УДК 372.881.111.22
Полякова Д.Р., аспирант, Российский университет дружбы народов (Россия)
Ермошин Ю.А., кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы
народов(Россия)
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ
Статья посвящена обучению взрослых немецкому языку на основе метода кейс-стади в рамках корпоративного обучения. Обучение взрослых имеет ряд особенностей, кроме того, ряд отличительных признаков имеет и корпоративное обучение. Учитывая цели, особенности корпоративного обучения, характеристики взрослых обучающихся, эффективным представляется использование в рамках обучения иностранному языку метода кейс-стади. В ходе опытного обучения было выявлено, что данный метод способствует формированию коммуникативной компетенции, а также отвечает потребностям и интересам взрослых обучающихся. Ключевые слова: андрагогика, метод кейс-стади, обучение взрослых, корпоративное обучение, коммуникативная компетенция.
В рамках корпоративного обучения иностранному языку в роли слушателей выступают взрослые люди,
сформировавшиеся личности,
профессионалы своего дела, имеющие многолетний опыт работы в своей профессиональной сфере. Они обладают устоявшимися принципами поведения и определенными представлениями и взглядами на то, как должна осуществляться коммуникация между бизнес-партнерами. Таким образом, обучение взрослых имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать преподавателю при выборе метода обучения.
Известно, что наука об обучении взрослых называется андрагогикой. Данный термин впервые был введен в научный оборот историком просвещения К. Каппом в 1833 году [5, с. 25]. Основные положения данной науки были сформулированы известным американским ученым Н.Ш. Ноулз, англичанином П. Джарвис, американцем Р.М. Смит и группой молодых английских ученых из Ноттингемского университета в фундаментальном труде «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» (N.Y., 1980). ХХ век усилил внимание мирового сообщества к проблематике андрагогики, появилось большое количество работ, посвященных изучению отдельных конкретных проблем обучения взрослых: программы и учебные материалы (Р.Г. Бэгнел, Э.Дж. Бун, В.Г. Брэндедж, Х. Титгенс, Й. Вайнберг, Х. Зиберт, Х. Герль и
др.) [4, с. 73]; исследования по изучению индивидуализации работы со взрослыми обучающимися (С. Брукфилд, М.Ш. Ноулз и др.); по повышению мотивации к обучению (С.Г. Вершловский, Р.Дж. Влодковски и др.). В России разработкой понятийного аппарата, основных принципов и приемов андрагогики занимались такие ученые, как С.И. Змеёв, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, М.Т. Громкова, В.И. Подобед, Д.М. Савичевич, Л.Н. Лесохина и другие [3, с. 48].
Известный отечественный ученый в области андрагогики С.И. Змеёв выделяет следующие основополагающие
характеристики, отличающие «взрослого» обучающегося от «невзрослого»:
1) осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
2) обладание большим запасом жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения;
3) готовность к обучению (мотивация) определяется стремлением «взрослого» обучающегося при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;
4) стремление к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций;
5) учебная деятельность «взрослого» обучающегося в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми,
профессиональными, социальными
факторами (условиями) [2, с. 96].
Данные характеристики взрослых обучающихся являются основными при выборе методов, форм и средств обучения.
Что касается корпоративного обучения, то данное понятие еще не достаточно широко изучено в отечественной педагогикие, поскольку является
сравнительно новым видом обучения. Ученые дают различные толкования данного понятия (В.В Кузнецов, Н.И. Шаталова и другие). По мнению авторов статьи корпоративное обучение - это система обучения сотрудников в рамках одной компании, отвечающая ее стратегическим целям и задачам и направленная на профессиональное развитие сотрудников.
Авторы статьи выделяют следующие особенности корпоративного обучения:
1) осуществление обучения в малочисленных группах (3-7 человек);
2) в роли обучающихся выступают представители различных профессий и возрастов;
3) узконаправленная тематика обучения, включающая исключительно темы, владение которыми необходимо для осуществления иноязычного общения;
4) практически полное исключение домашних заданий.
В рамках корпоративного обучения иностранному языку главной целью выступает формирование коммуникативной компетенции, необходимой для
осуществления успешного иноязычного общения.
На протяжении двух лет в рамках корпоративного обучения немецкому языку в торговой компании ГИПЕРГЛОБУС (сеть немецких гипермаркетов ГЛОБУС) применяется метод кейс-стади.
Обучающимися выступают менеджеры различных направлений (закупок, продаж, маркетинга и т.д.). Соответственно, тематика кейсов определяется их профессиональной направленностью.
