») широко используется в практике ведущих организаций и представляет собой комплекс программ, направленных на формирование единой организационной культуры и создание общей системы управления компанией, требующий для своей реализации участия многих организаций и групп, цели которых совмещаются с его общими целями.

В зависимости от цели, поставленной менеджером, корпоративные проекты могут быть деловыми (собрания коллектива, встречи, съезды); развивающими (семинары, конференции, тренинги); командообразующими (совместные курсы, походы); популярными (рекламные и благотворительные акции); развлекательными (концерты, шоу, клубы по интересам); торжественными (юбилеи, вручение наград) [4, с. 7].

Корпоративность включает в себя виды деятельности по формированию организационной культуры учебного заведения. Следствием реализации корпоративного проекта является не только укрепление командного духа, но и поощрение стремления сотрудников к карьерному росту в данном учебном заведении за счёт новых идей и стимула к работе, причём необходимым условием выступает совместное участие в проекте сотрудников определённого учебного заведения.

Управление корпоративными проектами максимально учитывает индивидуальность их участников - как предприятий и организаций, так и отдельных людей. Оно основано на балансе между централизованным управлением и свободой действий на местах, сочетании интересов учебного заведения, работников, деловых партнеров и потребителей.

Маркетинговая система взаимодействия корпоративными проектами включает в себя учебное заведение и все остальные заинтересованные в её работе группы - потребителей образовательных услуг, работодателей, работников и всех, с кем были установлены взаимовыгодные деловые отношения [1]. Маркетинговые коммуникации в корпоративных проектах основываются на том, что люди покупают не товары и/или услуги, а преимущества, которые те им дают. Корпоративные проекты образовательных учреждений представляют собой набор программ, направленных на формирование единой корпоративной культуры всех структурных подразделений и обеспечение их конкурентоспособности и эффективности деятельности. Корпоративные проекты создаются благодаря влиянию внутренних и внешних каналов воздействия, образуя в совокупности новый проект как основу управления маркетинговыми коммуникациями учебного заведения.

Цель корпоративных проектов в сфере образовательных услуг - выявление проблем формирования единой корпоративной культуры учебного заведения и его партнёров и потребителей, обоснование, разработка и внедрение таких элементов маркетинговых коммуникаций, посредством которых создаётся, продвигается и оценивается «предложение».

Актуальность использования корпоративных проектов с применением интегрированных маркетинговых коммуникаций обосновывается усилением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Суть их состоит во внесении в продвигаемое на рынок образовательных услуг предложение дополнительной ценности - нематериальных активов конкурентоспособности. Механизм внесения дополнительной ценности - основа корпоративных проектов, направленных на формирование положительного имиджа вуза и его выпускников, на развитие единой корпоративной культуры учебного заведения, его партнеров и потребителей образовательных услуг [1].

Главным элементом структуры корпоративных проектов выступают интегрированные маркетинговые коммуникации. Основное внимание при разработке корпоративного проекта уделяется изучению видов, каналов и средств маркетинговых коммуникаций, описывающих характер взаимодействия участников рынка. Ценность коммуникативного эффекта определяется эффективностью маркетинговых коммуникаций, включающих организацию и все остальные заинтересованные в её работе группы - потребителей образовательных услуг, работодателей, абитуриентов, родителей и всех, с кем установлены взаимовыгодные деловые отношения.

Далее рассмотрим этапы реализации корпоративного проекта как основы интеграции средств коммуникаций и участников, планируемых в рамках проекта мероприятий [8]. Охарактеризуем далее каждый из основных этапов реализации корпоративных проектов, представленных на рисунке.

Этапы реализации корпоративных проектов

Этап 1. Определение и анализ целевой аудитории. Целевая аудитория - это группа реальных и потенциальных потребителей, которым должно быть адресовано коммуникационное сообщение. Корпоративные проекты по продвижению образовательных услуг предполагают участие определённых целевых аудиторий в зависимости от поставленных учебным заведением целей, задач, стратегии, направления корпоративного проекта.

Основными целевыми аудиториями образовательного учреждения являются [12, с. 61]:

- потребители и заказчики рынка образовательных услуг (абитуриенты и их родители, лица, желающие получить дополнительное или второе высшее образование и т. д.);

- представители рынка труда (кадровые агентства, работодатели и т. д.);

- представители вуз/суза (студенты, научно-педагогические работники, администрация и сотрудники вуза);

- потенциальные сотрудники вуза/суза (научно -педагогические работники других учебных заведений);

- средства массовой информации;

- государственные структуры и органы управления образованием, организации культуры, общественные объединения и т. д.

