Научная статья УДК 332.02
DOI 10.26118/2782-4586.2024.84.81.035
Мехтиева Нушаба
Азербайджанский Университет Кооперации
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация. Корпоративная социальная ответственность (КСО) становится важнейшим аспектом корпоративного мира, поскольку корпорации во многих секторах видят необходимость интеграции операций, ориентированных на прибыль, с социальными и экологическими проблемами.
Сектор транспорта и логистики играет жизненно важную роль в глобальных цепочках поставок, обеспечивая транспортировку продуктов и людей по всему миру. Тем не менее, в этом секторе существует ряд социальных и экологических препятствий, таких как загрязнение воздуха и шум, пробки на дорогах и опасения по поводу безопасности.
В ответ несколько организаций в сфере транспорта и логистики приняли корпоративную социальную ответственность (КСО) в качестве стратегии, позволяющей преодолеть эти трудности и оказать благотворное влияние на общество. В этом реферате анализируется реализация деятельности по корпоративной социальной ответственности (КСО) фирмами этого сектора. Эти инициативы включают инвестиции в экологически чистые энергетические технологии, оптимизацию автопарков для сокращения выбросов углекислого газа, поддержку благополучия и безопасности сотрудников, а также участие в программах по работе с населением.
Кроме того, в аннотации подчеркиваются преимущества корпоративной социальной ответственности (КСО) для транспортно-логистических организаций, такие как лучшая репутация, повышенная лояльность клиентов, повышение морального духа персонала и устойчивый долгосрочный рост. Считая КСО своим главным приоритетом, компании транспортно-логистиче-ского сектора могут продемонстрировать свою приверженность социальной и экологической ответственности, одновременно создавая положительные результаты и добавляя ценность для заинтересованных сторон.
Ключевые слова: корпоративная ответственность, логистическая отрасль, социальная ответственность, транспортный сектор.
Mehdiyeva Nushaba
Azerbaijan Cooperation University
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY: THE EXAMPLE OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS INDUSTRY
Annotation. Corporate social responsibility (CSR) is becoming a critical aspect of the corporate world as corporations in many sectors see the need to integrate profit-oriented operations with social and environmental issues.
The transport and logistics sector plays a vital role in global supply chains, transporting products and people around the world. However, the sector faces a number of social and environmental barriers, such as air and noise pollution, traffic
congestion and safety concerns.
In response, several organizations in the transportation and logistics industry have adopted corporate social responsibility (CSR) as a strategy to overcome these challenges and make a positive impact on society. This abstract analyzes the implementation of corporate social responsibility (CSR) activities by firms in this sector. These initiatives include investing in clean energy technologies, optimizing fleets to reduce carbon emissions, supporting employee well-being and safety, and engaging in community outreach programs.
Additionally, the abstract highlights the benefits of corporate social responsibility (CSR) for transportation and logistics organizations, such as a better reputation, increased customer loyalty, improved staff morale, and sustainable long-term growth. By making CSR a top priority, companies in the transportation and logistics sector can demonstrate their commitment to social and environmental responsibility while creating positive results and adding value to stakeholders.
Keywords: corporate responsibility, logistics industry, social responsibility, transport sector.
