Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / КОРПОРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ / АВТОРСКИЙ ПОДХОД / CORPORATE RELATIONS / CORPORATE STRUCTURE / CORPORATE INTERACTION / APPROACHES TO INTERPRETATION / AUTHOR'S APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молохович Марина Викторовна

Формирование корпоративных структур в различных отраслях экономики является важнейшей тенденцией современного этапа ее развития. Целесообразность их создания и эффективность функционирования доказаны теорией и практикой организации корпоративного взаимодействия хозяйствующих субъектов в различных отраслях народного хозяйства. Вместе с тем объединение усилий представителей разных сфер деятельности по достижению общих целей сопряжено с рядом трудностей, требующих незамедлительного решения, и в первую очередь с потребностью выработки эффективного механизма их взаимоотношений в составе корпоративной структуры, что не представляется возможным без знания теоретических и методологических основ их оптимального построения. В связи с чем и возникает потребность дополнительной проработки теоретико-методологических аспектов организации корпоративных отношений хозяйствующих субъектов, принявших решение о вступлении в состав корпоративных формирований. В статье исследована сущность корпоративных отношений и возможность применения данной категории относительно различных систем взаимодействия субъектов хозяйствования. На основании этого выделены основные подходы к трактовке термина «корпоративные отношения», изучены ключевые элементы каждого из них и проведен анализ определений исследуемой категории, наиболее широко используемых в научной литературе. Основное внимание уделено изучению трактовок корпоративных отношений в рамках подхода, отождествляющего их с отношениями, возникающими в ходе функционирования корпоративных формирований. Выявлены преимущества и недостатки основных из них, что позволило выработать авторский подход к толкованию сущности исследуемой категории и дать авторское определение корпоративных отношений, наиболее полно раскрывающее их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE RELATIONS OF ECONOMIC ENTITIES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The formation of corporate structures in various sectors of the economy is the most important trend at the current stage of its development. The feasibility of their creation and the effectiveness of their functioning are proved by the theory and practice of organizing corporate interaction of business entities in various sectors of the national economy. At the same time, combining the efforts of representatives of different spheres of activity to achieve common goals is associated with a number of difficulties that require immediate solutions, and, first of all, with the need to develop an effective mechanism for their relationship as part of the corporate structure, which is not possible without knowledge of the theoretical and methodological foundations of their optimal build. In this connection, there is a need for additional study of theoretical and methodological aspects of the organization of corporate relations of business entities that have made a decision to join corporate formations. The article examines the essence of corporate relations and the possibility of using this category in relation to various systems of interaction between business entities. On the basis of this, the main approaches to the interpretation of the term "corporate relations" are highlighted, the key elements of each of them are studied and the analysis of the definitions of the studied category most widely used in the scientific literature is carried out. The main attention is paid to the study of the interpretation of corporate relations within the framework of an approach that identifies them with the relations arising in the course of the functioning of corporate formations. The advantages and disadvantages of the main ones were revealed, which made it possible to develop the author's approach to the interpretation of the essence of the studied category and to give the author's definition of corporate relations, which most fully reveals their essence.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 334.7

М. В. Молохович

Белорусский государственный университет

КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Формирование корпоративных структур в различных отраслях экономики является важнейшей тенденцией современного этапа ее развития. Целесообразность их создания и эффективность функционирования доказаны теорией и практикой организации корпоративного взаимодействия хозяйствующих субъектов в различных отраслях народного хозяйства. Вместе с тем объединение усилий представителей разных сфер деятельности по достижению общих целей сопряжено с рядом трудностей, требующих незамедлительного решения, и в первую очередь с потребностью выработки эффективного механизма их взаимоотношений в составе корпоративной структуры, что не представляется возможным без знания теоретических и методологических основ их оптимального построения. В связи с чем и возникает потребность дополнительной проработки теоретико-методологических аспектов организации корпоративных отношений хозяйствующих субъектов, принявших решение о вступлении в состав корпоративных формирований.

