КОРПОРАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ВИД ФИНАНСОВОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Денещук М.В. Email: Denе[email protected]
Денещук Мария Викторовна - магистрант, кафедра корпоративных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируются подходы к корпоративному бюджетированию. Реализация финансовых стратегий на предприятиях обеспечивает эффективное использование финансовых ресурсов, выявление выгодных направлений инвестирования, позволяет быстро реагировать на изменения в экономике и на поведение конкурентов. Предварительным этапом стратегического финансового планирования является прогнозирование основных направлений деятельности предприятия. Именно на этом этапе определяются основные задачи и основные параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, на стадии текущего финансового планирования формируется основная база для дальнейшей разработки финансовых планов, обеспечивающих необходимую информацию для принятия новых управленческих решений. Основа системы финансового планирования корпорации - это финансовая стратегия и финансовая политика. Актуальное финансовое планирование позволяет корпорации выявить основные источники финансирования, оформить структуру доходов и расходов, обеспечивает устойчивую платежеспособность. Одним из направлений стратегического финансового планирования считают процесс бюджетирования.
Ключевые слова: бюджетирование, системы бюджетирования, финансовое планирование, прогнозирование.
CORPORATE BUDGETING AS A TYPE OF FINANCIAL PLANNING
De^shchuk M.V.
Dernshchuk Maria Viktorovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF CORPORATE FINANCE, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAINT-PETERSBURG
Abstract: the article analyzes approaches to corporate budgeting. Implementation of financial strategies at enterprises ensures efficient use of financial resources, identification of profitable investment directions, and allows you to quickly respond to changes in the economy and the behavior of competitors. The preliminary stage of .strategic financial planning is the forecasting of the main activities of the enterprise. It is at this stage that the main tasks and main parameters of current financial planning are defined. In turn, at the stage of current financial planning, the main base is formed for further development of financial plans that provide the necessary information for making new management decisions. The basis of the Corporation's financial planning system is its financial strategy and financial policy. Up-to-date financial planning allows the Corporation to identify the main sources of financing, formalize the structure of income and expenses, and ensure stable solvency. One of the directions of strategic financial planning is considered to be the budgeting process. Keywords: budgeting, budgeting systems, financial planning, forecasting.
Любая экономическая организация (от частного предпринимателя до государства в целом) не может существовать и с уверенностью смотреть в будущее, если она не планирует, а потом и не оценивает свои действия в стоимостном измерении, сопоставляя свои доходы и расходы как в долгосрочной перспективе, так и в разрезе краткосрочного периода.
Понимание того, живем ли мы «по средствам» и как мы хотим жить в будущем, позволяет любому хозяйствующему субъекту ставить цели и формировать задачи по
своему дальнейшему развитию с целью достижения желаемых для всех его стейкхолдеров результатов. Именно бюджетирование и помогает сформировать систему взаимосвязанных целей и планов деятельности, выраженных в стоимостных показателях, и оценить их влияние на будущую финансово-экономическое состояние предприятия.
Постановка проблемы. На сегодняшний день российские предприятия функционируют в нестабильной экономической и социально-политической среде. В условиях неопределенности компании не могут полностью контролировать свое будущее и, поэтому, обязаны постоянно приспосабливаться к изменениям. Существует множество независимых, как внешних, так и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность и результативность предприятия. Такие факторы трудно поддаются количественной оценке, однако вероятностное их прогнозирование возможно и необходимо. Указанные обстоятельства значительно повышают роль корпоративного бюджетирования как вида финансовового планирования в организации деятельности и управлении предприятием.
Весомый вклад в исследовании процесса бюджетирования внесли такие ученые: Дж К. Гелберайт, Д. Хан, А. Файоль, Т. Скону, Г. Коуз, М. Маскон, Дж. Робинзон. Среди отечественных ученых можно выделить труды: Ильина А.И., Самсонова Н.Ф, Хруцкого В. Е., Андреева Р.Н., Иванова О.К. и др. Все ученые по-разному рассматривают бюджетообразующий процесс на предприятии, их подходы к классификации бюджетов тоже разные, однако общим является признание деятельности по разработке и внедрению метода бюджетирования на предприятии как обязательной составляющей процесса управления и финансового планирования.