Правильное определение потребителей по признакам, свойственным каждой в отдельности группе, позволит сформировать эффективный комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций для каждой группы в рамках корпоративного проекта.

Этап 2. Определение целей, задач и содержания корпоративного проекта. Главная цель любого корпоративного проекта - упорядочение всех процессов для повышения эффективности деятельности вуза/суза в целом, а также полное следование общей маркетинговой стратегии позиционирования продвигаемого проекта. В нём необходимо заложить использование широкого спектра коммуникационных каналов в связи с тем, что предполагается широкий охват целевой аудитории. Целью корпоративных проектов в сфере образовательных услуг является выявление проблем формирования единой корпоративной культуры вуза/суза и его партнёров и потребителей, обоснование, разработка и внедрение таких элементов маркетинговых коммуникаций, посредством которых устанавливаются партнёрские отношения, формируется положительный имидж учебного заведения.

Разные корпоративные проекты имеют и разные задачи, основными из которых являются формирование у потребителя позитивного отношения к учебному заведению, коррекция стереотипов общественного мнения, расширение представлений и знаний о спектре образовательных услуг, предлагаемых вузом/сузом, освещение его деятельности в СМИ, создание и развитие партнёрской базы института, организация и проведение PR-кампаний и др. Содержание корпоративного проекта включает полное его описание, основные мероприятия, планируемые для его реализации, перечень интегрированных маркетинговых коммуникаций, с помощью которых осуществляется процесс передачи информации целевым потребителям образовательных услуг.

Этап 3. Определение структуры команды проекта. Участники проекта - физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта и чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.

Как правило, основными участниками проекта являются:

1. Заказчик - сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Он определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счёт своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта. В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.

2. Инициатор проекта - это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит предложение об инициации проекта, может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации. Чаще всего это сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует его со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы). Он отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации, несёт ответственность перед генеральным директором/президентом или управляющим советом, назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.

3. Менеджер проекта (руководитель - лицо, ответственное за управление проектом) несёт ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества. Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта менеджер может получать поддержку со стороны администратора проекта или команды поддержки. Для достижения целей проекта менеджер создаёт специальные организационные структуры - команду проекта и команду управления проектом. Успех всего проекта во многом зависит от эффективности функционирования данных организационных структур.

Команда проекта - временная организационная структура, объединяющая отдельных специалистов, группы и/или организации, привлечённые к выполнению работ и ответственные перед руководителем проекта за их выполнение. Создаётся в основном на период осуществления проекта. Может включать как внутренних, так и внешних исполнителей и консультантов. Команда управления проектом объединяет членов команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом и принятие

управленческих решений. От умения менеджера определить и привлечь к руководству проектом необходимых специалистов зависит снижение рисков проекта и потенциальных проблем.

Менеджеры и члены команды (исполнители) отчитываются перед менеджером проекта и несут ответственность за реализацию запланированных работ и результатов (ответственность может варьироваться от отдельно выделенного результата (документ, решение) до завершённого подпро-екта) [7]. Важно с самого начала суммировать опыт всех членов команды для решения возможных проблем проекта. В крупных проектах менеджер проекта может собрать небольшую команду ключевых сотрудников, каждый из которых отвечает за собственную подкоманду, структурированную по пакетам работ или по подпроектам.

Этап 4. Определение бюджета на реализацию проекта. Реализация маркетинговых коммуникаций в сфере услуг зависит от принципов формирования бюджета. Известны следующие методы формирования бюджета: остаточный, процент от продаж, паритет с конкурентами - в соответствии с целями и задачами [2, 5].

Образовательные учреждения в большинстве случаев имеют дело с небольшими коммуникационными бюджетами. Именно поэтому алгоритм выбора метода продвижения начинается с такого не характерного для обычной коммуникационной кампании первого этапа, как формирование бюджета и уточнение количества инструментов маркетинговых коммуникаций. Таким образом, коммуникационная кампания, её цели и задачи как бы «затачиваются под бюджет». Бюджет является инструментом, с помощью которого достигаются определённые цели. Однако он не может рассматриваться как залог успешной экономической деятельности учебного заведения в случае, когда из-за ошибок при принятии решений бюджет был неправильно или не вовремя исполнен. Поэтому необходимо всегда осуществлять контроль состояния исполнения бюджета, отмечать исполнение текущих задач и промежуточное соответствие расходов плановым расчётам. Для определения бюджета коммуникационной кампании необходимо наметить основные мероприятия, удовлетворяющие её целям. Бюджет формируется на основании учёта стоимости запланированного инструментария, используя максимально эффективные носители.