В статье исследована сущность корпоративных отношений и возможность применения данной категории относительно различных систем взаимодействия субъектов хозяйствования. На основании этого выделены основные подходы к трактовке термина «корпоративные отношения», изучены ключевые элементы каждого из них и проведен анализ определений исследуемой категории, наиболее широко используемых в научной литературе. Основное внимание уделено изучению трактовок корпоративных отношений в рамках подхода, отождествляющего их с отношениями, возникающими в ходе функционирования корпоративных формирований. Выявлены преимущества и недостатки основных из них, что позволило выработать авторский подход к толкованию сущности исследуемой категории и дать авторское определение корпоративных отношений, наиболее полно раскрывающее их сущность.

Ключевые слова: корпоративные отношения, корпоративная структура, корпоративное взаимодействие, подходы к трактовке, авторский подход.

M. V. Malakhovich

Belarusian State University

CORPORATE RELATIONS OF ECONOMIC ENTITIES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The formation of corporate structures in various sectors of the economy is the most important trend at the current stage of its development. The feasibility of their creation and the effectiveness of their functioning are proved by the theory and practice of organizing corporate interaction of business entities in various sectors of the national economy. At the same time, combining the efforts of representatives of different spheres of activity to achieve common goals is associated with a number of difficulties that require immediate solutions, and, first of all, with the need to develop an effective mechanism for their relationship as part of the corporate structure, which is not possible without knowledge of the theoretical and methodological foundations of their optimal build. In this connection, there is a need for additional study of theoretical and methodological aspects of the organization of corporate relations of business entities that have made a decision to join corporate formations.

The article examines the essence of corporate relations and the possibility of using this category in relation to various systems of interaction between business entities. On the basis of this, the main approaches to the interpretation of the term "corporate relations" are highlighted, the key elements of each of them are studied and the analysis of the definitions of the studied category most widely used in the scientific literature is carried out. The main attention is paid to the study of the interpretation of corporate relations within the framework of an approach that identifies them with the relations arising in the course of the functioning of corporate formations. The advantages and disadvantages of the main ones were revealed, which made it possible to develop the author's approach to the interpretation of the essence of the studied category and to give the author's definition of corporate relations, which most fully reveals their essence.

Key words: corporate relations, corporate structure, corporate interaction, approaches to interpretation, author's approach.

Введение. Проводимые в последние годы исследования опыта функционирования корпоративных структур в различных отраслях экономики подтверждают высокую эффективность и жизнеспособность данных формирований. Но хотя усиление взаимного действия ранее обособленных хозяйствующих субъектов и заложено в саму сущность интеграции, составляющей основу корпоративного взаимодействия, не все объединения способны на практике получить положительный эффект синергии. Зачастую полученные результаты не соответствуют ожиданиям участников корпоративной структуры, а порой свидетельствуют и об ухудшении их деятельности. Как правило, это происходит в случае необоснованного создания корпоративного формирования без учета интересов и потребностей его потенциальных участников. Однако даже в случае стремления хозяйствующих субъектов к взаимодействию и проведению предварительных расчетов ожидаемой эффективности, подтверждающих целесообразность сотрудничества, конечные результаты могут быть отрицательными, если в процессе совместной деятельности не удалось наладить оптимальных взаимоотношений между всеми элементами системы. В связи с чем проработка вопросов построения отношений сотрудничества в рамках корпоративной структуры приобретает особую актуальность. Причем начинать данное исследование нужно с изучения теоретико-методологических аспектов возникновения и развития корпоративных отношений, выступающих базисом их рациональной организации.

