Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ МИССИИ КОМПАНИИ'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ МИССИИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР КОМПАНИИ / МИССИЯ КОМПАНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарафанов А.Д., Никушина А.Н., Анастасова А.С., Павлова А.С.

Статья посвящена вопросам миссии организации и корпоративной социальной ответственности, взаимосвязи этих двух понятий. Авторами выделены особенности и основные направления КСО, как может быть достигнута миссия компании с помощью принципов КСО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS AN INSTRUMENT FOR ACHIEVING THE COMPANY’S MISSION

The article is devoted to the organization''s mission and corporate social responsibility, the relationship between these two concepts. The authors highlighted the main features and trends of CSR, as can be achieved with the help of the company''s mission of CSR principles.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ МИССИИ КОМПАНИИ»

РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция, 2015, №2, с. 82-88.

Сарафанов А.Д. магистрант 2го курса Никушина А.Н. магистрант 1го курса Анастасова А.С. магистрант 1го курса Павлова А.С. магистрант 1го курса Южный федеральный университет

Россия, г. Таганрог КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ МИССИИ КОМПАНИИ Статья посвящена вопросам миссии организации и корпоративной социальной ответственности, взаимосвязи этих двух понятий. Авторами выделены особенности и основные направления КСО, как может быть достигнута миссия компании с помощью принципов КСО.

Ключевые слова: стратегический выбор компании, миссия компании, корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, государство.

Sarafanov A.D. Master student South Federal University, Russia, Taganrog Nikushina A.N., Master student, South Federal University, Russia, Taganrog Anastasova A.S. Master student South Federal University, Russia, Taganrog Pavlova A.S., Master student, South Federal University, Russia, Taganrog CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS AN INSTRUMENT FOR ACHIEVING THE COMPANY'S MISSION The article is devoted to the organization's mission and corporate social responsibility, the relationship between these two concepts. The authors highlighted the main features and trends of CSR, as can be achieved with the help of the company's mission of CSR principles.

Keywords: the strategic choice of the company, the company's mission,

corporate social responsibility, corporate social responsibility, the state.

В современных социально-экономических условиях успешность и высокая конкурентоспособность компании зависит от правильно сделанного стратегического выбора компании, к элементам которого относятся:

S видение;

S миссия;

S стратегические цели;

S стратегические задачи;

S стратегические программы;

S ресурсы и возможности.

Также стоит отметить, что тема корпоративной социальной ответственности, или сокращенно КСО, становится всё более востребованной в бизнес сообществе. Корпоративная социальная ответственность - это концепция, которая отражает добровольное желание предприятий принимать участие в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.

К основным причинам, побуждающим компании уделять всё больше внимания КСО, можно отнести следующие:

S глобализация и как следствие обострение конкурентной борьбы;

S усиление процессов слияния и поглощения компаний;

S возрастающая роль имиджа и репутации компании;

S рост гражданской активности.

Остановимся подробнее на миссии компании и как её можно достичь с помощью корпоративной социальной ответственности.

Разные учёные давали различные определения понятию миссия. Так, М. Мэскон, М. Альберт и Ф. Хедоури дали следующую формулировку понятия миссия: «Миссия - это основная общая цель организации - четко выраженная причина её существования».

В качестве примера реальной миссии компании, которая тесно связана с принципами КСО, можно привести миссию компании Matsushita, которую сформулировал ещё в прошлом веке Коносукэ Мацусита: «Миссия промышленного предприятия должна состоять в преодолении бедности, в избавлении от страданий общества в целом, в том, чтобы сделать людей богатыми».

КСО должна учитывать интересы и способствовать повышению качества жизни основных заинтересованных лиц компании, к которым относятся сотрудники, инвесторы, акционеры, деловые партнеры, потребители, органы государственной власти, общество в целом. Учет Больмнений, ожиданий и интересов основных заинтересованных сторон компании позволяет вырабатывать эффективные операционные решения, которые позволят достигнуть главной цели компании.

Стоит отметить, что мнение сотрудников относительно того, что должна делать компания в рамках КСО, является ценным источником информации, благодаря которому можно определить основные направления КСО.

