Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность в Китае'

Корпоративная социальная ответственность в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКАЗ ПОДДЕРЖКА / ДОХОД СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАКАЗ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карапетян Диана Тиграновна

В последнее время тема корпоративной социальной ответственности все чаще звучит в средствах массовой информации, и все больше компаний стали уделять внимание своим социальным программам, направленным на поддержку сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность в Китае»

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В КИТАЕ Карапетян Д.Т.

Карапетян Диана Тиграновна - студент магистратуры, кафедра общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в последнее время тема корпоративной социальной ответственности все чаще звучит в средствах массовой информации, и все больше компаний стали уделять внимание своим социальным программам, направленным на поддержку сотрудников.

Ключевые слова: поддержка, социальная ответственность, государственная программа.

В наше время быть социально-ответственной компанией стало престижно. Так в Китае существуют государственные программы по искоренению бедности, помощи пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф, спонсорство в сфере образования и др. Китайское руководство уверено, что компании должны перенять инициативу государства и взять на себя ответственность по финансированию благотворительных программ.

В таких странах, как Китай и Россия, существование социальных программ принуждает компании тратить средства, а предприятия, в свою очередь, записывают эти расходы в балансе как расходы на благотворительность, как нецелевые расходы. Тем самым благотворительность не приносит прибыль, а значит, акционеры получают меньше дивидендов.

На Западе существует несколько теорий связанных с социальной ответственностью. Саймон Задек считает, что социальная ответственность (или отчетность) компаний помогает установить контакт со всеми группами заинтересованных лиц с целью их вовлечения в управление компанией. Он заявляет, что экономика и бизнес не могут развиваться отдельно от общества. Если бизнес как один из наиболее влиятельных феноменов экономики будет учитывать интересы общества и развиваться вместе с ним, то при прочих равных условиях он сможет стать в высшей степени конкурентоспособным. Это, в свою очередь, повлияет на конкурентоспособность всей страны в целом [1]. Эндрю Савиц в большей степени сконцентрировался на эффективности бизнеса и устойчивости развития предприятия в условиях давления со стороны общества и государства. Чтобы связать устойчивость развития ¡предприятия с его результативностью, Савиц предлагает использовать инструмент, известный как «линия тройного итога». По его мнению, бизнес не должен оценивать свой успех только с точки зрения финансовых показателей -дохода или прибыли на инвестируемый капитал (ROI). Каждая компания должна осознавать свое воздействие на макроэкономический регион, в котором она оперирует, его экологию и жителей [2]. Обе теории исходят из той концепции, что бизнес как неотъемлемая часть экономики и общества может и должен приносить выгоду разным социальным группам, так как жизнь общества напрямую связана с деятельностью бизнеса.

Изначально в Китае не существовало понятия корпоративной социальной ответственности. Оно появилось в результате недавней интеграции КНР в экономические отношения с Западом. С 1950-х годов в Китае появилась новая производственная и одновременно социальная и культурная ячейка общества -даньвэй. Она возникла стихийно, поскольку в стране вся власть находилась в руках военных, выходцев из крестьян. Рабочие в большинстве случаев тоже были вчерашними крестьянами, поэтому военные смогли установить свои порядки на

I 32 |

предприятиях. Рабочие поступали на предприятие по административному направлению и на всю оставшуюся жизнь. В даньвэй все социальные вопросы (жильё, дети, семьи и их быт, социальное страхование, социальное обеспечение и т.д.) решались централизованно через представителя партии [3]. Положение партийного работника напрямую зависело от результатов деятельности предприятия, поэтому очень часто они специально предоставляли ложные сведения, чтобы продвинуться по службе. Позже такая неэффективная система перестала существовать, однако некоторые элементы даньвэй сохранились на госпредприятиях.

Система пенсионного и медицинского страхования еще достаточно слаба, чтобы предоставить большинству граждан страховку по болезни, выплату пенсий и пособий. Зачастую граждане не в состоянии оплатить собственное лечение. Восстановление системы «даньвэй» на предприятиях является возможным вариантом решения сложившейся проблемы. При этом централизованное подчинение должно быть заменено на распределение ответственности за социальные вопросы между руководством и менеджментом компании. Компания должна создать принципы и стандарты (коллективный договор, кодекс корпоративного поведения и др.), которые позволили бы учитывать интересы работников, например, оплачивать расходы сотрудников в случае болезни или травм на производстве. Такой путь создания предприятий высокой социальной ответственности будет наиболее эффективным в условиях несформированной системы социального обеспечения. Такой подход хоть и не выгоден бизнесу в краткосрочном периоде, однако в долгосрочной перспективе это принесет пользу не только бизнесу, но государству и всему обществу в целом.

Список литературы

1. Simon Zadek "Tomorrow's History" // Greenleaf Publishing Ltd., 2004, p. 289-304.

2. Andrew Savitz "The Triple Bottom Line"// Jossey-Bass Publishing, 2006, p. XII-XV.

3. David Bray "Social Space and Governance in Urban China" // Stanford University Press,

2015, p. 3.

I 33 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.