Основная часть. Термин «отношения» широко используется в экономической литературе для выражения связей между различными субъектами народного хозяйства и чаще всего отождествляется с взаимосвязями между элементами системы. Такое понимание указанной категории является следствием ее довольно общих трактовок, приводимых в энциклопедических словарях и справочниках. В частности, данные источники под отношениями рекомендуют понимать, во-первых, «взаимную связь разных величин, предметов, действий», а во-вторых, «связь между кем-нибудь, возникающую при общении, контактах» [1, с. 524]. Основываясь на данном толковании сущности отношений, можно сделать вывод, что применительно к проводимому нами исследованию термин «отношения» следует рассматривать как категорию, охватывающую все аспекты функционирования корпоративной структуры и имеющую первостепенную значимость для ее деятельности. Что касается термина «корпоративные отношения», то присутствие в нем характеристики «корпоративный»

указывает на то, что возникновение и развитие данных отношений неотъемлемо от деятельности организации или объединения и позволяет выделить их в особую группу, отличную от всех других видов отношений. Причем корпоративные отношения, складывающиеся в рамках единичного предприятия и в корпоративной структуре, существенно различаются, что должно найти отражение в их трактовках. Однако, как показывает практика, чаще всего этого не происходит, в силу чего возникает необходимость более детального изучения данного вопроса и выявления признаков указанной категории, позволяющих соотнести ее с деятельностью корпоративной структуры.

Исследованию проблем организации корпоративных отношений в различных отраслях народного хозяйства посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов. Так, среди белорусских ученых, внесших существенный вклад в исследование проблем создания и функционирования различных форм корпоративных объединений, следует, прежде всего, выделить М. И. Запольского, В. Г. Гусакова, В. М. Синельникова, А. П. Шпака, А. И. Кру-пича, П. Г. Чухольского, Т. И. Ленскую, Н. А. Бычкова, Н. В. Ермалинскую, Н. В. Пархоменко и других авторов. Их труды затрагивают практически все основные аспекты функционирования корпоративных формирований, включая вопросы построения эффективных взаимоотношений между всеми участниками корпоративной системы. Однако, рассматривая корпоративные отношения как таковые, данные исследователи используют различные понятия для их обозначения, как правило, избегая формулировки «корпоративные отношения». В частности, наиболее частое применение нашли такие термины, как «кооперативные отношения», «интеграционные отношения», «кооперативно-интеграционные отношения», «отношения сотрудничества» и т. д., зачастую используемые как синонимы. Данное расхождение во мнениях во многом обусловлено различием в подходах данных авторов к наименованию организаций созданных на объединенных началах. В этих целях ими используются такие понятия, как «интегрированная структура», «кооперативно-интеграционная структура (объединение)», «корпорация», реже - «корпоративная структура». Однако большинство авторов не придерживается единого мнения по данному вопросу и использует различные термины, рассматривая их как аналоги. К тому же многие отечественные исследователи предпочитают использовать общие термины «объединение» и «формирование» с добавлением к ним уточнения отраслевой принадлежности либо характера создания.

Так, например, Н. Г. Королевич, Н. А. Бычков и А. А. Зеленовский в качестве одного из элементов понятийного аппарата исследования кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе выделяют термин «агропромышленное объединение» [2, с. 51-52]. Этим же авторам свойственно и использование понятия «объединение организаций». Причем более детальное исследование определений указанных терминов показало, что они вполне могут подойти для толкования сущности «интегрированных», «корпоративных» и «кооперативно-интеграционных структур», упоминаемых в литературных источниках.

Также многие отечественные авторы в своих научных трудах косвенно затрагивают проблемы корпоративных отношений, не акцентируя на них внимания. В частности, К. Ю. Юшко, исследуя проблемы корпоративного управления в холдингах, не может не касаться вопросов корпоративных отношений [3]. То же самое касается и других авторов, исследующих различные аспекты создания и функционирования корпоративных формирований, развития и реализации корпоративных интересов их участников, построения эффективных систем корпоративного взаимодействия.

