ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-391-399 ЛОГОНДиана Теофиловна,
NIION: 2021-0079-9/23-569 аспирант кафедры
MOSURED: 77/27-025-2023-09-569 гражданско-правовых дисциплин
Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, e-mail: dianaheloisa@yahoo.fr
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ СТРАН АФРИКИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Цель исследования: Изучение особенностей африканского законодательства в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (КСО). Анализ международных подходов к нефинансовой отчетности в разных регионах мира и возможности их применения в развивающихся странах. Анализ вызовов, связанных с нефинансовой отчётностью в практике корпоративного управления. Выводы. Необходимость разработки законодательства о нефинансовой отчетности и корпоративно-нормативно-правовых основ КСО для установления четких стандартов и руководящих принципов в Африканских странах, с особым акцентом на Кот-д'Ивуаре. Создание правовой базы для финансовой поддержки компаний в их инициативах, организация образовательных программ и создание специализированных органов для поддержки компаний в этой области.
Ключевые слова: нефинансовая отчетность, корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, стандарты отчетности ESG, Африка.
LOGON Diana Teofilovna,
Postgraduate student of the Department of Civil Law Discipline, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NIU)
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AND NON-FINANCIAL REPORTING IN AFRICA: CHALLENGES AND PROSPECTS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Annotation. The purpose of the research is to study the specifics of African legislation in the field of sustainable development and corporate social responsibility. To analyze international approaches to non-financial reporting in different regions of the world and possibilities of their application in developing countries. To analyze the challenges of non-financial reporting in corporate governance practices. Conclusions.The need for non-financial reporting legislation and corporate social responsibility legal frameworks to establish clear standards and guidelines in African countries, with a special focus on Cote d'Ivoire. Establishing a legal framework to financially support companies in their initiatives, organizing educational programs and creating specialized bodies to support companies in this area.
Key words: Non-financial reporting, corporate social responsibility, sustainable development, ESG reporting standards, Africa
Введение
В условиях увеличения влияния бизнеса на общество, вопросы устойчивого развития (УР) становятся все более актуальными. Сегодня в Африке, как и в других стран, огромное внимание уделяется правовым аспектам устойчивого развития, так как это необходимо для решения экологических проблем, социального развития, экономической устойчивости и преодоления гло-
бальных вызовов.1 Принципы УР помогают сохранять природные ресурсы, бороться с нищетой и неравенством, создавать устойчивую экономику и взаимодействовать с международным сообществом для решения глобальных проблем. Изуче-
1 ESG и нефинансовая отчетность: перспективы в мире и России https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/esg-i-nefinansovaya-otchetnost-perspektivy-v-mire-i-rossii/?ysclid=l4156ep58x
ние вопросов права УР и КСО имеет важное значение для балансирования экономического роста с сохранением природы, улучшения условий жизни населения, привлечения инвестиций и активного участия в международных дискуссиях. Это поможет Африке разработать стратегии и политики для защиты экологического разнообразия, борьбы социального неравенства и достижения УР. Кроме того, это призывает компании к этичному и ответственному бизнесу. Акционеры и инвесторы все больше заинтересованы не только в финансовых показателях бизнеса, но и в проявлении новой деловой этики — решения экологических, социальных и управленческих задач. Потребители стали требовать от компаний прозрачности и ответственности в своей деятельности. КСО становится все более актуальной и предполагает, что организации должны не только стремиться к получению прибыли, но и учитывать свои социальные и экологические последствия. В этом контексте правовое регулирование нефинансовой отчетности становится важнейшим инструментом реализации КСО. Исследование помогает разобраться в законодательстве, требованиях и методологии составления нефинансовой отчетности, а также анализировать ее влияние на различные аспекты деятельности компаний и общества в целом. Суть новизны данной темы заключается в использовании анализа правовых систем, регулирующих УР и нефинансовые отчеты в разных регионах мира, включая Россию и Африку. Разработка рекомендаций и предложений по улучшению правовых норм и механизмов регулирования нефинансовых отчетов в развивающих странах, способствует повышению прозрачности, ответственности и устойчивости бизнеса.
Теоретический обзор и применение нефинансовой отчетности
С появлением концепции УР компании расширили сферу своей ответственности. В дополнение к традиционным экономическим и финансовым аспектам, освещаемым в годовых отчетах, они постепенно включают в них социальные, экологические и общественные аспекты. Такое расширение сферы ответственности побуждает компании предоставлять заинтересованным сторонам нефинансовую информацию. Такая информация обычно публикуется в форме отчета об УР. Отчеты об УР являются основным средством коммуникации, используемым компаниями для предоставления информации о своих действиях в области КСО и принятые ими меры, или, по крайней мере, способ их передачи и то сообщение, которое они хотят донести [1]. По мнению Мишеля Капрона и Франсуазы Керель, распространение информации в этих отчетах считается ключевым
фактором в реализации социальной ответственности и определяющим критерием во всех моделях эффективности: быть ответственным — значит быть подотчетным заинтересованным сторонам, сообщать о целях, предпринятых действиях и достигнутых результатах [2]. Международные организации, такие как ООН, Всемирный банк и Международная организация труда, признают необходимость нефинансовой отчетности для достижения УР. Это связано с тем, что финансовая отчетность не способна полностью охватить все аспекты деятельности организации, которые могут оказывать влияние на окружающую среду и общество в целом. Финансовые и нефинансовые коммуникации становятся все более сложными в связи с растущим разнообразием и дублированием нормативной базы [3].