Метод кейс-стади (метод проблемных ситуаций) впервые был разработан и применен в 1924 году американскими учеными во главе с Х.К. Лэнгделл для осуществления бизнес-обучения в
Гарвардской бизнес-школе [1, с. 61]. По мнению немецкого ученого Л. Реетц, под методом кейс-стади подразумеваются «учебные материалы, в которых обобщены аутентичные ситуации социальной, экономической сферы, содержащие проблему, решение которой необходимо выработать» [8, с. 39]. Главной отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни. В настоящее время данный метод активно используется при обучении иностранному языку в нашей стране (О.Д. Гладкова, О.В. Десятова, А.В. Пушкина, Н.А. Серебренникова, Э.А. Сидельник, И.М. Шепшинская) и за рубежом (Т.Й. Аустин, Ф.Й. Кайзер, М. Кларк, Г.Линтоут, А. Мамфорд, М.Х. Халей, П. Хоней, Т. Худзон) [6, с. 71].
Работа с кейсами, по мнению немецкого ученого Ф.Й. Кайзер, включает шесть основных этапов:
1. Знакомство с кейсом
2. Сбор информации по теме (в том числе, самостоятельный поиск необходимого материала)
3. Обсуждение возможных путей решения ситуации в группе
4. Принятие решения в группе
5. Обсуждение принятого решения между группами
6. Выбор наиболее подходящего решения (или сравнение предложенных решений с тем, что было принято в действительности) [7, с.13].
Приведем пример использования метода кейс-стади в рамках корпоративного обучения.
Пример 1 Кейс «Заказ товаров» Warenbestellung
Problemlösung in den Gruppen (решение проблемных ситуаций в группах).
Sie sind der Einkaufsmanager im Bereich Milchprodukte bei dem Unternehmen „Hyperglobus". Sie haben 2000 Packungen Milch bei einer Firma „frische Milchproduckte" am 01.03.2016 bestellt. Mit dieser Firma arbeiten sie schon 2 Jahre zusammen, sie ist ein zuverlässiger Lieferant. Der Auftrag soll innerhalb von 2 Wochen (bis zum 15.März) zur
Eröffnung von dem neuen Hypermarkt erfolgen. Sonst verliert das Unternehmen das Geld. Heute haben Sie den Brief bekommen: Von: [email protected] An: [email protected] Betreff: Lieferung Nummer 56987 Datum: 13.03.2016 Sehr geehrte Frau Ivanova, leider haben wir Lieferschwierigkeiten. Das Transportunternehmen, mit dem wir schon lange zusammenarbeiten, ist Pleite gegangen. Jetzt suchen wir nach dem anderen Geschäftspartner. Also der Auftrag bis zum 15. März ist nicht möglich.
Wir bitten um Verständnis. Mit freundlichen Grüßen Lars Peterson
Diskutieren Sie mit Ihren Kollegen (Kleingruppen von 2 bis 4 Personen) das Problem nach folgenden Punkten (обсудите со своими коллегами проблему, учитывая следующие пункты):
1. Welche Verluste hat das Unternehmen falls die Lieferung nicht erfolgen wird
2. Weitere Zusammenarbeit mit dem Unternehmen „frische Milchproduckte" (ob sie möglich ist oder nicht)
3. Weitere Handlungen des Einkaufsm anagers.
Schreiben Sie zusammen mit Ihren Kollegen den Rückbrief, wo Sie Ihre Entscheidungen fassen (совместно с коллегами напишите ответное письмо с принятым решением).
Wählen Sie die beste Lösung aus den vorgeschlagten (выберите лучшее решение из предложенных) .
В рамках опытного обучения была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 5 обучающихся, из них 2-ое мужчин и 3-ое женщин. Уровень владения немецким языком - А2/В1 по
международной шкале владения немецким языком. Возраст обучающихся - 25-35 лет. Количество часов, отведенное на обучение -4 академических часа в неделю.
Результаты обучения
экспериментальной группы были сопоставлены с результатами обучения не экспериментальной группы, состоящей из 5 обучающихся, из которых 3-ое мужчин и 2-ое женщин. Уровень владения немецким
языком не экспериментальной группы аналогичен уровню владения языком экспериментальной группы - А2/В1 по международной шкале владения немецким языком. Возраст обучающихся не экспериментальной группы - 26-37 лет. Количество часов, отведенное на обучение -4 академических часа в неделю. Обучение в данной группе осуществляется на основе учебно-методического комплекса «Themen aktuell 2, 3» издательства Hueber.
Профессиональная направленность обучающихся обоих групп - менеджеры различных направлений (закупок, продаж, маркетинга и т.д.).
Практика применения метода кейсов привела к следующим результатам:
1. Сократилось количество допущенных лексических и грамматических ошибок, что говорит о лучшем понимании и овладении обучающимися лексическим и грамматическим материалом.