В отличие от белорусских исследователей, в зарубежной практике отношения, возникающие в процессе функционирования различных организаций и объединений, как правило, называют корпоративными. Российские ученые также активно оперируют данным термином, проводя довольно подробные исследования в этой области, чему во многом способствовало законодательное закрепление трактовки данного термина. Как пишет И. С. Шиткина «...Гражданский кодекс РФ определяет корпоративные отношения на законодательном уровне, признавая таковыми общественные отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или управлением ими» [4, с. 23]. Проблема состоит лишь в том, что разные авторы по-разному понимают сущность корпоративной организаций, а следовательно, и корпоративных отношений.

Исходя из этого, а также опираясь на результаты этимологического исследования термина «корпорация» и производных от него категорий, можно сделать вывод, что использование термина «корпоративные отношения» касательно отношений, возникающих в процессе создания и функционирования различных корпоративных формирований, является наиболее обоснованным и целесообразным. Однако обобщение существующих трактовок термина «корпоративные отношения», приводимых в научной литературе на протяжении более пятнадцати лет,

позволило выделить три основных подхода к его толкованию, отличающихся широтой охвата взаимодействующих субъектов, каждый из которых требует более подробного рассмотрения [5].

В рамках первого подхода корпоративные отношения рассматриваются как отношения, складывающиеся при осуществлении любых совместных действий по достижению общих целей. Его сторонниками выступают Ю. П. Прас-лов [6], В. А. Белов [7] и В. Ф. Яковлев [8], вкладывающие наиболее широкий смысл в данное понятие. Так, В. А. Белов определяет исследуемую категорию как «отношения, складывающиеся в связи с объединением усилий и (или) имущества частных лиц, направляемым на достижение общей цели» [7, с. 28]. Еще более общим является мнение В. Ф. Яковлева, считающего их «частью общественных связей в сфере экономики» [8, с. 24]. В большинстве случаев корпоративные отношения отождествляются с общественными отношениями, что, несомненно, является таковым, ведь они представляют собой не что иное, как часть общественных отношений. Однако корпоративные отношения кардинально отличаются от других их разновидностей и не могут трактоваться как общественные отношения в целом. В этой связи отдельные авторы пытаются дать уточненное определение, указав, что корпоративные отношения - это общественные отношения, возникающие в определенной сфере деятельности. В частности, В. А. Белов во втором своем определении описывает их как «общественные отношения . по совместному достижению общих целей - союзной или корпоративной деятельности» [7, с. 28], приводя более узкую, но все же выходящую за пределы деятельности организации или корпоративной структуры трактовку, не совсем подходящую для раскрытия сути корпоративных отношений.

Второй подход состоит в отождествлении корпоративных отношений с отношениями, возникающими в ходе функционирования сложных хозяйствующих субъектов и объединений. В последние годы данный подход приобретает все большую популярность в силу активизации процессов создания корпоративных структур в различных отраслях народного хозяйства. К его представителям можно отнести Е. Д. Тягай [9], Я. М. Гританса [10] и других авторов, считающих корпоративные отношения неотделимыми от деятельности крупной компании или корпоративного формирования. Их мнение основывается на том, что характеристика «корпоративный» означает относящийся к объединению, образованному на

основе единого объединяющего критерия, или компании, созданной на основе чего-то общего (общих интересов, целей и т. д.). Подтверждением правильности такого подхода могут послужить определения корпорации как крупной компании, предприятия, объединения лиц, организаций, фирм, наиболее часто приводимые в толковых и иных словарях на протяжении длительного времени. Ведь понятие «корпоративный» является производным от термина «корпорация» и его толкование во многом зависит от мнения автора относительно трактовки указанной категории.