Нефинансовая информация рассматривается как способ измерения степени ответственности компании и ее практической деятельности. Вместо того чтобы использоваться как инструменты для проведения измерений, показатели применяются как средства контроля [4]. Для обеспечения актуальности содержания отчета необходимо определить его получателей (заинтересованная сторона). Согласно ISO 26000 (2010)1 руководство по социальной ответственности, заинтересованная сторона — это лицо или группа лиц, заинтересованные в решениях или деятельности организации.
Анализ предыдущих исследований, посвященных нефинансовой отчетности и ее роли в реализации принципов УР, является важным шагом для понимания текущего состояния и направления дальнейших исследований в этой области. Исследования таких российских авторов как Шахназаров Б.А., Власова Н.С., Корзова-тых Ж.М., подчеркивают важность нефинансовой отчетности для оценки устойчивости и социальной ответственности компаний [5][6][7].
В России крупные компании из разных отраслей предоставляют информацию о своих социальных и экологических показателях, но в этих усилиях лидируют компании энергетического и нефтегазового секторов2. При подготовке нефинансовых отчетов российские компании в основном руководствуются международным стандартом ISO 26000 и Руководством Глобальной инициативы по отчетности (GRI) [8]. Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 N 296-ФЗ устанавливает меры по сокращению выбросов парниковых газов в Российской Федерации. Закон предусматривает разработку и реализацию госу-
1 https://www.iso.org/ru/standard/42546.html
2 https://tass.ru/ekonomika/11043021?ysclid=lme
0aahvu337721498
дарственных программ, направленных на уменьшение выбросов парниковых газов, а также установление нормативов и стандартов для сокращения выбросов в различных отраслях экономики. Закон также определяет ответственность за нарушение установленных норм и предусматривает меры по стимулированию использования экологически чистых технологий и энергоресур-сов.1 Закон не предусматривает четких мер и санкций для нарушителей, что ослабляет его эффективность и приводит к нежелательным последствиям. Закон не предусматривает конкретные меры поддержки и стимулирования для предприятий, что снижает их мотивацию к внедрению экологически чистых технологий и практик.
Письмо Банка России от 12 июля 2021 года No ИН-06-28/49 предоставляет общие указания и рекомендации о том, какие данные следует раскрывать, в каком формате и с какой периодично-стью.2 Недостатки письма о раскрытии нефинансовой информации включают недостаточную конкретизацию требований, отсутствие обязательности, неоднозначность терминологии и отсутствие международной гармонизации. Эти недостатки могут привести к нечеткому и недостоверному раскрытию информации, игнорированию рекомендаций, различиям в подходах к раскрытию информации между российскими и зарубежными компаниями. В России пока не созданы эффективные механизмы проверки и контроля нефинансовой отчетности, что может способствовать раскрытию недостоверной или неполной информации и ухудшению доверия к отчетности. Независимое заверение нефинансовой отчетности пока не является широко распространенной практикой, однако информация о выбросах парниковых газов является лидером по внешнему заверению в России [9].
Изучение нормативной базы позволяет прийти к выводу, что российские компании используют различные документы национального и международного уровня при подготовке нефинансовых отчетов. Сомнение в актуальности предлагаемых международными институтами форматов нефинансовой и финансовой отчетности в свете происходящих событий в мире высказывается Серебрякова Т.Ю. Она поднимает вопрос о необходимости определения информа-
ции, которая является важной для эффективного управления российским правительством и министерствами, и разработки соответствующих систем учета и отчетности на основе этой информации. Она также указывает на проблему отсутствия реальной необходимости в нефинансовой отчетности для внутренних целей в России [10].
