Научная статья на тему 'Корпоративное поведение угольного предприятия'

Корпоративное поведение угольного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CORPORATE GOVERNANCE / КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА / CORPORATE ETHICS / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / CORPORATE ETHICS CODE / КОДЕКС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ / CODE OF ETHICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седых Наталья Корнельевна, Чайковская Ирина Николаевна

Корпоративное поведение охватывает разнообразные действия связанные с управлением. Оно влияет на экономические показатели деятельности угольного предприятия и на его способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. Совершенствование корпоративного поведения можно осуществить за счет введения определенных стандартов – кодексов. Целью применения стандартов корпоративного поведения является защита интересов всех участников хозяйственной деятельности предприятия. Создание корпоративного кодекса – это один из способов обеспечения информационной открытости и публичности угольного предприятия, свидетельство приверженности высоким стандартам корпоративного поведения. Это документ, который содержит нормы взаимоотношений с внешними партнерами, и правила поведения внутри предприятия. Внедрение на угольном предприятии Кодекса корпоративного поведения позволит ликвидировать слабые места в корпоративной культуре и достичь стратегических, тактических целей, тем самым улучшить эффективность деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Code of Ethics and Corporate Governance of the Enterprise

Corporate governance covers various actions connected with management. It influences the economical indicators of the activity of the coal mining enterprise and its ability to attract capital required for economical growth. The development of the corporate governance can be realized by means of implementing of some definite standards – codes. The aim of the corporate governance standards usage is to protect interests of all the members of the business activity of the enterprise. Setting up of the corporate code is one of the methods to provide enterprise with informational exposure and publicity which demonstrates commitment to the high standards of the corporate governance. This is the document that contains standards of relationships with external partners and rules of conduct inside the enterprise. Implementation of the Corporate Governance Code at the coal mining enterprise will let to eliminate weak points in the corporate culture and to gain strategic and tactical goals improving effectiveness of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Корпоративное поведение угольного предприятия»

© Н.К. Седых, И.Н. Чайковская, 2013

УДК 658.3.07

Н.К. Седых, И.Н. Чайковская

КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УГОЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Корпоративное поведение охватывает разнообразные действия связанные с управлением. Оно влияет на экономические показатели деятельности угольного предприятия и на его способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. Совершенствование корпоративного поведения можно осуществить за счет введения определенных стандартов - кодексов. Целью применения стандартов корпоративного поведения является защита интересов всех участников хозяйственной деятельности предприятия. Создание корпоративного кодекса - это один из способов обеспечения информационной открытости и публичности угольного предприятия, свидетельство приверженности высоким стандартам корпоративного поведения. Это документ, который содержит нормы взаимоотношений с внешними партнерами, и правила поведения внутри предприятия. Внедрение на угольном предприятии Кодекса корпоративного поведения позволит ликвидировать слабые места в корпоративной культуре и достичь стратегических, тактических целей, тем самым улучшить эффективность деятельности предприятия.

Ключевые слова: Корпоративное поведение, корпоративная этика, кодекс корпоративной этики, этический кодекс.

Корпоративное поведение -понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности угольного предприятия и на его способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. Совершенствование корпоративного поведения в Российской Федерации - важнейшая мера, необходимая для увеличения притока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов. Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов - кодексов, установленных на основе анализа наилучшей практики корпоративного поведения.

Целью применения стандартов корпоративного поведения является

защита интересов всех участников хозяйственной деятельности угольного предприятия. Корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка.

В последние годы во многих крупных российских компаниях появились кодексы корпоративной этики. Как показывает практика, этические кодексы содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач, таких как необходимость представления инвесторам атрибутики корпоративного гражданства, сокращение издержек на управление персоналом и зоны репутационных рисков. В то же время единый методологический подход к созданию этических кодексов на сегодняшний день отсутствует.

Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы.

Кодекс корпоративной этики - свод нравственных норм и правил поведения, предписываемых к исполнению сотрудникам Компании

Реп утац ионная функция Формирование доверяя к Компании со стороны референтных внешних групп (описание Политик, традиционно закрепляемых в международной практике - по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.п.)