Введенi/е.Многогранный характер логистики имеет решающее значение для любой бизнес-стратегии, особенно когда речь идет о деятельности и политике, направленных на обеспечение экологической и социальной устойчивости операций. Существует сборник письменных работ по теме корпоративной социальной ответственности (КСО), относящейся к логистической функции. Однакоучастие поставщиков логистическихуслуг(1_8Р) в инициативах КСО еще не было тщательно исследовано. Поставщики логистических услуг (LSP) имеют хорошие возможности для того, чтобы взять на себя стратегическую роль в усилиях по обеспечению устойчивости всей цепочки поставок благодаря их способности связывать и взаимодействовать с другими предприятиями в сети. Участие LSP в усилиях по КСО также мотивировано существенными экономическими факторами. Ожидается, что улучшение экологических и социальных показателей положительно повлияет на финансовые показатели компании. Например, выбросы парниковых газов в результате грузовых перевозок напрямую связаны с потреблением топлива, что может быть немедленно переведено в операционные расходы. Таким образом, поставщики логистических услуг (LSP), которые часто работают с минимальной нормой прибыли, могут повысить свои экономические показатели за счет усилий, направленных на минимизацию экологических и социальных последствий. Отчеты о КСО служат средством донесения до широкой аудитории социальных и экологических инициатив и планов. Организации все чаще публикуют регулярные (часто ежегодные) легкодоступные заявления или отчеты о КСО, поскольку добровольная отчетность указывает на уровень развития, осведомленности и желания организации быть ответственным корпоративным субъектом. Тем не менее, существуют и другие определения КСО, каждое из которых часто подчеркивает конкретные цели своих авторов, такие как акцент либо на экологических, либо на социальных компонентах. Следовательно, различные организации могут по-разному интерпретировать корпоративную социальную ответственность (КСО), что приводит к различиям в том, как они реализуют соответствующую политику и фиксируют свои достижения в области КСО. Поставщики услуг, которые принимают программу устойчивого развития, сталкиваются со многими препятствиями, в том числе со сложным характером общесетевых инициатив, необходимостью настраивать решения для каждого клиента и необходимостью сотрудничать с другими участниками цепочек поставок. Из-за низкой рентабельности в сторонней логистической отрасли ресурсы для поддержки проектов КСО могут быть ограничены. Отраслевые исследования имеют решающее значение для поставщиков языковых услуг (LSP) из-за существенных различий в производительности по сравнению с другими поставщиками услуг. Многочисленные исследования показали существенные различия в распространении информации о корпоративной социальной ответственности (КСО) между корпорациями, работающими в различных отраслях промышленности. Неясно, эффективно ли LSP используют свои отчеты о КСО так же, как и организации в других отраслях, и являются ли конкретные области устойчивого развития
приоритетными в процессе отчетности. Предыдущие исследования корпоративной социальной ответственности (КСО) часто включали поставщиков логистических услуг (LSP) в более широкую категорию «транспорт», группируя их вместе с поставщиками пассажирских перевозок. В этом исследовании особенно рассматриваются отчеты о корпоративной социальной ответственности (КСО) поставщиков логистических услуг (LSP), то есть организаций, которые рассматривают логистику как свою основную деятельность по созданию стоимости. Целью данного исследования является анализ методов отчетности о корпоративной социальной ответственности (КСО) в сфере сторонней логистики (3PL).
Главная часть
Политика и программы корпоративной социальной ответственности (КСО) зародились во второй половине 20-го века как ответ на негативную реакцию против фирм, которые отдавали приоритет только своим финансовым результатам и немедленной прибыльности. Приоритет предотвращения истощения природных ресурсов, а также решения проблем загрязнения воздуха, почвы и воды, а также трудовой практики, нарушающей права человека и социальные права, занимает видное место в политических программах. С растущей глобализацией экономической деятельности компании осознали необходимость решения экологических проблем и проблем общества, чтобы обеспечить свое будущее выживание и долгосрочное процветание. ПословамПортераиКрамера(2006),корпоративнаясоциальная ответственность (КСО) стала важнейшей проблемой для руководителей бизнеса во всем мире. Несмотря на свою значимость, существует двусмысленность в отношении точного определения КСО. Кэрролл (1979) представляет различные точки зрения на этот вопрос и утверждает, что комплексное определение социальной ответственности должно охватывать экономические, правовые, этические и дискреционные аспекты деятельности бизнеса, чтобы полностью учесть все обязательства, которые бизнес имеет перед обществом. Дальсруд (2006) провел контентное исследование 37 определений КСО и обнаружил пять важных особенностей КСО. Эти аспекты включают внимание к социальным, экологическим и экономическим факторам, отношениям с заинтересованными сторонами и добровольному характеру осуществляемой деятельности. КСО, или корпоративная социальная ответственность, можно рассматривать как приверженность компаний устойчивому развитию. Другими словами, КСО и устойчивое развитие можно считать взаимозаменяемыми понятиями при обсуждении деловой практики. Эта точка зрения преобладает в последних научных работах [7,1, 5,2, 4].
