Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ '

КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1558
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
корпоративная стратегия / конкурентные преимущества / инструменты / управление / менеджмент / corporate strategy / competitive advantages / tools / management / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А.. Мирошниченко, А.М. Граматикопуло, О.М. Пузанкова

В статье обосновано понятие корпоративная стратегия организации в зависимости от этапов разработки и реализации стратегии, периода планирования, содержания факторов сравнения, целей организационного развития, типов системы управления. Аргументировано, что компании необходимо внедрять корпоративное управление, и беспрерывно следить за следующими факторами: обеспечивать прозрачность структуры собственности, регламентировать работу руководства, раскрывать информацию перед сотрудниками, перейти на международные стандарты финансовой отчетности и независимый аудит, внедрить более прогрессивную систему управления. Компания должна пресекать все негативные стороны в деятельности, прямое и косвенное влияние должно быть постоянным, что приведёт к тому, что предприятие пойдёт в гору по прибыли и по производству обновленного улучшенного товара. Аргументировано, что для успешного движения компании вверх на рынке, участники экономической борьбы должны соревноваться, создавать и внедрять новые товары или услуги, совершенствовать маркетинговую стратегию, опираясь на корпоративную стратегию организации как фактор прогрессивной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.А.. Мирошниченко, А.М. Граматикопуло, О.М. Пузанкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE STRATEGY OF THE ORGANIZATION AS A FACTOR OF A PROGRESSIVE MANAGEMENT SYSTEM

The article substantiates the concept of corporate strategy of an organization depending on the stages of development and implementation of the strategy, the planning period, the content of comparison factors, the goals of organizational development, types of management system. It is argued that the company needs to implement corporate governance and continuously monitor the following factors: ensure transparency of the ownership structure, regulate the work of management, disclose information to employees, switch to international financial reporting standards and independent audit, and introduce a more progressive management system. The company must suppress all negative aspects in its activities, direct and indirect influence must be constant, which will lead to the fact that the company will go uphill in profit and in the production of an updated improved product. It is argued that for the successful movement of the company up in the market, the participants in the economic struggle must compete, create and introduce new products or services, improve the marketing strategy, relying on the corporate strategy of the organization as a factor in the progressive management system.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ »

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-201-208

МА. Мирошниченко - к.э.н., доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

MA. Miroshnichenko - Ph. D., associate Professor of General, strategic, information management and businessprocesses, associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;

А.М. Граматикопуло - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар, anna1972m@yahoo.com,

A.M. Gramatikopulo - master student of the Kuban State University, Krasnodar;

О.М. Пузанкова - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар, olesya_puz@mail.ru,

O.M. Puzankova - master student of the Kuban State University, Krasnodar, olesya_puz@mail.ru.

КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР

ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ CORPORATE STRATEGY OF THE ORGANIZATION AS A FACTOR OF A PROGRESSIVE MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация. В статье обосновано понятие корпоративная стратегия организации в зависимости от этапов разработки и реализации стратегии, периода планирования, содержания факторов сравнения, целей организационного развития, типов системы управления. Аргументировано, что компании необходимо внедрять корпоративное управление, и беспрерывно следить за следующими факторами: обеспечивать прозрачность структуры собственности, регламентировать работу руководства, раскрывать информацию перед сотрудниками, перейти на международные стандарты финансовой отчетности и независимый аудит, внедрить более прогрессивную систему управления. Компания должна пресекать все негативные стороны в деятельности, прямое и косвенное влияние должно быть постоянным, что приведёт к тому, что предприятие пойдёт в гору по прибыли и по производству обновленного улучшенного товара. Аргументировано, что для успешного движения компании вверх на рынке, участники экономической борьбы должны соревноваться, создавать и внедрять новые товары или услуги, совершенствовать маркетинговую стратегию, опираясь на корпоративную стратегию организации как фактор прогрессивной системы управления.

Abstract. The article substantiates the concept of corporate strategy of an organization depending on the stages of development and implementation of the strategy, the planning period, the content of comparison factors, the goals of organizational development, types of management system. It is argued that the company needs to implement corporate governance and continuously monitor the following factors: ensure transparency of the ownership structure, regulate the work of management, disclose information to employees, switch to international financial reporting standards and independent audit, and introduce a more progressive management system. The company must suppress all negative aspects in its activities, direct and indirect influence must be constant, which will lead to the fact that the company will go uphill in profit and in the production of an updated improved product. It is argued that for the successful movement of the company up in the market, the participants in the economic struggle must compete, create and introduce new products or services, improve the marketing strategy, relying on the corporate strategy of the organization as a factor in the progressive management system.