Представители третьего подхода трактуют корпоративные отношения в наиболее узком смысле как отношения, складывающиеся в акционерных и иных хозяйственных обществах (О. А. Макарова [11], Т. В. Кашанина [12], И. С. Шиткина [13] и др.). Данное мнение является следствием узкого толкования термина «корпорация», согласно которому под корпорацией понимается исключительно акционерное общество и лишь в ряде случаев подразумеваются другие его формы. Так, например, В. Г. Золотогоров определяет корпорацию как «акционерную форму собственности, предполагающую коллективное владение собственностью (капиталом), сосредоточение функций управления предприятием в руках вышестоящих звеньев профессиональных управляющих (менеджеров)» [14, с. 225]. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые другие авторы. Однако здесь следует процитировать О. А. Макарову, которая, являясь сторонницей указанного подхода, все же отмечает его узость. Проведя исследование сущности термина «корпорация», она отмечает, что чаще всего «...корпорация рассматривается как собирательное понятие, под которым понимаются предпринимательские объединения капитала, имеющие различные организационно-правовые формы» и только «. в узком смысле под корпорацией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его модификации» [11, с. 5]. Иными словами, сторонники различных подходов к трактовке термина «корпорация» по-разному трактуют категорию «корпоративные отношения», соотнося ее либо с деятельностью крупных корпоративных объединений в целом, либо только с акционерными обществами. А это означает, что представителями выделенного нами третьего похода к трактовке термина «корпоративные отношения» являются лишь авторы, выступающие сторонниками узкого толкования понятия «корпорация». Исходя из чего можно сделать вывод, что данный подход применим только для определения частного

проявления корпоративных отношений, возникающих в ходе деятельности акционерных или иных хозяйственных обществ.

Кроме того, следует отметить, что многие авторы не придерживаются какого-либо определенного подхода, по-разному толкуя сущность исследуемой категории. Среди них можно отметить А. А. Кущенко, трактующего корпоративные отношения, с одной стороны, как общественные отношения [15], а с другой -как отношения в объединениях (корпорациях) [16]. Подобное мнение присуще и Ю. П. Прас-лову [6] одновременно считающему данные отношения возникающими в связи с взаимодействием любых лиц по совместному достижению ими общих целей, а также отношениями, складывающимися в хозяйственных обществах.

Такое различие в определении термина «корпоративные отношения» является следствием неоднозначного толкования понятия «корпоративная структура» и связанных с ним категорий. Вместе с тем проведенное нами исследование сущности и возможностей использования характеристики «корпоративный» показало ее неотделимость от деятельности организации или объединения. Исходя из чего наиболее обоснованным, на наш взгляд, является второй подход, в рамках которого наиболее емким определением корпоративных отношений, отражающим саму их сущность, является трактовка Я. М. Гританса, рассматривающего данные отношения как отношения, которые «возникают только между участниками конкретной организации (группы организаций), то есть закрыты для иных субъектов имущественного оборота (третьих лиц)» [10]. В целом, разделяя точку зрения указанного автора, следует еще раз отметить, что наибольший интерес, в силу сложности формирования и многообразия форм проявления, представляют корпоративные отношения, возникающие в корпоративных структурах образуемых зачастую разнородными хозяйствующими субъектами. При этом данные отношения не стоят на месте, они постоянно изменяются и развиваются под воздействием множества факторов внутренней и внешней среды объединения. В этой связи возникает необходимость более детального исследования определений термина «корпоративные отношения», относящихся ко второму подходу.

В таблице представлены результаты анализа и оценки ряда трактовок категории «корпоративные отношения», отождествляющих данные отношения с отношениями, возникающими в крупных организациях и объединениях.

Анализ и оценка трактовок термина «корпоративные отношения», относящихся ко второму подходу

Автор Определение Преимущества Недостатки

Тягай Е. Д. «Отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими» [9, с. 81] отмечено, что корпоративные отношения присущи только членам организаций, созданных на объединенных началах максимально широкая трактовка, в которой не содержатся признаки, позволяющие более четко идентифицировать корпоративные отношения в системе иных общественных отношений

Гританс Я. М. «Совместное (объединенное, интегрированное, корпоративное), подчиненное одной или нескольким общим целям действие и/или действия, поведение, волеизъявление заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений), объединенных (инкорпорированных) между собой совместными (корпоративными) связями (правоотношениями)» [10] отмечены наличие общих целей у участников корпоративных отношений и их заинтересованность в сотрудничестве единственным указанием на принадлежность данных отношений к какой-либо организации является указание на корпоративный характер связей объединенных лиц; из данного определения невозможно установить, в рамках какой организации возникают корпоративные отношения, -в рамках единичного предприятия, созданного путем объединения имущества и усилий физических лиц, в корпоративной структуре или в общественной организации