Многогранный характер логистики имеет решающеезначение для любой бизнес-стратегии, особенно когда речь идет о деятельности и политике, направленных на обеспечение экологической и социальной устойчивости операций. Существует сборник письменных работ по теме корпоративной социальной ответственности (КСО) применительно к функции логистики. Однако участие поставщиков логистических услуг (LSP) в инициативах КСО еще не было тщательно исследовано. Поставщики логистических услуг (LSP) имеют все возможности для того, чтобы взять на себя стратегическую роль в программах устойчивого развития, охватывающих всю цепочку поставок. Это связано с их способностью подключаться и взаимодействовать с другими предприятиями в сети. Участие LSP в усилиях по КСО также мотивировано важными экономическими факторами. Ожидается, что улучшение экологических и социальных показателей положительно повлияет на финансовые результаты компании. Например, выбросы парниковых газов в результате грузовых перевозок напрямую связаны с использованием топлива, что может быть немедленно переведено в операционные расходы [6].
Таким образом, поставщики услуг, которые часто работают с минимальной нормой прибыли, могут повысить свои экономические показатели за счет реализации программ, направленных на снижение экологических и социальных последствий.
Отчеты о КСО служат средством доведения социальных и экологических инициатив и планов до широкой общественности (Täte et al., 2010). Организации все чаще публикуют регулярные заявления или отчеты о КСО, часто на ежегодной основе. Такая добровольная отчетность демонстрирует зрелость, осведомленность и стремление организации стать ответственным юридическим лицом. Тем не менее, существуют и другие определения КСО,
авторы которых обычно подчеркивают определенные проблемы, такие как окружающая среда или социальные проблемы. Организации могут иметь разное представление о КСО, что приводит к различиям в применении ключевых политик и отчетности о результатах КСО.
400С ЗЭОв.Э!
Рисунок 1.Размер мирового рынка логистики в 2020 году по регионам (в миллиардах долларов США)
Источник: [10]
Экономическому успеху и росту рабочих мест способствуют мощное и последовательное движение продукции по надежной транспортной системе. Статистика грузовых перевозок дает наглядное представление о состоянии и эффективности дорог, рек, поездов, авиакомпаний, портов и трубопроводов, что имеет решающее значение для поддержания надежной транспортной сети. Представители государственного и частного секторов могут повысить эффективность коммерческого транспорта, используя федеральные данные и данные о грузовых перевозках на нескольких географических уровнях, включая штат, мегаполис, округ и город.
Лица, принимающие решения, используют данные о грузовых перевозках в качестве объективного ориентира для вынесения обоснованных суждений о распределении финансирования, будущем планировании и формулировании транспортной политики. Получение данных о транспортировке высшего качества, своевременная доставка и получение из местных источников имеет решающее значение для поддержания конкурентоспособности нашей экономики на мировом рынке.
За последние несколько лет наблюдается рост недоверия к обмену информацией, загрязнение окружающей среды, недостатки в качестве продукции, вопросы безопасности пищевых продуктов и другие недостатки социальной ответственности. Эти инциденты вызвали серьезные опасения общественности. Растущая доля клиентов отдает предпочтение фирмам, которые демонстрируют твердую приверженность социальной ответственности. По мере развития экономической глобализации социальная ответственность отдельной корпорации будет оказывать все большее влияние на всю цепочку поставок. Это может привести к широкомасштабному потребительскому бойкоту и возврату товаров, что сильно повлияет на общую эффективность цепочки поставок. Корпоративная социальная ответственность (КСО) последовательно информируется и интегрируется в систему цепочки поставок, что приводит к разработке более сложных и совместных действий в области социальной ответственности. В этой среде фирмы, выступающие в качестве узлов в цепочке поставок, особенно ключевые предприятия, уделяют все большее внимание выполнению своих социальных обязанностей. Концепции, связанные с социальной ответственностью в цепочке поставок, такие как устойчивая «зеленая» цепочка поставок, становятся все более значимыми [8].
Логистика играет жизненно важную роль в цепочке, выступая в качестве стратегической отрасли, которая оптимизирует промышленную организацию и повышает промышленную ценность. Оно оказывает существенное влияние на цепочку поставок и всю социально-экономическуюсистему.Впоследниегодылогистическийбизнесдемонстрируетзначительный рост. Однако этот рост также выявил ряд растущих проблем, включая повышенный уровень загрязнения воздуха и выбросов углекислого газа в результате транспортной деятельности, а также отсутствие внимания к этим воздействиям на окружающую среду [9].