Африка, постоянно находящаяся в процессе развития, не остается в стороне от проблем УР. В Учредительном акте Африканского союза (АС) содействие УР отнесено к числу важнейших целей АС (ст. 3).3 Цели УР являются одной из главных задач в Африке. Это нашло отражение в Африканской конвенции об охране природы и природных ресурсов, пересмотренной в 2003 г. в Мапуту4, - международном соглашении, направленном на содействие сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия в Африке. Она призывает государства-участники проводить политику и принимать меры по охране экосистем и местных видов, а также содействовать научным исследованиям, экологическому образованию и УР. Конвенция также поощряет региональное и международное сотрудничество в области охраны природы в Африке, способствуя обмену информацией и опытом между странами-участницами. Африканская хартия по демократии, выборам и управлению была принята в 2007 году с целью развития демократии, свободных и прозрачных выборов и эффективного управления в Африке5. В ней признается, что демократия необходима для социально-экономического и политического развития африканских государств, и определяются такие ее принципы, как суверенитет народа, равенство возможностей, участие в политической жизни, прозрачность, подотчетность, верховенство закона и уважение прав человека. Хартия устанавливает принципы и стандарты проведения честных и прозрачных выборов, поощряя независимость избирательных органов, политический плюрализм, участие граждан, свободу слова и печати, а также равные возможности для всех кандидатов. Что касается управления, то она призывает африканские государства проводить политику и применять практику, обеспечивающие прозрачность, подотчетность, эффективность, справедливость и социальную интеграцию, бороться с коррупцией. Хартия является юридически обязательной для
1 Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов" от 02.07.2021 N 296-ФЗ www.consultant.ru/docuirient/cons_docJ_AW_388992/7y sclid=lmdt9uzjw558907234
2 Информационное письмо Банка России от 12.07.2021 N ИН-06-28/49 "О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ" https://www.consultant.ru/document/ consJdocJLAWJ390868/?ysclid=lmdtd7qzek56109983
3 https://au.int/sites/default/files/pages/34873-file-constitutive_act_french-1.pdf
4 Conference des Chefs d'Etats et de Gouvernements de l'Union Africaine https://wedocs.unep. org/bitstream/handle/20.500.11822/30163/AMCEN17_ REF3F.pdf?sequence=2&isAllowed=y
5 Charte africaine de la democratie, des elections et de la gouvernance http://archive.ipu.org/idd-f/afr_ charter.pdf
государств-членов АС и направлена на укрепление демократии в Африке. Африканская хартия 2014 года о ценностях и принципах децентрализации, местного управления и местного развития также признает важность децентрализации для укрепления демократии и участия граждан, призывает африканские государства создавать эффективные и прозрачные системы местного управления и устанавливает ключевые принципы местного развития.1 В марте 2018 года было подписано Соглашение о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли ^ЕСА^, целью которого является стимулирование внутри африканской торговли за счет устранения тарифных барьеров.2 Оно также направлено на содействие свободному перемещению людей, капитала и инвестиций, а также на гармонизацию торговой и таможенной политики стран-участниц. ZLECAf рассматривается как важный шаг на пути к экономической интеграции Африки и созданию единого африканского рынка. Африканская молодежная хартия 2006 года направлена на продвижение и защиту прав и интересов молодежи в Африке. Она признает их важность для развития континента и гарантирует их основные права, такие как образование, занятость, здравоохранение и участие в политической жизни.3 Хартия является важным шагом на пути признания и защиты прав молодежи в Африке с целью создания благоприятных условий для ее развития и вклада в лучшее будущее, а также признания УР и охраны окружающей среды в качестве прав и обязанностей сторон Хартии.
С позиции бизнеса, Организация по гармонизации предпринимательского права в Африке (OHADA) принимает участие в интеграции КСО, представляя пересмотренную SYSCOHADA, которая включает в себя прилагаемое Примечание 35. Данное примечание, введенное в 2018 году, закладывает основы нефинансовой отчетности в странах участниках. В результате компании с численностью сотрудников более 250 человек теперь должны предоставлять перечень из 26 позиций информации, касающейся социальных, общественных и экологических вопросов4 В некоторых африканских странах введены стан-
1 https://knowledge-uclga.org/charte-africaine-sur-les-valeurs-et-principes-de-la-decentralisation-la-19. html
2 https://africanlii.org/akn/aa-au/act/agreement /2018/african-continental-free-trade-area/fra@2018-03-21
3 https://www.right-to-education.org/sites/right-to-education.org/files/resource-attachments/Charte_ Africaine_Jeunesse_FR.pdf
4 https://www.ohada.com/actualite/6348/le-conti-
nent-africain-peut-compter-sur-lohada-et-leurope-pour-
developper-la-rse-sur-son-sol.html?langue=en
дарты, направленные на поощрение, укрепление и достижение устойчивого развития, которые имеют конституционную силу. Например, в Буркина-Фасо Закон 008-2014^ от 8 апреля 2014 года об ориентации на устойчивое развитие использует целостный подход, принимая во внимание экономические, социальные и экологические аспекты развития. Он поощряет участие граждан, защищает окружающую среду, способствуя устойчивому управлению природными ресурсами и борьбе с деградацией окружающей среды. Она поддерживает «зеленую» экономику, поощряя устойчивые инвестиции и использование возобновляемых источников энергии.
В Кот-д'Ивуаре Закон 2014-390 от 20 июня 2014 года об ориентации на УР интегрирует принципы устойчивого развития во все направления государственной политики и обеспечивает рациональное использование природных ресурсов. Данный закон направлен на защиту окружающей среды, борьбу с изменением климата, рациональное использование природных ресурсов, развитие «зеленой» экономики и улучшение условий жизни населения. Он также поощряет активное участие гражданского общества, бизнеса и международных партнеров. Закон об устойчивом развитии, обязывает крупные компании отчитываться5 о своей социальной и экологической ответственности и определять политику устойчивого развития. Основная проблема этого закона заключается в том, что он распространяется только на крупные компании с числом работников более 250 человек.
