Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИИ'

КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
982
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРАЗДНИКИ / ПЕРСОНАЛ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волостнова А.О.

Статья посвящена определению роли корпоративных мероприятий для организации в целом. Даны определения понятий «корпоративное мероприятие» и «праздник» для формирования наиболее точного понимания исследуемой проблемы. Представлены категории и виды мероприятий, вытекающие из этого цели и задачи таковых. Описаны возможные результаты проведения грамотно организованных корпоративных мероприятий и выгоды для заинтересованных категорий участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE EVENTS IN THE LIFE OF THE ORGANIZATION

The article is devoted to determining the role of corporate events for the organization. The concepts "corporate event" and "holiday" are given for the formation the most accurate understanding of the investigated problem. Presents the categories and types of events, its goals and tasks. Describes possible results of well-organized corporate events and benefits for interested categories of participants.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 379.81; 658.310.16; 658.310.13

Волостнова А. О. магистрант Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет

Россия, г. Томск

КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена определению роли корпоративных мероприятий для организации в целом. Даны определения понятий «корпоративное мероприятие» и «праздник» для формирования наиболее точного понимания исследуемой проблемы. Представлены категории и виды мероприятий, вытекающие из этого цели и задачи таковых. Описаны возможные результаты проведения грамотно организованных корпоративных мероприятий и выгоды для заинтересованных категорий участников.

Ключевые слова: корпоративные мероприятия, праздники, персонал, потребности.

Volostnova A.O., master National Research Tomsk State University

Russia, Tomsk

CORPORATE EVENTS IN THE LIFE OF THE ORGANIZATION

The article is devoted to determining the role of corporate events for the organization. The concepts "corporate event" and "holiday" are given for the formation the most accurate understanding of the investigated problem. Presents the categories and types of events, its goals and tasks. Describes possible results of well-organized corporate events and benefits for interested categories of participants.

Keywords: corporate events, holidays, personnel, needs.

В данной статье внимание будет обращено такой важной составляющей социального направления в организации как корпоративные мероприятия. Они отнесены в эту группу ввиду того, что так же, как и социальные программы направлены на персонал, удовлетворение неких его потребностей, в большей мере, духовных и способствуют его мотивации.

Говоря в общем о корпоративных мероприятиях, следует отметить, что все они, в большей степени, нацелены на формирование корпоративного духа. Но с таковыми мероприятиями все не так просто, как с социальными программами, участвовать в которых зачастую хотят, если не все, то большая часть коллектива компании. Здесь же наоборот, ряд сотрудников избегают их посещения. Это может происходить из-за209:

1. Низкого уровня приверженности работников ценностям

209 Роль корпоративных мероприятий во внутренней политике Компании [Электронный ресурс] / HR-JOURNAL. URL: http://www.hr-journal.ru/articles/oc/pro-polit.html (дата обращения: 04.04.2017).

компании;

2. Разрыва пропагандируемых ценностей компании и реального положения дел;

3. Слабого ощущения себя как части компании, ее составляющей;

4. Практически полного отсутствия вовлеченности сотрудников при подготовке мероприятия.

Но, необходимость проведения корпоративных мероприятий, несмотря на данный неблагоприятный аспект, признается большинством руководителей организаций в силу того, что грамотное их проведение оказывает положительное влияние на сотрудников, т.е. вовлекает их в жизнь компании.

В проведении каждого конкретного мероприятия заложена как общая цель, обозначенная выше, так и локальная цель, от достижения которой будет зависеть решение каких-то текущих вопросов.

Так вот, далее необходимо разобраться, а что именно понимается под корпоративным праздником.

Корпоративный праздник - это праздник, инициированный компанией и непосредственно связанный с самой компанией, ее деятельностью,

клиентами или общенациональными праздниками, празднование которых

210

является частью корпоративной политики данной компании210.

Так же как и любое мероприятие, кроме целей, праздник имеет и свои определенные задачи211:

1. Подтверждение успеха, т.е. акцент праздника делается на достижения, успехи организации, коллектива, сотрудников и т.д.