Этап 5. Формирование видов и средств интегрированных маркетинговых коммуникаций. Учитывая то, что бюджет на реализацию проекта в большинстве случаев ограничен, соответственно, и выбор средств передачи обращения должен определяться исходя из этого фактора, а также классификации элементов маркетинговых коммуникаций, которая предполагает разделение всех маркетинговых коммуникаций на виды (внутренние и внешние), каналы (личные и неличные) и средства (конференции, круглые столы, газеты, журналы, терминалы с расписанием и информацией для потребителей, ярмарки, указатели и пр.). Для каждой группы потребителей, участвующих в реализации проекта, на основании результатов проведённых маркетинговых исследований определяется наиболее предпочтительный набор средств маркетинговых коммуникаций, участвующих в реализации корпоративного проекта.

Этап 6. Реализация корпоративного проекта. Данный этап предполагает организацию и проведение конкретных мероприятий в рамках корпоративного проекта с использованием интегрированных маркетинговых коммуникаций, сформированных в предыдущем этапе, ориентированных на прямых и косвенных потребителей образовательных услуг.

Этап 7. Оценка результативности корпоративного проекта. После проведения всех коммуникационных мероприятий даётся обобщённая оценка результатов корпоративного проекта. Вопрос измерения эффективности маркетинговых коммуникаций достаточно сложен. С одной стороны, не зная, насколько эффективен тот или иной инструмент маркетинговых коммуникаций, нельзя ни улучшить их, ни исправить ошибки. С этой точки зрения измерение эффективности просто необходимо, оно полностью окупится и принесёт несомненную пользу. С другой стороны, методы, применяемые для измерения эффективности (например, измерение доли рынка до и после реализации программы продвижения), как правило, дорогостоящи и трудоемки, и затраты на оценку эффективности могут быть несопоставимы с суммами, потраченными на маркетинговые коммуникации. Поэтому, учитывая, что бюджет ограничен, а масштабы бизнеса невелики, лучше использовать наиболее простые и дешёвые методы оценки эффективности.

При этом эффективность корпоративного проекта в сфере образовательных услуг не всегда можно оценить количественно, что объясняется рядом причин объективного характера, а эффективность в определённой степени носит абстрактный характер. Во-первых, эффективность не поддаётся однозначному количественному измерению. Во-вторых, для оценки эффективности невозможно

подобрать интегральный показатель, который мог бы количественно определить результативность. Поэтому при оценке корпоративных проектов желательно перейти к оценке эффекта.

Особенностью процессов, происходящих в сфере образовательных услуг, является тот факт, что итогом её функционирования выступает удовлетворение покупательского спроса, оказание услуг, а также то, что эффект проявляется не только в самой этой сфере, но и за её пределами.

Таким образом, разработка и реализация корпоративного проекта образовательного учреждения как одного из элементов РЯ-мероприятий является хорошей площадкой для развития корпоративных традиций и ценностей организации и их продвижения в масштабах общественности для формирования имиджа. Рассмотрим более подробно особенности практического применения учебными заведениями технологий и средств корпоративных РЯ-мероприятий.

Можно выделить несколько традиционных проектов, отождествляющих корпоративную культуру вузов/сузов и ожидаемых целевыми аудиториями. Это День знаний, Праздник посвящения в студенты (первокурсника), День студента, День открытых дверей, Торжественная церемония вручения дипломов и т. д. К этим мероприятиям следует добавить устоявшиеся календарные праздники и отраслевые профессиональные праздники (День учителя, День медицинского работника и пр.), проведение которых также является традиционным в рамках корпоративных мероприятий учебных заведений.

При этом существуют примеры реализации вузами/сузами оригинальных корпоративных проектов, которые впоследствии становятся той отличительной чертой образовательного учреждения, способной не только подчеркнуть его имидж, но и сформировать лояльность и приверженность со стороны различных групп потребителей.

С целью содействия творческой самореализации и повышению профессионального мастерства государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Омской области «Омский библиотечный техникум» реализует проект «Конкурс профессионального мастерства среди студентов дневной и заочной формы обучения и выпускников «Библиотека как территория творчества» [11, с. 29]. Основной целью данного проекта является формирование позитивного социального и профессионального имиджа профессии библиотекаря, стимулирование познавательных, творческих, аналитических способностей и интересов библиотечных специалистов.