В Марокко 6 марта 2014 г. был введен в действие закон № 99-12, касающийся национальной хартии по охране окружающей среды и устойчивому развитию. Данный закон направлен на достижение ряда целей, таких как интеграция УР в отраслевую государственную политику, принятие национальной стратегии УР и приведение национальной правовой базы в соответствие с международными конвенциями и стандартами в области охраны окружающей среды и УР.6
Во многих африканских странах отсутствие законов и законодательных актов по вопросам КСО и нефинансовой отчетности является серьезным препятствием на пути продвижения УР. Действительно, африканские страны все еще находятся на стадии принятия концепции УР, что затрудняет создание прочной правовой базы в этой области.
5 https://sustainablesquare.com/cote_divoire_ cedricjoiribardo/
6 Dahir n° 1-14-09 du 6 mars 2014 portant promulgation de la loi-cadre n° 99-12 portant charte nationale de l'environnement et du developpement durable (B.O. n° 6240 du 20 mars 2014). http://dmp.uae.ma/ textes_juridiques/generaux/loi_cadre_99_12.pdf
Некоторые страны, например Кот-д'Ивуар, предприняли шаги по интеграции принципов УР, создав министерство, отвечающее за УР, и приняв закон, основанный на этой концепции. Однако эти инициативы остаются ограниченными и не охватывают всех вопросов, связанных с КСО. Очевидно, что проблема КСО недостаточно закреплена в различных правовых системах африканских стран. Отсутствие прочной правовой базы затрудняет оценку деятельности компаний с точки зрения УР. В результате компании, работающие в Африке, могут оставаться безнаказанными, когда речь идет о соблюдении экологических, социальных и этических стандартов. Это может иметь пагубные последствия для окружающей среды, местных сообществ и прав человека.
Российские компании предоставляют информацию о своих социальных и экологических показателях, особенно в энергетическом и нефтегазовом секторах. Африканские компании могут использовать этот опыт и начать активно раскрывать свою нефинансовую информацию. Необходимо изучить опыт России в сокращении выбросов парниковых газов и разработать собственные программы и стандарты для сокращения выбросов в африканских странах. При разработке законов и программ следует учесть недостатки российского закона, такие как отсутствие учета особенностей регионов и отсутствие четких мер и санкций для нарушителей. Африканским странам стоит также изучить письмо Банка России о раскрытии нефинансовой информации. Рассмотрение возможности внедрения независимого заверения нефинансовой отчетности может повысить доверие к отчетности африканских компаний. Важно определить информацию, которая является важной для эффективного управления правительством, и разработать соответствующие системы учета и отчетности на основе этой информации, учитывая особенности и потребности африканских стран.
В отличие от других стран, существующая нормативная база нефинансовой отчетности в Канаде является результатом совместной инициативы ряда игроков, которые вносят свой вклад в ее построение, предлагая более или менее ограничительные правила [11]. В качестве других примеров регионов мира, выделяется европейский союз с множеством нормативно-правовых актов, таких как Директива ЕС 2014/95/ЕС (la directive 2014/95/UE), которая обязывает крупные компании предоставлять нефинансовую отчетность. Это включает информацию об экологических, социальных и трудовых вопросах, уважении прав человека и борьбе с коррупцией.1
Важно отметить, что, недостаточная стандартизация, подтверждения информации, отсутствие единого международного стандарта, ограниченность информации и отсутствие обязательной отчетности для всех компаний, особенно для малых и средних предприятий, создают проблемы в сравнении, анализе, интерпретации и контроле нефинансовой отчетности, а также вызывают сомнения в достоверности и объективности представленных данных. Существует более 10 видов форматов и стандартов для нефтяной отрасли, но большинство компаний использует только 2-3 из них, включая интегрированную отчетность и Global Reporting Initiative GRI-пере-чень [10]. Стандарты нефинансовой отчетности, предоставляют руководство по составлению отчетности и определяют основные принципы и требования для отчетности. Они содержат конкретные показатели, по которым компании должны отчитываться о своем воздействии на социальную сферу и окружающую среду, а также о мерах, принятых для снижения или улучшения этого воздействия, и отслеживать эти данные во времени2. Существуют международные стандарты, определяющие структуру и содержание нефинансовых отчетов. Организации, такие как «Global Reporting Initiative» (GRI)3, «Sustainability Accounting Standards Board» (SASB)4, «International Integrated Reporting Council» (IIRC)5, «United Nations Global Compact»6, «Organisation for Economic Co-operation and Development» (OECD)7, «International Financial Reporting Standards» (IFRS)8, и «Task Force on Climate-related Financial Disclosures» (TCFD),9 разрабатывают и продвигают эти стандарты, чтобы компании могли предоставлять информацию о своей устойчивости, социальной ответственности и финансовых результатах, включая данные о климатических рисках.