Ключевые слова: корпоративная стратегия, конкурентные преимущества, инструменты, управление, менеджмент.

Keywords: corporate strategy, competitive advantages, tools, management, management.

Введение

В условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды разработка и внедрение корпоративной стратегии приобретает все большее значение. Сегодня для компаний корпоративного типа во внешней среде наблюдаются значительные изменения: экономические, правовые, демографические, научно-технологические и др. Создание корпоратив-

ной стратегии подразумевает использование практически всех ресурсов компаний, в том числе информационных и интеллектуальных.

По существу, корпоративная стратегия - это план управления предприятием. Она охватывает всю деятельность компании и помогает руководителям в различных отраслях промышленности управлять всеми делами предприятия. Данный план создается руководством компании, при этом главной перспективой являются руководители ключевых производств. Данная стратегия тесно связана с диверсификацией, так как по своей структуре, она является созданием новых предприятий в отраслях, а также покупка предприятий уже входящих в их состав. Сейчас наблюдается создание новых теорий корпоративного управления, ядром которых служит взаимоотношение и деятельность главного руководства с составом управления подчиненных предприятий и организаторов.

На основании вышесказанного, можно сформулировать актуальность выбранной темы исследования: стратегическое управление корпорации влияет на устойчивость финансового положения, снижает стоимость привлеченного капитала и в целом повышает стоимость бизнеса [3].

1. Определение, сущность и роль стратегии развития для компаний корпоративного типа

Сегодня используется много определений термина корпоративная стратегия. Этим вопросом занимались Кузнецов Б.Т. [2], Ларионова И.К. [3], Маркова В.Д. [4], Цыганова, И.Ю., Якимова, В.А. [6] и другие, которые пришли к единому определению, которое звучит следующим образом - корпоративная стратегия развития компании представляет собой стратегию, которая направляет, определяет общее направление роста компании, развития его деятельности.

Следует отметить, что стратегия подразумевает необходимые решения вопросов, поэтому стратегические решения при развитии компаний стратегического типа особенно сложны и важны, следует планировать и выполнять, четко согласовывая все звенья в системе управления [2]. Компания, которая выпускает определенный вид продукции требует согласования и с продуктовой стратегией.

Корпоративная стратегия во многом зависит от вливания инвестиций и является важным в стратегии развития компаний корпоративного типа.

У корпоративной стратегии есть множество определений, которые можно взять для получения дополнительной информации об этом словосочетании. Допустим, возьмём следующее определение, что корпоративная стратегия - это стратегия, которая характеризует общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности.

Стратегические решения на этом уровне считаются одними из самых сложных, от этого зависит судьба всего мероприятия. В ней исследуется продуктивность работы предприятия. Одна из целей корпоративной стратегии - выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции.

Если мы обратимся к эволюции развития системы управления компанией, то сначала термин корпоративная стратегия рассматривался лишь как выбор необходимого набора решений, которые направлены на цели и задачи компании, к тем стремлениям, к которым компания в дальнейшем придет.

Сегодня значение термина корпоративная стратегия значительно расширилось, то есть корпоративная стратегия в широком смысле своего значения - это набор проблем, с которыми компания может столкнуться за период своей деятельности. Сегодня понятие корпоративная стратегия больше воспринимается как создание стоимости, координации деятельности в пределах рынка.

В первоначальном виде «корпоративная стратегия» служила как набор решений, создающих дальнейшие цели по продвижению компании. Оно имеет 3 аспекта, первый из которых следит за лицами, участвующих в контроле стоимости производственного предприятия и акционерами по получению прибыли. Второй - заключается в наблюдении за действиями в условиях рыночной деятельности, т.е. конфигурацией. Третий - рассматривается как наблюдение в области управленческой позиции руководства предприятия, по сути некая

иерархия, где наблюдается важность стратегического хода бизнеса.

Часто можно слышать словосочетание «успешные компании», они концентрируются на стратегических направлениях в области применения всех ресурсов компании. Очень важным для любого предприятия является количество потребителей его продукции. Поэтому особое внимание направленно на развитие ситуаций удовлетворения потребностей клиентуры и место на целевом рынке, а также себестоимость компании и ее производственных выкладок.