Некоторые логистические компании осознали, что участие в корпоративной социальной ответственности в сфере логистики (LCSR) влечет за собой не только их права и обязанности, но также их обязательства и ответственность. Они активно выполняли свои социальные обязательства, занимались благотворительной деятельностью, вносили свой вклад в местное общество и создавали возможности трудоустройства. Например, JD Logistics предлагает бесплатную одежду и литературу бедным районам через специально разработанную систему логистики. Эти фирмы считают, что соблюдение требований корпоративной социальной ответственности (КСО) может помочь им добиться большей осведомленности общественности, повысить их конкурентоспособность и улучшить эффективность цепочки поставок (SCP). Однако некоторые ученые считали КСО обременительным обязательством. Они утверждали, что корпоративная социальная ответственность (КСО) не дает преимуществ бизнесу. Вместо этого это вынуждает их перенаправлять средства, ранее выделявшиеся на производственную деятельность, тем самым уменьшая их способность к инновациям и повышению операционной эффективности. Следовательно, это снижает общую производительность всей цепочки поставок [6].
Результаты исследования.Корпоративная ответственность в настоящее время занимает важное место на повестке дня. На этом уровне модернизации охрана окружающей среды и формулирование таких стратегий. В последние годы по мере развития экономической глобализации наблюдается значительный рост вопросов социальной ответственности. Эти проблемы включают недостаточную достоверность раскрытия информации, дефекты качества продукции и проблемы безопасности пищевых продуктов. В результате возникло широкое общественное беспокойство. Логистические компании часто берут на себя социальную ответственность, но некоторые из них еще не прояснили взаимосвязь между показателями своей социальной ответственности и SCP (эффективностью цепочки поставок).
Список источников
1. Баск А., Халме М., Каллио М. и Куула М. (2013 г.), «Предпочтения потребителей в отношении устойчивости и их влияние на управление цепочками поставок. Случай мобильных телефонов», Международный журнал физического распределения и управления логистикой, Vol. 43 № 5/6, стр. 380-406.
2. Баумгартнер Р.Дж. (2014), «Управление корпоративной устойчивостью и КСО: концептуальная основа, объединяющая ценности, стратегии и инструменты, способствующие устойчивому развитию», Корпоративная социальная ответственность и экологический менеджмент, Vol. 21 № 5, стр. 258-271.
3. Дальсруд, А. (2006), «Как определяется корпоративная социальная ответственность: анализ 37 определений», Корпоративная социальная ответственность и экологический менеджмент, Том 15, № 1, стр. 1-13.
4. Маас, С. и Ренье, Г. (2014), «Разработка модели КСО для практики: соединение пяти неотъемлемых областей устойчивого бизнеса», Журнал чистого производства, Vol. 64, стр. 104-114.
5. Перри П. и Тауэре Н. (2013 г.), «Разработка концептуальной основы. Внедрение КСО в цепочках поставок модной одежды», Международный журнал физического распределения и управления логистикой, Vol. 43 № 5/6, стр. 478-500.
6. Печик М.И. и Бьёрклунд М. (2015). Поставщики логистических услуг и корпоративная социальная ответственность: отчетность об устойчивом развитии в логистической отрасли. Международный журнал физического распределения и управления логистикой,
45 (5), 459-485.
7. Саузер, В.И. младший (2005 г.), «Этика в бизнесе: ответ на вызов», Журнал деловой этики, Vol. 58 № 4, стр. 345-357.
8. Циммер К., Фрелинг М., Бройн П., Шультманн Ф. (2017). Оценка социальных рисков глобальных цепочек поставок: количественный аналитический подход и его применение к выбору поставщиков в немецкой автомобильной промышленности. Журнал чистого производства, 149, 96-109.
9. ЧенгХ., Дин X. (2021). Динамичная игра корпоративной социальной ответственности в цепочке поставок с конкуренцией. Журнал чистого производства, 317, 128398.
10. https://www.statista.eom/statistics/1069868/total-global-logistics-market-size-region/
Сведения об авторе
МЕХТИЕВА НУШАБА, к. э. н., кафедра «Социальные науки», Азербайджанский Университет Кооперации, г. Баку, Азербайджан.
Information about the author
MEHDIYEVA NUSHABA, Ph.D. in Economics, Department of Social Sciences, Azerbaijan University of Cooperation, Baku, Azerbaijan.