Раскрытие нефинансовой информации позволяет эффективнее управлять бизнесом, вовремя находить и измерять возникающие
certaines grandes entreprises et certains groupes d'entreprises, transposant la directive 2014/95/UE du Parlement européen et du Conseil du 22 octobre 2014 modifiant la directive 2013/34/UE https://www.legifrance. gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000035250851 /
2 Le rapportage extra-financier des entreprises https://www.ecologie.gouv.fr/rapportage-extra-financier-des-entreprises
3 https://www.globalreporting.org
4 https://sasb.org/about/
5 https://www.integratedreporting.org/the-iirc-2/ council/
6 https://unglobalcompact.org
7 https://www.oecd.org
1 Ordonnance n° 2017-1180 du 19 juillet 2017 relative à la publication d'informations non financières par
8
https://www.ifrs.org https://www.fsb-tcfd.org
9
риски в разных направлениях жизнедеятельности компании.[12] Ужесточение законодательства, контролирующего отчеты по УР, введение обязательной отчетности для организаций с высокими выбросами парниковых газов, разработка закона «О нефинансовой отчетности» — все это свидетельствует о растущей значимости темы УР.
Вызовы и перспективы усовершенствования нефинансовой отчетности в Кот-д'Ивуар
В странах, где существуют строгие законодательные требования к нефинансовой отчетности имеют больше стимулов для выполнения этих требований и интеграции принципов УР в свою деятельность. Недавно Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (EFRAG) выпустила отчет, содержащий рекомендации по стимулированию новых форм сближения финансовой и нефинансовой отчетности, известных как «связность» (EFRAG, 2021а). В этом отчете подчеркивается ограниченность финансовой отчетности в отношении целей УР и отстаивается необходимость «соединения» финансовой отчетности с нефинансовой [13]. Согласно законодательству, некоторые компании обязаны проверять свои данные независимой сторонней организацией (OTI).1 Компании, превышающие указанные пороговые значения, должны иметь отчет, проверенный независимой третьей стороной, а именно: чистая стоимость 100 млн. евро и средняя численность постоянных сотрудников 500 человек в течение года. Однако причины, по которым были установлены эти пороговые значения, четко не обоснованы и исключают малые и средние предприятия. Не учитываются и затраты, связанные с такой проверкой.2 Некоторые компании могут столкнуться с проблемами конфиденциальности при раскрытии определенной информации в нефинансовой отчетности. Использование нефинансовой отчетности сопряжено с вызовами. Один из них — это сложность определения и измерения нефинансовых показателей. Компа-
1 Ordonnance n° 2017-1180 du 19 juillet 2017 relative à la publication d'informations non financières par certaines grandes entreprises et certains groupes d'entreprises, transposant la directive 2014/95/UE du Parlement européen et du Conseil du 22 octobre 2014 modifiant la directive 2013/34/UE https://www.legifrance. gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000035250851 /
2 "Article R.225-105-2 du Code de commerce : Modalités de publication des informations relatives aux rémunérations des mandataires sociaux dans les sociétés dont les actions sont admises aux négociations sur un marché réglementé". https://www.legifrance.gouv.fr/ codes/section_lc/LEGITEXT000005634379/ LEGISCTA000006161468/2013-11-
16/?anchor=LEGIARTI000025749997
ниям необходимо разработать методики и стандарты для сбора и анализа данных, связанных с их воздействием на окружающую среду, социальные аспекты и уровень корпоративного управления. Еще одним вызовом является необходимость учета различных местных и международных норм и стандартов при подготовке нефинансовой отчетности. Различия в культуре приводит к противоречиям в применении нефинансовой отчетности.
Законы постоянно меняются, что требует постоянного мониторинга и адаптации со стороны компаний. Законодательство в области нефинансовой отчетности может быть сложным для понимания, особенно для малых и средних предприятий. Это может создать трудности в интерпретации и выполнении этих требований. Примечательно, что только 18,9% крупных компаний региона OHADA решили использовать социальный отчет в качестве средства донесения информации. К таким компаниям, как правило, относятся те, в которых существует подразделение, занимающееся социальной и/или экологической деятельностью, например, отдел УР или КСО, фонд или комитет по этике. Некоторые из этих структур, например фонды, могут обладать директивной, юридической и финансовой автономией, что побуждает их к подготовке отчета о деятельности. Учитывая, что их цель - исключительно благотворительность, эти структуры могут готовить только «нефинансовые отчеты», которые справедливо называют «общественными отчетами» [14]. В Африке малых и средних предприятий большинство. По словам Феликса Ано-бля, министра по развитию малых и средних предприятий (МСП) Кот-д'Ивуара, частный сектор в Кот-д'Ивуаре состоит в основном из МСП, на долю которых приходится почти 98% всех предприятий и почти 150 тыс. неформальных предприятий.3 Соблюдение требований к нефинансовой отчетности может потребовать значительных ресурсов, включая время, персонал и финансы. Многие организации из неформального сектора не осознают свою социальную ответственность и не видят необходимости предоставлять нефинансовую отчетность. Недостаток квалифицированных специалистов, знакомых с принципами нефинансовой отчетности, также является серьезной проблемой.