Несмотря на достаточное количество материалов, для многих корпораций вопрос о процессах роли бюджетирования непонятен. Это происходит из-за слабой методологической базы и недостаточного количества методологических подходов, которые бы помогли интегрировать процесс бюджетирования в деятельность предприятия.
Целью статьи является подробный обзор процесса корпоративного бюджетирования как составляющей финансового планирования на предприятии.
Изложение основного материала исследования. Важно помнить, что почти всем предприятиям присущи самостоятельность и собственная ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности, поэтому возникает объективная потребность в совершенствовании финансового управления предприятием, осуществляется на основе составления оперативных финансовых планов, с учетом накопленного мирового опыта и новейших достижений в этой сфере.
Одним из направлений такого совершенствования является технология бюджетирования, которая возникла и получила распространение в странах Западной Европы, США и Японии еще во второй половине ХХ в., однако значение которой недооценивается руководителями отечественных предпринимательских структур.
Несмотря на значительные достижения в теории и практике бюджетирования, существуют разногласия относительно толкования этой экономической категории и нередки случаи ее ложного отождествления с понятием «планирование», что требует более глубокого расследования. Термин «бюджетирование», если исследовать определение разных авторов, трактуется неоднозначно, а потому целесообразно рассмотреть существующие точки зрения и снять дискуссионные аспекты термина
Подавляющая часть экономистов, в частности (Ильин А.И., Самсонов Н.Ф., Хруцкий В. Е.), считают, что бюджет является количественным планом, как правило, в стоимостном (денежном) измерении, который составляется в форме сметы (баланса) финансовых показателей, скоординированного по всем подразделениям предприятия на период до одного года.
Процессы, связанные с формированием бюджетов, по определению Боровяк С.Н. и Хмельницкой Н. В., получили название «бюджетирование как инструмент оперативного финансового планирования, направленного на поэтапную трансформацию
стратегического финансового плана в систему текущих планов [2,с.363], составляющей управленческого учета и текущего контроля.
На практике бюджеты чаще всего разрабатываются на год, в том числе с разбивкой по кварталам, месяцам и декадам, в течение которого информация корректируется и уточняется, поэтому процесс бюджетирования может стать непрерывным [1, с. 36].
Одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед компаниями, является способность планировать будущее и прогнозировать операционные показатели. Эффективный, своевременный и точный процесс составления бюджета, прогнозирования и финансового планирования предоставляет организациям возможность подготовиться к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса и быть в состоянии добиться успеха. Компании, которые могут быстро обновлять планы и прогнозы, находятся в лучшем положении, чтобы использовать возможности и реагировать на угрозы [6, с.143].
Бюджетирование, прогнозирование и дисперсионный анализ являются инструментами управленческого учета, которые могут помочь организациям получить более глубокое понимание отрасли, в которой они работают. Со временем это понимание уточняется, и эти инструменты могут, в конечном счете, повысить ценность процесса принятия стратегических решений в организациях.
Достижение истинной ценности посредством процесса финансового планирования зависит от ряда факторов, а именно:
- понимание специфических отраслевых задач и возможностей;
- корпоративная культура организации в отношении планирования и бюджетирования;
- способность организации быстро изменять объем своих допущений по мере изменения бизнес-среды;
- время и затраты, связанные с процессом;
- интеграция всех функциональных областей организации в процесс планирования;
- организации должны тщательно учитывать экономическую среду, а также учитывать различные внутренние и внешние факторы, которые могут оказывать влияние на ее деятельность.
Согласно Хруцкому В.Е., организации должны следить за внутренней средой, наблюдая за возникающими возможностями и угрозами. Каждая отрасль имеет свой собственный набор проблем и возможностей, которые организации должны учитывать в своем стратегическом планировании [8, с. 163]. Поэтому бюджетирование и прогнозирование должны учитывать эти общие и отраслевые возможности и угрозы.