Рассмотрим по отдельности аспекты способов создания стоимости - это важно, так как каждая компания производит товар, оказывает услугу, а это все связано со стоимостью.

В первую очередь, при корпоративной стратегии делает упор на вопрос создания стоимости, которая представляется конечной целью, решается вопрос о распределении стоимости, распределение может происходить между акционерами компании, или среди заинтересованных лиц и т.п. Затем решается вопрос о возможности компании успешно функционировать на рынке, на данном этапе компании следует учитывать изменения внешней и внутренней среды, проводить постоянный мониторинг. При этом компания уделяет внимание на действия, как происходит управление бизнесом, опираясь на корпоративную иерархию.

При решении всех выше сформулированных аспектов, следует понимать важность как самого исполнения, так и формирования корпоративной стратегии.

Корпоративная стратегия работает как процесс понимания стратегии в целом, а также она предоставляет информацию для анализа, то есть анализируется деятельность компании как в целом, так и отдельно взятых подразделений.

Таким образом, корпоративная стратегия представляет собой общий план в системе управления компанией. Корпоративная стратегия захватывает своими управленческими нитями все направления деятельности компании, данный вид стратегии предполагает действия, которые разрабатываются и утверждаются в процессе развития.

Корпоративная стратегия, сложный процесс, поэтому в ее разработке принимает участие высшее звено управления компании, также высшее звено несет ответственность за ее разработку, за ее использование и возможности принятия быстрого решения, в случае наступления форс-мажорных ситуаций.

Изменения внешней среды ставят перед компаниями вопрос о диверсификации, то есть вопрос о расширении производства или ассортиментной линейки, возможности выйти на другой рынок. Данный процесс может вызвать определенные риски, но тем и хороша корпоративная стратегия, она позволяет просчитать все возможные риски. А при диверсификации, в случае изменения сбыта и потребностей по одному сегменту рынка (кризисные ситуации), компания с корпоративным типом развития может быстрее и эффективнее наладить производство, сбыт другого продукта, что в свою очередь не даст возможности компании закончить свою деятельность, и будет являться процессом подстраховки.

Также положительным в вопросе диверсификации можно рассматривать как толчок к новому, к инновационному. На рынке компания может быть успешной или нет. Успешной компания может называться только в том случае, если она четко и правильно использует свою разработанную стратегию, концентрирует все усилия по внедрению и дальнейшему исполнению. Хорошо выбранная стратегия позволит компании надолго сохранить свое место на рынке, укрепить позиции, держаться на высшей планке. Все это позволит улучшать финансовые показатели компании, повысить качественный уровень принимаемых управленческих решений, позволит снизить стоимость привлеченного капитала и повысить стоимость компании в целом.

Инвесторы, которые будут привлечены и те, которые уже работают с данной компанией, будут иметь ясную картину, помогут оценить положительный эффект по вливанию дополнительных финансовых потоков для разработки новых проектов, расширению производства и т.д.

Как любой тип управления, тип стратегии всегда ставит вопрос об эффективности, стоит ли столько прикладывать усилий для того, чтобы в дальнейшем получить намеченный

результат. Это касается эффективности корпоративного типа компаний и выбора их развития. Эффективность определяется размером сэкономленных финансовых вложений или увеличением прибыли, но решающим показателем эффективности будет в данном варианте это размер вложенных средств потенциальных инвесторов, которые в дальнейшем будет использовать компания.

В научной литературе описаны множества стратегий, но для достижения успеха все стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии [4].

Итак, стратегия корпоративного типа развития - это совокупность многих направлений в системе развития компании и ее дальнейшего действия. Корпоративная стратегия подразумевает использование многих инструментов, методов, видов стратегии, вот поэтому она является самой сложной, но в то же время востребованной, многие крупные компании ее используют, это Газпром, Роснефть, Мосэнергосбыт и т.д.

Основные задачи корпоративной стратегии развития приведены на рисунке 1.

Корпоративная стратегия

{ 1) Освоение и укрепление позиций в новых отраслях.

2) Повышение производительности всех подразделений.

3) Превращение элементов межфирменного соответствия в конкурентное преимущество.

4) Установка инвестиционных приоритетов и перераспределение ресурсов в пользу самых перспективных подразделений.

Рисунок 1 - Задачи корпоративной стратегии развития

Примеров данного типа развития достаточно много, как правило, это крупные компании, но данная тенденция начинает распространяться и на компании среднего бизнеса, потому как она зарекомендовала себя с лучшей стороны.