2. Воспитание сотрудников, т.е. праздник направлен на формирование корпоративной культуры, передачу и приобщение коллектива к ценностям, принятым нормам поведения.

3. Адаптация в организации, т.е. цель такого праздника состоит в ускорении процесса адаптации новых сотрудников, в установлении и налаживании коммуникаций в коллективе путем использования элементов неформального общения, нестандартных и неофициальных форм донесения информации о компании и требованиях к персоналу.

4. Усиление мотивации, т.е. путем проведения мероприятия решается вопрос, связанный с мотивацией - неформальный корпоративный праздник способен повысить уровень трудовой мотивации персонала, эффективность работы.

5. Исследование корпоративной культуры, отношений, персонала. Здесь акцент стоит на понимании руководителем настроя, мыслей, чувств сотрудников по поводу компании, коллектива и самого

210 Кому и зачем нужны корпоративные праздники [Электронный ресурс] / HR-Portal. URL: http://www.hr-portal.ru/article/komu-i-zachem-nuzhny-korporativnye-prazdniki (дата обращения: 10.04.2017).

211 Там же.

себя.

6. Сплочение коллектива. Практически любое, грамотно составленное корпоративное мероприятие, содержит в себе элементы игр, развлечения, направленные именно на сплочение коллектива.

7. Выражение признательности, благодарности, удовлетворение потребности персонала в обратной связи. Представление в ходе мероприятия трудовых достижений работника, что является своеобразной нематериальной мотивацией, выражением признания и похвалы.

8. Возможность отдыха. Снижение усталости и повышение работоспособности за счет отвлечения путем переключения тем общения на более неформальные.

9. Развлечение. Получение возможности расслабиться, отдохнуть и развеяться.

У любого праздника есть свои отличительные черты, т.е. необходимые

212

характеристики, выделим и здесь таковые212:

• Является неотъемлемой частью корпоративной и организационной культуры компании;

• Является агитатором корпоративных ценностей;

• Является мероприятием, требующим повода, отдельной подготовки, финансирования и анализа результатов;

• Способствует достижению заранее определенных целей;

• Имеет направленность на разные целевые аудитории, в зависимости от целей и задач.

Как можно заметить из выше упомянутых характеристик корпоративного мероприятия, данный тип взаимодействия с сотрудниками очень важен и он требует тщательной, заранее спланированной подготовки, ведь только тогда он будет способствовать достижению запланированного результата.

Далее остановимся на том, какие виды праздников в организации выделяются исследователями, ведь, чтобы знать, как достичь цель с помощью праздника, необходимо понимать, какой вид нужно выбрать для проведения.

Выделим категории праздников213: 1. По поводу проведения. К данной категории относятся:

• общегосударственные, среди которых выделяются Новый год, Международный женский день; День защитника Отечества, День Победы;

• профессиональные, в числе которых День работников нефтяной

212 Кому и зачем нужны корпоративные праздники [Электронный ресурс] / HR-Portal. URL: http://www.hr-portal.ru/article/komu-i-zachem-nuzhny-korporativnye-prazdniki (дата обращения: 10.04.2017).

213 Кому и зачем нужны корпоративные праздники [Электронный ресурс] / HR-Portal. URL: http://www.hr-portal.ru/article/komu-i-zachem-nuzhny-korporativnye-prazdniki (дата обращения: 10.04.2017)._

и газовой промышленности, День бухгалтера, День учителя и т.д.;

• корпоративные события, например, спортивные соревнования, день рождения организации и т.д.;

• достижения компании, т.е. праздник по поводу заключения выгодного контракта, сделки, достижения значимого количества клиентов, числа продаж;

• праздник без повода, подразумевающий в процессе данного мероприятия решить какой-то очень важный в данной ситуации вопрос, поддержать командный дух, сплотить коллектив.

2. По идеологической направленности.

К таковым относятся ориентированные на:

• На сотрудников, т.е. преследуют цель сплочения коллектива, донесения корпоративных ценностей, усиление мотивации, построения команды;

• На партнеров, клиентов, представителей органов власти, т.е. способствующие укреплению отношений, новым выгодным знакомствам и т.д.