2. В результате устного опроса слушателей было выявлено, что тексты на основе проблемных ситуаций больше доступны для понимания обучающихся, поскольку они связаны с их профессиональной деятельностью. Кроме того, обучающимися было отмечено, что возрастает мотивация к прочтению текста, стремление к наиболее полному пониманию его сути.
3. Большинство обучающихся активно принимает участие в обсуждении проблемных ситуаций, что способствует формированию коммуникативной компетенции.
В таблице 1 приводится сравнение результатов обучения экспериментальной и не экспериментальной группы.
Таблица 1 Оценка результатов обучения экспериментальной и не экспериментальной
группы
Критерий Экспериментальна я группа Не экспериментальна я группа
1. Количество допущенных лексических ошибок (например, некорректное употребление новых слов в 7 15
предложении, непонимание высказывания с использование м новых слов и т.д.)
2. Количество допущенных грамматически х ошибок (например, ошибки в управлении глаголов) 10 23
3. Количество допущенных ошибок в аудировании 3 9
4. Количество активных участников (включенных в занятие) 5 3
В результате опытного обучения было выявлено, что метод кейс-стади является достаточно эффективным методом изучения иностранного языка, отвечающим главной цели корпоративного обучения -формированию коммуникативной
компетенции. Кроме того, данный метод способствует формированию устойчивой мотивации к изучению иностранного языка и преодолению языкового барьера.
Список литературы
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. М. 2010. №4. С. 61—69.
2. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М: Perse, 2007. 258 с.
3. Змеев С.И. Андрагог - новая старая профессия // Мир образования. М. 1996. № 5. С.
46-51.
4. Колесникова И. А. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Академия, 2003. 226 с.
5. Подобед В.И. Практическая андрагогика: методическое пособие. СПб: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. 154 с.
6. Honey P. et al. The manual of Learning Styles. Berkshire: Maidenhead, 1992. 324 p.
7. Kaiser F.-J. Grundlagen der Fallstudiendidaktik - Historische Entwicklung -Theoretische Grundlagen // Unterrichtliche Praxis. 1983. № 9. Pp. 9-34.
8. Reetz L. Zum Einsatz didaktischer Fallstudien im Wirtschaftslehreunterricht // Unterrichtswissenschaft. 1988. № 16. Pp. 38-55.
CASE-STUDY METHOD IN GERMAN LANGUAGE EDUCATION BY ADULTS
WITHIN THE CORPORATE STUDY
This article is devoted to case-study method in German language education by adults within the corporate study. Adult learning has a number of features, moreover a corporate training has a number of distinctive signs. Given purpose of corporate training features, characteristics of adult learners, it is efficient to use case-study as part of foreign language teaching method. In the course of the pilot training, it was revealed that this method promotes the formation of communicative competence, and also meets the needs and interests of adult learners. Keywords: аndragogy, the method of case study, adult education, corporate study, especially of corporate study, communicative competence.
References
1. Andyusev, B.E. (2010). Kejs-metod kak instrument formirovaniya kompetentnostej [case-method as a tool for forming competencies]. Direktor shkoly [head teacher], 4, 61-69.
2. Zmeev, S.I. (2007). Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslyh [Andragogy: the fundamentals of theory, history and technology of adult learning]. M: Perse.
3. Zmeev, S.I. (1996). Andragog - novaya staraya professiya [Andragog - a new old profession]. Mir obrazovaniya [world of education], 5, 46-51.
4. Kolesnikova, I. A. (2003). Osnovy andragogiki: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Fundamentals of Andragogy: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions]. M: Akademiya.
5. Podobed, V.I. (2003). Prakticheskaya andragogika: metodicheskoe posobie [Practical andragogics: methodical manual]. SPb: GNU «IOV RAO».
1. Honey, P. et al. (1992). The manual of Learning Styles. Berkshire: Maidenhead.
2. Kaiser, F.-J. (1983). Grundlagen der Fallstudiendidaktik - Historische Entwicklung -Theoretische Grundlagen // Unterrichtliche Praxis, 9, 9-34.
3. Reetz, L. (1988). Zum Einsatz didaktischer Fallstudien im Wirtschaftslehreunterricht // Unterrichtswissenschaft, 16, 38-55.
Об авторах
Полякова Дарья Руслановна - аспирант кафедры иностранных языков филологического факультета, Российский университет дружбы народов (Россия), E-mail: [email protected] Ермошин Юрий Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета, Российский университет дружбы народов (Россия)
Polyakova Darya Ruslanovna - graduate student of the Department of Foreign Languages of the Philological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia, E-mail: [email protected]
Ermoshin Yuriy Anatolyevitch - Candidate of Pedagogical Sciences., Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia, E-mail: [email protected]