Отношения, которые «возникают только между участниками конкретной организации (группы организаций), то есть закрыты для иных субъектов имущественного оборота (третьих лиц)» [10] указано, что корпоративные отношения неотделимы от деятельности организации или группы организаций и замыкаются их пределами; особо подчеркнуто, что лица, не являющиеся членами организации или группы организаций, не могут выступать участниками корпоративных отношений автор не делает различия между отношениями, возникающими в обособленной организации и складывающимися в рамках объединения

Кущенко А. А. «Социально-экономические взаимосвязи субъектов, которые полностью отвечают признакам феномена корпоративности», таким как «социально-экономический характер; однопорядковость интересов и общность целей двух и более субъектов; объединение этими субъектами имущества и деятельности путем создания нового юридического лица, функционирующего по принципу членства» [16, с. 21] из определения следует, что данные отношения неотделимы от деятельности корпоративных организаций; в качестве обязательного признака корпоративности отношений указано наличие общих целей и единых интересов у их участников присутствие указания на социально-экономический характер корпоративных отношений несколько сужает область применения исследуемой категории, так как исключает все иные формы взаимоотношений, возникающих в процессе корпоративного взаимодействия; подчеркнуто, что данные отношения присущи только объединениям, создаваемым в форме юридического лица

Окончание таблицы

Автор Определение Преимущества Недостатки

Кущенко А. А. «Отношения, складывающиеся между членами корпорации, ее органами управления и самой корпорацией по поводу организации ее деятельности, реализации корпоративных прав и обязанностей участников корпоративных отношений» [16, с. 21]. отмечено, что корпоративные отношения возникают только между членами корпорации - одного из видов корпоративных формирований; указано, что данные отношения охватывают все сферы деятельности корпорации данная трактовка имеет узкий смысл, так как указание в определении конкретной формы корпоративного объединения - корпорации, исключает возможного его применения в отношении других корпоративных формирований

Примечание. Таблица составлена автором на основе данных литературных источников и собственных исследований.

Исследование преимуществ и недостатков приведенных трактовок показало, что даже в рамках единого подхода к толкованию корпоративных отношений отсутствует единство мнений касательно широты их распространения, а также области и характера возникновения. Необходимость устранения данных противоречий обуславливает потребность выработки единого определения, позволяющего четко разграничить категорию «корпоративные отношения» с другими видами отношений, возникающими в процессе деятельности различных субъектов. В этой связи нами предлагается определять корпоративные отношения как динамично развивающуюся систему связей и взаимоотношений, возникающих между участниками корпоративной структуры, характер которых определяется содержанием совместной деятельности разнородных хозяйствующих субъектов, объединившихся в целях усиления взаимного действия [5].

Преимущества предложенного нами определения корпоративных отношений по сравнению с существующими трактовками состоят в следующем:

— во-первых, указано, что корпоративные отношения - это не разрозненные связи и взаимоотношения, а система;

— во-вторых, отмечено, что данной системе свойственно непрерывное развитие;

— в-третьих, подчеркнуто, что корпоративные отношения не могут возникнуть за пределами корпоративной структуры (данное утверждение применимо к проводимому нами исследованию, так как в иных случаях корпоративные отношения могут формироваться и в рамках обособленных организаций);

— в-четвертых, уточняется, что характер корпоративных отношений в каждом конкретном случае различен и зависит от того, какие субъекты входят в состав корпоративной структуры и какова их деятельность;

— в-пятых, в определении присутствует указание на то, что участниками корпоративных отношений выступают хозяйствующие субъекты;

— в-шестых, указана основная цель построения системы корпоративных отношений - усиление взаимного действия, то есть достижение эффекта синергии.