3. По типу организации.

К таковым относятся:

• Праздник-традиция, т.е. какое-то мероприятие, берущее свое начало из прошлого в связи с каким-то значимым в то время событием или же по чьей-то инициативе;

• Праздник-благодарность связан с оказанием внимания персоналу, заботой о нем;

• Праздник-подарок, проводится в качестве поощрения, некого бонуса за достижения коллектива;

• Праздник-разрядка направлен на улучшение внутреннего климата, снижение напряжения;

• Праздник-инновация служит стимулом для привнесения нововведений в компанию;

• Праздник-мотивация призван усилить интерес к работе, сформировать желание о сотрудников выполнять свои должностные обязанности с наибольшим энтузиазмом и эффективностью.

• Праздник-сплочение имеет целью сформировать и развить уже существующие неформальные горизонтальные и вертикальные связи в коллективе.

• Праздник-тренинг служит для создания алгоритмов поведения в компании, атмосферы, способствующей совместному достижению поставленных целей и запланированных результатов путем формирования атмосферы доверия и взаимопонимания.

Таким образом, как мы видим, существует достаточно большое количество праздников и мероприятий, проводимых в организации. Но

необходимо знать меру в их проведении и не перегружать развлекательными моментами рабочий процесс, ведь тогда можно добиться совершенно нежелательного, обратного эффекта. Именно поэтому компаниям следует тщательно следить за мероприятиями, а помочь им в этом может составление специальных календарей корпоративных праздников. В таких календарях отмечаются общегосударственные, корпоративные, профессиональные праздники, мероприятия по формированию командного духа и вносятся, например, спортивные соревнования, непосредственно «корпоративы», деловые поездки, презентации, посещения музеев, театров, концертов и т.д., но уже с учетом имеющихся мероприятий.

Продолжая рассуждение о том, какие бывают корпоративные праздники, хочется добавить и то, что они также делятся и на ряд групп по

214

типу организации214:

1. Банкетные мероприятия. Представляют собой банкет с программой и развлекательными мероприятиями, выполняющие задачу сплочения коллектива. Обычно проводятся в ресторанах и банкетных залах.

2. Загородные мероприятия. Представляют собой зачастую спортивные соревнования в пригородных пансионатах, гостиницах или же просто на природе, имеющие целью также сплочение коллектива и выявление скрытых способностей сотрудников.

3. Семейные мероприятия. Представляют собой праздник, особенностью которого является приглашение членов семей работников организации. Плюсом такого праздника можно считать сглаживание конфликта работы и семьи.

4. Концептуальные мероприятия. Представляют собой масштабный праздник со значительным бюджетом, делающий акцент на корпоративную легенду.

5. Презентация. Посвящена открытию нового подразделения, филиала и т.д., выпуску новой продукции. В основе лежит ориентация на партнеров, клиентов и прессу.

Таким образом, как можно заметить из всего описанного выше, корпоративные мероприятия требуют колоссальной подготовки как со стороны руководства, так и со стороны сотрудников, ведь от грамотного построения программ зависит успешность их проведения, а, следовательно, и достижение целей, которые преследует компания при планировании того или иного мероприятия.

Разобравшись с типами, видами, целями и задачами, методами разработки корпоративных мероприятий, остановимся на их роли в управлении персоналом.

В настоящее время корпоративные мероприятия воспринимаются всеми как неотъемлемая часть корпоративной культуры, являющаяся

214 Кому и зачем нужны корпоративные праздники [Электронный ресурс] / HR-Portal. URL: http://www.hr-portal.ru/article/komu-i-zachem-nuzhny-korporativnye-prazdniki (дата обращения: 10.04.2017)._

одновременно и их создателем, и транслятором для новых сотрудников.

Большинство работодателей уже понимают, какие важнейшие вопросы способны решиться с помощью корпоративной культуры и мероприятий, соответственно. Среди них командообразование, повышение лояльности, нематериальная мотивация и т.д.