Сомнительно, что импортные концепции КСО совместимы с экономическими, социологическими, экологическими и культурными реалиями малых и средних предприятий в Африке. Ведь во всех регионах континента большинство
3 https://pme.gouv.ci/views/lire-actualites-pme/?-lire=244#:~:text=Les%20PME%20constituent%20 près%20de,23%25%20de%20la%20population%20 active.
видов деятельности, приносящих доход, приходится на неформальную экономику [15]. Необходимо подчеркнуть важность корпоративной культуры и других переменных, таких как отрасль деятельности [16]. В неформальном секторе Африки работники работают в небезопасных условиях, лишены социальных гарантий и доступа к образованию и профессиональным навыкам. Корпорации, реализующие КСО, сталкиваются с проблемами финансирования улучшения условий труда, обеспечения социальной защиты, образовательных возможностей и балансирования между защитой окружающей среды и экономическим развитием в этом секторе. Еще одной проблемой является доступность нефинансовой отчетности для широкой общественности. Важно, чтобы информация была представлена в понятной и доступной форме, чтобы заинтересованные стороны могли оценить деятельность компании и ее вклад в устойчивое развитие. Стоимость услуг Интернета в Кот-д'Ивуаре остается высокой, что затрудняет его распространение и доступность для населения. Цифровые технологии предоставляют ряд возможностей для улучшения процесса составления и предоставления нефинансовой отчетности. Они позволяют автоматизировать сбор данных, использовать специализированные программные инструменты для сбора данных из различных источников. Необходимо разработать более доступные и привлекательные ценовые планы для услуг мобильного интернета, чтобы сделать их доступными для большего числа людей.1 Низкий уровень использования Интернета в организации затрудняет эффективную реализацию КСО. Компания не может полностью использовать потенциал интернета для взаимодействия с заинтересованными сторонами, получения информации о лучших практиках в области КСО и мобилизации поддержки вокруг своих инициатив.
Неграмотность значительной части населения является проблемой. Существует прямая связь между уровнем грамотности и реализацией КСО. Уровень грамотности отражает образование, знания и навыки людей, что влияет на их способность понимать и осознавать важность социальной ответственности. Люди с более высоким уровнем грамотности обычно более осведомлены о проблемах и вызовах, с которыми сталкивается общество, и более склонны к активному участию в решении этих проблем. Уровень грамотности оказывает влияние на способность компаний осознавать и оценивать социальные проблемы, а также на их способность разрабатывать и реали-
1 Afrique Numérique : Transformation technologique pour l'emploi https://www.banquemondiale.org/fr/region/ afr/publication/digital-africa
зовывать эффективные стратегии КСО. Для достижения оптимальной стратегии УР необходимо разработать национальную модель КСО, которая будет основана на общих правилах социальной ответственности для всех участников бизнеса и социального взаимодействия [17].
Выводы
Отсутствие национальных стандартов и рекомендаций по составлению нефинансовых отчетов затрудняет сравнение и оценку деятельности компаний. Африканские страны сталкиваются с рядом вызовов в области нефинансовой отчетности. Опыт России полезен для разработки эффективных механизмов регулирования в этой области. В Кот-д'Ивуаре необходимо разработать законодательство о нефинансовой отчетности и КСО, установить четкие стандарты и руководящие принципы. Недостаток квалифицированных специалистов, знакомых с принципами нефинансовой отчетности является серьезной проблемой для этих стран. Импортные концепции КСО могут быть не совместимы с реалиями МСП в Африке, поэтому при разработке КСО необходимо учитывать особенности и потребности малых и средних предприятий. Африканским странам необходимо укреплять законодательную базу в области корпоративной ответственности и нефинансовой отчетности. Это будет способствовать развитию устойчивой деловой практики, прозрачности и корпоративной ответственности, а также защите прав местного населения и окружающей среды. Рекомендуется создание независимого органа по контролю и регулированию нефинансовой отчетности. Такой орган будет отвечать за проверку и контроль предоставляемой информации, а также за разработку и обновление стандартов нефинансовой отчетности. Внедрение механизмов обратной связи между компаниями и заинтересованными сторонами, поможет улучшить качество отчетности и удовлетворить их потребности.