Управление екая функш ш Регламентация поведения в сложных этических ситуациях, описание неприемлемых форм поведения

Функция развития корпоративной Ориентация всех сотрудников на единые корпоративные цели, повышение корпоративной идентичности

Функции Кодекса корпоративной этики

С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений в совместной деятельности.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения работников внутри угольного предприятия.

Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции (рисунок ):

- репутационную;

- управленческую;

- развития корпоративной культуры.

Корпоративная этика, кроме того,

является составной частью корпоративной культуры. Корпоративная культура может стимулировать трудовую деятельность (быть эффективной) или угнетать её.

Отличительными чертами эффективной корпоративной культуры являются:

- высокий образовательный уровень работников, их мотивация на успех, справедливое вознаграждение за труд и создание условий для постоянного совершенствования

работников и их профессионального роста;

- эффективное руководство и горизонтальная система управления, хорошо разработанная система социальной защиты работников и членов их семей, открытость новым идеям, высокая адаптивность, ориентация на долгосрочные цели и большой творческий потенциал.

Исходя из существующих видов корпоративного поведения (корпоративных культур) (культура власти, ролевая культура, культура задачи, культура личности), на многих угольных предприятиях преобладает ролевая культура или ролевое корпоративное поведение, так как оно характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией подразделений предприятия. Этот тип предприятий функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация корпоративного поведения

способна успешно работать в стабильной окружающей среде.

Управление корпоративным поведением осуществляет руководство предприятия (директор, заместитель директора по производству, финансовый директор, технический директор, заместитель директора по материально-техническому снабжению, заместитель по безопасности, главный бухгалтер, заместитель директора по работе с персоналом и социальным вопросам).

Анализируя применяемые на угольных предприятиях методы корпоративного (административного) воздействия с точки зрения их влияния на стратегию и тактику развития системы мотивации труда можно отметить, что:

1) Организационное воздействие, оказываемое на персонал, способствует высокому уровню регламентации управления отделом по работе с персоналом. Основанием этого вывода является наличие на предприятиях внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала:

- коллективный договор, способствующий развитию партнерских отношений администрации и коллектива угольного предприятия;

- правил внутреннего трудового распорядка, разработанных в соответствии с ТК РФ и отраслевым тарифным соглашением по отрасли;

- наличие четкой организационной структуры управления и штатных структур угольного предприятия и их корректировка при возникновении необходимости;

- наличие четких должностных инструкций персонала с определением функциональных обязанностей работника и нормированием труда;

- используются экономические методы воздействия на персонал,

такие, как мотивация и стимулирования труда.

2) Основные инструментарии в работе с персоналом - социально-психологические методы на предприятии используются не в полной мере:

- полученные методом анкетирования и тестирования данные частично используются при приеме на работу персонала;

- поддержание духа соревновательности персонала ежемесячное, ежеквартальное.

Совершенно не используются такие социально-психологические методы, как:

- организация индивидуальной работы с персоналом с учетом типа личности, темперамента (мероприятия по аттестации специалистов);

- проведение тренингов и семинаров для руководителей.

3) Уровень культуры. Чем шире распространена культура на угольных предприятиях и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценности, тем сложнее изменить культуру. Слабая культура более подвержена изменениям, чем сильная.

4) Наличие субкультур. Чем больше существует субкультур, тем сильнее сопротивление изменению доминирующей культуры.

Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой на предприятии. Она предполагает:

- аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;

- разработку специальных предложений и мер.

Создание корпоративного кодекса - это один из способов обеспечения информационной открытости и публичности угольного предприятия, свидетельство приверженности высоким стандартам корпоративного поведения. Это документ, который содержит нормы взаимоотношений с внешними партнерами, и правила поведения внутри предприятия.

Кодекс корпоративной этики разрабатывается по следующей схеме:

1 этап - создание проекта Кодекса.

Разработка проекта Кодекса осуществлялась с акцентом на цели и ценности предприятия и существующую этическую проблематику.