Разработка стратегии развития проводится на примере торговой организации. Для субъектов торговли, стратегия диверсификации (развития), в основном, предполагает разработку новых видов товара для представления его на рынке, одновременно с освоением новых рынков.

В реальной жизни, торговая организация использует несколько подобных стратегий. То есть, теория диверсификации сводится к двум основным моделям, которые классифицируются по взаимодействию рынка и продаваемого продукта. А также выбираются подходы, определяющие соотношение риска в среде хозяйствования с неопределенностью и результативности будущей стратегии. Основное направление диверсификации в торговых организациях: расширение ассортиментной структуры поставок, что находит самое практическое применение в подходах стратегии развития [1].

Но, использование стратегий диверсификации подходит не абсолютно всем группам продукции или товара. Здесь важным определяющим подходом является фактор ассортиментной политики, потому что диверсификация учитывает увеличение объемов реализации за счет включения новых номенклатурных позиций. Эта особенность, в целом, определяет применение на практике не одного-двух, а целой системы подходов в разработке стратегии развития торговой организации.

По мнению Лысоченко А.А. и Свиридова О.Ю, в соответствии с областями применения, можно выделить следующие типы современных стратегий развития торговых организаций [1]:

л

у

- портфельная (корпоративная) стратегия. Для торговых предприятий данная стратегия базируется на определении общих направлений вложения капитала, определяются варианты интеграции или диверсифиакации бизнеса;

- деловая стратегия: формируется в рамках единицы торгового предприятия, определяет, как обеспечить долговременные конкурентные позиции компании: интенсивный рост, глубокое внедрение на рынок, совершенствование товара, расширение рынка, интеграционный рост;

- регрессивная интеграция, прогрессивная интеграция, горизонтальная интеграция, диверсификационный рост, концентрическая диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная диверсификация на рынке - определяют виды реализуемых товаров, средства рекламы и формы продвижения, существующие конкурентные преимущества.

- функциональная стратегия регулирует структуры торгового предприятия, поддерживая общую деловую стратегию;

- конкурентная стратегия, позволяющая торговой организации проявить индивидуальные характеристики товара, используя устойчивое конкурентное преимущество;

- лидерство по затратам: стратегия предусматривает контроль над расходованием средств на маркетинг, сопоставление цен на рынке, стимулирование покупателей, реорганизацию реестра поставщиков;

- индивидуализация. Данная стратегия обеспечивает торговому предприятию уникальность, так как используются различные средства продвижения товара.

Используется дифференциация товаров, сервиса, имиджа, персонала. При разработке стратегии развития используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. Организация определяется принципиальным подходом к бизнес-деятельности, которая конкретизирует и объединяет все методы.

2. Инструменты, методы и технологии формирования и обоснования стратегии развития для организаций корпоративного типа

Корпоративная стратегия решает для компании два основных вопроса, первый - какие направления бизнеса компания планирует и будет выполнять, то есть разрабатывать направленные действия в отношении инвестиций, времени и человеческого потенциала компании), второй - созданный корпоративный центр управления, какую он будет играть роль в решении стратегических задач и какой уровень самостоятельности будет определяться?

При этом, выбираются виды действий, которые наиболее эффективно позволят решить поставленные задачи, в стратегии развития корпоративного типа выделяются 4 вида действий.

Во- первых, возможные действия, в результате использования диверсификации, целью которой является снижение риска по ходу изменения стратегии и достижения положительного эффекта от внедренных новых технологий, проектов, разработок и т.д. Для получения положительного эффекта необходимо четко понимать на какой новый уровень компания собирается переходить, какой новый продукт, услугу может предложить компания и будет ли это востребованным. Возможен вариант создания новой компании (филиал), поиск лидера -компании.

Во-вторых, решение вопроса в системе улучшения показателей деятельности компании, здесь разрабатываются и принимаются решения, которые направлены на повышение конкурентных позиций, в положениях по повышению финансовых составляющих.

В третьих, разработка, утверждение и внедрение единой стратегии по развитию компании, то есть поиск путей по эффективному развитию компании, здесь можно использовать мониторинг других компаний, которые работают на рынке и имеют схожее по назначению и предоставлению продукции, товаров, услуг, выяснение слабых и сильных сторон, решения вопроса об изменении работы, каналов сбыта.

И последнее, это инвестиционные приоритеты и их использование компанией.