Заключение
Исследование влияния международных стандартов КСО имеет практическую значимость для компаний, которые стремятся повысить свою прозрачность и ответственность перед обществом. Это полезно для разработки новых национальных стандартов и рекомендаций, которые будут лучше соответствовать потребностям компаний и общества в целом. Предлагается разработка простых требований к нефинансовой отчетности для МСП, повышение осведомленности о необходимости предоставления отчетности в неформальном секторе, разработка четких правил и норм регулирования, обучение специалистов, разработка концепций КСО, снижение
стоимости и повышение доступности Интернета, для ее применения. Поддержка со стороны госу-
улучшение образовательных возможностей. Эти дарства, включая создание национальной зако-
меры помогут снизить барьеры и стимулировать нодательной базы и предоставление финансовых
МСП к предоставлению нефинансовой отчетно- поощрений, будет способствовать оптимальному
сти, создать стабильную и предсказуемую среду внедрению КСО в компаниях.
Список литературы:
[1] Duport, M. & Peretti, J. (2020). Les engagements en matière de responsabilité sociale, sociétale et environnementale en Afrique à travers les déclarations de performance extra-financière des entreprises (DPEF). Revue Management & Innovation, 1, 101-118. https://www.cairn.info/revue--2020-1-page-101.htm
[2] Capron Michel et Quairel Françoise, Les dynamiques relationnelles entre les firmes et les parties prenantes, in Rapport pour le Commissariat Général du Plan : « Gouvernement d'entreprise et gestion des relations avec les parties prenantes : information, évaluation des performances, contrôle externe », 2001.
[3] Gallego Hernández, Daniel. (2023) La traducción económico-financiera vista por los profesionales. Babel. Revue internationale de la traduction / International Journal of Translation. DOI: 10.1075/babel.00315.gal
[4] Lucas Boucaud, 2020. "The integration of extra-financial issues in strategy? A structurationnalist approach of the CSR reporting in a French multinational [L'intégration des enjeux extra-financiers dans la stratégie ? U,»Post-Printhal-03125909, HAL.
[5] Шахназаров Бениамин Александрович ESG-принципы и устойчивое развитие. правовые аспекты // Мониторинг правоприменения. 2022. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-printsipy-i-ustoychivoe-razvitie-pravovye-aspekty
[6] Власова Н.С. Корнияш В.С Назначение и виды нефинансовой отчетности // Вестник Академии знаний. 2021. №5 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naznachenie-i-vidy-nefinansovoy-otchetnosti
[7] КорзоватыхЖ. М. Развитие системы нефинансовой отчетности как инструмента повышения эффективности бизнеса //Вестник ГУУ. 2023. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-nefinansovoy-otchetnosti-kak-instrumenta-povysheniya-effektivnosti-biznesa
[8] Сорокина Е. М. Нефинансовая отчетность российских компаний: актуальность и условия составления // Baikal Research Journal. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nefinansovaya-otchetnost-rossiyskih-kompaniy-aktualnost-i-usloviya-sostavleniya
[9] Дубровина М.Д., Максимова Т.Г. Тренды нефинансовой отчетности в сфере управления устойчивым развитием организаций в россии // Экономика и экологический менеджмент. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-nefinansovoy-otchetnosti-v-sfere-upravleniya-ustoychivym-razvitiem-organizatsiy-v-rossii
[10] Серебрякова Татьяна Юрьевна нефинансовая отчетность и контроль соответствия // Учет. Анализ. Аудит. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nefinansovaya-otchetnost-i-kontrol-sootvetstviya
[11] Geelhand de Merxem, Loïc. "Le reporting extrafinancier : une construction normative inachevée." Les Cahiers de droit, volume 62, number 4, december 2021, p. 1211-1250. https://doi.org/10.7202/1084262ar
[12] Штиллер Марина Владимировна, Войтоловский Николай Викторович, Сисина Надежда Николаевна анализ нефинансовых показателей в нефинансовой отчетности для целей устойчивого развития организации // Известия СПбГЭУ. 2023. №3-1 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-nefinansovyh-pokazateley-v-nefinansovoy-otchetnosti-dlya-tseley-ustoychivogo-razvitiya-organizatsii
[13] David, Bastien, et Sophie Giordano-Spring. «Connectivité entre le reporting financier et extrafinancier: une exploration à travers la comptabilité «climat» », Comptabilité Contrôle Audit, vol. 28, no. 4, 2022, pp. 21-50.
[14] DONGMO, Roméo. "Analyse des déterminants des disparités structurelles des supports de reporting durabilité dans un contexte réglementaire coercitif." revue africaine de management [En ligne], 1.9 (2023): n. pag. (Web. 29 Aug. 2023)
[15] Fouda, Jean Biwole. (2023). La responsabilité sociétale des entreprises (RSE) dans les très petites entreprises et les petites entreprises en contexte africain : état des lieux et modélisation. 10.37725/ mgmt.2023.5531.