В конкурсе принимают участие представители библиотек из более чем 20 муниципальных районов Омской области, а активное применение средств маркетинговых коммуникаций и освещение результатов конкурса на выставках позволяют повысить интерес к работникам сельских библиотек и показать дальнейший потенциал их развития.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ) активно реализует корпоративный проект «Герцен-класс», суть которого заключается в создании студенческой команды для продвижения вуза на рынке образовательных услуг. Ключевой задачей проекта являлось формирование компетентной студенческой команды, обладающей необходимыми навыками для работы в коммуникационной сфере. В компетенцию команды «Герцен-класс» входит представление интересов университета на специализированных выставках, распространение рекламной продукции университета, информационная работа в период приемной кампании, профориентация будущих абитуриентов, проведение экскурсий по территории университета [9, с. 34].

Существенной частью проекта является посвящение студентов «Герцен-класса» в официальные представители университета и разработка для них фирменной одежды.

Команда «Герцен-класс» работает уже более 7 лет, имеет высокую результативность работы в условиях минимизации финансовых затрат на рекламу и продвижение вуза.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского совместно с кафедрой экономики и социологии труда экономического факультета реализует культурно-образовательный проект для школьников и студентов «Школа Управления Персоналом», основная задача которого заключается в предоставлении возможности применить на практике полученные знания. В качестве преподавателей Школы Управления Персоналом выступают студенты ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, преподаватели и омские предприниматели. Программа Школы ориентирована не только на проведение обучающих тренингов, лекций и кейсов, но и организацию внеучебной развлекательной программы, состоящей из квестов, танцевального марафона, концерта и интеллектуальных игр. Школа Управления Персоналом способствует развитию творческих и управленческих навыков, лидерских качеств студентов, мотивирует школьников на дальнейшее поступление в вуз.

Подводя итоги, стоит отметить, что в целом корпоративные проекты учебных заведений, рассмотренные в статье, являются универсальными для любого образовательного учреждения, поскольку в них не отражена отраслевая или региональная специфика. При этом главной

особенностью любого PR-мероприятия является грамотное использование коммуникационных средств, которые позволят привлечь внимание широких групп общественности и СМИ, консолидировать внутренние целевые аудитории учебного заведения и посредством трансляции корпоративных ценностей и традиций сформировать имидж образовательного учреждения.

В условиях интеграции российской системы образования в единое образовательное пространство появляется необходимость разработки стратегии позиционирования [3, с. 331] учебных заведений и реализации данной стратегии посредством открытого диалога с общественностью, внешними и внутренними аудиториями в контексте целенаправленного выстраивания собственного имиджа.

Библиографический список

1. Барановский А. И. Управление маркетингом непрерывного многоуровневого образования / А. И. Барановский. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 198 с.

2. Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и PR / Б. Л. Борисов. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 624 с.

3. Борисова, О. М. Методика разработки стратегии позиционирования крупного города / О. М. Борисова // Вестник Омского университета. - № 3. - 2012. - С. 329-336.

4. Гойхман, О. Я. Организация и проведение мероприятий. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 120 с.

5. Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации / Е. Н. Голубкова. - М. : Дело и сервис, 2011. - 336 с.

6. Горфинкель, В. Я. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель, В. С. Торопцов.

- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 127 с.

7. Гританс, Я. М. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм / Я. М. Гританс - М. : Волтерс Клувер, 2005. - 160 с.

8. Ибрагимова, О. Ю. Разработка интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза на основе корпоративных проектов / О. Ю. Ибрагимова. - Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2014. - 164 с.

9. Каверина Е. А. Коммуникационные проекты и специальные события как технологии развития корпоративной культуры вуза / Е. А. Каверина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского.

- 2009. - № 5. - С. 31-37.

10. Патласов, О. Ю. Маркетинг персонала : учебник для бакалавров / О. Ю. Патласов. - М. : Дашков и Ко, 2015. - 384 с.

11. Продвижение территории через культурные бренды: использование новых коммуникационных технологий: материалы I Международной научно-практической конференции. - Омск : Изд-во «Образование Ин-форм», 2010. - 396 с.

12. Социальные проблемы современного города в визуальной культуре: дизайн, реклама, полиграфия / Материалы VII Международной практической конференции. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. - 214 с.