Как говорит Вероника Гедгафова, HR-директор Mail.Ru215: «Лучший способ укрепления командного духа - это встреча с единомышленниками, которая может проходить в форме team-building мероприятий, например, спортивных командных соревнований, турниров, совместных походов в кино, на концерты и т.д».

Она также отмечает тот факт, что очень сложно оценить и измерить эффективность корпоративных мероприятий с экономической точки зрения, ведь во время их проведения очевидны только затраты, которые организация несет в связи с проведением праздника. Но по итогам проведения можно заметить то, что новые сотрудники больше узнали о компании, о традициях, ее истории, познакомились с коллегами. Это является несомненным плюсом, как для руководства, так и для самих работников, ведь «у них начнет формироваться чувство сопричастности, то есть работник постепенно будет ассоциировать себя с компанией, а компанию — с собой. Очевидно, что это и есть основная цель, которую преследует внутренний HR-брендинг216».

Интересным также и поддерживающим излагаемую точку зрения данной работы можно считать мнение Елизаветы Снищук, специалиста по подбору персонала компании БизнесЛинк Персонал217. Она говорит о том, что у руководства меняется мнение по поводу корпоративных мероприятий в пользу их важности для сплочения команды и приводит основные цели таковых праздников:

1. Способ сплочения коллектива;

2. Способ отметить лучших сотрудников;

3. Способ наладить коммуникации;

4. Познакомить сотрудников с изменениями.

Среди выше приведенного списка, как мы видим, отражены цели, аналогичные целям, приведенным ранее в работе, что говорит о распространенности точки зрения о важности корпоративных мероприятий для организации.

В процессе изучения материала по вопросу взаимосвязи мотивации и корпоративных мероприятий, возник вопрос о целесообразности корпоративов и прочих мероприятий в условиях кризиса.

215 Корпоративные мероприятия: как это делают [Электронный ресурс] / Сообщество внутренних коммуникаторов. URL: https://inside-pr.ru/zhurnal/event/korp-meropriyatiya/item/1006-korporativnye-meropriyatiya-kak-eto-delayut (дата обращения: 12.04.2017).

216 Там же.

217 Корпоративные мероприятия: как это делают [Электронный ресурс] / Сообщество внутренних коммуникаторов. URL: https://inside-pr.ru/zhurnal/event/korp-meropriyatiya/item/1006-korporativnye-meropriyatiya-kak-eto-delayut (дата обращения: 12.04.2017)._

Далее остановимся на этом непростом для многих организаций вопросе, постараемся его решить с учетом всех возможный плюсов и минусов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время многие руководители, скорее всего, задумываются над тем, а стоит ли тратить бюджет на корпоративные мероприятия и праздники в условиях нестабильной экономической ситуации. Этот вопрос вполне обоснован, т.к. таковые мероприятия не несут явной непосредственной выгоды и пользы, они становятся опосредованными инвестициями в персонал, мотивируя его на более интенсивный и эффективный труд. Но даже в такой непростой ситуации нельзя говорить об отмене данных программ, ведь сотрудники-то по-прежнему остаются людьми, которым нужно внимание и мотивация. Именно поэтому в сложных экономических условиях, можно сказать, нематериальная мотивация в виде корпоративных мероприятий послужит хорошим стимулом для поднятия продуктивности персонала путем сплочения команды для преодоления возникших трудностей и максимизации отдачи. В связи с этим проводить праздники, даже очень экономные, необходимо в кризисные времена.

Лучший выход из ситуации - это использование инструментов

91 Я

нематериальной мотивации, а именно218:

1. Льгот, связанных с графиком работы (наличие дополнительных дней отпуска, предоставление отгулов, возможность работы дома);

2. Признания заслуг путем представления к корпоративной награде, объявления благодарности и т.д.;

3. Продвижения по карьерной лестнице;

4. Проведения корпоративных мероприятий, представляющих собой мощнейший инструмент воздействия.