Перечисленные признаки позволяют выделить корпоративные отношения среди всех других видов отношений, возникающих в процессе взаимодействия различных субъектов, и рассматривать данную категорию в комплексе с термином «корпоративная структура» в качестве его взаимодополняющего и поясняющего элемента. Они определяют центральное место авторской трактовки понятия «корпоративные отношения» в системе существующих подходов к его толкованию.

Заключение. Таким образом, возникновение и развитие корпоративных отношений неразрывно связано с функционированием корпоративных формирований. При этом чем сложение структура такого формирования, чем больше технологических звеньев и представителей различных отраслей она охватывает, тем большее внимание должно уделяться данным процессам, от эффективности протекания которых напрямую зависит эффективность деятельности не только самого объединения, но и отдельных его членов. Правильное понимание сущности корпоративных отношений позволит обоснованно подходить к их организации и практической реализации.

Знание теоретическо-методологических аспектов построения оптимальных корпоративных отношений в рамках интегрированной системы взаимодействия обеспечит в дальнейшем их рациональную организацию в практике хозяйствования различных корпоративных формирований.

Список литературы

1. Экономический и юридический словарь / А. Н. Азрилиян [и др.]. М.: Институт новой экономики, 2004. 1088 с.

2. Королевич Н. Г., Бычков Н. А., Зеленовский А. А. Кооперация и интеграция организаций в агропромышленном комплексе. Минск: БГАТУ, 2019. 240 с.

3. Юшко К. Ю. Корпоративное управление в холдингах: особенности и инструменты // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. 2018. № 1. С. 56-66.

4. Корпоративное право / И. С. Шиткина [и др.]. М.: КНОРУС, 2016. 1088 с.

5. Молохович М. В. Подходы к исследованию термина «корпоративные отношения» и его авторская трактовка // Модернизация хозяйственного механизма сквозь призму экономических, правовых, социальных и инженерных подходов: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15 марта 2018 г. Минск, 2018. С. 427.

6. Праслов Ю. П. Корпоративные отношения как предмет гражданского права // Территория науки. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnye-otnosheniya-kak-predmet-grazhdanskogo-prava (дата обращения: 18.06.2020).

7. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / В. А. Белов [и др.]. М.: Изд-во «Юрайт», 2015. 552 с.

8. Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право (Вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. 224 с.

9. Тягай Е. Д. Корпоративные отношения как предмет гражданско-правового регулирования: оценка первых этапов реформы гражданского законодательства // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 10. URL: http://vestnik-msal.ru/articles/article_102129.html (дата обращения: 18.06.2020).

10. Гританс Я. М. Корпоративные отношения: правовое регулирование организационных форм: монография. 2005. URL: http://www.classs.ru/library/node/1935 (дата обращения: 18.06.2020).

11. Макарова О. А. Корпоративное право. М.: Волтерс Клувер, 2005. 432 с.

12. Кашанина Т. В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 815 с.

13. Корпоративное право / И. С. Шиткина [и др.]. М.: Волтерс Клувер, 2008. 648 с.

14. Золотогоров В. Г. Экономика: энцикл. словарь. Минск: Книжный Дом, 2004. 720 с.

15. Кущенко А. А. Корпоративные отношения: понятие и специфика // Современное право. 2013. № 7. URL: http://naukarus.com/korporativnye-otnosheniya-ih-ponyatie-i-spetsifika (дата обращения: 18.06.2020).

16. Кущенко А. А. Корпоративные отношения как предмет правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 2014. 30 с.

References

1. Azriliyan A. N. [et al.]. Ekonomicheskiy iyuridicheskiy slovar' [Economics and law dictionary]. Moscow, Institut novoy ekonomiki Publ., 2004. 1088 p.

2. Korolevich N. G., Bychkov N. A., Zelenovskiy A. A. Kooperatsiya i integratsiya organizatsii v ag-ropromyshlennom komplekse [Cooperation and integration of organizations in the agricultural sector]. Minsk, BGATU Publ., 2019. 240 p.