O. Y. Ibragimova, Omsk Economic Institute O. M. Borisova,

Siberian Institute of Business and Information Technology

CORPORATE PROJECTS AS A TECHNOLOGY OF FORMING THE IMAGE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

At the present stage of development of market relations and in conditions of severe competition, to build and maintain the image of companies, including universities, it is necessary to use different creative PR-technologies, one of which is PR-events. The object of the research in this article are corporate PR activities, which represent a large block of various promotions and corporate events, aimed at a domestic audience of educational institutions of higher and secondary professional education.

Keywords: PR events, corporate project, stages of implementation of the enterprise project, the formation of the image of the educational institution, the positioning strategy of the educational institution.

References

1. Baranowski A.I. Upravlenie marketingom nepreryvnogo mnogourovnevogo obrazovaniya [Marketing Management continuous multi-level education]. Omsk, Publ OmSTU, 2007. 198 p.

2. Borisov B.L. Tekhnologii reklamy i PR [Technology Advertising and PR]. Moscow, FAIR PRESS, 2004. 624 p.

3. Borisova O.M. Methods of development strategy of positioning a large city. Vestnik Omskogo universiteta, 2012, vol. 8, no. 3, pp. 329-336.

4. Goikhman O.J. Organizatsiya i provedenie meropriyatij [Organization and holding of events]. Moscow, INFRA-M, 2012. 120 p.

5. Golubkova E.N. Marketingovye kommunikatsii [Marketing communications]. Moscow, Business and services, 2011. 336 p.

6. Gorfinkel V.J. Kommunikatsii i korporativnoe upravlenie [Communications and Corporate Governance]. Moscow, YUNITI-DANA, 2012. 127 p.

7. Gitans J.M. Korporativnye otnosheniya: Pravovoe regulirovanie organizatsionnykh form [Corporate relations: Legal regulation of organizational forms]. Moscow, The Walters Kluwer, 2005. 160 p.

8. Ibragimova O.Y. Razrabotka integrirovannykh marketingovykh kommunikatsij vuza na osnove korporativnykh proektov [Development of integrated marketing communications University on the basis of corporate projects]. Omsk, Publishing house ANO VPO "Omsk economic Institute", 2014. 164 p.

9. Kaverina E.A. Communication projects and special events as the technology development of the corporate culture of the University. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2009, vol. 6, no. 5, pp. 31-37.

10. Patlasov O.Y. Marketingpersonala [Marketing staff]. Moscow, Dashkov and To, 2015. 384 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Prodvizhenie territorii cherez kul'turnye brendy: ispol'zovanie novykh kommunikatsionnykh tekhnologij [Promotion of the site through cultural brands: use of new communication technologies]: Proceedings of VII International conference. Omsk, Publishing house "Education information", 2010. 396 p.

12. Sotsial'nye problemy sovremennogo goroda v vizual'noj kul'ture: dizajn, reklama, poligrafiya [Social problems of the modern city in visual culture: design, advertising, printing]: Proceedings of VII International conference. Omsk, Publ OmSTU, 2008. 214 p.

© О. Ю. Ибрагимова, О. М. Борисова, 2015

Авторы статьи - Ольга Юрьевна Ибрагимова, кандидат экономических наук, Омский экономический институт, e-mail: olialeinveber@mail.ru

Ольга Михайловна Борисова, кандидат экономических наук, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, e-mail: om_borisova@mail.ru

Рецензенты:

Е. В. Исаева, доктор экономических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. С. А. Мамонтов, доктор экономических наук, доцент, Омский экономический институт.

УДК 336.63

В. В. Преснякова, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ ЧЕРЕЗ КОРПОРАТИВНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ, КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрена необходимость внедрения дополнительного пенсионного обеспечения, реализуемого через корпоративные пенсионные программы. Проанализированы преимущества и недостатки присущие для работодателей и их сотрудников при использовании системы дополнительного пенсионного обеспечения. Выявлена и обоснована необходимость участия негосударственных пенсионных фондов в разработке корпоративных пенсионных программ с целью разрешения проблем достойного существования работников, достигших пенсионного возраста. На основе проведённого исследования автором предлагается произвести внедрение корпоративных пенсионных программ с целью повышения уровня конкурентоспособности компании на рынке труда и приобретения имиджа социально-ориентированной организации, что повысит уровень их инвестиционной привлекательности и обеспечит высокий уровень мотивации квалифицированных сотрудников на длительный период времени.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, пенсионная система, дополнительное пенсионное обеспечение, корпоративные пенсионные программы, демографические проблемы, надёжность негосударственных пенсионных фондов.

Одной из главных задач любого государства является обеспечение населения достойным уровнем существования при наступлении пенсионного возраста. Однако в сложившихся демографических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.