Если одним из направлений КСО будет социальная защита и поддержка сотрудников компании, соблюдение баланса между обязанностями и личными интересами, дополнительные возможности обучения и развития, это будет повышать мотивацию сотрудников, и как следствие, помогать в достижение долгосрочных стратегических целей организации, её миссии.

Большое влияние на эффективность бизнеса и достижение миссии организации в настоящее время оказывает имидж и репутация компании. Повышать имидж и укреплять репутацию можно с помощью принципов КСО, которые направлены на охрану окружающей среды.

Данные принципы помогут получить поддержку в лице общественных организаций, занимающихся охраной природных ресурсов, органов власти, заработать лояльность клиентов.

Добросовестное ведение бизнеса позволит наладить долгосрочные отношения с контрагентами. Продвижение принципов КСО в бизнес сообществе, соблюдение принципов добросовестной конкурентной борьбы выступят эффективными инструментами в достижении миссии организации.

Не стоит забывать о таком эффективном направлении КСО как благотворительность и волонтёрство. Поддержка социально значимых проектов, привлечение сотрудников компании в волонтерских программах, формирование благоприятной социальной среды и высокого уровня корпоративной культуры формируют положительный образ компании в глазах общественности. Это оказывает рост нематериальных активов, усиливает бренд.

Если обратиться к западному опыту ведения бизнеса, надо сказать, что при определении инвестиционной привлекательности компании, ряд инвесторов учитывает работу предприятия в области КСО. Поскольку таким образом можно оценить порядочность руководства компании в вопросах финансирования, ответственности перед деловыми партнерами и клиентами.

Исследования западных ученых последних лет показывают, что соискатели при прочих равных условиях выберут компанию с развитой системой КСО, тем самым происходит повышение лояльности со стороны персонала и возрастают шансы на достижение миссии компании с наибольшей эффективностью.

Необходимость повышения социальной ответственности бизнеса отмечается на всех уровнях государственной власти. На наш взгляд, корпоративная социальная ответственность может рассматриваться как эффективный инструмент достижения миссии компании.

Корпоративная социальная ответственность способствует социальному, экономическому, экологическому развитию не только компании, но и общества в целом. Использование принципов КСО позволит достичь коммерческий успех, не пренебрегая этическими нормами по отношению ко всем заинтересованным сторонам.

Использованные источники: 1. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: ТТИ

ЮФУ, 2010. - 122с.

2. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета, 2013.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебник/ М.Х. Мескон, М. Альберт, пер. с англ. - М.: Вильямс, 2015. - 672 с.

Сергеенкова Е.А. студент 2 курса факультет «Финансово-экономический»

Шуклина З.Н., д.э.н. научный руководитель, профессор

Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

Россия, г. Брянск ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ КЛИЕНТОВ

В статье анализируется влияние основных факторов на лояльность клиентов, сравниваются программы повышения лояльности потребителей, предлагаются способы привлечения и удержания клиента с помощью инновационных приемов в рекламе.

Ключевые слова: лояльность потребителей, программа поощрения покупателей, управление лояльностью потребителя, факторы повышения лояльности, инновации.

The article analyzes the main factors influencing on customer loyalty, compares the loyalty programs of consumers, suggests ways to attract and retain the client by using innovative techniques in advertising.

Keywords: customer loyalty, customer loyalty program, customer loyalty management, factors increasing loyalty, innovation.

В рыночной экономике маркетинг приобретает особое значение, являясь концепцией, стратегий и инструментом конкурентной борьбы и эффективного функционирования предприятия в целом. Основатель теории маркетинга Филип Котлер утверждает, что маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. [2] Более широкое понятие маркетинга даёт профессор Шуклина З.Н., подчеркивая, что маркетинг - это ёмкое, широкое, рыночное, многофункциональное понятие, включающее доктрину и философию бизнеса, этику делового общения, методологию управления рыночным поведением, особую деятельность по поиску и удовлетворению потребностей покупателей или клиентов. [7] Руководитель Института финансового планирования Гусев А. отмечает, что цель маркетинга - повышение качества услуг и товаров, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни. [17] Все эти определения подчеркивают важность и комплексность маркетинга.

Одним из главных принципов организации маркетинговой деятельности предприятия является ориентация на потребителя. Действительно, успех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.