Сегодня каждая компания, которая как бы устойчиво не держалась на рынке, постоянно

находится в поиске тех средств и возможностей, которые еще более укрепили ее положение.

Инвестиции позволяют расширять сферу влияния, занимать более выгодное положение в мировой экономике, а главное, поднимать престиж страны в экономическом смысле, то есть необходимо мониторить инвестиции на предмет роста компании. Инвестиции играют особую роль как на макро, так и на микро-уровнях. Они формируют производственный потенциал и повышают конкурентоспособность компании. Создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные области.

На основе вышесказанного, можно сформулировать главные, перспективные задачи для тех компаний, которые разрабатывают, внедряют и используют стратегию развития корпоративного типа деятельности:

- построение эффективных бизнес-направлений, грамотное управление ими;

- выбор бизнес-направления для повышения конкурентных преимуществ;

- выбор приоритетного инвестирования и выделение ресурсов компании в наиболее перспективные бизнес-направления;

- анализ, контроль, возможное при необходимости объединение стратегических подходов и действий компании как на общем уровне, так и в отдельно взятых уровнях иерархического действия компании на уровне структурных подразделений.

На разработку корпоративной стратегии оказывают влияние показатели внешней и внутренней среды.

Среда управления - это комплекс субъектов и факторов, активно воздействующих на положение и перспективы организации, на эффективность его управления.

Анализ среды заключается в изучении трех ее составляющих: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.

Внутренняя среда представляется внутренними элементами, подсистемами и процессами, которые воздействуют на ее потенциал, конкурентоспособность, способности развиваться. Структура внутренней среды состоит из:

- стратегических целей организации и стратегии, которые определяют вектор в ее развитии;

- структуры компании, ее органов управления, подразделений, взаимосвязей между ними;

- оборудования, транспорта, помещений и т.д.;

- процессов, которые включают технологии, бизнес-процессы, процессы управления и пр.;

- персонал, его квалификации, трудовой активности, организационной культуры, внутренних ценностей.

Внутреннюю среду пронизывает организационная культура, которая подвергается углубленному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Рассмотрим SWОТ-анализ, который используют для оценки сил компании и рыночной ситуации. SWОТ-анализ - это анализ посредством метода оценки рассматривает внутреннюю среду компании или организации, ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны организации - достижения компании в различных сферах деятельности, направленных на улучшение качества работы предприятия и подготовки товаров к рыночным оборотам или закупкам других компаний, также стаж и опыт работы сотрудников и управления предприятием.

Слабые стороны организации - чего недостаточно для полноценной работы предприятия в различных секторах промышленности по созданию и обороту товаров, некомпетентность некоторых сотрудников и работников компании.

Рыночные возможности - все преимущества компании, которые она может применять.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может неблагоприятно влиять на компанию.

Внешняя среда организации - окружение организации, которыми она сама не может управлять, исключая воздействия на определенные элементы: налоги, конкуренты и т.п.

Анализ внешней среды - это контроль за состоянием компании посредством изучения сведений о перспективах и угрозах организации. Внешняя среда делится на микросреду, которая влияет на компанию путём непосредственного воздействия на неё, также она находится под огромным влиянием материально-технического обеспечения, потребителя, маркетинга и макросреду, которая берёт под свой контроль не только само управление компанией, но и ещё большую часть микросреды [6]. Она зависит от научной среды, а также политической, экономической и т.д.

Внешние факторы и условия влияют на реализацию потребностей и ожиданий определенных заинтересованных сторон, степень влияния этих факторов и условий для них различна [5].

Если среда, воздействует на потребителя, поставщика и конкурента, то она называется среда прямого воздействия. Самая главная угроза для компании - вытеснение конкурентами товара компании с рынков путём замены на товар, либо выпуск нового образца, либо изменение ценового диапазона на понижение стоимости товара.

Среда косвенного воздействия должна включать в себя то, что непосредственно вносит корректировки в сущность управления организацией, то есть следующее:

1) политика, её развитие и действия политических деятелей;

2) право, виды правовой защиты и права на работу с компанией в международной среде;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) экономика и её развитие, сбор и использование природных ресурсов, конкуренция и образованность персонала;

4) общественные группы, оказывающие влияние на возрастание популярности компании из раздела всех имеющихся.

Технологическая составляющая, которая практикует использование в этой сфере РЕБТ-анализ. РЕБТ-анализ - инструмент для сбора информации и контроля за состоянием политики, экономики, а также всех технологических аспектов с социальными восприятиями.