Отношение организации к планированию является важным, необходимо получить поддержку от всей организации, чтобы процесс приносил дополнительную ценность и был эффективным.
Самсонов Н.Ф. утверждает, что многие менеджеры обременены системами планирования, разработанными много лет назад в относительно статичную, легкую для понимания индустриальную эпоху. Такой организационный сценарий на управленческом уровне может привести к негативным последствиям и отсутствию заинтересованности в процессе планирования [7, с. 94].
Бюджеты:
- являются трудоемкими и дорогостоящими;
- обеспечивают низкую ценность для пользователей;
- являются слишком жесткими и препятствуют быстрому реагированию;
- могут привести к неэтичному поведению в среде, где своевременная и точная информация имеет неоценимое значение для принятия стратегических решений; способность организаций быстро изменять или обновлять первоначальный план имеет решающее значение [9, с. 42].
Использование гибких бюджетов или скользящих прогнозов дало организациям такую возможность. Гибкий бюджет или прогноз является гораздо лучшей основой для
исследования отклонений, особенно когда ключевые факторы, такие как планируемые объемы, отличаются от первоначального плана.
Сокращение циклов составления бюджета и планирования также является неотъемлемой частью успеха процесса финансового планирования.
Последствия длительных циклов планирования и составления бюджета часто означают, что окончательный бюджет не соответствует быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Укороченные циклы планирования также означают меньшие затраты, связанные с этим процессом.
Что касается преодоления недостатков бюджетирования, то Гасанов Г.И. предлагает придерживаться следующих условий [3, с. 1829]: совершенствовать организационную структуру предприятия, которая позволит персонализировать функции и ответственность руководителей.
В настоящее время является весьма актуальной является проблема усовершенствования системы бюджетирования на предприятии путем ее автоматизации, поскольку процесс бюджетирования является трудоемким и дорогим для многих предприятий.
Роль финансового отдела заключается в проведении финансовой оценки согласованных объемов продаж, макроэкономических и внутренних допущений.
Хотя финансы управляют процессом составления бюджета, они должны исходить на стратегическом уровне через формулировку миссии компании, ключевые корпоративные цели и задачи.
Финансовое планирование должно быть интегрированным процессом, охватывающим все функциональные области организации. Стоит отметить важность увязки деятельности по продажам и оперативному планированию с процессом финансового планирования [4, с. 77].
Финансовый анализ требует понимания продуктов, услуг и операционных характеристик предприятия. Это подтверждает необходимость того, чтобы финансы тесно взаимодействовали с различными функциональными областями организации на протяжении всего процесса планирования. Улучшение понимания финансового отдела бизнеса, в конечном счете, повысит качество и точность финансовой оценки.
Список литературы /References
1. Андреев Р.Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования / Современные тенденции развития науки и технологий, 2018. № 3-11 (24). С. 36-38.
2. Боровяк С.Н., Хмельницкая Н.В. Бюджетирование - экономическая основа качества системы управления // Молодой ученый, 2015. № 19. С. 362-365.
3. Гасанов Г.И. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии // Молодой ученый, 2019. № 11. С. 1828-1833.
4. Иванов О.К. Бюджетирование как элемент управления финансовыми ресурсами / Молодежь и наука, 2017. № 4.3. С. 77.
5. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие. 8-е изд., испр. и доп. Мн.: Новое знание, 2018. 700 с.
6. Петрова Е.С. Сущность бюджетирования в системе планирования // Молодой ученый, 2018. № 9. С. 143-145.
7. Самсонов Н.Ф. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник. М.: ИНФРА-М, 2017. 364 с.
8. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика: учебник для вузов / В. Е. Хруцкий, В. В. Гамаюнов. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 457 с.
9. Collier M. & Agyei-Ampomah S., 2007. Management Accounting, Risk and Control Strategy Paper P3. Burlington: CIMA publishing in association with Elsevier Ltd.