[16] Saoussany, Amina, & Nabila Kidaye. "Les Déterminants du Reporting RSE : Etude de l'Impact des Mécanismes de Gouvernance sur la Diffusion Sociétale." revue de l'entrepreneuriat et de l'innovation [En ligne], 5.19 (2023): n. pag. (Web. 29 Aug. 2023)
[17] Карцхия А.А., Логон Д.Т. Концепции устойчивого развития в корпоративном праве: опыт России и стран Африки // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. No5. С. 470-477. EDN: ZJKCWE
Spisok literatury:
[1] Duport, M. & Peretti, J. (2020). Les engagements en matière de responsabilité sociale, sociétale et environnementale en Afrique à travers les déclarations de performance extra-financière des entreprises (DPEF). Revue Management & Innovation, 1, 101-118. https://www.cairn.info/revue--2020-1-page-101.htm
[2] Capron Michel et Quairel Françoise, Les dynamiques relationnelles entre les firmes et les parties prenantes, in Rapport pour le Commissariat Général du Plan : « Gouvernement d'entreprise et gestion des relations avec les parties prenantes : information, évaluation des performances, contrôle externe », 2001.
[3] Gallego Hernández, Daniel. (2023) La traducción económico-financiera vista por los profesionales. Babel. Revue internationale de la traduction /International Journal ofTranslation. DOI: 10.1075/babel.00315. gal
[4] Lucas Boucaud, 2020. "The integration of extra-financial issues in strategy? A structurationnalist approach of the CSR reporting in a French multinational [L'intégration des enjeux extra-financiers dans la stratégie ? U, "Post-Printhal-03125909, HAL.
[5] SHahnazarov Beniamin Aleksandrovich ESG-principy i ustojchivoe razvitie. pravovye aspekty // Monitoring pravoprimeneniya. 2022. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-printsipy-i-ustoy-chivoe-razvitie-pravovye-aspekty
[6] Vlasova N.S. Korniyash VSNaznachenie i vidy nefinansovoj otchetnosti // Vestnik Akademii znanij.
2021. №5 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naznachenie-i-vidy-nefinansovoy-otchetnosti
[7] Korzovatyh ZH. M. Razvitie sistemy nefinansovoj otchetnosti kak instrumenta povysheniya effek-tivnosti biznesa // Vestnik GUU. 2023. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-nefinanso-voy-otchetnosti-kak-instrumenta-povysheniya-effektivnosti-biznesa
[8] Sorokina E. M. Nefinansovaya otchetnost ' rossijskih kompanij: aktual'nost ' i usloviya sostavleniya //Baikal Research Journal. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nefinansovaya-otchetnost-rossi-yskih-kompaniy-aktualnost-i-usloviya-sostavleniya
[9] DubrovinaM.D., Maksimova T.G. Trendy nefinansovoj otchetnosti v sfere upravleniya ustojchivym razvitiem organizacij v rossii // Ekonomika i ekologicheskij menedzhment. 2023. №2. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/trendy-nefinansovoy-otchetnosti-v-sfere-upravleniya-ustoychivym-razvitiem-organizat-siy-v-rossii
[10] Serebryakova Tat'yana YUr 'evna nefinansovaya otchetnost'i kontrol'sootvetstviya // Uchet. Ana-liz. Audit. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nefinansovaya-otchetnost-i-kontrol-sootvetstviya
[11] Geelhand de Merxem, Loïc. "Le reporting extrafinancier : une construction normative inachevée." Les Cahiers de droit, volume 62, number 4, december 2021, p. 1211-1250. https://doi.org/10.7202/1084262ar
[12] SHtiller Marina Vladimirovna, Vojtolovskij Nikolaj Viktorovich, Sisina Nadezhda Nikolaevna ana-liz nefinansovyh pokazatelej v nefinansovoj otchetnosti dlya celej ustojchivogo razvitiya organizacii // Izves-tiya SPbGEU. 2023. №3-1 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-nefinansovyh-pokazate-ley-v-nefinansovoy-otchetnosti-dlya-tseley-ustoychivogo-razvitiya-organizatsii
[13] David, Bastien, et Sophie Giordano-Spring. «Connectivité entre le reporting financier et extra-financier: une exploration à travers la comptabilité «climat» », Comptabilité Contrôle Audit, vol. 28, no. 4,
2022, pp. 21-50.
[14] DONGMO, Roméo. "Analyse des déterminants des disparités structurelles des supports de reporting durabilité dans un contexte réglementaire coercitif." revue africaine de management [En ligne], 1.9 (2023): n. pag. (Web. 29 Aug. 2023)
[15] Fouda, Jean Biwole. (2023). La responsabilité sociétale des entreprises (RSE) dans les très petites entreprises et les petites entreprises en contexte africain : état des lieux et modélisation. 10.37725/ mgmt.2023.5531.
[16] Saoussany, Amina, & Nabila Kidaye. "Les Déterminants du Reporting RSE : Etude de l'Impact des Mécanismes de Gouvernance sur la Diffusion Sociétale." revue de l'entrepreneuriat et de l'innovation [En ligne], 5.19 (2023): n. pag. (Web. 29 Aug. 2023)
[17] Karckhiya A.A., Logon D. T. Koncepcii ustoïchivogo razvitiya v korporativnom prave: opyt Rossii i stran Afriki //Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2023. T. 16. No5. S. 470-477. EDN: ZJKCWE
чштшшшштшшшшшшшшшштшшшшшшшшшшштшш