В целом, РЕБТ-анализ улучшает динамику предприятия в положительную сторону.

Таким образом, компании просто необходимо внедрять корпоративное управление, так как необходимо беспрерывно следить за следующими факторами:

1) обеспечение прозрачности структуры по собственности;

2) регламентировать работу руководства;

3) раскрывать информацию перед сотрудниками;

4) перейти на международные стандарты финансовой отчетности и независимый аудит;

5) внедрить более прогрессивную систему управления.

Следовательно, компания должна пресекать все негативные стороны в деятельности, прямое и косвенное влияние должно быть постоянным, что приведёт к тому, что предприятие пойдёт в гору по прибыли и производству обновленного товара посредством его улучшения.

Заключение

Для успешного движения компании вверх на рынке, участники экономической борьбы должны соревноваться, например создавать новые пути внедрения инновационного товара или услуги и совершенствовать маркетинговую стратегию. Маркетинг и маркетинговая стратегия представляет собой универсальные инструменты изменений, обострение конкурентной борьбы или расширение деятельности компании при тех условиях, когда рынок ограничен для производства и продажи продукции. А корпоративная стратегия организации как фактор прогрессивной системы управления будет способствовать развитию компании.

Источники:

1. Катаева, Н. Н. Виды стратегий развития торгового предприятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceproblems.ru/.(дата обращения 27.09.2021).

2. Кузнецов, Б. Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ,

2019. - 623 с.

3. Ларионова, И. К. Стратегическое управление: учебник/ Коллектив авторов; под ред. д. экон н.,

проф. И.К. Ларионова. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 235 с.

4. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия ре-

шений: Справочное пособие / В. Д. Маркова, С.А Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 320 c.

5. Мирошниченко, М.А., Мамыкина, Е.В., Мирошниченко, ПА Анализ внешней среды, факторов формирования конкурентоспособности и стратегического развития коммерческого банка. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 1606-1616.

6. Цыганова, И.Ю., Якимова, В. А. Сравнительный анализ привлекательности сегментов бизнеса по ключевым показателям макро- и микросреды / И.Ю. Цыганова, В. А. Якимова // Управленческий учет и финансы. - 2019. - №°1. - С. 18-24.

References:

1. Kataeva, NN Types of strategies for the development of a trading enterprise. [Electronic resource]. -Access mode: https://scienceproblems.ru/. (Date of treatment 09/27/2021).

2. Kuznetsov, B.T. Strategic management: Textbook / B.T. Kuznetsov. - M .: UNITI, 2019 .- 623 p.

3. Larionova, I.K. Strategic management: textbook / team of authors; ed. e. econ. D., prof. I.K. Lari-onov. - M .: Dashkov and Co, 2019 . - 235 p.

4. Markov, V.D. Strategic management: concepts, concepts, decision-making tools: Handbook / V.D. Markova, S.A Kuznetsov. - M .: INFRA-M, 2019 . - 320 p.

5. Miroshnichenko, M.A., Mamykina, E.V., Miroshnichenko, P.A. Analysis of the external environment, factors of formation of competitiveness and strategic development of a commercial bank. Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2016. No. 120.S. 1606-1616.

6. Tsyganova, I.Yu., Yakimova, V.A Comparative analysis of the attractiveness of business segments by key indicators of the macro- and microenvironment / I.Yu. Tsyganova, V.A. Yakimova // Management accounting and finance. - 2019. - No. 1. - S. 18-24.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-208-217

М.М. Митюгина - к.э.н., доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, mityuginamm @gmail.com,

M.M. Mityugina - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of management quality and competitiveness, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov;

Т.В. Кравченко - к.э.н., доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, DTV1981 @yandex.ru,

T.V. Kravchenko - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of management quality and competitiveness, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov;

В.Н. Чайников - д.э.н., заведующий кафедрой управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, chvn66r@mail.ru,

V. N. Chaynikov - doctor of economic Sciences, head of the Department of management quality and competitiveness, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА КАК КРИТЕРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ BUSINESS CONTINUITY MANAGEMENT SYSTEM AS A CRITERION FOR ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION

Аннотация. В статье проведён анализ отечественных и зарубежных подходов в области устойчивого развития организаций и регионов в целом. Определены действующие международные стандарты в области системы менеджмента устойчивого развития и ключевые направления их внедрения в организациях. На основе проведённого исследования существующих теоретических и прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.