Таким образом, в условиях кризиса замотивировать персонал становится сложнее, поэтому необходимо изменить материальную и нематериальную системы мотивации и усилить их эффект действием в совокупности, грамотно организовав то или иное мероприятие.

Далее обратимся к данным исследования рекрутингового агентства Kelly Services «Мотивация персонала - 2015»219, показавшего, что самое большое влияние на мотивацию оказывает все-таки заработная плата (78%), на втором месте - официальное трудоустройство (38%) и возможность карьерного роста (35%), а на третьем - комфортная атмосфера в компании (30%), которую как раз помогают поддерживать внутренние мероприятия.

Таким образом, в условиях экономического кризиса, когда у компании отсутствует возможность поднять заработную плату сотрудникам, выходом из сложившейся ситуации в плане мотивации может послужить как раз

218 Мотивация в эпоху кризиса: внутренние мероприятия «без бюджета» [Электронный ресурс] / Ridero. URL: https://ridero.ru/books/motivaciya_v_epokhu_krizisa_vnutrennie_meropriyatiya_bez_byudzheta/read/ (дата обращения: 20.04.2017).

219 Мотивация персонала в России 2015 [Электронный ресурс] / SlideShare. URL: https://www.slideshare.net/Kelly_Services_Russia/2015-50794627 (дата обращения: 24.04.2017)._

корпоративное мероприятие.

Достаточно интересный подход к мотивации с точки зрения корпоративных мероприятий отражен в книге Евгении Жуковой «Мотивация в эпоху кризиса: внутренние мероприятия «без бюджета». Она предлагает

посмотреть на пирамиду потребностей А. Маслоу через призму

"220

корпоративных мероприятий220.

Рассмотрим уровни пирамиды:

1. Физиологический. Говорит о том, что во время мероприятия необходимо учесть такие моменты, как наличие вкусной еды, разнообразных напитков, комфортных туалетных комнат и умывальников, т.к. данные моменты заложены в голове как базовые потребности, от удовлетворения которых будет зависеть уже настроение сотрудников.

2. Безопасность. Необходимо обеспечить присутствие медицинской помощи и полицейских, т.к. комфортному отдыху не должны мешать угрозы здоровью и жизни коллег.

3. Социальный. Данный уровень характеризуется участием сотрудников в мероприятии, знакомством с другими коллегами, приобщением к коллективу, единомышленникам, т.е. формированием корпоративного духа.

4. Уважение, признание заслуг. Включение конкурсов с дипломами или грамотами в программу мероприятия.

5. Познавательные способности. Расширить и сделать более интересной программу праздника за счет включения в нее кулинарных конкурсов, различных мастер-классов, способных научить сотрудников новому навыку, расширить свои знания.

6. Эстетические потребности. Сюда следует отнести красивое, аккуратное оформление зала, отражающее атмосферу праздника, его тематику и способное поднять настроение.

7. Самоактуализация. Необходимо учитывать наличие в коллективе совершенно разных людей со своими интересами и скрытыми талантами, поэтому нужно разнообразить конкурсы, выделить различные тематики для раскрытия таланта коллеги.

Таким образом, исходя из интересного подхода автора, можно создать корпоративное мероприятие даже при небольшой трате бюджета, причем учитывая потребности персонала.

В современном мире, как бы ни старался руководитель, без затрат бюджета организации не обойдется в любом случае ни один праздник. Но все же можно попытаться сократить расходы за счет использования221:

220 Мотивация в эпоху кризиса: внутренние мероприятия «без бюджета» [Электронный ресурс] / Ridero. URL: https://ridero.ru/books/motivaciya_v_epokhu_krizisa_vnutrennie_meropriyatiya_bez_byudzheta/read/ (дата обращения: 20.04.2017).