3. Yushko K. Yu. Corporate governance in holdings: features and tools. Zhurnal Belorusskogo gosudar-stvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of the Belarusian State University. Economy], 2018, no. 1, pp. 56-66 (In Russian).

4. Korporativnoyepravo [Corporate law] / I. S. Shitkina [et al.]. Moscow, KNORUS Publ., 2016. 1088 p.

5. Malakhovich M. V. Approaches to the study of the term «corporate relations» and its author's interpretation. Modernizatsiya khozyaystvennogo mekhanizma skvoz' prizmu ekonomicheskikh, pravovykh, sotsial'nykh i inzhenernykhpodkhodov: materialyXIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 2018. P. 427 (In Russian).

6. Praslov Yu. P. Corporate relations as a subject of civil law. Territoriya nauki [Territory of science], 2013, no. 2 (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnye-otnosheniya-kak-pred-met-grazhdanskogo-prava (accessed 18.06.2020).

7. Belov V. A. [et al.]. Korporativnoye pravo. Aktual'nyye problemy teorii i praktiki [Corporate law. Actual problems of theory and practice]. Moscow, Izdatel'stvo Yurayt Publ., 2015. 552 p.

8. Yakovlev V. F. Rossiya: ekonomika, grazhdanskoye pravo (Voprosy teorii i praktiki) [Russia: economics, civil law (Questions of theory and practice)]. Moscow, RIC ISPI RAN Publ., 2000. 224 p.

9. Tyagay E. D. Corporate relations as a subject of civil law regulation: evaluation of the first stages of civil law reform. Vestnik universiteta imeni O. E. Kutafina (MGJuA) [Bulletin of the University named after O. E. Kutafin (MSAL)], 2015, no. 10 (In Russian). Available at: http://vestnik-msal.ru/articles/arti-cle_102129.html (accessed 18.06.2020).

10. Gritans Ya. M. Korporativnyye otnosheniya:pravovoye regulirovaniye organizatsionnykhform [Corporate relations: legal regulation of organizational forms]: monografija. 2005. Available at: http://www.classs.ru/ library/node/1935 (accessed 18.06.2020).

11. Makarova O. A. Korporativnoyepravo [Corporate law]. Moscow, Volters Kluver Publ., 2005. 432 p.

12. Kashanina T. V. Korporativnoye pravo (Pravo khozyaystvennykh tovarishchestv i obshchestv) [Corporate law (Law of business associations and companies)]. Moscow, NORMA-INFRA-M Publ., 1999. 815 p.

13. Shitkina I. S. [et al.]. Korporativnoye pravo [Corporate law]. Moscow, Volters Kluver Publ., 2008. 648 p.

14. Zolotogorov V. G. Ekonomika: Entsiklopedicheskiy slovar' [Economy: Encyclopedic dictionary]. Minsk, Knizhnyy Dom Publ., 2004. 720 p.

15. Kushchenko A. A. Corporate relationships: concept and specifics. Sovremennoye pravo [Modern law]. 2013, no. 7 (In Russian). Available at: http://naukarus.com/korporativnye-otnosheniya-ih-ponyatie-i-spetsifika (accessed 18.06.2020).

16. Kushchenko A. A. Korporativnyye otnosheniya kakpredmetpravovogo regulirovaniya. Avtoref. dis kand. yurud. nauk [Corporate relations as a subject of legal regulation. Abstrakt of thesis cand. of leg. sci.]. Saratov, 2014. 30 p.

Информация об авторе

Молохович Марина Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры инноватики и предпринимательской деятельности. Белорусский государственный университет (220010, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: malakhovich_m@mail.ru

Information about the author

Malakhovich Maryna Viktarauna - PhD (Economics), Assistant Professor, the Department of Innovation and Entrepreneurship. Belarusian State University (4, Nezavisimosti Ave., 220010, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: malakhovich_m@mail.ru

Поступила 11.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.