Исходя из поставленных задач, проект Кодекса корпоративной этики может состоять из двух частей:

Идеологическая часть, в которой через цели и ценности описывается, «зачем», «куда» и «как» движется предприятие.

Нормативная часть, представляет свод базовых норм, обязательных для исполнения.

Для разработки второй части Кодекса необходимо проанализировать специфику этических нарушений на предприятиях. Также надо определить стандарты поведения для сотрудников. Причем содержание второй части необходимо строить на идеологических посылках, содержащихся в первой части.

Далее текст Кодекса представляется на обсуждение первым лицам предприятия. Создание такого сложного и объемного документа в масштабах предприятия обуславливает специфику этапа внедрения. Кодекс должен быть понят и принят всеми сотрудниками предприятия - «от рабочего до управляющего».

2 этап - обсуждение.

Так как Кодекс является новым документом для угольного предприятия, на втором этапе работа должна быть построена по трем направлениям:

- разъяснение сотрудникам смысла, значения и сфер применения Кодекса;

- привлечение рядовых сотрудников к процессу создания Кодекса;

- подготовка менеджмента и квалифицированных сотрудников как ресурса по внедрению Кодекса в практику деятельности предприятия.

Исходя из необходимости охвата всех сотрудников предприятия проведения этапа, обсуждение можно проводить параллельно по двум направлениям: очное обсуждение, предполагающее непосредственное общение с персоналом предприятия, и заочное обсуждение, осуществляющееся через СМИ и корпоративный Интернет. Само обсуждение проекта Кодекса становить началом его внедрения.

3 этап - интеграция то есть анализ результатов обсуждения.

На основании анализа результатов обсуждения делаются следующие выводы.

Организация обсуждения дает возможность рассматривать Кодекс как очередной этап развития угольного предприятия, еще один шаг к стабильности.

Обсуждая идеологическую часть Кодекса, персонал должен отметить важность ознакомления как с целями и ценностями предприятия, так и с ее планами и перспективами.

В нормативной части в ходе обсуждения обращают внимание на восприятие единых правил поведения для всего персонала, также выявляются стилевые и смысловые сложности восприятия текста и вне-

сение поправок и изменений в текст проекта Кодекса.

На третьем этапе проекта перед разработчиками стоит задача из многочисленных и часто противоречивых предложений персонала отобрать те, которые относятся непосредственно к Кодексу.

По результатам редактирования Кодекса проводится информационная кампания, разъясняющая, какие поправки были внесены в Кодекс, а какие не были внесены и почему. Кроме того, на этом этапе разрабатывается схема построения механизмов внедрения и исполнения Ко-

декса, основанная на изучении опыта других предприятий, а также на предложениях персонала предприятия.

При внедрении Кодекса в жизнь необходимо учитывать особенности происходящего процесса и быть готовыми принимать необходимые меры. Внедрение на угольном предприятии Кодекса корпоративного поведения позволит ликвидировать слабые места в корпоративной культуре и достичь стратегических, тактических целей, тем самым улучшить эффективность деятельности предприятия, гдттт^

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Седых Наталья Корнельевна - кандидат экономических наук, доцент, e-mail: sedih@rambler.ru

Чайковская Ирина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент,

Филиал Кузбасского государственного технического университета, г. Прокопьевска

А

ГОРНАЯ КНИГА

Уголь мира. Том II. Уголь Америки

Б.М. Воробьев 2012 г. 486 с.

ISBN: 978-5-98672-171-2 UDK: 622.33

Настоящее издание — том II монографического сериала «Уголь Мира», в котором рассмотрены вопросы, связанные с добычей, переработкой и использованием угля в странах Западного полушария. Описаны состояние и перспективы развития угольной промышленности стран Северной и Южной Америки. Освещены технические, экономические, экологические и социальные проблемы угледобычи и углепользования. Уделено внимание ресурсной базе угольной промышленности, охране окружающей среды в связи с добычей и использованием угля, а также международной торговле углем. Представлены новые концепции углеэнергетических предприятий будущего на базе чистых угольных технологий.

Для широкого круга научных и практических работников, студентов, слушателей и аспирантов, интересующихся проблемами угольной промышленности и углеэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.