221 Мотивация в эпоху кризиса: внутренние мероприятия «без бюджета» [Электронный ресурс] / Ridero. URL: https://ridero.ru/books/motivaciya_v_epokhu_krizisa_vnutrennie_meropriyatiya_bez_byudzheta/read/ (дата обращения: 20.04.2017)._

1. Собственных трудозатрат, т.е. своего рабочего времени, оплачиваемого работодателем;

2. Талантов коллег, т.е. максимально привлечь сотрудников к организации праздника, выяснить, кто обладает какими выдающимися способностями, и задействовать их при подготовке;

3. Ресурсов компании, т.е. выбрать альтернативный вариант праздника в банкетном зале проведению мероприятия в организации с использованием средств и имущества компании;

4. Денежных средств сотрудников.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, хочется сделать вывод о том, что, конечно, проводить мероприятия в организации за счет своих сил выгоднее, но не каждый праздник уместно будет готовить своими силами, ведь некоторые из них требуют специальных знаний для грамотного проведения и достижения поставленных руководством целей. Но в качестве разнообразия и некой, опять же, стратегии привлечения персонала к организации корпоратива использование данного метода подготовки праздника своими руками может произвести положительный эффект.

К сожалению, в современных условиях все же бывает такое, что руководители сомневаются в необходимости проведения корпоративного мероприятия в условиях кризиса за счет своих средств. В связи с этим далее остановимся и разберем выгоду таковых мероприятий222:

1. Для руководства:

• Повышение лояльности персонала к руководству, сближение сотрудников и руководителя;

• Повышение авторитета руководителей за счет посещения праздника;

• Возможность показать свои таланты, «человеческую сторону», а не просто топ-менеджера;

• Укрепление корпоративного духа, а как следствие, налаживание бизнес-процессов.

2. Для отдела по работе с персоналом:

• Повышение вовлеченности сотрудников без особых затрат;

• Формирование положительного имиджа работодателя и укрепление HR-бренда, вследствие чего снижение текучести кадров;

• Использование такого праздника как нематериального мотиватора в непростых экономических условиях;

• Помощь новым сотрудникам в адаптации путем устранения барьеров между отделами;

• Укрепление корпоративной культуры и продвижение ценностей компании;

222 Мотивация в эпоху кризиса: внутренние мероприятия «без бюджета» [Электронный ресурс] / Ridero. URL: https://ridero.ru/books/motivaciya_v_epokhu_krizisa_vnutrennie_meropriyatiya_bez_byudzheta/read/ (дата обращения: 20.04.2017)._

• Обучение сотрудников с помощью бизнесО-игр, мастер-классов, лекций и т.д.;

• Обеспечение качественной обратной связи за счет отзывов людей после корпоратива.

3. Для сотрудников:

• Улучшение отношений в коллективе, формирование чувства единого целого;

• Проявление своих талантов, воплощение мечты, амбиций;

• Возможность отвлечься от рабочих вопросов, повседневной рутины;

• Возможность развлечься.

Таким образом, при анализе значения корпоративного мероприятия можно выделить множество преимуществ для различных категорий персонала, причем каждое из них так или иначе связано с выгодой для компании, отражает ее интересы и способно косвенным путем помочь в достижении ее целей.

Использованные источники:

1. Кому и зачем нужны корпоративные праздники [Электронный ресурс] / НЯ-РоЛа!. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/komu-i-zachem-nuzhny-korporativnye-prazdniki, свободный;

2. Корпоративные мероприятия: как это делают [Электронный ресурс] / Сообщество внутренних коммуникаторов. - Режим доступа: https://inside-pr.ru/zhurnal/event/korp-meropriyatiya/item/1006-korporativnye-meropriyatiya-kak-eto-delayut, свободный;

3. Мотивация в эпоху кризиса: внутренние мероприятия «без бюджета» [Электронный ресурс] / Ridero. - Режим доступа: https://ridero.ru/books/motivaciya V epokhu krizisa vnutrennie meropriyatiya Ь ez byudzheta/read/, свободный;

4. Мотивация персонала в России 2015 [Электронный ресурс] / SlideShare. -Режим доступа: https://www.slideshare.net/Kelly_Services_Russia/2015-50794627, свободный;

5. Роль корпоративных мероприятий во внутренней политике Компании [Электронный ресурс] / НЯ-ГОиЯКАЬ. - Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/articles/oc/pro-polit.html, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.